Начато строительство объектов системы слежения «Гармония»

Согласно последним сообщениям, в обозримом будущем российские вооруженные силы введут в эксплуатацию новейший комплекс слежения, который позволит контролировать различные акватории, выполняя обнаружение надводных, подводных и воздушных объектов. Отечественные средства массовой информации сообщают, что к настоящему времени новый проект дошел до стадии строительства некоторых объектов, приближающей момент начала полноценной работы. По имеющимся данным, новая система гидроакустического слежения носит название «Гармония».

Подробные сведения о текущих работах в рамках программы «Гармония» были опубликованы 25 ноября изданием «Известия». В статье «Россия разворачивает глобальную систему морского слежения» раскрывались некоторые подробности текущих работ и общего облика перспективных средств слежения. Ранее в свободный доступ уже попадали некоторые данные о новейшем проекте. Последняя на данный момент публикация серьезно дополняет существующую картину и раскрывает новые подробности. При этом, однако, большая часть информации о проекте «Гармония» до сих пор не подлежит разглашению и, по-видимому, будет оставаться секретной в течение нескольких следующих лет.

По данным «Известий», российское министерство обороны уже приступило к развертыванию перспективной системы слежения и начало строительство нескольких объектов из ее состава. Сообщается, что в г. Североморск начата подготовка к строительству т.н. цеха подготовки роботизированных изделий мониторинга Мирового океана. Эта часть программы обозначается как «Гармония-С». Строительством объекта займется Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой). Сроки завершения строительства и монтажа оборудования не уточняются.


Начато строительство объектов системы слежения «Гармония»


Кроме того, уже ведется строительство объекта, с которого будет вестись управление новой системой слежения. На территории воинской части, расположенной в поселке Белушья Губа (архипелаг Новая Земля) строится новый командный пункт, которому предстоит управлять работой комплекса «Гармония». Проект строительства пункта управления получил условное обозначение «Гармония-НЗ». По-видимому, дополнительные литеры в названии объектов были образованы от названий районов их размещения.

По имеющимся данным, разработка системы «Гармония» началась несколько лет назад в соответствии с заказом министерства обороны. Головным исполнителем заказа является корпорация космических систем специального назначения «Комета», входящая в состав концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей». Также к работам были привлечены Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» и Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический аккумуляторный институт «Источник». Задачей этих организаций являлось создание отдельных элементов системы слежения.

Известно, что СПМБМ «Малахит» в рамках программы «Гармония» занималось опытно-конструкторскими работами под шифрами «Гармония-Гараж» и «Гармония-Галька». Задачей НИАИ «Источник» было создание новых аккумуляторных батарей для автономных устройств системы слежения. Подробности работ «Малахита» неизвестны, тогда как некоторые сведения о достижениях «Источника» не так давно были опубликованы.

По данным отечественной прессы, основным элементом перспективной системы наблюдения является т.н. автономная донная станция (АДС). Это изделие представляет собой комплекс, состоящий из различных средств наблюдения, обработки сигнала и связи. К месту работы АДС должна доставляться при помощи специально оборудованных подводных лодок. Далее станция сбрасывается на грунт и приводится в рабочее положение. При помощи имеющихся средств АДС самостоятельно следит за акваторией и выполняет обнаружение различных объектов. Данные о найденных объектах по радиоканалу передаются на пункт управления системы.

Как следует из имеющихся данных, автономная донная станция имеет в своем составе набор различного специального оборудования и системы управления им. Так, проектом предусматривается применение крупногабаритных многоэлементных гидроакустических антенн, обеспечивающих слежение за обстановкой и обнаружение целей в широком диапазоне дальностей. Упоминается, что гидроакустическая станция из состава АДС может работать в пассивном и активном режимах. Заявлена возможность поиска подводных лодок, надводных кораблей и даже самолетов, находящихся в воздухе.

Сигналы с гидроакустических систем должны поступать на блок обработки данных, определяющий основные параметры цели, такие как направление на нее и предполагаемая дальность. Полученные данные в автоматическом режиме должны пересылаться операторам комплекса. В составе средств связи донная станция должна иметь буй, поднимающий передающую антенну на поверхность воды.

Специально для станций системы «Гармония» были разработаны аккумуляторные батареи нового типа, характеристики которых соответствуют особым требованиям. Согласно опубликованным документам, в рамках опытно-конструкторской работы «Гармония» НИАИ «Источник» разработал конструкцию и технологию производства литий-полимерных аккумуляторов типов ЛП-16 и ЛП-16М, а также батарей 22S-1P ЛП-16 и 16S-2P ЛП-16М на их основе. Батареи новых типов предлагается строить на основе перспективных аккумуляторов с использованием электронной системы управления, контроля и диагностики. Задачей последней является улучшение характеристик батареи и повышение безопасности эксплуатации.

Аккумулятор ЛП-16 представляет собой устройство размерами 253х172х6 мм массой 450 г. Номинальная емкость определена на уровне 16 А∙ч, номинальное напряжение – 3,65 В, однако диапазон рабочих напряжений находится в пределах от 2,6 В до 4,2 В. Максимальный ток разряда – 80 А. ЛП-16М имеет схожие параметры, но отличается емкостью, увеличенной до 17,5 А∙ч и максимальным током разряда 88 А. также конструкторам удалось добиться некоторого сокращения массы изделия. В случае с обоими аккумуляторами обеспечивается работоспособность при температурах от -10°C до +45°C.

Батарея 22S-1P ЛП-16 имеет номинальную емкость 16 А∙ч и номинальное напряжение 80 В. Ток разряда – до 80 А. Батарея в полностью собранном виде, с установкой разъемов и т.п. оборудования, имеет габариты 386х214х255 мм и весит не более 22 кг. Изделие 16S-2P ЛП-16М крупнее и тяжелее: 396х300х262 мм при 24 кг массы. При этом оно имеет емкость 24 А∙ч и номинальное напряжение 58 В. Максимальный ток разряда – 27,5 А. Наработка аккумуляторов и батарей на их основе составляет 300 циклов. Срок службы определен в 5 лет.

Новейшие средства питания должны обеспечивать длительную работу гидроакустических и других систем автономной донной станции. Срок работы на одном заряде батарей, тем не менее, не сообщается. Обслуживание аккумуляторов должно производиться на соответствующих объектах военно-морского флота или, возможно, силами экипажей судов либо подлодок-носителей.

Утверждается, что АДС нового типа получат возможность автоматического свертывания перед возвращением с дежурства. При этом станция самостоятельно будет убирать антенны и буй радиосвязи, после чего соответствующими средствами сможет возвращаться на берег для подготовки к следующему этапу работы.

По данным «Известий», автономные донные станции системы «Гармония» могут объединяться в единый комплекс и работать совместно. Несколько АДС, связанные друг с другом и единым пунктом управления смогут одновременно следить за крупными и протяженными акваториями. Конкретные параметры зоны ответственности такого комплекса или отдельной станции не уточнялись. Речь идет о сотнях квадратных километрах при совместной эксплуатации нескольких АДС.

Оглашенные архитектура и принципы работы системы «Гармония» и ее автономных станций говорят о необходимости применения неких судов, задачей которых будет вывод АДС к месту дежурства с последующей их установкой. Точные данные на этот счет пока отсутствуют, но уже высказываются определенные предположения. В составе российского военно-морского флота имеется некоторое количество подлодок и кораблей специального назначения, которые, как минимум, в теории могут стать носителями автономных донных систем.

Следует отметить, что наиболее удобными и многообещающими носителями АДС должны стать специально оборудованные подводные лодки. Такая техника, в отличие от надводных кораблей, имеет возможность скрытного выхода в заданный район с последующим развертыванием донной станции. При этом потенциальный противник будет иметь минимальные шансы узнать о местах размещения автономных донных станций, благодаря чему районы размещения элементов системы «Гармония» останутся секретом.

В качестве возможных носителей АДС «Гармония» могут рассматриваться несколько специальных подлодок отечественного флота. По разным данным, возможность транспортировки схожей полезной нагрузки имеют дизель-электрическая подлодка Б-90 «Саров» проекта 20120, а также атомные БС-411 «Оренбург» (проект 09774), К-139 «Белгород» (проект 949АМ) и некоторые другие корабли. Согласно ранее появлявшейся информации, имеющиеся специальные субмарины могут решать задачи транспортировки и применения робототехнических комплексов различного назначения. С определенной точки зрения автономные донные станции системы обнаружения «Гармония» тоже являются роботами, что может быть аргументом в пользу версии об использовании существующих подлодок.

Разработанная система слежения и обнаружения «Гармония» в будущем должна будет решать одну из важнейших задач по защите рубежей страны. Развертывание некоторого количества АДС, управляемых с одного или нескольких командных пунктов, позволит вести постоянное наблюдение за выбранной акваторией. По имеющимся данным, такая техника сможет выявлять подводные лодки или надводные корабли, а также выполнять обнаружение некоторых летательных аппаратов. Таким образом, потенциальный противник фактически лишится возможности скрытного выхода в район размещения донных станций. При приближении подлодки или корабля к развернутым АДС на определенное расстояние автоматика будет фиксировать их присутствие и передавать данные дежурному расчету пункта управления.

Опубликованные данные относительно облика системы «Гармония» представляют определенный интерес с точки зрения возможных методик применения. Так, создание автономной станции, пригодной для вывода в заданный район и снятия с дежурства в определенное время, дает всему комплексу некоторые преимущества. Мобильность отдельных средств системы слежения в теории позволяет производить развертывание необходимых объектов в любых районах Мирового океана. Прежде всего, такие средства должны будут прикрывать российское побережье, но при необходимости АДС могут быть установлены в любых других районах, представляющих интерес для военно-морского флота России.

На данный момент известно о подготовке к строительству одних объектов перспективного комплекса и начале работ по созданию других. Информация о ходе разработки автономных донных станций и сведения об их носителях пока не оглашалась и, вероятно, не станет достоянием общественности в ближайшем будущем. По этой причине пока некоторые аспекты перспективного проекта являются темой для прогнозов и обсуждений. Среди прочего, под вопросом остаются сроки начала эксплуатации «Гармонии». Так, уже упоминается начало эксплуатации отдельных элементов комплекса, однако их состав и прочие особенности, по понятным причинам, остаются тайной.

На завершение строительства новых объектов и освоение перспективной техники флоту понадобится некоторое время. Только после выполнения всех необходимых работ система слежения «Гармония» сможет начать полноценную работу по защите морских границ. Наиболее вероятными сроками можно считать конец текущего десятилетия. К 2020 году в строй войдут все новые объекты, а также, возможно, будут полностью завершены работы над созданием отдельных элементов комплекса. Следует отметить, что возможны и отклонения от такого «графика» в обе стороны. Отсутствие официальных данных не позволяет делать точные прогнозы.

Как следует из последних новостей, в обозримом будущем российские вооруженные силы получат новые средства наблюдения за важными акваториями. Усилиями нескольких предприятий оборонной промышленности создана перспективная система слежения «Гармония», включающая в себя ряд различных компонентов. Часть элементов этой системы уже может быть готова, тогда как другие только строятся. Все требуемые работы должны будут завершиться в течение нескольких следующих лет, после чего военно-морской флот получит новые средства обнаружения противника в том или ином районе.


По материалам сайтов:
http://izvestia.ru/
http://rgmt.spb.ru/
http://deepstorm.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

Подробные данные об аккумуляторах разработки НИАИ «Источник»:
http://rgmt.spb.ru/catalog/upload/files/Garmoniya.pdf
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 59

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Aleks тв 28 ноября 2016 08:34
    Спасибо за статью.
    Всегда было интересно есть ли у нас что-то подобное.
    Это наш аналог американской SOSUS или это нечто другое ?
    1. сибиралт 28 ноября 2016 11:47
      Строительством объекта займется "спецстрой"...? Таки, уже заявлено, что "спецстрой", как структура, подлежит ликвидации за систематические растраты бюджетных средств.
    2. stas 5 декабря 2016 00:02
      Вероятно это специальная деза, как в своё время американцы развели СССР на программу космического нападения и защиты.

      Такие вещи хранят выше сов. секретно.
  2. Aviagr 28 ноября 2016 08:55
    Хрень попильная (условно-реальное наименование):
    1. Во льдах ни один буй не поднимется.
    2. Там, где поднимется радиобуй - там и донная станция - где СЕКРЕТНОСТЬ?!
    3. Без буя система может работать только в режиме ожидания сигнала о начале войны, чтобы выпустить буй и дать координаты целей - до этого момента она бесполезна.
    4. Выход ПЛ-носителя этой хрени будет сопровождаться слежением вражеских ПЛ и роботизированных средств, а потому места установки Хрени будут хорошо известны противнику для принятия соответствующих мер, нарочитого повреждения или засыпания его сетями/минами (одноразовыми АНПА/глайдерами) для затруднения свертывания и обратной доставки - т.е. потери миллиардов народных денег на безрассудное баловство недоинженеров-менеджеров.
    5. Работа в активном режиме опять же раскроет местоположения данной Хрени со всеми вытекающими последствиями.

    Единственный вариант получения сведений о подводной обстановке - использование моих роботизированных парусных безэкипажных катамаранов и подводных глайдеров (в т.ч. подо льдом). Есть идеи как вывести антенну глайдера из-подо льда.
    1. леликас 28 ноября 2016 11:02
      Льды есть не везде .
      Антенна не обязательно должна торчать из воды .
      Вы уже все знаете об алгоритме ее работы ?
      В основном , она будет в наших тер. водах . Уничтожить что то на дне , не так просто . Стоимость потерянной станции - не соизмерима со стоимостью , потерянной при тех же вводных лодки или НК .
      1. Aviagr 28 ноября 2016 12:25
        Цитата: леликас
        Антенна не обязательно должна торчать из воды

        ? Очередной "чубайс" с новыми_физическими_принципами?
        Цитата: леликас
        она будет в наших тер. водах

        Для этого есть ГАС с кабельным питанием с берега - терводы 25км. И да, они мало помогут в случае войны: сравните дальность хотя бы Томогавков с максимум определения этой Хренью...
        Цитата: леликас
        Уничтожить что то на дне , не так просто

        В прошлом году была новость про АНПА-подрывника мин рядом с трубой Северного_потока_1 - это типа так, для острасточки нас попугали... Стационарную вещь под водой уничтожить ПРОЩЕ ПРОСТОГО - если знаешь, где она - а они будут знать! Я сам разрабатываю глайдеры в т.ч. и для этого..
        Цитата: леликас
        Вы уже все знаете об алгоритме ее работы ?

        Да уж больше вашего точно...
        1. леликас 28 ноября 2016 12:41
          Я рад , что у Вас есть такая интересная и нужная работа , от сюда , наверное и истерика - глайдеры задвигают ?
        2. Устинов 055 055 28 ноября 2016 15:38
          Цитата: Aviagr
          Я сам разрабатываю глайдеры в т.ч. и для этого..

          Ну а американцы по вашему систему раннего оповещения сделали чтоб как вы бакбки разворовать? И да наши АПЛ их постоянно ная......ют и всплывают у берегов америки, но они ее сделали. И нам такая система нужна ГЛАЙДЕРНЫЙ ВЫ НАШ. Икак вы на своем ср-м глайдере в баренцухе зимой уничтожать что то будете?????? Да и на любом НК с горем пополам
          1. Aviagr 28 ноября 2016 19:11
            Так они СОСУС делали в 60-х годах - почему же сейчас они не модернизируют ее на новых принципах и эл.базе?! И то, что наши ПЛ "всплывают" в МЕЖДУНАРОДНЫХ водах - что может быть удивительного, баренцухнутый наш, но не факт, что они НЕ БЫЛИ ЗАМЕЧЕНЫ ранее!!! Почитайте литературу: все наши ПЛАРБ еще при Союзе "вели" по две-три их лодки и вряд ли бы дали "пульнуть" - наши ПЛ до сих пор лишь МИШЕНИ! И сейчас сразу с выходом с базы их берут под конвой и следуют по-пятам, но слежка силами АПЛ - это дорого! Вот поэтому они переходят на более дешевые роботизированные средства (АКТУВ) и распределенные сетецентрические сети глайдеров, которые будут передавать их (ПЛ) "из-рук-в-руки". И подо льдами - поиск и уничтожение ПЛ только глайдерами или роботизированными ПЛ (в сотни раз дороже). Так что слюшайте "один умный вещь", когда говорят специалисты... hi
            1. Ilja2016 16 декабря 2016 21:46
              Не болтайте ерунду. Какую литературу? Резуна?
    2. RASKAT 28 ноября 2016 13:28
      А мне кажется что это утка для потенциального противника, стало бы МО рассекречивать такую систему. Вон наши лодки специального назначения о них большинству ничего не известно, противник из за них сильно дергается. Система гармония Это такая же история как и проект Статус 6.
      Но враги пусть нервничают.
      1. Aviagr 28 ноября 2016 13:53
        Цитата: RASKAT
        Но враги пусть нервничают.

        Ну если бы там были такие idiotы, как в нашем МО - может быть и нервничали.. но там специалисты планомерно продвигают роботизированные системы:
        Цитата: леликас
        истерика - глайдеры задвигают ?

        - это не истерика, а констатация опасности - американцы выделили 3млрд фантиков на их развитие, так что наш флот скоро превратится в безучастные мишени. И это не бесполезные электромагнитные пушки, а вполне реальные дрейфующе-подвижные мины, поиск и уничтожение которых намного сложнее, чем обычных якорных или донных. Тем более, нет явного факта их установки, смена дислокации в час Х (до этого могут быть вдали от тервод) и множество других плюсов, включая разведку и постоянное слежение за ПЛ, особенно АПЛ - не надо гонять ни корабли, ни самолеты: распределенная сеть в океане будет их (АПЛ) постоянно "вести", передавая наблюдение с глайдера на глайдер, часть из которых могут быть и с торпедами - т.е. уничтожение по сигналу со спутника.
        Диваноидный оптимизм и чванливость дорого стоили папуасам и индейцам всех Америк...
        1. леликас 28 ноября 2016 14:17
          Ну , на счет обнаружения и уничтожения - тут все еще с ПМВ отработано , процесс только усложнится . Если вся сеть будет завязана на спутники , то тогда , их будут валить первыми .
          Опять же , возвращаясь к фантикам - стационарной , ее делают для удешевления , а наш флот , только если честно , уже давно является литоральным и фактически не способен , выполнять свою работу , без поддержки с берега .
          Сдается мне , что и папуасов и индейцев , сгубило несколько иное - прогресс и жадность колонизаторов .
        2. RASKAT 28 ноября 2016 14:24
          Ну если бы там были такие idiotы, как в нашем МО - может быть и нервничали

          А как же Ф 117 и другие подобные вундервафли от американского военпрома? Я бы так однозначно не утверждал что у нас одни idiotы.
          А что касается подвижных мин тут тоже не все так однозначно. На какой энергии они будут двигаться? их Размеры? скорость движения? глубина? Как они будут выявлять цели? с помощью каких волн (длинных или коротких) а если и тех и других то тогда каких размеров будут эти аппараты? А как они будут держать связь с центром? если их район применения будет по до многометровыми льдами Арктики? А сколько их нужно настроить что бы засеять все океаны, ведь наши лодки сегодня например в охотском море, а завтра где нибудь возле мыса Горн у берегов Чили?
          Да и вообще как только у нас утонет хотя бы несколько кораблей и наше руководство поймет что это война, сразу полетят ракеты в ответку по территории штатов.
          С нами дешевле дружить чем воевать! angry
          1. Aviagr 28 ноября 2016 17:28
            Цитата: RASKAT
            а завтра где нибудь возле мыса Горн у берегов Чили?

            Скорее у причала или на мелаллорезке...
            Минами и глайдерами-сигнализаторами (присутствия ПЛ или надводных кораблей) перекрываются выходы из ВМБ, проливов и вероятных маршрутов развертывания. Все уже отработано до автоматизма...
            1. RASKAT 28 ноября 2016 18:47
              Минами и глайдерами-сигнализаторами

              На выходе из Авачинской бухты диапазон глубин от 1500 до 7000м. Какие мины? к чему ты их привяжешь?
              Такой большой а в сказки веришь lol
              1. Aviagr 28 ноября 2016 19:18
                Глайдеры - НЕ ТОНУТ! По крайней мере исправные. Китайцы уже имеют глайдеры на глубину 1500м, наши - 100м, а американцы - на 6тыс - вот и вся разница... Глайдер - это медленно движущийся НОСИТЕЛЬ полезной нагрузки, коей может быть и торпеда, и мина. Глубина - от 0.
                Хоть бы поинтересовались в инете - как-то лениво в сотый раз одно и то же объяснять на всех сайтах..
          2. 11черный 28 ноября 2016 21:52
            Цитата: RASKAT
            А что касается подвижных мин тут тоже не все так однозначно. На какой энергии они будут двигаться? их Размеры? скорость движения? глубина? Как они будут выявлять цели? с помощью каких волн (длинных или коротких) а если и тех и других то тогда каких размеров будут эти аппараты? А как они будут держать связь с центром? если их район применения будет по до многометровыми льдами Арктики? А сколько их нужно настроить что бы засеять все океаны, ведь наши лодки сегодня например в охотском море, а завтра где нибудь возле мыса Горн у берегов Чили?

            Полностью поддерживаю товарища Раската. Глайдер сам демаскирует себя при передаче информации в центр управления, для обнаружения ПЛ нужна мощная ГАС, и даже тогда дальность обнаружения составит несколько десятков км (километров 30 не больше), таким образом "поля глайдеров в океане" ПОЛНАЯ ЧУШЬ, которую мог написать лишь человек не представляющий размеров океана, потребуются тысячи, может десятки тысяч глайдеров только чтобы перекрыть, скажем так, наиболее опасные направления - ни о каком контроле океана или сопровождении АПЛ и речи не может быть.
            1. Aviagr 29 ноября 2016 07:30
              В одном вы правы - глайдеров потребуется сотни тысяч, поэтому весь вопрос в себестоимости их изготовления - я над этим как раз и работаю. А обнаружение ПЛ будет вестись пассивным способом сетью глайдеров, представляющих подобие сот пчел: нам не надо знать расположение ПЛ с точностью до сантиметра, а только то - что она в данный момент в конкретной ячейке сот. У ПЛО-торпед есть режим активного поиска после приводнения/запуска - этого должно хватить в большинстве случаев.
              С тихими ПЛ на "стирлинге" буду бороться с помощью роботизированных парусных катамаранов - там возможен и активный режим ГАС.
              Демаскировка глайдера выходом на связь мало вам поможет - он подвижен и в глубине - гонять за ним тральщики и рыболовецкие сейнеры можно, но проще моими РПБК - дешевле.
      2. Per se. 28 ноября 2016 13:58
        Цитата: RASKAT
        Но враги пусть нервничают.
        Вряд ли те же янки будут нервничать, скорей всего, они неплохо осведомлены о наших возможностях, будь это "Гармония" или "джихадоторпеда". То, что давно пора прикрыть свои арктические подступы, сомнений не вызывает, сомнения вызывает, как и когда это будет сделано. Не должны вражеские лодки пастись у наших берегов в Арктике. Очень хотелось бы, чтобы "Гармония" была полезным проектом, а если это и своеобразная деза, то за ней бы стояло что-либо реальное в обозримом будущем.
    3. Vlad.by 28 ноября 2016 15:55
      Ну, обнаружите Вы АДС и дальше что? уничтожать будете? к ней еще подойти надо незаметно, а то вдруг, в самый неподходящий момент в районе начнутся стрельбы российского ВМФ или еще хуже какой атомоход мимо проплывать будет и всплывет воздухом подышать.
      1. AUL 28 ноября 2016 16:29
        Сказано вам -
        Единственный вариант получения сведений о подводной обстановке - использование моих роботизированных парусных безэкипажных катамаранов и подводных глайдеров (в т.ч. подо льдом).

        Значит, все остальное есть попил бабла и происки недоинженеров! А вы, недалекие, еще спорите!
        AUL
        1. Aviagr 28 ноября 2016 17:13
          Единственный толковый пост! drinks
          Других возможностей построить некабельнопитаемую ГА-сеть вне своих тервод - невозможно!
          Цитата: Vlad.by
          к ней еще подойти надо незаметно

          На глайдере? Или Протеусе? Или АНПА типа Слокум? - вы просто не представляете себе еще средств борьбы с подобными элементами - не будут американцы на резиновых лодках с резиновыми женщинами эту Хрень выискивать... Стреляйте чем хотите, всплывайте хоть жевто-коричневым - ничего вы не сможете противопоставить миниатюрным тишайшим подводным аппаратам, которыми будут вскоре наводнены все наши прибрежные акватории!
          Уничтожается это одномоментно вместе с РЛС ПРО, спутниками и прочими стратегическими комплексами.
    4. vka 28 ноября 2016 17:10
      сразу видно знаний у тебя маловато
      vka
      1. Aviagr 28 ноября 2016 17:23
        Академик диванного РАН? Или "дочь_офицера", стершая весь язык приклеивая слюнями всем ярлыки? Скорее всего - просто работник Малахита, распилившего 5лярдов на никчемушку...
        1. bk316 28 ноября 2016 19:42
          А как у Вас с продольной поляризацией среды?
          А то очень как-то похоже на Гридасова, только про глайдеры.... wassat
          1. Aviagr 28 ноября 2016 21:24
            Среды? Я только в пятницу "поляризуюсь", но и то продольно.. drinks
    5. Синьор Помидор 28 ноября 2016 21:30
      Цитата: Aviagr
      Во льдах ни один буй не поднимется.



      А про радиосвязь подводную на килогерцовых частотах все уже позабыли давно, наверное. При этом буй то и не нужен кагбе. Ну-да, это же умаляет достоинства глайдеров, как-же...
      1. Aviagr 28 ноября 2016 21:41
        Цитата: Синьор Помидор
        килогерцовых частотах

        Там нет килогерц, а их доли - 0,2...0,5Гц. Акустика - на этих частотах - км 15 максимум. Как киты на инфразвуке (1-5Гц) в определенных слоях - там да сотни и тысячи км, если нет шумов - но много инфы (бит\байт) так не передашь. Лед плох тем, что трещит и под действием ветра и течений - колеблется с аналогичными частотами, но гораздо большей мощности.
        Глайдер - не панацея, передавать информацию из-подо льда я знаю как, но нужен НИОКР для подтверждения - мне 3 лярда даже в рублях не дают. laughing
        Но глайдер более опасен как мина\торпедоносец.
        1. bk316 29 ноября 2016 22:00
          Там нет килогерц, а их доли - 0,2...0,5Гц. Акустика - на этих частотах - км 15 максимум.

          Причем тут акустика? Вам про радиосвязь написали (человек наверно в курсе как связывались с нашими лодками без всплытия и радиобуев ) Вы что радиоволны от звуковых не отличаете? А туда же глайдеры....
          1. Aviagr 30 ноября 2016 07:10
            Человеку дали ОБА варианта ответа на его заблуждения: если речь идет о КИЛОГЕРЦАХ - то она возможна только в акустике, если о ЭМ волнах - там НЕТ КИЛОГЕРЦ, а их доли - не передашь информацию об обстановке со дна на сушу - и нужны МЕГАВАТТЫ!
            А еще диваноид - и таких вещей не знает - а туда же - критиканствовать...
      2. bk316 29 ноября 2016 22:03
        А про радиосвязь подводную на килогерцовых частотах все уже позабыли давно, наверное.

        Антенное поле разрушили, если Вы понимаете о чем я. Дачки там сейчас.
        Ну да недолго восстановить.
    6. KCA 29 ноября 2016 20:50
      запуск буёв с глубины километра в 2-3 не рассматривается?не очень легко отследить "Лошарика" на глубине 3км, что и где он выпустит? а "Лошарик" это только одна лодка спец назначения, которая засветилась, может и специально
      KCA
      1. Aviagr 30 ноября 2016 07:13
        Буй кабелем подсоединен к системе, будь то "лошарик" или донная станция: раз он всплыл - значит почти вертикально под ним и есть нужный объект - приходи и уничтожай! Что неясного?!
  3. fzr1000 28 ноября 2016 11:06
    Спецстрой вроде упраздняют.
  4. WhoWhy 28 ноября 2016 11:37
    Далее станция сбрасывается на грунт и приводится в рабочее положение.

    Как-то (лет 30 назад) с другом мы с аквалангами отдыхали на Дальнем Востоке. Сдружились там "под это дело" с офицерами-гидроакустиками, которые на подобной станции работали. Они попросили нас взглянуть на их станцию, дескать, "сигналы как-то странно проходят". Так как станция была на глубине в 60м (предел для нас, по глубине погружения), то мы очень быстро занырнули (по спусковому концу) глянули и назад. Так вот станция (очень похожая на паука), как оказалось, валялась на дне вверх тормашками. А как нам потом объяснили, она должна была быть жёстко закреплённой этими лапами (торчащими кверху) на грунте, плюс чётко сориентирована по сторонам света....
    Так что сделать можно всё что угодно, но вот как и кем это будет всё эксплуатироваться, при современном бардаке, - вот основной вопрос. Главное - это люди и их подготовка.
  5. НЕКСУС 28 ноября 2016 13:44
    Не думаю,что это будет глобальная система слежения...матрассы пытались создать такую систему СОСУС,только дорого очень получается,поэтому бросили это дело. Полагаю,все таки Гармония-это система прибрежной зоны и возможно,ближней морской зоны.
  6. Владимир Постников 28 ноября 2016 15:23
    Не выиграл, а проиграл, не в лотерею, а в карты, и не "Волгу", а десять тысяч.
    Все секретно, все строго секретно, но из надежных источников известно ...
    Кому эта тема интересна, следует прочитать "Историю создания ударных подводных беспилотников в России с 1999 по 2015 г.г." http://vladimir37.livejournal.com/41029.html
    В прошлом месяце на этом ресурсе было опубликовано мое предложение касательно промо-проекта "Полярный Маршрут".
    https://topwar.ru/102397-promo-proekt-polyarnyy-m
    arshrut.html
    В данное время так называемый бизнес-план касательно этого предложения находится на рассмотрении в Минпромторге РФ.
    Теперь касательно самой статьи. О заслугах Малахита в этом проекте либо хорошо, либо ничего.
    Сразу переходим к аккумуляторам. Что нового в литий-полимерных аккумуляторах?
    Цитата: "Батареи новых типов предлагается строить на основе перспективных аккумуляторов с использованием электронной системы управления, контроля и диагностики." (конец цитаты)
    А как сегодня может быть иначе? Иначе никто не делает!
    Рассмотрим достоинства поближе.
    Номинальная емкость аккумулятора ЛП-16 составляет 16 А∙ч, номинальное напряжение 3,65 В. Вес 0,45 кг. Это означает, что его удельная энергия составляет 130 Вт*час/кг.
    Если сравнивать с серийно выпускаемым аккумулятором LT–LYP770, выпускаемым на "Лиотехе" (пока еще работающий банкрот), то у последнего этот показатель 93 Вт*час/кг.. Как бы на 40% больше. Казалось бы не ахти, но уже успех.
    Только дальше - самое интересное.
    Цитата: "Батарея 22S-1P ЛП-16 имеет номинальную емкость 16 А∙ч и номинальное напряжение 80 В. Ток разряда – до 80 А. Батарея в полностью собранном виде, с установкой разъемов и т.п. оборудования, имеет габариты 386х214х255 мм и весит не более 22 кг."
    Иначе говоря, батарея 22S-1P ЛП-16 сравнима по объемным и весовым характеристикам с аккумулятором LT–LYP770 (Лиотеха). Но, если подсчитаем здесь удельную энергию "батареи", то она будет равна 58 Вт*час/кг.
    И? В чем достижение? Кто-то соврал, или кто-то сжульничал. Какие будут варианты? Может быть и я ошибся, тогда подскажите в чем.
    Успехов сейчас ожидают от литий-серных аккумуляторов. Их опытные образцы показали замечательные результаты по удельной энергии.
    Ура, ура, в попе дыра!
  7. Оператор 28 ноября 2016 16:04
    Установка средств гидроакустического обзора надводной/подводной обстановки за пределами территориальных вод и с передачей данных по радиоканалу - утопия во всех смыслах (приплывут супостаты и срежут на хрен всю систему связи) am
    1. Владимир Постников 28 ноября 2016 16:29
      Возможно, что так. Только Вы делаете свое заключение на основании этой статьи. А Ваш покорный слуга пару лет назад предлагал начать создавать навигационную подводную систему (с некоторыми функциями СОПО) для конкретных (сначала опытных) маршрутов беспилотников типа SFTS . Дежурные навигационные системы, конечно же, тоже можно порушить. Но, это будет равносильно разрушению маяков, а это уже бандитизм (или терроризм). А если упоминать о подводных навигационных системах, то придется упоминать и меня. Упоминать меня - это вспоминать "Историю создания ударных подводных беспилотников в России". А упоминание этой истории кое для кого означает признаться в том, чем дятлы занимаются. Многие из тех людей, как и Ваш покорный слуга, еще живы. Нехорошо получится.
      1. Оператор 28 ноября 2016 16:57
        Ничего не имею против СОПО, но еще раз подчеркиваю - маяки располагаются н национальной территории и их разрушение является актом агрессии с понятными последствиями.

        Аппаратура, размещенная в Мировом океане вне территориальных вод, беззащитна перед потенциальным противником.
        1. Владимир Постников 28 ноября 2016 17:02
          Спутники GPS и ГЛОНАСС не размещаются на национальной территории.
          1. Оператор 28 ноября 2016 17:14
            Космические спутники по факту исключение из правила.
            1. Владимир Постников 28 ноября 2016 17:32
              Кто исключил?
              Давайте закончим этот спор. Если начнется война, то расположение маяков на национальной территории вообще не будет иметь смысла. Намеренное уничтожение системы безопасности мореплавания даже за пределами территориальных вод в мирное время всеми странами будет открыто признано терроризмом. Кроме того, это будет не так-то и легко сделать. Устройства системы способны будут (в силу необходимости) работать и в активном режиме, для обеспечения безопасности. Функции безопасности мореплавания неизбежно несут в себе некоторые функции СОПО. Да, это будет похоже на забор, который будет иметь на своем протяжении какое-то количество контролируемых "ворот". Можно сломать забор в произвольном месте? Не проблема. Его тут же можно и восстановить, и оповестить о происшествии с трибуны (хотя бы ООН).
              Не торопитесь с исключениями. Тут тонкости восприятия (что считается позволенным, а что нет).
              1. Оператор 28 ноября 2016 17:56
                Побойтесь Бога - что мы, что американцы в советское время уничтожили и/или установили спецаппаратуру на куевой туче связных и гидрофонных устройств в международных водах, и ничего, ТМВ как-то не разразилась.

                А стоило сбить Китаю свой китайский спутник как полилась волна праведного гнева.

                Причина проста - спутники все как на ладони, попытка с чьей либо стороны повредить их сразу же идентифицируется и выставляются обвинения.

                Гидроустройства на дне не видны никому - выход из строя по причине намеренного разрушения не доказуем: типа то ли русские, то ли китайцы, а могут и вовсе отпущения северокорейцы.

                Как утверждает римское право - не пойман, не вор.

                И еще: забор на своей территории свой, а на ничейной - ничей.
                1. Владимир Постников 28 ноября 2016 18:57
                  Вы высказали свою точку зрения. Я высказал свою. Предоставим судить другим.
                  Аргумент "не пойман - не вор" - железный.
                  Два момента, в которых мы расходимся:
                  1) Между "ломать какой-то забор" и "ломать забор, который предназначен для твоего обнаружения и идентификации" - дистанция огромного размера.
                  2) "Куева туча связных и гидрофонных устройств" - это одно, а система безопасности мореплавания между российскими арктическими островами (а именно о них и речь, если кому не понятно) - это совершенно другое.
                  Видит Бог, что в этом и всё наше расхождение. Думаю, что этот вопрос исчерпан полностью.
  8. Влад5307 28 ноября 2016 22:15
    Не знаю какой "спецстрой" там будет что строить, но его вроде как ликвидировали, из-за многочисленных фактов воровства бюджетных денег и неэффективных трат. hi
  9. Бывший комбат 28 ноября 2016 23:17
    Вся эта канитель с "Гармонией" выльется в локальную систему слежения ВБЛИЗИ СВОИХ военно морских баз НЕ БОЛЕЕ ТОГО. И даже это выльется в кучу проблем во время эксплуатации. Система сама по себе ОЧЕНЬ СЛАБА и очень УЯЗВИМА. Перспективы крайне туманны. И главной причиной является ЭНЕРГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ и СВЯЗЬ. И решить эти глобальные проблемы врядли по силам при нынешнем уровне технологий в России ... Так пошумят пошумят, что то сделают вроде работает но ... на любительском уровне ...
  10. Ментат 29 ноября 2016 02:45
    Цитата: Aviagr
    1. Во льдах ни один буй не поднимется.

    Ему и не надо подниматься выше льда. У вас отсутствуют знания из школьной программы.
    1. Aviagr 29 ноября 2016 07:38
      Вам хватило одного класса и коридора до туалета...
      А есть такая наука - гляциология, в которой изучаются все виды льда - так вот на поверхности моря он представляет собой чаще всего не монолитный кристалл, а пористо-трещиноватую губку, в которой распределена соленая вода, создающая большое затухание для ЭМ волн - но дилетантам знать это не обязательно, вы правы - главное в мягкости диванов разбираться и ярлыки всем клеить...
  11. Ментат 29 ноября 2016 18:04
    Цитата: Aviagr
    Вам хватило одного класса и коридора до туалета...
    А есть такая наука - гляциология, в которой изучаются все виды льда - так вот на поверхности моря он представляет собой чаще всего не монолитный кристалл, а пористо-трещиноватую губку, в которой распределена соленая вода, создающая большое затухание для ЭМ волн - но дилетантам знать это не обязательно, вы правы - главное в мягкости диванов разбираться и ярлыки всем клеить...

    Зачем их клеить, вы сами себе на лбу пишете подробные ТТХ содержимого.

    Если бы у вас кроме понтов был бы ещё и соответствующий кругозор, вы были бы в курсе испытаний лохматых годов, проведенных РПКСН проекта 667БД К-92 под командованием Патрушева В.В. В результате выяснилось, что сквозь льды в Арктике возможна передача данных по радиоканалу.

    Так что свой визг насчёт распила можете присоединить к уже написанному на лбу: «Горлопан».
  12. Cat Man Null 29 ноября 2016 22:11
    Цитата: Aviagr
    Я сам разрабатываю глайдеры в т.ч. и для этого

    - точно... а еще вы прицепы разрабатываете, угадал? laughing
    Цитата: Aviagr
    Мой Прицеп - лучшая альтернатива палатке=братской могиле или куче камней на развалинах.
    1. Aviagr 30 ноября 2016 07:23
      Я много чего разрабатываю: и Прицепы, и Сколопендры, и глайдеры с РПБК - это не ваши каменные топоры и дырявые лапти..
      Цитата: Ментат
      результате выяснилось, что сквозь льды в Арктике возможна передача данных по радиоканалу.

      Радиопрозрачность льдов известна давно. Но не надо сравнивать мегаватты ПЛ и "Крону" глайдера: указанные мною затухания не позволяют глайдеру получить сигналы ГПС/Глонасс или самому что-либо отправить, исходя из ЕГО ФИЗИЧЕСКИХ возможностей. Как было выше уже сказано про ЭМ подводную связь, которую должна была обеспечить атомная станция на берегу - но и только, чтобы подать команду на отстрел ракет, а не передачу "видео онлайн". Как меня уже достали дилетанты с апломбом...
  13. Ментат 30 ноября 2016 20:02
    Цитата: Aviagr
    только, чтобы подать команду на отстрел ракет, а не передачу "видео онлайн". Как меня уже достали дилетанты с апломбом

    «Дилетант с апломбом», а также с прицепами и сотнями тысяч глайдеров в окияне сам себя светит, или метит.

    Очевидно, что вы не представляете себе, даже оценочно, объём пакета данных для подтверждения запуска ракет, который должен пройти даже в среде активного радиоэлектронного противодействия и гарантировать невозможность подделки или перехвата. Т.е. обладает высшей криптостойкостью, включает в себя избыточное кодирование и, вероятно, многократное вариативное дублирование. Иными словами, хоть и не «он-лайн видео», но маленьким не является. Но для вас это «только подать команду».

    Между тем, станция слежения должна передать не столь много информации: координаты, метку времени и тип цели — причём не обязательно в режиме реального времени. Пропускная способность канала, необходимого для такой передачи, может быть совершенно мизерной.
    1. Cat Man Null 30 ноября 2016 20:22
      Цитата: Ментат
      «Дилетант с апломбом», а также с прицепами и сотнями тысяч глайдеров в окияне сам себя светит, или метит

      + 1000 laughing

      Цитата: Aviagr
      Мои БПЛА и Боровы? Долго же до вас доходит...
      Разделение Наводчика и Испускателя управляющих сигналов позволит сохранить дорогостоящую оптику, жизни солдат-наводчиков и иметь более гибкое управление на поле боя.
      Только Краснополи нужно заменить самозапускающимися Корнетами и Сколопендрами в миллионных количествах...

      - крайне забавный персонаж, ИМХО yes
    2. Aviagr 1 декабря 2016 12:58
      Цитата: Ментат
      Иными словами, хоть и не «он-лайн видео», но маленьким не является. Но для вас это «только подать команду».
      Между тем, станция слежения должна передать не столь много информации: координаты, метку времени и тип цели — причём не обязательно в режиме реального времени. Пропускная способность канала, необходимого для такой передачи, может быть совершенно мизерной.

      Я же говорю - дилетант: в двух абзацах противоречие САМОМУ СЕБЕ, которое адресовано почему-то мне?!
      Вот эта информация и есть - команда на запуск ракет - не стоит здесь копипастить выдержки из диссертаций - умные люди все понимают с полуслова, дилетанты - начинают гнать околонаучную пургу...
      Вам показывают на разницу пальца и того, чем вы размешиваете сахар в чашке; а вы все время перескакиваете с предмета разговора: глайдер или эта донная станция НЕ ОБЛАДАЮТ энергетической мощностью АПЛ (или наземной станции подводной связи) для передачи радиосообщений из-подо льда!! Все! Остальной педрёж - не в тему!
      Не смогут они уловить и слабые сигналы GPS/Глонасс - что более важно для позиционирования! - Вот ОСНОВНАЯ проблема!
      Продолжая размешивать сахар, налейте кипятку по-горячее... И МанУлу тоже, он все никак из театра кукол не вырастет - "персонажи" вокруг мерещатся...
  14. dakty 1 декабря 2016 18:04
    А почему бы в качестве источника питания не использовать что-нибудь типа РИТЭГов, только с повышенной стойкостью к коррозии? В советские времена мы были лидерами в этом и тема очень перспективная, особенно с современными технологиями!
  15. Ментат 1 декабря 2016 19:49
    Цитата: Aviagr
    в двух абзацах противоречие САМОМУ СЕБЕ, которое адресовано почему-то мне?!

    Противоречия никакого нет: а) объём информации для подтверждения запуска ракет значительный; б) объём информации, передаваемый со станций слежения, мизерный. Соответственно, энергия его передачи может быть низкой.
    А у вас уже истерика. Успокоительное примите.
    1. Aviagr 1 декабря 2016 22:27
      Цитата: Ментат
      объём информации для подтверждения запуска ракет значительный; б) объём информации, передаваемый со станций слежения, мизерный. Соответственно, энергия его передачи может быть низкой.

      .. он оглянулся посмотреть - не оглянулась ли она, чтоб посмотреть - нее оглянулся ли я...
      С такими умозаключениями - вам в Правительство надо или сразу к Чубайсу в замы. В общем увидите мои изречения на сайте - проходите мимо - мне тупых мозгователей переучивать времени нет...
Картина дня