Воздушная стража султана. Боевой опыт Первой мировой и конец османской военной авиации

28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Так началась Первая мировая война. В правящих кругах Османской империи не было единой точки зрения относительно того, чью сторону принять в конфликте и стоит ли вообще вступать в войну. Мнения «триумвирата пашей», фактически осуществлявшего управление империей и определявшего ее политику, разделились. Джемаль-паша выступал в поддержку сотрудничества с Антантой, но Энвер-паша и Талаат-паша были сторонниками союза с Германией и Австро-Венгрией. Кроме того, Османская империя уже имела достаточно развитые военно-политические и экономические связи с Германией, поэтому прогерманская позиция в конечном итоге победила.

2 августа 1914 года был подписан союзный договор с Германией, в стране была объявлена мобилизация мужского населения. Османская империя готовилась вступить в войну. Однако, значительная часть представителей правящей элиты все еще выступала против начала боевых действий. Не был сторонником вступления в войну и великий визирь Саид Халим-паша (1863-1921, на фото), хотя именно он подписал союзный договор с Германией в качестве главы османского правительства. Тем не менее, военный министр Энвер-паша и нижестоящие генералы приняли решение о вступлении османской армии в войну, не дожидаясь одобрения политической верхушки. 29-30 октября 1914 г. османский флот обстрелял российские черноморские порты — Севастополь, Одессу, Новороссийск и Феодосию. 2 ноября 1914 г. Российская империя объявила войну Османской империи, а 5 и 6 ноября в войну против Османской империи вступили Великобритания и Франция.

Ко времени начала Первой мировой войны ее ключевые участники уже имели в своем распоряжении не только сухопутные войска и военно-морские флоты, но и военную авиацию — стремительно развивающийся и совершенствующийся новый вид вооруженных сил. Собственная авиация была и у Османской империи. Правда, из всех воюющих держав Османская империя обладала самой слабой авиацией, что было обусловлено и отсутствием научно-технического потенциала, и финансовыми проблемами, и относительно поздним началом создания собственных военно-воздушных сил — османское правительство серьезно подошло к вопросу создания собственной авиации только в 1911-1912 гг., за два — три года до начала Первой мировой войны. Непосредственно перед вступлением Османской империи в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии, из турецкой военной авиации были удалены французские военные инструкторы. На смену им прибыли германские офицеры. Германия стала и главным поставщиком самолетов и авиационного оборудования для нужд османской армии, а немецкий обер-лейтенант Эрих Серно (на фото), произведенный в капитаны, возглавил Авиационную школу в Ешилькёй — кузницу кадров османской военной авиации.


Военная авиация находилась в подчинении 13-го отдела Генштаба османской армии и включала в свой состав Авиационную школу, Отряд воздухоплавания (оснащенный воздушными шарами и дирижаблями), Метеорологический отдел и девять авиационных рот, размещенных на важнейших направлениях и подчиненных командованию полевых армий. Планировалось использовать авиацию на Дарданелльском направлении, на Кавказском фронте и на Ближнем Востоке.

С самого начала боевых действий одним из важнейших направлений стал Кавказский фронт. В первый же день объявления войны российская армия перешла границу Османской империи. На границе с закавказскими территориями Российской империи тогда дислоцировалась 3-я османская армия в составе трех корпусов. Попытка обеспечить 3-ю армию авиацией сорвалась из-за действий российского флота. Первоначально командование планировало направить для ведения воздушной разведки в расположение третьей армии два самолета «Блерио». Их погрузили на грузовые суда, следовавшие в Трабзон.

Вместе с самолетами находились и пилоты капитаны Салим и Феса. Однако, в ночь с 6 на 7 ноября 1914 г. русские корабли атаковали и потопили османский конвой. Летчиков подобрали русские моряки и отправили в Сибирь — в лагерь для военнопленных. После этой истории Османская империя в течение 1914 года авиацию на Кавказском фронте не применяла. Не прибегали к помощи авиации на Кавказском направлении и российские войска. 4 марта 1915 г. российская сторона впервые применила самолет против кавалерийской дивизии османской армии на Кавказском фронте, однако османы и весь 1915 год не использовали на этом направлении авиацию. Хотя командование 3-й армии обращалось к Генштабу с запросом об отправке самолетов и летчиков, штабисты ответили, что новая авиационная рота может быть сформирована и переброшена на Кавказский фронт только после прибытия новых самолетов, заказанных в Германии.

Воздушная стража султана. Боевой опыт Первой мировой и конец османской военной авиации


Куда более активно в 1914-1915 гг. османская авиация действовала на Дарданелльском фронте. Это направление было для османского командования стратегическим, поскольку в непосредственной близости находилась столица страны Стамбул. 25 августа 1914 г., еще до начала войны, на аэродром Нара прибыл самолет старшего лейтенанта Фазыля, который приступил к разведывательным полетам над близлежащими островами, прежде всего над Лемносом. Воздушную разведку османы проводили весь сентябрь 1914 года, изучая перемещения британского флота в районах островов Лемнос, Бозджаада и Гёкчеада. Также в район прибыл двухместный гидросамолет «Ньюпор» под управлением капитана Савми. Фактическое руководство авиацией на Дарданелльском направлении осуществлял прибывший в Чанаккале капитан Серно — германский офицер, занимавший должность советника по вопросам авиации при османском Генштабе и начальника Авиационной школы. Вместе с наблюдателем, другим германским офицером капитаном Шнайдером, капитан Серно принимал и личное участие в разведывательных полетах. Благодаря ведению воздушной разведки, османы получили возможность оперативно реагировать на передвижения вражеского флота. Так, 18 марта 1915 г. удалось отбить атаку вражеских кораблей.



В Чанаккале находились три самолета, немецкие пилоты — инструкторы и три турецких пилота, а также немецкие техники. Из них была сформирована 1-я авиационная рота под командованием немецкого лейтенанта Пройснера. В оперативном отношении рота подчинялась командованию укрепленного района пролива Дарданеллы. В марте 1915 г. в район Дарданелл была переброшена английская и французская авиация. Всего здесь находились 20 английских и французских самолетов с опытными пилотами, однако три турецких самолета продолжали разведывательные полеты над островами близ пролива. 18 апреля 1915 г. произошел первый воздушный бой — самолеты Антанты атаковали османские самолеты, пытавшиеся прорваться к аэродрому на острове Бозджаада.

Союзники планировали высадку десанта в районе Галлиполи, поэтому османское командование регулярно ставило перед летчиками задачи по проведению разведывательных полетов над прибрежными участками морской поверхности. Во время одного из разведывательных полетов османский самолет сбросил несколько бомб на два французских крейсера. Особое беспокойство османского командования вызывал аэростат, находившийся на одном из английских кораблей. С него противник осуществлял корректировку огня. Поэтому османские самолеты атаковали корабль с аэростатом, но сброшенные бомбы не причинили серьезного ущерба ни кораблю, ни аэростату.

22 июня 1915 г. произошел еще один воздушный бой между двумя османскими самолетами и самолетом противника. В результате боя один из османских самолетов был поврежден и был вынужден совершить аварийную посадку. Османская авиация приступила и к разбрасыванию с самолетов пропагандистских листовок на английском языке, обращенных к солдатам противника. 18 июля османский самолет атаковал катер командующего войсками Антанты Йена Гамильтона. Однако, катер командующего не пострадал.

По причине малой численности, османская авиация не могла серьезно соперничать с авиацией Антанты на Дарданелльском направлении, но многие разведывательные вылеты османских пилотов были вполне успешными. Поэтому силы Антанты предпринимали неоднократные попытки уничтожить военный аэродром в Чанаккале, где базировались османские самолеты и откуда совершались боевые вылеты. Для введения пилотов Антанты в заблуждение, османское командование расположило на аэродроме «ложные мишени» — непригодные к полетам аэропланы, тогда как боеспособные самолеты были тщательно замаскированы.



На помощь 1-й авиационной роте были направлены закупленные в Германии новейшие самолеты, вооруженные пулеметами и способные выступать в качестве истребителей — бомбардировщиков. Германское командование прислало на Дарданелльское направление 5 самолетов Albatros-C и 5 гидросамолетов Gotha. Самолеты были переданы в 1-ю авиационную роту, а три гидросамолета — командованию укрепленного района. Еще два гидросамолета оставили в Стамбуле. Первая авиационная рота продолжала выполнять задачи по проведению воздушной разведки, аэрофотосъемке позиций артиллерии противника, бомбардировке артиллерийских позиций и складов боеприпасов. Так, 18 сентября 1915 г. османские гидросамолеты атаковали английский корабль с аэростатом и сбросили на него бомбы. В результате бомбардировки загорелся крейсер противника, но корабль с аэростатом опять не пострадал. В конце сентября было совершено еще несколько вылетов с последующей бомбардировкой вражеских кораблей и катеров. В результате операции, проведенной 19-22 декабря 1915 года и 8-9 января 1916 года османским войскам удалось восстановить контроль над проливом Дарданеллы и прилегающим районом. Таким образом, именно на Дарданелльском направлении османская авиация получила реальное боевое крещение, включая воздушные бои с самолетами противника и проведение эффективной бомбардировки вражеских позиций.

Участие османской авиации в боевых действиях активизировалось в 1916 году. К этому времени, благодаря помощи Германии, на вооружении османской армии и флота находилось 90 самолетов. Авиамашин было даже больше, чем пилотов — последних насчитывался 81 человек. В 1916 г. на Кавказский фронт было решено перебросить 7-ю авиационную роту под командованием капитана Али Ризы-бея (на фото), но по причинам плохих погодных условий отправка наземным транспортом из Трабзона на Эрзурумское направление была отложена. Затем пилоты попытались перегнать самолеты в Эрзинджан по воздуху. Но при посадке первый самолет развалился на части, а второй самолет получил повреждения и также потерял свою функциональность. Однако, затем в район были доставлены другие самолеты.

Весь 1916 год османская авиация действовала на Кавказском фронте достаточно активно, совершая разведывательные полеты и бомбардировки российских позиций. В конце 1916 г. в составе 2-й армии со штабом в Диярбакыре была сформирована 10-я авиационная рота под командованием германского офицера-инструктора обер-лейтенанта Вестфа. В Стамбуле готовилась к отправке 8-я авиационная рота. В 1917 году обстановка на фронте стала меняться, что было связано с Февральской революцией в России и последовавшими за ней бурными политическими событиями. 18 декабря 1917 года было заключено перемирие с Советской Россией.

Еще одним направлением, где применялась авиация, был Ирано-Иракский фронт. Здесь действовали 2-я авиационная рота и 12-я авиационная рота, причем в составе последней не было самолетов. Османской авиации на Ближнем Востоке противостояла куда более мощная английская авиационная группировка, однако весь 1917 год османские авиаторы совершали разведывательные полеты, вступали в воздушные бои с самолетами противника.



После поражения Османской империи в Первой мировой войне прекратила свое существование и османская военная авиация. Впрочем, многие военные летчики, участвовавшие в Первой мировой войне, впоследствии внесли огромный вклад в развитие военно-воздушных сил уже постосманской Турции. Одним из них был Веджихи Хюркюш (1896-1969) — один из самых известных турецких военных летчиков. Окончив знаменитую Авиационную школу, он принимал участие в боевых действиях и стал первым османским летчиком, сбившим вражеский самолет. Затем, на Кавказском фронте, Хюркюш попал в плен к российским войскам. Летчик сумел совершить побег с острова Наргин и вплавь добрался до берега. Вернувшись в расположение османских войск, он продолжил службу в 9-й авиационной роте и в 1918 году начал конструировать свой первый самолет — истребитель, однако эта задача не была им завершена из-за окончания Первой мировой войны. Уже в послевоенные годы, в кемалистской Турции, Хюркюш занялся авиаконструированием и все сконструировал несколько собственных моделей самолетов.

Таким образом, Первая мировая война стала серьезнейшим испытанием для османской военной авиации. Она выявила все недостатки в подготовке летчиков и материально-техническом обеспечении военно-воздушных сил. Османской авиации так и не удалось хотя бы примерно сравняться с военно-воздушными силами европейских держав. Лишь после распада империи и создания Турции началась новая эпоха в развитии национальных вооруженных сил, в которой и военная авиация страны вышла на серьезный уровень, превратившись в одну из наиболее мощных в регионе и в блоке НАТО в целом.

При написании статьи использованы материалы турецких сайтов и сайта www.retroplan.ru
Автор: Илья Полонский

Использованы фотографии: http://www.turkeyswar.com/, http://waronline.org/,

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 28 ноября 2016 07:43
    Заря авиации в Турции как-то особо не задалась...романтизму не хватило..Спасибо,Илья..
  2. V.ic 28 ноября 2016 08:17
    Интересная статья. Вывод: без собственного авиастроения значение собственной авиации стремится к "нулю".
  3. Reptiloid 28 ноября 2016 10:41
    Интересная тема, о которой не задумывался раньше.Спасибо, Илья.
Картина дня