Военно-морская мощь российского Каспия

Военно-морская мощь российского Каспия

Сторожевой корабль "Татарстан" во время военных учений "Кавказ-2012" в Каспийском море

Каспийская флотилия — одно из старейших оперативных объединений Военно-морского флота (ВМФ) РФ. Главная база — Астрахань, места базирования и дислокации — Махачкала и Каспийск в Дагестане, села Никольское и Трудфронт в Астраханской области.

Флагман — сторожевой ракетный корабль "Татарстан" (проект 11661К, тип "Гепард").


В настоящее время в состав флотилии входят более 50 кораблей и судов, в том числе:

2 сторожевых корабля проекта 11661К ("Татарстан" и "Дагестан"),
3 малых ракетных корабля проекта 21631 ("Град Свияжск", "Углич", "Великий Устюг"),
4 малых артиллерийских корабля проектов 21630 ("Астрахань", "Волгодонск", "Махачкала") и 12411 (МАК-160),
1 ракетный катер (в ремонте с 2008 г.),
5 артиллерийских катеров,
2 базовых тральщика,
5 рейдовых тральщиков,
6 десантных катеров,
малое гидрографическое судно "Анатолий Гужвин",
спасательно-буксирное судно СБ-45 и др.

В составе флотилии — несколько бригад и дивизионов кораблей, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и др.

17 августа в состав флотилии принят новый спасательный буксир СБ-738 проекта 22870. До конца 2016 г. должны поступить два рейдовых буксира: РБ-410 строится по проекту 705Б астраханским филиалом судоремонтного завода "Звездочка", строительство РБ-937 (проект 90600) завершается на стапелях завода "Пелла" в Санкт-Петербурге.

Ожидается, что в 2017 г. флотилию пополнят десантные катера на воздушной подушке проекта 12061 "Мурена", а до 2020 г. ее состав пополнится еще 6 боевыми кораблями и катерами и будет почти на 90% состоять из новых образцов военной техники.

Учебно-боевые задачи флотилии

В 2016 г. Минобороны РФ публикует только общую статистику по выполнению учебно-боевых задач для Черноморского флота (ЧФ) и Каспийской флотилии.

С января по октябрь корабли ЧФ и флотилии прошли свыше 400 тыс. морских миль (более 750 тыс. км). Наплаванность (проведенное в море время) составила свыше 4,6 тыс. суток, что почти на 40% превысило показатель предыдущего года.

Выполнено более 600 боевых упражнений, в т. ч. свыше 40 ракетных стрельб, более 250 минно-тральных боевых упражнений, около 290 глубинных бомбометаний. В августе экипаж малого ракетного корабля "Углич" победил в конкурсе "Кубок моря - 2016", проходившем в рамках "Армейских международных игр — 2016".

В сентябре корабли флотилии провели артиллерийские стрельбы в ходе стратегического командно-штабного учения "Кавказ-2016".

В октябре ракетный корабль "Татарстан" и малый ракетный корабль "Град Свияжск" совершили 20-дневный сбор-поход, за время которого они прошли около 2 тыс. морских миль (3,6 тыс. км), посетили порты Актау (Казахстан) и Бендер-Энзели (Иран).

Из истории флотилии

Образована 15 ноября (4 ноября по старому стилю) 1722 г. по указу императора Петра I, одновременно с основанием в Астрахани военного порта. Флотилия и порт служили для защиты побережий Каспия — северного и части западного.

Среди первых операций флотилии — участие в Персидском походе Петра I (1722–1723), к концу которого в составе флотилии имелось до 80 крупных кораблей.

В 1867 г. главной базой флотилии стал порт Баку (ныне столица Азербайджана). До Октябрьской революции 1917 г. флотилия охраняла торговые и рыбные промыслы на Каспии, а также представляла русские торгово-промышленные интересы в Иране. За боевые заслуги флотилия была награждена Георгиевской лентой, которую личный состав носил на бескозырках.

После Октябрьской революции, в апреле 1918 г., был создан Военный флот Астраханского края, 27 июня 1931 г. реорганизованный в Каспийскую военную флотилию.

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. моряки сражались под Севастополем, Керчью, Мариуполем и на других участках фронта, сопровождали транспорты с нефтью и военными грузами и т. д. За заслуги в разгроме нацистских захватчиков сотни моряков флотилии были награждены орденами и медалями, восемь из них были удостоены звания Героя Советского Союза.

27 апреля 1945 г. за боевые заслуги в годы Гражданской и Великой Отечественной войн указом Президиума Верховного Совета СССР Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

В 1950–1980-х гг. флотилия была одним из важнейших стабилизирующих факторов в регионе. На ее морских полигонах проводились испытания новых видов вооружения, в том числе крылатых ракет.

Вслед за распадом СССР и преобразованием бывших республик в суверенные государства, 16 апреля 1992 г. произошел раздел сил, средств и кораблей флотилии между РФ и Азербайджаном. 70% сил и средств перешли России и были перебазированы из Баку в Махачкалу и Астрахань, которая стала ее главной базой. Азербайджан получил право распоряжаться оставшимися 30% кораблей, береговой инфраструктуры и жилого фонда флотилии.

В 2010 г. Каспийская флотилия вошла в состав Южного военного округа в качестве морской компоненты. Ее главной задачей является обеспечение национально-государственных интересов России в регионе.

В ночь с 6 на 7 октября 2015 г. корабли флотилии из акватории Каспийского моря нанесли массированный удар крылатыми ракетами комплекса морского базирования "Калибр НК" по объектам "Исламского государства" (запрещенная в РФ террористическая организация) на территории Сирии.

Командующий Каспийской флотилией — контр-адмирал Сергей Пинчук (с 20 сентября 2016 г.).


Сторожевой корабль "Дагестан" в пункте базирования Каспийской флотилии


Артиллерийский корабль класса "река — море" "Астрахань" спущен на воду на ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз"


Малый ракетный корабль проекта 21631 "Углич"


Стрельба высокоточным оружием из ракетного комплекса "Калибр-НК" корабля "Дагестан" по береговой цели


Головной корабль серии "Буян-М" "Град Свияжск"


Торпедный катер отрабатывает тактические элементы в дельте Волги


Спасательно-буксирное судно "СБ-45"


Ракетные корабли "Татарстан" и "Дагестан" (слева направо) в Каспийском море


На палубе сторожевого корабля проекта 11661К "Дагестан"


Малый ракетный корабль проекта 21631 "Великий Устюг"
Первоисточник: http://tass.ru/armiya-i-opk/2326346


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 26

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Spartanez300 20 ноября 2016 13:14
    Для внутреннего моря очень мощный контингент кораблей.
  2. Смотритель 20 ноября 2016 13:22
    Спасибо! Интересные фотографии.
    Ещё бы про авиацию, если входит в состав, упомянули.
  3. RASKAT 20 ноября 2016 14:05
    Не забывайте тот факт что весь каспийский флот может быть достаточно быстро переброшен на Черное море, и т д. Такой своеобразный Резерв во внутреннем море. Единственно что меня немного напрягает, это то что на кораблях нет нормальной ПВО, пзрк Игла приладили и все. Надеюсь при модернизации на них поставят морской аналог Панциря или Тора хотя бы, они были бы там намного актуальней на мой взгляд.
    1. НЕКСУС 20 ноября 2016 14:32
      Цитата: RASKAT
      Не забывайте тот факт что весь каспийский флот может быть достаточно быстро переброшен на Черное море, и т д.

      После долгого простоя в пополнении и обновлении ЧФ,это конечно немаловажный момент,но,полагаю,в ближайшем будущем ,когда обновят флот Русского моря,именно ЧФ может стать временным донором Каспия...
      При этом ,жизненно важно скорейшее насыщение ВСЕХ флотов фрегатами и корветами,в хороших количествах и разработка и строительство легких эсминцев до 9000 тонн.
      1. RASKAT 20 ноября 2016 14:49
        При этом ,жизненно важно скорейшее насыщение ВСЕХ флотов фрегатами и корветами,в хороших количествах и разработка и строительство легких эсминцев до 9000 тонн.

        Целиком поддерживаю. good
        Интересно какой корабль с таким тоннажем примут на вооружение? А то многовато нам чего уже пора менять, как на вскидку так проекты 1155, 956 уже бы пора? В свое время они строились как спарка, может сейчас что то придумают универсальное?
        1. НЕКСУС 20 ноября 2016 14:57
          Цитата: RASKAT
          Интересно какой корабль с таким тоннажем примут на вооружение?

          Есть проект эсминца Шквал с ГТУ. Другой вопрос,что он лишь в макете.

          Это проект 23560Э ,но пока в экспортном варианте.
          1. RASKAT 20 ноября 2016 15:06
            Это проект 23560Э ,но пока в экспортном варианте.

            А как по мне это эсминец Лидер только он вроде под 18000т. с ядерной энергетической установкой. Тут какая то непонятка размеры которые приводят одни и те же, вооружение примерно схожее, разные только энергетические установки. А водоизмещение в два раза больше. Разве так бывает?
            То ли журналисты напутали что то, либо разработчики темнят и нарочно народ путают.
            1. НЕКСУС 20 ноября 2016 15:14
              Цитата: RASKAT
              А как по мне это эсминец Лидер

              Нет,это Шквал...вот это Лидер проект 23560-

              Хотя путаницы много,и есть мнение,что Лидер будет таким,как на первом фото.
              Кстати ,есть некий рекламный ролик про эсминец Лидер.....
              1. rrrd 20 ноября 2016 16:03
                Лано, помечтали... перекур
      2. karabas-barabas 21 ноября 2016 20:22
        При этом ,жизненно важно скорейшее насыщение ВСЕХ флотов фрегатами и корветами,в хороших количествах и разработка и строительство легких эсминцев до 9000 тонн


        А сколько это всё стоит и как долго делается полагаю Вам, даже такому оптимисту, очень даже известно. Для всех этих желаний были подходящие времена 2004-2014й, 10 лет гигантских поступлений нефте-газовых денег, которые примерно всем известно как тратились, но только не на развитие науки, промышленности, образования, всех тех наиважнейших вещей для успешной реализации планов на пере и довооружение..
    2. рюрикович 20 ноября 2016 17:06
      Цитата: RASKAT
      Единственно что меня немного напрягает, это то что на кораблях нет нормальной ПВО, пзрк Игла приладили и все.

      Ну, всегда хочется, чтобы корабль был самым-самым по характеристикам, но и дешёвым. В отведённое водоизмещение впихнуть всего бывает просто невозможным по объективным причинам,потому конструкторы идут на компромиссы request ,потому так как различного рода МРК и артиллерийские корабли ,оперирующие вблизи своего побережья вполне могут рассчитывать на авиаприкрытие,потому можно и приносится в жертву ПВО для усиления либо сохранения других параметров в рамках отведённого водоизмещения.
      1. RASKAT 20 ноября 2016 17:13
        Рагозин как то сказанул что "комплекс Панцирь будут морячить" и заменять ими ЗРК на малых кораблях, не факт конечно что именно на Каспии.
      2. Монархист 20 ноября 2016 18:50
        Рюриковичей, Вы правы: суда типа"буян"или"Углич"предназна
        чены для действий по Волге или прибережной зоне,а там ПВО прикроют
  4. руслан 20 ноября 2016 16:59
    можете считать меня врагом народа, но я уверен что касп. флотилию надо расформировать. все крупные корабли, перевести черном.флоту, оставить и сформировать силы только чтоб гонять браконьеров, да наблюдать за водной границей. иное считаю пустой растратой денег. кого пугать на каспии такими силами мне решительно не ясно.
    1. Монархист 20 ноября 2016 19:01
      Руслан, пожалуй с вами можно согласиться в том,что: суда типа"Татарстан"можно перебросить на ЧФ,а там вполне хватит: Буянов автономность 10 суток,1 100мм2АК630,крупнокалиберные пулеметы и установка РСЗО это за глаза хватит,чтоб дру г ие были смирные. Согласитесь называться на такие гостиницы не очень приятно
      1. руслан 21 ноября 2016 04:05
        если бы на каспии существовали государства представляющие угрозу согласился бы. но её нет. всю прибрежную инфраструктуру соседей можно уничтожить авиацией и это знание остановит их на сто процентов. существование этой флотилии, просто попил бабла и создание удобного места службы для кабинетных генералов, бояться некого, учиться особо не надо, никаких инцидентов с вражескими эсминцами, не жизнь, а малина. поэтому максимальное вооружение тамошних кораблей должно ограничиваться: ак-630, парой турелей с кордами и 1-2 досмотровыми катерами и всё это должно быть в составе пограничной службы фсб, а не вмф.
  5. Смотритель 20 ноября 2016 18:06
    Цитата: НЕКСУС
    При этом ,жизненно важно скорейшее насыщение ВСЕХ флотов фрегатами и корветами,в хороших количествах и разработка и строительство легких эсминцев до 9000 тонн.

    А так же тральщики, спасатели, буксиры, гидросамолёты ...
    Эх, побольше бы, да не успеть всё сразу.
  6. Монархист 20 ноября 2016 19:24
    В истории Каспийской флотилии были славные страницы:до1917 моряки носили Георгиев кую ленту!.А в Гражданскую войну есть темное пятно комфорта Дыбенко (л юбимец Ильича,редкостная мразь) встретившись с английским эсминцем,спустил флаг! При Петре или Николае1-автоматическ а я смерть,а он состоит в"героях"Гражданской войны! Пытаюсь вспомнить и не могу,чтоб комфлотом после подобного поступка остался в героях. До 1917что-то плохо помню и при Союз подобного не было. Такое подойдет подойдет лишь либирастам!
  7. Смотритель 20 ноября 2016 21:11
    Цитата: Монархист
    Дыбенко ...встретившись с английским эсминцем,спустил флаг!

    Прочитал биографию. О службе Дыбенко в должности комфлота на Каспии не нашел.
    Может быть подскажете, когда и где произошел этот позорный для Российского флота эпизод? Ссылочку, если возможно.
    1. Монархист 23 ноября 2016 20:27
      Рассказ участника Гражданской войны. Пытался отправить личное сообщение,но не смог(видимо, ещё слабак )
      1. Смотритель 23 ноября 2016 21:03
        Возможно представить ссылку в виде ответа на комментарий в теме. Уведомление приходит.
        1. Монархист 27 ноября 2016 11:18
          В 8-9лет слышал от участника Гражданской войны (тогда он был в Астрахани) Василя Литвиненко.
          1981 ветеран МВД Блинов говорил,что н а процессе 1938 якобы фигурировал этот эпизод,но при риабелитацим он"потерялся".
          1. Смотритель 27 ноября 2016 11:33
            Воспоминания 8-9 летнего ребёнка по сложным историческим проблемам не всегда адекватны. В то время Вы ещё только начинали изучать историю.
            Если Дыбенко не был комфлота на Каспии (а этот факт потеряться не может), каким образом он мог "спустить флаг"? На Каспии были английские эсминцы?
            Почитайте биографию, где подобный эпизод в принципе мог произойти? Возможно случай имел место не на Каспии и не с Дыбенко?
          2. Simpsonian 27 ноября 2016 12:57
            http://nvo.ng.ru/history/2006-12-22/5_fiasko.html
            1. Смотритель 29 ноября 2016 21:03
              Спасибо за подсказку.
              Как я и предполагал, упомянутый Монархистом случай не имеет отношения к Каспийской флотилии, и Дыбенко тоже не принимал участия в этом безобразии.
  8. SOLGA 20 ноября 2016 22:22
    а где "Джейраны" и "Кальмары"?
Картина дня