Аэроретрофутуризм



В тот самый день 1907 года, когда Анри Фарман установил европейский рекорд дальности и продолжительности полета, другой французский летчик и авиаконструктор Луи Блерио совершил первый и последний полет на своем аэроплане №7. На фоне тогдашних опутанных расчалками "летающих этажерок" этот аппарат выглядел очень футуристично. Самолеты подобной схемы - аэродинамичные "остроносые" монопланы с рядными моторами, полностью скрытыми под обшивкой, получили распространение лишь спустя полтора десятилетия.

Кроме того, Блерио впервые применил систему управления, вошедшую в употребление еще позднее - в 1930-е годы - на самолетах типа "бесхвостка" и "летающее крыло". Задние горизонтальные поверхности "семерки" могли отклоняться синхронно (при этом они работали как рули высоты), либо - асинхронно и даже - в противоположных направлениях, выполняя роль элеронов. Такие рулевые поверхности впоследствии назвали элевонами.


Самолет под управлением своего создателя довольно легко оторвался от земли и пролетел около 600 метров, после чего Блерио пошел на посадку, очевидно, решив, что для первого полета этого достаточно. К сожалению, едва коснувшись земли, аэроплан увяз колесами в глубокой грязи и скапотировал. Пилот успел пригнуться в кабине, чтобы при опрокидывании машины ему не сломало позвоночник. В результате он отделался небольшими травмами, но самолет был разбит вдребезги и восстанавливать его не имело смысла.

В дальнейшем Блерио отказался от элевонов, оснастив свой следующий аэроплан поворотными законцовками крыла, игравшими роль элеронов, а потом перейдя к системе управления креном путем изгибания крыла (гоширования), как на самолетах братьев Райт. Также он почему-то решил частично отказаться от обшивки, и его дальнейшие аэропланы, в том числе и тот, на котором он впервые пересек Ла-Манш, имели лишь "голый" деревянный каркас хвостовой части фюзеляжа.

На заставке - носовая часть "Блерио" №7 со снятым боковым листом обшивки, благодаря чему виден двигатель и интерьер кабины. На самолете стоял восьмицилиндровый 50-сильный мотор "Антуанетт", такой же, как на "Вуазене" №1, описанном в предыдущей заметке. Винт тоже имел аналогичную конструкцию с плоскими алюминиевыми лопастями, напоминавшими весла. Тележка шасси, сделанная из гнутых стальных труб, оснащалась пружинной амортизацией.



Сборка "Блерио" №7 на аэродроме перед началом испытаний. Горизонтальное оперение еще не установлено.



Луи Блерио занимает место в кабине.



Аэроплан выкатывают на стартовую позицию.



Запуск двигателя, как и на всех тогдашних аэропланах, не имевших стартеров, осуществлялся прокруткой винта вручную. Это была довольно опасная процедура для моториста.



Финал испытаний. Хорошо, что такое завершение полета не погубило создателя машины и не отпугнуло его от дальнейших экспериментов.



Современная масштабная модель "Блерио" №7. Непонятно, зачем ее автор раскрасил крыло "под тигра", хотя, на оригинале, судя по фотографиям, ничего подобного не было.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/560526.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. RASKAT 19 ноября 2016 13:26
    Винты напоминают старые весла для байдарки. belay
    Автор молодец конечно но без слез не взглянешь. smile

    Извините без юмора пройти не могу.
    1. Микадо 19 ноября 2016 16:37
      есть красивая легенда о том, что случай имел место быть. Якобы при Иване Грозном некий холоп Никитка смастерил крылья, прыгнул с колокольни и даже пролетел некоторое расстояние, и ничего себе не сломал при приземлении. fellow А царь за это приказал ему отрубить голову, ибо "если человек и летает, то от дьявола" am (кстати, замечательная тема для новой темы, в смысле, ругани про Грозного - "Иван Грозный - душитель российской авиации" wassat ). Но, вроде как, легенда основывается на рассказе Опочинина "Бесовский летатель", а в 1926 г. по нему даже сняли фильм. И картину нарисовали
  2. Вольный ветер 19 ноября 2016 14:42
    Как же люди хотели летать! Ну просто"безумству храбрых, поем мы песню" . наполеон сказал..... Толстому и под поезд бросился..... Хороших вам выходных!!!!!
  3. птс-м 19 ноября 2016 16:34
    Всё ,начинается с простого.!
  4. alatanas 31 января 2017 18:14

    Болгарский царь Фердинанд Сакс-Кобург-Гота - первый в мире госсударственный глава летавший на самолете, вместе с пилотом Жюлем де Ламином (Jules de Lamine) 15.07.1910 г.
Картина дня