День участкового уполномоченного полиции. Нелёгкая служба самых народных полицейских

17 ноября свой профессиональный праздник отмечают российские участковые уполномоченные полиции. Это те полицейские, что ближе всего находятся к народу, в силу своих профессиональных обязанностей контактируют с населением наиболее плотно, в том числе и по вопросам, прямо не связанным с борьбой с преступностью и охраной общественного порядка. День участкового уполномоченного полиции — сравнительно молодой праздник. Он появился уже в постсоветской России, когда 6 сентября 2002 года Министерство внутренних дел Российской Федерации издало приказ N 868 «Об объявлении дня участковых уполномоченных милиции». Приказ подписал временно исполняющий обязанности министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник Владимир Васильев. После переименования российской милиции в полицию соответственно было изменено и название праздника — он стал Днем участковых уполномоченных полиции. 17 ноября было выбрано в качестве памятной даты не случайно. В 1923 году именно в этот день Народный комиссариат внутренних дел РСФСР утвердил «Инструкцию участковому надзирателю», которая определяла работу милиционеров, ответственных за обеспечение порядка на конкретных участках.

Однако, хотя современная служба участковых уполномоченных полиции уходит корнями в советскую эпоху, на самом деле история российских участковых началась гораздо раньше. В 1782 году был утвержден «Устав благочиния или полицейского», регламентировавший несение полицейской службы в городах Российской империи. В соответствии с этим уставом, территории городов разбивались на административно-полицейские части, каждая из которых отвечала за 200-700 дворов. В состав частей входили кварталы, отвечавшие за 50-100 дворов. За поддержание порядка на территории квартала отвечал квартальный надзиратель. Как правило, управа благочиния назначала квартального надзирателя из старших надзирательских поручиков. От квартального надзирателя ожидали примерного поведения, доброжелательного отношения к людям, бескорыстности и прилежного отправления служебных обязанностей. Кроме того, квартальный надзиратель должен был проживать на территории того квартала, за который он отвечал, либо, по крайней мере, поблизости от этого квартала. В обязанности квартального надзирателя входили надзор за соблюдением законов жителями квартала, учет и регистрация всех жителей квартала, наблюдение за почитанием молодыми старших, а слугами — хозяев, разрешение бытовых ссор и конфликтов.


25 декабря 1862 г. были приняты новые «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губернии», в соответствии с которыми были произведены изменения в деятельности и структуре полиции Российской империи. В крупных городах были созданы отдельные участки, подчиненные участковым приставам, В состав каждого участка входили обычно два — три околотка. Каждый околоток охватывал 3-4 тысячи жителей. За порядок на территории околотков отвечали теперь околоточные надзиратели. В задачи околоточных надзирателей входили патрульная служба на территории околотка, борьба с нарушениями порядка и тишины, профилактика убийств, разбоев, краж, грабежей и прочих преступлений, знакомство со всеми жителями околотка, их образом жизни и настроениями, регистрационный контроль, доставка повесток, участие в описях имущества и так далее. В подчинении у околоточного надзирателя находились городовые, несшие службу на территории околотка, и дворники, которые в Российской империи, как известно, считались помощниками полиции и выполняли некоторые полицейские функции.

Должность околоточного надзирателя соответствовала низшему 14-му классу Табели о рангах. В действительности околоточные надзиратели занимали промежуточное положение между низшими чинами полиции — городовыми, и полицейскими чиновниками более высокого уровня — приставами и т.д. Околоточные надзиратели носили погон с большим продольным галуном — как армейские подпрапорщики и современные старшины в армии и полиции.

День участкового уполномоченного полиции. Нелёгкая служба самых народных полицейских


11 марта 1917 года, после Февральской революции, должность околоточного надзирателя в послереволюционной России была ликвидирована. Революционные власти вообще мало задумывались о том, что полиция Российской империи выполняла важнейшие для любого общества функции борьбы с преступностью и правонарушениями, охраны общественного порядка, спокойствия граждан. Упразднение старой полиции неизбежно отразилось на правопорядке и общественной безопасности сразу же после Февральской революции. Набранная из студентов и вчерашних гимназистов милиция Временного правительства не представляла собой серьезную силу, способную побороть преступность. Ситуация несколько изменилась после Октябрьской революции, поскольку большевики стремились комплектовать милицию из рабочих, среди которых все же были люди постарше, покрепче, многие — с опытом военной службы и войны. В советской милиции были введены должности старших милиционеров и волостных милиционеров, которые отвечали за обеспечение правопорядка на определенных территориях.

Однако, упорядочение деятельности правоохранительных органов в молодой Советской России осложнялось Гражданской войной и отсутствием финансовых и организационных ресурсов для улучшения деятельности советской милиции. Тем не менее, к началу 1920-х гг. было сделано уже очень много шагов в направлении повышения эффективности милицейской работы. В 1922 году в профессиональной печати был поднят вопрос и о необходимости возвращения в милиции должности, аналогичной дореволюционному околоточному надзирателю. В конце концов, с доводами сторонников введения этой должности согласилось и руководство Народного комиссариата внутренних дел РСФСР. В это время НКВД РСФСР руководил Феликс Эдмундович Дзержинский, назначенный на должность народного комиссара 6 июля 1923 года.


17 ноября 1923 года была утверждена «Инструкция участковому надзирателю». В ней определялись должностные обязанности участкового надзирателя и давалась характеристика этой должности. Согласно Инструкции, участковый надзиратель отвечал за охрану общественного порядка и безопасности и надзор за гражданами на определенном участке города или поселения городского типа. Как и дореволюционные квартальные и околоточные надзиратели, участковые надзиратели НКВД РСФСР должны были проживать на территории поселений своего района и не могли покидать свой район без соответствующего разрешения районного начальника. Спустя три дня был издан приказ, в соответствии с которым участковый надзиратель получил право контролировать несение службы постовыми милиционерами на вверенном ему участке. Была закреплена и норма обслуживания участков — 5000 человек на один участок.

В 1930 году участковые надзиратели городской милиции и сельские милиционеры, работавшие на участках, были переименованы в участковых инспекторов милиции. Это название сохранялось до 1939 года, когда участковые инспектора милиции были переименованы в участковых уполномоченных милиции. Лишь в 1970 году вернулось прежнее наименование — «участковый инспектор милиции». В 1974 г. участковые инспектора милиции были подчинены службе профилактики и включены в состав уголовного розыска — как сотрудники, отвечающие за профилактику уголовных преступлений. Однако в 1986 г. участковых инспекторов милиции вновь вернули в состав службы охраны общественного порядка. Новые изменения в организационно-штатной структуре МВД последовали после распада Советского Союза, во время становления суверенной российской государственности. Так, в 1993 году был принят Указ Президента Российской Федерации «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации». В соответствии с этим указом один участковый инспектор милиции приходился на 3-3,5 тысячи человек в городе или на один сельский или поселковый Совет народных депутатов. В 2000 г., в соответствии с новым указом, должность участкового инспектора милиции была переименована в участкового уполномоченного милиции, а в 2011 году, после переименования милиции в полицию — в участкового уполномоченного полиции.



Участковые уполномоченные полиции входят в состав отделов (отделений, групп, управлений) обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции (ООДУУП). В структуре ООДУУП предусмотрены следующие должности: 1) помощник участкового уполномоченного полиции, 2) участковый уполномоченный полиции, 3) старший участковый уполномоченный полиции, 4) заместитель начальника отделения обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции, 5) начальник отделения обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции. Впрочем, в зависимости от местной специфики, перечень должностей в конкретных отделах и отделениях может меняться, к примеру не везде есть помощники участковых уполномоченных полиции и заместители начальника ООДУУП.

Сегодня участковый уполномоченный — это один из столпов российской системы правопорядка. Многие участковые в 1990-х — 2000-х гг. принимали участие в вооруженных конфликтах на территории Северного Кавказа, в меру сил и возможностей охраняя общественный порядок. Некоторые из них погибли при исполнении служебных обязанностей, осуществляя защиту конституционного строя и обеспечивая безопасность граждан от преступников и террористов.

