Упущенные возможности. Бронеавтомобили Германии в Первую мировую войну

Статья о бронеавтомобилях, состоявших на вооружении германской императорской армии во время Первой мировой войны. Отмечена специфика бронеавтомобилей, охарактеризовано применение германских бронеавтомобилей в годы войны.

В германской императорской армии бронеавтомобили появились еще в мирное время. Первые эксперименты в данной сфере относятся к 1905 году.

После долгих испытаний (прежде всего в отношении вопросов бронирования, типологии вооружения и способов его установки) был изготовлен и принял участие в маневрах Гвардейского корпуса бронеавтомобиль Мерседес (броня 3,5 мм, шасси для омнибусов Бюссинга, вооружение — 1 пулемет).

Кстати говоря, на этих же маневрах приняли участие два французских броневика (фирм Шаррон и Жирардо-Фогт), предназначенные для России и случайно попавшие в Германию.

По результатам этих маневров специалистами было высказано мнение, что бронеавтомобиль получит лишь ограниченное тактическое применение, сводящееся к обороне границ, горных проходов и разрушению речных переправ. Но мировая война опрокинула эти расчеты.

Уже в начале Первой мировой войны на правом фланге наступающей на Западном фронте германской армии англичане применили бронеавтомобили в бою.

Несмотря на то, что еще в октябре 1914 года начальник полевого Генерального штаба германской императорской армии дал по этому вопросу соответствующие указания, лишь в июне 1916 года (!!!) были наконец готовы 3 бронеавтомобиля (Даймлер, Бюссинг и Эрхард). Эти машины и составили 1-й пулеметный бронеавтомобильный взвод кайзеровской армии.

Упущенные возможности. Бронеавтомобили Германии в Первую мировую войну

Илл. 1. Бронеавтомобиль фирмы Даймлер. Машина имела 4-цилиндровый двигатель, 4-скоростную коробку передач, двойные колеса предохраняли от погружения в грунт. Цилиндрическая башенка имела 4 бойницы, через которые могли действовать 3 пулемета Максим, имевшиеся на вооружении броневика. Радиатор бронированного капота был защищен оригинальными горизонтальными бронежалюзи. Приняв решение о необходимости охлаждения двигателя, водитель, находясь на своем рабочем месте, поворотом специального рычага мог открывать и закрывать бронежалюзи на радиаторе. Экипаж — 8 человек. В течение всей войны было изготовлено лишь 3 (!) таких машины.

Упущенные возможности. Бронеавтомобили Германии в Первую мировую войну

Илл. 2. Бронеавтомобиль фирмы Эрхард. Полноприводной Эрхард, так же как и Даймлер, имел 4-цилиндровый двигатель в передней части кузова. Но большие углы наклона броневых листов представляли этому броневику лучшую защиту, чем его «собрату». Вооружение — 3 пулемета, причем башенка оригинальной конструкции позволяла вести даже зенитный огонь. Экипаж — командир, 6 пулеметчиков (включая вторые номера) и водитель.

Упущенные возможности. Бронеавтомобили Германии в Первую мировую войну

Илл. 3. Бронеавтомобиль фирмы Бюссинг. Это наиболее мощный по своим габаритам и весу германский бронеавтомобиль. Был оснащен 6-цилиндровым двигателем с 10-ступенчатой коробкой передач (5 скоростей переднего хода и 5 заднего). Все колеса — ведущие. К услугам 3-х пулеметов, бывших на вооружении этой машины, были 10 огневых позиций — 4 амбразуры в башенке и 6 — в корпусе. Броня — 7 мм.

(Все фото: Освальд В. Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900-1982 гг. — М., 2002.)

Таким образом, приходится констатировать, что в деле производства и применения броневиков немцы оказались позади не только русских, англичан, французов, бельгийцев, но и своих союзников австрийцев.

Первое боевое испытание германских броневиков состоялось в Верхнем Эльзасе и дало благоприятные результаты. В отчете, посвященном использованию бронеотряда, было отмечено, что отряд явился ценным мобильным резервом командования, особенно при контратаках для локализации прорывов противника.

Но, как ни странно, дальнейшее изготовление броневиков было приостановлено «с целью использования рабочих рук для более важных целей». Производство бронеавтомобилей не относилось к приоритетным задачам германского командования.

Броневзвод № 1 принимал участие в операциях против Румынии в том же 1916 году, где сослужил отличную службу: именно в условиях маневренной войны скоростные и подвижные броневики смогли проявить свои лучшие качества. Особенно он отличился в Кронштадской операции (сентябрь — октябрь 1916 г.) и в Трансильванских Альпах. Именно результаты Румынской кампании побудили немцев приступить к постройке еще 14-ти бронеавтомобилей, изготовление которых затянулось до января 1918 года. Эти машины укомплектовали бронеотряды №№ 2—7. Один из них участвовал в боях на Итальянском фронте в конце 1917 года, но в силу допущенных технических и тактических ошибок должным образом проявить себя не смог.

В 1918 году немцы использовали свои бронеотряды на бывшем Восточном фронте, для полицейской службы на оккупированной Украине, подавления крестьянских волнений и охраны коммуникационных линий.

Из трофейных русских (в основном брошенных деградировавшей после революции и стремительно откатывающейся на восток после Брестского перемирия русской армией) и итальянских (после разгрома итальянцев при Капоретто) бронеавтомобилей (производства заводов Лансиа, Путиловского, Минервы, Пежо, Аустин) летом 1918 года были сформированы бронеотряды №№ 8—11. Они себя ничем не зарекомендовали (тем более в условиях отсутствия оригинальных запчастей).

Всего за войну немцы построили 17 бронемашин, захватили еще 40 (из них 20 восстановили). И это при том, что, имея опыт производства бронеавтомобилей с 1905-го года, они вполне могли их массово изготавливать и использовать в бою. Особенно широкий простор для применения бронеавтомобилей имелся в начале войны на Французском фронте: в наиболее стратегически ответственный период большого германского наступления через Бельгию (конечно, с установлением жестких реалий позиционной войны возможности для применения бронеавтомобилей существенно снизились, но это произошло лишь в конце осени 1914 года), а также на Русском фронте — в течение почти всей войны.

Конструктивные особенности германских бронеавтомобилей заключались в том, что, если французские и итальянские броневики (легкие по своей сути) имели шасси легковых автомобилей с мощным мотором и двумя ведущими колесами, то тяжелые немецкие броневики имели шасси грузовых машин с четырьмя ведущими колесами (благодаря этому они могли двигаться не только по дорогам, но и по твердому грунту). Вооружение состояло из 2—3 пулеметов с максимальными углами обстрела. Некоторые германские машины были также вооружены огнеметами и даже орудиями (например, 20-мм бекеровской пушкой). Толщина брони «броневиков-немцев» колебалась между 6 и 11 мм, причем 11-мм броня давала защиту от винтовочных пуль даже при стрельбе с близких дистанций. Противопульной броней были надежно защищены мотор, вооружение, экипаж машины. Численность экипажа зависела от размера броневика и колебалась от 4 до 8 человек.

Имея качественные и оригинальные тактико-технические характеристики и возможности для применения на практике, германские броневики так и не стали полноценным мобильным тактическим бронересурсом в руках кайзеровского командования.
Автор: Олейников Алексей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. ИмПерц 24 ноября 2016 20:36
    Это был реальный шанс для Рейхсхеера совершить то, что бритты совершили на фронте с танками. "Гудериан" и его клинья могли появиться раньше.
    1. Котище 30 ноября 2016 18:02
      За статью автору спасибо!
      Но
      Цитата: ИмПерц
      Это был реальный шанс для Рейхсхеера совершить то, что бритты совершили на фронте с танками. "Гудериан" и его клинья могли появиться раньше.

      Тут я готов поспорить. Не было шансов у немецкой военщины применить броневики как танки, просто объективно в луном ландшафте передовой у них небыло шансов прорвать линии обороны противника.
      1. ИмПерц 2 декабря 2016 17:15
        Цитата: Котище
        Тут я готов поспорить

        Давайте)))
        Цитата: Котище
        военщины применить броневики как танки

        Разговор не о лобовой атаке.
        Цитата: Котище
        просто объективно в луном ландшафте передовой у них небыло шансов прорвать линии обороны противника.

        Первые Мк застревали (если я правильно понял вашу мысль) практически во всём.
        Эффект от применения танков был не в этом.
        Но это после ваших доводов)))
  2. potapych 24 ноября 2016 20:41
    не впечатлило чего то , вообще ни как
  3. Вождь краснокожих 24 ноября 2016 20:48
    Уродцы, конечно, но они были первыми. В смысле, сильно на кого то не сориентируешься...
  4. RASKAT 24 ноября 2016 22:35
    Это им не помогло lol
  5. parusnik 25 ноября 2016 08:15
    Вид у бронеавтомобилей этакий "тевтонский"..Сразу видно немцы...
Картина дня