Military Review

Umbrella for the Russian outpost ("Mirror of the Week", Ukraine)

0
Umbrella for the Russian outpost ("Mirror of the Week", Ukraine)While the economic crisis roams the world, and the United States is occupied by Iraq and Afghanistan, Russia is in a hurry to strengthen its presence in the post-Soviet space. Following the agreement on the extension of the stay of the Russian Black Sea fleet in Crimea, the Kremlin intends to soon sign a protocol on extending the stay of the 102nd Russian military base in Armenia. Yerevan, in turn, is also ready to continue this “prenuptial agreement”: information on forthcoming amendments to the Russian-Armenian agreement on the Russian military base of March 16, 1995, has already been confirmed by the secretary of the local National Security Council Artur Baghdasaryan.


According to the draft protocol, two changes will be made to the contract. They concern the duration of stay and the goals of the Russian military base in the Armenian city of Gyumri. Now Article 25 provides not 25-year, but 45-year contract with automatic renewal for the next five-year periods. (In order to avoid misunderstandings, the representative of the Armenian Ministry of Defense stated that the renewal will occur from the day of signing the contract, that is, starting from 1995. However, this is not the final text of the protocol. And it is quite possible that the extension will be counted from 2010.) In addition, Article 3 will change: a number of tasks of the Russian base in addition to “exercising functions to protect the interests of the Russian Federation” will now also include ensuring Armenian security. Including through the supply to Yerevan of "modern and compatible weapons, military (special) equipment".

For Russia, this is more than a successful deal. As a military objective, the 102nd Russian military base includes three motorized rifle regiments (123rd in Yerevan, 124th and 128th in Gyumri), 992nd artillery regiment, 988th anti-aircraft missile regiment, 116th separate tank Battalion, 772nd Separate Reconnaissance Battalion. 426th aviation The group, located at the airport in Erebuni, includes 18 MiG-29 fighters. According to Russian media reports, up to a hundred tanks, about three hundred armored vehicles, artillery systems and various types of anti-aircraft missile systems are in service. The number of the base is about four to five thousand people. They are located in military camps in Gyumri and Yerevan. (By the way, the Russian military who left the military bases in Akhalkalaki and Batumi were relocated to Gyumri.) The Russian mass media write that half of the officers and almost all contract soldiers are Armenians who received Russian citizenship.

The task of this group of Russian troops is to cover the southern flank of Russia and protect Armenia as a party to the Collective Security Treaty. But even according to the estimates of the Russian military experts themselves, the base in Armenia is only a fragment of a powerful strategic security system deployed during the times of the Soviet Union along the borders of Turkey and Iran. But only for Moscow, the base in Gyumri is more than soldiers, airplanes, tanks or C-300B anti-aircraft missiles.

At one time, the speaker of the Russian State Duma, Boris Gryzlov, remarked: "Armenia is the outpost of Russia in the South Caucasus." And to lose this country for the Kremlin is tantamount to leaving the region. And the base in Gyumri is a demonstration of the Russian flag in the South Caucasus, a way to strengthen and strengthen its influence in the region, a means to preserve Armenia in the sphere of Russian influence for many years. As Ariel Cohen, a leading expert of the Heritage Foundation on Russia, Eurasia and International Energy Security, noted in his article in the Wall Street Journal, “the Russian-Armenian protocol makes Russia the dominant power in the South Caucasus, since the United States and NATO are not ready for a long-term military presence region. "

But for Yerevan, the Russian military presence is one of the elements of ensuring the country's security: the Armenian establishment feels a lack of security, believing that it borders on at least two hostile states - Azerbaijan and Turkey. And although the majority of Armenian political parties have not yet expressed their attitude towards changes in the 1995 treaty of the year, it is difficult to imagine that any Armenian government will raise the issue of the withdrawal of Russian troops to the Kremlin in the coming years. On the contrary, leading Armenian politicians are interested in strengthening this presence. And therefore for the 102 of the Russian military base, the most favored regime has been created: the rent for the base in Gyumri is not charged, Armenia provides it with the necessary communal services. And the border group of the FSB of Russia, together with the Armenian border guards, has been protecting the borders of the republic with Turkey and Iran since 1992. (58 frontier posts of the frontier department of the FSB of Russia are operating in Armenia today.)

The security problem for Armenia is primarily related to Nagorno-Karabakh, because of which the country has been in a state of confrontation with Azerbaijan for a year already. Baku has not yet expressed protest in response to the extension of the stay of the Russian military base in Gyumri. But Yerevan cannot but be disturbed by the fact that Azerbaijani President Ilham Aliyev constantly declares his readiness to restore the territorial integrity of the state. Including by force. The attention of the Armenian leadership cannot go beyond the fact that the annual budget of the defense ministry of Azerbaijan is approximately equal to the annual budget of Armenia. Even with Turkey, despite some rapprochement, Yerevan still has uneasy relations. Complex relations with Ankara and Baku, the geographical location of Armenia predetermined the fact that this country has been in a semi-blockade for a decade and a half.

In the situation of the ongoing Nagorno-Karabakh conflict and the Armenian-Azerbaijani confrontation, Yerevan is focused on Moscow, its main military ally and main economic partner. As a result, Russia is the largest investor in the Armenian economy. Moreover, almost all strategic enterprises of Armenia are fully or partially owned by Russian companies. Including the objects of the fuel and energy sector: ArmRosgazprom, the Hrazdan TPP, the Sevan-Hrazdan cascade of hydropower stations, distribution networks, the Armenian NPP. In 2008, Russian Railways transferred the concession right to manage the Armenian railway.

This aspect of relations between Yerevan and Moscow was very well characterized by one of the participants of the Armenian Internet forums: “Everything is extremely simple: we are“ friends ”with Russia on the basis of mutual benefit. We need their military support, since Russia, it must be admitted, is the world leader of armaments. Well, in return, they get an ally in the South Caucasus. And even more: their presence in Armenia is beneficial for them as well, since this region is now both in the interests of the United States and Russia. ”

Considering the permanent instability in the region, Armenia believes that Russia should act as a guarantor of its security in the event of the military stage of the Nagorno-Karabakh conflict. The events in Kyrgyzstan showed that the mechanisms built within the framework of the CSTO do not work in crisis situations. Therefore, in Yerevan, preference is given to the bilateral format of cooperation. It is not by chance that the representatives of the Armenian leadership especially emphasize that the new agreement provides: Russia, together with the Armenian army, undertakes to ensure the security of Armenia.

However, not all Armenian experts and politicians believe that in the event of a new armed confrontation around Nagorno-Karabakh, Moscow will decide on military intervention in the conflict on the side of Yerevan, protecting it from its strategic ally Baku. “It is difficult to say whether the security of our country is increasing as a result of changes in the contract. If you immediately give all strategic trumps to your partner, then your value drops. And the appearance of a clause on ensuring the security of Armenia in the new agreement on the presence of the Russian base does not mean that Russia will fight with someone for the sake of Armenia, ”Stepan Grigoryan, expert of the Analytical Center for Globalization and Regional Cooperation, said in an interview with ZN. After all, there is a third in the Armenian-Russian relations - Azerbaijan.

Unresolved political and economic problems force Yerevan to focus on Moscow. But the Armenian leadership is aware that the Kremlin has its own interests in the region and they often do not coincide with the national interests of Armenia. That is why Armenians are trying to expand contacts of their country with NATO, with which this South Caucasian state cooperates in the framework of the Individual Partnership Plan: Yerevan cannot but alarm the development of relations between Moscow and Baku, especially in the sphere of military-technical cooperation. For example, the fact that Russia intends to sell Azerbaijan two divisions of the C-300 anti-aircraft missile system. (However, the final decision, apparently, has not yet been made in Moscow.) And although this air defense system is defensive, not directly threatening either Armenia or Nagorno-Karabakh, Yerevan feels like a loyal ally, because it believes that C-300 will not just change military balance in the conflict zone, but also allows Baku to be more aggressive.

But the Kremlin, in its relations with Yerevan and Baku, is trying to prevent a skewing and preserve the existing military-political balance in the region, supplying weapon both sides. After all, Russia has its base not only in Armenia, but also in Azerbaijan, renting the Gabala radar station, designed to protect against intercontinental ballistic missiles, as well as for the continuous monitoring of outer space. Moscow actively cooperates with Baku in various areas of security (the fight against drug trafficking and terrorism, the supply of equipment, military education). At the same time, Russians at the same time closely interact on the same issues with Yerevan. According to official data, there are also two C-300 air defense systems at the Russian base in Gyumri.

It is quite possible that making changes to the agreement on the Russian military base, providing Yerevan with a more durable security umbrella is a kind of compensation to Armenia from the Russian side in exchange for the possible sale of C-300 defense complexes to Azerbaijan, an attempt to mute the concerns of the Armenian establishment. And at the same time give a political signal to Baku in order to refrain from the use of force in resolving the Nagorno-Karabakh conflict. Experts believe that "taking into account relations with Baku, Moscow will strive to keep sides from escalation as much as possible, while maintaining distance in the event of military confrontation." But taking on the role of a mediator, Moscow is at the same time interested in further maintaining the status quo in the region. After all, this situation gives serious levers of influence on regional players and allows them to feel more confident in the geopolitical parties being played.
Author:
Originator:
http://inosmi.ru" rel="nofollow">http://inosmi.ru
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Зонтик для российского форпоста ("Зеркало Недели", Украина)

Зонтик для российского форпоста ("Зеркало Недели", Украина)Пока по миру бродит экономический кризис, а Соединенные Штаты заняты Ираком и Афганистаном, Россия спешит укрепить свое присутствие на постсоветском пространстве. Вслед за соглашением о пролонгации пребывания российского Черноморского флота в Крыму Кремль намерен в ближайшее время подписать протокол о продлении сроков пребывания 102-й российской военной базы в Армении. Ереван, в свою очередь, также готов продолжить этот «брачный контракт»: информацию о готовящихся изменениях к российско-армянскому договору о российской военной базе от 16 марта 1995 года уже подтвердил секретарь местного Совета национальной безопасности Артур Багдасарян.

Согласно проекту протокола, в договор будут внесены два изменения. Они касаются сроков пребывания и целей российской военной базы в армянском городе Гюмри. Теперь ст.25 предусматривает не 25-летнее, а 45-летнее действие договора с автоматическим продлением на последующие пятилетние периоды. (Во избежание недоразумений, представитель Минобороны Армении заявил, что пролонгация произойдет со дня подписания договора, то есть, начиная с 1995 года. Однако это еще не окончательный текст протокола. И вполне возможно, что продление срока будет отсчитываться с 2010-го.) Кроме того, изменится ст.3: в ряд задач российской базы помимо «осуществления функций по защите интересов РФ» теперь будет входить и обеспечение безопасности Армении. В том числе и через поставки Еревану «современного и совместимого вооружения, военной (специальной) техники».

Для России это более чем удачная сделка. Как военный объект 102-я российская военная база включает три мотострелковых полка (123-й в Ереване, 124-й и 128-й в Гюмри), 992-й артиллерийский полк, 988-й зенитно-ракетный полк, 116-й отдельный танковый батальон, 772-й отдельный разведывательный батальон. В состав 426-й авиационной группы, расположенной на аэродроме в Эребуни, входят 18 истребителей МиГ-29. По сообщениям российских СМИ, всего на вооружении находится до ста танков, около трехсот бронемашин, артиллерийские системы и зенитно-ракетные комплексы различных типов. Численность базы составляет около четырех—пяти тысяч человек. Они размещены по военным городкам в Гюмри и Ереване. (Кстати, именно в Гюмри были передислоцированы российские военные, покинувшие военные базы в Ахалкалаки и Батуми.) Российские массмедиа пишут о том, что половина офицеров и почти все солдаты-контрактники — армяне, получившие российское гражданство.


Задача этой группировки российских войск — прикрытие южного фланга России и защита Армении как участника Договора о коллективной безопасности. Но даже по оценкам самих российских военных экспертов, база в Армении — лишь осколок мощной стратегической системы безопасности, развернутой во времена Советского Союза вдоль границ Турции и Ирана. Да только для Москвы база в Гюмри — это нечто большее, чем солдаты, самолеты, танки или зенитно-ракетные комплексы С-300В.

В свое время спикер российской Госдумы Борис Грызлов заметил: «Армения — форпост России на Южном Кавказе». И потерять эту страну для Кремля равнозначно уходу из региона. А база в Гюмри — демонстрация российского флага на Южном Кавказе, способ усилить и укрепить свое влияние в регионе, средство сохранить в сфере российского влияния Армению на долгие годы. Как отметил в своей статье в Wall Street Journal ведущий эксперт Heritage Foundation по вопросам России, Евразии и международной энергетической безопасности Ариэль Коэн, «российско-армянский протокол делает Россию доминирующей державой на Южном Кавказе, поскольку США и НАТО не готовы к долгосрочному военному присутствию в этом регионе».

А вот для Еревана российское военное присутствие — один из элементов обеспечения безопасности страны: армянский истеблишмент ощущает дефицит безопасности, полагая, что граничит по крайней мере с двумя враждебными государствами — Азербайджаном и Турцией. И хотя большинство армянских политических партий еще не высказали свое отношение к изменениям в договоре 1995 года, трудно представить, что какое-либо армянское правительство в ближайшие годы поставит перед Кремлем вопрос о выводе российских войск. Наоборот, ведущие армянские политики заинтересованы в усилении этого присутствия. И потому для 102-й российской военной базы создан режим максимального благоприятствования: арендная плата за базу в Гюмри не взимается, Армения обеспечивает ее необходимыми коммунально-бытовыми услугами. А пограничная группа ФСБ России совместно с армянскими пограничниками с 1992 года охраняет границы республики с Турцией и Ираном. (На территории Армении сегодня действуют 58 погранзастав пограничного управления ФСБ России.)

Проблема безопасности для Армении связана прежде всего с Нагорным Карабахом, из-за которого страна вот уже какой год находится в состоянии конфронтации с Азербайджаном. Баку пока не выразил протест в ответ на продление срока пребывания российской военной базы в Гюмри. Но Ереван не может не беспокоить то, что азербайджанский президент Ильхам Алиев постоянно заявляет о своей готовности восстановить территориальную целостность государства. В том числе и силовым путем. Мимо внимания армянского руководства не может пройти и то, что годовой бюджет оборонного ведомства Азербайджана приблизительно равен годовому бюджету Армении. Да и с Турцией, несмотря на некоторое сближение, у Еревана до сего времени остаются непростые отношения. Сложные взаимоотношения с Анкарой и Баку, географическое расположение Армении предопределили то, что эта страна вот уже полтора десятка лет находится в полублокаде.

В ситуации продолжающегося нагорнокарабахского конфликта и армяно-азербайджанского противостояния Ереван ориентируется на Москву, главного военного союзника и основного экономического партнера. В результате Россия — крупнейший инвестор в армянскую экономику. Более того, в полной или частичной собственности российских компаний находятся практически все стратегические предприятия Армении. В том числе и объекты топливно-энергетической сферы: компания «АрмРосгазпром», Разданская ТЭС, Севано-Разданский каскад ГЭС, распределительные сети, Армянская АЭС. В 2008 году к ОАО «РЖД» перешло концессионное право на управление армянской железной дорогой.

Эту сторону отношений Еревана и Москвы очень хорошо охарактеризовал один из участников армянских интернет-форумов: «Все предельно просто: мы с Россией «дружим» на основе взаимовыгодности. Нам нужна их военная поддержка, так как Россия, надо признать, мировой лидер вооружения. Ну а они взамен получают союзника на Южном Кавказе. И даже больше: их присутствие в Армении выгодно и им самим, так как этот регион сейчас как в интересах США, так и России».

