Американские легкие танки. Между войн, между строк...

37
Американские легкие танки. Между войн, между строк...


В 2014 году я начал писать серию статей про американские «междувоенные» танковые разработки. Тогда завершить работу не удалось и вот теперь хотелось бы вновь вернуться к тематике.



Итак, напомню, что заря американского танкостроения отметилась широким полем творческого поиска, множественными переделками тракторов в боевые машины и разного рода чудесными вундерваффе. Впрочем, как и везде. Большой вклад в историю гусеничных бронемашин сделали такие товарищи как Гарри Нокс (танки Cunningham) и Джон Уолтер Кристи. Об их работе написано достаточно подробно, однако из внимания была упущена целая серия интереснейших машин. Вот о том, с чего начиналось то, что в итоге превратилось в М3 Stuart, хотелось бы рассказать поподробнее. Ну и немножко разобраться в линейке междувоенных машин.

Отдельно и в очередной раз чертыхнусь в адрес американской цифро-буквенной индексации боевой техники. Просто не пытайтесь понять, почему у них «пять разных М2, семь М1 и двадцать три Т1», причем не все из них танки, принимайте как есть.

Акт о национальной обороне


Сформированный в Первую мировую американский танковый корпус в 1919 году расформировали, и все наличествующие машины передали в ведение пехотных подразделений. В 1920 году в США принимается акт, согласно которому организация бронетанковых частей как отдельного рода войск попросту запрещалась, а работа над разработкой и внедрением нового вида вооружения вменялась начальнику Штаба сухопутных сил, в аппарате которого была создана специальная комиссия. Махра, конечно, пыталась получить хороший отечественный танк, но бюджет тоже сильно порезали. Тем не менее, попытки не прекращались. В 1927 году даже попытались создать экспериментальную танковую часть, состоящую из легких машин, но начавшаяся Великая депрессия этому делу помешала. В 1931 году командующим сухопутными войсками стал генерал Дуглас МакАртур и политика механизации армии сильно изменилась. Страна потихоньку «вычухивалась» после кризиса. Теперь танки стали разрабатывать еще и для кавалерии, как для априори более мобильного рода войск.

Инженер-конструктор Гарри Нокс, совместно с фирмой Cunningham с 1920 по 1932 разработали серию легких танков T1, а также самоходки на их базе. В 1928 году их попытались принять на вооружение под индексом Light Tank M1, но конструкция была несколько сыроватой и приемка отложилась, а уже в 1931 Джон Кристи «выстрелил» со своим М1931, который приняли на вооружение под индексами Medium Tank T3 (произведено 3 шт.) для пехоты и Combat Car T1 (сделали 4 шт.) для кавалерии. Эти машины (М1931) получили дальнейшее самостоятельное развитие, а вот сам инженер Кристи ударился в маразм, постепенно разругался со всеми и продолжил делать странные поделки вплоть до смерти в 1944 году. Тем временем вполне неплохой проект Т1 Cunningham зарубили исключительно из-за появления на рынке М1931. В результате к 1932 году нормального доработанного серийного легкого танка еще не появилось, конкуренция в деле танкостроения между инженерами Кристи и Ноксом ни к чему так и не привела, а военным по-прежнему нужен был хороший танк. И дальнейшие разработки не прекращались. Включение в игру конницы повлекло за собой новые изыскания. «Акт о национальной обороне» в 30-х годах никто не отменял, потому, чтобы обойти закон, пришлось обзывать машины для кавалерии – «combat car», вместо – «tank», для пехоты. Отсюда имеем две «ветки развития», о которых и рассказывать буду по отдельности.

Combat Cars

Combat Car T1

Суть есть танк Кристи М1931, принятый на вооружение кавалерии.


Combat Car T2

Гарри Нокс с Каннингэмами естественно тоже углядели потенциал кавалеристов, как заказчиков бронетехники, и предприняли очередную попытку конкурировать с Кристи. Доступные источники указывают, что эта машина была разработана изначально как Armored Car Т5, а уже впоследствии переименована в Combat Car T2.


Изделие получилось любопытным, но нежизнеспособным. Если Кристи довел идею колесно-гусеничного танкового шасси практически до совершенства, то Т2 являлся де-факто колесным броневиком с колесами, обернутыми гусеницами. Впоследствии Нокс полтора года пытался довести до ума машину, но даже Combat Car T2E1 никакого интереса у военных не вызвал.


Combat Car T3
Попытка продать кавалерии Т1Е1 Cunningham. Неудачная.


Combat Car T4

Отказ от дальнейшего использования машин Т1 повлекла за собой их запредельная стоимость. Хотелось получше и подешевле, но каждый инженер знает, что первым делом от заказчика надо получить техническое задание. В 1932 году для того чтобы сформировать окончательные требования к кавалерийскому танку, была созвана целая конференция. Новая машина должна была весить 7,7 тонн, скорость хода 64/35 км/ч на колесах и гусеницах соответственно, а в качестве вооружения предусматривалось использование двух пулеметов (12,7 и 7,62 мм). Неожиданно на арене танковых конструкторов появился начальник Абердинского полигона майор Гладеон Барнс. Взяв за основу машину Кристи (Combat Car T1), он полностью переделал ходовую часть, установил амортизирующие свечи под углом и переделал балансиры, тем самым уменьшив высоту корпуса. Бортовые листы теперь можно было разместить под небольшим углом, что и было проделано. Двигатель водяного охлаждения заменили на более мощный воздушного, вдобавок скомпоновав его с трансмиссией, что привело к уменьшению объема МТО.


Машинка получила обозначение Combat Car T4, а вполне успешные испытания прошли в августе 1933 года. В целом танк понравился, но требовались некоторые доработки.

Так родился Т4Е1. В нем диаметр погона башни был увеличен с 1118 мм до 1420 мм и, соответственно, переделана башня, пулеметы вместо спаренной установки поставили раздельно, также добавили курсовой и два пулемета по углам лобового листа, ну и зенитный до кучи.


Танчик как ежик ощетинился, масса выросла до 9 тонн, хотя ходовые характеристики благодаря новой трансмиссии даже улучшились. И вроде бы все хорошо, но примерно в это же время проводились испытания Combat Car T5, который был существенно легче и в два раза дешевле. Так что к принятию на вооружение рекомендовали конкурента. Созданный прототип не оставили в покое, а зимой 1935 года переделали в Combat Car T4Е2. Башню сняли, а на ее место наварили бронерубку, два пулемета из углов ВЛД разнесли по бортам и еще один поставили в кормовом листе рубки.


Таким образом, вооружение машины состояло из пяти пулеметов 7,62 и одного 12,7 Браунинг, но, опять же, эксперименты так и остались экспериментами. На этом история Барнсовской машины, как танка для кавалерии, заканчивается и начинается для пехоты, впрочем, об этом попозже…

Combat Car T5

Когда стало понятно, что Light Tank T1 даже в модификации Е6 на вооружение принимать не собираются, инженер Гарри Нокс совместно с Управлением вооружений в 1933 году начали разработку одновременно двух машин: для кавалерии – Combat Car T5 и для пехоты – Light Tank T2. Спецификацию приняли такую же, как для Т4 – вес 7,5т, скорость 48 км/ч, три пулемета и противопульная броня. Получив от Комитета вооружений добро на изготовление опытного образца, Нокс начал воплощать идею в металл. Специально для танка была разработана новая подвеска с вертикальными пружинами. За неимением достаточно мощного автомобильного двигатель пришлось снова брать авиационный звездообразный семицилиндровый Continental R-670. И тут в полной мере проявилась специфика звездообразной схемы, у которой коленвал находится в центре. Трансмиссия впереди, мотор – позади, как результат – идущий через все боевое отделение вал, расположенный внутри кожуха, и высотой буквально «по коленку». Естественно, прыгать через него командиру и заряжающему в тесном танке было как бы не очень. Проблему решили кардинально, установив не одну, а две башни кругового вращения, получив в нагрузку ряд недостатков конструкции. Опытный образец был готов в апреле 1934, «пустой», массой в 5,6 тонны, башнями без крыш (снижение массы, но и ряд проблем), ветрозащитными щитками у водителя и подвеской, сильно отличной от Light Tank T1. Она состояла из четырех опорных катков, сблокированных в две тележки на борт, ленивец крепился к задней тележке. Новая подвеска неплохо себя зарекомендовала и на испытаниях опытный танк смог развить скорость 68 км/ч, что существенно превышало требования спецификации. Впоследствии машина получила и новую резино-металлическую гусеницу разработки Нокса.


В марте 1935 года в рамках дальнейших работ по модернизации опытную машину переделали по типу Т4Е2. Наварили короб рубки, наставили пулеметов по кругу и посмотрели, что получилось. А получился Combat Car T5E1, неудобный, потому что нельзя концентрировать и вообще нормально управлять огнем и жаркий, потому что МТО частично засунули под рубку. Такая конструкция дальнейшего развития не получила.


Чуточку позже соорудили новый танк Combat Car T5E2, снова переработав подвеску, корпус и установив увеличенную башню, а еще установили зенитный пулемет Browning M1919. Именно эта машина и была принята на вооружение как Combat Car M1.


Всего с 1935 по 1937 годы было выпущено 90 машин (включая опытный образец). Изготавливали их в Арсенале Рок Айленда. В процессе серийного производства упростили конструкцию башни и щитка моторного отделения.

Изыскания над опытной машиной Т5 тем временем продолжались. Сначала в 1936 году попытались поставить дизельный двигатель Guiberson T-1020. Танк стал Т5Е3. Моторка, в общем-то, неплохая, но запуск был достаточно сложный. Но все равно, по результатам испытаний, три серийных М1 оснастили такими двигателями и получились Combat Car M1E1.

Служба в войсках также выявила ряд недостатков. Так, например, сильную продольную раскачку попытались решить, немного «растянув» подвеску. Машина, получившая индекс Combat Car M1E2, действительно получилась намного устойчивей в этом плане.


В 1938 году Рок Айлендский арсенал выпустил 24 танка Combat Car M1A1, несколько модифицированную версию, семь из которых стали M1A1Е1 – с дизельными двигателями.


1940 год принес американской кавалерии последнюю модификацию танка – Combat Car M2, конструктивно схожий с пехотным Light Tank M2A4. М2 по сравнению с Т5 значительно потяжелел. Масса возросла аж до 11,5 тонн, что повлекло за собой переработку подвески. Первоначальный заказ был аж на 292 машинки (Вторая мировая уже вовсю шла), ну и до кучи ушлые кавалеристы хотели отобрать у пехоты Light Tank M2A1 и M2A2. Вот только эти планы перечеркнуло несколько жирных «но».


Пулеметные танки показали на полях боев свою полную несостоятельность, да и противопульная броня давно стала недостаточной для танка, все-таки противотанковое дело на месте тоже не стояло. В конечном итоге у конницы получилось урвать только 34 машины Combat Car M2 (часть из них – дизельные). 1940 год принес не только М2, а и отмену Акта о национальной обороне. Конспирация потеряла всякий смысл, поэтому Combat Car M1 переименовали в Light Tank M1A1, а Combat Car M2 в Light Tank M1A2. В том же году началось формирование танковых дивизий.

Собственно на этом история Combat Car Т5 заканчивается. Стоит только упомянуть еще несколько экспериментов с самым первым шасси. В 1937-1938 годах экспериментировали с резиновыми торсионами в подвеске и новым пятицилиндровым дизелем – Combat Car Т5Е4.


В том же 1938-м на один из М1А1 установили опытную ходовую часть с резино-металлической гусеницей и бандажированными катками, одновременно попытавшись решить проблему короба с валом посреди боевого отделения. Танк получил индекс Combat Car M1E3. В обоих случаях дальше экспериментов дело не пошло.


Combat Car T6

Очередная, третья по счету, попытка кавалерии получить колесно-гусеничный танк. Экипаж из пяти человек, двигатель Wright Whirlwind R-975 мощностью в 400 л.с. и боевая масса 10,5 тонн, вот в общем то и все что известно по данной машине. В конце 1935 года проектные работы остановили так как новая машина выходила слишком уж тяжелой и ничем не превосходящей М1. Ни фотографий, ни эскизов в настоящее время в сети нет.

Combat Car T7

Год спустя, в 1936, армейское руководство решило идти другим путем к колесно-гусеничному танку. Взяли последний выпущенный серийный Combat Car М1А1 и к 1937 году переделали его в Combat Car T7. В основе ходовой использовали три колеса на борт с пневматическими шинами вместо бандажей. При движении на колеса привод осуществлялся на заднее, а переднее сделали управляемым. К 1937-му танк поступил на испытания, но уже к 1939 году все работы в данном направлении были приостановлены, поскольку колесно-гусеничная схема окончательно утратила актуальность.


Light Tanks

Light Tank T1

Об этой машине достаточно подробно написано в статье «Танки фабрики Cunningham».


Light Tank T2/М2

Потерпев неудачу с Т1 и не отчаявшись, Гарри Нокс одновременно с разработкой Combat Car T5 и фактически по единой спецификации начал изобретать машину, получившую индекс Light Tank T2.


Если у Т5 подвеска была полностью новой, то в Т2 применили наработки с Т1Е4. Двигатель взяли как у Т4, Т5 – Continental R-670, только у Т4 он был выполнен единым блоком с трансмиссией, а у Т2 трансмиссию установили спереди, поэтому, как и у Combat Car Т5, в боевом отделении располагался короб с приводным валом и всем мешал.


Нет, ну реально мешал. Попробуй, попрыгай козликом в боевой обстановке.


И пехотный, и кавалерийский танки прибыли на полигон для испытаний одновременно в апреле 1934 года. В целом Т2 понравился, но вот этот кожух… И ничего поделать было нельзя. Старую ходовую часть от Т1Е4 признали неудовлетворительной, а боевое отделение слишком шумным, что мешало работе экипажа. Список замечаний взяли в работу и уже в октябре того же года на полигон прибыл Т2Е1 – существенно модернизированный танк с удачной ходовой, как у Combat Car T5.


Башня по-прежнему оставалась одна, а командир/наводчик с заряжающим продолжали прыгать через кожух при поворотах башни. До кучи впервые в американской истории применили резино-металлическую гусеницу конструкции все того же Нокса. Вещь в себе и визитная карточка американской бронетехники. В январе 1935 года танк пошел на войсковые испытания в Форт Беннинг и удачно их прошел. На вооружение был принят как Light Tank M2А1.


Так завершилась девятилетняя эпопея поисков проб и ошибок. От изначальной концепции двухместной машины с передним расположением двигателя и 37-мм пушкой пришли в итоге к четырехместному танку с двухместной башней и чисто пулеметным вооружением, движкой, расположенной сзади и передней трансмиссией.

В пути от Т2Е1 до М2А1 машина потяжелела на полторы тонны (до 8,5), однако бронирование и динамические характеристики остались прежними, поэтому на превышение веса военные закрыли глаза. Вооружение в отличие от кавалерийского танка размещалось не в двух башнях и даже не раздельно, а в спаренной установке Т7.


Всего М2А1 произвели 9 штук.

И все же все же, все же… Высокий кожух реально мешал, поэтому не долго мудрствуя и имея положительный опыт с Т5/М1, военные просто установили две раздельные башни. В 1935 году на испытания вышел двухбашенный Light Tank T2E2, который приняли на вооружение как Light Tank M2A2 фактически одновременно с М2А1.


За 1935 год успели выпустить тоже 9 танков. Ну а дальше: заказы посыпались. В 1936 году – 125 шт, в 1937 – еще на 104 машины. Таким образом, новый танк стал основой танкового парка США и заменил в частях существенно устаревшие к тому времени М1917 Light Tank. Про него писали в газетах и снимали кинохроники. Он явился своего рода новым символом армии.


М2А2 тоже получил в качестве эксперимента дизельный двигатель. Три машины были переоборудованы в М2А2Е1.

М2А2Е2 – последний изготовленный танк М2А2 с увеличенным до 25 мм бронированием. Этот образец стал своего рода испытательным полигоном для различных нововведений. В процессе различных переделок на него поставили рядный шестицилиндровый дизельный двигатель General Motors 6–71, объемом 7 литров. Это, естественно, потребовало удлинения моторного отделения и переработки шасси. То что получилось, переиндексировали в М2А2Е3 и в начале июля 1939 года начали испытывать.


М2А2Е3


Light Tank М2А3. За основу для этой машины приняли кавалерийский М1Е2 с удлиненным шасси. Новый танк получился устойчивей, и с немного модифицированными башенками. По результатам изучения боев в Испании толщину лобового листа увеличили до 22 мм, для того чтобы противостоять огню крупнокалиберных пулеметов. С лета 1938 года на Рок Айленде изготовили 73 машины этого типа. 8 танков стали М2А3Е1 с дизельками.


Один из серийных М2А3 – превратили в испытательный стенд для установки электротрансмиссии Timken. Хотя вал из БО и пропал, все же такой тип конструкции оказался громоздким, переусложненным. М2А3Е2 на вооружение не поступили и дальше экспериментов не пошли.


Тот самый Тимкен


Последний эксперимент с платформой получил обозначение М2А2Е3. Это была попытка установить новый V-образный четырехцилиндровый дизель V-4–223 от GM. Движок был тяжелый и длиннее родного, что повлекло переделку ходовой части с увеличением диаметра ленивца. Платформа дальнейшего развития не получила, а вот ходовая практически без изменений досталась легкому танку М3.

Light Tank М2А4. Разработку этой машины начали еще в 1938 году. После сравнительных испытаний «пехотного» М2 и «кавалерийского» М1 последний оказался в явном выигрыше, поэтому концепцию танка поддержки пехоты решили пересмотреть. Стало ясно, что и вооружение слабовато, и бронирование не мешало бы улучшить с сохранением маневренности. Специалисты военного министерства Нокс, Крисмес и Барнс, предложили несколько вариантов, даже построили опытное шасси, но военные не захотели строить танк «с нуля» поэтому пришлось лепить из того, что было. Для нового танка практически без изменений взяли корпус М2А2, а вот башню разработали с нуля, сделав двухместной и оснастив 37-мм пушкой спаренной с пулеметом.


Толщину брони корпуса увеличили до 25 мм. Первый образец сразу же получил индекс M2A4 и в мае 39-го года погнал на испытания, и по итогам с незначительными доработками утвердили в серию. Танк начали делать в мае 1940 года и всего выпустили 375 штук. В целом уже в 1941 году начали производство М3, так что машинка несколько запоздала с появлением, однако ей даже удалось немножко повоевать на Гуадалканале.


Light Tank T3
Экспериментальная машина разрабатываемая одновременно с Т2Е1. От визави отличался более низким корпусом и единственным 12,7 мм пулеметом в надстройке.

Light Tank T6
Еще один плод экспериментов, изготовленный в июне 1939 года под руководством майора Джона Крисмеса, как один из вариантов замены М2А3. Из примечательного – использование спаренных автомобильных двигателей (унификация и удешевление) и крупногабаритное литье (литой блок с трансмиссией и бортовыми передачами).


И даже не спрашивайте меня, куда подевались Т4 и Т5… Не знаю, пока не знаю.

На этом история легких американских танков, разработанных между Первой и Второй мировой войнами, в общем-то, и заканчивается. Дальше был уже военный М3 Stuart. Есть еще линейка средних машин, но о них в следующей статье.

Использованы материалы:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/usa/_usa.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/usa/_usa.htm
http://warspot.ru/6799-na-maner-kristi
http://warspot.ru/7370-bronya-dlya-amerikanskoy-kavalerii
http://warspot.ru/5677-eksperimenty-na-idealnoy-platforme
http://warspot.ru/7439-dvuglavaya-lyogkost
http://warspot.ru/4529-dognavshiy-odnoklassnikov
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. avt
    +5
    16 ноября 2016 15:48
    good Красивый обзор.
  2. +8
    16 ноября 2016 15:48
    Статья довольно интересная. Главный недостаток у всего класса подобных машин на мой взгляд один это на тот момент непонимание как их грамотно использовать на поле боя. И отсутствие достаточного опыта их применения в реальных боях. По сути этот класс танков переродился в БМП только без десанта, своего рода машины поддержки танков.
  3. +4
    16 ноября 2016 17:10
    Спасибо, истинное удовольствие.
    Масса совершенно новой для меня информации, да еще и собранной в одном месте
    Отдельная благодарность за иллюстрации.
    hi
  4. +5
    16 ноября 2016 17:45
    Начиная с лиг танков и комбат Каров американская танковая школа дошла до Абрамов. Конечно все эти:комбат кары, Шерманы(их любит камрад из"богомизбраных") или Абрамы были хороши для своего времени,но не идиалы.
    Как хотите, но по-моему европейская школа(немецкая и наша) танкостроения выше всех остальных
    1. +5
      16 ноября 2016 18:47
      Цитата: Монархист
      Как хотите, но по-моему европейская школа(немецкая и наша) танкостроения выше всех остальных

      Потому что русские и немецкие танки создаются для настоящего, "насмерть", боя, а американские-для занятия разбомбленной до состояния лунного ландшафта территории. А это две большие разницы.
    2. +1
      17 ноября 2016 09:46
      Не скажите, Шерман - неплохая и очень надёжная машина. Из недостатков - высокая пожароопасность для версий с бензиновым двигателем, большая высота и пушки на выбор - либо хорошо пробиваешь, либо имеешь хорошие фугасы.
    3. 0
      20 ноября 2016 22:15
      Цитата: Монархист
      Начиная с лиг танков
      Какие такие у танков лиги?
  5. +4
    16 ноября 2016 18:24
    В довоенных американских танках нечто привлекательное присутствует, этакий дизельпанк
    1. +2
      17 ноября 2016 07:09
      Особенно этот с ирокезом! :)
  6. +1
    16 ноября 2016 18:45
    И даже не спрашивайте меня, куда подевались Т4 и Т5… Не знаю, пока не знаю.
    Они стали средними ;) .
  7. +2
    16 ноября 2016 20:58
    Судя по гусеницам с резиновыми накладками на кое каких фото уже в то время эта техника предназначалась для передвижения по хорошим асфальтированным дорогам...
    1. +3
      16 ноября 2016 22:22
      Цитата: mr.Man
      Судя по гусеницам с резиновыми накладками на кое каких фото уже в то время эта техника предназначалась для передвижения по хорошим асфальтированным дорогам...

      В боях выяснилось, что после движения по открытому огню, что в бою не редкость, резина выгорала и гусеница разваливалась.
      Меня терзают смутные сомнения-неужели американские конструкторы и вправду думали, что в бою кто-то из членов экипажа будет вести огонь из зенитного пулемета ? Стоя за башней ? Во время боя ? При условии, что все члены экипажа, мягко говоря, в бою постоянно заняты ? И куда этот стрелок, если конечно такой ду...доброволец найдется, сможет вообще удержаться на танке,про меткую стрельбу я вообще молчу ? Ведь гораздо удобнее вести зенитный огонь просто высунувшись из люка. Или это было место для ниггeрoв ?
      1. 0
        17 ноября 2016 08:40
        А кто Вам сказал, что во время боя.
        Как раз зенитный нужен более всего на марше и остановках - где немцы ставили MG42 и наши ДШК? Да там же практически и ставили:

        1. +1
          17 ноября 2016 19:48
          Цитата: Никкола Мак
          Как раз зенитный нужен более всего на марше и остановках - где немцы ставили MG42 и наши ДШК? Да там же практически и ставили:

          Там, да не там. И немцы и наши ставили пулеметы таким образом, чтобы из него можно было стрелять, высунувшись из люка, т.е, находясь в укрытии наполовину.
          Рисунок, в данном случае-не доказательство.
          Во-первых, это РИСУНОК( а бумага, как известно, все стерпит) , а не фото.
          Во-вторых, на данном рисунке ДШК, с его немалой отдачей, установлен на треноге и не фиксирован на крыше. Я лично думаю, что при таком варианте стреляющий будет больше чем стрельбой озадачен удержанием пулемета на месте. Кстати, на всех последующих после Шермана танках американцы устанавливали зенитный пулемет таким образом, чтобы работать им из люка, а не с брони.
          1. 0
            18 ноября 2016 05:51
            Во-вторых, на данном рисунке ДШК, с его немалой отдачей, установлен на треноге и не фиксирован на крыше.

            Вот Вы загнули - тренога (впрочем я сам виноват - надо было фото выкладывать).
      2. +5
        17 ноября 2016 15:14
        "Меня терзают смутные сомнения-неужели американские конструкторы и
        вправду думали, что в бою кто-то из членов экипажа будет вести огонь
        из зенитного пулемета ? Стоя за башней ? Во время боя ?"////

        Это было большой ценностью американских танков. Пулеметы Кольт-0,5
        стали ставить на все танки позади башни.
        Например, в Нормандии по сторонам узких дорог - высокие живые изгороди.
        Засаду не видно и 3 метров. Забашенные пулеметчики косили изгороди
        непрерывно. Один танк направо, другой налево. Так и продвигались.
        1. 0
          17 ноября 2016 15:23
          Цитата: voyaka uh
          Забашенные пулеметчики косили изгороди непрерывно. Один танк направо, другой налево. Так и продвигались

          - представил себе картинку... внушает belay
          - и стволы не горели, и патронов хватало? На "непрерывно"-то?

          PS: кстати, все это нисколько на оправдывает расположение пулемета за башней.

          На 64-ке той же Утес (тоже 0.5) вообще изнутри управляется... но БК всего 250 патронов, ЕМНИП... особо много не "накосишь", живых изгородей, в смысле request
          1. +2
            17 ноября 2016 16:17
            "- и стволы не горели, и патронов хватало? На "непрерывно"-то?"////

            Вы себе плохо предстваляете Кольт (Браунинг) -0,5. Удивительная машина, живущая уже 100 лет. (Мне посчастливилось из него стрелять ,с треноги).
            У него невысокая скорострельность и есть возможность стрельбы одиночными.
            Непрерывно - это, конечно, короткими очередями. Стволы держат. А коробки
            с лентами приклепляли к танку снаружи десятки.
            1. +1
              17 ноября 2016 16:21
              Цитата: voyaka uh
              Вы себе плохо предстваляете Кольт (Браунинг) -0,5

              - если честно - вообще не представляю request
              - все понял, спасибо
              1. +1
                17 ноября 2016 16:29
                Вот так это выглядело вблизи.
                И есть фотки Шерманов с кучей коробок пулеметных патронов
                по бокам в два этажа.
  8. +1
    16 ноября 2016 22:21
    Замечательное начало цикла - Спасибо! Ждем продолжения.
    1. 0
      19 ноября 2016 20:26
      Это продолжение цикла)
  9. +1
    17 ноября 2016 01:23
    Американцы все таки перешли на маленькие катки. И в этом есть плюсы, двигателю меньше железа крутить. Отчего будут лучшие динамические характеристики. То что экипажу легче менять, грузовик может больше доставить, завод может больше изготовить, и щадит трансмиссию. Думаю и так понятно.
  10. 0
    17 ноября 2016 04:19
    Один из серийных М2А3 – превратили в испытательный стенд для установки электротрансмиссии Timken. Хотя вал из БО и пропал, все же такой тип конструкции оказался громоздким, переусложненным. М2А3Е2 на вооружение не поступили и дальше экспериментов не пошли.
    Почему-то считают что электротрансмиссия надёжней и компактней, забывая о том что кроме мотор-генератора и приводного или приводных двигателей есть ещё пускорегулирующая аппаратура для электроагрегатов. Не беру современную аппаратуру, но аппаратура той поры была слишком сложной и ненадёжной. Даже на тяжелых танках она была экспериментальной или малосерийной.
  11. +2
    17 ноября 2016 05:11
    Цитата: Альф
    Цитата: mr.Man
    Судя по гусеницам с резиновыми накладками на кое каких фото уже в то время эта техника предназначалась для передвижения по хорошим асфальтированным дорогам...

    В боях выяснилось, что после движения по открытому огню, что в бою не редкость, резина выгорала и гусеница разваливалась.
    Меня терзают смутные сомнения-неужели американские конструкторы и вправду думали, что в бою кто-то из членов экипажа будет вести огонь из зенитного пулемета ? Стоя за башней ? Во время боя ? При условии, что все члены экипажа, мягко говоря, в бою постоянно заняты ? И куда этот стрелок, если конечно такой ду...доброволец найдется, сможет вообще удержаться на танке,про меткую стрельбу я вообще молчу ? Ведь гораздо удобнее вести зенитный огонь просто высунувшись из люка. Или это было место для ниггeрoв ?

    Посмотрите как воюют американцы. Медленно с остановками, попивая кофе, стреляют по всему что двигается после ковровой бомбардировки. Так, что можно поставить сзади танка зонт пляжный, табуретку и стрелять.
  12. +2
    17 ноября 2016 08:25
    Чем-то напоминает советскую историю - "как мы модернизировали и приспосабливали Т-26".
    Но у нас и без этого проектов хватало.
    По результатам изучения боев в Испании толщину лобового листа увеличили до 22 мм, для того чтобы противостоять огню крупнокалиберных пулеметов.

    Весьма впечатляющий вывод по Испании - видимо никто из американских репортёров о Pak 36 так и не услышал, а разведчики видимо с ними только и пили.

    У нас было с двигателями на танки плохо - у американцев (с их технологическим превосходством) ещё хуже - очевидный вывод из статьи.
    1. +1
      17 ноября 2016 12:49
      Цитата: Никкола Мак
      Весьма впечатляющий вывод по Испании - видимо никто из американских репортёров о Pak 36 так и не услышал, а разведчики видимо с ними только и пили

      До Pak-36 ещё далеко, В Испании броню хорошо пробивали мелкокалиберные противотанковые пушки.
      Немецкий Т-1 подбит в предместьях Мадрида.

      БТ-5 Испания.
      Цитата: Никкола Мак
      Чем-то напоминает советскую историю - "как мы модернизировали и приспосабливали Т-26".
      Но у нас и без этого проектов хватало.
      По результатам изучения боев в Испании толщину лобового листа увеличили до 22 мм, для того чтобы противостоять огню крупнокалиберных пулеметов.

      Весьма впечатляющий вывод по Испании - видимо никто из американских репортёров о Pak 36 так и не услышал, а разведчики видимо с ними только и пили.

      У нас было с двигателями на танки плохо - у американцев (с их технологическим превосходством) ещё хуже - очевидный вывод из статьи.


      Т-26 и погибший экипаж. Все танки поражены 20-37мм противотанковыми пушками. Вот ссылки
      http://www.telenir.net/transport_i_aviacija/tehni
      ka_i_oruzhie_1997_01/index.php
      1. +2
        17 ноября 2016 13:17
        Может Вы всё таки сначала обдумаете, а затем будете писать?

        Во первых – модернизация Т-26 – это отдельная тема применительно к американским танкам (тоже многосерийная).
        Во вторых:
        До Pak-36 ещё далеко, В Испании броню хорошо пробивали мелкокалиберные противотанковые пушки.

        По видимому, это будет для Вас новостью (как и то что Pak 36(35) – «мелкокалиберная» пушка):
        Впервые Pak 35/36 была с успехом использована в боях гражданской войны в Испании в 1936 году (3.7-cm Pak 35/36 // "War Machine", vol. 4, issue 46. 1984. pages 906-907).
        Этим орудием были вооружены силы франкистов и это позволило им легко выводить из строя республиканские БТ-5 и Т-26, имевших лишь противопульное бронирование. В СССР анализ потерь танков в Испании привёл к принятию решения о начале проектирования танков с противоснарядным бронированием.

        Весьма впечатляющий вывод по Испании - видимо никто из американских репортёров о Pak 36 так и не услышал, а разведчики видимо с ними только и пили.

        Если кто-то не понял иронии – бронироваться надо было уже не от крупнокалиберных пулемётов (и в принципе уже не от «мелкокалиберных пушек»), а «выше».
        Последнее:
        На нижней фотографии (остальные не загрузились) снят явно не экипаж танка – все в пилотках, у двоих винтовки.
        В любом случае -Вечная память.
        1. 0
          17 ноября 2016 14:19
          Цитата: Никкола Мак
          Если кто-то не понял иронии – бронироваться надо было уже не от крупнокалиберных пулемётов (и в принципе уже не от «мелкокалиберных пушек»), а «выше».

          Извините! Я принял Pak 36(35) за 88-мм пушку FLak 36. А то что опыт Испании послужил поводом для выдачи задания на танки с противоснарядным бронированием, я знаю. На двух фотографиях повреждённый немецкий Т-1 и БТ- 5 с пробоинами в башне, как раз мелкокалиберных снарядов. Да не нашел журнал ТиВ со статьёй Война за Пиринеями, там испанские танкисты были в пилотках.
          1. +2
            17 ноября 2016 14:58
            Да не нашел журнал ТиВ со статьёй Война за Пиринеями, там испанские танкисты были в пилотках.

            До уничтожения танка картина скорее всего выглядела вот так:
            1. 0
              17 ноября 2016 15:01
              Цитата: Никкола Мак
              До уничтожения танка картина скорее всего выглядела вот так:

              Теперь нет вашей фотографии. Не могу посмотреть.
              1. +1
                17 ноября 2016 15:25
                Попытка номер 2(что это частенько начало повторяться):
            2. 0
              17 ноября 2016 15:36
              Цитата: Никкола Мак
              До уничтожения танка картина скорее всего выглядела вот так:

              Возможно! Не отрицаю. скорее всего да.
              А это как видите БТ-5 с башней пробитой мелкокалиберными пушками.
            3. Комментарий был удален.
            4. 0
              18 ноября 2016 05:31
              На предыдущем фото Т-26 образца 1939 года с наклонными бортами башни и подбашенной коробки рядом с погибшими пехотинцами. Это 1941 год.
    2. 0
      19 ноября 2016 20:30
      Они прекрасно понимали что 22 мм это полумера, да и не ставилась задача легкому танку уверенно держать удар противотанковой артиллерии.
  13. +3
    17 ноября 2016 15:07
    Но наработки-то эти не пропали даром. Стюарт получился отменным легким
    танком. В Бразилии со сих пор на вооружение.
    Вот со средними у американцев плохо шло вначале.
    1. 0
      17 ноября 2016 15:53
      Цитата: voyaka uh
      Вот со средними у американцев плохо шло вначале.

      Да! Пока не появился Шерман М4 особенно М4А3(76)W.
  14. Комментарий был удален.