Military Review

Sultan air guards. The first steps of the Ottoman military aviation

7
The first decade of the twentieth century entered history as the time of becoming military aviation in a number of countries. Among the states seeking to acquire their own air forces was the Ottoman Empire. According to historical sources, the first attempt at air travel in the Ottoman Empire dates back to the XNUMXth century. Already at that time, people increasingly dreamed of how to ascend to heaven.


Sultan air guards. The first steps of the Ottoman military aviation


Turkish scientist Hezarfen Ahmed Celebi (1609-1640), who lived in Istanbul, built an aircraft from several wings that were supposed to be attached to the body in 1632. According to the famous Ottoman historian and traveler Evliya Celebi, Hezaphren Ahmed put this apparatus on, jumped from the top of the Galata Tower in Istanbul and flew over the Bosphorus Strait. He landed on Doganjilar Square, breaking on his wings, thus, about three kilometers. The secret of Khezafren’s experience was that the height of the tower, also located on a high hill, allowed him to fly over the strait. In those old times, the fate of Khezfren was sad. Sultan Murad IV first awarded the brave young man with gold, but then, under the influence of advisers from among the clergy, who feared the presence of such a free-thinker in the capital, ordered to send Khezafren to Algeria, where he died in 1640 at the age of thirty years.



Hezafren Ahmed Chelebi had a brother, Lagari Hasan Chelebi - also an inventor and tester. In 1633, he built a cone-shaped rocket, 7 long, in elbows (about 3,6 meters), which he attached to himself. With the help of a cannon, the rocket was launched into the air and flew 300 meters along with Lagari. The tester landed on the water thanks to attached homemade wings. He managed to stay in the air for about 20 seconds. Like Khezafren, the sultan awarded Lagari with gold and enlisted in the army, but then changed mercy to discontent and banished the brave guy to the Crimean Khanate, where his tracks are lost.

Despite the fact that by the beginning of the twentieth century, the Ottoman Empire had lost a significant part of its possessions in North Africa and the Balkans, it remained the strongest state in the Middle East and still claimed an active role in Mediterranean, Middle Eastern and Eastern European politics. The Ottoman authorities closely followed the development of military affairs in Europe and sought to modernize their own armed forces as much as possible. The development of aviation also could not remain without their attention.

2 December 1909 The famous pilots Louis Bleriot and Pierre de Caters conducted the first demonstration flight in the Ottoman Empire. What he saw impressed members of the Sultan government, who decided to start building Ottoman military aviation. The development of a military aviation program was started, for which at the end of 1910, several young people were sent to Europe to undergo flight training. However, soon the cadets were forced to return home - despite the desire of the Sultan government to equip the Ottoman army with their own aviation, insufficient funding did not allow the young Turks to study in Europe. In the spring of 1911, the unlearned cadets returned to the Ottoman Empire.

But, despite the first failure, the Ottoman military ministry did not lose hope of creating its own aviation in the country. An ardent supporter of the formation of the national air force was the War Minister of the Ottoman Empire, General Mahmud Shevket Pasha (1856-1913). A native of Baghdad, he was of Chechen descent. His ancestors, people from the eastern part of Chechnya, moved first to Tiflis, and then left for Iraq, which at that time was part of the Ottoman Empire, where they were in military service. Mahmud Shevket-Pasha was a smart and educated man - he graduated from the Istanbul Military Academy in 1882, then continued his military education in France, was part of the commission for the procurement of weapons in Germany. In 1899, he was promoted to brigadier general, and in 1905, he became governor of Kosovo. In 1908, he commanded the 3 Army stationed in Thessaloniki, and in 1910, he was appointed Minister of War of the Ottoman Empire, while remaining the Inspector General of the 1, 2 and 3 of the Ottoman armies.

As Minister, Shevket Pasha continued his policy of modernizing the country's armed forces, including actively supporting the national military aviation program. It was decided to repeat the sending of cadets to Europe. The military units were sent invitations to all interested officers to take part in the competition. Two officers were to be sent to Europe - French-speaking, with good knowledge and relatively light weight. According to the results of the 28 exam on June 1911, the best were selected - captain of the cavalry Mehmet Fez and engineer lieutenant Yusuf Kenan. Captain Mehmet Fez was sent to study in France, and Lieutenant Yusuf Kenan was supposed to learn to pilot in Germany. But since the German aviation school requested too high tuition fees, the command decided to send both officers to France. In July, 1911 began their studies at the famous Louis Bleriot School in Etampes, in the vicinity of Paris.