Учитывая перманентную нестабильность в регионе, в Армении считают, что Россия должна выступить гарантом ее безопасности в случае военной стадии нагорнокарабахского конфликта. События в Киргизстане показали, что выстроенные в рамках ОДКБ механизмы не работают в кризисных ситуациях. Поэтому в Ереване отдают предпочтение двустороннему формату сотрудничества. Не случайно представители армянского руководства особо акцентируют внимание на том, что новое соглашение предусматривает: Россия совместно с армянской армией берет на себя обязательство обеспечивать безопасность Армении.

Впрочем, не все армянские эксперты и политики верят, что в случае нового вооруженного противостояния вокруг Нагорного Карабаха Москва примет решение о силовом вмешательстве в конфликт на стороне Еревана, защищая его от своего стратегического союзника Баку. «Трудно сказать, усиливается ли безопасность нашей страны в результате изменений в договоре. Если все стратегические козыри сразу же отдаешь партнеру, то твоя ценность падает. И появление пункта об обеспечении безопасности Армении в новом соглашении о пребывании российской базы не означает, что Россия будет с кем-то воевать ради Армении», — заметил в беседе с «ЗН» эксперт Аналитического центра глобализации и регионального сотрудничества Степан Григорян. Ведь в армяно-российских отношениях постоянно присутствует третий – Азербайджан.

Нерешенные политические и экономические проблемы заставляют Ереван ориентироваться на Москву. Но армянское руководство отдает себе отчет в том, что у Кремля есть свои интересы в регионе и они часто не совпадают с национальными интересами Армении. Потому-то армяне пытаются расширить контакты своей страны с НАТО, с которым это южнокавказское государство сотрудничает в рамках Плана индивидуального партнерства: Ереван не может не настораживать развитие отношений Москвы и Баку, особенно в сфере военно-технического сотрудничества. Например, то, что Россия намеревается продать Азербайджану два дивизиона зенитно-ракетного комплекса C-300. (Впрочем, окончательное решение, судя по всему, в Москве еще не принято.) И хотя этот ЗРК является оборонным, напрямую не угрожающим ни Армении, ни Нагорному Карабаху, Ереван чувствует себя преданным союзником, поскольку считает, что С-300 не просто изменит военный баланс в зоне конфликта, но и позволит Баку быть более агрессивным.

Но Кремль в своих отношениях с Ереваном и Баку пытается не допустить перекоса и сохранить существующий военно-политический баланс в регионе, поставляя оружие обеим сторонам. Ведь Россия имеет свою базу не только в Армении, но и в Азербайджане, арендуя Габалинскую РЛС, предназначенную для защиты от удара межконтинентальных баллистических ракет, а также для непрерывного контроля космического пространства. Москва активно сотрудничает с Баку в различных сферах безопасности (борьба с наркотрафиком и терроризмом, поставки техники, военное образование). При этом россияне одновременно тесно взаимодействуют по этим же вопросам и с Ереваном. Да и на российской базе в Гюмри, по официальным данным, также находятся два дивизиона ЗРК С-300.

Вполне возможно, что внесение изменений в договор о российской военной базе, предоставление Еревану более прочного зонтика безопасности являются своеобразной компенсацией Армении с российской стороны в обмен на возможную продажу оборонных комплексов С-300 Азербайджану, попыткой приглушить беспокойство армянского истеблишмента. А заодно дать политический сигнал Баку, дабы тот воздерживался от применения силы в решении нагорнокарабахского конфликта. Эксперты полагают, что «учитывая отношения с Баку, Москва будет стремиться максимально удерживать стороны от эскалации, одновременно сохраняя дистанцию в случае военной конфронтации». Но взяв на себя роль посредника, Москва в то же время заинтересована в дальнейшем сохранении статус-кво в регионе. Ведь подобное положение дает серьезные рычаги влияния на региональных игроков и позволяет чувствовать себя более уверенно в разыгрываемых геополитических партиях.
Автор: Владимир Кравченко
Первоисточник: http://inosmi.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://inosmi.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня