Лишние корабли

Сквозь тернии к звездам

К середине 1960-х годов против СССР в Мировом океане было развернуты 4 эскадры американских атомных подлодок с баллистическими ракетами. Задача противолодочной обороны приобрела для ВМФ СССР первостепенное значение. «Поющие фрегаты» пр.61 были не способны противостоять современным АПЛ, которые могли обнаружить БПК и применить торпедное оружие на дальности до 20 км, что в 2-3 раза превышало возможности наших кораблей, не имевших на вооружении мощных ГАС, вертолетов и противолодочных ракетоторпед. Слабая противовоздушная оборона и ограниченная дальность плавания не позволяла пр. 61 эффективно действовать вдали от родных берегов.


Лишние корабли

"Поющие фрегаты" пр. 61


В связи с этой ситуацией в Северном ПКБ разгорелся творческий процесс под руководством В.Ф. Аникеева. 30 ноября 1966 года на стапеле завода им А.А. Жданова в Ленинграде (сейчас – «Северная верфь») был заложен первый полноценный отечественный большой противолодочный корабль проекта 1134-А «Кронштадт». Проект явился развитием ракетных крейсеров 1134 «Беркут» с новыми возможностями для борьбы с субмаринами. Однако серия из 10 БПК пр. 1134-А не была лишена недостатков: слабая ПВО корабля, неудачным оказался выбор главного калибра артиллерии (маломощный 57 мм снаряд не мог эффективно поражать морские и наземные цели), также морякам не терпелось получить корабль с компактной и эффективной газотурбинной установкой, как на проекте 61.

Проектирование БПК нового проекта велось практически одновременно с работами над пр. 1134-А. Корректировка проекта корабля с котлотурбинной установкой под газотурбинную привела к кардинальным изменениям: ГТУ легче котлотурбинной установки, но требует больший объем, главным образом из-за развитых газоходов. Чрезмерное увлечение экономией топлива в тот период, привело к разработке газотурбинной установки, состоящей из маршевых и форсажных газовых турбин. Эксплуатация такой установки показала, что корабли никогда не ходили с использованием только маршевых двигателей. Причиной этого была малая скорость хода под этими двигателями (14-15 узлов). На практике экономичность таких установок не компенсирует их сложности, а следовательно стоимости и надежности.

Другая особенность силовой установки БПК пр.1134-Б – реверсивные газовые турбины. Ранее для движения задним ходом на всех кораблях с ГТУ использовались либо винты регулируемого шага либо реверсивные редукторы.

В целом, корабли получились отличными. БПК 1134-Б на протяжении 30 лет обеспечивали ПВО и ПЛО соединений советских боевых кораблей в удаленных районах морей и океанов. Стремительные обводы корпуса, «purposeful looking» внешний вид (как говорят американские моряки), универсальное вооружение и замечательные мореходные качества сделали «Букари» своеобразной визитной карточной Советского ВМФ.


Беркут-Б


В состав вооружения корабля вошел проверенный комплекс противолодочных ракетоторпед «Метель» (заменен на «Раструб» в ходе дальнейшей модернизации). Основной ПВО корабля стали 2 зенитно-ракетных комплекса М-11 «Шторм». Переход на конвейерную систему хранения и подачи ракетного боезапаса позволил увеличить объемы погребов на 40%, по сравнению с предшественником. Также, благодаря росту водоизмещения, на «Букарях» появились ЗРК малой дальности «Оса-М».

Существенно изменилась артиллерия – вместо маломощных АК-725, БПК пр.1134-Б получили старые проверенные автоматические 76-мм установки АК-726. В обязательном порядке устанавливались зенитные автоматы самообороны АК-630 (две батареи по 2 шт.). Торпедное вооружение и 4 комплекса РБУ (2 РБУ-6000 и 2 РБУ-1000) остались без изменений. А вертолет Ка-25пл и полуутопленный ангар для его постоянного базирования сделали БПК пр.1134-Б действительно универсальным кораблем.

2=1

К сожалению, строительство серии БПК пр. 1134-Б завершилась на седьмой единице. Несмотря на наличие в составе ВМФ этих первоклассных кораблей, по решению Горшкова, началось проектирование эсминца пр.956 и большого противолодочного корабля пр.1155, полностью дублирующих задачи пр.1134-Б. Прогресс не остановить, скажете вы и будете неправы.

Эсминцы пр.956 (тип «Современный») и БПК пр.1155 (тип «Удалой») – во многом бесперспективный подход к решению проблем ПВО и ПЛО. От былой универсальности пр. 1134-Б не осталось и следа: корабли имеют каждый свою узкую специализацию и должны действовать только сообща, прикрывая друг друга (что в реальности никогда не происходит).


Эсминец "Расторопный", Северный флот


В результате, эсминец пр.956 имеет мощную артиллерию (2 артустановки АК-130) и комплекс ПКР «Москит», но совершенно не защищен от атак из-под воды. Вся его ПЛО ограничивается установками РБУ-1000 и ГАС «Платина» с ограниченными возможностями обнаружения. Вы будете удивлены, но даже постоянное базирование вертолета на эсминце не предусмотрено (есть только площадка и временный ангар).

Большой противолодочный корабль пр.1155, наоборот перебалансирован в сторону ПЛО: 8 пусковых установок «Раструб» (как на 1134-Б), предусмотрено постоянное размещение 2 вертолетов, имеются 2 установки РБУ-6000, торпедные аппараты. Гидроакустическая станция «Полином» позволяет обнаруживать торпеды, морские якорные мины и подводные лодки на дальности до 50 км.


Большая вертолётная площадка пр. 1155


Но…БПК пр. 1155 совершенно беззащитен от атак с воздуха. Все его ПВО ограничивается ЗРК малой дальности «Кинжал»: всего 64 зенитные ракеты в барабанных установках (для сравнения БПК пр.1134-Б несли 80 куда более мощных ЗУР В-611 и 40 ЗУР для комплекса «Оса-МА»). «Кинжал» многоканален, имеет РЛС «Подкат» для обнаружения низколетящих целей, но все равно не способен обеспечить ПВО корабля. Дальность полета ЗУР всего в 12 км (!) позволяет бороться только с выпущенными ПКР, не представляя опасности для самолетов-носителей.

Эсминец пр. 956 имеет больше возможностей в плане ПВО, в составе его вооружения имеется 2 многоканальных ЗРК М-22 «Ураган» - морской версии комплекса «Бук». «Ураган» имеет фантастическую точность – имеется случай поражения реактивной бомбы, выпущенной из РБУ. Пусковые установки однобалочные, что на скорострельности сказывается не лучшим образом.

Как уже отмечалось ранее, корабли этих типов не способны действовать в одиночку в случае реальных боевых действий, а все их теории совместного применения не выходят за рамки страниц научных работ адмиралов. По сравнению с БПК пр.1134-Б, это был несомненный шаг назад. Благодаря котлотурбинной установке серьезно упала дальность плавания эсминца пр.956 – менее 4000 миль 18-узловым ходом (для сравнения: у БПК пр.1134-Б этот показатель составлял 7000 миль). Но самая неприятная особенность силовой установки пр.956 – значительное время, необходимое для ее запуска. Эсминцу необходимо 1,5 часа, чтобы из холодного состояния дать полный ход. Лучшим зарубежным газотурбинным установкам (той же американской LM2500, например) для этого необходимо 15-20 минут.

Все вооружения и современные системы эсминцев типа «Современный» и БПК типа «Удалой» могли быть с успехом размещены на БПК пр. 1134-Б в ходе модернизации или сразу же в ходе строительства новых единиц серии. Подтверждением моих слов может стать установка на БПК «Азов» зенитного комплекса С-300Ф вместо кормового ЗРК «Шторм». «Азов» стал единственным в мире кораблем с тремя типами ЗРК на борту – сомнительное достижение, но оно показывает модернизационные возможности пр. 1134-Б.

Итоги

ВМФ СССР прославился массой нелепых решений. Например, зачем содержались (впрочем, понятно зачем — ради наличия штатных, а, следовательно, и адмиральских должностей) старые корыта пр. 35, 159, 68-бис, устаревшие эсминцы пр. 56, а также послевоенные дизельные подводные лодки. Весь этот хлам сжирал массу денег и материальных ресурсов, но не решал в середине 70-х ни одной задачи, т.к. по своим ТТХ не мог ничего делать...
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

32 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти