Дело Котоку. Как японских анархистов обвинили в покушении на императора

К началу ХХ века Япония, единственная из азиатских стран, превратилась в сильную империалистическую державу, способную соперничать за сферы влияния с крупными европейскими государствами. Бурному развитию экономики способствовало расширение контактов прежде практически закрытой на протяжении столетий Японии с европейскими странами. Но вместе с новыми технологиями, европейскими военными, техническими и естественнонаучными знаниями, в Японию проникали и революционные идеи. Уже в конце XIX века в стране появились первые кружки и группы сторонников социалистических идей.

Примечательно, что решающее влияние на них оказывали даже не столько европейские революционеры, сколько опыт народников соседней Российской империи. Тем более, что и у России, и у Японии в начале ХХ века были общие проблемы — хотя обе страны развивались в научно-техническом и промышленном отношениях, укреплялась их обороноспособность и росло политическое влияние в мире, во внутренней политике сохранялась практически неограниченная власть монархов, феодальные привилегии, запрет основных политических свобод.

Дело Котоку. Как японских анархистов обвинили в покушении на императора
— основатели японской социалистической партии в 1901 году


Умеренное крыло японских социалистов рассчитывало произвести изменения, прежде всего, в характере трудовых отношений — добиться снижения продолжительности рабочего дня, повышения заработной платы рабочим и т.п. Сделать это умеренные социалисты рассчитывали посредством легальной политической борьбы. Более радикальная часть социалистов ориентировалась на анархизм. В начале ХХ века анархистские идеи в Японии даже превосходили марксизм по популярности. Это можно было объяснить не только влиянием русских народников, но и тем, что анархистское учение, особенно взгляды Петра Кропоткина, средние японцы принимали охотнее, чем марксистскую доктрину.

У истоков радикального крыла японского социализма стояли Катаяма Сэн и Котоку Сюсюй. Катаяма Сэн (1859-1933), которого на самом деле звали Сугаторо Ябуки, родился в крестьянской семье в селении Куменан, а в семнадцатилетнем возрасте уехал в Токио, где устроился работать наборщиком. Во время жизни и работы в Токио Катаяма близко подружился с Ивасаки Сейкити — отпрыском богатого японского семейства, племянником одного из создателей известнейшего концерна «Мицубиси». Ивасаки Сейкити как раз собирался ехать на учебу в США, чем не преминул воспользоваться и Катаяма Сэн. Он тоже отправился «покорять Америку». Путешествие, надо сказать, было удачным. В США Катаяма учился в знаменитом Йельском университете. Западный мир оказал на молодого японца столь сильное влияние, что он принял христианство. Затем Катаяма увлекся социалистическими идеями. В 1896 году, почти в сорокалетнем возрасте, Катаяма вернулся в Японию. Здесь как раз набирали силу социалистические кружки и группы. Катаяма примкнул к японскому социалистическому движению и сделал множество полезных дел, к примеру — стал одним из основателей Союза металлистов — первого японского рабочего профсоюза.

Другой важнейшей фигурой в становлении японского революционного социалистического движения был Дэндзиро Котоку. Как раз с именем Котоку и было связано развитие японского анархизма, но об этом — позже. Дэндзиро Котоку, более известный под псевдонимом «Сюсюй», родился 5 ноября 1871 года в городке Накамура в префектуре Коти. В биографии Катаямы и Котоку много общего — как и старший товарищ, Котоку в юношеском возрасте переехал из провинции в Токио. Здесь молодой человек устроился работать журналистом. Блестящие способности позволили ему, выходцу из провинции, быстро добиться успеха на журналистском поприще. Уже в 1898 году, спустя пять лет после начала журналистской деятельности, Котоку стал колумнистом популярнейшей в Токио газеты «Каждоутренние новости». В это же время он заинтересовался и социалистическими идеями. Прежде симпатизировавший либералам Котоку счел, что социализм — более справедливый и приемлемый путь для японского общества.

— Котоку Дэндзиро (Сюсюй)

21 апреля 1901 года Катаяма Сэн, Котоку Сюсюй и еще несколько японских социалистов встретились с целью создания Социал-демократической партии — «Сякай минсюто». Несмотря на название, программа партии серьезно отличалась от европейских или российских социал-демократических организаций марксистского толка. Японские социал-демократы видели своими главными целями: 1) установление братства и мира людей вне зависимости от расовой принадлежности, 2) установление всеобщего мира и полное уничтожение всех вооружений, 3) окончательную ликвидацию классового общества и эксплуатации, 4) обобществление земли и капиталов, 5) обобществление транспорта и путей сообщений, 6) равное распределение богатств между людьми, 7) предоставление всем жителям Японии равных политических прав, 8) бесплатное и всеобщее образование для народа. Это были стратегические цели партии. Тактическая программа, более приближенная к реальности, включала 38 пунктов. Социал-демократы требовали от императора распустить палату пэров, ввести всеобщее избирательное право, сократить вооружения и прекратить наращивать армию, сократить продолжительность рабочего дня и сделать воскресенье выходным днем, запретить ночные работы для девушек, запретить детский труд, сделать обучение в школе бесплатным, обеспечить права профсоюзов. Ознакомившись с программой партии, представители властей потребовали исключить из нее три пункта — о роспуске палаты пэров, о всеобщих выборах и о сокращении вооружений. Лидеры социал-демократов ответили отказом, в ответ на который 20 мая 1901 г. правительство запретило деятельность партии и распорядилось изъять тиражи тех газет, в которых были опубликованы манифест и другие партийные документы.

Гнев японского правительства не был случайностью. В 1901 году Япония, превратившаяся в агрессивную империалистическую державу, уже планировала в перспективе вооруженную конфронтацию с Российской империей — за влияние на Дальнем Востоке. Наличие антивоенной политической партии явно не входило в планы японской элиты того времени. Тем временем, Котоку и некоторые другие японские социалисты постепенно сдвигались на все более радикальные позиции. Если Катаяма Сэн уехал на три года в США, и во время эмиграции сосредоточил свои усилия на работе в качестве члена Социалистического Интернационала, то Котоку остался в Японии. Несмотря на ужесточение внутренней политики и нарастание агрессивной риторики во внешней политике Японии, Котоку продолжал активно выступать против милитаризации страны, критиковал власти за подготовку войны с Россией. Его ближайшим соратником стал Сакаи Тосихико (1870-1933) — тоже журналист, сотрудничавший в газете «Каждоутренние новости». Вместе с Сакаи Тосихико Котоку в ноябре 1903 года начал выпуск откровенно антивоенного издания — «Общенародной газеты» («Хэймин симбун»). Это издание выходило до января 1905 года — то есть, застало начало Русско-японской войны. Авторы издания не стеснялись открыто выступать против войны с Российской империей, критиковали репрессивную политику властей. В 1904 г. Котоку Сюсюй и Сакаи Тосихико перевели на японский язык «Манифест Коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

В конце концов, в феврале 1905 года Котоку Сюсюй был арестован за антивоенную пропаганду и приговорен к 5 месяцам тюремного заключения. Сто пятьдесят дней, проведенных Котоку в тюрьме, коренным образом повлияли на его мировоззрение. Сам Котоку впоследствии говорил, что сел в тюрьму марксистом, а вышел — анархистом. На дальнейшую радикализацию его взглядов повлияла книга Петра Кропоткина «Поля, фабрики и мастерские», прочитанная им во время заключения. Освободившись в июле 1905 года, Котоку принял решение временно покинуть Японию. Он отправился в США, где к этому времени находился и его давний товарищ по созданию японской социалистической партии Катаяма Сэн. В США Котоку приступил к более обстоятельному изучению анархистской теории и практики. Он познакомился с деятельностью синдикалистских групп, вошедших затем в знаменитый профсоюз «Индустриальные рабочие мира» (ИРМ). Кроме того, находясь в США, Котоку имел больше возможностей знакомиться и с деятельностью русских революционеров. Особые симпатии Котоку, как и некоторых других японских политэмигрантов — социалистов, вызывала русская Партия социалистов — революционеров. В конце концов, 1 июня 1906 года 50 японских эмигрантов собрались в г. Окланд в Калифорнии и основали Социал-революционную партию. Эта организация выпускала журнал «Революция», а также многочисленные листовки, в которых японские эсеры призывали к вооруженной борьбе против императорского режима.

