Ответы на вопросы. «Эсминцы-призраки» Антарктического флота СССР

Вопрос, заданный мне одним из старейших участников сайта, на первый взгляд, не нес в себе ни элементов детектива, ни желания испытать на прочность мою психику. Но так вышло, что именно такой эффект и получился. Плюс две недели копания информисточников в надежде хоть что-то прояснить в этой истории.

Выражаю огромную признательность Павлу Сергеевичу Лемешеву из Комсомольска-на Амуре, бывшему сотруднику завода №199, который помог помочь пролить свет на этот детективный кошмар.

Речь идет о событиях в Антарктиде в 1947 году, о 4-й экспедиции США под командованием Ричарда Бёрда.


Сколько бреда было написано об этих событиях, не передам. Тут и «летающие тарелки» под управлением то ли инопланетян, то ли немецких асов из «Анненэрбе», и воздушные бои советских «Кингкобр» с американскими самолетами, и призрачный советский флот из двух дизель-электроходов «Слава» и «Обь», и «сверхсекретные» эсминцы проекта 45-К.

Короче, рай для уфологов и «историков» формата «РЕН-ТВ» и «ТВ-3».

Некоторые авторы дошли даже до того, как Алексей Кулагин, например, что похоронили на станции «Новолазаревская» в Антарктиде 1 марта 1947 года… Артура Николаевича Чилингарова (http://ru-an.info/новости/сражение-за-антарктиду/)!!!

Прочтя это, поставил клеймо «бред» и больше к этой чумятине не возвращался. Ибо своими глазами наблюдал Героя Советского Союза и Героя России Чилингарова на открытии форума «АРМИЯ-2016». Вместе с его знаменитой бородой.

И дизель-электроходы, переоборудованные в рейдеры, никак не могли сражаться с кораблями 4-й экспедиции США и утопить один из них. Хотя бы просто потому, что дизель-электроход "Обь" был построен по советскому заказу в Нидерландах. И был спущен на воду в октябре 1953 года. А в свой первый антарктический поход отправился в 1955 году. И в Антарктике в то время никак не мог оказаться. Алиби…

Со «Славой» тоже не все просто. Китобой "Слава" был получен по репарации от Германии в 1946 году. В первый двух «арктических» походах "Славы" под командованием капитана Владимира Ивановича Воронина (да-да, того самого, чьим именем названа куча географических объектов на нашем Севере) основную массу китобоев составляли… норвежцы. Которые, согласно договору, обучали китобойному ремеслу наших моряков.

И только в 1947 году Воронина сменяет Алексей Соляник. Когда команда стала комплектоваться советскими моряками. А Воронин вернулся на свой ледокол «Иосиф Сталин».

Какие, простите, секретные походы, с норвежским экипажем?

С эсминцами интереснее.

Не знаю, кто был первым, скорее всего, Аркадий Заттец из Севастополя. Он в 1996 году запустил в альманахе «Судостроение СССР», а все желающие до сих пор гоняют одно и то же.

«Речь шла о трёх эскадренных миноносцах проекта 45: «Высоком», «Важном» и «Внушительном». Эсминцы были построены в 1945 году с использованием трофейных технологий, применявшихся японцами при проектировании своих эсминцев типа «Фубуки», предназначавшихся для плавания в суровых условиях северных и арктических морей.

Эсминцы проекта 45, впоследствии получившие имена «Высокий», «Важный» и «Внушительный», были построены в Комсомольске-на-Амуре на заводе 199, достроены и прошли испытания на заводе 202 во Владивостоке. В боевой состав флота они вошли в январе-июне 1945 года, но в боевых действиях против Японии (в августе того же года) никакого участия не принимали. В декабре 1945-го все три корабля побывали с краткими визитами в Циндао и Чифу (Китай).

В феврале 1946 года на заводе 202 на трёх новых эсминцах были начаты работы по переоборудованию согласно проекту 45-бис — усиление корпуса и монтаж дополнительного оборудования для плавания в сложных условиях высоких широт. На эсминце «Высокий» подверглись переделке килевые конструкции с целью обеспечения повышенной остойчивости, на «Важном» были демонтированы носовые башни и вместо них установлен ангар для четырёх гидросамолётов и катапульта».


Ну и так далее, в духе «РЕН-ТВ». Эсминцы ушли на юг, и дальнейшая судьба их неизвестна.

И вот тут начались нюансы.

1. «Трофейные технологии» японцев.

Начну с них. Это, простите, смех.

Да, по сочетанию тактико-технических характеристик на момент появления тип «Фубуки» не имел аналогов в мире, оказал существенное влияние на мировое военное судостроение в целом. Но это было в двадцатых годах. «Фубуки» строились с 1923 по 1926 годы.

Сомнительно, что «Хибики», один из двух эсминцев, переживших Вторую мировую и переданный СССР в счет репараций в 1947 году, представлял собой хоть какую-то ценность. Был переименован в «Верный» и закончил свою службу в качестве судна-мишени в 1953 году.

Ответы на вопросы. «Эсминцы-призраки» Антарктического флота СССР


Да, в Японии эти эсминцы именовали «специальными». Но их специализация не имела ничего общего с заявленной «историками» способностью плавания во льдах. Силовая установка эсминцев позволяла им пройти без дозаправки 5 000 морских миль со скоростью 14 узлов. То есть почти 9 000 километров при 25 км/ч, если по-сухопутному.

Быть каким-то «носителем технологий» «Хибики» никак не мог еще и потому, что в указанный 1947 год, когда он был передан СССР, «эсминцы-призраки» уже вовсю нарезали в антарктических водах.

2. Проект 45-бис.

Выяснилось, что эсминцы проекта 45 бис — блеф чистейшей воды. Такого проекта не было и в помине. Был проект 45, по которому был построен всего один эсминец. "Опытный".



«Опытный» — экспериментальный корабль, проектируемый с целью достижения скорости хода до 45 узлов и дальности плавания до 2200 миль при сохранении водоизмещения проекта 7.

Заложен 26 июня 1935 года на заводе имени Жданова в Ленинграде (заводской № С-500), спущен 8 декабря 1935 года. При сборке корпусных конструкций применялась электросварка.

Корабль планировалось оснастить прямоточными котлами системы профессора Л. К. Рамзина, выдававших до 70 атмосфер. Котлы наших «семерок» тогда не выдавали больше 25 атмосфер.

К этому времени аналогичные котлы успешно эксплуатировались в стационарных условиях, однако работа при переменных нагрузках требовала систему автоматического управления.

Неработоспособность приборов автоматики, закупленных в Германии (от подобных котлов системы Вагнера), и задержка создания отечественной аппаратуры привели к тому, что к началу войны ГЭУ так и не была отлажена.

Использование котлов Рамзина позволило бы значительно усилить вооружение, однако разработка двухорудийных башен Б-31 не вышла из стадии эскизного проектирования и корабль был вооружен тремя серийным установками Б-13. То есть 3 орудия 130-мм вместо 6. Немного даже в сравнении с "семерками".

31 июля 1941 года начаты заводские ходовые испытания по сокращенной программе, а 17 августа 1941 года корабль был передан личному составу во временную эксплуатацию и 11 сентября 1941 года вошел в состав КБФ.

В сентябре — октябре 1941 года неоднократно получал повреждения от артиллерийского огня противника. В октябре 1941 года артустановки главного калибра были демонтированы и установлены обратно в июне 1942 года.

В 1942—1943 годах выполнил ряд стрельб по берегу.

В марте 1944 года законсервирован. Выведен из боевого состава 20 июня 1945 года и переклассифицирован в опытовый корабль. Сдан на слом в 1952 году.

Вот все, что можно сказать о проекте 45. Котлы Рамзина планировали установить на новые линкоры «Советский Союз» и «Советская Беларусь», но так как установки не показали ожидаемых результатов, от них отказались. Как и от строительства эсминцев проекта 45.

Естественно, никакого проекта 45-бис не последовало.

3. «Высокий», «Важный» и «Внушительный».

Как три былинных богатыря. То ли были, то ли нет.

Действительно, в архивах завода №199 сохранились сведения о постройке кораблей. Только не проекта 45, а 30.

«Внушительный», проект 30-К (заводской №3), заложен 16.10.1940, спущен на воду 18.07.1942, введен в строй 29.12.1947. В 1956 переоборудован в учебное судно УС-6, в 1976 исключен из списков флота и разделан на металл.

«Важный», проект 30-бис (заводской №12), заложен 30.10.1948, спущен на воду 04.09.1949, введен в строй 29.12.1949.

С 23 февраля 1950 года «Важный» входил в состав 5-го ВМФ, после расформирования которого 23 апреля 1953 года вошёл в состав Краснознамённого Тихоокеанского Флота. 7 мая 1956 года эсминец был выведен из боевого состава ВМФ, законсервирован и поставлен на отстой. 14 марта 1975 года разоружён и исключён из списков ВМФ; впоследствии разделан на металл

А вот «Высокого» нет. Такой корабль в Комсомольске-на-Амуре не строился.

Вот, собственно, ответ на вопрос. «Эсминцы-призраки» никогда не участвовали в походах в Антарктику, в составе сил «5-го Антарктичекого флота», которым командовал Папанин. И термин «5 Флот» расшифровывается очень просто.

В январе 1947 года Тихоокеанский флот был разделён на два флота — 5-й ВМФ (главная база — Владивосток) и 7-й ВМФ (главная база — Советская Гавань). В апреле 1953 года эти флоты были вновь объединены в Тихоокеанский флот.

Экспедиция Ричарда Бёрда началась 26 августа 1946 года и закончилась в конце февраля 1947 года.

«Важный» и «Внушительный» никак не могли в то время оказаться возле Антарктиды. Равно как на базе острова Кергелен или Циндао в 1945 году. Все это вымыслы неаккуратных «историков».

Многие из этих псевдоисториков апеллируют к тому, что от кораблей в истории не осталось ни одного снимка. И это подтверждает их «секретность».

Мое мнение таково: корабли проектов 30-К и 30-бис были не самыми лучшими кораблями. Более того, им на смену стремительно пришли более современные эсминцы проекта 56. «Тридцатые» же были просто обречены на простой. Судьба этих кораблей сложилась по-разному, кто-то был продан в другие страны, кто-то служил учебным судном. Кто-то просто простоял свой недолгий срок (согласитесь, 6-8 лет — это для эсминца маловато) у причальной стенки.

Возможно, этим и вызвано отсутствие фотографий у некоторых кораблей. Что дало возможность поспекулировать при создании слухов и домыслов.

Увы, но «лихие девяностые» принесли с собой много негатива и откровенной лжи. «Антарктические войны» — один из примеров.
Автор: Роман Скоморохов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. red joni 24 ноября 2016 14:32
    да была антарктическая война неврите
    1. dumpy15 24 ноября 2016 14:57
      Точно была. Ее вели антропоморфные пингвины, говорящие на иврите.
    2. Vadivak 24 ноября 2016 16:30
      Цитата: red joni
      да была антарктическая война

      Новая Швабия была, остальное грибы и трава
  2. 52гим 24 ноября 2016 15:19
    А как же летающие тарелки типа рептилоид? РЕН-ТВ правду говорит!!!
    1. амурец 24 ноября 2016 16:01
      Цитата: 52гим
      А как же летающие тарелки типа рептилоид? РЕН-ТВ правду говорит!!!

      Врёт как сивый мерин. посмотрите книги Шункова по авиации Германии. У него их несколько. Ну хотя бы "Самолёты Германии во второй мировой войне" Там есть практически все все проекты самолётов, и самые футуристические на тот момент были самолёты Хортен из которых можно считать выше американский бомбардировщик В-2 Спирит. Ссылка на описание самолёта Хортен 229.
      https://topwar.ru/788-horten-ho-229.html

      но он явно не похож на летающую тарелку.
      1. Simpsonian 24 ноября 2016 19:08
        До Б-2 был древний YB-49 который и был поробраз, а до него летающие крылья были в США еще в 1930е, когда их в германии еще не было.
        1. амурец 24 ноября 2016 22:51
          Цитата: Simpsonian
          До Б-2 был древний YB-49 который и был поробраз, а до него летающие крылья были в США еще в 1930е, когда их в германии еще не было.

          Нортроп давно занимался летающими крыльями, здесь я спорить с вами не буду. Просто здесь подняли вопросы про экспедицию Бэрда и летающие тарелки Германии. Поэтому спорить на тему приоритета Германия или США считаю просто не этичным.
          1. Simpsonian 24 ноября 2016 22:55
            Прямо же написали что кому было предшественником?
            могло быть все что угодно, но скорее всего шли выселять СССР из Антарктиды, от него там и получили.
          2. Комментарий был удален.
      2. кудесник 24 ноября 2016 21:33
        в " Искатель" НФ, даже поплавали немцы на своих подлодках в лабиринтах льдов Арктики. Картинки хорошие, но это не те изделия которые реально работали. У нас тоже таких прожектов хватает. Вспомните ракетную программу и реактивные самолёты Германии, много красивого но нерабочего. А так бы к космос раньше улетели.)))
    2. Simpsonian 24 ноября 2016 19:03
      а про летающие тарелки типа "детские" или "собака на газоне" рен-тв показывало чего?
  3. металлика 24 ноября 2016 18:28
    Цитата: амурец
    он явно не похож на летающую тарелку.

    Это смотря под каким градусом (зачеркнуто) углом смотреть )))
    1. амурец 24 ноября 2016 23:01
      Цитата: металлика
      Цитата: амурец
      он явно не похож на летающую тарелку.

      Это смотря под каким градусом (зачеркнуто) углом смотреть )))

      А самолёт Чижевского БОК-5 ничего вам не напоминает?
      1. амурец 24 ноября 2016 23:07
        или самолёт Калинина?
  4. Simpsonian 24 ноября 2016 18:53
    Была потом Корейская, про нее тоже полвека не писали... Потом был заключен Антарктический Договор (если кто верит в добрых и честных миролюбивых американцев), когда СССР выкинуть оттуда не получилось.
    так или иначе - флот и авиация флота США во время "экспедиции Берда" понесли там большие потери, этот факт замолчать не получилось, и это были явно не от пингвинов.
    Кстати СССР арендовал у Франции в то время о.Кергелен, об этом тоже ищется легко.
    1. kig 29 января 2017 02:18
      так или иначе - флот и авиация флота США во время "экспедиции Берда" понесли там большие потери - откуда известно? Из программы "Тайны века?" Точные сведения можно получить только их американских архивов.
      kig
  5. кудесник 24 ноября 2016 21:26
    познавательно, не оспоримо по данным о: «Опытный» — экспериментальный корабль, проектируемый с целью достижения скорости хода до 45 узлов и дальности плавания до 2200 миль - использовался как стенд.
  6. 89067359490 27 ноября 2016 16:47
    Сколько баек читал про т.н. Антарктический флот,а сейчас наконец то хоть кто-то развеял сии истории)))
  7. Сергей-8848 7 декабря 2016 20:01
    Уважаемый Роман! Вот Вам на раз-два ещё одна стопятидесятая версия:
    "...Если уважаемые журналисты раз за разом уверяют нас, что ничего не было, значит, дело не чисто. Значит, что-то было, и мы не одни во Вселенной. А уж если Роман Скоморохов сказал, что нету ничего, то, видит Око, - точно что-то есть. Рома врать не станет..."
    Бесполезно отговаривать или распропагандировать людей, уже напрочь убитых собственным убогим сознанием. Только настоящая встряска (горестная или счастливая) может этих граждан в чувство привести. К сожалению, РЕН-ТВ, ТВ-3 и все остальные ТВ-каналы, вещающие про экстрасенсов, совершенно не помогают улучшению психического здоровья наших людей.
Картина дня