75 лет Дороге жизни: как советская наука спасала блокадный Ленинград

22 ноября 1941 года по льду Ладожского озера в Ленинград проехали первые грузовики с продовольствием. Историки рассказали ТАСС малоизвестные подробности операции, спасшей жизни сотен тысяч горожан

75 лет Дороге жизни: как советская наука спасала блокадный Ленинград


Название "Дорога жизни", которое дали ленинградцы ледовой трассе через Ладожское озеро, начавшей работу 22 ноября 1941 года, — не поэтический образ. Это был единственный путь, позволивший осажденному Ленинграду выжить и даже помогать фронту, куда поступали производившиеся в блокадном городе вооружения.


Дорога начала действовать в те дни, когда нормы продовольствия в городе были снижены до трагических 250 г хлеба в сутки для рабочих и 125 г для всех остальных, люди начали умирать от голода тысячами. Солдаты на передовой получали по 500 г хлеба. Но даже для сохранения этих норм требовалось ежедневно не менее тысячи тонн продовольствия.

Для спасения города и помощи фронту нужно было сделать невероятное: создать с нуля целую инфраструктуру, которая должна была бесперебойно действовать целую зиму, решая множество задач. Такой проект представлялся сложным даже для мирного времени. Фактически это была победа науки, и прежде всего физики, над гитлеровской тактикой, использовавшей голод в качестве средства ведения войны.

"Строительство ледовой дороги через Ладогу — идея абсолютно грандиозная и дерзкая даже для мирного времени, особенно учитывая, что на 1941 год Ладога была исследована недостаточно, в том числе ее ледовый режим. Самое крупное озеро в Европе вообще отличается очень переменчивым нравом и всегда считалось очень сложным во всех отношениях, в том числе для судоходства", — отмечает Сергей Курносов, директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда.

"Дорога жизни обычно представляется обывателю как дорога по льду, по которому в Ленинград идут полуторки с мукой, — говорит Курносов. — Но на самом деле это огромная, созданная буквально на пустом месте инфраструктура, которая позволила снабжать в годы блокады и Ленинград, и Кронштадт, и Ораниенбаумский плацдарм, и войска Ленинградского фронта, и Краснознаменный Балтийский флот. У Дороги жизни много составляющих: это и "авиамост" с Большой землей, и Ладожская военная флотилия, защищавшая ладожские коммуникации, и Северо-Западное речное пароходство, которое производило перевозки во время навигации, когда озеро не было покрыто льдом; это телефонно-телеграфный кабель, обеспечивший связь с Москвой, и высоковольтный электрический кабель, который позволил поставлять в Ленинград электроэнергию с Волховской ГЭС — проходили эти кабели по дну Ладоги. Это и трубопровод, который также проходил по дну Ладоги, снабжая город топливом".

Ленинград, как мегаполис, никогда не был и не мог быть самодостаточным в продовольственном плане, подчеркивает директор музея. Самодостаточным он был лишь как город-фронт, потому что большую часть военного вооружения он мог производить сам.

При проектировании Дороги жизни учитывался опыт прошлого, когда ледовые трассы становились удобной переправой, порой более надежной и комфортной, чем осенне-весеннее бездорожье, использовались ледовые пути и в военных целях. "Была ли Дорога жизни срочным изобретением блокированного Ленинграда? И да и нет, — считает Курносов. — С одной стороны, это было, безусловно, срочное изобретение. С другой стороны, идея передвижения по льду существовала давно. В Санкт-Петербурге еще до революции передвижение по льду Невы зимой было общепринятым явлением. Эти дороги вполне заменяли мосты".

Но все предшествовавшие Дороге жизни ледовые коммуникации были краткосрочными и не были рассчитаны на огромный транспортный и людской поток, который шел по льду Ладожского озера в 1941–43 годах.

Ледовая разведка

Идея о ледовой трассе обсуждалась в Ленинграде с сентября 1941 года. "24 сентября А.А. Жданову, членам Военного Совета Ленинградского фронта были представлены материалы в виде карт и текста на 34 листах. Затем мы доложили об ожидаемом характере замерзания и продолжительности сохранения ледяного покрова. В этот день фактически и родился проект ладожской Дороги жизни", — писал в воспоминаниях начальник ледовой службы Краснознаменного Балтийского флота Михаил Казанский.

Он сыграл большую роль в организации переправы по Ладоге. "Казанский отличился и как организатор, и как проектировщик, и потом как лоцман — и водный, и ледовый. Он сопровождал корабли во время навигации и руководил обслуживанием ледовой трассы. У него было прозвище Ледовый Дед, причем "деду" этому на момент начала работы Дороги жизни было всего лет 25", — отмечает Сергей Курносов.

Предварительную ледовую трассу между Кобоной и Коккорево проложили на основе материалов, которые дали научные исследования и опросы рыбаков — старожилов Ладоги.

"К выяснению состояния льда по маршрутам намеченных трасс приступили 12 ноября, — вспоминал Михаил Казанский. — Каждый шаг разведчиков был шагом в неизвестность. Там, где пружинистая ледяная корка прогибалась под ногами смельчаков и трещала, приходилось ложиться и ползти".

В ночь на 16 ноября гидрографы впряглись в сани и с компасами, картами, линями (тросами) спустились на прогибающийся лед в районе Осиновецкой базы флотилии и обследовали сначала маршрут от Осиновца на западном берегу Ладоги до Кобоны на восточном берегу.

Почти одновременно с моряками разведку этой трассы провели 30 бойцов 88-го отдельного мостостроительного батальона. Отряд вышел из Коккорево с запасом вешек, веревок и спасательного снаряжения, в сопровождении двоих опытных рыбаков, служивших проводниками.

Командир одной из групп этого отряда И. Смирнов вспоминал впоследствии: "В маскхалатах, с оружием, обвешанные гранатами, мы имели воинственный вид, но пешни, санки с вешками, веревки, спасательные круги делали нас похожими на зимовщиков Дальнего Севера". Разведчики двигались по одному в трех-пяти шагах друг от друга и через каждые 300–400 метров вмораживали в лед вешки.

В тот же день по приказанию уполномоченного Военного Совета фронта генерала А. Шилова через озеро в западном направлении из состава отдельной роты подвоза были направлены машины с мукой для Ленинграда. Первый отряд из семи полуторок (ГАЗ-АА), каждая из которых везла по семь мешков муки, двигался севернее островов Зеленцы по льду толщиной не более 15 см.

Водители стояли на подножках и в случае опасности провала машины под лед должны были выпрыгнуть. Отряд проехал от Кобоны около 20 км, но дальше пути не было — лед кончался, начиналась полынья. Машинам пришлось, выгрузив муку на лед, вернуться.
19 ноября из Коккорево отправился конно-санный обоз из 350 упряжек. 21 ноября он доставил в Осиновец 63 тонны муки, но его путь был крайне сложным: в некоторых местах возчики выгружали мешки с мукой из саней на лед, проводили упряжки порожняком, муку переносили на руках и снова загружали в сани.

Было очевидно, что запуск автомобильного движения по тонкому ноябрьскому льду был крайне рискованной затеей, но ждать не было возможности.
Приказ №00172 "Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро" был подписан вечером 19 ноября 1941 года. Обустройство трассы, строительство инфраструктуры должно было идти параллельно с запуском ледовой дороги.

Что такое прогибограф

Правила движения по Дороге жизни разрабатывали не в Госавтоинспекции, а в Ленинградском физтехе (Физико-технический институт, ФТИ АН СССР). Возможности ладожского льда как дорожного покрытия исследовала группа ученых физтеха во главе с Петром Кобеко. Физики определили, как деформировался ледовый покров на озере под влиянием статических нагрузок разной величины, какие колебания происходили в нем под влиянием ветра и изменений сгонно-нагонных уровней воды, рассчитали износ льда на трассах и условия его пролома.

Для автоматической записи колебаний льда ученый физтеха Наум Рейнов изобрел специальный прибор — прогибограф. Он мог регистрировать колебания льда на временном отрезке от 0,1 секунды до суток. С его помощью удалось определить причину, по которой в первые недели работы Дороги жизни ушли под лед около сотни грузовиков: проблема была в резонансе, который возникал при совпадении скорости автомобиля со скоростью ладожской волны подо льдом.

Влияние оказывала также отраженная от берега волна и волны, создававшиеся соседними машинами. Так происходило, если полуторка двигалась со скоростью 35 км/ч. Ученые не рекомендовали также вести машины колоннами и предостерегали от обгонов на льду. При движении по параллельным трассам расстояние между грузовиками должно было быть не менее 70–80 м. Помощь науки позволила сократить потери, и трассу эксплуатировали до 24 апреля 1942 года. Последние машины прошли по Ладоге при толщине льда всего 10 см.

Ленинградские метеорологи составили по Ладоге специальный прогноз погоды на зиму 1941–42 годов, постоянно обновляли справки по режиму озера, составляли подробные карты с обзорами ледовой обстановки и прогнозом ее развития на два и десять дней. Грузоподъемность льда определяли заново несколько раз в месяц, каждые десять дней составляли гидрологические бюллетени с прогнозами о толщине льда: только за первую блокадную зиму она измерялась более 3640 раз.

От коней до автобусов

Грузооборот трассы мыс Осиновец — острова Зеленцы с разветвлением на Кобону и Лаврово определялся 4000 тонн в сутки. Перевалочные базы дороги устраивались в Осиновце, Ваганово, Кобоне, Лаврово и на станции Ладожское Озеро. С 22 ноября по дороге открывалось пешеходное и гужевое движение, с 25-го — автомобильное. С 26 ноября 1941 года приказом по тылу Ленинградского фронта ледовая дорога стала именоваться Военно-автомобильной дорогой №101 (ВАД-101).


Грузовики с продовольствием на Дороге жизни

"Сначала по льду пустили санные обозы, потому что машины он еще не мог выдержать, — рассказывает Сергей Курносов. — Лед, достаточный для того, чтобы по нему двигался тогдашний автомобильный транспорт, должен был быть толщиной хотя бы 20–30 см. 19 ноября 1941 года на восточный берег Ладоги отправился конно-санный обоз, который вернулся в Осиновец 21 ноября с мукой для ленинградцев. Вечером того же дня из Ленинграда через Ладогу по льду отправилась специально сформированная разведывательная колонна из десяти порожних полуторок! 22 ноября на лед в сторону Кобоны вышли уже 60 машин, которые вернулись, доставив в Ленинград 33 тонны хлеба. Так начала свою работу ледовая трасса Дороги жизни. Каждая из машин-полуторок была нагружена всего пятью-шестью мешками с мукой — боялись, что больше лед просто не выдержит, он гнулся под колесами от тяжести".

Ледовая трассы находилась всего в 12–15 км от немецкий позиций, поэтому постоянно существовала угроза авианалета или обстрела. Снаряды, бомбы оставляли полыньи, которые на таком морозе буквально сразу затягивались льдом, снег их маскировал, и порой обнаружить их было абсолютно невозможно. Провалившиеся машины старались вытаскивать, но не всегда это было возможно. Спасали не только машины, но и груз: муку везли на ленинградские пивоваренные заводы, там высушивали и затем использовали для выпечки хлеба.

Дело осложнялось и тем, что старая железная дорога между Осиновцом и Ленинградом не была готова к приему интенсивных грузопотоков: до войны она пропускала не больше одного поезда в день, а теперь по шесть-семь крупных составов. "На этой дороге не было даже водонапорных башен, и воду на паровозы нужно было подавать вручную; кроме того, приходилось рубить тут же, на месте, деревья, чтобы снабжать паровозы сырым и очень плохим топливом, — писал британский журналист Александр Верт, работавший в СССР в годы войны и посещавший Ленинград. — Фактически ледовый путь через Ладожское озеро начал работать как часы только в конце января или даже с 10 февраля 1942 года, после его серьезной реорганизации".

В январе 1942 года по Дороге жизни активно шла эвакуация. Для перевозки людей использовались пассажирские автобусы — их было более сотни.
Танки без башен

За две блокадные зимы по ледовой дороге было перевезено более 1 млн тонн грузов и эвакуировано около 1,5 млн человек.

"По разным источникам, от 16 до 18 тысяч человек работали на трассе, — рассказывает историк Ростислав Любвин. — Иногда ленинградцы оставались, пока не могли уехать, и работали там неучтенными. Инфраструктуру обслуживали профессиональные рабочие — грузчики на складах, три авторемонтных завода: слесари, токари, кузнецы, наконец, среди шоферов были не только военные, но и шоферы с гражданских предприятий. Ротация была большой".

"С ноября 1941 по апрель 1942 года (152 дня) ледовую дорогу обслуживали порядка 4000 автомобилей, не считая гужевого транспорта, — отмечает Сергей Курносов. — Каждая четвертая машина не вернулась из рейса, провалившись в полынью или попав под бомбежку или артобстрел". Техническое состояние машин в течение почти всего первого периода работы трассы было крайне низким. К марту 1942 года с Ладоги отбуксировали 1577 поврежденных автомобилей. Не хватало горючего, инструментов, запчастей и ремонтных средств.

Очень быстрыми темпами строились порты на берегу. "Немцы, захватив Шлиссельбург, фактически захватили всю портовую инфраструктуру на Южной Ладоге, потому что со времен Российской империи именно Шлиссельбург был главным портом в этой части озера, — отмечает Сергей Курносов. — Рыбацкие поселки, где фактически не было никакой инфраструктуры, в считаные недели нужно было превратить в два мощных порта: один на западном берегу, в районе Осиновецкого маяка, другой — на восточном, в районе Кобоны. Строился огромный причальный фронт, подводились новые пути — и это все делалось буквально на "мшистых, топких" берегах. Уже к концу навигации 1942 года здесь было два огромных озерных порта, которые разделяли 30–35 км. Был построен причальный фронт длиной более 8 км. Одновременно к этим причалам могли швартоваться до 80 судов – и все это было создано с нуля, чтобы спасти город и помочь Ленинградскому фронту выстоять".

В общей сложности на Дороге жизни было построено более 60 трасс. Одни предназначались для провоза техники, боеприпасы шли по другой трассе, причем с таким расчетом, чтобы в случае взрыва не повредить соседние машины. Отдельно шел вывоз раненых, детей, также отдельно ходили машины с нефтепродуктами, потому что в случае взрыва это было огромное пламя и как следствие — подтаявший лед
Ростислав Любвин


"Когда работа дороги несколько наладилась, назначение трасс было строго определено, — говорит Любвин. — Одни предназначались для провоза техники, боеприпасы шли по другой трассе, причем с таким расчетом, чтобы в случае взрыва не повредить соседние машины. Отдельно шел вывоз раненых, детей, также отдельно ходили машины с нефтепродуктами, потому что в случае взрыва это было огромное пламя и как следствие — подтаявший лед. Все было очень продумано".

"Дорога жизни служила не только для того, чтобы доставить в Ленинград продовольствие, — отмечает Сергей Курносов. — Обратным рейсом из города везли продукцию, в том числе военную, которую продолжали производить ленинградские заводы в условиях блокады. По льду переправляли даже танки КВ, которые в 1941 году делали только в Ленинграде. Чтобы их переправить, с танка снимали башню, уменьшая таким образом площадь давления на лед, и танк, следуя своим ходом по льду Ладоги, буксировал за собой свою башню на санях".

Также с ленинградских заводов по Ладоге переправлялись минометы, артиллерийские орудия, в том числе те, которые нужны были в битве за Москву. Из Ленинграда вывозили в тыл оборудование и ценности, которые не успели эвакуировать до блокады.

Подходы к Дороге жизни со стороны Кобоны защищала 1-я стрелковая дивизия НКВД, до 8 сентября оборонявшая Шлиссельбург, со стороны Осиновца — 20-я дивизия НКВД, которая в октябре 1941 года сражалась на "Невском пятачке". "Сюда были подтянуты силы моряков, часть моряков-артиллеристов перевели в сухопутные части для обслуживания артиллерийских и зенитных батарей, которые были установлены вдоль трассы, — рассказывает Ростислав Любвин. — Огромные силы саперов постоянно минировали подходы со стороны Шлиссельбурга". Дорогу жизни прикрывала авиация Ленфронта. С декабря 1941-го по март 1942-го летчики совершили более 6000 боевых вылетов.

"Потери, особенно в первое время, были очень большими, — констатирует сотрудник Музея полиции. — В 1965 году группа дайверов в честь 20-летия Победы прошла по дну озера, по Дороге жизни. Они сказали, что фактически шли по крышам автомобилей".

Михаил Казанский сравнивал Дорогу жизни с морским переходом: "Переправу войск по ледяным плацдармам ночью, не видя берегов, или днем, в туман и пургу, можно сравнить с лоцманской проводкой судов в кромешной тьме, когда не работают маяки и вообще отсутствуют навигационные средства. Аналогия станет более полной, если учесть, что ветер сносил колонны на льду, как и корабли, в сторону от проложенного курса следования. Не раз приходилось видеть, как дрейфуют на скользком, словно отполированном льду боевые порядки пехоты, как сумасшедший ветер, вырвав из строя отдельных бойцов, гнал эти "живые паруса" на минные поля, как волчком крутились и опрокидывались автомашины. Далеко не каждый переход кончался благополучно".

НКВД на Дороге жизни: против пробок и преступлений

На ВАД-101 работал сводный отряд ленинградского областного управления милиции. Опергруппы располагались на линии, на стоянках транспорта и на погрузо-разгрузочных базах. В начале работы Дороги жизни на ее отдельных участках возникали пробки — эту проблему удалось решить к 26 декабря.

"Это было неизбежно, потому что никто никогда такую трассу не строил, на ней не работал, тем более что в первые дни работала одна трасса, и по ней шло движение в обе стороны. Водители на ладожскую трассу выезжали, уже проехав почти 300 км по проселку от деревни Заборье в Тихвинском районе, — поясняет Ростислав Любвин. — Когда отбили Тихвин, склады переместились в основном в район Пеллы, путь сократился до 40 км, стало легче, и люди приезжали не такими измотанными".

Сотрудники милиции оказывали водителям техническую помощь. "Мы застали очень многих работников Дороги жизни, — вспоминает Любвин. — Я тогда еще спросил, что за техническая помощь, и один ветеран мне сказал: берешь гаечный ключ и лезешь под машину крутить гайки, помогаешь шоферу восстановить машину, а при перегрузке становишься еще и грузчиком".

За первую зиму работы ледовой трассы милиция выявила 589 бесцельных простоев машин. "Милиция работала принципиально и выясняла, почему водитель стоит без всяких причин там, где не положено стоять, и все могло закончиться трибуналом", — говорит специалист Музея полиции. Борясь с хищениями на Дороге жизни, к концу марта 1942 года милиция изъяла у преступников 33,4 тонны продуктов, в том числе 23 тонны муки. К уголовной ответственности были привлечены 586 военнослужащих и 232 гражданских лица. Были также факты, когда шоферов привлекали за то, что они брали деньги и ценности у эвакуируемых из Ленинграда людей.

Дорога жизни продолжила действовать и зимой 1942–43 годов, когда она использовалась не только для обеспечения города, но и при подготовке наступления Красной армии для прорыва блокады. "Это инфраструктура, которая являлась единственной военно-стратегической линией коммуникации блокадного Ленинграда до момента прокладки в конце января — начале февраля 1943 года так называемой Дороги победы по узкому участку вдоль южного берега Ладоги после прорыва блокады Ленинграда, — подчеркивает Сергей Курносов. — В принципе, Дорога жизни так или иначе действовала до 1944 года, помогая снабжать город".
Автор: Юлия Андреева, Екатерина Андреева, Иван Скиртач
Первоисточник: http://tass.ru/obschestvo/3801036


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 69

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Котище 27 ноября 2016 05:34
    Спасибо за статью!
    Редко темы поднимаемые на ВО имеют однозначное отношение к ней читателей, но "Дорога жизни" одна из них. Беспримерный подвиг людей, во имя победы!
    Низкий поклон людям, которые жили, работали, воевали в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов! Вы для нас пример и урок.
  2. Spartanez300 27 ноября 2016 05:41
    Если бы не Дорога жизни то Ленинград вряд ли отстояли.
  3. Spartanez300 27 ноября 2016 06:03
    Вот как писал ленинградский поэт Анатолий Молчанов:

    А где-то на Ладоге, в белом просторе
    От бомб и мороза взрываются льдины,
    И воют моторы, и стонут моторы,
    И тянут груженные хлебом машины -
    В пургу и обстрелы, без сна и покоя,
    За жизнь и борьбу Ленинграда в ответе.
    И было на трассе движенье такое,
    Как в мирное время на Невском проспекте.

    1. shuhartred 27 ноября 2016 15:30
      Фото видел и не раз. Только сейчас подумал: А как же они... со включенными фарами, на озере ведь далеко видно... идеальная мишень что для авиации, что артиллерии. Почему без светомаскировки???
      1. Хапфри 27 ноября 2016 16:25
        Почему без светомаскировки?

        Зачем? Финны по ним не стреляли. А у немцев столько самолетов не было постоянно над дорогой висеть.
        1. Сергей С. 10 декабря 2016 09:30
          Цитата: Хапфри
          Почему без светомаскировки?

          Зачем? Финны по ним не стреляли. А у немцев столько самолетов не было постоянно над дорогой висеть.

          ??? Финам было недострелить.
          Светомаскировка была - на фарах сделали специальные козырьки.
          Но это были успокаивающие меры.
          Главное - Дорогу охраняли по последней капли крови.
          На льду была линия опрных точек, передовые дозоры лежали в снегу,...
          Немецкие лыжники пытались атаковать многократно...

          Здесь уместно впомнить в общем не плохой фильм "Ленинград".
          Но исторически содержащий много откровенного бреда.
          В частности. там предетель мог на полуторке доехать до немцев. и потом вернуться...
          И это через линию фронта...
          Видимо современным "сценаристам" в голову не помещается, что ради Родины можно не только карнавалы устраивать, но и реально жить и реально воевать в ледяной обстановке.
  4. EvgNik 27 ноября 2016 06:30
    В школе нам рассказывали о "Дороге жизни"и красной нитью она проходит через всю. жизнь.
  5. parusnik 27 ноября 2016 08:16
    Реально "Дорога жизни", сколько жизней спасла...Низкий поклон всем кто создавал,обеспечивал, оборонял...
  6. мичман 27 ноября 2016 08:27
    "Дорога жизни" начала работать еще в сентябре 1941 года. Тогда пароходы СЗРП были вооружены пулеметами, моряки стояли за ними и отбивались от авиации фашистов. Некоторые эти пароходы (маленькие) с красными крестами, увазили детей. Ведь блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Фашисты расстреливали эти пароходы. Наши летчики дали себе зарок ни одного фашистского пилота со сбитых немецких и финских самолетов не оставлять в живых. Они их расстреливали в воздухе, когда те спускались на парашютах. Об этом мне рассказал П.С Кутахов (будущий наш Главком ВВС). Он воевал на Ленинградском фронте. Тихвин был освобожден от фашистов 8 декабря 1941 года. Работа на Дороге Жизни немного облегчилась. По дну Ладожского озера был проложен и шланг, по нему шел бензин для танков в Ленинграде. Наша соседка Парфенова А.В. эвакуировалась со своим сыном к нам Сибирь. Мы с мамой уехали туда еще в конце августа(отец нас эвакуировал). Она доехала, а сынишка погиб. Вот теперь оцените С-Петебуржцы роль маннергейма в создании блокады Ленинграда. Финские войска захватили кировскую ж.д по западному берегу Ладожского озера. Если этого не случилось , блокады бы не было. Финские войска вышли на правый берег реки Свирь, отрезов Ленинград от поставок продовольствия. А ему министр культуры России пытался поставить памятную доску. В работу Дороги Жизни внесли большой вклад речники СЗРП, вот им и стоит поставить памятник. Вечная слава защитникам Ленинграда. Я опубликовал статью на эту тему в "ВО" "Кризисный месяц в обороне города". Честь имею. .
    1. Хапфри 27 ноября 2016 14:54
      Финские войска вышли на правый берег реки Свирь, отрезов Ленинград от поставок продовольствия. А ему министр культуры России пытался поставить памятную доску.

      Отрезав? Откуда такие познания? И что дальше? Дорога перестала функцонировать? Нет. Вот то то и оно. Вот за это и благодарность Маннергейму от Верховного. Имя маршала лично было вычеркнуто из списков военных преступников. Маннергейм не только не был привлечен к ответственности но и остался при власти, уважаемым до конца жизни человеком.
      1. murriou 27 ноября 2016 21:18
        Цитата: Хапфри
        за это и благодарность Маннергейму от Верховного.

        Ждем-с ссылочку на документ с объявлением этой благодарности. lol

        Цитата: Хапфри
        Имя маршала лично было вычеркнуто из списков военных преступников.

        ...за то, что он сдал Финляндию в 1944 году и повернул ее против Гитлера. Тогда это было важнее, чем вполне им заслуженная казнь.
        1. Хапфри 27 ноября 2016 23:04
          ...за то, что он сдал Финляндию в 1944 году и повернул ее против Гитлера.

          Неужели стотысячная финская армия почти без танков самолетов была серьезным препятствием для ветеранов Сталинграда и Курска? В 44 -м наши войска прошили линию Маннергейма как нож масло. Маннергейму позволили повернуть оружие против Гитлера. Никто из сателлитов Германии такой чести не удостоился. Антонеску и Муссолини в подобной ситуации были казнены. Потери живой силы и техники советское командование никогда не останавливали. Даже в апреле 45-го продирались сквозь Зееловские высоты , неся неоправданные потери когда все было уже решено. Ссылочку про потери дать?
      2. Сергей С. 10 декабря 2016 10:06
        Цитата: Хапфри
        ...Маннергейм не только не был привлечен к ответственности но и остался при власти, уважаемым до конца жизни человеком.

        ???
        Кем уважаемым?
        Не надо политические действия путать с моральной оценкой.
        По понятиям морали маннегрейм исчадие ада, впрочем, как и большинство николаевких генералов, которые по результатам своих никчемных жизней предали всех и все.
        Предали монархию - не воспротивились отречению, потом предали свой класс - не отстояв хотя бы буржуазную республику., и даже не попытавшись ее организовать, предали здравый смысл - не защитив устои своего образа жизни, предали свои погоны - не победив и не погибнув "за веру, царя и Отечество", предали то самое Отечество - ради спасения шкуры разбежавшись по всему миру, многие из них предали свои семьи и семьи свих товарищей - о романе А.Толстого "Эмигранты" вспоминать не модно, укажу на всмемирно известного американца Миллера - он образно написал о графинях-шлюхах.

        О моральном облике русского дворянства говорить не модно.
        Но если бы были у дворянства моральные принципы, совесть и честь и ум .... не было бы ни народников, ни "Черного передела", ни революций.

        Читайте истинных русоилов Лескова, например, все начала развала монархии понимаются сразу.

        И сейчас, коррупция, семейственность и глупость управленцев (креативный класс, элита общества - язык не поворачивается так их называть) явно ведут страну к пропасти.
        Одного, пусть и очень сильного, управленца на Россию это очень мало.
        Да и ЕБНа до сих пор в преступники не переклассифицировали.
  7. Reptiloid 27 ноября 2016 09:34
    Эта тема Дороги Жизни всегда рядом, поскольку живу в Ленинграде.Слышал рассказы пожилой женщины про то, как их маленьких вывозили.Из всех автобусов того дня только 1 доехал на Большую Землю.
    Есть такая поэма ---Баллада о Чёрством Куске.Просто до слёз! И там было выражение ""семилетний старичок"".
    1. ruskih 27 ноября 2016 10:56
      Приветствую, Дмитрий. Да, Дорога Жизни. Два слова, а за ними людские судьбы, спасённые жизни. Моя мама осталась жива благодаря ей. Рассказы действительно тяжело слушать, поэтому отношение к маннергейму однозначное – пособник фашистов.
      Низкий поклон, честь и хвала Людям построившим, обеспечивавшим и оборонявшим эту дорогу.
      1. Reptiloid 27 ноября 2016 19:43
        Здравствуйте,Елена! Рад,что ваша мама осталась жива,что пересилила трудности.
        Я вот всё ту женщину вспоминаю.Она ведь об этом стихи написала, да прочитать не смогла.Плакала.Вот думаю,надо было бы поговорить с ней, потом......Посте снялся. Я несколько раз участвовал в ""Блокадных чтениях"".С уважением.
  8. igordok 27 ноября 2016 10:29
    29 марта 1942 года в Ленинград прибыл из Псковской и Новгородской областей партизанский обоз с продовольствием для жителей города. Событие имело огромное воодушевляющее значение и продемонстрировало неспособность противника контролировать тыл своих войск, и возможность деблокирования города регулярной Красной армией, раз это удалось сделать партизанам.

    Этот обоз тоже был доставлен в Ленинград по "Дороге Жизни". Через Псковские и Новгородские болота, через фронт, но партизаны доставили хлеб в Ленинград. А потом многие из них вернулись в свои отряды.
    После легендарного первого похода жители Новгородской и Псковской областей продолжили собирать продукты в голодающий Ленинград. Им удалось снарядить еще 110 подвод.
    Уже в сентябре 1942 года «партизанский край» прекратил свое существование. Фашисты просто стерли с лица земли деревни и людей, которые там жили. Почти все герои, которые участвовали в переброске продовольственного обоза в Ленинград, погибли.

  9. mr.redpartizan 27 ноября 2016 10:29
    Вот бы устроить за это немчуре лютый экстерминатус !!! Как же мне хочется, чтобы эти гейропейские твари нас когда-нибудь спровоцировали на самый жесткий ответ. На этой войне погиб один мой прадед, а второй стал инвалидом. Никогда этого не прощу гейропейской швали. Термоядерное оружие дает нам отличную возможность отомстить нашим врагам, разложив их на атомы.
    1. Хапфри 27 ноября 2016 11:55
      Термоядерное оружие дает нам отличную возможность отомстить нашим врагам, разложив их на атомы.

      Ну и они нам дадут, мало не покажется. Будете жить на атомной помойке
      1. mr.redpartizan 27 ноября 2016 12:05
        Американцы за них не впишутся никогда, идиотов в ихней элите НЕТ. Или вы думаете, что США пожертвуют Нью-Йорком, Чигако, Лос-Анджелесом, Филадельфией из-за уничтоженного Берлина, Гамбурга и Франкфурта ? Мы ничем не рискуем ВООБЩЕ, это была бы война с нулевыми потерями с нашей стороны и миллионными с ихней.
        1. Хапфри 27 ноября 2016 14:58
          Мы ничем не рискуем ВООБЩЕ,

          Ну это слишком смелый вывод. В 39-м , Гитлер тоже считал что дело Польшей кончится
          1. mr.redpartizan 27 ноября 2016 17:14
            Так он и так всю Европу нагнул, кроме Британии. Если бы не война с СССР, то хрен бы европейцы освободились до сих пор.
            1. Хапфри 27 ноября 2016 23:10
              сли бы не война с СССР, то хрен бы европейцы освободились до сих пор.

              У нас просто не было выбора. Если бы мы не добили Гитлера , Германия провела бы перевооружение , выйдя на более высокий технологический уровень. Европейцев мы освободили по ходу дела, за компанию. Освобождение Европы не было целью. Главное было добить Гитлера
  10. Смотритель 27 ноября 2016 10:56
    Мемориал в память обороны города в 1941-1944 гг. "Зеленый пояс славы Ленинграда" - 'Разорванное кольцо".
    Две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров) символизируют кольцо блокады, разрыв между ними - Дорогу жизни. На площадке под арками в бетоне - следы протектора машин. Рядом с мемориалом расположены два железобетонных шара, имитирующих прожектора и зенитное орудие калибра 85-мм (52-К).
    Был возведён в 1966 г.
    http://lenww2.ru/index.php/region01/area04?id=245




  11. Смотритель 27 ноября 2016 11:01
    Филиал "Дорога жизни" Центрального военно-морского музея
    http://lenww2.ru/index.php/region01/area04?id=318


  12. Авиатор_ 27 ноября 2016 11:42
    Статья хорошая. Для авторов замечание: "с танка снимали башню, уменьшая таким образом площадь давления на лед" - явно написано гуманитарием. Площадь остаётся одной и той же, она определяется размерами гусениц. А вот давление на лёд уменьшается, так как башня уже снята.
  13. Хапфри 27 ноября 2016 12:06
    Интересно , почему через озеро нельзя было проложить 10 дорог и пустить 1000 машин.
    Почему по этому бескрайнему полю нельзя было вывести жителей оставив только солдат. Там где прошёл грузовик пройдет и человек. В чем смысл смерти от голода. За день пути пешеход вполне может уйти на большую землю, в чем тут хитрый план.? На жителей было просто плевать?
    1. Parsec 27 ноября 2016 12:54
      Цитата: Хапфри
      Интересно , почему через озеро нельзя было проложить 10 дорог и пустить 1000 машин.
      Почему по этому бескрайнему полю нельзя было вывести жителей оставив только солдат. Там где прошёл грузовик пройдет и человек. В чем смысл смерти от голода. За день пути пешеход вполне может уйти на большую землю, в чем тут хитрый план.? На жителей было просто плевать?


      В этих ваших интернетах не сразу и поймешь, кто прикалывается, а кто настоящий де бил.

      Вы, похоже, настоящий.
      1. Хапфри 27 ноября 2016 15:02
        Вы, похоже, настоящий

        С ослами общаюсь вроде вас ,потому такое впечатление. Вам татуаж "Слава КПСС" между сисек не чешется?
    2. murriou 27 ноября 2016 21:26
      Цитата: Хапфри
      На жителей было просто плевать?

      Здравствуй, Латынина. Перелогиньтесь, Юлия Леонидовна! laughing

      Для всех остальных не секрет, что эвакуация жителей Ленинграда проводилась перед блокадой с максимальным использованием всех возможностей, и во время блокады - тоже.

      А Хапфри усиленно рекомендую самому пройти зимой неск. десятков км по снегу и льду, натощак, после длительного не-лечебного голодания, без запаса питания, без достаточно подходящей одежды и обуви, под постоянной опасностью налетов с воздуха.

      После такой попытки весьма высока надежда, что одним безграмотным трепачом на этом свете и на этом форуме станет меньше. lol
      1. Хапфри 27 ноября 2016 23:39
        Здравствуй, Латынина

        Привет, Троцкий
        Для всех остальных не секрет, что эвакуация жителей Ленинграда проводилась перед блокадой с максимальным использованием всех возможностей,
        Сомнительный тезис. В Ленинграде было большое количество беженцев из Прибалтики. Зачем их там держали ? Почему не отправили на Восток? Почему не эвакуировали заводы? А потому. Потому что не имели представления о реальном положении дел. Как можно тогда говорить об "использовании всех взможностей"
        А Хапфри усиленно рекомендую самому пройти зимой неск. десятков км по снегу и льду, натощак, после длительного не-лечебного голодания

        Ходил и не раз. Вполне реально. И по льду ходил. И костёр с одной спички зажигал. Зима 41-го была ранней и суровой. Уйти было можно. Почему без одежды и обуви. При коммунистах у людей что даже валенок не было? И пальто на ватине?
        Немецкие шпионы туда сюда ходили прекрасно и во все стороны. А тут вопрос жизни и смерти.
        После такой попытки весьма высока надежда,

        Не знаю на что у вас там надежда но 10 км я прохожу ежедневно. 20 км тоже реально, но конечно подустав, но если надо , то можно. Для пехотной части за день пройти 40 км - это норма. Так что глупости не пишите.
        Значит из города не выпускали. Организовать снабжение тоже не смогли. Дорога то не через ущелья и тоннели. А зимник. Проложи там хоть 10 трасс и вози провиант день и ночь. Обоз с хлебом сквозь фронт прошёл и через озеро без проблем. Начальники были криворукие. Или возить было нечего. Поскольку всем Ворошилов распоряжался. И Жданов. Дураков и неумех хорошо иметь в помощниках в годы побед и триумфов, а не тогда, когда работать надо.
        1. Parsec 28 ноября 2016 01:37
          Хапфри, вы мыслите как пубертатный психически больной подросток.
          ------------------
          В апреле 1943 г. Ленинградская городская эвакуационная комиссия подвела итоги своей деятельности: с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г. из Ленинграда было эвакуировано 1 743 129 человек, в том числе 1 448 338 ленинградцев, 147 291 жителей области, 147 500 жителей прибалтийских республик.

          Единого плана эвакуации, фактически, не существовало и она проводилась исходя из конкретной, быстро меняющейся обстановке на фронте. Поэтому эвакуация проводилась в несколько этапов по целевым директивам из Москвы. Первая из них последовала уже 27 июня 1941 года и предписывала эвакуировать на Урал и в Сибирь оборудование и кадровый состав 7 авиационных заводов. 11 июля 1941 г. Государственный комитет обороны принимает постановление об эвакуации из Ленинграда 80 заводов и 13 конструкторских бюро. Через полтора месяца 26 августа 1941 г. ГКО делегирует все полномочия по эвакуации специальной комиссии в составе: В.М. Молотов, Г.М. Маленков, Н.Г. Кузнецов, А.Н. Косыгин, П.Ф. Жигарев, Н.Н. Воронов.

          В день, когда была перерезана последняя ветка железной дороги – 29 августа 1941 г. - комиссия только утвердила план эвакуации некоторых важнейших предприятий из Ленинграда на 10 дней. Понятно, что в условиях начавшейся блокады она была сопряжена с большими трудностями. В тыл была вывезена сравнительно небольшая часть оборудования и персонала 86 предприятий и организаций города, 2 тыс. 177 вагонов демонтированного оборудования осталась в блокированном городе. В дальнейшем часть оборудования и специалистов удалось переправить самолетами и по «дороге жизни».
          С июля 1941 по октябрь 1943 года из Ленинграда было эвакуировано 92 крупнейших предприятия различных отраслей промышленности, мощность ленинградской промышленности уменьшилась на 70% по сравнению с довоенным уровнем.
          -----------------
          1. мичман 28 ноября 2016 17:39
            Уважаемый Parsec, добавьте этому вредителю нашей страны, что были эвакуированы даже картины из Эрмитажа (правда немного). План эвакуации контролировал "Красный крест". У меня сохранилась выписка из протокола, которая подтверждает, что я с мамой был эвакуирован 25 августа 1941 года. имеется номер поезда и номер вагона. Я не хочу грубо говорить об этом типе, но его позывной, я бы сказал "погоняла", запомню. Честь имею.
          2. Хапфри 28 ноября 2016 18:22
            Хапфри, вы мыслите как пубертатный психически больной подросток.

            Стесняюсь спросить, вы работаете в дурке? Большой спец по психам? Обычно такие доктора сами немного того. Вы вот например не в состоянии понять о чем идёт речь. У вас что деменция?
            С июля 1941 по октябрь 1943 года из Ленинграда было эвакуировано 92 крупнейших предприятия

            Я и говорю. На людей было плевать. Металлолом вывозили. Сами же пишете. Или вы не осознаете смысла написанного?
            Через полтора месяца 26 августа 1941 г. ГКО делегирует все полномочия по эвакуации специальной комиссии в составе: В.М. Молотов, Г.М. Маленков, Н.Г. Кузнецов, А.Н. Косыгин, П.Ф. Жигарев, Н.Н. Воронов.

            Это что , список виновных партократов? Я выше написал что они были ни на что неспособны. Они больше на митингах, посвящённых годовщинам горло драть горазды. На эвакуацию оказывается было больше месяца. Это вы сами написали. Население эвакуировано не было. В результате миллион умерших от голода
            ....- комиссия только утвердила план эвакуации некоторых важнейших предприятий из Ленинграда на 10 дней.
            Планы писать и комиссии создавать эти ребята были большие мастера. Вы сами пишете ,что план был утвержден кода пути отхода уже перерезали. Этим ребятам лишь бы бумажки писать для отчётности.
            Я задал вполне конкретный вопрос. Почему людей не выпустили в поле и не дали уйти из города. Почему имея поле, не приложили по полЮ грейдерами 10 дорог и не пустили 1000 машин. С хлебом.
            Вы мне запостили из "истории КПСС" количество заводов и вагонов вывезенных и не вывезенных. Но я не этим интересовался.
            Ответы больно неприятные для коммунистов получаются.
            1. murriou 29 ноября 2016 00:03
              Цитата: Хапфри
              Почему людей не выпустили в поле и не дали уйти из города.

              Если бы так и сделали - *талантливые личности* вроде Латыниной и вас визжали бы в истерике, что людей выгнали из города в снежные поля на верную смерть. laughing
              1. Хапфри 30 ноября 2016 07:24
                Если бы так и сделали - *талантливые личности* вроде Латыниной

                Не знаю кто такая Латынина и где она живёт, и каким она вообще боком к этой теме, вы её каждую минуту поминаете, видать она вам хвост прищемила. Но с эвакуацией вы со ждановыми и мехлисами напортачили очень серьёзно. То есть мало что сделали и до последней минуты не чесались вообще. В банях с ППЖ парились да реляции слали наверх, мол все в порядке, собрания провели, языками помели. Приняли резолюции. Заклеймили. Выступили в печати. Послали ополчение куда то на запад. Все хорошо.

                О продвижении немцев судили по работе постов наблюдения за самолетами противника. Заглох пост не отвечает , значит там немцы.
                Вам бы уже начать как то развиваться , читать что ли что нибудь начать, а не с Латыниной время проводить
                1. murriou 30 ноября 2016 09:43
                  Цитата: Хапфри
                  Не знаю кто такая Латынина и где она живёт, и каким она вообще боком к этой теме

                  Латынина - в числе первейших классиков в том жанре, в котором нынче подписались вы. Ну разве что перестроечный "огонек" мог быть раньше, и то она как раз там тоже, вроде бы, отметиться успела, но еще под псевдонимом.
                  Еще она постоянный автор на "Эхе Мацы" и многих других подобных ресурсах.

                  Ее перу принадлежат многие бессмертные пёрлы, например "стрелка осциллографа", "отлить в граните", "сожжение Галилея", и "я не ракетчик, я филолог" (как вступление к ее длинной телеге о том, что челябинский метеорит на самом деле неудачный ракетный пуск). Русофобка и антисоветчица ярая.
                  В общем, заслуженная и редкостная гадина.

                  Надо знать, Хапфри, чьим бледным подражанием вы тут работаете и чьи враки усердно повторяете laughing

                  Цитата: Хапфри
                  В банях с ППЖ парились

                  Вы забыли еще рассказать, как диабетик Жданов объедался пирожными и обпивался водкой laughing

                  Цитата: Хапфри
                  напортачили очень серьёзно.

                  Забыли спросить совета у Хапфри, не имеющего понятия о состоянии ж/д перевозок в 1941 году lol

                  Цитата: Хапфри
                  до последней минуты не чесались вообще.

                  Вы, лживое создание, уже в 4й как минимум раз "не замечаете" информацию о том, что в реальности, а не в ваших буйных фантазиях, мероприятия по эвакуации из Ленинграда были начаты 29 июня 1941 года.

                  Так же вы "не замечаете" тот факт, что люди неохотно бросают свои дома ради переселения невесть куда, и в Ленинграде люди исключением не были - даже первые месяцы блокады многие отказывались от возможности эвакуироваться.

                  Зато вы сейчас чешетесь, как чесоточный, выдумывая небылицы.
            2. murriou 29 ноября 2016 08:58
              Цитата: Хапфри
              Я и говорю. На людей было плевать.

              Вы нагло врете, как обычно.
              Вы старательно "не заметили", что в ответе вам было сказано СНАЧАЛА как раз про людей.
              Для *особо талантливых* и самых бесстыжих повторяю еще раз:
              Цитата: Parsec
              В апреле 1943 г. Ленинградская городская эвакуационная комиссия подвела итоги своей деятельности: с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г. из Ленинграда было эвакуировано 1 743 129 человек, в том числе 1 448 338 ленинградцев, 147 291 жителей области, 147 500 жителей прибалтийских республик.

              Еще вопросы?

              Цитата: Хапфри
              Металлолом вывозили.

              Это для вас металлолом все, что не служит напрямую лично вашему потреблятельству.
              А тогда для страны это были предприятия оборонного значения.
              1. Хапфри 29 ноября 2016 16:40
                Еще вопросы?

                По чему в 43-м? Почему не в 41-м. Когда немцы взяли Псков. Вопросы я задал, но не получил ответа. Так отвечу сам. Чтоб солдаты-матросы не побежали. Поэтому и Сталинград не эвакуировали. Народа под бомбами погибло немерянно
                Это для вас металлолом все, что не служит напрямую лично вашему потреблятельству.

                Хамите парниша. Угробили ваши идейный собратья народа немерянно. Только сейчас с заводами нет проблем. Раззз - и космодром, раззз - мост в Крым. С этим делом сейчас просто. Этого хватает. С другим сейчас проблемы. С людьми. С русскими людьми. Русских больше всего не хватает в России. Русских людей которых вы загубили. И ваша система по другому работать не могла. Она так была создана. Миллион -туда, миллион- сюда.
                Вы старательно "не заметили",

                Это вы не ответили, почему не сделали несколько Дорог, и почему не налажено было снабжение. . А потому что начальники были криворукие. Там такое поле - можно 100 дорог проложить. Они и без всякой блокады не могли ничего наладить. Армия в 41-м постоянно находилась на голодным пайке , ни снарядов, ни еды.
        2. murriou 28 ноября 2016 05:50
          Цитата: Хапфри
          Ходил и не раз. Вполне реально. И по льду ходил. И костёр с одной спички зажигал.

          Ну, допустим, верю.
          А теперь поставьте на это же место не матерого туриста и не подготовленных немецких диверсантов, а старушек и детей, за которых больше всего якобы переживают либерасты-антисоветчики вроде той же Латыниной.

          Цитата: Хапфри
          Зачем их там держали ?

          Кто держал-то? Но уходить пешком люди не хотели, а вывозить несколько миллионов враз за считанные дни - задача нереальная. Это только для диванных стратегов сейчас все просто.

          Более того: перед блокадой и даже в первые ее месяцы люди все равно уходить не хотели! Даже когда им предлагали возможность эвакуации!
          Не верили, что это надолго, что будут проблемы с продовольствием, и так далее. Люди верили в могущество Советской власти, как ни корежит антисоветчиков от признания этой простой истины. И Советская власть делала все возможное, чтобы это доверие оправдать.

          Цитата: Хапфри
          Почему без одежды и обуви.

          Для самых, кхм, альтернативно одаренных - по буквам: потому что часть людей эвакуировалась из Прибалтики летом второпях и в чем были, да и коренные ленинградцы не все держали дома полный набор туристической экстремальной снаряги.
          Как поняли, прием?

          Вы, кстати, традиционно передергиваете мои слова и пытаетесь косить под дурачка. Я не говорил про отсутствие вообще одежды/обуви, а про отсутствие АДЕКВАТНОЙ для длительного зимнего пешего перехода по не слишком приспособленному для этого маршруту.
          Как поняли, прием?

          Цитата: Хапфри
          Начальники были криворукие.

          Когда таким вот "умникам" начинаю задавать вопросы, а как бы вы на том месте поступали в реальной ситуации - вы либо вовсе от ответа увиливаете, либо несете такую чушь, что не вам бы о чужой криворукости и неразумности вещать laughing
          1. Хапфри 28 ноября 2016 19:11
            А теперь поставьте на это же место не матерого туриста и не подготовленных немецких диверсантов

            У туриста - поход развлечение, у диверсантов - задание, а у блокадника цена похода - жизнь. Своя и близких. Дошли б
            Кто держал-то? Но уходить пешком люди не хотели, а вывозить несколько миллионов враз за считанные дни - задача нереальная.

            Чтобы уйти из города надо было иметь разрешение. Пропуск. Вот эти пропуска и не давали. Как не дали их в Киеве евреям и мы теперь знаем это как Бабий Яр. Боялись коммисары что обвинят в паникерстве. Цена - миллионы жизней мирных граждан
            В 41-м 16 го октября в Москве народ просто пошёл по дороге, и не надо никого вывозить. Сами пошли , пешком. Лишь бы подальше от врага и "родной" ВКПб
          2. Хапфри 28 ноября 2016 19:20
            Люди верили в могущество Советской власти, как ни корежит антисоветчиков от признания этой простой истины

            И подсвечивали немецким бомберам в ночном небе цели зелёными ракетами.
            А миллион советских людей воевал на стороне немцев
            И Советская власть делала все возможное, чтобы это доверие оправдать.

            Ну например провела конфискационную денежную реформу 46-года. Один к десяти
            ленинградцы не все держали дома полный набор туристической экстремальной снаряги.

            Да я знаю что народ при большевиках был нищ, шерстяных и меховых вещей не было, это не новость. Но в чем то они по заснеженным питерским улицам ходили. Валенки и телогрейки с ушанками у всех были. Валенки и телогрейки
            вполне подходящая одежда. Наши солдаты в них всю войну провоевали, не то что в походы ходили
            1. murriou 29 ноября 2016 00:07
              Цитата: Хапфри
              миллион советских людей воевал на стороне немцев

              Вы по безграмотности, или сознательно, но в любом случае врете, путая численность т.н. хиви с численностью боевых подразделений РОА и СС.

              Цитата: Хапфри
              в чем то они по заснеженным питерским улицам ходили

              Вы придуряетесь, или в самом деле не понимаете разницу между городской и походной обувью и одеждой?
              Вы понимаете, каково в снежном поле идти, например, в городском длинном красивом пальто, длинной юбке и сапогах с высоким каблуком?
              1. Хапфри 29 ноября 2016 22:31
                т.н. хиви с численностью боевых подразделений РОА и СС.

                Послушайте, купите себе калькулятор. Теперь на бумажке напишите сверху "Советские граждане". Подчеркните. И сразу под чертой пишите УНА УНСО УПА 250 000. Прибалты 150 000. Белорусы 50 000. Российские полицейские 80 батальонов 40 000,Власов 3 див, авиачасть,офицерская школа,центр, штаб . - 50 000. Это без казаков. И без нац восточных легионов. + 15й корпус ! СС. Накинем на них ещё 100 000. Плюс диверсанты абвера - выпуск школ Сатурн, Меркур по 10-20 000 в год., Бранденбург. Хиви я даже еще не считал. Посчитали, грамотный вы наш? Или научить в столбик складывать? И еще кроме хиви были добровольно принудительно угнаные рабочие, числом до 4 млн. Они конечно не воевали , но немцев-фронтовиков у станков заменили. В частности на заводах Юнкерс. Самолёты делали. Есть претензии к качеству немецких самолетов?. Нет претензий. Сделано на совесть.
                Вы понимаете, каково в снежном поле идти, например, в городском длинном красивом пальто

                Я жил при социализме. И в отличие от вас все прекрасно помню. Туфли и пальто с вечерними платьями были не у всех. А вот телогрейки и валенки, старые шинели ,страшные грубые ботинки, боты, пуховые платки имелись в каждой семье. Немца образца Сталинграда представляете? В бабьей кофте и шерстяном платке? Он откуда это взял, с собой из Германии привёз? Нет , он барахло у местных отобрал. Значит воевать 2 месяца в таком виде можно. А 5 -6 и даже 10 часов по льду идти нельзя? Странная у вас логика какая то.
          3. Хапфри 28 ноября 2016 20:16
            поступали в реальной ситуации - вы либо вовсе от ответа увиливаете

            Да нет , не увиливаю. Вывозить мирное население эшелонами из Питера ,Харькова, Сталинграда, эвакуировать Сталинградский и Харьковский тракторные в Сибирь, сдать Киев, не дожидаясь котла , разорвать с немцами дистанцию и закрепиться на берегах рек. Бить подготовленными бронированными кулаками, а не вводя войска в бой побатальонно. ....
            Давайте, спрашивайте, на все отвечу
            а про отсутствие АДЕКВАТНОЙ для длительного зимнего пешего перехода по не слишком приспособленному для этого маршруту.

            Телогрейка, ушанка и валенки - самая адекватная одежда и была у всех
            1. murriou 29 ноября 2016 00:10
              Цитата: Хапфри
              Вывозить мирное население эшелонами из Питера ,Харькова, Сталинграда, эвакуировать Сталинградский и Харьковский тракторные в Сибирь,

              О, очередной умник-теоретег нарисовался.
              Жду от вас расчет необходимого для этих задач числа локомотивов и подвижного состава, и вписывание этих перевозок в уже существующий график работы ж/д.
              laughing

              Цитата: Хапфри
              Давайте, спрашивайте, на все отвечу

              Пока что ваши "ответы" - пустая брехня, лишенная конкретики и без учета реальных условий.
              1. Хапфри 29 ноября 2016 07:49
                Пока что ваши "ответы" - пустая брехня

                Ответить вам нечего.
                Жду от вас расчет необходимого

                Коллега Шпаковский постарался специально для вас в статье
                " Диссертация..."
                Как можно было не эвакуировать Сталинградский завод? Харьковский?
                Жителям Сталинграда надо было только ДАТЬ РАЗРЕШЕНИЕ уйти за Волгу. Какие локомотивы. Та же история с Ленинградом. Чтоб уйти не 100 км локомотивы не нужны
                1. murriou 29 ноября 2016 08:46
                  Цитата: Хапфри
                  Жителям Сталинграда надо было только ДАТЬ РАЗРЕШЕНИЕ уйти за Волгу.

                  Разрешение для чего?
                  Если человек был работником оборонного предприятия - понятно, что он обязан был на этом предприятии работать. С этим даже вы вряд ли решитесь спорить.

                  А всем остальным никто ничего не запрещал. Что, стояли вокруг каждого города заградотряды с пулеметами и проверяли у всех выходящих разрешения на выход? Не было ничего подобного и близко. Так что чушь мелете.
                  1. Хапфри 29 ноября 2016 22:48
                    А всем остальным никто ничего не запрещал. Что, стояли вокруг каждого города заградотряды с пулеметами и проверяли у всех выходящих разрешения на выход?

                    Именно. Именно так. А вы как думали? Все кроме того работали, а за невыход на работу, даже за опоздание - срок. Опаздывающие на работу ввязывались в драку, били стекла и получали 15 суток, а не 5 лет. Никаких выходных и отпусков. Ближайший выходной был 9 мая 45-го. В вагон часто можно было сесть только по списку с фиолетовой печатью. Без печати вам никто не продаст билет. Вы первый раз об этом слышите? На любое передвижение надо было иметь предписание. Если ваша фабрика эвакуируется в Магадан, значит едете в Магадан. , А не в Ашхабад или Фергану. Нет предписания на эвакуацию - все, сидите , сопите в трубочку. Вы путаете времена Брежнева и времена Сталина.
                2. murriou 29 ноября 2016 08:49
                  Цитата: Хапфри
                  Ответить вам нечего.

                  Ответы были, но вы их, как всегда, старательно "не заметили".

                  Ваши мудрые планы по эвакуации населения и предприятий, с расчетом потребности в локомотивах и подвижного состава, с графиком нужных для этого мероприятий, по прежнему ждем-с.

                  А без подобных расчетов все ваши благоглупости гроша ломаного не стоят.
                  1. Хапфри 29 ноября 2016 23:13
                    А без подобных расчетов все ваши благоглупости гроша ломаного не стоят.

                    Глупости это у вас. В поезде 20 вагонов по 100 человек в вагоне , 10 поездов в сутки за месяц вывозим более полмиллиона только жд., Это квалифицированные работяги в Сибирь на новые заводы.
                    Население легко может уйти и пешком. Первомайскую любимую вами демонстрацию видели. На шестиполосной трассе длинной в километр умещается 100 000 , со скоростью 5 км /ч, проходят по 50 км в сутки. На 10 км уместиться миллион. У нас дорожка поуже значит народа поместится раза в 3 поменьше. Но ведь нам не за 1 день всем уйти надо.
                    И это можно было сделать. И оборонять пустой город, снабжая только солдат. Но не сделали. Потому что коммунисты боялись что их за развал поставят к стенке, и слали наверх победные реляции мол все хорошо, прекрасная маркиза. И только когда окружение стало фактом, вот только тогда что то начали думать на эту тему.Потому что начни они об этом говорить раньше - сразу паникер и пораженец. Трус - и к стенке тебя. Дешевле ворошиловым и ждановым упустить ситуацию подставив миллионы, но зато успокоительно рапортуя, а потом, ну а что мы, мы ничего, немец то прёт. ... Шкуру свою они спасали, а не о людях думали.
                    "Как вам пришла в голову такая мысль, сдать Киев"- сказал Сталин Жукову. Под Киевом окружили миллион. Котёл продержался целую неделю.
                    А за месяц до этого шепнули контру Павлова и К°, Смушкевича, там, Рычагова. Какая там эвакуация! Не время было лезть с дурацкими инициативами.
                    1. murriou 30 ноября 2016 02:19
                      Цитата: Хапфри
                      В поезде 20 вагонов

                      0. Вы явно даже не пытались подумать - хотя, о чем это я? lol - что ситуация на железных дорогах в 1941 году была не такой, как сейчас.

                      1. Если в стандартный вагон запихивать 100 человек - сострадальцы вроде Латыниной сразу завопят про нечеловеческие условия, в которые советских людей загоняла советская власть, и одновременно - что ужасная советская власть не давала достаточному числу людей возможность эвакуироваться lol

                      2. Реально, нормальная вместимость наиболее стандартного двухосного вагона образца 30-х годов - около 40 человек, утрамбовать можно до 60 и выше, конечно, но с полной потерей комфорта.

                      3. Вес пустого вагона около 40 тонн, люди с обычным запасом пожитков плюс загрузка жизнеобеспечения - воды, угля, продовольствия, - доводят вес до не менее чем 45 тонн.

                      20 вагонов, про которые вы вещаете исходя из современных реалий, это не менее 900 тонн, с паровозом - за 1000 тонн.
                      В обсуждаемое время такие тяжеловесные составы были не нормой, а редкостью, для них требовались специальные локомотивы, а наиболее массовые "овечки" могли тянуть примерно вдвое меньше.
                      Цитата: Хапфри
                      10 поездов в сутки

                      И тут вы заврались. Пропускная способность ж/д не безгранична, количество свободных вагонов и локомотивов тоже не безгранично, а еще на ж/д во время войны есть и так повышенная нагрузка в связи с приоритетными военными нуждами и потребностями оборонной промышленности.

                      Цитата: Хапфри
                      за месяц вывозим более полмиллиона только жд

                      Это в ваших безграмотных фантазиях, в которых вы по каждому пункту раза в два завысили реальные возможности, примерно на порядок - в итоге.
                      Вот и вся цена вашим "расчетам". laughing

                      Более реальная цифра 5*10*50=2,5 тыс. в сутки, до 70-80 тыс. в месяц, порядка миллиона в год, - и это не учитывая интенсивные бомбежки и штурмовки железных дорог вашими любимцами фашистами.

                      Цитата: Хапфри
                      со скоростью 5 км /ч, проходят по 50 км в сутки.

                      И опять Вы старательно "забываете", что говорите не о солдатах, для которых 50 км в сутки в полтора раза выше нормы пешего перехода.

                      А о стариках и старушках, о женщинах и детях, о которых более всего якобы сожалеют ваши лицемерные причитания.
                      1. Хапфри 30 ноября 2016 08:35
                        В обсуждаемое время такие тяжеловесные составы были не нормой, а редкостью,

                        Вы просили расчет я вам его привел. Погрешность есть в любых расчёта но порядок цифр такой. 20 вагонов - это нормальная длина. Посмотрите хронику поездов везущих танки. Масса 34-ки 26 тонн. Тигра более 50 . И нормально возили . Два локомотива цепляли и ехали . Вы оказывается и этого не понимаете, жертва Учпедгиза
                        И тут вы заврались. Пропускная способность ж/д не безгранична, количество свободных вагонов и локомотивов тоже не безгранично,

                        Вам все разжевывать надо? В тыл едут эвакуированые , этими же поездами на фронт войска и снабжение. Или вы думаете поезда в Сибири пропадают? Задавайте вопросы, я вам все разжую. Вам же книжку открыть лень. Вы Латынину с утра до ночи штудируете
                        Когда везли ленд лиз машинист предыдущего поезда видел хвост предыдущего. На трассе в десяток тысяч километров. Это к вопросу о пропускной способности и количестве поездов.
                        вашими любимцами фашистами.

                        Ахинея. Я ни слова не сказал про фашистов. Это вы , коммунисты, с ними договора подписывали и всем необходимым снабжали, до последней секунды , потом они на нашей нефти до Москвы доехали, а бомбы из нашей руды были отлиты. . Вы им все это продали.
                        Более реальная цифра 5*10*50=2,5 тыс. в сутки, до 70-80 тыс. в месяц, порядка миллиона в год

                        Идите вы в ....библиотеку.
                        За 3 месяца в Сибирь и на Урал было вывезено 25 миллионов человек. Минимум. 25 миллионов. В основном по железной дороге. А у вас жалкий миллион в год! Вы бы значит 25 лет эвакуировали и эвакуацию закончили бы при Брежневе. Смешно. Так что ваши расчёты не стоят тычков по клаве которыми вы их настучали. Значит на Украине смогли вывести. Ни немцы ни дороги им не помешали. А в Питере - нет. А в чем разница? А в начальниках. В ждановых и ворошиловых. И ещё в страхе . Перед Хозяином
                        А о стариках и старушках, о женщинах и детях, о которых более всего якобы сожалеют ваши лицемерные причитания.
                        Не лицемерные причитания, а боль русского патриота за загубленных бессмысленно и преступно людей. Вашими идейными собратьями .
                        Пусть не 50 км . Пусть 10. И дорога заняла бы больше времени. Но людей можно было бы спасти
    3. Сергей С. 10 декабря 2016 10:47
      Цитата: Хапфри
      Интересно , почему через озеро нельзя было проложить 10 дорог и пустить 1000 машин.
      Почему по этому бескрайнему полю нельзя было вывести жителей оставив только солдат. Там где прошёл грузовик пройдет и человек. В чем смысл смерти от голода. За день пути пешеход вполне может уйти на большую землю, в чем тут хитрый план.? На жителей было просто плевать?

      Попробую не обижать...
      1. "Дорога Жизни" понятие очень емкое и сложное. Название"Как советская наука спасала блокадный Ленинград" предельно точное.
      Даже в статье есть фотография, на которой видны несколько линий... В одну сторону было много полос. Полосы надо было готовить - намораживать толщину более 1 метра, ремонтировать после артиллерийских и авационных налетов...
      Сколько могли столько и сделали.
      Но сделали так, что с началом весны, дорога притопилась, но еще функционировала параллельно с начавшей работу Ладожской военной флотилией...
      1000 машин... Думаю, реально машин было больше.
      Вот только как машинам было выдержать испытания по радиатр в воде... Шоферы делали по несколько рейсов в сутки, пока машина выдерживала. Потом машину ремонтировали методом переборки.... Потом опять сутки в рейсах, опять переборки...
      Кстати бегали ГАЗовские полуторки и ЗИСЫ.
      Фотографий Студеров на Дороге не видел...

      2. Люди самоходом...
      Войска НКВД не допускали под страхом расстрела.
      Дело с том, что было такое.
      По ж/д подвезли много людей, а вывезти не удавалось. И люди взбунтовались - сами пойдем...
      Часть людей прорвалась на лед - никто до Большой земли не дошел.
      Если бы голодные могли дойти, и машины были бы не нужны, пукты питания, всюду медики, скалады, зенитные расчеты, наблюдатели, средства маскировки...

      Дилетантизм это нормально.
      За это даже не ругают.
      Страшно слышать в виде однозначного приговора - типа власти виноваты.
      Мою бабушку и отца-подростка по Дороге Жизни вывезли в Кировскую область. Остальные родственники в Ленинграде погибли.
      Лежат на Пискаревке. Все, дружно - апрель 1942 года.

      Вывод.
      "Дорога Жизни" пишется с Большой буквы.
      Ладожская Дорога Жизни - Величайший Подвиг нашего народа.
      Зимняя Дорога Жизни сложнейшая научно-техническая задача.
      Люди, участвовавшие в этом, национальные Герои.
      Низкий поклон им и Вечная Память через поколения.
      Это святое. Вернее, именно в этом и есть Святость.
  14. тундряк 27 ноября 2016 12:43
    Последние машины прошли по Ладоге при толщине льда всего 10 см.\\\\\\
    Бр я вообще льда боюсь а тут 10 см,
    не позавидуешь тут тем водилам.
  15. тундряк 27 ноября 2016 12:52
    Приходилось много ездить по горам и всяким оврага,
    со всеми спусками , подъемами и уклонами, по всяким разным бродам и дикому бездорожью.
    Ну вот как только на лёд выезжаю, так цепенею, фобия у меня ледовая.
    Вот уж действительно, остаётся только снять головной убор и преклонить колени
    перед водителями и всеми кто на той дороге служил.
  16. Игорь В 27 ноября 2016 17:00
    Много лет 9-го мая во время минуты молчания диктор говорил: "Вспомним тех, ...кто вёз хлеб в блокадный Ленинград..." Теперь уже не говорит. "Ценности", видимо, на телевидении поменялись...
    1. murriou 27 ноября 2016 21:29
      Для наших нынешних властей нет врага страшнее, чем СССР и память советского народа о нем.
      А Маннергейм, Колчак, Гитлер, Врангель и прочая свoлoтa - их герои.
      1. Хапфри 27 ноября 2016 23:45
        А Маннергейм, Колчак, Гитлер, Врангель и прочая свoлoтa - их герои.

        Валите всех в одну кучу. Мехлис с Геббельсом вам в помощь. И Суслов с Хрущевым. Смерть миллионнов погибших от голода - на вашей совести
        1. Сергей С. 10 декабря 2016 10:52
          Цитата: Хапфри
          А Маннергейм, Колчак, Гитлер, Врангель и прочая свoлoтa - их герои.

          Валите всех в одну кучу. Мехлис с Геббельсом вам в помощь. И Суслов с Хрущевым. Смерть миллионнов погибших от голода - на вашей совести

          Откровенно хотите?
          То, что вы написали - подлость.
  17. murriou 28 ноября 2016 05:51
    Цитата: Parsec
    Хапфри, вы мыслите как пубертатный психически больной подросток.

    Слово "мыслите" в данном контексте разве что за незаслуженный комплимент сгодится laughing
    1. Хапфри 28 ноября 2016 20:25
      Слово "мыслите" в данном контексте разве что за незаслуженный комплимент сгодится

      Это ваша личная мысль? Довольно неудачная. Юморист из вас никакой. Лучше уж как раньше - цитатами из передевиц Правды и журнала Коммунист
  18. murriou 28 ноября 2016 05:52
    Цитата: Хапфри
    Смерть миллионнов погибших от голода - на вашей совести

    "И часовню тоже я развалил?"(С) laughing
  19. pafegosoff 28 ноября 2016 06:37
    Спасибо! Напомнить еще раз о тех труднейших днях (у меня бабушка на Пискаревском кладбище лежит - февраль 1942 ). Подумать только! Что делали в тяжелейших условиях, при той экипировке! Под бомбами! В холодину, сырость. А прокладка трубопроводов, кабелей!
    Да... А сейчас?
  20. murriou 30 ноября 2016 01:59
    Цитата: Хапфри
    В вагон часто можно было сесть только по списку с фиолетовой печатью. Без печати вам никто не продаст билет.

    Вы только что врали, что советским людям не давали уходить из города ПЕШКОМ. Что их кто-то зачем-то насильно в городе удерживал.

    А как только я начал задавать вопросы по поводу этой вашей выдумки - вы тут же про нее "забыли" и начали уже вещать про билеты на поезд с лиловой печатью. Даже не буду задавать стандартный вопрос, откуда дровишки.

    Даже могу для разнообразия допустить, что хотя бы на сей раз, для разнообразия, вы не врете lol

    А вы не догадываетесь, что есть объективные ограничения на число поездов, на число вагонов в поезде, на наличие локомотивов и подвижного состава, на пропускную способность железных дорог?

    И таки что с вашей предыдущей тягостной бредью, про запрет на пешую эвакуацию? Вы уже признаете, что заврались, или для увеселения публики попытаетесь еще побрыкаться за эту версию? laughing
  21. murriou 30 ноября 2016 02:42
    Цитата: Хапфри
    По чему в 43-м? Почему не в 41-м. Когда немцы взяли Псков. Вопросы я задал, но не получил ответа.

    Вы в очередной раз нагло врете.

    И в очередной раз в вашу лживую морду - всё та же цитата, которую вы уже в 3й раз пытаетесь "не заметить" lol
    Цитата: Parsec
    В апреле 1943 г. Ленинградская городская эвакуационная комиссия подвела итоги своей деятельности: с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г. из Ленинграда было эвакуировано 1 743 129 человек

    Для самых тупых и наглых лжецов - по буквам:
    1. Ответы вы ПОЛУЧИЛИ, вполне достаточные и даже исчерпывающие, и даже многократно, - но каждый раз пытались и пытаетесь сделать вид, будто этого не было.
    2. Деятельность по эвакуации начата с 29 июня 1941 года. Даже до упомянутого вами захвата Пскова немцами.
    3. На первом месте идет количество эвакуированных ЛЮДЕЙ, а вы пытаетесь врать, будто о людях советская власть вообще не думала.
    4. Это количество огромно, и находится у предела реально существовавших возможностей.
    5. В 1943г. эта деятельность была не начата, а был подсчитан ее ИТОГ к тому времени.
  22. murriou 30 ноября 2016 10:13
    Цитата: Хапфри
    Вы просили расчет я вам его привел.

    Хапфри, вы привели безграмотный бред, а не расчет.

    Цитата: Хапфри
    Погрешность есть в любых расчёта но порядок цифр такой.

    Вы "ошиблись" раза в два на каждом этапе ваших фантазий, и в итоге примерно на порядок. Ошибки я ваши уже разбирал, но вы и это старательно "не заметили" laughing

    Цитата: Хапфри
    20 вагонов - это нормальная длина.

    Сейчас - да. Или с мощным локомотивом - тогда - тоже да.
    Но для наиболее типичного в 1941 году локомотива, уровня примерно "овечки"- нереально.

    Цитата: Хапфри
    Масса 34-ки 26 тонн.

    Масса платформы - около 20 тонн, вместе как раз на уровне загруженного пассажирского вагона. И что?

    Цитата: Хапфри
    Два локомотива цепляли и ехали

    И даже эти локомотивы были, как правило, не "овечки". А ФД.
    А до вас не дошло, жертва перестроечного "Огонька", что это - двойной расход и так не хватающих локомотивов?
    Что локомотивы уничтожались немецкой авиацией в числе первоочередных целей?

    Цитата: Хапфри
    А у вас жалкий миллион в год!

    Жалкий и неумелый вы шулер. Мы тут про Ленинград говорим, если кто забыть успел laughing
    А вы мне цифры по эвакуации для всего СССР приводите в сравнение.

    Цитата: Хапфри
    коммунисты, с ними договора подписывали

    Вы до сих пор цепляетесь за давно протухший миф о том, будто пакт Молотова-Риббентропа был союзным договором? А не пактом о ненападении, как на самом деле? Как-то вы уж слишком от жизни отстали, бросайте читать перестроечные подшивки "Огонька" laughing

    Цитата: Хапфри
    они на нашей нефти до Москвы доехали

    Вам, неучу, надо срочно узнать про синтетический бензин и его роль в обеспечении горючим вермахта, панцерваффе и люфтваффе. Много нового для себя откроете, если не будете зажмуриваться как обычно laughing

    Цитата: Хапфри
    Пусть не 50 км . Пусть 10.

    Подумаешь, всего-то в 5 раз "ошибся" Хапфри lol

    Цитата: Хапфри
    И дорога заняла бы больше времени.

    Всего-то, 4-5 дней вместо одного дня. Зимой, по снегу. В городской одежде и городской обуви. Притом что у беженцев из Прибалтики и области даже своей зимней одежды и обуви вообще не было, бежали-то летом.
    Без обеспечения продовольствием, без возможности для ночлега и обогрева.
    Для и так уже голодных и измотанных людей - верная смерть, даже не считая риска немецких налетов.

    Цитата: Хапфри
    Но людей можно было бы спасти

    И тогда вы бы так же истерично "переживали" за невинных людей. которых злая советская власть выгнала из города на верную смерть по вашим же нынешним советам laughing
  23. murriou 30 ноября 2016 10:44
    Цитата: Хапфри
    Цитата: murriou
    А всем остальным никто ничего не запрещал. Что, стояли вокруг каждого города заградотряды с пулеметами и проверяли у всех выходящих разрешения на выход?
    Именно. Именно так.

    Откеда дровишки? Чем можете свой очередной бред подтвердить?

    Цитата: Хапфри
    А вы как думали?

    Я думал и думаю, в отличие от Вас, lol что в военное время без особо веских причин никто не станет тратить немаленькие силы на подобные дурацкие затеи.

    Цитата: Хапфри
    Все кроме того работали

    Не все. А трудоспособное население.
    Вы ж тут недавно пытались изображать переживания за детей и пенсионеров? laughing
    А для работающих, да, есть в военное время обязанность работать. Это абсолютно нормально.

    Цитата: Хапфри
    На любое передвижение надо было иметь предписание.

    В т.ч. на пешее передвижение бабушек-дедушек, женщин и детей? lol
    Опять же жду источники ваших удивительных историй laughing

    Цитата: Хапфри
    Если ваша фабрика эвакуируется в Магадан, значит едете в Магадан.

    Да. Иначе - дезертирство. Что вам в этом не нравится?
  24. SEER 5 декабря 2016 01:36
    Цитата: Хапфри
    Интересно , почему через озеро нельзя было проложить 10 дорог и пустить 1000 машин.

    вы похоже "внимательно" статью прочитали?
    из статьи:
    "В общей сложности на Дороге жизни было построено более 60 трасс. Одни предназначались для провоза техники, боеприпасы шли по другой трассе, причем с таким расчетом, чтобы в случае взрыва не повредить соседние машины."

    ну и как вас назвать??
    персонаж с аватарки. однозначно...
Картина дня