В настоящее время основными направлениями, по которым осуществляют свою деятельность участковые уполномоченные полиции, являются административная практика, т.е. — составление протоколов об административных правонарушениях; выявление и раскрытие преступлений небольшой и средней тяжести; рассмотрение сообщений о преступлениях и обращений граждан. Кроме того, участковые уполномоченные полиции регулярно привлекаются к несению службы по обеспечению общественного порядка в местах массового скопления людей, во время государственных праздников. Участковые уполномоченные полиции документируют все случаи смерти человека вне лечебного учреждения, во избежание сокрытия случаев насильственной смерти.

Одной из важнейших задач участковых уполномоченных полиции сегодня является профилактика преступлений и правонарушений на вверенных им участках. Хорошая работа участкового неизбежно отражается на показателях — ведь если действительно работать с проблемным контингентом, наблюдать за поведением недавно освободившихся из мест лишения свободы граждан, лиц с асоциальным поведением, алкогольной и наркотической зависимостью, то многие преступные деяния становится возможным предотвратить.

К сожалению, специфика работы современных участковых уполномоченных полиции такова, что они оказываются перегружены «бумажной» деятельностью в ущерб реальной практике по работе с населением. Низкие зарплаты и высокие требования влекут за собой вечные проблемы кадрового дефицита. Сложно требовать эффективной работы от участкового уполномоченного, если он отвечает не только за свой участок, но и за несколько других участков, так как там нет участковых и вакантные места некем занять. Огромной проблемой остается и постоянная «текучка» кадров. На должности участковых уполномоченных приходят совсем молодые ребята, которые поработав год или два, переводятся в другие подразделения или вообще увольняются из органов внутренних дел. Естественно, что стать настоящим знатоком своего района, получить известность и авторитет у населения, тем более — у специфического контингента, с которым приходится работать полицейским, за такой короткий срок невозможно.

Очень часто участковые вынуждены заниматься отнюдь не романтической борьбой с преступниками, как показано в фильмах о милиции и полиции, а абсолютно рутинной деятельностью, связанной с реагированием на жалобы граждан, в том числе и не относящиеся к сфере ведения полиции. Ведь часто к участковым уполномоченным обращаются пенсионерки, недовольные поведением или личностями соседей, «итальянские семьи», в которых ссоры и скандалы давно стали своеобразным стилем жизни. Все их жалобы необходимо выслушивать, протоколировать, проводить с людьми беседы. С другой стороны, неизбежность в работе участкового — общение с самыми девиантными и асоциальными группами населения. Участковый в силу своих профессиональных обязанностей должен контактировать с алкоголиками и наркоманами, проститутками и самогонщиками, бомжами и психически больными.



Существует и очевидная проблема с мотивацией сотрудников — на должности участкового уполномоченного серьезная карьера практически невозможна, если только не использовать эту должность в качестве трамплина для перехода в другое подразделение. Кем может стать участковый? Старшим участковым? Начальником районного подразделения участковых? Поэтому амбициозные и ориентированные на карьеру в органах внутренних дел молодые сотрудники предпочитают, поработав участковым, переводиться в другие подразделения. Обратная сторона медали — коррумпированные сотрудники, которые, наоборот, держатся за свое место годами, если не десятилетиями, превратив свою деятельность в незаконный бизнес и полностью сросшись с теневыми предпринимателями, а то и откровенным криминалитетом. Впрочем, это проблема не только службы участковых, но и других подразделений полиции и российской правоохранительной системы в целом.

Тем не менее, профессия участкового уполномоченного полиции сегодня остается одной из самых востребованных в органах внутренних дел. Среди российских участковых множество честных и порядочных людей, доблестно несущих службу и выполняющих все возложенные на них обязанности. В день профессионального праздника остается пожелать российским участковым не только здоровья, материального благополучия и отсутствия боевых потерь, но и, что не менее важно, уважения со стороны населения, чтобы жители всегда ценили своих участковых и считались с ними.
Автор:
Илья Полонский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

30 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти