ULTRA AP: провальный проект бронеавтомобиля нового поколения

В 2005 году Технологический институт Джорджии получил контракт от Военно-морского министерства США на разработку броневика нового поколения, который получил обозначение ULTRA AP. Через четыре года была представлена машина второго поколения — ULTRA II. Создатели бронеавтомобиля возлагали на него большие надежды, однако разработки закончились ничем, бронеавтомобиль ULTRA AP так и не стал достойной заменой для «старичка» HMMWV (Humvee).

В разработке бронеавтомобиля приняли участие управление военно-морских исследований США (Office of Naval Research — ONR), специалисты технологического института Джорджии (GTRI), инженеры из ассоциации автогонщиков NASCAR. Таким образом, создание ULTRA AP смогло объединить военных и гражданских ученных и инженеров. Базой для нового бронеавтомобиля должен был стать обыкновенный пикап Ford F-350. Буквы AP в названии обозначают Armoured Patrol, а задачей разработчиков было постараться грамотно совместить платформу гражданского пикапа, который мог бы с высокой скоростью передвигаться по дорогам общего пользования, с боевым потенциалом.

Взяв за основу серийный грузовичок — дизельный пикап Ford F-350, разработчики реализовывали свои цели. Инженер GTRI Гэри Кэйлл отмечал: «Мы решили использовать уже существующее транспортное средство, так как у него по умолчанию было большое количество достоинств. Автомобильная индустрия потратила много денег на его разработку и безопасность, так что нам нужно было лишь улучшить имеющиеся характеристики, спокойно работая с машиной». Бронеавтомобиль получился сравнительно легким для своего уровня защищенности — порядка 4 тонн, а его топливная эффективность была в 6 раз лучше, чем у стоящих на вооружении многоцелевых транспортных средств HMMWV. При этом активная фаза разработок продолжалась всего около месяца.



Стоит отметить, что машина получилась весьма футуристичной, с космическими нотками, что отметили бы все любители фантастики. Причудливый вариант остекления неизбежно вызывает у многих людей «звездные» ассоциации. Однако преимущества бронеавтомобиля, безусловно, были не в его внешнем облике. Авторы проекта особо выделяли две главных особенности своей бронемашины: безопасность экипажа и живучесть. Основной целью разработчиков было обеспечение максимальной защиты, находящихся в ULTRA AP людей. Этим целям должна была способствовать «круговая» защита экипаж с использованием новых разработок в области создания легкой брони. Экипаж находился как будто в «бронированной раковине», которая не только отклоняла взрывную волну, но и выполняла роль защитного каркаса или защитных дуг, в случае если бронеавтомобиль перевернется.

Любопытной деталью является то, что американские инженеры позаимствовали сидения и ремни безопасности от гоночных автомобилей, участвующих в NASCAR (Национальная ассоциация гонок серийных автомобилей). Эти гонки проводятся в США, начиная с 1949 года. Действительно, где еще помимо автомобильных гонок, можно было найти лучшие разработки в области безопасности человеческой жизни?

При этом кабина бронеавтомобиля ULTRA AP была спроектирована таким образом, чтобы обзор у экипажа был во всех направления, в том числе назад и даже вверх. Необычным было и их расположение. Четырех человек, на которых и рассчитана бронемашина, решили рассадить не по традиционной конфигурации «два плюс два», а применив «алмазное расположение». Сиденья всех четверых членов экипажа расположены между колес автомобиля (при подрыве фугаса или мины, чем дальше от колес, тем лучше) и смотрят на все четыре стороны. Такое решение призвано было также улучшить обзорность, каждый пассажир смотрит в свою сторону.


Также разработчики сделали ставку на современные технологии и бортовые компьютеры. Радары, система ночного видения, антиблокировка тормозов, контроль стабильности в движении, круиз-контроль все это было объединено в систему, которая получила обозначение «e-safety». По словам разработчиков, все это обеспечивало ULTRA AP статус самого «продвинутого» транспортного средства американских вооруженных сил. После проведения первых испытаний прошло четыре года, в 2009 году был представлен бронеавтомобиль ULTRA II, который был ориентирован главным образом на развитие боевого отделения, рассчитанного уже на 6 человек.

Если бы не военная операция в Ираке, появления преемника родившегося еще в конце 1970-х годов американского армейского внедорожника Humvee можно было ждать еще как минимум десять лет. Эта машина ранее хорошо себя зарекомендовала во время первой войны в Персидском заливе, операциях в Боснии и Косове и ряде других горячих точек планеты. Однако городские бои против мобильных отрядов иракских повстанцев показали, что Humvee уже не отвечает современным условиям ведения боя и не может обеспечить должной защиты находящимся в нем бойцам. За два первых года иракской кампании американцы потеряли более 350 солдат, которые погибли в этом внедорожниках.

Одним из решений было дополнительное бронирование уже выпущенных Humvee и приобретение новых автомобилей только с установленным на заводе усиленным бронированием. Однако скоро выяснилось, что автомобиль уже не справляется с лишним весом, который добавляла усиленная броня, машины чаще переворачивались или зарывались в песок, застревали. Стало понятно, что устранить многие недостатки уже не удастся без крупномасштабной модернизации или разработки принципиально новой машины, которая изначально была бы ориентирована на использование в боевых условиях, в то время как оставшиеся Humvee перевели бы исключительно в тыловые части.


Понимая это, в 2005 году в США была запущена государственная программа Joint Light Tactical Vehicle (JLTV), направленная на замену стремительно устаревающих внедорожников HMMWV. Именно в рамках этой программы и был создан необычный бронеавтомобиль ULTRA AP. Но здесь многое решили экономические и производственные возможности участников. В борьбу за крупный армейский контракт включились такие монстры американской индустрии, как American Motors, Lockheed Martin, BAE Systems, General Tactical Vehicles и это еще не полный список компаний-участников. Все они обладали не только большим штатом подготовленных инженеров и специалистов, но и собственными производственными мощностями. Конкурировать с ними на равных институт, создавший бронемашину на базе гражданского пикапа «Форд», не мог, хотя ряд решений в ULTRA и можно было отнести к революционным.

В итоге концепт ULTRA AP так и остался всего лишь очень интересным концептом, внешний вид которого до сих пор будоражит обывателей. А конкурс на замену многоцелевого армейского внедорожника Humvee выиграл в итоге Oshkosh L-ATV, от компании Oshkosh, которая была основана еще в 1917 году. Это крупная американская компания, располагающая промышленными площадками в 8 штатах и обладающая штатом работников, превышающим 13 тысяч человек. Она уже получила контракт на поставку 18 тысяч своих армейских вездеходов (речь лишь о первой партии). В 2016 году Корпус морской пехоты США получил первые 7 серийных бронеавтомобилей Oshkosh L-ATV. При этом Humvee по-прежнему остается рабочей лошадкой американской армии. Работы по дальнейшему повышению защищенности этих внедорожников по-прежнему продолжаются. А всего с 1984 года в США было произведено уже более 281 тысячи Humvee всех типов трех разных поколений.

Источники информации:
http://www.popmech.ru/weapon/289412-mototsikl-dnya-fn-a-s-24
http://www.membrana.ru/particle/2982
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. 34 регион 21 ноября 2016 06:55
    Наш БРДМ гораздо симпатичнее. Лучше бы его за основу взяли. А так кирпич на колёсах.
    1. RASKAT 21 ноября 2016 11:13
      Я думаю наш РПГ пробьет насквозь это чудо юдо.
  2. Владимирец 21 ноября 2016 07:30
    "При этом кабина бронеавтомобиля ULTRA AP была спроектирована таким образом, чтобы обзор у экипажа был во всех направления, в том числе назад и даже вверх."

    ИМХО, обзорность, благодаря большому количеству стоек и переплетов, причем широких, всё равно не блестящая. Причем, наверняка, места прилегания бронестекол к эти переплетам являются слабым звеном.
    1. ILDM1986 21 ноября 2016 09:51
      еще "алмазное расположение" людей. У норомальных людей это называется крест, но ведь за крест бабла не дадуть fellow
  3. igordok 21 ноября 2016 07:50
    Вроде-бы идеи правильные, но скомпоновать всё в одном месте, без компромиссов очень тяжело.
  4. Серый брат 21 ноября 2016 08:11
    Стало понятно, что устранить многие недостатки уже не удастся без крупномасштабной модернизации или разработки принципиально новой машины,

    Стало понятно, что шасси можно продавать всяким попуасам и пускай они сами мучаются с ним как хотят.

  5. Вольный ветер 21 ноября 2016 08:43
    А для чего такое название статьи? В чем проект провальный? Причем фирма разрабатывала его фактически на свои деньги. америкосы деньгами не разбрасываются, в начале что нибудь представте комиссии. а потом вам уже дадут денег немножко. Если выиграете то тут ве денежками разживетесь, а нет так нет. Я лично сторонник бронекорпуса, проще намного и дешевле. Здесь бронекапсулу установили, но еще капот бронированный нужен. а он наверное как бронекапсула тоже стоит
    1. Серый брат 21 ноября 2016 09:45
      Цитата: Вольный ветер
      В чем проект провальный?

      В том, что нельзя на основе конкретного гражданского шасси нормальный броневик сделать и при этом ещё иметь потенциал для дальнейшей модернизации.
      Тут капотом не обойдёшься, военным пикап не особо нужен, они скажут что хотят юнитов перевозить, скажут десантное отделение давай делай и давай защищай его как следует - масса будет расти а возможности шасси ограничены, оно на это не рассчитано и если на этот факт забить, то колёса и мосты будут отваливаться как у грузинского "Дигори", из - за чего юниты будут превращаться в груз с известными номерами.
      Мертворождённый проект, однозначно.
  6. Бюрократ 21 ноября 2016 08:45
    Безопасность, скорость, новаторство. Главное в этом деле распил!
    1. вадим dok 21 ноября 2016 13:46
      Вам же четко сказали:эту машину фирма делала на СВОИ ДЕНЬГИ!!!!Не получая ни копейки от Пентагона!Если машину приняли бы в серию та пожалуйста денежки из бюджета!Это вам не Российский РАСПИЛ!
  7. the47th 21 ноября 2016 10:55
    "Взяв за основу серийный грузовичок — дизельный пикап Ford F-350" - самая главная ошибка разработчиков. Нельзя боевую машину делать из гражданской.
    1. Лопатов 21 ноября 2016 11:08
      А в этом вся суть такого рода машин.
      Если разрабатывать всё "с нуля", то особого смысла во всех этих MRAPах нет.
      Максимальное использование уже разработанных и производящихся узлов и агрегатов для гражданской автомобильной техники во-первых, сильно удешевляет машину и во-вторых, позволяет быстро их клепать в случае необходимости.
      1. the47th 21 ноября 2016 11:24
        Одно дело использовать двигатель, коробку, мосты от гражданских машин, другое - просто поставить бронекапсулу на раму от гражданской машины и ждать чуда. Те же HMMWV и L-ATV - самостоятельные коснтрукции, с использованием некоторых агрегатов серийных автомобилей. Новые украинские супер-броневики, сделанные по тому же принципу только и делают, что катаются по выставкам, реально они никому не нужны.
        1. Лопатов 21 ноября 2016 11:52
          Э.... вот тут не путайте и себя и других.

          HMMWV- штатная техника. Перспективный L-ATV- штатная техника. "Лёгких" мотопехотных бригад, воздушно-десантных и десантно-штурмовых.

          Все MRAPы американские, применявшиеся в Афганистане и Ираке- техника за штатом. Быстрая и дешёвая реакция на изменившиеся условия ведения боевых действий.
          1. the47th 21 ноября 2016 12:20
            А англицкая Педивикия гласит, что ULTRA AP создавался для замены HMMWV по программе Joint Light Tactical Vehicle, к тому же MRAP - не боевые машины, а машины защищённые от подрыва, это бронированные такси для транспортировки солдат, грузов (у многих и вооружения-то нет).
  8. Des10 21 ноября 2016 11:45
    Угу, прям как нашего Бычка переделать в броневик. Но у этого 325 лошадей, больше чем у Камаза.
    А так - решётка радиатора - как два гроба. "Срамота!" smile
  9. voyaka uh 21 ноября 2016 12:08
    Ребята постарались, но уж больно хорош Ошкош...
    И у них опыт оказался бесравненно больше.
    1. ибирус 21 ноября 2016 18:40
      Думаю правильно будет - несравненно больше.
  10. Оператор 21 ноября 2016 12:58
    Это машина для войны с тапочниками, причем дистанционной - на расстоянии 200-300 метров её завалят из любого РПГ.

    Для армейских операций разведчиков и десантников в равнинной местности требуется небронированная машина типа джипа или багги, служащая только для транспортировки личного состава из четырех бойцов, переносного вооружения и боекомплекта к нему.

    В бою джип/багги не участвует, поскольку личный состав спешивается.
  11. Proton 21 ноября 2016 13:17
    Да че там звездные войны,сделали б уже тачку,как в Чужих 2,вот там броневик laughing был крутой.
  12. ALOY 22 ноября 2016 16:17
    СПЕЙС МУСОРОВОЗ
  13. APASUS 11 июля 2017 21:08
    Очень своеобразный дизайн ,но думаю это лучше тех образцов которые реально попадают в АТО на Украине.

    Еще не известно,что из представленной техники лучше?
Картина дня