"Охотник" российской авиации: от первого полета до действий в "стае"

"Охотник" российской авиации: от первого полета до действий в "стае"


Ударный вертолет Ми-28Н "Ночной охотник" (по классификации НАТО — Havoc или Havoc-B) впервые поднялся в воздух 14 ноября 1996 года. Спустя 19 лет ударная машина вошла в состав авиагруппы ВКС РФ в Сирии, которая по приглашению сирийских властей борется с боевиками "Исламского государства" и "Джебхат-ан-Нусры" (организации запрещены в РФ).

В частности, кадры уничтожения "Ночным охотником" бронетехники террористов на своем официальном канале в YouTube публиковало Минобороны России.


С учетом сирийского опыта сегодня создается новая модификация вертолета — Ми-28НМ. Как сказал заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, "это один из примеров модернизации линейки вертолетов армейской авиации Ми-28 по результатам боевой эксплуатации в сирийском конфликте".

Когда был создан

Разработка нового вертолета началась еще в 70-х годах прошлого века.

Два конструкторских бюро, Миля и Камова, в условиях творческого соревнования параллельно разрабатывали новые образцы винтокрылых машин. Впоследствии они получили название Ми-28 и Ка-50.

Милевский вертолет стал прототипом нынешнего "Ночного охотника". Испытания опытных образцов Ми-28 шли с 1982 по 1987 год, в 1985-м присоединились машины модернизированной версии — Ми-28А. В 1993 году должно было начаться производство предсерийной партии Ми-28А, однако военные приняли решение сосредоточиться сразу на разработке улучшенной круглосуточной и всепогодной версии вертолета. Новый вариант Ми-28 был создан к августу 1996 года, получил букву "Н" в шифре и обрел свой нынешний облик, стал всепогодным и "всевидящим", научился работать на предельно низких высотах и огибать рельеф местности.

Серийно Ми-28Н производится с 2006 года на "Роствертоле" (входит в холдинг "Вертолеты России"), однако официально был принят военным ведомством на вооружение только 27 декабря 2013 года.


Ми-28Н патрулирует авиабазу ВКС РФ Хмеймим в Сирии

Почему "Ночной охотник"

Свое прозвище Ми-28Н получил неслучайно — вертолет оснащен оптико-электронной обзорно-прицельной станцией "Тор" с тепловизором и лазерным дальномером, которые позволяют вертолету видеть цели на расстоянии до 10 км в полной темноте. Также летчики используют обзорно-пилотажную систему с очками ночного видения.

Чем вооружен

На внешних балочных держателях вертолета могут размещаться до 16 противотанковых управляемых сверхзвуковых ракет (ПТУР) комплексов "Атака-В" или "Штурм-В" или блоки с неуправляемыми авиационными ракетами (НАР).

Спереди вертолет вооружен несъемной подвижной пушкой калибра 30 мм. Можно прицепить к Ми-28Н и подвесные топливные баки, и даже бомбы в контейнерах, но чаще всего на этих вертолетах используются именно ПТУРы и НАРы.

Чем защищен

В бронированной кабине Ми-28Н летчики надежно защищены от стрелковых средств поражения и осколков — бронестекла Ми-28Н способны выдержать прямое попадание пулеметных пуль калибра 12,7 мм, а металлическая броня кабины выдерживает попадания снарядов 20-миллиметровой пушки. Кроме того, экипаж находится в отсеках, разделенных бронеперегородкой: первым идет кресло штурмана-оператора, а сзади и чуть выше — кресло пилота.

Ми-28Н снабжен пассивной системой безопасности — многокамерной амортизационной стойкой шасси и креслами с системой погашения динамического удара при падении (катапультные кресла есть только у двух вертолетов: Ка-50 и Ка-52. — Прим. ТАСС).


Первый образец модернизированного вертолета Ми-28Н перед совершением первого полета в подмосковном Томилино

Какое будущее у "Охотника"

Летом этого года в воздух поднялся модернизированный вариант "Ночного охотника" — Ми-28НМ, которому обещают повышенные возможности по сравнению с его "прародителем".

Например, машина сможет применять высокоточное оружие и получит новую систему управления. Также он сможет действовать в "стае" и оперативно взаимодействовать с другими самолетами, вертолетами и дронами над полем боя.

Кроме того, на новую версию вертолета установят надвтулочную (находится в шаровидном обтекателе прямо над осью несущего винта вертолета) радиолокационную станцию.

Есть возможность у вертолетов Ми-28НМ взаимодействовать в едином информационном поле, в том числе и с беспилотными летательными аппаратами. Идеология единого информационного поля на поле боя должна быть реализована
Евгений Полуянов

Начальник военной приемки в ОКБ имени Миля, полковник

Ми-28НМ будет оснащен новыми двигателями и вспомогательной силовой установкой, новыми лопастями из композиционных материалов.

Одно из важных практических изменений для летчиков — это наличие так называемого двойного управления, когда в случае ранения или гибели пилота вертолетом сможет управлять штурман. В нынешних Ми-28Н такой системы нет.

Также есть большая номенклатура неуправляемого ракетного вооружения. На этом вертолете будет реализована возможность применения бомбового вооружения. Он оснащен новейшим комплексом обороны: есть возможность создания помех лазером вместе с тепловыми ловушками, в наличии станция радиоэлектронных помех
Евгений Полуянов


Первые Ми-28УБ с двойным управлением с 2017 года уже начнут поступать в войска. Они станут своеобразным промежуточным вариантом между Ми-28Н и НМ.

Российские конструкторы вертолетов при модернизации и разработке новых образцов техники учитывают весь опыт, накопленный при использовании винтокрылых машин в современных локальных конфликтах.

У ОКБ (имени Миля) очень большой опыт оперативного реагирования, в том числе и на театры военных действий, на применение своей техники в каких-то новых условиях
Евгений Полуянов
Первоисточник: http://tass.ru/armiya-i-opk/3781468


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 29

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. RASKAT 19 ноября 2016 17:48
    Сырая машина была что тут сказать, на этом сайте вроде была статья о греющемся бортовом редукторе. Еще меня конечно разочаровало то что удержания ракеты на цели осуществлялось в ручную, но на новой модификации вроде эти все болезни исправили. Ну на то оно и боевое крещение чтобы в боевых условиях выявить все косяки. Уверен конструкторы делают правильные выводы.
    Статья норм, автор молодец.
    1. 210окв 19 ноября 2016 18:51
      Да,машину доводили до ума долго...Да и финансирование не позволяло.Главное-сейчас машина в строю.
    2. Titsen 20 ноября 2016 11:24
      Цитата: RASKAT
      Статья норм, автор молодец.


      "Нормальная" рекламная статья. Особенно последний "жирный" абзац.

      Но я, вроде бы, себе в огород не собираюсь покупать Охотника... Хоть и ночного.

      Как вывод: автора не туда занесло.
  2. Рагоз 19 ноября 2016 18:26
    Всё современное оружие имеет корни в Советском Союзе.
    1. Vadivak 20 ноября 2016 00:01
      Цитата: Рагоз
      Всё современное оружие имеет корни в Советском Союзе.

      Все относительно. Советский Союз не брезговал лучшими иностранными новинками - например английскими авиационными двигателями, немецкими ракетными и американскими авиационными технологиями
      1. Ингвар 72 21 ноября 2016 20:06
        Цитата: Vadivak
        Советский Союз не брезговал лучшими иностранными новинками

        А у иностранных стран было иначе? Так же заимствовали идеи. request
        А вообще Рагоз прав: всё. что сейчас позиционируется как последние новинки - разработки 70-80-х.
  3. Андрей77 19 ноября 2016 19:11
    Одно из важных практических изменений для летчиков — это наличие так называемого двойного управления, когда в случае ранения или гибели пилота вертолетом сможет управлять штурман.


    Интересно, а штурман умеет "рулить" вертолетом?
    1. неглавный 19 ноября 2016 23:29
      [quote=Андрей77]
      2
      Андрей77 Сегодня, 19:11 Новый
      Одно из важных практических изменений для летчиков — это наличие так называемого двойного управления, когда в случае ранения или гибели пилота вертолетом сможет управлять штурман.


      Глупость полная! В АА "чистые" штурманы только на Ми-6,Ми-26. Остальные это лётчики-штурманы, лётчики-операторы! Чуть не забыл, на Ми-2 встречались штурманы!
      1. venik 20 ноября 2016 00:08
        [quote=неглавный][quote=Андрей77]
        2
        Андрей77 Сегодня, 19:11 Новый
        Одно из важных практических изменений для летчиков — это наличие так называемого двойного управления, когда в случае ранения или гибели пилота вертолетом сможет управлять штурман.

        неглавный Сегодня, 23:29
        Глупость полная! В АА "чистые" штурманы только на Ми-6,Ми-26. Остальные это лётчики-штурманы, лётчики-операторы! Чуть не забыл, на Ми-2 встречались штурманы![/quote]
        ==============
        Действительно ПОЛНАЯ ГЛУПОСТЬ! На "Крокодилах" (Ми-24) штурман-оператор тоже не имел дублирующего управления (по крайней мере, на большинстве модификаций)!!!
        Кроме того, на первых версиях (Ми-28, Ми-28Н) дублирующее управление вообще не было предусмотрено (т.е. даже учебных или учебно-боевых вариантов просто НЕ БЫЛО!!!).
        Так, что Андрей ВСЕ правильно написал, а вот ваша, Неглавный, реплика АБСОЛЮТНО НЕ УМЕСТНА!
        1. Громобой 20 ноября 2016 14:43
          Управлять вертолётом сложно,но отключить двигатель и в режиме авторотации погасить скорость и жёстко приземлиться при определённом инструктаже вполне реально.Это моё личное мнение,не знаю как у них там в действительности
          1. Андрей77 21 ноября 2016 10:58
            Вы знаете что такое "авторотация" и как в этом режиме погасить скорость?. Вы уже почти второй пилот данного типа ЛА. Осталось с инструктажем. Кто Вас будет инструктировать? Начальник полетов? Он вообще из истребителей может оказаться. Мало того, он не возьмет на себя ответственность.
    2. Ингвар 72 21 ноября 2016 20:09
      Цитата: Андрей77
      Интересно, а штурман умеет "рулить" вертолетом?

      По Афганской статистике, штурманы гибли гораздо чаще пилотов.
  4. mr.redpartizan 19 ноября 2016 19:54
    Ми-28НМ станет лучшим боевым вертолетом в мире при условии, что будут решены проблемы с надежностью некоторых систем и установлен ПТРК нового поколения. По броневой защите Ми-28 уже опережает своих зарубежных конкурентов, осталось подтянуть немного надежность и БРЭО.
    1. RASKAT 19 ноября 2016 20:25
      Как по мне так и старая ракета Атака вполне еще актуально. Вон американцы до сих пор Хелфаерами стреляют и не жужжат, просто систему наведения нужно сделать автоматической.
      1. mr.redpartizan 20 ноября 2016 09:48
        Американцы сейчас испытывают новую ракету JAGM, которая должна заменить часть ракет "воздух-земля", в т.ч. и Hellfire. Британцы обладают ракетами Brimstone с дальностью полета около 20 км, что делает их крайне опасными для наземной техники, вертолетов и ЗРК малой дальности. В России также разработан новый ПТРК "Гермес", не уступающий западным конкурентам по ТТХ.
      2. venik 20 ноября 2016 11:39
        Цитата: RASKAT
        просто систему наведения нужно сделать автоматической.

        ====
        Да, собственно говоря уже и сделали (причем давненько) и вроде даже на вооружение начала поступать... Имею ввиду ПТРК "Вихрь". Там система наведения автоматическая - оператор только выбирает цель и "скалывает" - ведет уже автомат. Причем возможно и внешнее целеуказание...
        Кроме того, они устанавливаются не только на Ка-50 и Ка-52 (для которых собственно и были разработаны), но и на "Ночной охотник". По крайней мере в виде эксперимента - фото в И-нете уже мелькали.
        1. RASKAT 20 ноября 2016 12:17
          Кроме того, они устанавливаются не только на Ка-50 и Ка-52 (для которых собственно и были разработаны), но и на "Ночной охотник". По крайней мере в виде эксперимента - фото в И-нете уже мелькали.

          Да в том то и дело что на ми 28н они не ставились.
      3. parkello 20 ноября 2016 16:09
        хелфайры тоже не всегда попадают в цели ,особенно когда расстояние больше 2,5 км до нее . если цель маневрирует ,т.е она на ходу то процент попаданий ниже 60% . машина или БТР запросто могут слинять за стены или за горку , спрятаться лесополосе . если конечно поймут вовремя что по ним стреляют ,а на равнине можно хоть фаготом достать,не проблема. или в пустыне .
        1. RASKAT 20 ноября 2016 17:02
          parkello
          Тут тоже палка о двух концах, как по мне (хоть это и затратно на первый взгляд) на вооружении было бы неплохо иметь два образца ракет, один дорогой типа Атаки чтобы там километр брони пробивал, супер пупер одним словом что бы ни одна цель не ушла. А второй как можно проще и дешевле, что то вроде Метиса, что бы по всяким тачанкам с пулеметами стрелять дальность 10 км, там особо не нужна и 5-6 вполне хватит. Боевая часть тандемная пробивающая 1.2м тоже не нужна, там и 300мм за глаза, главное чтобы взрывчатки по больше килограмм так 10-15кг. А то накладно получается, ракета стоит дороже чем цели для нее.
          1. parkello 20 ноября 2016 17:13
            ну и я так же думаю. не все цели имеют бронирование как у Абрамса. полно обычных целей таких как БМП или БТР или пикап с пулеметом или ПТРК ,обычные грузовики или МРАПы . им за глаза хватает даже 57 мм снарядика . делать надо конечно ,но это вопрос не ко мне . мы только покупаем оружие ,сами уже даже винтовки не производим,закрыли нам завод ЭЛВО . это у вас там в генштабе хотят всё сразу в одном и на все случаи жизни .а так не получается. разумеется придется платить дорого ,но если оно надо ,то там вопрос цены должен стоять последним . есть угроза ? -есть ,надо парировать ? -надо! а сколько оно будет стоить.это для такой страны как РФ вообще не должно касаться. что там мутят с этим Гермесом не понятно. хотя вроде как обещали ,что к концу 2016 будет готов ...но тишина . вроде как на Ка-52К хотели их обкатать . все таки я думаю,что появление и других ракет тоже не за горами,вопрос времени . появятся .а по другому никак request
  5. da Vinci 20 ноября 2016 15:46
    "Кроме того, на новую версию вертолета установят надвтулочную (находится в шаровидном обтекателе прямо над осью несущего винта вертолета) радиолокационную станцию." Так у Ми-28Н она была! Или нет? Или что? what
    1. RASKAT 20 ноября 2016 16:51
      Не было, был только обтекатель пустой, на некоторые образцы ставились прототипы, а теперь поставили на вооружения и штампуют серийные образцы.
      1. parkello 20 ноября 2016 17:16
        нее,была только на экспорт ,урезанная. а для себя недавно наладили производство . но вот насчет ракет Раскат,я с Вами согласен на все сто . нужно больше чем 2 образца ПТУРов .
  6. Alexey-74 23 ноября 2016 10:35
    Учитывая, что Ми-28 НМ пойдет в серию с 2017 года, думаю наши конструкторы учли все недостатки и мы получим одну из лучших машин в мире - это факт.
    1. da Vinci 23 ноября 2016 21:11
      Учитывая что проекту более 30 лет - его уже пора списывать и делать новое, но уже лет 5.
  7. кедр 1 мая 2017 15:39
    Цитата: mr.redpartizan
    Ми-28НМ станет лучшим боевым вертолетом в мире при условии, что будут решены проблемы с надежностью некоторых систем и установлен ПТРК нового поколения. По броневой защите Ми-28 уже опережает своих зарубежных конкурентов, осталось подтянуть немного надежность и БРЭО.


    Не станет, пока не будут катапультные кресла, как у лётчика и оператора на Ка-52.
Картина дня