— "Хэймин Симбун" ("Общенародная газета")

В 1906 году Котоку Сюсюй вернулся из США в Японию. К этому времени в социалистическом движении страны происходили интересные события. Катаяма Сэн подверг анархистов критике, но многие социал-демократы, включая способных публицистов, предпочли принять сторону Котоку и встали на анархистские позиции. В январе 1907 года социалисты смогли возобновить издание «Общенародной газеты», однако уже в июле того же года она вновь была закрыта. Вместо нее стали печатать две другие газеты — социал-демократическую газету «Социальные новости» и анархистскую «Газету обычных людей Осаки». Так окончательно произошел раскол между японскими марксистами и анархистами. Два отца-основателя радикального социалистического движения Японии — Катаяма Сэн и Котоку Сюсюй — возглавили, соответственно, марксистское и анархистское движения.

К этому времени Котоку Сюсюй окончательно встал на анархо-коммунистические позиции, став последователем идей Петра Кропоткина. В то же время, если брать анархистское движение Японии в целом, то его идеология была весьма расплывчатой и эклектичной. Она включала в себя компоненты анархистского коммунизма в кропоткинской тенденции, синдикализма по образцу американских «Индустриальных рабочих мира» и даже русского революционного радикализма в духе эсеров. Кропоткинские идеи подкупали многих японцев именно апелляцией к крестьянской общине — в начале ХХ века Япония была еще преимущественно аграрной страной, а крестьяне составляли в ней большинство населения.

С другой стороны, набирал силу японский пролетариат, а среди него востребованными оказывались анархо-синдикалистские идеи, ориентировавшие на создание революционных профсоюзов и экономическую борьбу. В то же время, многим молодым японским революционерам импонировал пример русских эсеров, вставших на путь индивидуального террора. Им казалось, что радикальные акты в отношении императора или кого-либо из высшего эшелона власти могут повлиять на общественное сознание и привести к каким-то масштабным изменениям в жизни страны. При этом, сам Котоку Сюсюй выступал противником индивидуального террора.

Важную роль в популяризации анархистских и социалистических идей в Японии играла жена Котоку Канно Суга (1881-1911) — одна из основательниц японского женского движения. В то время положение женщины в Японии еще оставалось очень приниженным, поэтому участие женщин в политическом движении воспринималось неоднозначно. Тем более удивителен жизненный путь Канно Суга — девушки, родившейся в простой семье горного мастера в небольшом селении под Киото. Канно Суга считала своим идеалом русскую революционерку Софью Перовскую, которой старалась всемерно подражать. Она писала статьи в «Общенародную газету», а затем издавала свой журнал «Свободная мысль» («Дзию сисо»).

Весной 1910 года японские спецслужбы усилили репрессии против революционного движения. В июне 1910 года были арестованы сотни японских анархистов и социалистов. Двадцать шесть человек обвинили в подготовке к покушению на императора. Среди них были Котоку Сюсюй и его гражданская жена Канно Суга. Судебный процесс по «делу об оскорблении трона» было решено сделать закрытым. Суд проходил в декабре 1910 года. Все двадцать шесть обвиняемых были признаны виновными в подготовке покушения на императора, двадцать четыре обвиняемых приговорили к смертной казни. Однако, впоследствии двенадцати анархистам смертный приговор был изменен на пожизненное заключение, но двенадцать человек все же было решено казнить. К казни был приговорен и Котоку Сюсюй. Смертный приговор японским революционерам вызвал многочисленные протесты не только в Японии, но и во всем мире. Акции солидарности с арестованными анархистами проходили в европейских странах, в Соединенных Штатах. Тем не менее, японское правосудие осталось непреклонным. 24 января 1911 года приговоренные к смерти анархисты были повешены.

Трагический конец Дэндзиро Котоку (Сюсюя) и его единомышленников стал вполне закономерным результатом их активной и открытой борьбы против жесткого военизированного режима Японии. Пытаясь действовать с максимальной открытостью, Котоку и его товарищи не смогли просчитать возможных последствий, в том числе и жестоких репрессий со стороны властей. В этом плане в более выгодном положении оказались социал-демократы, которые, хотя и подверглись репрессиям, но все же смогли избежать смертных приговоров.

«Дело об оскорблении трона», а именно под этим названием вошел в историю процесс над двадцатью шестью японскими анархистами, нанесло серьезнейший удар по развитию революционного движения в стране. Во-первых, помимо двадцати шести обвиняемых, в Японии были арестованы, правда по другим обвинениям, сотни других революционеров, разгромлены революционные организации и типографии. Во-вторых, были казнены самые активные революционеры, включая Котоку Сюсюя и Канно Суга. Остававшиеся на свободе анархисты и социалисты были вынуждены или затаиться, или вообще покинуть страну. От последствий «дела об оскорблении трона» японское революционное движение оправлялось около десятилетия. Тем не менее, в 1920-е годы японским анархистам удалось не только возродить движение, но и значительно превзойти своих идейных предшественников, достигнув колоссального влияния на японский рабочий класс.
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 22 ноября 2016 07:59
    Спасибо, Илья ,очень интересно..Но для меня как-то Япония и анархизм понятия не совместимые..Но судя по статье, однако..
  2. baudolino 22 ноября 2016 09:27
    Как показывает история, без зарубежных спонсоров революционные потуги японцев были бессмысленны.
  3. Penzuck 22 ноября 2016 09:59
    Автор:
    Среди них были Котоку Сюсюй и его гражданская жена Канно Суга.

    Википедия:
    Это было после того, как она и ее товарищи были арестованы, что она пришла к заключению, что насильственная революция была необходима, поэтому она, ее любовник, и два других анархистов составили заговор, чтобы убить императора Мэйдзи.

    Гражда́нский бра́к, или светский брак — брачный союз, зарегистрированный и оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви

    Вплоть до декабря 1917 года в России процедура оформления брака носила канонический (церковный) характер. Государство же, осуществив принцип отделения церкви от государства, взяло на себя поддержку взаимоотношения между супругами с помощью светского законодательства, поэтому единственной формой брака стал гражданский, то есть светский брак. Брак стал называться гражданским в отличие от прежнего брака — церковного, религиозного.


    В семнадцать лет она вышла замуж за человека, принадлежащего к купеческому семейству в Токио для того, чтобы избежать жестокого обращения мачехи, только вернувшись в Осаку в 1902 году.


    Вопрос к автору:
    Какого Лешего? Что за ВЗДОР? Если есть прямые факты, что Сюсюй и Суга ХРИСТИАНЕ. То брак в Японии у них не "церковный"(синтоистский), а светский(гражданский), возможно "христианский"(венчание). Но!
    У неё законный муж(Купец, не Сюсюй)! И ко всему прочему казнили её ЛЮБОВНИКА.
    Так зачем выдумывать несуществующие события? Даже в РИ "гражданский брак" - эвфемизм, синоним СОЖИТЕЛЬСТВА("спят вместе". Т.е. ЛЮБОВНИКИ и всё! Даже не законные супруги!
    1. Penzuck 22 ноября 2016 10:13
      В дополнении в буддизме все браки - гражданские! Если они буддисты? Факта регистрации брака нет!
      1. ilyaros 22 ноября 2016 17:20
        так буддисты? или синтоисты? или христиане? Вы в двух комментариях причислили их к трем разным конфессиям)) На самом деле, они были атеисты - ибо анархисты. Потому и брак у них был гражданский, а жить они стали, уже будучи революционерами. Соответственно, и не проводили каких-то обрядов. Любовники же или любовницы - это в общепринятом понимании те, к кому "когда муж в Тверь, жена в дверь" или наоборот)))) Вместе любовники не живут.
        1. Penzuck 23 ноября 2016 10:09
          Цитата: ilyaros
          На самом деле, они были атеисты - ибо анархисты.

          Окей.
          Цитата: ilyaros
          Соответственно, и не проводили каких-то обрядов.

          Логично
          Но
          Цитата: ilyaros
          Любовники же или любовницы - это в общепринятом понимании те, к кому "когда муж в Тверь, жена в дверь" или наоборот)))) Вместе любовники не живут.

          - сами придумали? fool

          Цитата: ilyaros
          Что непонятного? Жили они вместе. Считали друг друга мужем и женой. Это и есть гражданский брак.

          Ваша логика:
          1. ОНИ жили вместе.
          2. ОНИ считали что они муж и жена.(?)
          3. ОНИ считали, что у них в "общепринятом(!) смысле" "гражданский брак"(?)
          Моя логика:
          1. ОНИ жили вместе.
          2. ОНИ не были женаты ни светским ни религиозным образом(!).
          3. ОНИ не могли знать, что "сожительство" - это "гражданский брак"(!) в том смысле в каком понимает этот термин автор.
          Т.е. И формально и логически они ЛЮБОВНИКИ. Остальное - Мракобесие. И желание навязать свои эротические фантазии читателям ВО.
          1. ilyaros 24 ноября 2016 12:05
            Запомнить из статьи на 7 страниц фразу "гражданский брак" и уделить ей столь пристальное внимание, да еще и углядеть эротические фантазии в тексте об анархистах Японии в 1900-е годы - это надо постараться))) Если даже они любовники, а не в гражданском браке, то от этого они перестали быть анархистами? Или их не казнили? Или это как то повлияло на общий ход событий, изложенных в статье?
            1. Penzuck 30 ноября 2016 16:22
              Разделим ваш вопрос на две половины:
              а. Почему привязался к "гражданскому браку".
              больше не к чему привязаться непрофессионалу wink
              б. как это повлияло на общий ход событий, изложенных в статье:
              1. ВАША СТАТЬЯ не может повлиять на ход событий, НИКАК. laughing
              2. ВАША СТАТЬЯ может и должна показать события ТАК, как они есть на самом деле!
              3. ВАША СТАТЬЯ имеет ИЗЪЯН в изложении событий, и носит в этом месте чисто субъективный характер(авторский недочет). ТЕМ самым искажая Действительность.
              ПРИМЕР:
              Н.К. Крупская в июле(!) 1898 году вступила в церковный брак с В.И.Ульяновым(Лениным).
              В 1898 году вступила в РСДРП(!).
              (РСДРП) — основана в Российской империи в марте(!) 1898 года.
              "Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь." - Социализм и религия В.И. Ленин.
              До 1918 года в России не было института гражданского брака.
              Т.е. революционеры "Ленины" вступили в брак законным образом не из религиозных побуждений - захотели создать именно законный брак, который в советской России не утратил юридическую силу.
              Соответственно их церковный брак перетек в связи с реформой, в брак светский(гражданский). Другими словами "большевики" не были против института семьи.
              И совместно с лево-анархистами сформировали компартию.

              3. Вопрос к Вам Крупская "гражданская" или гражданская жена Ильича? И как это повлияет на ЛОГИКУ примера и на ХОД СОБЫТИЙ? wassat

              Я считаю кое-кто кроется в деталях...
              Анархист анархисту рознь, и моральный уровень у всех разный. Вы же это отразили в своей статье, значит это существенно, не так ли? С одной стороны они против борделей, а с другой за "свободную любовь" или за "прочный брак"?
    2. ilyaros 22 ноября 2016 17:18
      Что непонятного? Жили они вместе. Считали друг друга мужем и женой. Это и есть гражданский брак.
  4. Reptiloid 22 ноября 2016 17:41
    СОВЕРШЕННО новая и неожиданная для меня информация.Спасибо , Илья. Как-то в голове не укладывается с прежними представления и о Японии.
  5. Reptiloid 23 ноября 2016 08:29
    Оказывается, пропустил некоторые статьи на тему последних событий.Надо прочитать эти Ваши статьи,Илья!
    С уважением.
Картина дня