На российских самолетах внедряются новейшие технологии производства кабелей и трубопроводов

На российских самолетах внедряются новейшие технологии производства кабелей и трубопроводов


Объединенная авиастроительная корпорация переходит на новую индустриальную модель, которая предусматривает передачу ряда работ на аутсорсинг. В их числе – разработка и производство комплексированных бортовых кабельных сетей и трубопроводных систем самолетов. Рядом с заводами ОАК в Ульяновске и Иркутске холдингом «Промышленные технологии» созданы предприятия, специализирующиеся в этих направлениях. В этом году в Казани холдинг запустит новое предприятие, основной задачей которого является обеспечение потребностей авиастроительных предприятий города и Татарстана в целом, а также предприятий соседних регионов в высокотехнологичных, легких и надежных кабельных сетях и бортовых трубопроводах.

Уровень сотрудничества ОАК и холдинга «Промышленные технологии» постоянно растет. Примечателен тот факт, что комплекс бортовых кабельных сетей и трубопроводов ближне-среднемагистрального самолета МС-21 впервые полностью спроектирован и поставлен российским предприятием, не входящим в группу компаний ОАК.


В последние несколько лет в мировом авиастроении изменился подход к проектированию и производству так называемых распределенных систем – бортовой кабельной сети (БКС) и трубопроводных систем (топливо, гидравлика, масло, пневмогазовые системы). Глобальные лидеры авиастроения приняли для себя модель размещения заказов на проектирование и производство БКС в специализированных компаниях, которые поставляют уже готовую продукцию на головные заводы.

Первопроходцами в данной области в России являются компании холдинга «Промышленные технологии». Впервые в истории отечественного авиапрома проектирование и изготовление БКС в рамках программы создания семейства ближне-среднемагистральных самолетов МС-21 велось комплексно и автономно, с учетом тех же требований по сертификации, предъявляемых к другим традиционно сложным системам самолета – двигатель, система управления, общесамолетные системы. По сути, в процессе разработки самолета МС-21 была реализована задача по созданию специализированного центра компетенции по БКС. С учетом полученного опыта, слаженной команды специалистов, тщательно подобранного и правильно настроенного программного обеспечения он способен решать такие же задачи и в интересах других программ ОАК по созданию перспективной авиационной техники.

Конструкторско-технологическое ядро центра компетенции по БКС состоит из двух предприятий холдинга – ОКБ «Аэрокосмические системы» и «Промтех-Дубна». Оба находятся в наукограде Московской области. Параллельно с проектом МС-21 их силами реализованы и реализуются такие проекты, как разработка конструкторской документации и отработка технологических процессов для бортовых кабельных сетей самолетов Ил-76МД-90А, Ил-78М-90А и Ил-112В. Они также провели модернизацию жгутовой обвязки наиболее «нагруженного» в части плотности монтажа проводных линий связи стеллажа модульной авионики для SSJ-100. Кроме того, предприятия выполнили модернизацию БКС учебно-боевого Як-130, разработали БКС для новейшей «летающей парты» Як-152, участвовали в изготовлении БКС для самолетов семейства МиГ-29 и Ту-204СМ.

Легкость МС-21


Эволюция кабельных решений.

В июне 2016 года состоялась торжественная выкатка первого летного образца самолета МС-21-300. Это знаковое событие обеспечивалось, в том числе, и усилиями дубненских предприятий. В составе борта самолета – более тысячи трубопроводов, сделанных в Дубне. Вся бортовая кабельная сеть – а это более 70 тысяч метров проводов и более 3 тысяч электросоединителей – спроектирована и изготовлена российскими инженерами и рабочими на предприятиях холдинга «Промышленные технологии».

Предприятия холдинга внедрили самые современные технологии проектирования и производства бортовых кабельных сетей. На первых этапах работы еще привлекались зарубежные разработчики БКС – крупнейшие поставщики компаний Airbus и Boeing. Потом предприятия стали обходиться собственными силами. Залогом успеха стало также применение новейших облегченных комплектующих и материалов, таких как провода, разъемы, экранирующие плетенки, защитные материалы и многое другое.

Результатом этого большого проекта стало освоение основной номенклатуры комплектующих на производственных мощностях предприятий холдинга в Дубне. В настоящее время эта работа продолжается с учетом вновь возникающих потребностей ОАК для других программ создания авиационной техники. Ее основная цель – обеспечить технологическую независимость при реализации проектов создания БКС и трубопроводов. При этом снижается конечная стоимость как разработки, так и серийных машинокомплектов для российских заказчиков.

