Краг-Йоргенсен: «винтовка на одну войну»

69 280 51
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    25 ноября 2016 16:54
    хорошая статья! Никогда не слышал про эту систему, тем более, про такой затвор. Спасибо!
    1. +5
      25 ноября 2016 17:20
      достаточно интересное оружие,но поскольку не разошлась такими тиражами как Маузер и Мосинка-осталась малоизвестной
      1. +3
        25 ноября 2016 17:33
        Интересно, сколько их вообще было выпущено? если использовались Норвегией, скорее всего, какую-то часть этих винтовок можно было встретить в Берлине в руках фольксштурма в 1945-м году.
        Смотря на интересную систему затвора, я сразу вспомнил об еще одном образце оружия, про которое мы мало знаем. Мы привыкли представлять себе американского солдата времен 2МВ с "Гарандом" в руках. А ведь на вооружении КМП США состояла еще и самозарядная винтовка Джонсона, с магазином на 10 патронов, и было их выпущено около 70 000 штук! И тоже нестандартная система магазина - по сути, "улитка" (это я по-простому сказал, не по-оружейному) внутри, снаряжалась из 5-ти патронных обойм от "Спрингфилда", для чего были сделаны специальные направляющие.
        1. +1
          25 ноября 2016 19:49
          На Кольском полуострове находили такие на немецких позициях.Красивая и качественная,но мне показалась слишком сложная,хотя разбирается быстро.Гильза как у Маузера98 только сама пуля тоньше.
          1. 0
            26 ноября 2016 17:03
            Краг-Йоргенсен или винтовка Джонсона? В смысле, немножко не понял, что нашли на Кольском (уж простите) drinks
            1. +1
              26 ноября 2016 19:26
              Находили Крагов (норвежских 6.5мм.). drinksСудя по разбросанным по местам боёв гильзам,там кольты или томсоны ( .45 ACP (11,43×23 мм) были у наших бойцов.Видимо ленд лиз.
              1. +2
                26 ноября 2016 20:16
                видимо, да. Танки и бронемашины приходили в комплекте со стрелковым оружием для экипажа. Не знал, что немцы вооружали своих Крагами, спасибо! Винтовки из запасов норвежской армии - что ж, разумно немцы поступили на том участке..
                А у нас в Артиллерийском Музее, я уже говорил, "Шерман" выставили - где-то там же со дна моря достали. drinks
                1. +1
                  27 ноября 2016 13:10
                  так его ж вроде бы только летом достали?????Уже отреставрировали???
                  1. 0
                    27 ноября 2016 13:55
                    был недели три или четыре назад, стоит! Около самоходных установок! Тот или другой, не знаю, не помню, что в табличке было написано..
              2. +1
                30 ноября 2016 08:34
                6,5×55 мм (6.5×55 Swedish) — винтовочный патрон, разработанный совместно Швецией и Норвегией. Является вариантом маузеровского патрона 7,92×57 мм.
                Оружие под патрон
                Mauser M1896 — шведская винтовка
                Краг-Йоргенсен — норвежская винтовка
                Ручной пулемет Мадсен Madsen
                Ручной пулемет Knorr-Bremse (Lauf) LH-33 MG-35/36 M/40
                Ручной пулемет Kg m/1921, m/1937 (Швеция)
        2. +1
          26 ноября 2016 15:48
          Очень интересный образец, никогда не слышал о нём раньше.
        3. +1
          26 октября 2017 17:59
          Эти винтовки попадались под Вязьмой.Видимо немцы их тоже использовали в 1941
          1. 0
            26 октября 2017 18:03
            они использовали все, что только можно было. Хорошие образцы вооружения - в первой-второй линии, не очень хорошие - для национальных формирований и полиции, все уж совсем старое использовали в 45-м для вооружения фольксштурма. Что сказать.. крохоборы еще те немцы были! laughing хотя наши в 41-м тоже доставали все, что только можно.
  2. +8
    25 ноября 2016 17:16
    Громадное спасибо за материал.
    Своебразная схема, занятные технические решения.
    Такого подробного нигде описания не встречал.
    Еще раз Благодарю!
