Дистанционно управляемая боевая машина Al-Robot (Ирак)

Дистанционно управляемые сухопутные боевые машины различных классов представляют большой интерес для многих армий. Одним из главных плюсов такой техники является возможность полноценного решения поставленных задач с минимальным или вообще отсутствующим риском для оператора. Как следствие, регулярно появляется информация о создании нового проекта подобной техники. При этом разработкой сухопутных боевых «беспилотников» занимаются как признанные лидеры оружейного рынка, так и новые страны. К примеру, один из самых интересных проектов последнего времени был создан иракскими энтузиастами. Получившийся аппарат получил название Al-Robot.

Уже несколько лет Ирак вынужден бороться с террористами, захватившими часть территории страны. В этой борьбе активное участие принимают не только вооруженные силы и другие силовые структуры, но и добровольцы. В некоторых случаях участие добровольцев заключается в обслуживании существующей техники или создании новой. В этом году силами энтузиастов был разработан собственный проект боевого робота с дистанционным управлением. Предложенная боевая машина способна выполнять различные разведывательные и огневые задачи, для чего имеет набор оптико-электронного оборудования и вооружение.

Дистанционно управляемая боевая машина Al-Robot (Ирак)
Машина Al-Robot на августовской выставке



Проект оригинальной бронемашины получил весьма простое название – Al-Robot (также встречается написание Alrobot). Как сообщают иракские средства массовой информации, сухопутный боевой робот был создан двумя братьями-энтузиастами. По понятным причинам, имена конструкторов не назывались. Обстановка в Ираке такова, что создателям новой боевой техники лучше сохранять анонимность и не подвергать риску себя или родственников. Проект был создан не позднее лета этого года. Уже в августе на одной из иракских выставок состоялась первая демонстрация опытного робота. Вскоре машину передали вооруженным силам.

Главной задачей проекта «Аль-Робот», как следует из опубликованных данных, было создание дистанционно управляемой бронированной машины, несущей ствольное и реактивное вооружение, а также оснащенной оптическими приборами. Предполагалось, что самоходное шасси позволит роботу, получая команды оператора, перемещаться по указанному маршруту. Задачей оригинального боевого модуля не слишком сложной конструкции в таком случае является обеспечение наблюдения за местностью и поиска целей с последующим их уничтожением.

Характерной особенностью разработки иракских инженеров является максимально широкое использование существующих узлов и агрегатов. Ближневосточное государство имеет ограниченный промышленный потенциал, что в определенной мере затрудняет выпуск полностью новых изделий в больших количествах. В то же время, имеется возможность использования готовых деталей, заимствуемых в том числе у существующей техники. Таким образом, с точки зрения общей архитектуры машина Al-Robot представляет собой комплекс, состоящий из агрегатов разной техники и других готовых изделий, собранных в требуемой конфигурации. С нуля братьям-конструкторам и их коллегам пришлось делать только броневой корпус, некоторые устройства боевого модуля и несколько других деталей.


Демонстрация поворота боевого модуля, можно увидеть механизмы перемещения патронного ящика


По некоторым данным, машина «Аль-Робот» была построена на основе готового серийного квадроцикла. Также некоторые источники говорят о возможном применении гольф-карта. Так или иначе, иракский боевой робот использует серийное двухосное шасси легкого класса, тип которого, однако, в открытых источниках не указывался. Агрегаты шасси смонтированы на общей раме, поверх которой при сборке боевой машины установили броневой корпус. Шасси имеет колеса среднего диаметра с развитыми грунтозацепами. Используется рычажная подвеска с упругими элементами в виде вертикально расположенных пружин.

Специально для перспективной боевой машины был создан оригинальный броневой корпус. Авторы проекта учли все известные идеи и решения в области бронирования, что привело к появлению конструкции с некоторыми характерными чертами. Так, в конструкции корпуса Al-Robot активно используются т.н. рациональные углы наклона. Кроме того, облик корпуса определен с учетом необходимости защиты всех жизненно важных агрегатов. В то же время, некоторые детали ходовой части остаются за пределами защищенного объема. Есть основания считать, что проектом предусматривается использование противопульного бронирования, однако реальный уровень защиты предложенного корпуса не оглашался – очевидно, что такая информация не должна дойти до противника.

Корпус бронемашины имеет лобовую часть уменьшенной высоты, образующей некое подобие капота. Вместо сплошного нижнего лобового листа применяются жалюзи, прикрывающие радиатор. По бокам от радиатора находятся элементы решетки-бугеля с фарами. Сзади к решетке радиатора крепится наклонный лобовой лист, защищающий внутренние агрегаты машины. В его центральной части имеется люк для доступа внутрь корпуса и обслуживания техники. К боковым частям этого листа крепятся малые треугольные листы, помещенные с наклоном наружу. Сверху лобовая проекция защищена еще одним наклонным листом прямоугольной формы, в центре которого имеется небольшое окно для одной из телекамер. По бокам от прямоугольного листа располагаются дополнительные скуловые детали.


Правый борт модуля, видны приводы вертикальной наводки оружия


Борта робота состоят из нескольких деталей. Нижние их части смонтированы с развалом наружу, сверху к ним крепятся узкие полосы, наклоненные внутрь. Верхние детали бортов, в свою очередь, предложено устанавливать с большим наклоном друг к другу. В передней части обоих бортов предусматриваются два люка, открывающихся поворотом вверх и в стороны. На верхних гранях бортов устанавливается горизонтальная прямоугольная крыша. Корма корпуса получила клиновидный профиль. В ее составе имеются наклонные верхний и нижний листы большой высоты, а также уменьшенный центральный. Образованный ими агрегат соединяется с бортами при помощи набора треугольных деталей. Узкий кормовой лист имеет окна для монтажа светотехнического оборудования.

Компоновка внутренних объемов корпуса не уточнялась, однако некоторые особенности внешнего вида машины позволяют строить предположения на этот счет. Лобовая часть корпуса, очевидно, отдана под системы охлаждения двигателя: там находится радиатор или канал для подачи атмосферного воздуха к мотору воздушного охлаждения. Центральный отсек корпуса должен вмещать оборудование управления и часть систем наведения вооружения, прежде всего привод поворота боевого модуля в горизонтальной плоскости. Также часть центрального отсека и корма, по-видимому, вмещают силовую установку.

Специально для бронемашины «Аль-Робот» был создан новый дистанционно управляемый боевой модуль. Как и другие элементы робота, боевой модуль использует готовые изделия, а также имеет несколько новых деталей. Так, вооружение и оптические приборы модуля представляют собой серийные изделия соответствующих моделей. Прочие детали изготавливались авторами проекта самостоятельно с использованием имеющихся материалов, которые можно было достать в имеющейся обстановке.


Вид на корму боевого модуля


Непосредственно на погоне крыши помещается опорное устройство, выполненное в виде цилиндра небольшой высоты. К такой опоре прикреплена многоугольная платформа несимметричной, служащая основой боевого модуля. На ней установлены две вертикальные детали сложной формы, выполняющие функции опор качающихся оружейных систем. Вертикальные опоры получили скошенные лобовые грани, позади которой находятся цапфы качающейся пулеметной установки. Поднятые вверх задние части опор предназначены для монтажа пусковой установки реактивного вооружения. Сзади опоры соединены деталями, выполняющими функции днища и кормовой стенки.

На правом борту боевого модуля, снаружи относительно опор, имеется несколько кожухов. В крупном, помещенном выше остальных, располагается электродвигатель, отвечающий за вертикальное наведение оружия. Через несложный механизм двигатель соединяется с качающейся пулеметной установкой, обеспечивая ее вертикальную наводку. Сзади от кожуха двигателя на опоре модуля имеются две трубчатые детали, внутри которых помещен карданный вал. Задачей последнего является передача крутящего момента двигателя на средства наведения реактивного оружия. За счет правильного строения механизмов единственный электродвигатель способен синхронно наводить все имеющееся оружие.

Основным оружием машины Al-Robot является 12,7-мм пулемет НСВ. Тело пулемета установлено на специальной люльке. Последняя имеет цапфы для шарнирного монтажа на опорах боевого модуля. Перемещение люльки с пулеметов в вертикальной плоскости осуществляется соответствующими механизмами. Боепитание пулемета обеспечивается при помощи ленты, размещенной в металлическом коробе. Последний располагается слева от пулемета на качающемся основании. Со стволом пулемета связывается специальная тяга, задачей которой является изменение положения патронного короба синхронно с наведением пулемета. Это позволяет исключить задержки в стрельбе, связанные с неправильной подачей ленты.


Пулемет и видеокамера наведения крупным планом


Использование крупнокалиберного пулемета советской разработки дает боевому роботу достаточно высокие огневые характеристики. Используя патроны 12,7х108 мм, пулемет НСВ способен показывать скорострельность до 800 выстрелов в минуту. При начальной скорости пули около 845 м/с эффективная дальность стрельбы по наземным целям может достигать 1,8-2 км. Масса тела пулемета составляет 25 кг, еще не менее 10 кг приходится на короб с лентой и 50 патронами. Как показывают испытания, механизмы робота выдерживают большой вес оружия и его отдачу. При стрельбе одиночными машина почти не качается.

Для поражения укреплений или некоторой техники противника предлагается использовать реактивное оружие в виде гранатометов имеющихся типов. Для перевозки и применения таких систем Al-Robot имеет специальную пусковую установку. На задней части боевого модуля имеются шарнирные крепления для двух балок с трубчатыми кожухами. Внутрь кожухов могут помещаться некоторые типы реактивных гранатометов или гранат, имеющие требуемые габариты. Управление выстрелом осуществляется дистанционно. Во избежание повреждений дульные срезы пусковых установок прикрываются откидными крышками.

Боевая машина «Аль-Робот» должна действовать на некотором удалении от оператора, что привело к необходимости использования специального оборудования того или иного типа. Для вождения и изучения местности, а также для управления оружием оператору предлагается использовать набор видеокамер, помещенных на разных частях робота. Следить за дорогой предлагается при помощи камеры, установленной в лобовой части корпуса. Она находится под защитой брони и ведет съемку через небольшое окно в бронелисте.


"Аль-Робот" и прицеп для его перевозки


Прочие оптико-электронные приборы размещаются на боевом модуле. Одна из камер находится на правой опоре вооружения, рядом с приводом вертикальной наводки. Она закреплена стационарно и позволяет следить за передней полусферой модуля. Наведение вооружения предлагается осуществлять при помощи второй камеры, размещенной слева от пулемета и имеющей возможность перемещаться вместе с ним. Две дополнительные камеры установлены на балках пусковой установки реактивного оружия и могут качаться вместе с ними.

Внутри броневого корпуса располагаются системы дистанционного управления, контролирующие работу разных узлов и агрегатов, а также радиостанция, обеспечивающая двухстороннюю связь. Во время работы робот посылает на пульт сигнал с видеокамер и некоторые другие данные, а оператор передает ему команды управления.

Для управления комплексом Al-Robot используется портативный пульт оператора. В кейсе размещены сравнительно крупный жидкокристаллический монитор, набор органов управления, аппаратура обработки команд и системы радиосвязи. Сообщается, что в ходе боевой работы бронемашина может удаляться от оператора на расстояние до 1 км. При этом обеспечивается передача всех необходимых данных и команд в обе стороны.


Загрузка боекомплекта пулемета


С целью экономии ресурса техники авторы проекта предлагают перебрасывать ее к местам боевого применения при помощи специальных транспортных средств. Буквально из подручных материалов был собран прицеп с платформой и откидным пандусом, пригодный для буксировки различными автомобилями, в том числе легковыми. При помощи такого прицепа робот может быть доставлен в район сражения, после чего спускается на землю и далее перемещается самостоятельно, получая команды оператора.

«Аль-Робот» был впервые представлен еще в середине августа этого года. Тогда иракская пресса опубликовала некоторые сведения о проекте, но данные о возможном использовании техники в боях отсутствовали. Только в начале ноября стало известно о применении оригинальной разработки в интересах вооруженных сил. В настоящее время армия Ирака совместно с лоялистскими вооруженными формированиями и при поддержке зарубежных вооруженных сил пытаются выбить террористов из г. Мосул. Как сообщается, в первых числах текущего месяца в ходе сражений под Мосулом состоялось первое боевое применение машины Al-Robot. Робот использовался для огневой поддержки наступающих войск и уничтожения позиций противника.

Согласно опубликованным сообщениям, представители иракской армии хорошо отзываются об инициативной разработке отечественных инженеров. Появление такой техники позволяет военным более эффективно решать поставленные задачи с меньшим риском для личного состава. Насколько долгой и удачной будет служба первого боевого робота новой модели – покажет время. Возможно, по результатам войсковой эксплуатации будет принято решение о начале серийного производства. Наличие некоторого количества дистанционно управляемых боевых машин может значительно повлиять на ход боев.


Робот и оператор пультом управления


«Аль-Робот» недавно пошел в бой и на практике демонстрирует свои возможности. Как сообщается, наступающие на Мосул войска добились некоторых результатов, и в их успехах есть некоторый вклад новой дистанционно управляемой боевой машины. В обозримом будущем эксплуатация робота должна продолжаться. Следует ожидать, что в ходе полноценного применения войсками эта техника покажет как преимущества, так и недостатки. Попробуем определить сильные и слабые стороны проекта иракских энтузиастов.

Пожалуй, главной положительной чертой боевого робота новой модели является сам факт его существования. Даже при тех или иных ограничениях такая техника дает заметные преимущества правительственным войскам. Участие подобной машины в бою позволяет заметно снизить риски для солдат, поскольку робот может взять на себя самую сложную и рискованную работу. Оператор, в свою очередь, остается за пределами опасной зоны.

Плюсом следует считать выбранный набор вооружения. В условиях текущего конфликта крупнокалиберный пулемет является весьма эффективным оружием, способным поражать как живую силу, так и некоторую технику противника. В сочетании с мобильной платформой пулемет может дополнительно повысить свой боевой потенциал. В таком контексте Al-Robot может быть эффективным средством подавления огневых точек противника. Используя броневую защиту, робот способен приблизиться к врагу на требуемую дистанцию, после чего открыть прицельный огонь или стрелять на подавление, облегчая дальнейшую работу личного состава.


Стрельба из пулемета


В борьбе с укреплениями или незащищенной техникой возможности робота улучшаются за счет наличия двух реактивных гранат. Попадание боеприпаса с объемно-детонирующей боевой частью приводит к разрушению легких укреплений или наносит им значительный ущерб. Также реактивные гранаты могут быть эффективным средством борьбы с техникой и живой силой на открытых пространствах или в городе. Для борьбы с бронетехникой могут использоваться гранатометы с соответствующими боеприпасами.

Также в качестве несомненного плюса необходимо отметить сравнительную простоту производства. Единственный существующий на данный момент образец Al-Robot создавался энтузиастами в условиях серьезных ограничений и собирался буквально из подручных материалов. Таким образом, в конструкции робота отсутствуют какие-либо недоступные для иракской промышленности элементы, что в теории позволяет максимально быстро развернуть полноценное серийное производство техники. Появление новых бронемашин станет серьезным ударом по террористам.

Тем не менее, проект не обошелся без минусов. Так, можно высказать претензии к конструкции броневого корпуса. В его передней и задней частях, рядом с колесами, имеются крупные открытые участки, не прикрытые бронированием. Существует определенный риск попадания пуль или осколков с поражением тех или иных узлов и агрегатов. Схожие претензии можно высказать и в отношении боевого модуля, отличающегося открытым размещением пулемета и недостаточной защитой камер.


Al-Robot dj время боев под Мосулом


С некоторых точек зрения недостатком может считаться и противопульное бронирование, которое, судя по имеющимся сведениям, может защитить машину только от оружия винтовочного калибра. Применение противником крупнокалиберных пулеметов способно привести к фатальным последствиям. Тем не менее, подобные вопросы все же должны решаться при планировании операций, в ходе которого следует учитывать возможности и угрозы.

Разработчиками заявлена возможность боевой работы на дистанции до 1 км от операторского пульта. В свете основных особенностей конфликта на Ближнем Востоке такие характеристики могут считаться достаточными. В то же время, зарубежные образцы аналогичной техники отличаются большими дистанциями удаления от оператора.

К настоящему времени иракские энтузиасты завершили разработку и изготовление первого экземпляра дистанционно управляемой боевой машины Al-Robot. Кроме того, были проведены все необходимые испытания, после чего робот поступил в распоряжение армии. Несколько недель назад машину впервые использовали в боях при Мосуле. Насколько длительной и результативной будет карьера этого образца техники – пока говорить рано. Однако уже сейчас можно утверждать, что массовое применение подобных боевых машин сможет заметно приблизить победу над террористами, захватившими крупные районы ближневосточных стран.


По материалам сайтов:
http://thebaghdadpost.com/
http://defenseone.com/
https://defence.ru/
http://popmech.ru/
http://strangernn.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Кадры из опубликованных видео, Strangernn.livejournal.com

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему


Читайте также
Комментарии 6

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Комментарий был удален.
  2. Лопатов 18 ноября 2016 10:05
    Ничего особо выдающегося.
    Однако важен сам принцип- дистанционно управляемые роботизированные комплексы может даже Ирак. Страна, не только не преодолевшая последствия трёх войн, но и ведущая войну сейчас.
    1. Simfy 24 декабря 2016 14:03
      боюсь что управление собрано из бытовых китайских комплектующих и не соответствует армейским стандартам по помехоустойчивости, износу, наработке и т.п.
  3. Простой 18 ноября 2016 12:32
    Интересно что за двигатель?

    Судя по выхлопу на старте- вроде дизельный. Если нет эффективной системы обдува двигателя и радиаторов охлаждения- двигатель перегреется быстро при ихнем климате.
  4. RASKAT 18 ноября 2016 13:45
    Идея сыровата. Я конечно под капотом у него не копался, но с ходу заметил несколько существенных недоработок.
    1 На пулемете стоит стандартный короб на 100 патронов. Явно маловато, ну если только в комплекте к беспилотнику не идет заряжающий smile
    2 1 км связь с оператором очень очень мало минимум нужно 3-4 км, Минимум!!!
    На последнем фото морда машины вся как мне кажется в солярке, уж очень похоже, а где расположен бак у этой машины, уж не в носу ли машины? Если так то это весьма глупо ведь броня у этой машины заявлена как противопульная.
    Да и колесный ход в регионе где преимущественно песок, а если его применять в городских условиях где может быть навалено всякого мусора осколков строений и бетона. Почему четыре колеса а не шесть хотя бы, одно колесо оторвет или сорвет допустим взрывом резиновую покрышку или загорится и все машина обездвижена. Как то на мой взгляд слегка опрометчиво.
    1. Простой 18 ноября 2016 15:05
      Цитата: RASKAT
      На последнем фото морда машины вся как мне кажется в солярке,



      Это скорее-всего подтёки смазки от жары(или вообще гидравлика). В боевом модуле нет горловины для залития солярки(см. видео). Конструкция действительно сырая, т.к. на элементы подвижных частей боевого модуля приходится обильно подавать смазку. На арабских ресурсах говорится, что дистанционное управление "берёт" до трёх км. . Просто боятся выпускать из зоны прямой видимости.
    2. Простой 18 ноября 2016 15:44
      Цитата: RASKAT
      Почему четыре колеса а не шесть хотя бы, одно колесо оторвет или сорвет допустим взрывом резиновую покрышку или загорится и все машина обездвижена.



      ..................

  5. Комментарий был удален.
Картина дня