Ночь героев

15
Ночь героев


Инженер

Последнюю мирную ночь доктор Барнс Уоллес провел в своем коттедже в Эффингеме, а утром, как и все британцы, услышал довольно странную речь Чемберлена. Что может сделать он, авиаконструктор фирмы Виккерс, чтобы сократить войну? Оригинальные идеи одна за другой посещали его голову. Уоллес думал, ГДЕ и КАК бомбардировка может нанести критический ущерб Германии. Военные производства рассредоточены, их нельзя уничтожить одним ударом с воздуха. Но, может быть, есть ключевые точки?

Угольные шахты! Штреки и туннели в сотнях метров под землей неуязвимы. Бомбы смогут обрушить только ствол шахты, вместе с подъемником, но разрушения можно быстро восстановить.
Нефть! Нефтяные прииски Плоешти вне зоны действия английских самолетов. Немецкие производства эрзац-бензина многочисленны и хорошо защищены. Тоже сомнительная цель.
Гидроэлектростанции - "белое золото"! В Германии стоят 3 дамбы — Мён, Эдер и Зорпе. Все в Рурском промышленном районе, они полностью обеспечивают водой и энергией этот огромный промышленный комплекс. Немецкой промышленности требуется 8 тонн воды для производства 1 тонны стали.

Дамба Мён образует озеро, поддерживая уровень воды таким, чтобы баржи с рудой и углем могли свободно подходить к заводам. Объем озера - более 130 миллионов тонн воды. Дамба Эдер запирает одноименную реку, создавая водохранилище Эдер. Зорпе образует озеро на притоке Рура.
Плотины колоссальны. Мён толщиной 34 метра у основания и 8 метров на гребне, имеет высоту 40 метров. 500-фунтовая бомба едва поцарапает бетон. Не менее прочна дамба Зорпе, хотя она сложена из грунта. Два огромных земляных кургана укреплены в центре бетонной стеной.
Прорыв дамб не только уничтожит ГЭС и лишит заводы воды и электроэнергии. Огромные массы воды помчатся вниз в долины, сметая на своем пути автобаны, мосты, железные дороги.

Огромные дамбы нельзя повредить обычными авиабомбами. Даже при прямом попадании нужен огромный заряд взрывчатки (по расчетам до 30 тонн), ни один из имеющихся бомбардировщиков RAF не поднимет такой боеприпас. Но потребную мощность заряда можно радикально уменьшить, грамотно расположив его в пространстве.

Во-первых, весь объем воды, запертой в водохранилище, давит на плотину и держит ее конструкцию в напряженном состоянии. Бетон хорошо работает на сжатие, но плохо противостоит растяжению.
Во-вторых, при взрыве вода ведет себя как несжимаемая среда. Если заряд подорвать на оптимальной глубине с напорной стороны дамбы, то значительная часть ударной волны не рассеется в пространстве, а уйдет в стену, вызывая необратимые разрушения. Далее, потоки воды окончательно размоют дамбу.

Все это прекрасно, думал Уоллес...но есть одна серьезная проблема. Мён, Эдер и Зорпе были защищены противоторпедными сетями, а это означало, что бомбу нужно точно положить в узкую полоску пространства между этими препятствиями и стеной дамбы (что почти невыполнимо) или искать другой способ.

Гибсон

Мотор отказал при полете к Штутгарту и "Ланкастер" не смог сохранить высоту. Гай Гибсон потерял строй, но оставаясь на прежнем курсе. Над Штутгартом он дал полный газ 3 моторам и отбомбившись по цели, помчался назад под покровом ночи, прижимаясь к земле. Это был 173-й вылет Гибсона. Он имел звание подполковника авиации и Крест Виктории за летные заслуги. Ему было 25 лет.

В этот же день Гая Пенроуза Гибсона вызвали на совещание к Ральфу Кохрейну, вице-маршалу авиации.
—Прежде всего хочу поздравить Вас с новой пряжкой к вашему ордену, подполковник.
— Благодарю, сэр.
—Могу предложить совершить еще один полет.
Гибсон пожал плечами и сказал немного устало:
— Какого рода полет, сэр?
— Очень важный. Сейчас я не могу ничего сказать. Разве что: вы будете командовать операцией.
Гибсон медленно ответил:
— Да... Я думаю, да, сэр.


Кокпит Avro Lancaster


Вот так в марте 1943 года появился 617 Squadron RAF – отборная бомбардировочная эскадрилья на счету которой потопление Тирпица, разрушение железнодорожного тоннеля Сомюр, бомбардировки немецких бункеров, имитация морского конвоя и конечно, операция Chastise, о которой сегодня пойдет речь.

Виккерс Тип 464

В 1943 году, на основании расчетов Барнса Уоллеса был создан план разрушения немецких дамб с воздуха. Доктор Уоллес решил головоломку, наблюдая за играющими детьми, заставляющими прыгать камешки по поверхности воды. Чтобы достичь подобного эффекта, бомбе следовало придать вращение еще на борту "Ланкастера" - после сброса, подпрыгнув несколько раз на поверхности воды, она без проблем преодолевала все противоторпедные заграждения, а затем, отрикошетив от надводного парапета дамбы, падала в воду на напорной стороне.



Такой план, в свою очередь, порождал новые проблемы. Согласно расчетам бомбу необходимо сбросить с высоты ровно 18,3 м, расстояние до цели в этот момент - 390 метров, скорость – 240 миль/час. "Ланкастер" пролетал это расстояние за 4 секунды!

Дистанция сброса определялась просто: ширина плотины была известна (ее определили по аэрофотоснимкам), что позволило изготовить простейший оптический дальномер.
С определением высоты было сложнее. Обычные средства - барометрические или радиовысотомеры для этого не годились - слишком мала высота полета. Нашли гениальное решение: в носу и хвосте Ланкастера устанавливались 2 прожектора, направленные один – вертикально вниз, второй - под определенным углом к вертикали, лучи пересекались на расстоянии 18,3 м от самолета. Во время полета прожекторы давали два пятна на поверхности воды и пилоты корректировали по ним высоту полёта. Когда пятна сливались - требуемая высота была достигнута.

После тренировок пилотам 617 Squadron удавалось без особого труда выдерживать необходимую высоту на боевом курсе. Но большой радости летчики не испытывали. Когда самолет заходит на хорошо защищенный объект на высоте 60 футов, экипаж очень сильно рискует. А при включенных прожекторах...

Оригинальная бомба Vickers Type 464 (она же – Upkeep) представляла собой цилиндр, диаметром 1,5 метра и весом 4 тонны, из них 2997 кг приходилось на торпекс. Перед сбросом бомба раскручивалась до 500 об/мин.

Затопить Германию!

16 мая 1943 года разведывательный «Москито» вернулся со свежими снимками дамб, вода в Мёне была всего в 4 футах от гребня. Водохранилища были полностью заполнены после весеннего таяния снегов. А лунная ночь поможет летчикам найти цель.



Ровно в 21.10 первые пять «Ланкастеров» пошли на взлет. Всего в ту ночь на задание вылетели 19 бомбардировщиков. Каждый нес диковинный боеприпас и 96 000 патронов калибра .303 British. Берега Англии медленно таяли позади.
Самолеты летели к цели на малой высоте разомкнутым строем. Маршрут полета обходил известные позиции зенитной артиллерии и аэродромы ночных истребителей. Тем не менее, самолеты Барлоу и Байерса на цель не вышли. Никто не знал, где их сбили зенитки.

Экипаж лидера первым атаковал дамбу "Мён": бомба удачно скатилась на напорную сторону и там взорвалась. Дамба устояла. Цель прикрывали примерно 10 зениток, но «Ланкастер» Гибсона повреждений не получил.

После того как вода в озере успокоилась, в атаку пошел экипаж Хопгуда. Вдруг красное пламя расцвело на левом крыльевом баке, и за «Ланкастером» потянулся огненный шлейф. Похоже, бомбардир был убит, бомба «Upkeeper» перелетела парапет и упала на электрическую подстанцию. Самолет отчаянно задрал нос, набирая высоту, но страшная оранжевая вспышка проглотила «Ланкастер», крылья отлетели, и пылающий фюзеляж врезался в землю, похоронив летчиков.

Третий бомбардировщик получил два снаряда в крыло, но смог положить свой «Upkeep» точно в цель. Новый взрыв потряс дамбу. Озеро закипело, белый в столб воды взметнулся на сотни метров в высоту. Когда вода успокоилась, дамба по-прежнему стояла.



В атаку пошел четвертый «Ланкастер». Экипаж «А Apple» добился прямого попадания, но дамба выдержала удар и в этот раз.
Наконец на цель вышел экипаж Матлби. В это время освободившиеся от бомб самолеты кружили над позициями зенитчиков с включенными прожекторами и габаритными огнями, пытаясь отвлечь внимание немцев. Когда водяная стена улеглась, бетонное тело дамбы внезапно треснуло и распалось под напором воды. Миллионы тонн воды, пенясь и шипя, рванулись сквозь пробоину, многометровый водяной вал помчался вниз по долине, сметая все на своем пути.

Оставшиеся самолёты были перенацелены на дамбу "Эдер". Дамба лежала в складках холмов, что еще более затрудняло атаку, хуже того, в долине стоял туман. С шести заходов летчики не смогли поразить цель. На седьмом заходе бомба сработала без задержки и атакующий «Ланкастер» был уничтожен взрывом. Следующая атака оказалась для «Эдер» фатальной.


До и после


Хуже обстояли дела у второй волны, атакующей дамбу "Зорпе". Только пятый бомбардировщик сумел атаковать цель, но неудачно - пробоины не было. Срочно были вызваны три самолета резервной группы. После нескольких атак, пилоты добились попадания - плотина треснула, но все-таки устояла.
Два оставшихся резервных самолета были направлены к запасным целям: один неудачно атаковал дамбу "Эннерпе", второй самолет сбили зенитки.

В ту ночь из 19 «Ланкастеров», 9 не вернулись на базу, погибло 56 летчиков.

Результаты

Согласно немецким архивам, 19 бомбардировщиков за один вылет уничтожили две крупные плотины, 7 железнодорожных мостов, 18 автомобильных мостов, 4 турбинных электростанции, 3 паровых электростанции; в долине Рура были разрушены 11 заводов, 114 предприятий остались без электроэнергии.



Плотины были быстро восстановлены, но не из-за того, что полученные повреждения были невелики. Срочный ремонт лишь подчёркивает, какую важность представляли дамбы для Германии, все необходимые людские и материальные ресурсы были немедленно сняты с других объектов.

«Большая порка» (именно так переводится Chastise) стала легендарной операцией Второй Мировой войны, в ходе которой пилоты Королевских ВВС показали свой профессионализм и отчаянную смелость.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    21 января 2012 10:36
    Что-то немцы затупили..
    В то время, были-же модными аэростаты воздушного заграждения, какраз для предотвращения бомбометания с малых высот.
    Бомбы, кстати, действительно шустро прыгают http://rutube.ru/tracks/1767152.html
    1. +2
      22 января 2012 01:17
      Фрицы больше берегли плотины от торпед - сетки натягивали. А с носителями должны были разбираться зенитчики. Но дедушка Уоллес всех перехитрил. Никто ж не думал, что глубинные бомбы будут именно так использовать.
  2. 755962
    0
    21 января 2012 11:05
    Оборотной стороной такого подхода были крайне высокие требования по точности сброса: если что-то шло не так, бомба либо отскакивала от плотины, либо не долетала до неё, либо перепрыгивала через плотину или не ныряла как нужно.
  3. +3
    21 января 2012 12:35
    Вечная память героям!
  4. Страбон
    +3
    21 января 2012 13:59
    Героизм никто не отрицает, но по таким вот статьям многие и думают на Западе конечно, что войну выиграли Союзники а не СССР. Но взрыв нескольких плотин думаю не сильно повлиял на исход войны. Если бы это было в 1941 тогда хоть эффект был бы больше, а так в 1943 Красная армия уже била немцев.
    1. -11
      21 января 2012 16:07
      Никто на Западе не думает, что войну выиграли Союзники. Это миф русских лжепатриотов, которым не в чем упрекнуть современный Запад, приходится рыться в истории и выдумывать причины "Нас все обижают"
      1. jamert
        +1
        21 января 2012 19:35
        Старшее поколение в той же америке ни фига не переоценивает свою роль в победе над Германией. У меня был преподаватель по политологии (еврей 73 года), он всем студентам говорил что именно русские выиграли войну. А вот молодёжь американская даже даты войны не очень знает.

        А что касается материалов статьи - то это из книги:
        Брикхилл П. Убийцы кораблей / Баркер Р. Затопить Германию! — М.: ACT, 2001.
        http://militera.lib.ru/h/brikhill/index.html
        1. +1
          21 января 2012 19:49
          А вот молодёжь американская даже даты войны не очень знает.
          Что поделать, jamert. Американцы вообще мало интересуются темой Второй Мировой, только фанаты-любители изучают эту тему, но среди них никто не ставит Нормандию выше Сталинграда.

          Наши лжепатриоты тоже не смогу назвать дату начала Первой Мировой. И дату Бородинского сражения они тоже не помнят
      2. +1
        22 января 2012 23:44
        Не в чём упрекнуть?? да хотя бы массированая бомбардировка Дрездена,да и здесь удар по плотинам,страдает мирное население а не солдаты... У англосаксов такое видение войны. То есть им можно,"это же война ,все средства хороши" а если противник делает то же,сразу вой:аяяй военное преступление... Да и вспомнить можно Хиросиму и Нагасаки,пожар деревянного Токио когда за ночь сгорело больше ста тысяч мирных жителей-Это не в чем упрекнуть??? и это навскидку,Свалил бы ты с этого сайта, говномёт...
  5. ivachum
    0
    21 января 2012 15:07
    Просто до этого дамбы пытались бомбить обычными авиабомбами - что практически было бесполезно. А здесь специальная бомба для подрыва плотин и опор мостов.
    Насколько я помню, повторить успех англичане не смогли. Может , конечно, ошибаюсь. wink

    Кстати, эффект всё же был.... Рурский пром.район больше так и не вышел на полную производственную мощность, несмотря на восстановление плотин.
    1. -8
      21 января 2012 16:12
      На дворе стоял май 1943 года
      Согласно русским лжеисторикам, Второй Фронт "откроется" только через год
  6. J_Silver
    +1
    21 января 2012 17:55
    Ну, не знаю, не знаю. - с одной стороны безусловно сложная по своей сути операция разрушения дамб с помощью специально разработанных бомб и способа бомбардировки, с другой стороны - не особо много чести-то!
    Сейчас не могу точно оперировать цифрами, но выпуск вооружения в рейхе только нарастал, не смотря на бомбардировки, даже если особо не обсуждать преимущественные цели бомбардировок...
    Была такая старая книга, кажется Бомбардировщик, автора уже не помню, а до этой полки долго добираться, так там подробно расписывается история того, как ошибочно был разбомблен маленький немецкий городок - впечатляет книжка. советую найти и прочитать...
    1. jamert
      0
      21 января 2012 19:39
      Маленький немецкий городок - не Дрезден ли? wink

      А книжек о том, как был разбомблён маленький английский городок Ковентри не встречали?
      1. J_Silver
        0
        21 января 2012 20:00
        Я вам искренне советую найти и прочитать эту книгу, кстати, она была написана англичанином. Там события рассматриваются с обоих сторон, с одной стороны рассказывается об экипаже английского самолета стратегической авиации в качестве главных героев, с другой стороны рассказывается о людях. которые попали под удар целого соединения стратегических бомбардировщиков. Книга достаточно старая, даже не знаю, переиздавалась ли она позже и есть ли в сети...
        Предполагаю также. что вы и про Ковентри мало что знаете - это тема отдельного разговора...
  7. +2
    21 января 2012 18:52
    Российская официальная историография любит напирать на факт: "Несмотря на усиливающиеся бомбардировки, промышленное производство Рейха нарастало", забывая рассказать о причинах парадокса.

    Этот странный факт объясняется просто: с начала 1944 года немецкая промышленность полностью свернула гражданский сектор экономики, что нименуемо привело бы экономику к краху. Несмотря на все усилия, разрушались производственные цепочки, упало качество, население было вымотано. Все грандиозные программы Вундерваффе остались на бумаге - удалось организовать только их штучное производство.
    1. J_Silver
      0
      21 января 2012 18:57
      Так-то мне казалось, что качество ухудшалось в основном из-за иссякания того или иного источника сырья, из-за это начинало ухудшаться прочность брони, например...
      А бомбардировки скорее вели к озлоблению населения и большему упорству в сопротивлении...
      1. 0
        21 января 2012 19:15
        Silver, Вы на удивление сегодня адекватны.

        Ну во-первых, особыми запасами сырья Германия никогда не располагала. А те источники, что у нее были, использовались экономно и доступ к ним был до самого конца войны. (Пример - Рейх получал норвежский никель до самой осени 1944 года).
        Снижения качества происходило как-раз из-за нарушения производственных цепочек.

        Причем здесь озлобление населения? Немцы и в 1939 ласковым нравом не отличались и искренне ненавидели "трусливых америкашек" и "забитых детей востока"
        1. J_Silver
          +1
          21 января 2012 20:07
          Про налеты вообще отдельная песня, когда начинаешь размышлять о каком-либо событии, да еще если есть что вспомнить из прочитанного и отсмотренного, то много странного в ранее стройной картинке наблюдается!
          Очень любопытно посмотреть на деятельность немецкой ПВО - там очень любопытный подбор персонажей - и местные сопляки, и даже пленные из разных стран, которые с достаточно большим энтузиазмом палили по самолетам союзников, потому как объединяло их общее желание выжить...
          Это в фильме Если завтра война рабочие с песнями ждут бомбежки со стороны Красной Армии, в реале они с большим удовольствием вставали к пушкам и зенитным пулеметам...
          1. +1
            21 января 2012 23:50
            Святая правда, по Крепостям и Ланкастерам стреляли из всех стволов, вот только огонь с земли по стратегическим бомбардировщикам был неэффективен.
            Бомбили с больших высот. Крепости, благодаря радиолокационным прицелам, забирались на 7-8 километров. Только тяжелые 88 мм или 128 мм зенитки с радарным наведением могли достать летящие за облаками самолеты. В городах их разместить было негде - с улицы плохой обзор. а поставить на крышу нельзя - не выдержит отдачи. Единственные места, откуда немцы могли эффективно стрелять - зенитные башни и корабли ПВО у побережья. Но, ввиду их малочисленности, зенитный огонь получался слабым: только 5% Крепостей были сбиты зенитками.

            Единственное серьезное средство противодействия -истребители, но сопляков и пленных туда не брали.
            1. J_Silver
              +1
              22 января 2012 01:16
              Насколько я помню, зенитных башен было не так уж и много, кроме кораблей ПВО у побережья создавались чуть не целые районы артиллерийских орудий на возможных путях движения колонн самолетов союзников - и именно в ПВО брали молодежь в качестве следующей ступени боевой подготовки после махания лопатами на стройках...
              Ну, а в авиацию кого попало не брали, это точно...
  8. J_Silver
    -1
    21 января 2012 20:09
    Вообще по теме статьи - все показывали по ящику и очень подробно...
    1. 0
      21 января 2012 23:51
      Я, Силвер, телевизор не смотрю, поэтому многого не знаю
      1. J_Silver
        0
        22 января 2012 01:17
        А я иногда смотрю, особенно научно-популярные и исторические программы...
  9. 0
    25 декабря 2012 11:44
    Грамотная операция.Что значит ее придумал человек с техническим образованием.