Новый корабль в старом корпусе

С приходом в 2011 году и принятием в ремонт АПЛ «Леопард» «Звездочка» открыла эпоху ремонта и модернизации многоцелевых лодок проекта 971 (шифр «Щука-Б»), более известных корабелам и военным морякам как «Барсы». Сегодня рядом с «Леопардом» на стапеле заводского эллинга стоит «Волк» - второй представитель этой серии из состава подводных сил Северного флота. Два их собрата с Тихого океана – «Братск» и «Самара» ещё ждут своей очереди встать на твёрдое основание.



Несмотря на загруженность предприятия ремонтом и модернизацией подводных и надводных кораблей различных проектов, строительством серии судов спецназначения для ВМФ единственным исполнителем контрактов по обновлению «Щук-Б» была выбрана именно «Звёздочка».


Дело в том, что Центр судоремонта «Звёздочка» на сегодняшний день остался единственным в России предприятием, которому по плечу масштабная программа по модернизации АПЛ. Поэтому командованием ВМФ было принято решение по закреплению за головным предприятием Центра судоремонта и его филиалом – «Нерпой» реализации части программы по поддержанию боеготовности группировки многоцелевых АПЛ. Более того, в отечественном судоремонте «Звёздочка» - наиболее развитое предприятие, обладающее огромным и, самое главное, актуальным опытом работы в технически сложных проектах. Таким проектом, например, была модернизация всех стратегических ракетоносцев проекта 667БДРМ – основы морской составляющей сил ядерного сдерживания. Этими обстоятельствами и объясняется тот факт, что тихоокеанские «Барсы» прибыли на усовершенствование именно на ягринскую верфь.

Всех их помимо ремонта ждёт глубокая модернизация, после которой изменится и шифр проекта. Работы по модернизации коснутся как «начинки» - всех систем и комплексов, так и корпуса корабля. Многоцелевые АПЛ III поколения проекта 971М по обновлённым тактико-техническим характеристикам приблизятся к АПЛ следующего поколения – проекту 885 «Ясень». Можно сказать, что будет создан новый корабль в старом корпусе.



Неизбежный вывод из действующего состава подводных лодок II и III поколения,физическое и моральное устаревание АПЛ проекта 971, имеющих за плечами более 20 лет службы, особенно в отсутствие необходимого ремонта, в совокупности с крайне низкими темпами ввода в строй кораблей IV поколения, заставляет командование ВМФ со всей серьёзностью относиться к поддержанию существующей группировки многоцелевых атомных подводных лодок Северного и Тихоокеанского флотов.

Проводимый в последние годы ремонт по фактическому состоянию не может преодолеть моральное старение средств радиоэлектронного вооружения и технических средств. Да и характеристики ударного комплекса кораблей уже не отвечают в должной мере современным требованиям. Для поддержания группировки многоцелевых АПЛ, говоря о проекте 971, требуются ремонт и модернизация, по мнению специалистов, включающая в себя ряд обязательных элементов. Эти направления должны охватывать переход на современный уровень систем управления, связи и навигации, гидроакустики, БИУС и других систем РЭВ, внедрение передовых образцов ракетно-торпедного вооружения широкой номенклатуры, средств обеспечения ядерной безопасности, живучести, обитаемости, эксплуатационной надёжности, уменьшения акустической заметности.

Общий комплекс работ по ремонту и модернизации позволит продлить срок службы данных кораблей ещё на 15 лет. Если учесть, что срок их службы только лишь с поддерживающим ремонтом составляет четверть века, то полтора десятка лет до момента ввода в строй необходимого количества АПЛ IV поколения - достаточная гарантия поддержания боеспособности многоцелевой группировки.



Под реализацию столь масштабной задачи даже много десятилетий успешно справляющейся с ремонтом АПЛ верфи пришлось проводить серьёзнейшую подготовку, начиная от согласования конструкторской документации с проектантом до реконструкции своих производственных мощностей.

К сожалению, благие начинания, как часто случается, столкнулись с суровой реальностью. Классическая схема «спервапроект,затем исполнение в металле» фактически была поставлена с ног на голову. Корабли приходят в ремонт, а НИОКР и техперевооружение верфи ещё продолжаются, несмотря на то, что отмашка о начале выполнения контракта дана. Из-за спешки с выполнением общей задачи судоремонтники вынуждены идти впереди проектантов, которым в свою очередь в срочном порядке приходится вносить постоянные корректировки в «сырую» конструкторскую документацию, подолгу отрабатывая вопросы, требующие оперативного решения.Такая рассинхронизация между проектантом и исполнителем неизбежно выливалась в отставание от плановых задач. И это только одна составляющая непростого процесса обновления «Барсов».

Лодки данного проекта относятся к III поколению, в которое советскими проектантами и конструкторами были привнесены самые новейшие на тот период научные и технические разработки. Повышение роли автоматизации процессов в управлении системами и комплексами корабля позволило снизить количество членов экипажа.С другой стороны, это выразилось в плотной компоновке оборудованием внутреннего пространства лодки. Был изменён и подход к строительству кораблей проекта 971, с переходом на блочный, когда зональные блоки в готовом виде помещали в корпус. Всё это, несомненно, усложняет и так непростой процесс модернизации данных АПЛ, требуя новых концепций реализации данной программы.

На примере первенца серии для предприятия – «Леопарда» можно судить о тех сложностях, что выпали на долю корабелов «Звёздочки».Уже на этапе демонтажа оборудования, корпусных конструкций, дефектации корпуса и оборудования пришлось столкнуться с инертностью проектных организаций, до нескольких месяцев задерживающих выпуск конструкторской и технологической документации. Отдельной строкой в общем ходе ремонта и модернизации идёт процесс изготовления и ремонта оборудования заводами-изготовителями. Ситуация, к сожалению, характерна не только по отношению к данным кораблям. Многие предприятия еле сводят концы с концами, некоторые вовсе исчезли из когда-то всесоюзной сети промышленной кооперации. Надо признать, что задержки поставок основного оборудования и ЗИП для ремонта стали головной болью для строителей «Звёздочки».



Продолжается монтаж фундаментов под оборудование, испытания элементов корпуса и цистерн. С существенной задержкой, но «Леопард» предъявлен к электромонтажным работам, и они уже вовсю выполняются. Набранный темп работ и поступающее оборудование (хоть и с более чем полугодовой задержкой) позволяют с уверенностью сказать, что заказ будет сдан в обозначенный госконтрактом срок. Анализ ошибок, полученных при работах на головном корабле серии «Барсов», существенно сократит срок возвращения в строй остальных кораблей данного проекта.

Своевременное выполнение поставленной задачи требует от предприятия также реализации ряда инвестиционных проектов по техническому перевооружению и реконструкцию производственных мощностей «Звёздочки». Помимо этого потребовалось внедрение широчайшего перечня средств технического оснащения заказов, в том числе стендов для испытаний и настройки систем и механизмов, средств обеспечения ремонта. Всё это предстояло «обкатать» на головном для «Звёздочки» «Леопарде». О том, какая обширная работа была проведена, говорят цифры. С момента подготовки и во время мероприятий по выгрузке и ремонту оборудования по сегодняшний день было изготовлено более 1400 единиц средств техоснащения заказов проекта 971М, что составляет более половины от требуемого количества. Создание и внедрение новых стендов при этом продолжается, для чего задействованы научно-исследовательские и проектные институты.

Что касается инфраструктуры, то нужно отметить: для проведения программы среднего ремонта и модернизации АПЛ III поколения в рамках федеральной целевой программы, рассчитанной до 2018 года, ведётся реконструкция и строительство ряда производственных и технических объектов верфи. За счёт многомиллиардных бюджетных и собственных средств проведена реконструкция котельной пара низкого давления, реконструкция цеха № 10, идёт техническое перевооружение цеха № 15 – стапельных цехов предприятия. В стадии реализации строительство и перевооружение ещё нескольких объектов. В их числе гидротехнические сооружения (в первую очередь, глубоководная и мелководная набережные), судоподъёмный и транспортно-передаточный комплексы, винтообрабатывающее производство.

К сожалению, именно данная совокупность факторов: запаздывание с реализацией программы техперевооружения (действительно длительной по времени и трудоёмкой), пробелы в предварительной проектной и организационной работе, невыполнение работ контрагентами - неминуемо сдвигали и продолжают сдвигать вправо выполнение госконтрактов на ремонт и модернизацию группы АПЛ проекта 971.

Подобная ситуация не нова для «Звёздочки». Аналогичным образом начинался старт многолетнего этапа заводских ремонтов АПЛ проекта 667БДРМ. Первоначальные трудности и нестыковки были общими усилиями ликвидированы, и в дальнейшем ремонт стратегических ракетоносцев поставлен на конвейер. С большой долей уверенности думается, что и в программе ремонта и модернизации «Барсов» изначальные шероховатости будут устранены, а последующие корабли проекта 971М будут возвращаться в строй согласно контрактным срокам.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 34

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. кеп 12 ноября 2016 15:27
    Можно сказать, что будет создан новый корабль в старом корпусе.

    Правильно с точки зрения эффективности. Корпус самое сложное в технологии судна.
    Убежден что это правильное решение,"архиправильное" как говорил классик.
    Это даст возможность сократить отставание в силах флота допущенное в последние годы.
    Дело за корабелами "флаг им в руки", а лодкам семь футов под килем. hi
    1. Nick 12 ноября 2016 19:13
      Цитата: кеп
      Дело за корабелами "флаг им в руки", а лодкам семь футов под килем.

      ...и над рубкой... hi
    2. mr.redpartizan 13 ноября 2016 10:58
      Корпус - не самое сложное в АПЛ. Самое сложное - радиоэлектронное оборудование (особенно ГАК и БИУС), системы вооружения и ЯЭУ. Создание сегментов корпуса занимает чуть больше года, а вот установка различного оборудования затягивается на несколько лет.
      1. 78bor1973 18 ноября 2016 22:01
        Согласен что не самое сложное ,но в современных условиях корпус это всё таки единица которую можно начинить современными системами ,АПЛ это всё-таки не артиллерийский крейсер под ракеты!
        Цитата: mr.redpartizan
        Корпус - не самое сложное в АПЛ. Самое сложное - радиоэлектронное оборудование (особенно ГАК и БИУС), системы вооружения и ЯЭУ. Создание сегментов корпуса занимает чуть больше года, а вот установка различного оборудования затягивается на несколько лет.
    3. Evgeniy667b 18 марта 2017 15:58
      Старых корпусов не бывает, такое заключение может вынести либо человек с больным воображением, либо от лукавого
      1. Monster_Fat 20 апреля 2017 10:21
        Расположение торпедных аппаратов в носу наших лодок III поколения делает невозможным расположение мощных ГАС в этом месте. Только на последних наших лодках мы приняли "американскую" компоновку-вся носовая часть-ГАС, а торпедные аппараты под углом возле рубки. Исходя из этого следует вывод-старые корпуса не позволяют расположить мощные ГАС в носу тем самым снижая возможности модернизации, следовательно, и боевые возможности ПЛ.
        1. Удав КАА 5 октября 2017 13:38
          Цитата: Monster_Fat
          Расположение торпедных аппаратов в носу наших лодок III поколения делает невозможным расположение мощных ГАС в этом месте.

          Отчего же? Возьмите к примеру Девственниц -- у них ГАС подковообразная, а не сферическая. Это --во-первых.
          А во-вторых, есть протяженные БУГАС, есть конформные вдоль всего корпуса, как на Волках.
          Так что -- дерзайте (но не дерзите!) -- и обрящите!
          Другое дело, что все новое требует колоссальных вливаний, а наши хотят на велосипеде Мерседес обогнать! А все потому, что у манагера -- "ум по рупь двадцать"!
          Ага.
  2. Охотолюб 12 ноября 2016 16:42
    Горжусь страной которая создала такие великолепные Корабли и Лодки, заложив в них такой модернизационный потенциал! Горжусь кораблестроительной школой, которая несмотря на все трудности - существует! Горжусь всеми Вами, создатели нашего Флота, неизвестно, существовала ли бы наша страна без вашего Труда! good
    1. Удав КАА 5 октября 2017 13:44
      Цитата: Охотолюб
      Горжусь...Горжусь всеми Вами...

      Ну, а окромя Оды "Горжусь", еще мысли-то какие-нибудь есть!? wink
      Или весь пар в свисток : "Гордюсь!!!!" - и всё!? laughing
  3. Лесной 12 ноября 2016 16:52
    Сейчас такое время, нужно половину флота ремонтировать. Одно радует, что хоть с мёртвой точки сдвинулось дело, хоть москитный флот - но новый, старый - но крупный.
  4. rudolff 12 ноября 2016 17:02
    Да уж, ремонт в российских реалиях, это как уравнение со множеством переменных и неизвестным концом. Волк с Самарой уже три года в ожидании ремонта. Леопард с 2011-го, Братск с 2007-го. Только вдумайтесь, 10 лет в ожидании ремонта! И конца края не видно. Я человек не злой, но за каждый год простоя корабля в ожидании ремонта давал бы год лишения свободы главкому ВМФ и руководству ОСК. Перед назначением на должность предупреждение под роспись. Может только так хоть какой-то порядок навести можно.
    1. Серый брат 12 ноября 2016 19:06
      Цитата: rudolff
      10 лет в ожидании ремонта!

      А что вы хотели? После ЕБНа бабла в стране не было, зато в долгах были как в шелках Накопили средств - начали ремонтировать потихонечку.
      Это вам не "Жигули" в гаражном автосервисе подшаманить.
      1. mav1971 12 ноября 2016 21:00
        Цитата: Серый брат
        Цитата: rudolff
        10 лет в ожидании ремонта!

        А что вы хотели? После ЕБНа бабла в стране не было, зато в долгах были как в шелках Накопили средств - начали ремонтировать потихонечку.
        Это вам не "Жигули" в гаражном автосервисе подшаманить.


        Дело совсем не в этом.
        А в совокупности причин.
        Система самого ВПК - на настоящий момент одна из причин разрушения собственного оборонного потенциала. Т.е. пчелы против меда.

        1. Погодовое финансирование.
        До тех пор пока не будет подписан госконтракт с конечным исполнителем - ни один смежник, ни один смежник-смежника - не получит ни копейки на изготовление своих изделий и комплектующих.
        И то, что некоторые изделия изготавливаются долго, некоторые вещи годами - факт.
        Вот и стоит лодка уже на стапелях годами.

        2. Госплан уничтожен, а систему планирования в новых условиях - не создали.
        И не создадут ввиду погодового финансирования.
        Никто не хочет и не может смотреть вперед.

        3. Руководство предприятий ВПК.
        У них в жизни все хорошо, и лишний самостоятельный движняк, пусть и в интересах государства
        строго запрещен.

        В общем система саморганизовалась так. что никто ни за что не отвечает и все живут припеваючи.
        1. Серый брат 12 ноября 2016 22:02
          Цитата: mav1971
          2. Госплан уничтожен, а систему планирования в новых условиях - не создали.

          Оборонзаказ это и есть системное планирование, через это армия сейчас реформируется и перевооружается, существует программа перевооружения и на неё выделены средства.
          лишний самостоятельный движняк,

          Да ради бога, только за свой счёт, а не за государственный. Государство не станет платить за то чего не заказывало - патамушта системное планирование.
          Ничего не запрещено, просто не оплачивается.
          Цитата: mav1971
          В общем система саморганизовалась так. что никто ни за что не отвечает и все живут припеваючи.

          У предприятий есть обязательства по контрактам, в рамках этих обязательств они несут ответственность.
          И то, что некоторые изделия изготавливаются долго, некоторые вещи годами - факт.
          Вот и стоит лодка уже на стапелях годами.

          В ситуации когда нужно делать всё, вообще всё, имеет смысл в первую очередь реализовывать несложные проекты не требующие большого количества времени и средств но при этом делать упор на их количество, а не упарываться в длительные, сложные и дорогостоящие.
          Иначе можно наваять пяток вундервафель, но при этом личный состав будет исключительно капустой трёх видов питаться
      2. Evgeniy667b 18 марта 2017 16:02
        да кто Вам сказал, что бабла не было. Было оно, только не там где нужно. Капиталисты, блин, хреновы!!! И сейчас есть.
    2. saturn.mmm 13 ноября 2016 10:12
      Цитата: rudolff
      Я человек не злой, но за каждый год простоя корабля в ожидании ремонта давал бы год лишения свободы главкому ВМФ и руководству ОСК.

      Вы полагаете они очень боятся лишения свободы?
      Допустим 500 миллионов выделенные на ремонт сначала ложатся ВМФ под проценты в банк на 5 лет затем в ОСК под проценты на 5 лет, затем они переводятся заводу, завод откатывает 250 которые делятся.
      Я не утверждаю что так происходит на самом деле, но задержки в 10 лет наводят на подобные мысли. Лодка стоит 1,5 миллиарда долларов, построить судоремонтный завод 150 миллионов.
      У коммерсантов в России суда строятся быстро как и ремонтируются.
      10 ноября 2008 года заложили танкер "Кирил Лавров" водоизмещением в 70000 тонн на Адмиралтейских верфях, ввели в эксплуатацию 15 сентября 2010 года, до этого за год ввели в эксплуатацию подобный танкер "Михаил Ульянов", а Вы о каких то подводных лодках.
    3. НЕКСУС 14 ноября 2016 13:46
      Цитата: rudolff
      Да уж, ремонт в российских реалиях, это как уравнение со множеством переменных и неизвестным концом. Волк с Самарой уже три года в ожидании ремонта. Леопард с 2011-го, Братск с 2007-го. Только вдумайтесь, 10 лет в ожидании ремонта! И конца края не видно. Я человек не злой, но за каждый год простоя корабля в ожидании ремонта давал бы год лишения свободы главкому ВМФ и руководству ОСК. Перед назначением на должность предупреждение под роспись. Может только так хоть какой-то порядок навести можно.

      Привет Рудольф!
      Может наконец-то возьмутся за Щук...эти АПЛ весьма удачные и еще послужат ,пока Ясени и Хаски выстругивать будем. А тк модернизационный потенциал заложен хороший,то и рано эти "звериные стаи" списывать со счетов.
      Что до простоев в ремонте,согласен...главкому и его окружению надо бы по шапке постучать,чтоб шевелиться начал. И держать это на контроле,чтоб сердюковщину не развели. Многоцелевики нам нужны как воздух,а постройка Ясеней буксует не по детски. Щука-Б для НАТОвцев очень неудобный и малозаметный противник...не зря тот же Гепард матрассы прозвали "подводным мерседесом" из-за тихого хода и удобств на ПЛ.
  5. alexmach 12 ноября 2016 17:16
    Интересно что будут с 650 мм торпедными аппаратами делать. Торпеды то такие после затопления "курска" с вооружения то сняли. Всего аппаратов то там 8, 4 - больших 4 обычных. Если дать из них залп Калибрами - получится всего 8 ракет в залпе и то при использовании "больших" аппаратов.
    1. mr.redpartizan 13 ноября 2016 11:07
      Есть еще ракеты "Ветер" и "Водопад", хотя и торпеды 65-76 можно вернуть на службу. По ТТХ они значительно опережают американскую Mk.48, а их 550 кг БЧ не оставляет никаких шансов даже очень крупному кораблю.
  6. кедр 12 ноября 2016 17:52
    Цитата: rudolff
    Да уж, ремонт в российских реалиях, это как уравнение со множеством переменных и неизвестным концом. Волк с Самарой уже три года в ожидании ремонта. Леопард с 2011-го, Братск с 2007-го. Только вдумайтесь, 10 лет в ожидании ремонта! И конца края не видно. Я человек не злой, но за каждый год простоя корабля в ожидании ремонта давал бы год лишения свободы главкому ВМФ и руководству ОСК. Перед назначением на должность предупреждение под роспись. Может только так хоть какой-то порядок навести можно.


    А что Вы хотели от рыночной экономики с её частнособственнической идеологией прибыли любой ценой, которая как не крути, а коснулась всех и каждого, в том числе и атомного судостроения и ремонта. Это раньше были Госплан, профильные министерства, НПО, отделы ЦК, печатный станок (подумать только) Государству пренадлежал! Партийные органы, государственные и советские могли работать согласовано в одной упряжке и как следствие, концентрировать в нужном месте, к нужному времени огромные материальные, финансовые и интеллектуальные средства , добиваясь этим очень значительных, прорывных результаов.
    Так что пожалейте главкома ВМФ и руководство ОСК, им ещё не раз придётся расхлёбывать заваренную "перестройщиками" рыночную кашу.
    1. rudolff 12 ноября 2016 18:23
      Нет, кедр, дело не в рыночной экономике. Что-то не в порядке с нами самими. У тех же американцев система плановых ремонтов работает, как швейцарские часы. КОН по атомным ПЛ от 0,5 до 0,7. То есть более половины списочного состава единовременно на БП в море. А чиновников мне не жалко. Сколько их уже сменилось за последние 10 лет? А Братск все ждет своего ремонта и ждет... Кто-нибудь вообще несет за это ответственность? Нет.
      1. nov_tech.vrn 12 ноября 2016 20:43
        так рулит нашим рынком кто, выкидыши либеральных экономических школ, ВАСО получил кредит 2 млрд рублей на финансирование текущих проектов внимание под 12,5 процентов годовых
      2. Удав КАА 12 ноября 2016 22:16
        Цитата: rudolff
        Кто-нибудь вообще несет за это ответственность? Нет.

        Добрый вечер, Рудольф! Мой отец по такому случаю говорил: "Сложное дело -- коромысло!" Мы с тобой, наверное, как никто из форумчан, знаем, что такое ремонт/модернизация.
        При рассмотрении причин такого положения дел с восстановлением технической готовности лодок, мне всегда вспоминается алгоритм предстартовой подготовки к пуску. Прежде чем заполнится кольцевой зазор и откроется крышка, должны быть выполнены десятки команд, по готовности -- загорается табло выполненной команды...
        У меня вопрос: а кто конкретно ответит за то, что транспорант "деньги" не загорается вовремя? табло "рабочая тех документация", "техническое решение", "согласование проектной документации", готовность технологического оборудования", "поставка систем и комплектующих"... Кто конкретно ответит за своевременность готовности этих слагаемых модернизации? И что ты сделаешь, если пригнали на ремонт, а все концы не состыкованы...Хотя все планы и согласования -- подписаны!
        Основной вопрос: а финансирование пошло? Нет? Ну-ну...
        А в чем "заторч"? Опять посылку с блоками контрагент не отправил? А когда ожидать? Не знаете? А кто знает????
        И т.п.
        Внимание, вопрос! Ты себе такую ситуацию при Д.Ф.Устинове представить можешь!? И что было бы с тем директором, который вовремя не поставил комплектующие в эпоху "царствования" Ю.В. Андропова?
        К чему это я? Да к твоему, извини,
        дело не в рыночной экономике.
        и наверное еще и потому, что "У нас не 37-ой год!"
        С уважением, Удав. drinks
        1. rudolff 12 ноября 2016 23:10
          Удав, абсолютно верно! Только я сравнил с часами, а ты с предстартовой и у тебя это получилось даже нагляднее. Ведь у нас кораблей такого класса осталось раз, два и обчелся. Любой офицер, даже не штабист, ночью разбуди расскажет поименно: где, кто, в какой линии, в каком ремонте. Ведь средние планируются за черт знает сколько лет вперед, хоть с чертом можно обо всем договориться. Если я директор СРЗ и знаю, что ровно через два года ко мне в док встает Самара или Братск, я уже сейчас должен начинать выкручивать руки всем своим контагентам. Не получается, не исполняются контракты, нет финансирования - доклад руководству ОСК. Не может ОСК, значит далее уже они сами по команде вплоть до правительства и президента. С виновных три шкуры. Все дело в элементарном планировании и ответственности.
    2. Nick 12 ноября 2016 19:17
      Цитата: кедр
      Так что пожалейте главкома ВМФ и руководство ОСК, им ещё не раз придётся расхлёбывать заваренную "перестройщиками" рыночную кашу.

      Вот-вот! Правильно. Как говорится, зри в корень!
  7. KudrevKN 12 ноября 2016 20:18
    Лишь бы снова индусам в аренду не отдали?
    1. rudolff 12 ноября 2016 21:15
      Индусам К-322 Кашалот отдать хотели. Тоже уже 3 года, как в ремонте. Предлагали Ирбис (зав. N519) достроить, но те носом крутят.
      1. Dart2027 12 ноября 2016 22:00
        Цитата: rudolff
        Ирбис (зав. N519)

        Ирбис - это 518 (Нерпа)
        1. rudolff 12 ноября 2016 22:32
          Вообще-то, Ирбис - это наименование особого проекта 971И, по которому строился зав.N518 и должен был достраиваться N519. Поскольку 518 получил уже два имени, Ирбис остался за 519.
          1. Dart2027 13 ноября 2016 17:58
            Цитата: rudolff
            и должен был достраиваться N519

            А он должен был достраиваться? Что-то не припомню.
            1. rudolff 14 ноября 2016 09:52
              Индийцы изначально, еще при подписании контракта, хотели получить в лизинг два корабля, а не один. Специально для них был разработан особый проект "индийский экспортный" 971И (Ирбис). По нему и должны были достраиваться зав.N518 и зав.N519. Но от второго индийцы быстро отказались и корабль "завис". Привлечь к нему внимание пытались в 2009 году, когда амурский судостроительный посетил Путин. Помня о том, что он в 2001-м он присутствовал на поднятии флага на Гепарде и хорошо отозвался о лодке, а последствия аварии на Нерпе уже были к тому времени устранены и как-бы забыты, Путину показали и зав. N519 Ирбис. Степень готовности корабля к тому моменту оценивалась в 60%. Путин много чего тогда пообещал, но... на достройку корабля деньги так и не выделили. Потом периодически появлялись слухи, что может быть все-таки индийцы созреют на второй лизинг. Увы. Им проще готовую из состава забрать, чем с достройкой заморачиваться. Вот и стоит на стапеле никому не нужная.
              1. Dart2027 14 ноября 2016 19:26
                Цитата: rudolff
                По нему и должны были достраиваться зав.N518 и зав.N519

                Когда делали 518, я ни разу не слышал, чтобы кто-то говорил о достройке 519.
  8. mr.redpartizan 13 ноября 2016 11:14
    Подлодки проекта 971 очень красивые и мощные, поэтому их необходимо сохранить. Необходим единый проект модернизации этих подлодок с перспективой на будущее. Хорошо бы достроить оставшиеся корпуса по усовершенствованному проекту, ведь "Ясени" строятся ОЧЕНЬ медленно, а новые корабли нужны еще ВЧЕРА.
    1. rudolff 14 ноября 2016 10:11
      Усовершенствованный проект, это 971У. По нему Гепард строился и от своих предшественников даже внешне отличается. А сейчас речь о модернизированном 971М. Это немного разные проекты.
      А вообще, 971-й - это не только красивый корабль, но и возможно самый удачный проект за всю историю отечественного подводного кораблестроения. Если сравнивать с танками, то 671РТМ(К) - это Т-72, 971й - это Т-90, 971У Гепард - это уже Т-90МС. И судьбы у них похожие. Танкисты ждут Армату, подводники Ясень. И то и другое пока "кот в мешке".
  9. Комментарий был удален.
Картина дня