Проект бронемашины Big Wheel Landship (Великобритания)

На рубеже XIX и XX веков британский изобретатель Брама Джозеф Диплок начал работу над оригинальной конструкцией движителя, способного повысить проходимость техники. Разработка под названием Pedrail сначала прошла испытания, в которых использовались несколько тракторов различных моделей, а затем стала основой для новых изобретений. В начале десятых годов XX века на базе необычного колеса была разработана гусеничная ходовая часть. Вскоре начались работы по созданию полноценной военной техники, использующей оригинальные движители. Одной из первых разработок в этой области стал проект боевой машины Big Wheel Landship.

В самом начале 1915 года Б.Дж. Диплок и его компания Pedrail Transport Company представили военному руководству Великобритании два образца перспективной техники, использующей ходовую часть типа «педрэйл». В ходе одного из демонстрационных мероприятий чиновники увидели транспортную тележку и подвижный броневой щит для солдат, построенные на основе гусеницы Pedrail. Эти образцы сразу заинтересовали военных, хотя и не стали предметом заказа на поставку готовых изделий. Наибольший интерес к нему проявил майор Томас Дж. Хезерингтон. Почти сразу после показа он предложил продолжить развитие оригинальных идей и использовать их при создании перспективных образцов полноценной военной техники.

Проект бронемашины Big Wheel Landship (Великобритания)
Макет "сухопутного корабля" Big Wheel Landship первой версии. Фото Landships.activeboard.com



Интерес к новым шасси проявил и первый морской лорд Уинстон Черчилль. В феврале 1915 года, исходя из предложения о продолжении работ, он создал новую организацию под названием Комитет сухопутных кораблей Королевской морской авиации. Задачей Комитета было развитие имеющихся идей и создание сухопутной боевой техники. Дальнейшие работы этой и других организаций позже привели к появлению полноценных проектов бронетанковой техники. Тем не менее, до начала строительства первых серийных танков сотрудники Комитета успели создать и даже испытать несколько менее удачных образцов.

Одним из главных требований к новым проектам было обеспечение максимально возможной проходимости на пересеченной местности. К началу 1915 года участники Первой мировой войны успели столкнуться с характерными особенностями позиционной войны, прежде всего с множественными заграждениями перед позициями противника и многочисленными воронками от артиллерийских снарядов на поле боя. Из-за этого новые образцы техники должны были иметь возможность преодоления различных препятствий.

Для выполнения требований, касавшихся подвижности и проходимости, в проектах следовало использовать соответствующие движители. В некоторых разработках предлагалось применить идеи Б.Дж. Диплока. В частности, в своем проекте Т.Дж. Хезерингтон решил использовать раннюю версию проекта Pedrail, предлагавшую создание колеса оригинальной конструкции. По мнению офицера, такой движитель мог дать перспективной бронемашине требуемые характеристики. В то же время, в другом проекте, создававшемся параллельно, использовалась педрэйл-гусеница.

Характерные отличия колеса конструкции Диплока от привычных систем давали значительный прирост проходимости по сложным ландшафтам. Т.Дж. Хезерингтон решил в полной мере реализовать эти преимущества за счет значительного увеличения размеров колес. Результатом этого стало формирование оригинального облика бронемашины, а также соответствующее название проекта. Эта разработка осталась в истории под названием Big Wheel Landship – «Сухопутный корабль на больших колесах».


Строение колеса типа Pedrail. Чертеж из патента Б.Дж. Диплока


Следует отметить, что проект Big Wheel Landship остановился на ранних стадиях, и это привело к некоторым неприятным последствиям с точки зрения истории техники. Большая часть материалов и документации по этой разработке была утеряна, из-за чего многие особенности проекта установить попросту невозможно. Кроме того, в связи с этим в разных источниках встречаются описания планировавшейся к постройке машины, различающиеся массой деталей или даже общей архитектурой. Тем не менее, имеющиеся сведения все же позволяют составить общую картину, а также определить, почему проект не получил продолжения и остановился на одной из первых стадий.

Поводом для появления «Сухопутного корабля» конструкции майора Хезерингтона стал определенный успех движителя типа Pedrail, а именно агрегата в форм-факторе колеса. С целью повышения проходимости техники автор оригинального движителя добавил на круглое колесо набор перемещающихся пластин-опор, которые могли значительно увеличивать площадь опорной поверхности движителя, тем самым повышая проходимость. При этом для правильной и наиболее эффективной работы движителя внутри цилиндрического корпуса помещался набор различных агрегатов.

Основой педрэйл-колеса был сравнительно сложный набор агрегатов, размещаемый внутри корпуса. Непосредственно к корпусу базовой машины следовало крепить стационарные устройства, к которым на шарнирах и пружинах подвешивался набор деталей-рельсов. По последним при работе движителя должны были перемещаться ролики. Ролики были закреплены на концах рычагов, второе плечо которых отдавалось под шарнирное крепление для пластины-опоры. Подразумевалось, что при движении машины и вращении внешнего кожуха колеса ролики будут двигаться по кругу, перемещая опоры нужным образом. За счет изогнутой формы нижней части рельсов обеспечивалась наиболее эффективная подача опор: на грунте одновременно находилось сразу несколько пластин.

Применение колеса конструкции Б.Дж. Диплока само по себе давало заметный прирост проходимости за счет увеличения площади контакта движителя и грунта. Дополнительно улучшить этот параметр предлагалось за счет увеличения размеров движителя и ходовой части в целом. Эта особенность проекта Т.Дж. Хезерингтона была отражена в его названии. Требуемая доработка колеса предполагала изменение геометрических параметров отдельных деталей в соответствии с расчетными параметрами техники. Общие принципы архитектуры и работы, однако, оставались без изменений.


Проекции бронемашины. Рисунок Aviarmor.net


Точные и достоверные сведения о конструкции бронемашины Big Wheel Landship отсутствуют. Согласно одной из современных версий, предлагалось строить двухосную полноприводную машину сочлененной схемы. Использование педрэйл-колес и двухсекционного корпуса с возможностью изменения взаимного положения секций позволяло обеспечить сравнительно высокую проходимость при неплохой маневренности. Кроме того, появлялась возможность обойтись без достаточно сложных механизмов поворота, отвечающих за изменение положения колеса при маневрировании.

Одна из сохранившихся схем показывает, что передняя секция машины Big Wheel Landship должна была иметь корпус со сложной формой лобовой части и вертикальными бортами. Ввиду установки крупных колес передняя секция должна была отличаться малой шириной. В ней предусматривались места для размещения механика-водителя, двигателя, элементов трансмиссии и некоторых других агрегатов. На кормовой стенке находились устройства для шарнирного соединения с задней секцией.

Задняя секция должна была отличаться большими размерами и иной формой. Передняя часть ее корпуса имела среднюю высоту и увеличенную ширину. Центральный отсек был уже из-за необходимости установки колес, однако отличался наличием высокой надстройки, почти полностью перекрывающей верхнюю часть колеса. Кормовой отсек имел уменьшенную высоту, но был шире центрального. Задняя секция машины должна была вмещать силовую установку и некоторые другие агрегаты. По другим данным, такой вариант машины должен был иметь колесную формулу 4х2 с передней ведущей осью.

Соединение двух секций обеспечивалось двумя шарнирами, помещенными в вертикальной плоскости. Конструкция шарнира позволяла секциям перемещаться друг относительно друга в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Для управления движением машины предлагалось использовать цепные устройства: цепи жестко крепились к передней стенке задней секции и взаимодействовали с двумя валами лебедок, выведенными на борта передней секции. За счет намотки цепей обеспечивалось изменение взаимного положения двух секций.


Второй вариант машины. Рисунок Landships.activeboard.com


Имеющийся корпус позволял вооружить бронемашину теми или иными системами. Присутствовала возможность установки пулеметов или пушек существующих типов. Точные места размещения оружия на сохранившихся схемах не указаны. Возможно, для монтажа пушки или пулемета могла использоваться крупная надстройка задней секции корпуса.

Согласно другим данным, была предложена иная конструкция, использовавшая ограниченное количество перспективных движителей. В таком случае машина Big Wheel Landship должна была иметь два колеса конструкции Диплока большого диаметра в передней части корпуса. Сам корпус имел продолговатую форму с поднятой передней и опущенной кормовой частями. На бортах зауженной передней части помещались крепления для колес системы Pedrail. В корме должна была помещаться тележка из трех колес уменьшенного диаметра. Корпус предлагалось собирать из брони толщиной до 3 дюймов (76,2 мм). Внутри корпуса имелись отсека для силовой установки, рабочих мест экипажа, вооружения и т.д.

По имеющимся данным, такой вариант бронемашины отличался значительными габаритами. Основные передние колеса должны были иметь диаметр 40 футов (12,2 м), задние – 13 футов 4 дюйма (около 4 м). Общая длина машины составляла 100 футов (30,5 м), ширина – 80 футов (24,4 м), высота – 46 футов (14 м). Расчетная боевая масса достигла 300 т.

На разных частях корпуса предлагалось установить несколько турелей с пушечным и пулеметным вооружением. В зависимости от требований заказчика, могли использоваться те или иные типы оружия. Обеспечивался обстрел значительных секторов в различных направлениях.

Т.Дж. Хезерингтон достаточно быстро сформировал итоговый облик перспективной бронемашины. После этого был изготовлен макет, который вскоре показали представителям военного ведомства. В конце марта макет показали У. Черчиллю. Высокопоставленный чиновник одобрил новый проект и разрешил дальнейшие работы. Кроме того, авторы проекта получили заказ на строительство шести единиц новой техники. Стоимость каждого образца «Сухопутного корабля на больших колесах» была определена на уровне 70 тыс. фунтов стерлингов.


Сборка полноразмерного макета. Фото Aviarmor.net


Перед началом сборки опытной техники следовало изготовить полноразмерный деревянный макет, который позволял определить те или иные особенности проекта, а также сформировать список необходимых доработок. Работы по сборке макета стартовали в апреле 1915 года. За следующие несколько недель одной из британских компаний был изготовлен ряд агрегатов макета. Однако до окончательной сборки, насколько известно, дело так и не дошло. В силу разных причин работы по проекту Big Wheel Landship были остановлены. Заказчик не увидел макет, что не позволило развернуть строительство опытной техники.

Причин для остановки проекта было несколько. В первую очередь, на судьбе разработки негативно сказалась сложность реализации оригинальных предложений. Машина получалась слишком крупной и тяжелой, что затрудняло ее сборку, а также предъявляло особые требования к применяемым агрегатам. Далеко не каждое предприятие промышленности в то время могло справиться со сборкой предложенной техники. Кроме того, по проекту ударило отсутствие опыта создания и эксплуатации бронетехники тяжелого класса. Заказчик не мог определиться с основными требованиями, из-за чего техническое задание несколько раз менялось. При этом каждый раз в проект приходилось вносить те или иные изменения, что только затягивало работы.

Предложенная Т.Дж. Хезерингтоном боевая машина получалась слишком сложной и дорогой как в производстве, так и в эксплуатации. Также проблемой можно было считать отсутствие четких и определенных взглядов на применение такой техники и ее роль на поле боя. При этом уже начали появляться новые проекты, не отличавшиеся большой технической смелостью, но решавшие поставленные задачи. Как следствие, интерес к крупным боевым машинам наподобие Big Wheel Landship постепенно сокращался. В итоге британские военные решили отказаться от подобной техники, сосредоточив усилия на проектах иного рода.

Бронемашина Big Wheel Landship конструктора Т.Дж. Хезерингтона была изготовлена только в виде масштабной модели. Полноразмерный макет строился, но не был завершен. Сборка опытной техники даже не начиналась. Тем временем другой проект, использовавший ходовую часть типа Pedrail, смог дойти до стадии испытаний опытного образца и даже имел некоторые шансы дойти до эксплуатации в войсках.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://landships.activeboard.com/
http://winstonchurchill.org/
http://forumeerstewereldoorlog.nl/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. igordok 21 ноября 2016 07:08
    Идея второго варианта схожа с идеей "Царь-танка". Как трудны первые шаги, идеи. Это нам сейчас, легко смеяться над их идеями, но это грешно. Они были первыми.
  2. Dekabrist 21 ноября 2016 10:19
    "И опыт, сын ошибок трудных..."
Картина дня