Свой среди чужих. Бравый чешский солдат. Часть 2

Свой среди чужих. Бравый чешский солдат. Часть 2


В Вермахте фактически с самого начала существовала практика адаптации устаревшей или не подходящей под стандарты Панцерваффе боевой техники под различные нужды. Мы уже писали о том, как трофейные танки переделывались в противотанковые САУ, огнеметные машины, транспортеры боеприпасов и тягачи-эвакуаторы, все это было необходимо для продления сроков их эксплуатации и максимальной отдачи. Просто отправить их на переплавку было нецелесообразно, да и не в немецких принципах это было.

К подобного рода конверсиям можно отнести машины под общим названием “Мардер”(«Куница»). Целью создания данного агрегата являлось повышение мобильности противотанковой артиллерии путем установки ее на различные шасси. В данной статье речь пойдет переделках на базе чешского танка Pz.38(t). Официальное обозначение САУ с 1943 года “Мардер” III.

По поводу официального/правильного названия ходит много споров. В "Энциклопедии немецких танков" за авторством товарищей П. Чемберлена и Х. Дойла оно указываться как Panzerjäger 38(t) für 7.62cm PaK 36(r) / Sd.Kfz.139.

Свой среди чужих. Бравый чешский солдат. Часть 2

Panzerjäger 38(t) für 7.62cm PaK 36(r) Sd.Kfz.139

Свой среди чужих. Бравый чешский солдат. Часть 2

Sd.Kfz.139 на Восточном фронте

На практике же машина получила от каждого контролирующего производителя отдела свое наименование. Фактически бардак закончился только в феврале 1944 года, когда OKH снизошло и приняло унифицированное название, ниже приведены все имеющиеся названия:

7.62cm PaK 36(r) auf Fgst.Pz.Kpfw.38(t)(Sfl.) — присвоено WaJRue 1-го апреля 1942 года
Pz.Sfl.2 f. 7.62cm PaK 36 (Fgst.Pz.Kpfw.38(t)) — присвоено в соответствии с D652/34 27-го апреля 1942 года
Pz.Sfl.2 fuer 7.62cm PaK 36 (Sd.Kfz.132) — присвоено Wa Pruef 6 1-го июля 1942 года
7.62cm PaK 36(r) auf Pz.Kpfw.38(t) — присвоено Inspektion 6 30-го сентября 1942 года
Pz.Sfl.2 (7.62cm PaK 36) auf Fahgr.Pz.Kpfw.38(t) — присвоено Inspektion 6 22-го октября 1942 года
Pz.Sfl.2 fuer 7.62cm PaK 36 (Fgst.Pz.Kpfw.38(t)) — присвоено Wa Pruef 6 1-го мая 1943 года
Panzerjager 38 7.62cm PaK 36 (Sd.Kfz.139) — присвоено в соответствии с D600 6-го июля 1943 года
“Marder” III — принято OKH 27-го февраля 1943 года как унифицированное название для противотанковых самоходок на шасси Pz.Kpfw.38(t)
Panzerjager 38 fuer 7.62cm PaK 36 (Sd.Kfz.139) — присвоено Inspektion 6 18-го марта 1944 года.

И это только с трофейной советской пушкой. А ведь были еще две модификации.

В начале 1942 года уже было вполне очевидно, что танк Pz.38(t) уже не отвечает требованием времени. И было принято закономерное решение использовать шасси машины для переделки. Для реализации этого проекта 6-е Управление вооружений еще 22-го декабря 1941 года подписало соответствующий контракт с фирмой ВММ (бывшая фирма «CKD-Praga»), контракт c OKH был заключен 6-го марта 1942 года.

По данному документу 120 САУ предполагалось сдать уже к 5 мая этого же года. Но помимо этого производитель заявил, что сможет сделать еще 538 танков Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G. По понятным причинам сделать все в срок не вышло. В марте 1942 года собрали только 33 САУ, а на испытания они попали только через месяц.

Ходовая часть САУ осталась от базового танка. Башню, естественно, демонтировали, на ее месте соорудили П-образный щит с толщиной стенки 11 мм. В доработанный лафет от «Rheinmetall» поместили трофейное 76,2-мм орудие Ф-22, немецкое обозначение 7.62cm PaK 36(r), с дульным тормозом. Пулемет в лобовом листе корпуса оставили. Экипаж составил 4 человека. Боекомплект: 69 снарядов, 1200 патронов. В октябре 1942 года вместо 120-сильного двигателя TNHP смонтировали 150 сильный двигатель Praga AC.

Но уже в ходе налаживания производства стало ясно, что трофейных 76,2-мм орудий Ф-22 на всех не хватит, а новых не завезли (читай в столь больших объемах, как в 1941 году, не захватывали).

Несмотря на это, на совещании у Гитлера в мае 1942 года было выдано распоряжение выпуск танков прекратить, их шасси пустить на САУ. А в начале лета 1942 года был выдан заказ на еще 100 самоходок, к этому времени из первой партии успели собрать 111 машин.


Стоит отметить, что в производство шли так же танки, которые прибывали на завод для ремонта.

С весны 1943 года количество САУ “Мардер” III на Восточном фронте постепенно увеличивается. Появление в войсках САУ, способной поразить любой танк с расстояния до 1000 метров, даже КВ-1, было воспринято с воодушевлением. Даже несмотря на ряд недостатков данной машины, к которым относились высота САУ, а также технические проблемы (легко ломались держатели орудия и болты задней подвески, отсутствовали внутренние переговорные устройства, затруднен доступ к боеукладке и т.д.), которые в результате серийного производства постепенно решались.

В то же время достаточно остро был поднят вопрос боевого применения САУ. Ведь, в отличие от тех же “штугов”, 11-мм рубка защищала чисто символически, да машина была куда выше. Прикрытие пехотой было жизненно необходимо.

Свой среди чужих. Бравый чешский солдат. Часть 2


Помимо явных преимуществ, были у машины и явные недостатки.

К ним можно отнести высокий центр тяжести машины (регулярно возникали поломки подвески), проблемы с запчастями как к самим САУ, так и к орудиям. Детали к пушкам техники были вынуждены искать на полях сражений, а некоторые машины из-за минимальных поломок ходовой простаивали неделями или их были вынуждены отправлять на ремонт в Германию.

Машину было достаточно сложно замаскировать, но и это помогало только до первого выстрела. Малый возимый боекомплект не обеспечивал длительного боя, поэтому пополнять его приходилось с подвозчиков непосредственно под огнем противника.

Но, пожалуй, самым существенным недостатком была необходимость при смене позиции закреплять орудие по-походному, на что тратилось время и подвергало риску жизнь экипажа. В противном случае ствол орудие нещадно кидало во время марша или перемещения.

Также в машине критически не хватало ТПУ, особенно это сказывалось при ночных маршах.

В декабре 1942 года действия шести самоходок, приданных 18-й пехотной дивизии, применявшихся восточнее Россино-Шиманово, можно характеризовать как достаточно успешные в боях с Т-34-76. Командиры противотанковых подразделений, на вооружении которых были “Мардер” III, неоднократно подчеркивали высокую эффективность самоходок, если они использовались грамотно.

Однако все машины так или иначе побывали в ремонте, а 3 из них впоследствии были уничтожены ответным огнем советских танков, а одну машину взорвали из-за невозможности эвакуировать.

Еще один пример: доклад от командования 53-го батальона истребителей танков, в котором указывалось, что в августе-сентябре 1943 года было уничтожено 76 танков противника, включая Т-34, КВ-1, M3 "Lee" и Т-70.

Однако самоходка вполне успешно уничтожалась ответным огнем, об этом говорит тот момент, что в конце 1943 года в составе частей вермахта на Восточном фронте осталось 38 машин, хотя ещё во время операции “Цитадель” их было более 100. Всего с апреля по октябрь 1942 года было выпущено 344 САУ данного типа, а ещё 19 в 1943 году.

Как уже писалось выше, трофейных орудий хватило не всем, поэтому в кулуарах BMM возник новый проект САУ с немецкой 7.5-cm пушкой Pak 40.

Кардинальных переработок не потребовалось, была установлена только новая бронированная рубка. Пулемет, как и на предыдущей модели, сохранили, но в укладку добавили пистолет-пулемет МР-40, боекомплект составил 38 выстрелов. Машина получила название 7.5 cm Pak 40 auf Pz.Kpfw.38(t). Но с ней была та же история что и выше, САУ переименовывалась 7 раз. Некоторое время машина называлась 7.5cm PaK 40/3 auf Sfl.38(Ausf.H), со сквозным индексом Sd.Kfz.138. Неверно интерпретированное название привело к появлению обозначения Marder III Ausf. H (официально машина так никогда не называлась). Всего было произведено 242 и переоборудовано 175 САУ данного типа.

Свой среди чужих. Бравый чешский солдат. Часть 2

7.5cm PaK 40/3 auf Sfl.38(Ausf.H) Sd.Kfz.138

Свой среди чужих. Бравый чешский солдат. Часть 2


В 1943 году при активном участии компании «Allket» конструкцию САУ переработали более кардинально. Рубку сместили в корму, а моторное отделение в середину. Изменения подвергли и лобовую деталь корпуса: увеличен наклон бронелистов, в два раза уменьшена их толщина, сделана рубка для механика-водителя, убран курсовой пулемет. Вместо стандартного чешского пулемета, появилась возможность размещения в рубке пулемета MG-34 или MG-42. Первые САУ покинули завод в мае 1943 г., а до мая 1944 годы было выпущено 974 САУ.

Как и с предыдущей моделью, машина получила свое наименование 7.5cm PaK 40/3 auf Sfl.38(Ausf.М), с тем же индексом Sd.Kfz.138. Что породило некорректное название Marder III Ausf. М.

Свой среди чужих. Бравый чешский солдат. Часть 2

7.5cm PaK 40/3 auf Sfl.38(Ausf.М)

Свой среди чужих. Бравый чешский солдат. Часть 2


Согласно приказу ОКН (Gen.St.d.H./Org.Abt.. (I) No. 34366 g.K.) от 31 мая 1942 года были строго регламентированы типы истребителей танков, состоящих на вооружении противотанковых батальонов. Это было сделано для упрощения снабжения и обслуживания. Потому как до этого в одном и том же подразделении могли быть абсолютно разные САУ, что только добавляло головной боли интендантской службе.

В качестве примера боевого применения на Восточном фронте взят 38-й противотанковый батальон (Panzerjager Abteilung 38) 2-й танковой дивизии.

Был сформирован еще в 1935 году. На рубеже 1940-1941 годов, в довесок к 37-мм орудием, Pak-36/67 получил буксируемую противотанковую артиллерию в виде 50-мм орудий Pak-38. Но зимой 1941-1942 годов командование убедилось в полной несостоятельности 37 мм орудий в борьбе с танками Т-34-76 и КВ-1, 50 мм орудия могли поразить эти танки с предельно коротких дистанция. А для танка КВ-1, даже при пробитии подкалиберным снарядом, эффект заброневого действия был нулевой.

В июне 3-я рота была преобразована в самоходную противотанковую по штату K.St.N. 1148а и получила на вооружение девять истребителей танков Panzerjager 38(t) fur 7,62cm Рак 36 (Sd.Kfz. 139).

Батальон участвовал в оборонительных боев в районе Карманово, Три Села с августа и до середины декабря 1942 года, а затем Сычевки — с середины декабря 1942 и до начала марта 1943. После этого 2-ю танковую дивизию перебросили под Витебск, на отдых. Здесь 2-я и 3-я роты получили машины 7.5cm PaK 40/3 auf Sfl.38(Ausf.H). А на вооружении третьей роты были САУ двух типов Sd.Kfz.138 и Sd.Kfz.139 (те самые, с трофейной пушкой Ф-22).

Свой среди чужих. Бравый чешский солдат. Часть 2


С 5-го июля 38-й батальон участвует в наступлении на Курск. И несет существенные потери, в основном от огня противотанковой артиллерии и замаскированных Т-34-76, особенно досталось второй роте.

14 июля батальон перебрасывают под Орел, для отражения советского контрнаступления (Операция «Кутузов»). По рапортам, самоходчики уничтожили советские танки сотнями! Правда, к середине августа все уцелевшие истребители танков 38-го батальона (всего десять машин) были сконцентрированы в 3-й роте.

В дальнейшем батальон действовал юго-восточнее Ельни. До конца сентября 1943 г. 2-я танковая дивизия отступала на Запад к городу Любечу. На боеспособности подразделения сказывается также износ материальной части, ремонтники могли поддерживать только 7 боеспособных САУ.

Полученные в качестве пополнения три новых САУ (уже «Мардер» II) были тут же потеряны в боях. С середины октября 38-й батальон в составе 2-й танковой дивизии продолжил победное отступление в западном направлении. Теперь этапами большого пути стали города Гомель и Речица, река Припять. А в начале декабря 1943 г. остатки 2-й танковой дивизии вывели во Францию на отдых и переформирование. На Восточном фронте она больше не появлялась.

САУ «Мардер III» активно применялись на Восточном фронте вплоть до конца войны.

Источники:
Калинин А.. PANZERKAMPFWAGEN 38 (t). Конструирование и производство. Тактикал Пресс, 2013.
Танк на поле боя №17 — Panzerjager. Эволюция германских истребителей танков (часть 2).
Военные машины. №35. Sd.kfz. 139 Мардер III.
Военные машины. №36. Sd.kfz. 138 Мардер III Ausf M.
Барятинский М.Б. Славянская броня Гитлера. Pz.35(t), Pz.38(t), “Хетцер”, “Мардер”.
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/marder3.htm.
http://www.achtungpanzer.com/marder-marten-series.htm.
http://thesketchydude13.deviantart.com/art/Tacam-T-38-608491348.

Автор: Александр Прокурат


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 59

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. avt 23 ноября 2016 15:20
    Ну для военного времени эти эрзацы вполне себе на уровне . В принципе от них чего то супер и ждать было нельзя ,главное что оперативно заполнили потери в бронетехнике.
    avt
    1. Vadivak 23 ноября 2016 22:13
      Цитата: ...
      По рапортам, самоходчики уничтожили советские танки сотнями!

      Ну еще бы наши Т-34 наверно от смеха разваливались
      1. ARA90rN 27 ноября 2016 14:06
        Это нормально. Дело в том что на один и тот же танк могли претендовать несколько расчетов САУ. Ну кто там пойдет проверять под каким углом и кто попал, когда в корпусе с пяток пробоин. Каждый запишет себе и подаст рапорт. Вот и выходит что в реальности подбили один танк, а на бумаге пять.
        Мы кстати тоже таким грешили)!
  2. demiurg 23 ноября 2016 15:28
    Я чего то не понимаю. Читаешь про любой JG, сбиты десятки тысяч советских самолетов. Любой тип танков уничтожал тысячи советских. Тигры вообще были бессмертными.
    Причем западные историки, опираясь на архивы вермахта просто врут не отводя честнейших глаз.
    Под Оглендувом они пишут о 6 безвозвратно потерянных Тигр-2.
    Хотя 12 вторых тигров остались на поле боя. При желании можно найти их фото и бортовые номера. И три полностью исправных было захвачено.
    Так что я с изрядным скептецизмом отношось к 350+ сбитых Хартманном, еще меньше верю Виттману, а Рудель тот вообще сказочник похлеще меня.
    1. роман66 23 ноября 2016 15:37
      рудель, конечно, сказочник, но марата то он того....этого
      1. demiurg 23 ноября 2016 15:42
        Цитата: роман66
        рудель, конечно, сказочник, но марата то он того....этого

        Если бы он в одиночку прорвался через ПВО, ну или хотя бы вел строй пикировщиков., тогда можно говорить что это сделал Рудель.
        Чистая удача что попал именно он.
        Рудель на пару с Виттманом уничтожили 2-3 танковых корпуса. А Хартманн при этом уничтожил прикрывающую их воздушную армию. Как в СССР хватило железа чтобы восполнить потери?
        Наверно только Ленд-лиз и спасал.
        А зачем тогда все остальные войска нужны были? Эти трое прекрасно держали Восточный фронт.
        Тут какая зрада есть, я её чую, но сформулировать не могу.
        1. роман66 23 ноября 2016 15:47
          трое держали восточный фронт, остальные держали западный, зрада где-то здесь
          1. роман66 23 ноября 2016 15:54
            кстати, дружище, ошиблись вы - фронт четверо держали - забыли вы еще героя танкиста о. кариуса, и если бы не поляки на своей 34-ке, неизвестно чем бы дело кончилось.
        2. hohol95 23 ноября 2016 16:08
          Летом 1941 года Витман "сумел уничтожить" 6 КВ-1 воюя на Sturmgeschütz III !!!
          А Кариус в 1944 году за один день "приписал" своей роте аж 28 танков неизвестной советской конструкции!!!
          1. BAI 23 ноября 2016 16:34
            Почему неизвестной конструкции? Он утверждает, что бригаду ИС-2. Командира взяли в плен.
            BAI
            1. hohol95 23 ноября 2016 17:07
              Вы не правы! "Командира убили или он застрелился" и было уничтожено 17 ИС-2 (на деле 5 ИС-2 и 17 Т-34-85) и 5 Т-34-85! В селе Малиново!!! А 28 танков после из засады за селом Малиново!!!
              1. Alexey RA 23 ноября 2016 19:38
                ЕМНИП, Кариус писал о двух боях в тот день. По первому из них оверклейма практически нет - он только перепутал цифры ИС-2 и Т-34-85. Нашими доками наши общие потери в том районе подтверждаются - у ув. Марченко даже карта с расположением подбитых танков была и пофамильный список экипажей.
                А вот второй бой того дня и уничтоженные в нём советские танки существуют только в писаниях Кариуса.
                1. hohol95 23 ноября 2016 20:56
                  Только в первом бою кроме роты Кариуса были ШТУГИ И ПЕХОТА С ПТО!!! А он все лавры приписал себе! Наши если память не изменяет подбили 3 ШТУГА!
          2. стас57 23 ноября 2016 18:18
            Да ладно вам, вы еще скажите у лавриненко есть подтверждение на 37 танков.
            Хаха, как участник общевойскового боя, если поле боя осталось за врагом может доказать свою правоту?
            Это относится ко всем войнам всеми странами
            1. hohol95 23 ноября 2016 21:16
              А ВЫ СЧИТАЕТЕ, что ЛАВРИНЕНКО НЕ МОГ подбить 37 вражеских ТАНКОВ? Гудзь П. Д. с раздробленной рукой значит не мог подбить в упор из КВ-1 или КВ-1С ДВА "Тигра" в боя за ГЭС на ДНЕПРЕ? С А Витман, Кариус, Книспель, Бёльтр (ЛЮБОЙ ИЗ НИХ) ЗНАЧИТ МОГ в МЕТЕЛЬ С ДИСТАНЦИИ 2000 м УНИЧТОЖИТЬ 19 Т-34?
              1. стас57 23 ноября 2016 22:01
                а зачем вы криком разговариваете?
                привожу слова Барятинского.
                Однако до сих пор нет точных данных о количестве немецких танков, подбитых экипажем Д. Лавриненко в боях за Мценск. В книге Я. Л. Лившица «1-я гвардейская танковая бригада в боях за Москву», изданной в 1948 году, говорится, что на счету Лавриненко было семь танков. Генерал армии Д. Д. Лелюшенко утверждает, что только при обороне железнодорожного моста через реку Зуша в районе Мценска экипаж Лавриненко уничтожил шесть немецких танков (кстати, экипаж KB старшего политрука Ивана Лакомова, который также участвовал в обороне этого моста, подбил четыре танка противника). В других источниках сообщается о том, что «тридцатьчетвёрки» лейтенанта Лавриненко и старшего сержанта Капотова пришли на помощь танку своего комбата капитана Василия Гусева, прикрывавшего отход 4-й танковой бригады через мост. В ходе боя экипажам Лавриненко и Капотова удалось уничтожить только по одному танку, после чего противник прекратил свои атаки. Существует также утверждение о том, что в боях под Мценском Дмитрий Лавриненко уничтожил 19 немецких танков. Наконец, в военно-историческом очерке «Советские танковые войска 1941–1945» сообщается, что в боях под Орлом и Мценском в течение четырёх дней экипаж Лавриненко уничтожил 16 вражеских танков. Вот типичный пример того, как в то время вёлся учёт подбитых вражеских машин, даже в рамках одной бригады.

                я кстати знаю сколько он подбил, но вам не скажу, а то вы орете.
                1. hohol95 24 ноября 2016 15:12
                  У Вас случайно фамилия не Явлинский???
                  1. стас57 24 ноября 2016 15:30
                    не, сванидза
                    есть что по факту сказать, или изволите патриотично пригорать?
                2. hohol95 24 ноября 2016 22:55
                  По факту - из наших танкистов себе 28 вражеских машин не приписывал!
          3. Vadivak 23 ноября 2016 22:31
            Цитата: hohol95
            Летом 1941 года Витман "сумел уничтожить" 6 КВ-1 воюя на Sturmgeschütz III !!!
            !!

            из окурка КВ? фантастишен
            1. hohol95 28 ноября 2016 08:25
              Для нас ФАНТАСТИШЕН! А для всех остальных вполне рядовое событие! Ну подумаешь, что скорее всего это были Т-26! КВ то "КРУЧЕ"!!!
        3. Монархист 23 ноября 2016 16:46
          Да уж скромностью они не страдали. А вот еще был у них танкист(сейчас не помню фамилию)так он ИСов накрошил больше чем их на фронте оказалось. Он все триндел какой Тигр хороший. Если он такой неуязвимым то почему их колотили и основательно
          1. hohol95 23 ноября 2016 17:08
            Отто Кариус!
            1. роман66 23 ноября 2016 17:51
              всегда возникал вопрос - все немецкие танкисты браво дрались с 34 и с ис а кто переколотил дмкое количество т-26 и бт-шек - неясно , наверно, самоуничтожились?
              1. rubin6286 23 ноября 2016 20:18
                В начале войны советские войска в пяти приграничных округах имели примерно 6600 танков. Новых Т-34 и КВ было среди них сравнительно немного. Основную массу составляли танки устаревших конструкций – легкиеТ-26,БТ, средние Т-28 и тяжелые Т-35. Передислокация войск к границе с Польшей в 1939-41 г.г.производилась спешно и в основном по железной дороге. Танков было много, находились они в различном техническом состоянии, незаправленные, без боекомплекта. В местах выгрузки не были заблаговременно развернуты склады МТО,ГСМ, боеприпасов и это препятствовало своевременному совершению марша. Царила полная сумятица и неразбериха. В мемуарной литературе этот период описан достаточно подробно. Нападение фашистской Германии застало нашу страну врасплох и вряд ли нужно об этом полемизировать. Скажу только, что неисправные танки Т-26 и БТ стояли вдоль дорог без боекомплекта, Т-28 и Т-35 в ходе совершения марша тоже вышли из строя, а те немногие на западной границе имели 1-2 боекомплекта, но стояли без горючего. Немецкие войска превосходили советские части в мобильности. организованности, обученности. Поэтому темп их продвижения вглубь СССР был достаточно высок. Наши танкисты вынуждены были сами, в одном случае, приводить в негодность танки, чтобы они не достались врагу, в другом вести неравный бой в неподвижных машинах и затем тоже их взрывать. С первых дней врагу удалось разрушить связь и систему управления войсками. Все же, в июле 1941 года под Луцком наши основные механизированные корпуса вступили в жестокий бой с врагом. Ценой огромных потерь они замедлили продвижение немцев на Москву, позволили завершить мобилизацию и выиграть время для организации отпора. Сотни разбитых и обгорелых Т-26 и БТ усеяли украинские и белорусские поля…… Немцы называли наши Т-26 и БТ - «Mikstpanzer», на техническом языке – дерьмо. В основном танки эти были уничтожены артогнем. Свои танки немцы берегли, использовали для прорыва в наступлении. Громких танковых побед в этот период у них не было. Вот поэтому и поводов для бахвальства тоже нет.
                1. hohol95 23 ноября 2016 23:55
                  Т-26 и БТ5/7 были так "плохи", что Витман заменил 6 подбитых Т-26 на 6 УНИЧТОЖЕННЫХ с отрывом башни КВ-1! Как же на Штуге 3 мод.А он смог "ПОРАЗИТЬ" неубиваемые русские КВ! А потом они так же не замечали Т-60/Т-70!
                2. faiver 24 ноября 2016 16:20
                  я понять не могу, почему польские ТР-7 не считаются устаревшими, а наши Т-26 считаются? :) к общей массе можно было не добавлять Т-35 :), их было меньше сотни на всех и по сути это парадный танк, а Т-28 экранированный был очень даже ничего, БТ-7 тоже соответствовали предъявляемым им требованиям. И можно подумать гансы напали на нас имея хорошие танки... :)
              2. hohol95 23 ноября 2016 21:17
                Они их не ВИДЕЛИ!
          2. Alexey RA 23 ноября 2016 19:40
            Цитата: Монархист
            А вот еще был у них танкист(сейчас не помню фамилию)так он ИСов накрошил больше чем их на фронте оказалось. Он все триндел какой Тигр хороший. Если он такой неуязвимым то почему их колотили и основательно

            Дедушка старый, дедушка перепутал - он просто переставил местами цифры подбитых ИС-2 и и Т-34-85. smile
    2. avt 23 ноября 2016 15:37
      Цитата: demiurg
      Так что я с изрядным скептецизмом отношось к 350+ сбитых Хартманном, еще меньше верю Виттману, а Рудель тот вообще сказочник похлеще меня.

      Система подсчёта такая- по показаниям фото, без подтверждения . У немцев раз попал - считали сбитым. Опять же Геринг распорядился подбитый мотор на многомоторном аэроплане за сбитый одномоторный аэроплан , ну а далее как в том анекдоте - джентельмены в карточной игре верят наслово , вот тут то Петька мне карта и попёрла. Наша система учёта была на порядки жёстче по принципу -социализм , это контроль и учёт....причём не из одного источника. А за сбитые Сталин выплаты неплохие положил , как и за подбитые танки , так что даже при вкладе в заим , на коммерческие рестораны офицерам в отпуске реально хватало.Да собственно ветераны это и подтверждают.
      avt
      1. hohol95 23 ноября 2016 16:24
        У германцев была смешанная до безобразия система подсчёта! И по штучно считали и по баллам! Один двигатель один балл! Значит "Ланкастер" или Б-17 - 4 балла! Б-25 или Пе-2 - 2 балла! И вот, где у них баллы, а где штуки никто понять не может!
        " «а) летчику-истребителю: за каждый сбитый самолет противника — 1000 руб.; за успешные штурмовые действия по войскам противника: за 5 вылетов — 1500 руб., за 15 вылетов — 2000 руб., за 25 вылетов — 3000 руб., за 40 вылетов — 5000 руб.; за уничтожение самолетов на аэродромах противника: за 4 боевых вылета — 1500 руб., за 10 вылетов днем или 5 ночью — 2000 руб., за 20 вылетов днем или 10 ночью — 3000 руб., за 35 вылетов днем или 20 ночью — 5000 руб.; б) каждому члену экипажа ближнебомбардировочной и штурмовой авиации: за успешное выполнение боевых заданий по разрушению и уничтожению объектов противника — за 10 заданий днем или 5 ночью — 1000 руб., за 20 заданий днем или 10 ночью — 2000 руб., за 30 заданий днем или 20 ночью — 3000 руб.; за лично сбитые самолеты противника: за 1 самолет противника — 1000 руб., за 2 самолета — 1500 руб., за 5 самолетов — 2000 руб. и за 8 самолетов — 5000 руб.; в) экипажу дальнебомбардировочной и тяжелобомбардировочной авиации: за бомбардировку промышленных и военных объектов противника — за каждую успешную бомбардировку — 500 руб., за успешные действия в ближнем тылу противника — в размерах, установленных для ближнебомбардировочной авиации; при действиях по политическому центру (столице) противника каждому члену экипажа выплачивалось по 2000 руб.; г) каждому члену экипажа ближне- и дальнеразведывательной авиации: за успешное выполнение заданий по разведке — за 10 заданий днем или 5 ночью — 1000 руб., за 20 заданий днем или 10 ночью — 2000 руб., за 40 заданий днем или 15 ночью — 3000 руб.»"
      2. hohol95 23 ноября 2016 16:32
        В РККА - "За каждый уничтоженный немецкий танк экипажи советских танков получали следующие денежные вознаграждения: командир танка, командир орудия (башни) и механик-водитель — по 500 рублей, заряжающий и радист — по 200 рублей. Если экипаж погибал, то деньги перечислялись в фонд обороны. При этом каждый уничтоженный немецкий танк могли записать на свой счёт не только танкисты, но и пехотинцы, артиллеристы, сапёры и т. д. К примеру, наводчик противотанкового ружья получал за подбитый танк также 500 рублей, а второй номер — 250 рублей. То же самое касалось командиров и наводчиков артиллерийских орудий. Им также выплачивалось по 500 рублей, остальным номерам орудийных расчётов — по 200 рублей. За каждый подбитый танк противника при помощи индивидуальных средств борьбы полагалась премия в 1000 рублей, а если в уничтожении танка участвовала группа бойцов, то сумма премии достигала 1500 рублей.
    3. Ингвар 72 23 ноября 2016 17:44
      Цитата: demiurg
      я с изрядным скептецизмом отношось к 350+ сбитых Хартманном, еще меньше верю Виттману,

      Приписки побед являются абсолютной нормой во всех армиях мира. wink
      1. hohol95 23 ноября 2016 21:22
        Во всех! НО у некоторых БОРЗОСТЬ В ПРИПИСКАХ ЗАШКАЛИВАЕТ ДО СИХ ПОР!!!
  3. роман66 23 ноября 2016 15:42
    очень интересная история была с ф-22. изначально Грабин разрабатывал ее под более мощный снаряд и соответственно, использовался дульный тормоз. но в таком виде пушку делать запретили, сделали под старый снаряд и без дульного тормоза. и, как писал Грабин, немцы захватив пушку, разгадали конструкцию, и расточив камору и установив дульный тормоз получили противотанковое орудие.
    1. Alexey RA 23 ноября 2016 16:40
      Цитата: роман66
      очень интересная история была с ф-22. изначально Грабин разрабатывал ее под более мощный снаряд и соответственно, использовался дульный тормоз. но в таком виде пушку делать запретили, сделали под старый снаряд и без дульного тормоза.

      Дык... не потянул бы СССР замену запаса снарядов основной пушки.
      Что такое производство нового боеприпаса хорошо показывает история 85-мм зенитной пушки: гораздо более мощная промышленность предвоенного СССР за полтора года производства 85-мм снарядов смогла сделать всего 416 тысяч штук. Или 10% от нормы запасов.
      Что же до дульного тормоза, то против него выступали и в 1941. Ибо ДТ демаскирует позицию, поднимая после выстрела облако пыли или снега, которое к тому же оседает на оптике и вообще мешает целиться. Плюс к тому, ДТ глушит всех, кто не спрятался при выстреле за щитом (а это в первую очередь командир, штатное место которого было сбоку от орудия - для наблюдения за местностью и противником).
      1. роман66 23 ноября 2016 17:53
        а почему дт немцам не мешал? они особенные?
        1. стас57 23 ноября 2016 18:23
          Цитата: роман66
          а почему дт немцам не мешал? они особенные?

          И на чем он был у немцев в 41?
          Пак36? пак38?
          Lefh18?sfh18?
          1. роман66 23 ноября 2016 18:29
            в 41 может и не было, но потом прекрасно он стоял и у немцев и у нас( на ис-2 то уж точно)
            1. стас57 23 ноября 2016 18:42
              Потом...
              Потом банально увеличилась мощность, и выбор был не велик
            2. Alexey RA 23 ноября 2016 19:45
              Цитата: роман66
              в 41 может и не было, но потом прекрасно он стоял и у немцев и у нас( на ис-2 то уж точно)

              Угу... ув. М.Свирин, помницца, описывал - что приходилось делать пехоте при поддержке ИС-2. Танкодесант просто прятался за башню, стараясь не высовываться, а вот спешенные пехотинцы должны были внимательно следить за вращением башни, чтобы не попасть в конус газов от ДТ.
              А у немцев выбора не было: либо ДТ, либо орудие стремительно тяжелело.
              1. роман66 23 ноября 2016 20:12
                ну,наверное, лучше иметь более мощную пушку и приспособиться к ее применению, чем иметь кв с пушкой, слабее чем на 34-ке
              2. hohol95 23 ноября 2016 21:30
                ДТ - Дегтярёв танковый! А вот Д-25Т - орудие ИС-2! Опять же вынуждены были поставить дульный тормоз!
          2. hohol95 23 ноября 2016 21:28
            Дульный тормоз поставили для уменьшения длинны отката! Камору расточили - гильза длиннее, откат больше + перенесли на одну сторону механизмы поворота и вертикальной наводки (были на разных сторонах и требовались два наводчика) Уменьшили угол подъёма ствола (был до +75 сделали +18)!
          3. hohol95 23 ноября 2016 23:51
            На 47-мм противотанковая пушка P.U.V. vz. 36 их использовали в ПТО и в виде ПТ САУ 4.7cm Pak(t) Sfl auf Pz.Kpfw.I Ausf.B Panzerjager I на базе panzer 1 и R-35!!!
  4. hohol95 23 ноября 2016 15:54
    А на заставке "Куница" на базе panzer II фирмы "Алкетт"!
    1. Paranoid50 23 ноября 2016 16:12
      Цитата: hohol95
      Куница" на базе panzer II

      Странно,что попутались. На фото чётко видно шасси "двойки". Ладно,если бы такая,тоже Marder II,но с трофейной пушкой Ф-22:
      1. hohol95 23 ноября 2016 21:03
        Ваша "Куница" на базе panzer II Ausf. D или Е ! Их делал "Даймлер" Для легких дивизий!
        1. Paranoid50 23 ноября 2016 21:36
          Цитата: hohol95
          на базе panzer II Ausf. D или Е

          Совершенно верно. Я о том,что эту модификацию ещё можно спутать с Marder III(38). hi Вот,кстати,какая у нас в районе катается. Реконструкторы молодцы,стараются:
          1. hohol95 23 ноября 2016 21:52
            Если желаете следить за восстановлением 38 "Куницы" заходите на страницу ЖЖ Валерия ПЕТЕЛИНА! У него там есть фото, как восстанавливают такую штучку! До этого был ТРЕТИЙ ШТУГ! Это кстати художник, который оформляет многие книги по танкам и авиации!!!
            1. Paranoid50 23 ноября 2016 22:02
              Спасибо,загляну. hi
  5. Aingof 24 ноября 2016 12:48
    Цитата: demiurg
    Так что я с изрядным скептецизмом отношось к 350+ сбитых Хартманном, еще меньше верю Виттману, а Рудель тот вообще сказочник похлеще меня.

    Ну подход был разный к подсчету сбитых самолетов. Наши не засчитывали без доказательств (от пехоты, разведки,и тд.), очень тяжело было записать победу. У немцев было проще, достаточно фото доказательств. Вот пример из книг А. Драбкина какой не помню. Летел ИЛ-2 на штурмовку, шасси не убрались, отстал, потерялся. Повстречал 2 мессера, каждый зашел в хвост и дал по очереди, зафиксировал на фото попадания и улетели, Ил-2 же дотянул до аэродрома и сел на пузо, летчик жив самолет в утиль. Каждый немец засчитал по сбитому ИЛ-2 и предоставил доказательства попаданий.
    1. rubin6286 25 ноября 2016 01:38
      Минувшая война на советско-германском фронте с самого начала носила принципиальный и непримиримый характер. Ставки в ней были весьма высоки и стороны воевали не ради денег и наград. У них были свои герои и свои трусы, но никто из воевавших летчиков не сказал, что он столько-то «нащелкал». Они не « щелкали», а убивали или калечили врага, чтобы завтра в бою с ним не встретиться снова. В штабах было кому считать и это умели делать, хотя и по-разному. В основе подсчета у немцев и русских лежала возможность подтверждения победы с земли, а с появлением фотопулеметов - и с воздуха. Снимок должен был подтверждать факт получения повреждения самолетом противника либо его разрушение в воздухе или на земле. Если этого не было - победа не засчитывалась.
      Я был в Германии в советское и постсоветское время и беседовал с немецкими ветеранами, летчиками, механиками. Порой приходилось задавать неудобные вопросы и получать на них такие же неудобные и обидные, но честные ответы, общий смысл которых сводился к следующему:

      - изначально численное превосходство в воздухе было на стороне русских. Нам не нужно было их искать, чтобы встретиться с ними в бою, достаточно было взлететь;

      - почему немцы сбили больше чем русские?

      Во-первых, в начале войны русские самолеты были хуже немецких – менее прочные, уступали в скорости и вооружении, вообще не имели или имели плохую радиосвязь;
      Во-вторых. русские пилоты в массе своей были с точки зрения техники пилотирования, владения машиной и ведения воздушного боя хуже подготовлены, хотя дрались храбро и настойчиво. Примерно к августу 1941 года было потеряно около трехсот машин. Погибли 5 или 6 командиров авиагрупп, каждый из которых имел по 30-40 побед. После этого Геринг запретил воздушное лихачество, рыцарские поединки и т.п., требуя рационального подхода к воздушному бою.
      В третьих. Тактика ведения воздушного боя русскими была весьма примитивна и мы, немцы, приспособились к ней быстрее, чем русские к немецкой. На отдельных участках фронта противники знали друг друга по номерам машин, фамилиям, отличительным признакам. За асами шла охота. Работала разведка. Пленных пилотов допрашивали: «Где Ваш ас Лавриненков?, Верно ли что Ваш летчик Баранов, сбивший 4 наших самолета в одном бою, погиб в авиакатастрофе? Где Клубов? Почему не летает Ваш летчик Гулаев? "

      Во всякой войне есть потери. Мы, немцы, еще имели достаточно самолетов, но все меньше опытных летчиков. С лета 1944 года ощущался недостаток горючего. Из-за этого на Востоке сократилось как число боевых вылетов, так и количество участвующих в них машин.
Картина дня