Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 8) – Jagdpanther

«Ягдпантера» (Jagdpanther) была, безусловно, лучшим вариантом конверсии среднего танка Pz.Kpfw V Panther. По мнению экспертов, она стала одной из лучших противотанковых самоходок Второй мировой войны. По многим параметрам она превосходила все САУ союзников. Несмотря на это превосходный немецкий истребитель танков не оставил существенного следа в военных кампаниях прошедшей войны. Отчасти это объясняется малым выпуском (около 390 единиц), а также преодолением всех производственных дефектов только ближе к концу выпуска на 30-40% последних машин.

Имея в своем арсенале отличное 88-мм длинноствольное орудие, разработанное на базе отлично себя зарекомендовавшей зенитки, немецкие инженеры предприняли не одну попытку установки ее на танковое шасси. Так на свет появились САУ Ferdinand и Nashorn. Первая из них была очень тяжелой и сложной в производстве, а вторая не могла похвастаться серьезным бронированием. Наиболее подходящим вариантом для установки новой пушки представлялось шасси среднего танка PzKpfw V «Пантера». Решение о создании новой САУ на его базе было принято 3 августа 1942 года, еще в то время, когда шли работы по созданию базового танка. Изначально реализацию проекта собирались доверить фирме «Круп», которая в это время уже работала над установкой нового 88-мм орудия на шасси танка PzKpfw IV, но в середине октября 1942 года дальнейшая разработка САУ была передана фирме «Даймлер-Бенц».

Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 8) – Jagdpanther



5 января 1943 года на заседании технической комиссии концерна «Даймлер-Бенц» был определен ряд требований к будущей САУ. Изначально истребитель танков предполагалось унифицировать с разрабатываемым танком «Пантера II», но после принятия 4 мая 1943 года Министерством вооружений решения о временной заморозке проекта «Пантера II» разработчикам САУ в целях унификации со средним танком «Пантера» пришлось в уже имеющуюся конструкцию вносить ряд серьезных изменений.

В результате всего этого, а также переноса производства на заводы фирмы MIAG первый образец этой очень нужной для фронта машины, которая получила обозначение Jagdpanther, был продемонстрирован Гитлеру лишь 20 октября 1943 года и тут же получил его одобрение. На оставшееся практически неизменным шасси танка «Пантера» была установлена хорошо защищенная бронерубка, обладающая совершенным баллистическим профилем. Существенным недостатком мог бы стать ограничений угол наводки в горизонтальной плоскости, если бы истребитель танков не обладал отличной системой управления, которая позволяла легко разворачивать САУ и обеспечивала высокую точность наведения орудия на цель. По своим характеристикам орудие, которое устанавливалось на «Ягдпантеру», превосходило все танковые орудия союзников. Аналогичная пушка устанавливалась лишь на тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр II». Бронебойные снаряды данной пушки на дистанции в 1 километр пробивали броню толщиной 193 мм.

Первые САУ начали поступать в части вермахта в феврале 1944 года. Первоначально считалось, что данные машины будут выпускаться в объеме 150 САУ в месяц, но из-за постоянных бомбежек авиации союзников и того факта, что самоходка была создана на базе основного и, пожалуй, лучшего танка вермахта, производству которого был отдан высший приоритет, немецким заводам удалось до апреля 1945 года произвести лишь 392 САУ «Ягдпантера». Можно сказать, что войскам антигитлеровской коалиции повезло, так как Jagdpanther был одной из лучших ПТ-САУ Второй мировой войны, чрезвычайно эффективно борясь с танками союзников.

Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 8) – Jagdpanther


Особенности конструкции

«Ягдпантера» являлась самым эффективным немецким истребителем танков. В этой ПТ-САУ удачно сочетались хорошая броневая защита, огневая мощь, и превосходная подвижность.

Корпус самоходки сваривался из стальных прокатанных гетерогенных плит, его масса составляла около 17 тонн. Стенки корпуса и рубки были расположены под разными углами, что способствовало рассеиванию кинетической энергии снарядов. В целях увеличения прочности сварные швы дополнительно усиливались пазами и шпунтами. Лоб корпуса имел бронирование в 80 мм и располагался под углом 55 градусов. Борта рубки имели бронирование в 50 мм. и располагались под углом в 30 градусов.

Для изготовления САУ «Ягдпантера» применялся стандартный корпус танка «Пантера». В передней части корпуса находилась коробка передач, слева и справа от нее находились механик-водитель и стрелок-радист. Напротив места последнего в шаровой установке был смонтирован пулемет MG-34 калибра 7,92-мм. Механик-водитель управлял САУ при помощи рычагов, которые включали или выключали бортовые передачи. Обзор с места механика-водителя осуществлялся через одинарный или двойной перископ, выведенный на лобовую деталь корпуса. Радиостанция находилась на правой стенке корпуса машины. Стрелок-радист мог наблюдать за местностью только при помощи оптического прицела его курсового пулемета. Боезапас пулемета составлял 600 патронов, которые находились в 8 сумках в лентах по 75 патронов справа и слева от места стрелка-радиста.

Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 8) – Jagdpanther


Центральную часть корпуса машины занимает боевое отделение, в котором расположена казенная часть 88-мм орудия StuK 43/3 и стеллажи с 88-мм выстрелами. Здесь же находятся рабочие места остальных членов экипажа: наводчика, заряжающего и командира. Со всех сторон боевое отделение закрыто неподвижной рубкой, на ее крыше имеется 2 круглых люка для экипажа. В задней стенке рубки расположен прямоугольный люк, который служит для погрузки боекомплекта, выброса стрелянных гильз, демонтажа орудия и эвакуации экипажа.

В задней части корпуса находилось двигательное отделение, отгороженное от боевого отделения противопожарной переборкой. Двигательное отделение и вся задняя часть корпуса 1 в 1 повторяли серийную «Пантеру».

САУ Jagdpanther оснащались достаточно мощным двигателем «Майбах» HL230Р30. Этот 12-цилиндровый V-образный (развал цилиндров 60 градусов) карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения при 3000 об/мин развивал мощность в 700 л.с., позволяя 46 тонной самоходке разгонятся до 46 км/ч. Двигатель обладал четырьмя карбюраторами, топливо в которые подавалось при помощи бензонасосов «Solex». Дополнительно в машине имелся ручной аварийный бензонасос. Топлив размещалось в 6 баках общей емкостью 700 литров. Запас ход по шоссе достигал 210 км.

Двигатель работал в связке с механической, полуавтоматической коробкой передач с преселекцией. Коробка передач имела 7 скоростей вперед и задний ход. Управление КПП осуществлялось гидравлически с помощью рычага, который располагался справа от места механика-водителя.

Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 8) – Jagdpanther


От своего «прародителя» – среднего танка PzKpfw V «Пантера» – САУ Jagdpanther получила в наследство исключительную плавность хода. Ходовая часть танка имеет «шахматное» расположение опорных катков (конструкция Книпкампа), что обеспечивает более равномерное распределение давления на грунт и хорошую плавность хода. Наряду с этим такая конструкция является очень сложной в производстве и особенно в ремонте, а также имеет очень большую массу. Для замены всего одного катка из внутреннего ряда необходимо было демонтировать от 1/3 до полвины всех внешних катков. На каждый борт САУ приходилось по 8 опорных катков большого диаметра. В качестве упругих элементов подвески применялись двойные торсионы, передняя и задняя пара катков имели гидравлические амортизаторы. Ведущие катки – передние.

Основным вооружение истребителя танков «Ягдпантера» была 88-мм пушка StuK 43/3 c длиной ствола 71 калибр (6 300 мм). Общая длина орудия составляла 6595 мм. Углы вертикальной наводки составляли от -8 до +14 градусов. Углы горизонтальной наводки составляли 11 градусов в обе стороны. Масса орудия составляла 2265 кг. Пушка оснащалась противооткатным механизмом гидравлического типа. Нормальный откат орудия равнялся 380 мм, максимальный 580 мм. В том случае, если откат превышал 580 мм, необходимо было сделать перерыв в стрельбе. Пушка оснащалась электроспуском, кнопка спуска находилась возле места наводчика. Боекомплект орудия составлял 57 снарядов. Для стрельбы использовались бронебойные, подкалиберные и осколочно-фугасные снаряды. Выстрелы были расположены вдоль бортов и на полу боевого отделения. В походном положении стволу орудия придавали возвышение в 7 градусов.

Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 8) – Jagdpanther


ПТ-САУ «Ягдпантера» первоначально оснащалась прицелами SflZF5, машины позднего выпуска прицелами WZF1/4. Прицел SflZF5 – это прицел телескопического типа с одним объективом. Он обеспечивал наводчику 3-х увеличение и имел поле зрения в 8 градусов. Прицел был откалибрирован до 3 000 метров при стрельбе бронебойными снарядами PzGr39/1 и до 5 300 метров при стрельбе подкалиберными PzGr 40/43. Максимальная дальность стрельбы составляла 15 300 метров. Прицел WZF1/4 также был телескопическим, но обеспечивал увеличение 10-х и имел поле зрения в 7 градусов. Прицел был откалиброван до 4 000 метров для снарядов PzGr39/1, 2 400 метров для PzGr40/43 и 3 400 метров для фугасных снарядов.

Дополнительным вооружением самоходки является 7,92-мм пулемет MG-34 с боекомплектом в 600 патронов. Пулемет находится в шаровой установке справа от орудия. Оптический прицел пулемета обеспечивает 1,8 кратное увеличение. Пулемет имеет углы склонения/возвышения -10 +15 градусов и сектор обстрела в 10 градусов (по 5 влево и вправо). Стрелянные гильзы и пустые пулеметные ленты собираются в специальный мешок, закрепленный под пулеметом. Помимо этого «Ягдпантера» дополнительно вооружалась минометом ближнего боя «Nahverteidungswafte», который мог вести огонь осколочными, дымовыми, осветительными или сигнальными гранатами. Гранатомет обладал круговым сектором обстрела и имел фиксированный угол возвышения (50 градусов). Дальность стрельбы осколочными гранатами составляла 100 метров.

Особенности использования

Первоначально САУ «Ягдпантера» должны были поступать на вооружение отдельных тяжелых противотанковых батальонов, состоявших из трех рот по 14 САУ в каждой, еще 3 истребителя танков относились к штабу батальона. Руководство вермахта распорядилось использовать самоходки только для противодействия танковым атакам противника. САУ в составе дивизиона должны были обеспечить быстрый успех на решающих направлениях. Использование истребителей танков по частям не допускалось. Использование взводов «Ягдпантер» допускалось лишь в отдельных случаях, к примеру, при штурме укрепленных позиций неприятеля. Без крайней на то необходимости их не разрешалось использовать в качестве неподвижных огневых точек. После решения боевой задачи САУ предписывалось немедленно отводить в тыл для проведения техосмотра и ремонта.

Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 8) – Jagdpanther


Данные рекомендации, особенно в последние месяцы войны были мало выполнимы. Поэтому чаще всего САУ использовались поротно, составляя одну из трех рот истребительно-противотанкового дивизиона. Наиболее массово Jagdpanther использовались во время Арденской операции. В ней приняло участие не менее 56 машин в составе 6 батальонов истребителей танков, а также около 12 машин в составе различных частей СС. На Восточном фронте машины наиболее массово использовались во время боев под озером Балатон и при обороне Вены. Тогда большинство САУ входило в состав наспех сколоченных соединений СС, ПТ-САУ применялись наряду с танками, а нередко просто заменяли их во вновь созданных соединениях. Несмотря на высокие потери во время Арденской операции и низкие темпы выпуска на 1 марта 1945 года в Вермахте насчитывалось 202 истребителя танков «Ягдпантера»

Тактико-технические характеристики: Jagdpanther
Масса: 45,5 т.
Габаритные размеры:
Длина 9,86 м., ширина 3,42 м., высота 2,72 м.
Экипаж: 5 чел.
Бронирование: от 20 до 80 мм.
Вооружение: 88-мм пушка StuK43/3 L/71, 7,92-мм пулемет MG-34
Боекомплект: 57 снаряда, 600 патронов.
Двигатель: 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL HL230Р30, мощностью 700 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 46 км/час, по пересеченной местности – 25 км/час
Запас хода: по шоссе – 210 км., по пересеченной местности – 140 км.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. grizzlir 23 января 2012 09:14
    Серьёзная машинка,с полностью бронированным корпусом.В условиях западной Европы преимущества в бронепробиваемости сводились на нет ланшафтом местности.Танковые дуэли начинались на дистанциях менее 1000 метров и обладая отличной маневренностью подготовленный экипаж Т 34-85 мог противостоять Ягдпантере.И чем меньше была дистанция огневого взаимодействия,тем больше становилось шансов выиграть бой у советских средних танков.
    grizzlir
  2. eJik 23 января 2012 09:32
    Одна из любимых сау в игре "В тылу врага" ..ложит ИС-2 и иногда и ИС-3 если башню повердить сначала, не говоря уже о других танках
    Улыбнуло Черчиль даже в упор не пробьет Ягу ))
    eJik
    1. grizzlir 23 января 2012 09:46
      Вот по игрушкам,ни в коем случае не надо судить о ТТХ техники и вооружения.Помню давно ещё на первой соньки была игра,танковый симулятор.Так там самым крутым был М3 если память не изменяет,долбил и Тигры и Исы.
      grizzlir
      1. eJik 23 января 2012 15:40
        ну игра это не просто танчики итд, хоть более ли менее реалистична
        eJik
        1. Kars 23 января 2012 20:14
          Мне нравилось в Панцерфронт для Дримкаста играть,хоть там японцы баланс сместили на немцев.
          А так тех характеристики воспризведены адекватно.И было очень интересно одну и туже миссию проходить разной техникой.впечатления отличное---сначало на Т-34 проходишь,потом на Тигре или Шермане.
    2. Алекс 4 июня 2014 19:53
      Цитата: eJik
      Одна из любимых сау в игре "В тылу врага"
      Ну и что дальше? Обсуждайте ваши никчемные проблемы на своих сайтах и не порите ерунды здесь.
  3. Kars 23 января 2012 10:35
    В германской армиии 5 типов машин несли 88 мм противотанковую пушку 43L71---Ягдпантера самый удачный вариант---но она появилась в момент когда немцам уже ничего не могло помочь.


    В табличке не указаны САУ Су 100,М36 и Шерман Файрфлай
  4. 755962 23 января 2012 11:16
    Можно сказать, что войскам антигитлеровской коалиции повезло, так как Jagdpanther был одной из лучших ПТ-САУ Второй мировой войны, чрезвычайно эффективно борясь с танками союзников.
    Ещё бы не повезло с 2800м "Шермана" завалить ,не кисло,про Кромвель молчу.Но немцы опоздали с её выпуском...
    755962
  5. Argentum 23 января 2012 20:21
    Немцы делали такую красивую и мощную технику, та же Jagdpanther, Tiger II, или JagdTiger. Но как говориться не на того напали)
    Argentum
  6. Одесит 23 января 2012 20:46
    Jagdpanther действительно очень серьезный противник, если не сказать большего. Она одна из немногих конструкций той войны, когда мощное орудие соединенное с такой же броней успешно уживается на не плохой ходовой (хотя конечно шасси пантеры далеки от идеала, чего греха таить).
    Конечно, на пересеченной местности или в городе , в маневренном бою ее можно и обойти и в борт снаряд всобачить, но когда ты наступаешь по открытой местности, с ней лучше не встречаться.
    Вот из всех САУ. - про которые были написаны статьи, она пожалуй самая смертоносная для всех видов бронетехники той войны.
    Хотя был еще Ягдтигр, но у него большие проблемы с маневренностью.
    Одесит
  7. Kars 24 января 2012 02:33
    Довольно интересное фото со Слагером
  8. Одесит 24 января 2012 13:18
    Это же как угораздило их так сойтись !? Экипаж пантеры вроде ушел через люк в задней стенке? У Шермана повреждений не видно! Интересное фото!
    КАРС!
    Что это за бой вы знаете? Если да, расскажите пожалуйста.
    Одесит
  9. Kars 24 января 2012 15:05
    Еще одно фото.
    А про предыдущее мне мало что известно снимок датирован 17 марта 1945.
    Слагер тоже подбит это указано в соправождении фото.
    1. Kibb 27 января 2012 15:34
      Этот на фугасе чтоль? Н заднем плане ИС... Интересные фотки, хотелось бы инфы по ним больше.
      Kibb
  10. Одесит 24 января 2012 21:44
    Карсу.
    А кто это там ствол в землю опустил на заднем плане? Похоже на ИС или на Королевского тигра.
    По дате 17 марта 1945 боя пытаюсь найти описание боя.
    Одесит
    1. Kars 24 января 2012 21:47
      ИС 2 .Я того и обратил на эту фотографию внимания.А то был у меня спор по поводу штурма Кенигсберга.
  11. Андрей77 28 января 2012 11:45
    Вот бы еще табличку по стоимости всех представленных ПТ-САУ. :) Понятно, курс немецкой марки падал во время ВОВ, но все же... Может дешевле 5 StuGIII было наклепать? Хотя немцы такие, война ничто - главное создать вундервафлю.
  12. gendarm 31 января 2012 13:23
    Ferdinand--по-моему "советское" название САУ Elefant. Ограничено применялась немцами в период противостояния на Курской дуге. Но могу и ошибаться.
  13. Рожденный в СССР 12 февраля 2012 15:55
    Запас хода по пересеченной местности 140 км явно маловат для маневренной войны
    Рожденный в СССР
  14. Костя-пешеход 25 мая 2014 14:31
    Ещё раз доказывает, что скачёк Европейских концернов, как, в прочем и японских, связан с расхищением советской технической мысли, неповреждённой тем, что нам не дано понять.

    Пока наши гениальные учёные стояли в очередях за крылышками Хонды, они за 100 баксов идеи на миллионы воровали. бледнолиции грабители.

    Вот пример - содрали концепцию с наших САУ-100 и 120.

    Как вот этот концепт-МАЗ 2000 "перестройка", с стационарной кабиной, где шасси независимы от кабины. Очень удобно в ограничиных пространствах.
    Костя-пешеход

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня