Проект боевой машины Pedrail Landship (Великобритания)

В 1915 году в Великобритании стартовали два перспективных проекта боевых бронированных машин, в основе которых лежали схожие идеи. Авторы этих разработок планировали использовать оригинальные движители системы Pedrail, разработанные конструктором Брамой Джозефом Диплоком. Необычная ходовая часть позволяла повысить проходимость техники, что было важно для будущей эксплуатации в армии. Один из проектов перспективных бронемашин получил обозначение Big Wheel Landship и должен был оснащаться колесной ходовой частью. Машину Pedrail Landship, в свою очередь, планировалось поставить на гусеницы.

Известно, что разработка проекта Pedrail Landship стартовала в первых месяцах 1915 года. Тем не менее, идея, лежавшая в основе этого проекта, появилась раньше. Еще в конце 1914 года было высказано предложение о создании гусеничной бронемашины, способной перевозить солдат с оружием по полю боя. Задачей машины являлось преодоление различных препятствий, в том числе заграждений противника, и защита десанта от пуль и осколков. Усилиями разных специалистов эта концепция дорабатывалась и совершенствовалась. Итогом подобных предварительных работ стало начало нового полноценного проекта.


Опытный образец Pedrail Landship на испытаниях. Фото Aviarmor.net



В ходе развития оригинального предложения в работах участвовали различные специалисты британского военного ведомства и промышленности. Автором полноценного проекта, в свою очередь, считается полковник Рукс Эвелин Белл Кромптон. Этот специалист имел большой опыт в деле создания самоходной техники различного назначения, который можно было использовать при создании новых образцов. Кроме того, к созданию новой техники планировалось привлечь Б.Дж. Диплока – создателя многообещающей ходовой части.

В январе 1915 года Б.Дж. Диплок и его компания Pedrail Transport Company представили военному руководству страны два образца техники на гусеничном шасси типа Pedrail. Один из прототипов представлял собой буксируемую транспортную тележку, второй – подвижный броневой щит для пехоты. Эти образцы привлекли внимание, но не были рекомендованы к принятию на вооружение и массовому производству. В то же время, они показали возможности педрэйл-гусениц, открыв дорогу новым проектам. Именно после той демонстрации началась работа над двумя «Сухопутными кораблями», один из которых создавался под руководством Р.Э.Б. Кромптона.


Схема гусеницы типа Pedrail. Чертеж из патента US1014132


Следующие недели ушли на разработку предварительной версии проекта Pedrail Landship, которую предполагалось представить ответственным лицам. В начале марта часть документации отправили в недавно созданный Комитет сухопутных кораблей Королевской морской авиации. Позже, 20 марта, состоялось заседание, в ходе которого Комитет во главе с председателем Уинстоном Черчиллем рассмотрел имеющиеся предложения и вынес свое решение. Проекты Pedrail Landship Р.Э.Б. Кромптона и Big Wheel Landship Т.Дж. Хезерингтона получили одобрение чиновников. В ближайшей перспективе предлагалось построить 12 бронемашин Pedrail Landship и шесть Big Wheel Landship.

К этому времени была определена большая часть особенностей конструкции перспективной бронемашины. Кроме того, сформировали предполагаемые методики ее боевого применения. Основной задачей машины, по задумке авторов проекта, было преодоление заграждений противника с одновременным обстрелом его позиций при помощи пушек и пулеметов. От ответного огня экипаж планировалось защитить сравнительно мощным бронированием. Такие взгляды на боевое применение позволяют считать машину Pedrail Landship одним из первых «передвижных фортов», создававшихся в разных странах в годы Первой мировой войны.

Проект боевой машины Pedrail Landship (Великобритания)
Ранний вариант боевой машины. Рисунок Bath-at-work.org.uk


Первый вариант бронемашины Pedrail Landship, в дальнейшем получивший дополнительное обозначение Makr I, должен был выглядеть следующим образом. Предлагалось использовать броневой корпус большого удлинения с надстройкой-рубкой в центральной части его крыши. Конструкция корпуса была симметричной, передний и задний агрегаты имели одинаковую форму. Лоб и корма получило сравнительно сложные обводы с наклонным верхним листом и изогнутой нижней деталью. Последняя предназначалась для повышения проходимости по сложным трассам. Внутри корпуса планировалось разместить пост управления для водителя, две силовые установки, вооружение и места нескольких членов экипажа.

На ранних стадиях формирования облика бронемашину с ходовой частью типа Pedrail предлагалось оснащать одной гусеницей, проходящей почти по всей длине корпуса. Позже появилось предложение об использовании двух педрэйл-гусениц тандемного размещения. Таким образом, по одной тележке оригинальной конструкции следовало размещать в передней и задней половинах корпуса. Непосредственно над тележками размещались два блока, состоявших из собственного бензинового двигателя и механической трансмиссии, передающей крутящий момент на гусеницы. Часть конструкции силовой установки заимствовалась у одного из серийных тракторов.


Pedrail Landship Mk.I. Рисунок Bath-at-work.org.uk


В соответствии с идеями Б.Дж. Диплока, ходовая часть машины Pedrail Landship Mk.I имела широкую гусеницу необычной конструкции. Основой каждой тележки являлись две рамы сложной формы, на внешней поверхности которых имелись рельсы. По этим рельсам должны были передвигаться ролики, соединенные с элементами гусеничных цепей. Тележка имела два рельса и две цепи с полным набором роликов. Звено цепи, оснащенное двумя роликами, имело крепления для установки плиты-опоры. Последние отличались большой шириной и должны были устанавливаться сразу на две цепи. Таким образом, движитель имел максимально возможную площадь опорной поверхности. С конструкцией бронемашины тележка соединялась при помощи боковых креплений рамы. Ведущие колеса помещались впереди на передней тележке и сзади на задней.

Тележки с собственными двигателями предлагалось монтировать на рамах сокращенной длины. Между собой эти рамы соединялись при помощи шарнира, обеспечивающего их перемещение в горизонтальной плоскости. За счет шарнира и соответствующих приводов элементы ходовой части могли менять свое положение, обеспечивая маневрирование с небольшими углами поворота. При этом предусматривалось шарнирное соединение рам с корпусом, позволявшее обойтись без использования сочленений в его конструкции.


Модификация Mk.II. Рисунок Bath-at-work.org.uk


Основным оружием машины Pedrail Landship Mk.I должна была стать 12-фунтовая пушка калибра 76,2 мм. Также имелась возможность использования пулемета. Для монтажа вооружения предусматривались амбразуры в разных частях корпуса. Управлять вооружением и машиной в целом должен был экипаж из восьми человек.

Первый вариант «Сухопутного корабля» конструкции Р.Э.Б. Кромптона должен был иметь боевую массу на уровне 25 т при длине около 10 м и максимальной высоте (по надстройке) более 3 м. Применение педрэйл-гусениц позволило довести удельное давление на грунт до 5,5 кг на кв.см. Это было достаточно много, однако и в таком случае имелось заметное преимущество перед другими разработками того времени.

В марте 1915 года проект Pedrail Landship Mk.I получил одобрение и был рекомендован к дальнейшей разработке. По результатам конструкторских работ в ближайшем будущем планировалось построить первую партию бронетехники. Тем не менее, вскоре выяснилось, что проектирование, скорее всего, затянется. Дело в том, что заказчик счел ненужным «подвижный форт» с артиллерийским вооружением. Комитет сухопутных кораблей распорядился переделать имеющийся проект в соответствии с обновленными требованиями. Теперь следовало построить гусеничный бронированный транспортер для солдат. Размеры десантного отделения и грузоподъемность должны были обеспечить перевозку 70 солдат с личным оружием и несколькими пулеметами.


Схема Pedrail Landship Mk.III. Рисунок Bath-at-work.org.uk


Предполагалось, что после такого изменения бронемашина сможет перевозить солдат с оружием через нейтральную полосу, после чего они будут десантироваться прямо на позиции противника. На случай использования врагом каких-либо заграждений машина должна была иметь соответствующее оснащение. В частности, предлагалось использовать набор люков и откидных бронелистов, позволяющих саперам выйти за пределы десантного отделения и, оставаясь под защитой, убрать препятствие.

Новые требования привели к изменению исходного проекта. В первую очередь, машина Pedrail Landship Mk.I лишилась надстройки с рабочим местом водителя и 12-фунтового орудия. Также был переработан корпус. Увеличилась его ширина, а крыша теперь имела боковые скосы, прикрывающие бортовые ниши. Конструкция ходовой части при этом не менялась. Подобные изменения позволяли получить место, необходимое для размещения крупного десанта с вооружением и боеприпасами.


Опытный образец, собранный из двух серийных тракторов. Фото Aviarmor.net


Предварительный проект десантной бронемашины был подготовлен уже в конце марта 1915 года. Тем не менее, и его вскоре пришлось дорабатывать. В апреле полковник Кромптон отправился на Западный фронт для изучения реалий Первой мировой войны. На фронте выяснилось, что работа артиллерии оставляет на поле боя характерный «лунный пейзаж». Значительное число воронок от снарядов имело большие размеры, делавшие невозможным перемещение «Сухопутного корабля» в его существующем виде. Потребовались новые изменения проекта, направленные на значительное повышение проходимости.

Уже в апреле 1915 года началась работа над улучшенным вариантом машины Pedrail Landship, также известным под обозначением Mark II. В этом проекте был сохранен ряд узлов агрегатов, однако появились новые рама и корпус. Было решено разделить единый корпус на две симметричные секции с собственными рамами, двигателями и гусеничными тележками. Между собой корпуса соединялись шарниром с системами управления направлением движения. В отличие от первого проекта, шарнир допускал изменение взаимного положения секций в двух плоскостях, давая возможность движения по более сложным поверхностям. Платой за разделение корпуса стало сокращение полезных объемов. Pedrail Landship Mk.II мог перевозить только 55 солдат.


Полноценный прототип Pedrail Landship, построенный по ранней версии проекта. Рисунок Shusharmor.livejournal.com


После переработки основных положений архитектуры перспективной машины было решено изменить часть других агрегатов. Использовавшиеся в проекте узлы серийных тракторов не отличались высокими характеристиками, что привело к предложению о перестройке машины с применением другой основы. Рассматривались тракторы британского и американского производства. Вскоре был подписан контракт на поставку американских тракторов марки Bullock, лучше соответствовавших требованиям проекта.

Заказанная техника прибыла к середине лета. Вскоре два трактора соединили кормовыми частями при помощи шарнира и механизмов управления. Также доработали системы управления, после чего обеими машинами можно было управлять с рабочего места одного из водителей. В таком виде техника вышла на полигонные испытания, в ходе которых показывала возможности в деле передвижения по пересеченной местности. Характеристики были подтверждены, что позволяло продолжить работу по проекту.

Почти одновременно с испытаниями доработанных тракторов заказчик вновь изменил требования к «Сухопутному кораблю». Военные разочаровались в идее бронетранспортера для большого количества солдат и пожелали получить боевую машину с большим количеством артиллерийского вооружения требуемой мощности. Р.Э.Б. Кромптону и его коллегам вновь пришлось перерабатывать проект, используя существующие наработки и новые идеи. Очередная переделка проекта получила обозначение Pedrail Landship Mark III.


Опытный образец перед выходом на испытания. Фото Wikimedia Commons


Была сохранена сочлененная схема, однако ряд других основных идей проекта подвергся серьезной переработке. Вновь предлагалось использовать симметричные секции корпуса, однако они имели иную конструкцию. Лоб секции был сделан клиновидным со скошенным днищем, улучшающим проходимость, Передняя часть горизонтальной крыши помещалась на меньшей высоте, чем кормовая. При этом оба участка крыши получили погон для установки башен. Вооружение следовало помещать в башнях цилиндрической формы. Вместо одногусеничной тележки теперь планировалось использовать ходовую часть с парой гусениц на каждой секции.

В башнях можно было устанавливать пушки калибра до 40 мм или пулеметы. Кроме того, четыре дополнительные пулеметные установки помещались на скулах секций корпуса. Подобный комплекс вооружения обеспечивал эффективную борьбу с пехотой и укреплениями противника на всех направлениях.

Общая длина машины Pedrail Landship Mk.III осталась на уровне предыдущих разработок – около 10 м. Высоту, несмотря на установку башен, удалось сократить до 2,3 м. Боевая масса составляла прежние 25 т. Состав экипажа должен был определяться в соответствии с комплексом вооружения.

К середине 1915 года военные успели разочароваться в концепции «сухопутного корабля». Несколько изменений технического задания и последующие переделки проекта привели к затягиванию работ и выявлению массы технических и технологических проблем. Продолжение работ по проекту Pedrail Landship Mk.III все еще имело смысл, однако все больше специалистов начинало сомневаться в его целесообразности. Главным последствием разочарования заказчика стал отказ от будущего строительства 12 бронемашин. Планы сократили до производства и испытаний всего одного опытного образца.


Прототип после изготовления легкого корпуса. Фото Aviarmor.net


Изначально строить новую технику должна была компания Foden Ltd. Тем не менее, уже весной 1915 года контракт передали фирме Metropolitan Carrige, Wagon & Finance Company. Новый подрядчик выполнил основную часть требуемых работ, после чего контракт вновь передали другому исполнителю. Окончательная достройка опытной машины Pedrail Landship велась на предприятии Stothert & Pitt Ltd. В роли субподрядчиков к проекту привлекли несколько других организаций. В частности, компания Rolls-Royce отвечала за поставку требуемых двигателей.

Опытный образец вышел на испытания в июле. От полноценной бронемашины последнего проекта прототип отличался значительно упрощенной конструкцией, основывавшейся на проекте Pedrail Landship Mk.I. Основой этой машины стала рама, выполненная из металлических профилей. В передней и задней частях рамы установили две гусеницы типа Pedrail. Тележки имели возможность поворота вокруг вертикальной оси, что использовалось для маневрирования. Для некоторого улучшения проходимости перед гусеницами и позади них появились два ролика. Непосредственно над тележками помещались два бензиновых двигателя Rolls-Royce мощностью 100 л.с. с механической трансмиссией. Пост управления с крупным рулевым колесом, контролирующим положение тележек, поместили в передней части рамы.

Изначально шасси использовалось в испытаниях в исходном виде. Позже опытную машину доработали. На шасси смонтировали легкий корпус со сравнительно высокими бортами и рамой для крепления тканевого тента. Внешне доработанный прототип походил на автобус бескапотной компоновки. Установка корпуса и тента в определенной мере упростила проведение испытаний, продолжавшихся до осени. Металл и ткань с определенной эффективностью защищали экипаж от осадков.


Преодоление препятствий. Бортовой тент поднят. Фото McTodd69 / Photobucket.com


В ходе проверок опытной машины было установлено, что существующее шасси имеет возможность развивать скорость до 15 миль в час (около 24 км/ч) и преодолевать некоторые препятствия. Тем не менее, использование жесткой рамы с двумя тележками серьезно ограничивало подвижность на сложных ландшафтах. Сочлененная архитектура, по-видимому, позволяла улучшить параметры проходимости.

Испытания первого и последнего прототипа завершились осенью 1915 года. Машина показала свои плюсы и минусы, позволив определить реальные перспективы проекта. Опытный образец с ходовой частью на основе педрэйл-гусениц показал неплохой потенциал, однако ряд его характерных черт самым серьезным образом ограничивал реальные возможности. Вероятно, строительство нового прототипа сочлененной схемы позволяло решить часть имеющихся проблем, однако к испытаниям привлекалось только одно шасси, основывавшееся на ранней версии проекта. Строительство второго прототипа иной конструкции не планировалось.

К моменту начала испытаний опытной машины Pedrail Landship британская промышленность успела создать несколько других проектов перспективной бронетехники. В частности, в начале осени командованию продемонстрировали опытный образец техники проекта Little Willie, считающийся первым работоспособным прототипом танка. Инженерам удалось найти идеи и решения, способные привести к решению поставленных задач. Как следствие, дальнейшее развитие прочих проектов теперь не имело смысла.


Движение с креном. Фото Europeana1914-1918.eu


Успех альтернативных разработок привел к остановке работ по проекту Pedrail Landship. Специалисты промышленности и армии завершили испытания единственного прототипа, в ходе которых собрали весь объем необходимых сведений. После этого никаких других работ не велось ввиду отсутствия реальных перспектив.

После завершения испытаний единственный прототип передали в Бовингтон, где он хранился в течение некоторого времени. В 1923 году более не нужную машину отправили на разборку. На этом история проекта Pedrail Landship завершилась. К моменту утилизации единственного прототипа оригинальной машины британская армия успела получить значительное число серийных танков нескольких моделей. Альтернативные проекты сначала показали свой потенциал на полигонах, а затем подтвердили характеристики на полях сражений Первой мировой войны. Машина на педрэйл-гусеницах не смогла конкурировать с ними уже на стадии проверок, из-за чего осталась в единственном экземпляре. В дальнейшем британские инженеры снова пробовали применить оригинальный движитель в новых проектах, но теперь речь шла о разработках гражданского назначения. В области боевой техники предполагалось использовать иные технологии и решения.


По материалам:
http://bath-at-work.org.uk/
http://aviarmor.net/
http://landships.activeboard.com/
http://tanks.net/
Fletcher D. The British Tanks 1915-19. The Crowood Press, 2001
Федосеев С. Танки Первой Мировой. – М.: Яуза: Эксмо, 2010.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. adma 23 ноября 2016 18:35
    "Педраил"? Я правильно прочитал??? Ну тут уж во истину - как корабль назовёшь, так он и поплывёт.
  2. Документалист 23 ноября 2016 20:32
    Версия с двумя тележками - как прообраз двухзвенного "Витязя"
  3. Даос 24 ноября 2016 12:35
    Трамвай... ;-)
Картина дня