    С уважением.
    hi
  3. +3
    25 ноября 2016 17:35
    Превосходное иллюстрированное сопровождение материала, отличный обзор!
    Датчане, как и все прочие "норды" и скандинавы всегда отличались своеобразной конструкторской школой: где-то в смысле конструкций (те же "Мадсены"), когда - дизайна (та же шведская MKS с магазином в рукояти), а там и передовой технологии (Бофорсы и etc).
    Автору уважительная уважуха с нашим уважением good hi
    1. +5
      25 ноября 2016 18:56
      Спасибо! Но, честно, легко писать, когда держишь оружие в руках, можешь все открыть, залезть во все "дырки", "сфоткать" в любом ракурсе. Это у меня товарищ коллекционирует вот такое "железо". К сожалению, очень он занятой человек и попасть к нему сложно. Но еще про два образца практически также подробно будет.
      1. +3
        25 ноября 2016 19:07
        Заинтриговали, право! Что ж поделать, куда бедному еврею податься, ждем-с. fellow
        1. +2
          25 ноября 2016 20:15
          Один уже написан и будет на следующей неделе. Другой пишется...
      2. +3
        25 ноября 2016 19:59
        Отличный материал, впрочем, как всегда! Спасибо, Вячеслав!
        Между прочим, нет ли у Вашего товарища образца австрийского "штайра"? Интересен вопрос, будучи аналогом английского "стена", обладал ли теми же "болезнями"?
        1. +2
          25 ноября 2016 20:13
          Штайра нет точно. У него только винтовки и один пистолет: винчестер,краг-йоргенсен, манлихер-каркано, ремингтон, мартини-генри, еще что-то дальше уж не помню.
          1. +1
            25 ноября 2016 21:48
            А, понял, экзотика
        2. +2
          25 ноября 2016 21:00
          А какая модель "штайра" является аналогом "стэна"? Или Вы имеете ввиду те "стэны" котрые производились по всей Европе, в т.ч. и в Германии?
          1. +1
            25 ноября 2016 21:46
            Вот модель назвать не могу, к сожалению. Имел в виду компоновку, боковой магазин. Несколько лет назад имел удовольствие держать в руках оба экземпляра, австриец произвел лучшее впечатление. Попробую найти модель, отпишусь
            1. +2
              25 ноября 2016 23:09
              Это совершенно разное оружие. S1-100 разработана швейцарской фирмой Солотурн в 1929 г. и с 1930 г. выпускалась в Австрии. Один из лучших ПП межвоенного периода.
              Стэн разработан в 1941 г. англичанами для срочного восполнения неотложных потребностей за 30 дней. Примитивный образец, дитя войны. Поэтому и производили их даже норвежские партизаны.
              1. 0
                26 ноября 2016 20:07
                Пожалуйста, подробней о норвежских партизанах. Всегда считал, что партизанская война в условиях Заполярья возможна только в диверсионном формате. По крайней мере, с нашей стороны так оно и было, группы переходили линию фронта, выполняли задачу, уходили, по-возможности, обратно. Проходили по ведомству Судоплатова, назывались партизанами, фактически были диверсантами. Знаю наверняка, в детстве общался с одним из участников этих групп, он в нашей школе историю преподавал.
              2. 0
                27 ноября 2016 18:50
                Что значит "совершенно разное"? Компоновка одинаковая, патрон одинаковый, магазинная система одинаковая, динамо-механика почти одинаковая...
              3. 0
                27 ноября 2016 18:55
                По моим представлениям совершенно разное это Mauser 98 и FN FAL или "моргенштерн" и клейморр
                1. 0
                  27 ноября 2016 23:45
                  Я даже затрудняюсь сразу ответить. Ваши вопросы - как минимум три отдельных статьи.
                  1. +1
                    28 ноября 2016 00:18
                    Если коротко. "Запорожец" и "Фольксваген Жук" машины получается, одинаковые?
                    Компоновка одинаковая, двигатели практически одинаковые, руль один и там и там, педалей по три, дверей по две. Более того, и Порше 911 - тоже. Компоновка одинаковая и т.д.
                    Зато "Запорожец" и БелАЗ - разные.
                    1. 0
                      28 ноября 2016 08:31
                      Принципиально, именно так. Качество материалов и изготовления важно, но для систематизации чего-либо - вторично.
                      1. 0
                        28 ноября 2016 13:15
                        Извините, я пас.
          2. +2
            25 ноября 2016 22:15
            Нашел, Steyr-Solothurn S1-100, в рейхе состоял на вооружении люфтваффе, полиции, фельджандармерии и, по непроверенным данным (один реконструктор, собственно владелец, рассказывал) ягдкоманд. Касательно "стен", имел ввиду основной ПП ВС Великобритании времен ВМВ.
            1. +3
              26 ноября 2016 09:43
              Да, есть статья в "Википедии" и в книге А.Б. Жука "Винтовки и автоматы", но не с такими подробностями, как пишет Автор...
  4. 0
    25 ноября 2016 20:01
    По оригинальности эту винтовку можно сравнить с винтовкой Мосина,под патрон 10,5 мм,тоже имевшей оригинальное устройство
    1. +1
      26 ноября 2016 16:07
      Это какая винтовка Мосина была под патрон такого калибра? Опытный образец какой-то?
      1. +1
        26 ноября 2016 17:13
        В. Федоров. Эволюция стрелкового оружия. Там все подробно расписано.
      2. +2
        26 ноября 2016 17:22
        Да,опытная винтовка .Вот нашел,специально для вас.Статья в журнале ,,Техника молодежи'' номер 5 за 1990 год. Статья называется ,,Магазинки Мосина'' на странице 40. Опытная магазинная винтовка Мосина образца 1885 года с реечно-прикладным механизмом .Калибр 10,6 мм. Длина со штыком - 1845 мм. Длина без штыка - 1335 мм. Емкость магазина - 12 патронов. Масса - 4,5 кг. Прицельная дальность - 2200 шагов ( 1562 метра ).
        1. +1
          27 ноября 2016 17:14
          Это вот за нее фирма "Рикте" давала ему много много франков и он не взял. Ну не надо самому - передал бы госпиталям, кадетским корпусам, инвалидам, наконец. И сам остался бедным и страну обеднил! А ведь было уже понятно, что с Францией нам не воевать, четко обозначилось франко-русское сближение, но...
  5. +4
    25 ноября 2016 21:06
    Да, со Спринфилдом 1903 американцы попали в некрасивую историю. Несмотря на использование ударника оригинальной конструкции и некоторых других проектных изменений, новая винтовка многими чертами походила на винтовку Маузера 1898 г., в следствие чего компания Mauser Werke предъявила иск американскому правительству, по которому оно было вынуждено заплатить 3 000 000 $ лицензионных отчислений.
  6. +4
    25 ноября 2016 22:26
    очень интересная и подробная статья. Видно, что написана не равнодушным к предмету человеком. Благодарю Вас, уважаемый Вячеслав! Буду ждать Ваших новых статей.
    1. 0
      27 ноября 2016 17:11
      На следующей неделе будет про Манлихер-Каркано.
  7. +3
    25 ноября 2016 23:15
    Фёдоров Владимир Григорьевич
    "В поисках оружия"
    "- Мистер Федоров! - начали они. - Мы уже хотели поехать в Токио, чтобы переговорить с председателем вашей миссии. Но узнали из газет, что мистер Федоров, русский оружейник, находится в Осаке...
    Я ждал, к чему поведет это вступление.
    - Мы получили телеграмму из Вашингтона, - продолжал один из них. Есть возможность устроить для вас покупку прекрасных винтовок Краг-Юргенсона.
    Я знал, что это были старые винтовки образца 1889 года. Заряжали их не из обоймы, как современные, а вкладывая патроны по одному. Но я смолчал, ибо тогда для России всякое предложение могло иметь интерес. Еще одно обстоятельство показалось мне довольно странным: почему правительство США избрало такой сложный путь, а не обратилось непосредственно к русскому военному агенту, находившемуся в Вашингтоне?
    Разумеется, об этом я тоже умолчал, так как подобный вопрос выдал бы мое подозрение. Надо было сначала узнать как следует, в чем состоит предложение. Мне была хорошо знакома система винтовок Краг-Юргенсона. Калибр их был одинаковым с русскими трехлинейными винтовками, однако патрон несколько отличался от нашего, поэтому русские патроны не годились для американских винтовок (пришлось бы разделывать у них патронники). Вот почему я тотчас же поинтересовался:
    - Вы предлагаете винтовки с патронами? Сколько же патронов вы можете дать на каждую винтовку?
    Вопрос застал моих собеседников врасплох. Они замялись и, видимо, не знали, что ответить. Потом один решительно отрезал:
    - Мы можем уступить вам одни винтовки, без патронов.
    - Четыреста тысяч экземпляров! - подхватил другой.
    Цифра эта была рассчитана на то, чтобы произвести эффект.
    - А по какой цене?
    - О, эта сторона не будет служить препятствием; американцы не имеют намерения наживаться на нуждах России, - ответили они уклончиво.
    - Где находится ваше оружие? Когда его можно осмотреть?
    На все вопросы следовали туманные и неопределенные ответы. Не было сомнения: передо мной темные дельцы, авантюристы или спекулянты. В то время их было множество. Как жадные мухи, набросились они на больное тело русской армии, чтобы нагреть руки на нашей беде. "Американские представители" наверняка ничего не имели за душой и лишь хотели позондировать почву. Им, видимо, предстояло решить, стоит ли закупать в Америке довольно старые винтовки для последующей перепродажи их России. Это напомнило мне историю мертвых душ господина Чичикова."
    1. +2
      27 ноября 2016 17:10
      Кстати, замечательная книга "В поисках оружия"... Мне больше всего понравилось, как его удивило, что японские солдаты чистят зубы.
  8. +3
    26 ноября 2016 09:25
    Оригинальное решение, но на мой взгляд, слишком уж все усложнено: все эти откидные крышечки, которые могут при износе винтовки открываться в самый неподходящий момент, подача патронов под углом 90 градусов, а не прямая, как у винтовок с магазином Ли, что увеличивает вероятность перекашивания патронов при движении по магазину. Ну и как я понял, чтобы зарядить, нужно откинуть крышечку, вставить обойму, закрыть крышечку, и только после этого передернуть затвор. То есть нужно сделать аж целых ДВА лишних движения по сравнению с винтовками с магазинами Ли, где нужно только открыть затвор, вставить обойму и закрыть затвор. И все, винтовка уже готова к стрельбе. Всего три движения, тогда как в этой винтовке нужно сделать пять движений. Я думаю, что именно эта мешкотня с перезаряжанием и стала самым главным недостатком этой системы.
    1. +2
      26 ноября 2016 13:21
      Да именно так, хотя и эту винтовку можно было снаряжать из обоймы. Но чаще снаряжали патронами из патронташа по одному. Вот перекоситься там патрон как раз не мог! Но лишние движения... да!
      1. +2
        26 ноября 2016 21:34
        Почему по одному то? Очевидно что винтовку удобно снаряжать по 4 патрона зараз
        1. 0
          26 ноября 2016 21:47
          Взял 4 патрона при пустом магазине и патроне в стволе, открыл крышку- забросил 4 патрона в одно движение-закрыл крышку. Отстрелял 4 патрона - Взял 4 патрона при пустом магазине и патроне в стволе, открыл крышку- забросил 4 патрона в одно движение-закрыл крышку и тп
          1. 0
            26 ноября 2016 21:52
            "Лоад фо" применительно к болтовой нарезной винтовке
            Патроны можно носить в сумке- патронташе на 20-30 патронов, просто высыпая туда пачку ориентируя патроны пулями вперед. Никаких заморочек с обоймами, система очень быстрая в дозарядке, просто ее потенциал не был раскрыт
          2. 0
            27 ноября 2016 17:07
            Да, конечно, и так было можно. По-всякому можно!
  9. 0
    26 ноября 2016 19:53
    Очень интересно. Большое спасибо!
  10. 0
    30 ноября 2016 23:32
    спасибо,интересно