At the end of 1911, Minister Shevket Pasha ordered the creation of a department for the development of military aviation in the structure of the General Staff of the Ottoman army, which was soon incorporated into the Inspectorate of technical units and fortified areas. Lieutenant Colonel Surey Ilmen (1874-1955), who had served in the second division of the General Staff, was appointed head of the department. The department included the head of the scientific department, Lieutenant Colonel of the Engineering Troops Refik, the Major of the Engineering Troops Mehmet Ali and Major Zeki. Of course, both Lieutenant Colonel Sureyya (in the photo) and his subordinate officers knew little about aviation and the aviation service, so they had to start their activities by increasing their own knowledge. To this end, the Turkish General Staff ordered the Turkish military attaches in Paris, Berlin and Vienna to send literature on the subject of military aviation. After reading the literature, Lieutenant Colonel Sureyya came to the conclusion that it was necessary to organize in the Ottoman Empire his own military aviation school, in which not two officers could study, as in an expensive European school, but a much larger number of cadets. However, the idea of ​​creating your own aviation school required significant financial costs, primarily for the purchase of airplanes and balloons, the construction of hangars, the test site. Aviation School planned to open in Istanbul. According to the plans of the military command, the school should have been trained 50-60 officers, in addition, Istanbul was not going to give up the practice of training officers abroad.

In the spring of 1912, construction began on two tent hangars for an aviation school in the village of Yesilkoy. Meanwhile, 21 in February 1912, Captain Mehmet Fez (pictured) and Lieutenant Yusuf Kenan completed a course in the Blerio aviation school and returned to their homeland. 15 March 1912 delivered two Deperdussin aircraft purchased in Europe to Istanbul - one two-seater and one single-seater, which was planned to be used for training purposes. The pilots of the aircraft were appointed captain Mehmet Fez and Lieutenant Yusuf Kenan, trained in the French aviation school. 27 On April 1912, they flew over Istanbul, demonstrating to the command their aircraft management skills they had gained in France.

In May 1912 officers of the Ottoman army were sent to France to study aviation business in France. They were the captain of the infantry Celal, the captain of the infantry Refik, the captain of the infantry, Feyzi, the captain of the artillery Salim, the lieutenant Nuri, the lieutenant Mitat, the lieutenant engineer Salim and the lieutenant of the Sukru cavalry.

In addition to the training of aviators, who was responsible for the creation of Turkish military aviation, Lieutenant Colonel Sureyya also stressed the need to start creating aviation units in the army. According to the lieutenant colonel, at first it was necessary to form aviation companies of central subordination, and then to form new aviation companies on the basis of one aviation company per army corps. For easier perception of the structure of aviation by Ottoman army officers, Sureyya proposed to leave the traditional company-platoon division in aviation. There should have been two platoons in the company, and two planes in each platoon. The number of personnel of the aviation company - 34 man, including the company commander in the rank of captain, 4 pilot in lieutenant ranks, 1 mechanics - noncommissioned officer and 2 privates for each 2 vehicles the company’s transport support is a total of 6 people, 12 rides to a horse with a waterborne vehicle, 1 rank and file for servicing 4 vehicles carrying small loads. Thus, the company was supposed to have 2 aircraft and 4 cars.

September 25 The Ottoman Military Aviation School, 1912, began training officers for the needs of the country's military aviation. This is how the first educational institution appeared in Turkey, training specialists for the national air force. According to the directive of the Turkish General Staff, the school included: 1) school command, 2) instructor officers, 3) technical specialists, 4) guard unit, 5) workshops, 6) infirmary, 7) school equipment stores, 8) underground gas storage, 9) aircraft, 10) cars, 11) aircraft hangars, 12) airstrip. It was planned during the year to carry out three graduate pilots. The training course was three months, and the number of recruits - 10-12 officers. The training of non-commissioned officers and privates was decided to be carried out in aviation companies. The staffs of school management and provision were also clarified.



The following management staff relied on the school: 1 headmaster in the rank of major or colonel, 1 deputy headmaster - captain, 4 lecturer from junior lieutenant to captain with pilot qualification, 1 major doctor - 1 junior doctor - captain, 1 assistant the supervisor is the chief sergeant, the 1 secretary, the 1 clerk-sergeant, the 1 clerk - corporal, the 1 pharmacist, the nursing staff - the 1 corporal and the 3 privates. Technical units have been equipped with the following: 1 Head shops - Captain, 1 instructor - a second lieutenant, 1 sergeant, 1 the draftsman, 16 working - ordinary and 13 laborers - ordinary, 3 chefs - ordinary, 6 drivers - ordinary, 2 water carrier - the rank and file, 1 warehouse manager - lieutenant or captain, 1 assistant warehouse manager - junior lieutenant. The guard unit of the school corresponded to the platoon in size and had the following composition: 1 head of the security group - captain, 1 assistant head of the security group - lieutenant, 2 sergeant, 4 corporal and 40 privates.

The following full-time positions were created in the aviation company: 1 company commander - senior captain, pilot 4 - from lieutenant to captain, 1 doctor - captain, 1 apothecary - junior lieutenant, 1 senior archer - chief sergeant, 1 assistant sergeant, 4 gunner - sergeant, 4 corporal - mechanics, 1 paramedic - corporal, 1 carpenter - modular company, 1 saddler - corporal, 1 locksmith - corporal, 1 water carrier - ordinary, 1 horny - man, who I, o, o, 1 water carrier - an ordinary, 7 - horny - man, I, o, o, o workers and mechanics for maintenance I planes - privates, 30 drivers - privates, 24 drivers - sergeants and 2 drivers - corporals.



Thus, the 1912 year became the starting point in the history of the formation of Turkish military aviation. In the same year, the number of aircraft acquired by the Ottoman Empire in European countries was brought to 15 units. The first aircraft purchased for the needs of the Ottoman aircraft, as we have already mentioned above, were single and two-seat Deperdussin aircraft, delivered from France. Then Bleriot airplanes of various modifications were purchased - two two-seater XI-b planes, three two-seater XI-2 planes, and three Pingouin single-seat training planes. In addition, the Ottoman Empire acquired seven REP series aircraft. These aircraft were developed by the French aircraft designer Robert Hainault Peltry, one of the most famous aeronauts of the time. In 1910, Mr .. Eno-Peltri created his own aircraft manufacturer, but did not achieve significant commercial success. Selling seven aircraft to the Ottoman Empire became for him almost the main successful enterprise.

Talking about the first two years of the formation of the Turkish military aviation, it is impossible to ignore the one that unfolded just in 1911-1912. Italo-Turkish war. In October 1911, the Italian landing force landed in Tripolitania (Libya). For the first time in the history of aviation, the Italian side used its military airships to reconnoiter and bombard enemy positions. 23 October 1911 Italian pilot reconnaissance of the location of Turkish troops from the air, and October 24 Italian airships dropped bombs on the Turkish land forces. The troops of the Ottoman Empire tried to fire at planes from the ground and, by the way, not always unsuccessfully. The Turks managed to shoot down the plane of Lieutenant Manzini, and then capture the plane of Captain Moizo. The Italian-Turkish war in North Africa continued until October 18 1912. By this time, Ottoman military aviation was just beginning to take shape, so Istanbul could not use several of the aircraft at its disposal in combat operations. Moreover, the Ottoman troops were armed with no planes in North Africa. The Ottoman authorities tried to buy planes in France and deliver them to Libya through Algeria, but this attempt was unsuccessful, so the Italo-Turkish war 1911-1912. in its aviation aspect it was one-sided - only Italy could use the aviation potential. More actively, the Ottoman Empire was able to ensure the participation of its aviation in the Balkan and First World Wars, but this is a topic for a separate material.

The article was written using materials from Turkish sites and the site www.retroplan.ru.
Author:
Photos used:
http://www.bulentozgen.com/, http://www.kokpit.aero/,
7 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Andrey Yuryevich
    Andrey Yuryevich 23 November 2016 06: 22
    +3
    Already at that time, people increasingly dreamed of how to rise to the sky
    the Turks dreamed, but we have already flown for a long time and fought! wink
    1. Reptiloid
      Reptiloid 23 November 2016 07: 55
      +4
      Baba Yaga --- this is certainly super, but they had a carpet! And some other pointed-toed shoes or slippers are also seven-mile ...
      Joking as a joke, thank you, Ilya, for telling us unknown information!
      And now I will return to yesterday’s article, because I read it in the evening.
      1. Andrey Yuryevich
        Andrey Yuryevich 23 November 2016 07: 57
        +3
        Quote: Reptiloid
        Baba Yaga --- this is certainly super, but they had a carpet!

        no no no ! the Persians had the carpet ...
  2. parusnik
    parusnik 23 November 2016 08: 06
    +3
    Using a cannon, the rocket was launched into the air and flew 300 meters with Lagari.

    This is where the hair grows from .. the famous flight of Baron Munchausen at the core ..
  3. V.ic
    V.ic 23 November 2016 08: 47
    +2
    Comrades, that you are arguing to no avail! In a couple of years, a Chinese chronicle with a description of the first controlled flight dated ??? century, the apparatus is heavier than air, the engine on black powder!
  4. Monarchist
    Monarchist 23 November 2016 11: 28
    +2
    The beginning of the 20th century was a universal passion for aviation. Ilya, if you can then continue to publish such materials: Austria-Hungary, Serbia, Bulgaria, and how much will you find and preferably what were the first results of combat use?
    1. alatanas
      alatanas 23 November 2016 14: 29
      +1

      The Albatross plane on which the lieutenants Radul Milkov and Prodan Tarakchiev made their first combat flight over Odrin (Adrianople / tour. Edirne) on October 16, 1912 and dropped 2 Odrinka grenades on Turkish positions.

Воздушная стража султана. Первые шаги османской военной авиации

Первое десятилетие ХХ века вошло в историю как время становления военной авиации в целом ряде стран. Среди государств, стремившихся обзавестись собственными военно-воздушными силами, была и Османская империя. Согласно историческим источникам, первая попытка воздушного полета в Османской империи относится к XVII веку. Уже в то время человек все чаще мечтал о том, как подняться в небо.

Воздушная стража султана. Первые шаги османской военной авиации


Турецкий ученый Хезарфен Ахмед Челеби (1609-1640), живший в Стамбуле, в 1632 году соорудил летательный аппарат из нескольких крыльев, которые должны были крепиться к телу. Согласно знаменитому османскому историку и путешественнику Эвлии Челеби, Хезафрен Ахмед надел этот аппарат, прыгнул с вершины Галатской башни в Стамбуле и перелетел через пролив Босфор. Он приземлился на площади Доганджылар, преодолев на своих крыльях, таким образом, около трех километров. Секрет опыта Хезафрена заключался в том, что высота башни, расположенной, к тому же, на высоком холме, позволила ему перелететь через пролив. В те давние времена судьба Хезафрена оказалась печальной. Султан Мурад IV сначала наградил отважного молодого человека золотом, но затем, под влиянием советников из числа духовенства, опасавшихся присутствия такого вольнодумца в столице, распорядился сослать Хезафрена в Алжир, где тот и умер в 1640 году в возрасте тридцати лет.




У Хезафрена Ахмеда Челеби был брат Лагари Хасан Челеби — также изобретатель и испытатель. В 1633 году он соорудил конусовидную ракету, длиной в 7 локтей (примерно 3,6 метра), которую прикрепил к себе. С помощью пушки ракета была запущена в воздух и пролетела 300 метров вместе с Лагари. Испытатель приземлился на воду благодаря прикрепленным самодельным крыльям. Ему удалось пробыть в воздухе около 20 секунд. Как и Хезафрена, султан наградил Лагари золотом и зачислил в состав армии, но затем сменил милость на недовольство и сослал отважного парня в Крымское ханство, где следы его теряются.

Несмотря на то, что к началу ХХ века Османская империя потеряла значительную часть своих владений в Северной Африке и на Балканах, она оставалась сильнейшим государством Ближнего Востока и по-прежнему претендовала на активную роль в средиземноморской, ближневосточной и восточноевропейской политике. Власти Османской империи пристально следили за развитием военного дела в Европе и стремились максимально модернизировать собственные вооруженные силы. Развитие авиации также не могло остаться без их внимания.

2 декабря 1909 г. знаменитые летчики Луи Блерио и Пьер де Катерс провели первый демонстрационный полет в Османской империи. Увиденное впечатлило членов султанского правительства, которые приняли решение приступить к созданию османской военной авиации. Была начата разработка военно-авиационной программы, для чего в конце 1910 года в Европу направили несколько молодых людей для прохождения летной подготовки. Однако вскоре курсанты были вынуждены вернуться домой — несмотря на желание султанского правительства оснастить османскую армию собственной авиацией, недостаточное финансирование не позволило молодым туркам учиться в Европе. Весной 1911 г. недоучившиеся курсанты вернулись в Османскую империю.

Но, несмотря на первую неудачу, османское военное министерство не теряло надежды на создание в стране собственной авиации. Горячим сторонником формирования национальных военно-воздушных сил был военный министр Османской империи генерал Махмуд Шевкет-паша (1856-1913). Уроженец Багдада, он имел чеченское происхождение. Его предки, выходцы из восточной части Чечни, перебрались сначала в Тифлис, а затем уехали в Ирак, входивший в то время в состав Османской империи, где находились на военной службе. Махмуд Шевкет-паша был человеком неглупым и образованным — он в 1882 г. окончил Стамбульскую военную академию, затем продолжил военное образование во Франции, входил в состав комиссии по закупкам вооружения в Германии. В 1899 году он получил звание бригадного генерала, а в 1905 г. стал губернатором Косово. В 1908 г. командовал 3-й армией, дислоцировавшейся в Фессалонике, а в 1910 году был назначен военным министром Османской империи, одновременно оставаясь генеральным инспектором 1-й, 2-й и 3-й османских армий.

На посту министра Шевкет-паша продолжал курс на модернизацию вооруженных сил страны, в том числе активно поддерживал национальную военную авиационную программу. Было решено повторить отправку курсантов в Европу. В войсковые части были разосланы приглашения всем желающим офицерам принять участие в конкурсе. В Европу должны были направить двух офицеров — владеющих французским языком, имеющих хорошие знания и относительно легкий вес. По результатам экзамена 28 июня 1911 г. были выбраны лучшие — капитан кавалерии Мехмет Феса и инженер-лейтенант Юсуф Кенан. Капитана Мехмета Фесу отправили учиться во Францию, а лейтенант Юсуф Кенан должен был выучиться на пилота в Германии. Но поскольку германская авиационная школа запросила слишком высокую плату за обучение, командование решило направить обоих офицеров во Францию. В июле 1911 г. они приступили к занятиям в знаменитой школе Луи Блерио в Этампе, в окрестностях Парижа.

В конце 1911 г. министр Шевкет-паша распорядился создать в структуре Генерального штаба османской армии отдел развития военной авиации, который вскоре включили в состав Инспекции технических частей и укрепленных районов. Начальником отдела был назначен подполковник Сюрейя Илмен (1874-1955), служивший прежде во втором отделе Генерального штаба. В состав отдела вошли начальник научного отдела подполковник инженерных войск Рефик, майор инженерных войск Мехмет Али и майор Зеки. Разумеется, и подполковник Сюрейя (на фото), и подчиненные ему офицеры практически ничего не знали об авиации и авиационной службе, поэтому им приходилось начинать свою деятельность с повышения собственных знаний. С этой целью турецкий Генштаб поручил военным атташе Турции в Париже, Берлине и Вене прислать литературу по теме военной авиации. После ознакомления с литературой подполковник Сюрейя пришел к выводу о необходимости организации в Османской империи собственной военной авиационной школы, в которой могли бы проходить обучение не два офицера, как в дорогостоящей европейской школе, а куда большее количество курсантов. Однако, идея создания собственной авиационной школы требовала значительных финансовых затрат, в первую очередь — на закупку самолетов и аэростатов, строительство ангаров, полигона. Авиационную школу планировали открыть в Стамбуле. По замыслам военного командования, в школе должны были проходить подготовку 50-60 офицеров, кроме того Стамбул не собирался отказываться и от практики обучения офицеров за границей.

Весной 1912 г. началось строительство двух палаточных ангаров для авиационной школы в деревне Ешилькёй. Тем временем, 21 февраля 1912 г. капитан Мехмет Феса (на фото) и лейтенант Юсуф Кенан завершили курс обучения в авиашколе Блерио и вернулись на родину. 15 марта 1912 года в Стамбул были доставлены два приобретенных в Европе самолета Deperdussin — один двухместный самолет и один одноместный самолет, который планировалось использовать в учебных целях. Пилотами самолетов были назначены капитан Мехмет Феса и лейтенант Юсуф Кенан, прошедшие обучение во французской авиационной школе. 27 апреля 1912 г. они совершили полет над Стамбулом, продемонстрировав командованию полученные ими во Франции навыки по управлению самолетами.

В мае 1912 г. для обучения авиационному делу во Францию были направлены еще 8 офицеров османской армии. Это были капитан пехоты Джелял, капитан пехоты Рефик, капитан пехоты Фейзи, капитан артиллерии Салим, лейтенант Нури, лейтенант Митат, лейтенант-инженер Салим и лейтенант кавалерии Шюкрю.

Помимо подготовки авиаторов, отвечавший за создание турецкой военной авиации подполковник Сюрейя подчеркивал и необходимость начала создания авиационных подразделений в составе армии. По мнению подполковника, сначала было необходимо сформировать авиационные роты центрального подчинения, а затем формировать новые авиационные роты из расчета — одна авиационная рота на один армейский корпус. Для более легкого восприятия структуры авиации офицерами османской армии Сюрейя предлагал оставить в авиации традиционное деление «рота — взвод». В роте должно было быть два взвода, а в каждом взводе — два самолета. Была определена и численность личного состава авиационной роты — 34 человека, в том числе командир роты в звании капитана, 4 пилота в лейтенантских званиях, по 1 механику — унтер-офицеру и по 2 рядовых на каждый самолет, по 2 рядовых на каждый из 6 автомобилей транспортного обеспечения роты — всего 12 человек, 1 ездовой к лошади с водовозной повозкой, 4 рядовых для обслуживания 2 автомобилей, перевозящих мелкие грузы. Таким образом, в роте предполагалось иметь 4 самолета и 8 автомобилей.

25 сентября 1912 года военная авиационная школа Османской империи начала подготовку офицеров для нужд военной авиации страны. Так в Турции появилось первое учебное заведение, готовящее специалистов для национальных военно-воздушных сил. Согласно директиве турецкого Генерального штаба, в состав школы включались: 1) командование школы, 2) офицеры — инструкторы, 3) технические специалисты, 4) караульное подразделение, 5) мастерские, 6) лазарет, 7) склады инструментов и оборудования школы, 8) подземное бензохранилище, 9) самолеты, 10) автомобили, 11) авиационные ангары, 12) взлетно-посадочная полоса. Планировалось в течение года осуществлять три выпуска летчиков. Курс подготовки составлял три месяца, а численность набора — 10-12 офицеров. Подготовку унтер-офицерского состава и рядовых было решено осуществлять в авиационных ротах. Были уточнены и штаты управления и обеспечения школы.



На школу полагался следующий штат управления: 1 начальник школы в звании майора или полковника, 1 заместитель начальника школы — капитан, 4 преподавателя в званиях от младшего лейтенанта до капитана, имеющие квалификацию летчика, 1 врач — майор, 1 младший врач — капитан, 1 помощник руководителя — главный сержант, 1 секретарь, 1 писарь — сержант, 1 писарь — ефрейтор, 1 аптекарь, младший медицинский персонал — 1 ефрейтор и 3 рядовых. Технические подразделения были укомплектованы следующим образом: 1 начальник мастерских — капитан, 1 инструктор — младший лейтенант, 1 сержант, 1 чертежник, 16 рабочих — рядовых и 13 чернорабочих — рядовых, 3 повара — рядовых, 6 водителей — рядовых, 2 водовоза — рядовых, 1 начальник склада — лейтенант или капитан, 1 помощник начальника склада — младший лейтенант. Караульное подразделение школы по численности соответствовало взводу и имело следующий состав: 1 начальник группы охраны — капитан, 1 помощник начальника группы охраны — лейтенант, 2 сержанта, 4 ефрейтора и 40 рядовых.

В авиационной роте были созданы следующие штатные должности: 1 командир роты — старший капитан, 4 летчика — в званиях от лейтенанта до капитана, 1 врач — капитан, 1 аптекарь — младший лейтенант, 1 старший стрелок — главный сержант, 1 помощник главного сержанта, 4 бортстрелка — сержанта, 4 ефрейтора — механика, 1 фельдшер — ефрейтор, 1 столяр — ефрейтор, 1 шорник — ефрейтор, 1 слесарь — ефрейтор, 1 водовоз — рядовой, 1 горнист — рядовой, 1 повар — рядовой, 7 вестовых — рядовые, 30 рабочих и механиков для обслуживания самолетов — рядовые, 24 возницы — рядовые, 2 возницы — сержанта и 4 возницы — ефрейторы.



Таким образом, 1912 год стал отправной точкой в истории формирования турецкой военной авиации. В этом же году численность самолетов, приобретенных Османской империей в европейских странах, была доведена до 15 штук. Первыми самолетами, приобретенными для нужд османской авиации, как мы уже писали выше, были одноместный и двухместный самолеты Deperdussin, доставленные из Франции. Затем были приобретены самолеты Bleriot различных модификаций — два двухместных самолета XI-b, три двухместных самолета XI-2, три одноместных учебных самолета Pingouin. Кроме того, Османская империя приобрела и семь самолетов серии REP. Эти самолеты были разработаны французским авиаконструктором Робером Эно-Пельтри — одним из самых известных воздухоплавателей того времени. В 1910 г. Эно-Пельтри создал собственную авиастроительную фирму, но значительного коммерческого успеха так и не добился. Продажа семи самолетов в Османскую империю стала для него едва ли не главным успешным предприятием.

Рассказывая о первых двух годах становления турецкой военной авиации, нельзя обойти вниманием и развернувшуюся как раз в 1911-1912 гг. Итало-турецкую войну. В октябре 1911 г. итальянский десант высадился в Триполитании (Ливия). Впервые в истории авиации для разведки и бомбардировки вражеских позиций итальянская сторона применила свои военные дирижабли. 23 октября 1911 г. итальянский пилот произвел разведку расположения турецких войск с воздуха, а 24 октября итальянские дирижабли сбросили бомбы на турецкие сухопутные части. Войска Османской империи пытались вести огонь по самолетам с земли и, кстати говоря, не всегда безуспешно. Туркам удалось сбить самолет лейтенанта Манзини, а затем захватить самолет капитана Мойзо. Итало-турецкая война в Северной Африке продолжалась до 18 октября 1912 года. К этому времени османская военная авиация только начинала формироваться, поэтому Стамбул не мог использовать несколько имеющихся в его распоряжении самолетов в боевых действиях. Тем более, что на вооружении османских войск в Северной Африке самолетов не было. Власти Османской империи пытались купить самолеты во Франции и доставить их в Ливию через Алжир, но эта попытка оказалась неудачной, поэтому Итало-турецкая война 1911-1912 гг. в ее авиационном аспекте была односторонней — потенциал авиации смогла применять только Италия. Более активно Османская империя смогла обеспечить участие своей авиации в Балканской и Первой мировой войнах, но это — тема для отдельного материала.

При написании статьи использованы материалы турецких сайтов и сайта www.retroplan.ru.
Автор: Илья Полонский

Использованы фотографии: http://www.bulentozgen.com/, http://www.kokpit.aero/,

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. андрей юрьевич 23 ноября 2016 06:22
    Уже в то время человек все чаще мечтал о том, как подняться в небо
    турки мечтали,а у нас уже летали давно и воевали ! wink
    1. Reptiloid 23 ноября 2016 07:55
      Баба Яга---это конечно супер,но ковёр -то самолёт у них был! И ещё какие-то туфли востроносые или шлёпанцы тоже семимильные...
      Шутки шутками,спасибо, Илья,что сообщаете нам неизвестную информацию!
      А я сейчас вернусь ко вчерашней статье,потому что прочитал её уже вечером.
      1. андрей юрьевич 23 ноября 2016 07:57
        Цитата: Reptiloid
        Баба Яга---это конечно супер,но ковёр -то самолёт у них был!

        не-не-не ! ковёр был у персов...
  2. parusnik 23 ноября 2016 08:06
    С помощью пушки ракета была запущена в воздух и пролетела 300 метров вместе с Лагари.

    Вот откуда волосы растут..знаменитого полета барона Мюнхгаузена на ядре..
  3. V.ic 23 ноября 2016 08:47
    Камрады, что Вы без толку спорите! Через пару-тройку лет будет найдена китайская летопись с описанием первого управляемого полёта, датированного ??? веком, на аппарате тяжелее воздуха, двигатель на черном порохе!
  4. Монархист 23 ноября 2016 11:28
    Начало 20века было всеобщим увлечением авиацией. Илья, если сможете то продолжайте публикации таких материалов:Австро-Венгрия, Сербия,Болгария и сколько найдете и желательно каковы были первые результаты боевого использования?
    1. alatanas 23 ноября 2016 14:29

      Самолет Альбатрос на котором поручики Радул Милков и Продан Таракчиев совершили свой первый боевой полет над Одрином (Адрианополь / тур. Едирне) 16-го октября 1912 г. и сбросили на турецкие позиции 2 гранаты тип "Одринка".
Картина дня