Авраамические религии и экспансионистские модели поведения людей

Существует мнение, что авраамические религии (иудаизм, христианство и ислам) — исключительно миролюбивые концепции, призывающие к всеобщей любви и братству. Но ставить так вопрос не совсем корректно. Все эти парадигмы формировались в разное время и в определённых исторических условиях. Почитайте Тору, Ветхий Завет, Коран. Там везде отпечатки глубокой древности: смерть, кровь, война, предательство. Глубинный посыл авраамических религий заключался в отречении от старого политеистического мировоззрения с его расщепленным людским сознанием, человеческими жертвоприношениями и прочими мерзостями к монотеистической, сконцентрированной на отношениях человека и бога модели мира. Другое дело, что различные социальные и политические силы, отдельные личности во все эпохи использовали в своих целях особенности, присущие данным верованиям. Любая религия находится в постоянном развитии. Современные христиане уже ничем не напоминают тех, кто молился в катакомбах и выцарапывал на стенах рыб. На векторы развития веры огромное влияние оказывают субъективные факторы. Современный ислам многолик и разнообразен. Он разделён на суннитов и шиитов, в Османской империи поддерживали течение суфиев, в Саудовской Аравии — секту ваххабитов. Имеется и современные феномены: «Аль-Каида», «Исламское государство» (запрещены в РФ). И во главе каждого движения стоят свои лидеры и вдохновители.

Здесь мы постараемся выделить те свойства авраамических культов, которые позволяли (и позволяют) их приверженцам создавать империи, завоевывать огромные территории, покорять многомиллионные народы, перекраивать окружающее пространство.


В первую очередь единобожие структурирует окружающий мир, создаёт в нём чёткую иерархию. На небе единый и всемогущий бог, на земле — его помазанник, обладающий неограниченной властью. Эта традиция коснулась даже президентов, канцлеров и генсеков. Все они обосновывали свою власть некоей высшей сущностью или ценностью. Общество сплачивается единством идеологии, монолитностью целей. Оно не ищет компромиссов между различными божествами. Концепция единого бога укрепляет семью, государственные и социальные институты. Где бы ни появлялись монотеисты, они везде возобладали над язычниками, политеистами, пантеистами. Так было в Америке, Азии, Африке, да и в самой Европе. Следует также отметить, что ослабление религиозности в современном западном обществе делает его беззащитным перед экспансией мусульманских радикалов.

Другой особенностью авраамических культов является коренное изменение представлений о потустороннем мире. В христианстве и исламе земное бытие становится чем-то скоротечным и убогим, недостойным внимания истинного верующего. Главную роль начинает играть загробная жизнь — прекрасная и вечная. Лишь в ней истомлённая душа найдет полное упокоение в объятиях своего создателя. Или попадет в ад. Религиозные подвижники, мыслители и аскеты, общий рост духовной активности в обществе способствовали тому, что данная парадигма стала основой мировоззрения адептов монотеизма. Но эти колоссальные усилия иногда приносили и горькие плоды. Случалось, что силы зла использовали их в корыстных целях, принося неисчислимые бедствия человечеству.

Приведу лишь три примера. В позднем Риме существовало правило, когда военачальники против одной когорты христиан выставляли две когорты язычников. Христиане не боялись смерти, она приближала их к богу. Можно вспомнить о религиозной экзальтации населения времён крестовых походов. Об этом не принято говорить, но и мотивация современных исламских экстремистов во многом основывается на Коране. Ведь праведникам там обещана райская жизнь после гибели за веру. Читая одно и то же писание, исповедуя одно и то же учение, можно вознестись к вершинам человеческого духа, а можно и пасть в бездну агрессии и разрушения.

Нельзя забывать и то обстоятельство, что все рассматриваемые религии имеют апокалипсическую направленность. Бог рано или поздно уничтожит этот мир. Миропогибельные настроения, глубоко внедрившиеся в народное сознание, оказывают мощное влияние на образ жизни людей. Ожидание конца света неоднократно сотрясало целые страны и континенты, вызывало войны, революции, бунты. Оно разрушало традиции и мораль, превращало добропорядочных граждан в легко управляемую агрессивную толпу. Именно временность земного бытия и трансцендентное ожидание светлого будущего толкали тот же русский народ на кровавые революции.

Таким образом, авраамические традиции настолько обширны и всеобъемлющи, так насыщены энергией, что их надо воспринимать целостно, учитывая весь накопленный поколениями опыт. Использование их во благо позволило создать величайшие цивилизации, охватившие значительную часть земного шара. Но в отдельных случаях заложенный в них потенциал становился страшным оружием в руках злонамеренных личностей. Начальные этапы этих религий были связаны с мощным интеллектуальным творчеством, прозелитизмом и экспансией. Рано или поздно интенсивное расходование энергии тормозит наступательные порывы сообществ, и они переходят в некие равновесные состояния. Новые духовные идеи могут развиваться лишь через секты и расколы, что впрочем, редко находит широкую поддержку у населения.

Что же касается других мировых религий, то их эволюция основана на иных принципах. Буддизм и индуизм отказались от стратегий активного влияния на окружающий мир. Распространение данных религий зиждется в основном на росте числа приверженцев за счет естественного прироста населения и сознательного присоединения неофитов. Этому способствует их миролюбивая идеология, экономическая целесообразность быта, созерцательность и циклическое восприятие жизни. Лишь один характерный пример: гибель нескольких тысяч индуистов в Первой мировой войне вызвала в Индии такой шок, что в Дели им была установлена громадная арка. Сравните европейские события той же эпохи.

Конфуцианство (по ряду признаков его относят к религиям) сформировалось на схожих принципах, и число его приверженцев неуклонно возрастает.

Таким образом, духовная жизнь планеты в основном определяется двумя традициями: активной и экспансионистской авраамической, а также созерцательной и аморфной ведической. Они гармонично дополняют друг друга в различных исторических, этнических, социальных и экономических условиях.
Автор:
Лысенко Николай
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

154 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти