Пустынные багги американской армии

Сегодня легкие и скоростные военные транспортные средства приобретают все большее значение. Армии многих стран имеют на вооружении квадроциклы и багги. В России не так давно на вооружение был принят армейский мотовездеход АМ-1. В то же время в Научно-исследовательском центре автомобильной техники 3-го центра НИИ Минобороны России рассматривается перспектива внедрения в российскую армию вездеходов типа «багги». Такие машины активно используются в армиях некоторых государств, поэтому военные в России всерьез заинтересовались их возможностями применительно к реалиям нашей страны.

Одними из самых активных эксплуатантов армейских багги являются вооруженные силы США. Здесь на вооружении находится более 20 видов багги производства различных компаний. Первоначально основным их назначением было патрулирование границ США. Также данные автомобили хорошо подходят для действий в пустыне, проведения диверсионных вылазок и ведения разведки. Обычно они являются носителями легкого вооружения, а их экипаж состоит из 2-3 человек. Военные конфликты в Афганистане и Ираке показали, что улучшение бронезащиты внедорожников неизбежно ведет к росту их массы и потере возможности выполнять ряд разведывательных задач. В этой ситуации им приходится уступать дорогу легким транспортным средствам, обладающим высокой маневренностью, скоростью, малой заметностью на местности и сравнительно небольшой ценой.

Первые багги появились в США в 1950-е годы. Для их изготовления обычно использовали старые, не используемые автомобили Фольксваген Жук. От уменьшительной формы названия Фольксвагена «Жука» — Volkswagen Bug и произошло слово «buggy» — «жучок». В ходе переделки с машин снимали кузов, крылья, двери, а в качестве несущей конструкции устанавливали облегченную раму или кузов из стекловолокна, также в некоторых случаях оставлялась урезанная версия штатного кузова Фольксвагена. Благодаря прочности шасси и проходимости «Жука», отсутствию радиатора, высокому дорожному просвету, а также заднему расположению двигателя этот популярный и узнаваемый по сей день легковой автомобиль идеально подходил для создания на его базе багги. Популярности багги способствовала и вседоступность легкового автомобиля Volkswagen Bug.

Пустынные багги американской армии

В конце 1970-х годов в США поняли, что военные автомобили не обязательно должны быть большими и внушать страх своим видом. Уже тогда в армии ощутили потребность в быстром и легком транспортном средстве, которое подошло бы для патрулирования пустыни, вспомнив о багги. Багги — это легкий рамный автомобиль, отличающийся высокой проходимостью, скоростью, небольшими габаритами и хорошей устойчивостью на поворотах. Такие машины оказались как нельзя кстати. Первые серийные багги американским военным поставила небольшая калифорнийская компания Chenowth, специализирующаяся на выпуске гоночных багги. Машины ее конструкции успешно участвовали в знаменитых гонках Ралли «Дакар».

В начале 1980-х годов эта калифорнийская компания выиграла армейский контракт на создание быстрого военного багги, способного легко передвигаться по песчаным дюнам, перевозя при этом существенную массу оружия и различного боевого снаряжения. Уже в 1982 году на свет появился первый армейский багги, который пошел в серийное производство, FAV — Fast Attack Vehicle. В первой партии было 120 багги, однако в действительности машины простаивали вплоть до начала 1990-х годов. Их дебютам стали операции в Персидском заливе. Впервые они были использованы в Кувейте. Во время операции «Буря в пустыне», именно багги FAV стали первыми транспортными средствами, которые вошли в освобожденную столицу Кувейта. При этом передвигались они вовсе не по дорогам. В рамках операции «Буря в пустыне» багги использовались не только американскими военными, но и силами специальных операций Великобритании.

Fast Attack Vehicle оснащались двухлитровыми двигателями воздушного охлаждения компании Volkswagen, развивающими максимальную мощность 200 л.с, 4-х ступенчатой коробкой переключения передач, а также независимой подвеской. Автомобиль весил 960 кг и мог проехать на одной заправке 320 километров. Максимальная скорость багги составляла порядка 130 км/ч. Характерной особенностью багги был легкий кузов, который изготавливался из высокопрочных стальных трубчатых конструкций (рама и арка безопасности), а также расположение трансмиссии и двигателя в корме корпуса. В качестве вооружения могли использоваться 7,62-мм и 12,7-мм пулеметы, гранатометы, ПТРК или ПЗРК, дополнительно могла быть установлена радиостанция. Со временем багги получил новое обозначение DPV — Desert Patrol Vehicle (буквально — транспорт для патрулирования пустыни).

Пустынные багги американской армии

Багги DPV был построен на базе автомобиля VW Beetle. На трубчатой раме устанавливалась передняя торсионная подвеска, а сзади располагался оппозитный двигатель воздушного охлаждения. Рама обшивалась листовой сталью. Экипаж багги FAV/DPV состоял из 3-х человек. Двое из них располагались традиционно, как в обыкновенном автомобиле (один — водитель, второй — стрельба из пулемета, чтение карт), еще один член экипажа располагался в верхней надстройке, находящейся над силовым агрегатом. Он мог вести огонь из пулемета или гранатомета.

Тактико-технические характеристики FAV/DPV:
Габаритные размеры: длина — 4080 мм, ширина — 2100 мм, высота — 2000 мм.
Дорожный просвет — 410 мм.
Масса — 960 кг.
Максимальная скорость — 130 км/ч (по шоссе).
Разгон с 0 до 50 км/ч — 4 с.
Максимальный уклон — 75%.
Максимальный боковой уклон — 50%.
Грузоподъемность — 680 кг.
Запас топлива — 80 л.
Экипаж — 3 человека.

Дальнейшим развитием багги DPV стал новый автомобиль LSV — Light Strike Vehicle (буквально переводится как легкий ударный транспорт). Возможное вооружение было существенно расширено и могло состоять из: 12,7-мм пулемета M2, 5,56-мм пулемета M249 SAW LMG, 7,62-мм пулемета M60 или M240 серии GPMG. Также могли использоваться два противотанковых гранатомета AT4 или один ПТРК BGM-71 TOW.

Позднее, примерно, в октябре 1996 года свет увидели усовершенствованные багги ALSV — Advanced Light Strike Vehicle. Они стали третьим поколением армейских багги компании Chenowth и прямыми наследниками моделей DPV и LSV. Усовершенствованный легкий ударный автомобиль выпускается в двух версиях — с 2-х и 4-х местным кузовом. Данное транспортное средство находится на вооружении армии и корпуса морской пехоты США, некоторых стран НАТО, государств Ближнего Востока и Центральной Америки.

Пустынные багги американской армии

Необходимо отметить, что в последнее время наблюдается тенденция, направленная на изменение конструкции пустынных багги. С учетом того, что Фольксваген Жук перестали выпускать с середины 1990-х годов, передняя торсионная подвеска постепенно заменяется на подвеску с поперечными А-образными рычагами. Задняя подвеска багги строится на диагональных рычагах.

Наиболее «продвинутые» армейские багги Advanced LSV, построенные на базе автомобиля Humvee, получили имя собственное — Flyer («летун»), что лишь подчеркивает хорошие скоростные характеристики машин. Согласно информации производителя углы въезда и съезда данных багги составляют 59 и 50 градусов соответственно. Новая модель багги уже успела доказать свою мобильность и огневую мощь. Благодаря наличию круговой турели стрелок может вести огонь на 360 градусов, не разворачивая для этого багги. На машине может быть установлен крупнокалиберный 12,7-мм пулемет M2 или 40-мм автоматический гранатомет МК19. В качестве дополнительного вооружения могут использоваться легкие пулеметы и переносные противотанковые и противовоздушные комплексы. Каждая из дверей багги может быть оснащена турелью для установки 7,62-мм и 5,56-мм пулеметов.

Пустынные багги американской армии

Масса багги увеличилась до 2-х тонн. Благодаря наличию 160-сильного дизельного двигателя и полному приводу багги обладает превосходными внедорожными качествами. Двигатель работает в паре с 6-ступенчатой коробкой переключения передач. Существуют варианты багги ALSV, предназначенные для транспортировки раненых и перевозки грузов, а также машины, которые оснащен броней и предназначены для непосредственного участия в боевых операциях. При этом багги ALSV по-прежнему остаются компактными, возможна их перевозка по воздуху транспортными вертолетами CH-47 Chinook или CH-53 Sea Stallion.

Задачи, для решения которых предназначены подобные багги, остаются неизменными:
— проведение спецопераций;
— быстрая атака/проникновение вглубь территории противника;
— разведывательные операции;
— корректировка огня по наземным целям (в том числе с помощью БЛА);
— командный автомобиль.

Тактико-технические характеристики Flyer ALSV:

Габаритные размеры: длина — 4570 мм, высота — 1520 мм, ширина — 1520 мм.
Клиренс — 355 мм.
Радиус поворота — 5,48 м.
Снаряженная масса — 2041 кг.
Полная масса — 3400 кг.
Грузоподъемность — 1360 кг.
Силовая установка — 1,9-литровый дизельный двигатель мощностью 160 л.с.
Запас топлива — 68 л.
Запас хода — 725 км.
Экипаж — 2-3-4 человека.

Источники информации:
http://www.kolesa.ru/article/verojatnyj-protivnik-voennye-avtomobili-soedinennyh-shtatov-2014-11-26
http://www.popmech.ru/vehicles/289362-chenowth-pustynnye-baggi-armii-ssha
http://buggy-18.ru/tipi/voennie-baggi.html
Материалы из открытых источников

Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 31

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. sezam 22 ноября 2016 07:03
    Интересно, мощность в два раза выше, чем на ниве 2131, а расход топлива такой же. И это при большей массе.
    1. амурец 22 ноября 2016 07:47
      Цитата: sezam
      Интересно, мощность в два раза выше, чем на ниве 2131, а расход топлива такой же. И это при большей массе.

      Ни чего странного в этом нет. Судя по фотографиям колёсная формула 4Х2 и дизельный двигатель. Дизель сам по себе экономичнее бензинового двигателя, а на Ниве приходиться крутить раздатку и передний мост. Это повышенные нагрузки и повышенный расход топлива. Я уже не говорю про качество обработки деталей.
      1. Großer Feldherr 22 ноября 2016 09:56
        У ALSV полный привод, а еще акпп, что ни разу не прибавляет экономичности.
        Дизельный движок экономичнее бензинавого лишь на холостом ходу или с минимальной нагрузкой(в городе очень сильно заметно) за счет хорошего выгорания даже бедных смесей.
        1. амурец 22 ноября 2016 10:53
          Цитата: Großer Feldherr
          У ALSV полный привод, а еще акпп, что ни разу не прибавляет экономичности.
          Дизельный движок экономичнее бензинавого лишь на холостом ходу или с минимальной нагрузкой(в городе очень сильно заметно) за счет хорошего выгорания даже бедных смесей.

          С приводом я ошибся, согласен. 4х4. А теперь,не корректно сравнивать расход топлива холостой ход, городской цикл движения, трасса и бездорожье. И для сравнения посмотрите таблицы расхода топлива Нивы. Для других двигателей расход по циклам движения схожий.
          http://www.pro-avto.su/Rashod_topliva_u_Nivu.html
          http://www.pro-avto.su/rashodi_topliva_avtomobile
          y/Rashod_topliva_u_Wolksvagen.html
        2. Пришелец 28 ноября 2016 02:27
          Дизель заряжает аккумулятор и на холостом ходу, в отличие от бензоприпримуса. И может обходится вообще даже без электричества. И без электроники, весьма уязвимой не только от РЭП.
          В офроуде часовой расход - важнее ходового. Тем более что на малых скоростях - они сравнимы. В отличии от бензинового.
    2. Mister X 22 ноября 2016 10:46
      Спасибо, автор заинтересовал своей статьёй.
      Я стал искать больше информации и нашёл несколько интересных фото.
      Кстати, часто машина фигурирует с именем собственным: Chenowth Scorpion DPV.







    3. xetai9977 22 ноября 2016 11:25
      Прекрасная машина! Просто идеальная компоновка! Особенно первая фотография.
      1. амурец 22 ноября 2016 11:46
        Цитата: xetai9977
        Прекрасная машина! Просто идеальная компоновка! Особенно первая фотография.

        В принципе багги создавались как машины для гонок по песчаным пляжам и бездорожью. Поэтому и получили такую компоновку.
        http://fishki.net/auto/1357976-super-gonka-na-bag
        gi-po-lesnoj-trasse--video.html
        1. амурец 22 ноября 2016 11:48
          или такую компановку для гонок по песку.
      2. Mister X 22 ноября 2016 23:58
        Цитата: xetai9977
        Прекрасная машина! Просто идеальная компоновка! Особенно первая фотография.

        А вот багги для ВДВ РФ, собранный в единственном экземпляре. Собран на агрегатах от "Нивы".
        Автор конструкции - ныне покойный Анатолий Вячеславович Лебедь Герой Российской Федерации, подполковник спецназа ВДВ, офицер 45-го отдельного гвардейского ордена Александра Невского разведывательного полка специального назначения.
      3. TIT 23 ноября 2016 05:15
        компоновка только для сухого сезона , см 1 и последнее фото Mister X ,и преимуществ перед ней


        практически нет
        TIT
      4. Пришелец 28 ноября 2016 02:36
        Так уж и прекрасная? Опыт на багги имеется?
        Через два часа хода по замкнутому маршруту, на скорости, экипаж слабо ориентируется по месту и времени. Вопрос боеспособности поставит можно, но чисто академически.
        На незнакомой местности, без заданного маршрута, они трупаки через полчаса. Без вариантов.
  2. dokusib 22 ноября 2016 08:05
    Фольксваген Жук по английски пишется Beetle а не Bug. А багги это это ещё на гужевой тяге такая повозка была с большими колёсами и максимально облегчённая для большей проходимости опять же.
  3. EvgNik 22 ноября 2016 11:24
    Механизированный вариант тачанки. Разница в том, что жрёт не овёс а солярку.
    1. Пришелец 28 ноября 2016 02:37
      Бог с соляркой. Она немерянно жрет запчасти.
  4. voyaka uh 22 ноября 2016 11:58
    Недостаток всех багги - шум который они производят. Задолго
    слышно их на подходе, противник успеет приготовить засаду.
    Они должны стать гибридными: пока далеко от противника - на бензине.
    Когда близко - на электричестве, бесшумно.
    1. амурец 22 ноября 2016 12:20
      Цитата: voyaka uh
      Они должны стать гибридными: пока далеко от противника - на бензине

      Ну почему бы и нет. Шасси от гибрида на раму багги.
    2. dokusib 22 ноября 2016 14:17
      А как узнать далеко ты от противника или близко? И как повлияют лишние 300-400 кг веса батареи на скорость и проходимость? Это мне кажется нарушение самой идеи подобного автомобиля. Более правильно мне кажеться работать в плане шумоизоляции двигателя.
      1. voyaka uh 22 ноября 2016 16:45
        Примерно известно, когда подъезжаешь к опасной зоне...
        Багги - не обязательно мини
        "Раздетый" тяжелый джип Хамви (без брони) подходит для такой переделки.
        Для него 400 кг - ерунда. Да и рывок за 4.5 сек до 100 км/ч как Тесла не нужен.
        Представьте: совершенно бесшумно, с маскировкой сетью и ветками... красота.
        1. dokusib 23 ноября 2016 01:54
          Для Хамви и батарея понадобиться под тонну весом. Для обеспечения приемлемой дальности. А максимальная отдача по крутящему моменту это приятный бонус любого электродвигателя. P.S. Вспомнил. Та же Тесла они вроде как обещали поднять ёмкость своей батареи на 30% пр той же массе. Так что ДАРПА наверняка уже что то мастырит в ожидании лучших времён.
        2. Пришелец 28 ноября 2016 03:31
          А раз известно где опасная зона, тогда не надо багги.
          Тогда надо свисток для "примкнуть штыки", еще двойной свисток для "подготовиться", и длинный для "айда братва, взяли!"
  5. bionik 22 ноября 2016 13:42
    Багги для ВДВ на агрегатах "Нивы", автор конструкции - Анатолий Вячеславович Лебедь, Герой Российской Федерации, подполковник спецназа ВДВ(1963-2012 разбился на мотоцикле)разведывательно-дозорный автомобиль для воздушно-десантных войск специального назначения.
    1. Пришелец 28 ноября 2016 02:47
      Поставил плюс из уважения к его боевым заслугам. Читал - конкретным офицером и человеком был. Земля ему пухом!
      В остальное ему лезт не стоило. Говно все эти недомашинки. Да и цельные - и те недалеко.
      Короче - не для людей все это, и точно не для солдат.
      Ежели че - сам наркоманю. Офроуд - тяжелая наркомания, кокаин - детсад.
  6. Оператор 22 ноября 2016 14:15
    Багги - самое оптимальное транспортное средство для ВДВ вместо монструозных БМД.
    1. Blackgrifon 23 ноября 2016 21:34
      Цитата: Оператор
      Багги - самое оптимальное транспортное средство для ВДВ вместо монструозных БМД.

      Смешно, особенно учитывая, что БМД это облегченная БМП, т.е. машина для огневой поддержки, а багги - это исключительно последовательно-дозорная машина и она не предназначена для ведения полноценного боя (ни брони, ни вооружения). Задача багги - разведать район, доставить группу с ПТРК и разведчиков в нужную точку и, если запахло жаренным, обеспечить быструю эвакуацию. Идти в бой против полноценного мотострелкового батальона в наступлении на багги равнозначно самоубийству.
      1. Оператор 23 ноября 2016 22:16
        Попытка бросить в бой БМД в первой линии закончится её подбитием из любого РПГ. Использование БМД во второй линии в качестве штурмового орудия в прямом огневом контакте с противником закончится её подбитием из ПТУР.

        По уставу десантники обязаны покинуть БМД еще до начала боя и атаковать в пешем порядке. На марше ни один десантник (кроме водителя и оператора вооружения) не ездит внутри брони, поскольку она не защищает от РПГ, ПТУР, артиллерийских снарядов и противотанковых мин.

        Ну и на фига тогда БМД - для понтов?

        Джип/багги вполне справится с ролью транспортного средства десанта, которое необходимо покинуть при опасности подбития или переходе в атаку. Оптимальный экипаж одного джипа/багги - три десантника (водитель, стрелок справа от него и пулеметчик сзади). Т.е. подбив одно транспортное средство, можно будет вывести из строя всего лишь 1/3 отделения, а не всё, как в случае с БМД.

        Переносные РПГ с самонаводящимся реактивными гранатами вполне заменят орудие БМД. Ми-38 в грузовой кабине поднимает два джипа/багги, Ил-76 - 30 джипов/багги (без парашютных систем).
    2. Пришелец 28 ноября 2016 02:58
      Сам на багги катался?
      Это не ТС, но только цирковой номер.
      От силы через полчаса после старта, на тебя нет живого места. Весь груз - вхам. Без разницы что под колесами, оттуда либо вывалилось все, либо не расстегнешь никакого ремешка никакой железки, ни ящика. Затянуло пылыю или льдом так, что только топором. Топором достанешь, а с чем дальше уедешь?
      На бмд не служил - ничего не скажу. Но поменять нормальную БРДМ на ЭТО - четко не готов. И тем более посылать пацанов на даже небоевые потери.
  7. Swetliy 22 ноября 2016 17:25
    Армии России такая машинка тоже бы сгодилась . Очень уж у нас страна большая и климатом разная .
    1. Котище 22 ноября 2016 20:50
      Ключевое слово для багги "создана для пустыни". У нас необходима на уровне мотоцикла с коляской или квадроцикла. Зимой особо не покатешся. Но как платформа для вооружения однозначно лучше чем квадроцикл. Только вооружение необходимо устанавливать в турель с круговым обстрелом.
      1. Пришелец 28 ноября 2016 03:04
        А оно опрокинется на траверзных углах обстрела. Оно же легкое и узкое, а у пулемета отдача под тонны.
        А на курсовых попадет в молоко, опять из-за отдачи. У него подвеска как у детской коляски - мягкая.
  8. APASUS 22 ноября 2016 21:06
    Передвижение по пустыне конечно возможно,но на хрена там вооружение я вообще не пойму.Один ,два опытных снайпера и все,просто любой обстрел - миссия провалена.
Картина дня