Плюсы полного цикла

Экскурсию по предприятию проводит генеральный конструктор ОКБ «Аэрокосмические системы» Дмитрий Шевелев. «На первых этапах мы еще привлекали зарубежных соразработчиков БКС и поставщиков технологического оборудования. Но сегодня в области разработки кабельной сети коллектив из четырехсот конструкторов предприятия готов на равных конкурировать с сильнейшими иностранными компаниями, работающими в нашем сегменте рынка» – говорит он.

В Дубне используется тот же набор программного обеспечения для проектирования, что используют их коллеги в конструкторских бюро ОАК. Компьютер позволяет существенно повысить безопасность – специализированное программное обеспечение рассчитывает электромагнитную совместимость с электрооборудованием на борту самолета. Это позволяет существенно снизить риски для программы в целом, сократить сроки и стоимость сертификационных испытаний БКС.

Информационный обмен между заказчиками и ОКБ «Аэрокосмические системы» осуществляется по высокоскоростным криптографически защищенным каналам. Все изменения, поступающие от головного разработчика, учитываются в режиме онлайн. Такая реализация информационного обмена является звеном в системе управления изменениями на предприятии.

Инженеры постоянно предлагают новые конструктивные и технологические решения, которые позволяют улучшать параметры бортовых сетей, такие как вес, технологичность, экономический эффект. С самого начала проекта ход разработки находится под неусыпным контролем специалистов службы управления требованиями. Это позволяет оперативно предпринимать корректирующие действия в процессе разработки.К моменту выхода на сертификационные испытания БКС должна удовлетворять исходным требованиям сертификационного базиса в части ключевых характеристик.

Все полученные конструкторские наработки и новые технологии, освоенные в рамках программы МС-21, в полном объеме нашли применение в программах SSJ-100 и Ил-76МД-90А и Ил-78М-90А. Благодаря им, например, цикл сборки SSJ-100 в части изготовления, монтажа и проверки в составе самолета БКС удалось сократить на три недели. Новые технологии позхволят снизить вес бортовой кабельной сети тяжелого военно-транспортонго самолета Ил-76МД-90А в рамках ее модернизации, выполняемой в настоящее время силами ОКБ «Аэрокосмические системы» и «Промтех-Ульяновск», планируется снизить на целую тонну!

Масштабирование технологий


Высокоточный лазерный контроль конфигурации трубопроводов.

Основной идеей, реализуемой предприятиями холдинга «Промышленные технологии» в рамках выполнения программ ОАК, является масштабирование и внедрение производственных технологий и методик, освоенных в Дубне, на удаленных производственных площадках. В сентябре этого года в непосредственной близости от летно-испытательной станции ульяновского завода «Авиастар-СП» будут введены в строй дополнительные производственные площади завода «Промтех-Ульяновск» в размере 27 тысяч квадратных метров. Это позволит обеспечить выполнение «Авиастаром-СП» государственного контракта на постройку военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А и самолетов-топливозаправщиков Ил-78М-90А.

В Иркутске завершается проектирование и согласование строительной документации на новые корпуса завода «Промтех-Иркутск». Президентом ОАК Юрием Слюсарем утверждено совместное решение о создании аналогичного по назначению нового завода холдинга «Промышленные технологии» в Казани в непосредственной близости к территории Казанского авиационного завода им. С.П.Горбунова для обеспечения кабельными и трубопроводными сетями программ компании «Туполев».
Надежная и бесперебойная работа распределенного центра компетенции требует постоянного обмена информацией между головными предприятиями ОАК и предприятиями холдинга. Для этого будут созданы высокоскоростные криптографически защищенные каналы связи.

«По мере реализации проекта по созданию распределенного центра компетенции по бортовым кабельным и трубопроводным сетям мы видим, что выбранная стратегия показывает свою эффективность, – подчеркивает генеральный директор холдинга «Промышленные технологии» Валерий Шадрин. – Она вписывается в индустриальную модель ОАК и уже начинает приносить вполне осязаемые результаты».
Первоисточник: http://uacrussia.livejournal.com/56151.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Rus2012 19 ноября 2016 17:18
    Цитата: автор
    Эволюция кабельных решений...

    ...инна было бы хорошо конечно!
    Ибо ранее, каждая контора "ваяла" собственную бортсеть и коммуникации.
    НО...
    только помнится мне, что в году 95-2001 - на Ил-96 на некоторых агрегатах пришлось с новых разъемов вернуться на старые - не обеспечивали должным образом передачу сигналов и питания. Типа как на фото, вверху :(((
    1. Стрелец2 19 ноября 2016 20:21


      этот ,что ли показали? Дык этот разъёмчик времён зари ламповой элетронизации и они собрались такие делать?
  2. RASKAT 19 ноября 2016 17:42
    Молодцы. Отличная новость, Надеюсь не последняя из авиастроения smile Советую не расслабляться нам еще над многим нужно работать.
  3. Баракуда 19 ноября 2016 18:45
    А импортно замещение ГДЕ ? Может и не влететь ? Или бизнесс - Улюкаев тому пример.
    1. vsdvs 19 ноября 2016 19:22
      А что, собственное производство - это уже не импортозамещение?
  4. Anchonsha 20 ноября 2016 01:51
    Такие предприятия должны быть при всех авиационных и судостроительных заводах, вот тогда и можно будет хвастаться.
    1. Cat Man Null 20 ноября 2016 02:01
      Цитата: Anchonsha
      Такие предприятия должны быть при всех авиационных и судостроительных заводах...

      - и, простите, на какого рожна?
      - "судостроительные" сразу идут лесом - изделия предназначены для авиации:

      ... применение новейших облегченных комплектующих и материалов, таких как провода, разъемы, экранирующие плетенки, защитные материалы...

      - при каждом заводе - вообще за гранью разума...

      Цитата: Anchonsha
      вот тогда и можно будет хвастаться

      - а хвастаться... некрасиво laughing
      1. Rus2012 20 ноября 2016 11:10
        Цитата: Cat Man Null
        - при каждом заводе - вообще за гранью разума...
        Цитата: Anchonsha

        ...в том-то и дело, они (отделы, цеха..."обвязки") были как раз при кажом заводе! Каждый завод (ОКБ) по своему решал данные задачи. Причем, у каждой "фирмы" - они отличались, "как небо и земля".

        Счас задача стоит обратная - отдать на аутсорсинг. Причем сгруппировав "по компетенциям". Т.е. своя единая служба (производство) по комплектующим и единые техтребования по исполнению БКС, которые "вертикализированы" по отрасли/отраслям...
        1. Cat Man Null 20 ноября 2016 11:29
          Цитата: Rus2012
          Счас задача стоит обратная - отдать на аутсорсинг. Причем сгруппировав "по компетенциям". Т.е. своя единая служба (производство) по комплектующим и единые техтребования по исполнению БКС, которые "вертикализированы" по отрасли/отраслям...

          - именно yes
          - я-то статью читал, и читал внимательно.
          - а вот камрад Anchonsha, ИМХО, несколько... ступил what

          Вот ребята, которые эти кабеля-разъемы производят:


          Кстати, произвела неизгладимое впечатление общая длина кабелЕй в самолете. 70+ километров - это сильно belay
  5. Mavrikiy 20 ноября 2016 05:37
    На российских самолетах внедряются новейшие технологии производства кабелей и трубопроводов
    Вот это как понять? Летит российский самолет, а на нем с новейшей технологией кабели делают?
    Мне больше понятно: На российских самолетах внедряются кабели и трубопроводы изготовленные по новейшей технологии
  6. lexseyOGK 20 ноября 2016 11:14
    Совершенно непонятная контора. На любом авиационном заводе есть 2 цеха ( ну кроме других). Один изготавливает трубопроводы, другой изготавливает БКС (по крайней мере у нас в комсомольске). Тут создают при заводах дополнительные конторы которые выполняют функции имеющихся цехов. Видимо выводят цеха из заводов в отдельные предприятия. А про технологии новые в стать ни слова.
    1. Rus2012 20 ноября 2016 21:47
      Цитата: lexseyOGK
      ри заводах дополнительные конторы которые выполняют функции имеющихся цехов

      ...эти цеха и выведут в аутсорсинг... со всеми вытекающими.
      1. Дядька 22 ноября 2016 19:33
        Цитата: Rus2012
        выведут в аутсорсинг..

        Сердюковщина.....
  7. rubin6286 20 ноября 2016 23:21
    Это действительно нужно делать. Помните, как у Маяковкого:
    «Я гайки делаю, а ты для гаек делаешь болты». В 90-х сначала не стало производителей «болтов» и «гаек», потом стали выпускать «болты», а «гаек» не было и их везли из-за рубежа. Теперь стали делать и «гайки», и «болты», но и те и другие нужны совершенно новые, а оборудование старое и его нужно обновлять. В рамках самих авиапредприятий это не всегда возможно и делается ставка на малый и средний бизнес, который займется этим на условиях аутсорсинга, причем все оборудование на предприятиях должно быть современное и отечественное. В этом главный смысл импортозамещения. Для решения этой задачи много чего нужно, но главное, как мне кажется, чтобы на это были деньги, у руля стояли « головы», а у станков хорошие и умелые «руки».
  8. мрачный сева 14 мая 2017 14:34
    Надёжные разъёмы покрытие контактов серебро или золото
Картина дня