Дракон-конь: «новый человек» изменяющейся Японии. (Драматическая история в нескольких частях с прологом и эпилогом) Часть третья

13
Действие пятое: Правительственные интриги
Бедные звезды!
Им нет места на небесах –
Там сияет луна…
(Дэйкин)


Хотя нашим героем является Сакамото Рёма, давайте на некоторое время оставим его в покое – пусть отдыхает с молодой женой и купается в горячих источниках, а сами в это время посмотрим, какие события происходили в Японии в это время.




На привокзальной площади города Коти стоит монумент сразу трем героям Японии ХIX века, уроженцам префектуры Коти, самураям Такэти Ханпэйта, Сакамото Рёма и Накаока Синтаро. За что поставлен им памятник? За то, что они выступили против своего собственного самурайского государства, увидев, что оно обветшало и его следует заменить чем-то более совершенным, а главное – чтобы вернуть государственную власть императору.

Что ж, события происходили и бурные, и будничные одновременно. Бакуфу, например, заключило торговое соглашение с США, и это было хорошо для страны. Но вместе с тем хотело обратить себе на пользу неприязнь императора Комэй к иностранцам. Когда сторонники бакуфу, то есть сёгуната Токугава, подавили попытку государственного переворота, предпринятую партией Дзёи из Тёсю в Хамагури Гомон в 1864 году, у бакуфу появился удачный повод убедить императора открыть границы Японии. Однако бакуфу одновременно боялось возможности лишиться поддержки императора и поэтому старалось делать вид, что в чем-то сочувствует Дзёи. То есть все чисто по-японски: улыбаемся и друзьям, и врагам, но врагам улыбаемся больше…

Тем временем в том же 1864 году четверо могущественных и влиятельных японских даймё собрались в Киото, чтобы обсудить, по какому пути вести страну дальше, но так и разъехались, ничего и не решив. Больше всего бакуфу опасалось того, что на даймё решат открыть границы Японии и это лишит бакуфу возможности в нужный момент проявить инициативу. Что и говорить, судьба страны волновала бакуфу много меньше, чем борьба за власть. Сёгунат делал даймё уступки, старался увеличить степень их независимости, тем более что у многих даймё в Киото и его окрестностях уже появились личные вооруженные отряды. Между тем сотрудничество с могущественными даймё было в интересах и двора, и бакуфу. И вот тогда-то и была задумана следующая карательная экспедиция против членов Дзёи в Тёсю, поскольку результаты первой бакуфу не удовлетворили. Там посчитали, что Тёсю следует проучить еще раз, и в 1865 году начали подготовку к новому походу.

Дракон-конь: «новый человек» изменяющейся Японии. (Драматическая история в нескольких частях с прологом и эпилогом) Часть третья

Сакамото Рёма многое делал в Японии впервые. Первым сменил самурайский меч на американский револьвер, первым создал компанию, которая стала страховать торговые суда, а впоследствии превратилась во всемирно известную фирму «Мицубиси», первым надел американские ботинки, в которых он и изображен на этом фото.

Однако именно в это время иностранные державы, раздосадованные тем, что условия торговых соглашений практически не исполняются, направили в залив Осака боевые корабли. Американские, голландские, французские и британские суда явились с известием, что, если бакуфу не собирается открывать границы страны для торговли, европейцы проведут переговоры непосредственно с императором. Тогда сёгун Иэмоти встретился с императором в его дворце – новость, поразившая тогда, наверное, каждого японца. Ведь это случилось впервые за 250 лет! Для нас, россиян, это было все равно, как если бы наш премьер-министр не бывал бы в Кремле с 1766 года, а вот сегодня, наконец-то, решился его посетить! Впрочем, все расценили этот визит, как слабость сёгуната.


Память о Рёма в Японии сохраняется не только в бронзе памятников. Это улица в городке Фусими. Справа вполне современные стандартные постройки. А слева – вот она, гостиница Тэрадая.

В общем, проблему с договором удалось решить. Прислушавшись к совету одного из советников, император Комэй изменил свое мнение и согласился открыть границы страны. Это избавило бакуфу от необходимости поддерживать сразу две противоположные стороны. Зато придворная партия Дзёи, боровшаяся против бакуфу, оказалась в весьма затруднительном положении. Столько трудов, а все разрешилось помимо них!

Впрочем, вторая карательная экспедиция в Тёсю все-таки состоялась, правда уже летом 1866 года и… потерпела сокрушительное поражение. Правительственным войскам не хватало боевого духа (они не очень-то и хотели воевать против таких же японцев, все-таки 266 лет мира дали о себе знать!) и современного оружия, которыми в избытке обладали солдаты хана Тёсю. К тому же британские корабли не давали судам сёгуна проводить активные военные операции у побережья Симоносэки, которое они сами еще недавно бомбардировали, поскольку это могло бы поставить под угрозу другие иностранные корабли. После похода в Тёсю сёгун Токугава Иэмоти умер в Осака, а Хитоцубаси Кэйки был избран пятнадцатым сёгуном Токугава и взял себе имя Ёсинобу.


В японских гостиницах комнаты не нумеровались, а назывались именами цветов, растений, и животных. Комната, в которой во время нападения полиции находился Рёма, называлась сливовой комнатой. Вид на галерею в гостинице и нишу токонома (слева), где виден его портрет и мечи. Впрочем, скорее всего, это просто мечи, ведь японцы свое оружие не подписывали.

Действие шестое: Капитуляция бакуфу

Побывав под ногой,
Он стал по-иному прекрасен, листок увядший…
(Кёси)


И вот тут-то без Рёма Сакамото тоже не обошлось. Как раз в июне 1866 года он командовал военным кораблем княжества Тёсю в битве с флотом Токугавы при Симоносэки, то есть показал, что он умеет не только торговать и стрелять из револьвера, но и знает толк в морском деле и грохот пушек ему не страшен. Однако именно пушки он считал куда менее убедительным средством изменения поведения людей, чем метод переговоров и убеждения. Именно на борту своего корабля Рёма составил план мирного перехода государственной власти из рук бакуфу в руки императора. Он первым предложил парламент, состоящий их двух палат, обозначил роль советников при императоре, в число которых входили бы как князья-даймё и придворные аристократы, так и представители общественности. К своему плану Сакамото приложил даже список возможных членов будущего правительства страны.


Вот так он выглядел, судя по работе японского художника.

План Рёмы сначала его соратникам не понравился. Дошло до того, что его начали обвинять в предательстве, мол, единственный выход – это вооруженная борьба против сёгуната, а никакой компромисс с ним невозможен. Но Рёма сумел-таки настоять на своем. Более того, написанный им план был передан во дворец сёгуна. Это было первое полученное сёгуном формальных предложений относительно его отказа от власти. Потом были и другие, но это было самое первое, и написал его именно Рёма. Прошло 11 дней, и последний из сёгунов клана Токугава сложил с себя полномочия военного правителя страны, и вернул всю полноту государственной власти императору. Дело решилось миром, без пролития крови и выстрелов.


А вот та самая ванна, в которой в тот самый день мылась Рё…

Однако прежде, чем это случилось, Гото Сёдзиро, советник даймё Тоса, явился к Сакамото Рёма в Нагасаки. Он предложил ему купить компанию «Камэяма-сатю» и реорганизовать ее в помощь экономике хана. В апреле компанию переименовали в «Кайэнтаи» - «Компанию морской помощи», Рёма был назначен ее главой. Сотрудникам хорошо платили, сама компания быстро стала экономически независимой. В том 1867 году, во время плавания из Нагасаки в Киото, Рёма и Гото Сёдзиро разработали фундаментальную политическую программу будущего правительства, которая содержала восемь статей, где говорилось о преобразованиях в Японии. В программе подчеркивалось, что верховная власть должна принадлежать императору, причем Рёма хотел, чтобы переход от системы бакухан к реставрации императора совершился мирным путем. Он решил попытаться убедить бакуфу вернуть власть императору; эта процедура носила название Тайсэйхокан. Сначала Рёма, как прежде, попросил помощи у Мацудайра Сюнгаку, но даймё Этигэн остался равнодушен к его идеям. Тогда Рёма обратился к Яманоути Ёдо, даймё хана Тоса. Ёдо по натуре был консерватором, но стремился сыграть в истории видную роль ближайшего вассала бакуфу.

13 октября 1867 года даймё хана Тоса направил бакуфу свое прошение с предложением вернуть власть императору, а сёгун Токугава Кэйки велел советникам рассмотреть его. Естественно, даймё хана Сацума одобрил это предложение, а уже на следующий день бакуфу представило императору документ для исполнения процедуры Тайсэйхокан, одобренный также и двором.


Последний сёгун Токугава Ёсинобу (Токугава Кейки), Осака, 1867 год.

Предыдущий альянс Сацума и Тёсю предполагал свергнуть бакуфу силой, но Рёма считал, что в той критической ситуации, в какой оказалась Япония, для страны будет более полезна мирная передача власти. Если бакуфу вернет власть двору, то Сацума и Тёсю лишатся причин уничтожать бакуфу и для гражданской войны не будет оснований. Мирная смена власти помогла бы сёгуну Кэйки выпутаться из сложного положения, когда на него давили и партия Дзёи, и иностранные державы; но он сохранил бы положение самого могущественного даймё Японии. Рёма высоко оценил решение Кэйки, подтверждающее, его мудрость и его способность повести императорскую Японию в будущее.

Таким образом, именно 14 октября 1867 года решилась судьба Японии. А еще через месяц, 15 ноября все того же года Сакамото Рёма был убит неизвестными. В тот день ему исполнилось всего 32 года!

Окончание следует…
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    21 ноября 2016 08:02
    Благодарю, жду окончания..заинтригован..
  2. +2
    21 ноября 2016 11:04
    Вячеслав Олегович, как всегда интересно.
    Спасибо вам за "Уголок спокойствия от Шпаковского"( название с лёгкой руки Николая "Микадо"). love
    Может подскажете, где архив статей на ВО по истории, хотела найти одну из ваших предыдущих.
    А всем хорошей и удачной недели love !
    1. +1
      21 ноября 2016 12:03
      Елена, добрый день!
      Да уж, присоединяюсь к "уголку спокойствия" и "всем хорошей недели"! love
      Ждем продолжения!
    2. +2
      21 ноября 2016 14:33
      Добрый день! Заходите на мой профиль. Там все мои статьи на 15 страницах. Сейчас готовлю еще один очень интересный материал по Японии. 10 лет хотел написать... и вот! Следите...
    3. +2
      21 ноября 2016 14:41
      Очень жаль, что никак не могу опубликовать свой роман "Люди и оружие". Вам бы понравилось.Там что-то похожее. Ну... это уж так, к слову.
      1. +2
        21 ноября 2016 15:25
        Спасибо, постараюсь найти.
        Прочитала комментарий ниже:
        "Он понимал, что нельзя жить прошлым, что горы меняются медленно, а людям надо менять быстрее. И стараться брать у других все лучшее и уметь сберечь все лучшее свое". good
        Нет слов, заинтриговали, ждём.
  3. +2
    21 ноября 2016 11:51
    Жалко Рёму слишком дальновидный мужик для Японца. Ничего удивительного в том что его так почитают.
    1. +3
      21 ноября 2016 14:39
      У меня есть знакомый в Японии (кстати,любитель русского кваса!) - спрашиваю - "Знаешь Рёму?" . "Знаю!" "За что почитаете?" И вот ответ: "Он понимал, что нельзя жить прошлым, что горы меняются медленно, а людям надо менять быстрее. И стараться брать у других все лучшее и уметь сберечь все лучшее свое". Некоторым нашим товарищам это бы запомнить... Очень жалеют О-Рё, его жену. Почему - узнаете из последней части. Часто вешают журавликов на ее памятник.
      1. 0
        21 ноября 2016 15:30
        А журавликов зачем вешать, вроде симпатичные птички smile .
        1. +2
          21 ноября 2016 17:23
          Это бумажные журавли - оригами. Из них делают гирлядны. В Японии это пожелание счастья!
        2. +2
          21 ноября 2016 18:43
          А для меня японский журавлик- "цуру" всегда ассоциировался с маленькой японской девочкой Садако Сасаки и её надеждой...
          "журавль, который в Японии считается счастливой птицей, живет тысячу лет; если больной человек сделает из бумаги тысячу журавликов, он поправится.

          Легенда эта уходит вглубь японского средневековья, когда в среде знати стало популярным делать послания в виде сложенных из бумаги фигурок («оригами»). Одной из простейших фигурок как раз и был «цуру» — журавлик (для его складывания требовалось всего 12 операций). В те времена в Японии журавль символизировал счастье и долголетие. Отсюда возникло и поверье — если загадать желание и сложить тысячу «цуру», оно обязательно исполнится." ссылка:http://neinvalid.ru/sadako-sasaki-1000-bum
          azhnyx-zhuravlikov/
          Прочитайте по ссылке.
          1. +2
            21 ноября 2016 21:52
            Я вот не умею их складывать, хотя "моделист со стажем", но, да, это часть их культуры . А уж про Садако когда я учился в школе то и дело нам говорили. Книгу читали "Садако хочет жить".Потом когда дочь училась, их всем классом водили на фильм "Босоногий Ген", там на нем даже кого-то вырвало... Есть такие чувствительные моменты... У меня вот "слезы навертываются на глаза", когда я читаю письмо Марико к Блэксорну из "Сёгуна"... Нервы и подсознание... Тоже и журавлики...
            1. +2
              21 ноября 2016 22:37
              Вот и у меня, журавлик и срабатывает подсознание, что-то такое щемящее сердце, звоночек из детства. Память о Садако тоже из школы. А фильм "Москва любовь моя" тоже из этой серии воспоминаний. "Со слезами...", но тёплые...
              Ну вот, Вячеслав Олегович, "заставили" нахлынуть воспоминаниям. crying
              Кое что из оригами умею складывать feel , только давно этим не занималась.