Бой в Желтом море 28 июля 1904 г. Часть 12: Отступление князя Ухтомского

Бой в Желтом море 28 июля 1904 г. Часть 12: Отступление князя Ухтомского


Итак, 1-ая Тихоокеанская эскадра отступала. «Ретвизан», командир которого счел, что на его плечах лежит ответственность командующего, пытался вести эскадру в Порт-Артур. Настоящий командующий, контр-адмирал князь П.П. Ухтомский, стремился собрать броненосцы в единое целое, с этой целью он и лег в кильватер «Ретвизану», дабы образовать хоть какое-то подобие строя. За ним пошли «Победа» и «Полтава», а вот «Севастополь», несмотря на малый ход «Пересвета» (8-9 уз), отставал. «Цесаревич» с заклиненным рулем пытался пристроиться за «Севастополем», но получалось это плохо – в строй броненосец встать не мог и просто двигался «куда-то в ту сторону».

Выбор, стоявший перед новым русским командующим, увы, не поражал обилием вариантов. Можно было попытаться повернуть и идти на прорыв во Владивосток, но дорогу русским вновь преграждал 1-ый японский боевой отряд Х. Того в количестве 4 броненосцев и 2 броненосных крейсеров, а «Якумо», если и отделился от них к этому времени, то все равно оставался неподалеку. Попытка идти на них, очевидно, привела бы к возобновлению сражения. Можно было, пользуясь тем, что японцы, заняв позицию между русской эскадрой и Владивостоком, сейчас не искали боя, потянуть время до темноты, и лишь затем повернуть и пытаться проскочить мимо Х. Того. И, конечно, можно было махнуть на все рукой и возвращаться в Порт-Артур.

Как известно, князь П.П. Ухтомский выбрал довольно-таки странное решение. Он собирался остаться на ночь на месте сражения, с тем чтобы утром оценить свои возможности и тогда только определить, продолжать ли эскадре прорыв, а впоследствии просто повел эскадру в Порт-Артур. Обычно это решение признается ошибочным, трусливым, паникерским, а то и предательским. Но так ли это?

Перед тем, как ответить на поставленный вопрос, необходимо оценить последствия сражения для русских и японских броненосцев, равно как их способность продолжать бой вечером 28 июля 1904 г. Не меньший интерес представляет способность кораблей контр-адмирала П.П. Ухтомского идти на прорыв во Владивосток, а для эскадр Х. Того – преследовать русских.

Сначала - о японцах. Всего в их броненосные корабли попало 35-36 снарядов, при этом наиболее пострадавшим оказался флагман Х. Того «Микаса» - он получил 24 попадания. Броненосец получил достаточно неприятные удары, но ничего такого, что угрожало плавучести или боеспособности корабля. Наиболее серьезными повреждениями стало повреждение 178 мм бронеплиты в районе носового барбета, из-за чего броненосец, следуя поврежденным бортом к зыби, мог получить затопления в носовой части, а также вывод из строя кормовой барбетной 305-мм установки.

Бой в Желтом море 28 июля 1904 г. Часть 12: Отступление князя Ухтомского

То самое повреждение

Бой в Желтом море 28 июля 1904 г. Часть 12: Отступление князя Ухтомского

Разорвавшийся ствол орудия "Микаса" крупным планом

Некоторые повреждения получили трубы, но визуально они незначительны и крайне сомнительно, чтобы они привели к падению тяги и повышенному расходу угля. В целом же, несмотря на изрядное количество попаданий и выход из строя части артиллерии, «Микаса» оставался вполне боеспособен и мог продолжать бой.

Остальные японские корабли в совокупности получили меньше снарядов, чем один-единственный «Микаса». Фактически они были всего лишь слегка поцарапаны русским огнем.

Бой в Желтом море 28 июля 1904 г. Часть 12: Отступление князя Ухтомского


Единственной существенной потерей японской эскадры стал массовый выход из строя 305-мм орудий – имея на начало боя 16 таких орудий на 4 броненосцах, к концу боя 1-ый боевой отряд утратил 5 из них: как мы уже говорили выше, во всех случаях японцы указывают причины, не связанные с боевыми повреждениями – разрывы снарядов в канале стволов или иные неприятности. Можно предположить, что одна или две японские двенадцатидюймовки все же были выведены из строя русскими: прямое попадание в ствол и разрыв в нем собственного снаряда дают весьма схожие повреждения, но эта гипотеза не имеет никакого подтверждения. Как бы то ни было, кроме некоторого ослабления огневой мощи, японский 1-ый боевой отряд никакого иного существенного ущерба не понес, все корабли способны были выдерживать эскадренную скорость, не имели проблем с остойчивостью, сохраняли достаточное количество боезапаса для продолжения боя. Что касается запасов угля, то достоверных данных о его расходе у автора нет, но можно предполагать, что все 4 японских броненосца обладали достаточными запасами для погони за русскими кораблями, попытайся они прорываться во Владивосток. Некоторые сомнения существуют только относительно «Ниссин» и «Касуга» - есть некоторая, весьма малая вероятность, что если бы в ночь с 28 на 29 июля им пришлось бы двигаться пятнадцатиузловым ходом, то днем 29 июля им понадобилась бы дозаправка углем. Соответственно, если бы стало заметно движение русских во Владивосток, то ничто не мешало командующему Объединенным флотом увести свою эскадру к Корейскому проливу и встретиться там с броненосными крейсерами Х. Камимуры. Последний уже получил приказ идти к острову Росс… Шансов пройти незамеченными Корейский пролив у русских, в общем, не было – слишком много военных кораблей и вспомогательных судов японского флота было там сосредоточено. Соответственно, Х. Того имел возможность возобновить сражение против русской эскадры, имея 4 броненосца и 6-8 броненосных крейсеров.

Но даже сделав совершенно немыслимые допущения в пользу русской эскадры:
- что «Ниссин» и «Касуга» из-за нехватки угля не могли искать русские силы 29 июля, если бы те пошли на прорыв;
- что на «Микасе» из-за повреждения труб расход угля повысился настолько, что он также не смог бы идти в погоню за русской эскадрой;

Бой в Желтом море 28 июля 1904 г. Часть 12: Отступление князя Ухтомского
Бой в Желтом море 28 июля 1904 г. Часть 12: Отступление князя Ухтомского

Повреждения труб "Микаса", японские данные

- Что «Якумо» и «Асама» заблудились бы где-то по дороге и не смогли выйти к своим главным силам утром 29 июля;
то и в этом случае японцы имели возможность дать второе сражение силами 3 эскадренных броненосцев («Асахи», «Фудзи», «Сикисима») и 4 броненосных крейсеров вице-адмирала Х. Камимуры.

А что у русских? К сожалению, ее повреждения были куда серьезнее, нежели у японцев. Всего в русские корабли до окончания боя эскадренных броненосцев попало не меньше 149 снарядов – это лишь те, по которым есть описания повреждений, нанесенных попаданием, общее же их количество может достигать 154. Как это ни печально, но в целом японцы превзошли в точности русских комендоров более чем четырехкратно, и в один только «Пересвет» попало примерно столько же, или даже больше снарядов, чем во весь японский флот 28 июля 1904 г.

Бой в Желтом море 28 июля 1904 г. Часть 12: Отступление князя Ухтомского


На первый взгляд, по результатам японского огневого воздействия эскадра не так уж пострадала: ни один русский корабль не погиб и не имел повреждений, угрожающих ему гибелью. Артиллерия русских броненосцев, хотя и претерпела некоторый ущерб, но все же по большей части оставалась боеспособной. Но…

«Цесаревич» - получил 25 снарядов всех калибров. Несмотря на попадания (в том числе – тяжелыми снарядами) в башни главного и среднего калибра, артиллерия сохранилась в полном порядке, бронепояс корабля также не был пробит. Тем не менее «лишняя» вода в корпус попала: 305-мм снаряд в 1-ой фазе боя ударил в носовую часть справа, скользнул по бронепоясу и разорвался уже ниже его, напротив незащищенного броней борта. В обшивке образовалась эллиптическая вмятина, герметичность нарушилась, и было принято 153 т воды – корабль получил крен, который пришлось спрямлять контрзатоплением. Кроме того, осколками была повреждена носовая пожарная цистерна, из которой вода вытекала прямо в носовую часть корабля. Это поступление воды, конечно, не могло утопить броненосец, но привело к образованию дифферента на нос и к ухудшению управляемости корабля. До тех пор, пока рулевое управление было в норме, это было совершенно некритично, но когда удачное попадание японцев привело к необходимости управляться машинами, корабль перестал держаться на курсе, о чем свидетельствуют две неконтролируемые циркуляции в попытке следовать за «Севастополем». Кроме этого, тяжелый японский снаряд, угодивший в фок-мачту, привел к тому, что она могла рухнуть в любой момент, похоронив под собою носовой мостик или обрушившись на и так едва дышащие на ладан трубы.

Бой в Желтом море 28 июля 1904 г. Часть 12: Отступление князя Ухтомского

Вторая дымовая труба эскадренного броненосца "Цесаревич"

В общем, сложилась парадоксальная ситуация – «Цесаревич», сохранив в неприкосновенности пушки и броню, тем не менее не мог больше сражаться в одном строю с остальными кораблями эскадры – даже на скорости едва ли больше 8 узлов он не мог идти в кильватер «Севастополю». Кроме того, тяжелейшие повреждения труб привели к сильному падению тяги и, соответственно, большому перерасходу угля. На имеющихся запасах броненосец уже не смог бы достигнуть Владивостока. Точнее, теоретически такая возможность сохранялась – если заглушить кормовые кочегарки и идти экономическим ходом по кратчайшему пути, то угля, пускай и в обрез, могло хватить. Ну а практически, с учетом неизбежного возобновления сражения, увеличения скорости и маневрирования, корабль остался бы с пустыми угольными ямами где-нибудь в середине Цусимского пролива. Вывод: броненосец не имел возможности полноценно участвовать в сражении, если бы П.П. Ухтомский желал его возобновить, и не мог идти на прорыв во Владивосток.

«Ретвизан» - 23 попадания. Броненосец еще до сражения имел порядка 500 т воды в носовых помещениях, а крупнокалиберный японский снаряд, повредивший 51 мм бронеплиту, прикрывающую ватерлинию в носовой части, привел к дополнительным затоплениям. Трудно сказать, насколько все это препятствовало прорыву во Владивосток – с одной стороны, после боя корабль на достаточно высокой скорости (вероятно, не менее 13 узлов) проследовал в Артур. Но с другой стороны, вечером 28 июля усилилось волнение с юго-востока, т.е. если бы броненосец продолжил свой путь, то удары волн пришлись бы как раз в носовую часть правого борта, где располагалась поврежденная бронеплита. Когда корабль под конец боя шел этим курсом, то рост дифферента на нос оказался настолько силен, что вызвал беспокойство старшего офицера, отправившегося смотреть, что произошло. В то же время поворот в Артур привел к тому, что волны «атаковали» другой борт броненосца, так что, по свидетельству его командира, из носовой пробоины даже стала вытекать ранее поступившая в нее вода. Из прочих повреждений серьезным было только одно – крупнокалиберным снарядом была заклинена носовая башня 305-мм орудий. Носовая труба получила повреждения, аналогичные таковой у «Цесаревича», но остальные существенного ущерба не понесли, так что броненосец располагал достаточным количеством угля для прорыва во Владивосток. Вывод: весьма неоднозначен. Невзирая на частичную утрату боеспособности и выход из строя части артиллерии, броненосец мог продолжать сражение и, вероятно, мог все же идти во Владивосток, невзирая на повреждения и подтопления носовой части.

«Победа» - 11 попаданий. Наименее пострадавший русский броненосец, серьезных повреждений не имел. Один 305-мм снаряд выбил пробку в 229-мм бронепоясе корабля, из-за чего была затоплена угольная яма и 2 коридора, еще один снаряд того же калибра, попавший в небронированный борт, образовал пробоину, которую захлестывало водой, но в целом эти затопления были незначительными. Вывод: корабль мог продолжать сражение и идти на прорыв во Владивосток.

«Пересвет» - до 40 попаданий (описано 35 из них). Тяжелые повреждения мачт и оборванные фалы, из-за чего корабль не имел возможности поднимать сигнальные флаги нигде, кроме поручней мостика (откуда их почти никто не видел). Два попадания 305-мм снарядов в правый борт – небронированную носовую часть, привели к весьма обширным затоплениям и дифференту на нос. При перекладке руля вода в носовых отсеках жилой палубы перетекала с одного борта на другой, отчего крен достигал 7-8 град и держался длительное время, часто – до следующей перекладки. Корабль плохо слушался руля. При этом бронирование всерьез не пострадало – была смещена 229 мм бронеплита, вызвав незначительное затопление (поступило 160 т воды) и от попадания 305-мм снаряда раскололась 102 мм плита верхнего пояса, впрочем, снаряд внутрь не прошел. Носовая башня с трудом проворачивалась, сильно повреждены были трубы. В результате, согласно докладу флагманского корабельного инженера Н.Н. Кутейникова, по возвращении в Порт-Артур на корабле почти не осталось угля. Вывод: несмотря на серьезные повреждения, «Пересвет» мог продолжать бой 28 июля, но из-за возросшего расхода угля во Владивосток следовать не мог.

«Севастополь» - 21 попадание. Тем не менее серьезных повреждений корабль не получил, за исключением снаряда крупного калибра, разорвавшегося в районе кормовой трубы и повредившего трубопроводы кормового кочегарного отделения, отчего скорость резко упала – корабль не мог давать больше 8 узлов, более того – есть основания предполагать, что он и 8 узлов-то дать не мог. «Севастополь» оставался боеспособен, его артиллерия была в порядке, серьезных затоплений не было: от ударов вражеских снарядов потек корпус в месте, поврежденном столкновением с броненосцем «Пересвет», да за бронеплитами главного пояса, получившими попадания тяжелых снарядов, «потекли» болты креплений, но это было и все. Таким образом, «Севастополь» мог бы стоять в линии лишь в случае, если П.П. Ухтомский уменьшил эскадренную скорость ниже 8 узлов, но такое вряд ли было возможно. Несмотря на то, что дымовые трубы броненосца почти не пострадали, по свидетельству Н.Н. Кутейникова, при возвращении в Артур на «Севастополе» почти не было угля. Вывод: броненосец мог самостоятельно сражаться, но из-за потери скорости не имел возможности ни следовать вместе с эскадрой, ни в одиночку идти во Владивосток. Последнее было тем более невозможно по причине нехватки угля.

«Полтава» - 28 попаданий. Броненосец не имел критичных повреждений брони или артиллерии, но осколок повредил подшипник машины левого борта, что снизило скорость корабля, а корпус был серьезно поврежден. Особо неприятной была пробоина в корме, образованная попаданиями двух японских снарядов и имевшая 6,3 м в длину и 2 м в высоту. Несмотря на то, что пробоина располагалась на известной высоте от ватерлинии, при волнении корабль начинал принимать воду. Усилиями экипажа пробоину удалось кое-как залатать, но продолжение боя или усиление волнения были для броненосца весьма опасны. Корабль принял некоторое количество воды и, следуя последним в строю, уже в 1-ой фазе начал отставать от эскадры. Дымовые трубы корабля получили некоторые повреждения, старший офицер «Полтавы» С.И. Лутонин пишет:

«Верхушка задней трубы срезана на ¼ ее длины, и середина разворочена, в передней зияет огромная дыра»


К сожалению, информация о запасах угля на «Полтаве» после ее возвращения в Порт-Артур не имеется. Но мы уже приводили слова старшего артиллериста «Пересвета» В.Н. Черкасова:

«на «Севастополе» и «Полтаве» хватает угля в мирное время только для того, чтобы дойти кратчайшим путем экономическим ходом из Артура во Владивосток, то имеемого запаса в боевой обстановке им не хватит и на полпути.»


Интересное свидетельство оставил также и флагманский корабельный инженер Н.Н. Кутейников. Описывая повреждения кораблей эскадры, он сообщал:

«Тяга в котлах сильно упала от повреждения дымовых труб и кожухов, поэтому расход угля был, вероятно, чрезмерный. Я видел на «Пересвете» и «Севастополе» почти пустые угольные ямы.»


Бой в Желтом море 28 июля 1904 г. Часть 12: Отступление князя Ухтомского

"Пересвет" после боя 28 июля

Иными словами, Н.Н. Кутейников говорит о том, что чрезмерный расход угля был свойственен всем получившим соответствующие повреждения кораблям, а тот факт, что он указал на отсутствие угля только для «Пересвета» и «Победы», вовсе не свидетельствует, что на других броненосцах все было в порядке. В силу вышесказанного очень трудно предположить, что «Полтава», и так не блиставший дальностью, да еще и получивший повреждения труб, способен был дойти до Владивостока. Вывод: «Полтава» мог, хотя и с известным риском, продолжать бой, но вряд ли имел возможность следовать во Владивосток из-за недостатка запасов угля.

Теоретически вечером 28 июля в составе эскадры бой могли продолжать 4 броненосца: «Ретвизан», «Пересвет», «Победа» и «Полтава». «Севастополь» отставал и мог держаться строя при скорости менее 8 узлов, а «Цесаревич» вообще не мог идти в строю. Практически же, из-за самовольства Э.Н. Щенсновича, пытавшегося вести эскадру в Артур, П.П. Ухтомский имел под своим началом только три боеспособных броненосца, и с этими силами возобновлять сражение с японским флотом не мог, даже если бы имел такое желание. Что касается попытки дождаться темноты и лишь затем идти на прорыв, не вступая в бой с броненосцами Х. Того, то на это были способны только «Ретвизан» и «Победа» - два этих броненосца могли бы идти во Владивосток ночью, развив 13-14, а быть может даже 15 узлов. Если бы неожиданно выяснилось, что на «Полтаве» достаточно угля для прорыва, то можно было попытаться вести во Владивосток и этот броненосец, но в этом случае нужно было идти экономическим ходом не более 8-10 узлов.

Таким образом, можно констатировать, что во 2-ой фазе сражения Хейхатиро Того, пускай и с огромным риском для своих кораблей, все же добился выполнения поставленной задачи. Сблизившись с русскими броненосцами, он нанес им столь серьезные повреждения, что прорыв 1-ой Тихоокеанской эскадры в полном ее составе больше не был возможен. В лучшем случае, во Владивосток могло идти 2 или 3 броненосца, причем и «Ретвизан», и «Полтава» пострадали в бою весьма серьезно. И даже при самых фантастических допущениях в пользу русских, этим 2-3 кораблям утром 29 июля противостояли бы 3 практически неповрежденных броненосца и 4 вообще не участвовавших в сражении броненосных крейсера японцев. Правда, на японских кораблях было выведено из строя три 305-мм орудия, но и у «Ретвизана» была заклинена носовая башня главного калибра: к тому же, на самом же деле, для возобновления сражения Х. Того располагал бы куда большим количеством кораблей.

Но не эти соображения диктовали П.П. Ухтомскому возвращение в Порт-Артур: основная проблема контр-адмирала заключалась в нехватке информации – это хорошо изложено у В.Н. Черкасова:

«Адмирал фактически не мог принять командования, на сигнал его никто не отвечал, а подозвать к себе кого-либо не представлялось возможным. Наступившая весьма быстро темнота помешала всем попыткам».


Что сделал В.К. Витгефт сразу же по завершении 1-ой фазы сражения 28 июля? Запросил корабли о повреждениях. Узнав, что таковые не могут препятствовать и далее продолжать бой в полном составе эскадры, адмирал принимал дальнейшие решения. В противовес этому, какие сигналы ни поднимал П.П. Ухтомский, на них почти никто не реагировал. Разобраться с тем, в каком состоянии оказались вверенные ему силы, П.П. Ухтомский не мог. Броненосец, на котором находился он сам, был сильно поврежден и не мог из-за нехватки угля идти во Владивосток. Соответственно, определить какие корабли годны к прорыву, а какие – нет, выделить годные в отдельный отряд и отправить их во Владивосток – ничего этого контр-адмирал не имел возможности сделать.

Другой вопрос – а если бы П.П. Ухтомский имел такую возможность – сделал бы? В этом есть большие сомнения, но история не знает сослагательного наклонения: можно только строить гипотезы как бы поступил П.П. Ухтомский, если бы его броненосец не был так поврежден, и он смог наладить связь с другими кораблями. Ну а по факту свершившегося, «Пересвет» был негоден к прорыву, а за ним шли «Победа» и «Полтава», прочие же корабли («Севастополь» и «Цесаревич») держались так плохо, что, скорее всего, потерялись бы в ночи и стали легкой добычей японцам на утро, поверни П.П. Ухтомский во Владивосток. К тому же контр-адмирал не мог не знать о прожорливости котлов «Победы» и проблем с ходовой «Полтавы»: эти броненосцы никак нельзя было вести во Владивосток, не выяснив сперва их состояния, потому что это могло обречь последние на бессмысленную гибель.

В этих условиях возвращение в Порт-Артур, пускай даже в нарушение приказа Государя Императора, следует считать вполне оправданным. Что же касается идеи остаться на ночь в море на месте сражения, то она, скорее всего, продиктована была желанием не растерять корабли в приближающихся сумерках. Но этого не произошло – эскадра все же смогла собраться и пошла в Артур.

Таким образом, решение П.П. Ухтомского о возвращении в Порт-Артур было, фактически, единственно возможным. Что интересно – ретроспективно мы можем утверждать, что оно было и совершенно правильным.

Ведь как видели произошедшее сражение русские моряки? По их мнению, японские корабли получили весьма серьезные повреждения (в бою всегда так кажется). Несомненно, что в базах японской метрополии эти повреждения могли быть исправлены весьма быстро – но для того, чтобы чиниться там, необходимо было бы снять блокаду с Порт-Артура, а на это командующий Объединенным флотом, очевидно, пойти не мог. Значит все, что ему оставалось – чиниться по способности на своей летучей базе, у островов Эллиот. Вот только временную базу нельзя оборудовать хорошо для ремонта: силы экипажа, да плавмастерские – вот и все, на что могли рассчитывать японцы. В то же время, хотя судоремонтные мощности Порт-Артура и проигрывали таковым у японцев в метрополии, но очевидно превосходили возможности Х. Того у островов Эллиот.

А это, в свою очередь, означало следующее. По мнению русских моряков, обе эскадры прилично потерпели в состоявшемся сражении, а значит, ремонт нужен был и тем, и другим. Но благодаря тому, что броненосцы 1-ой Тихоокеанской эскадры имеют возможность ремонтироваться в Порт-Артуре, а японцы вынуждены будут чиниться подручными средствами, то русские успеют быстрее. Значит, если русская эскадра повторно выйдет на прорыв, японцы смогут противостоять ей лишь частью своих сил, либо же вынуждены будут отправлять в бой поврежденные и неотремонтированные корабли. Можно было и вовсе пойти ва-банк – потратить несколько дней на догрузку угля и наиважнейший ремонт, и через 5-7 дней вновь идти на прорыв.

На самом деле, японцы вовсе не пострадали настолько уж сильно, чтобы долго чиниться, но, с другой стороны, у них вышло из строя 5 305-мм орудий из 16, что сильно уменьшило боевую мощь эскадры, при том что заменить эти пушки на новые было очень непросто. Таким образом, если бы русские броненосцы, решив проблемы с углем и слегка починившись, повторно вышли в море, им действительно встретился бы изрядно ослабленный враг.

Следовательно, возвращение 1-ой Тихоокеанской эскадры в Порт-Артур не было ошибкой. Ошибкой стал отказ от повторного выхода на прорыв, либо на решительное сражение с японцами после того, как русские броненосцы удалось вернуть в строй.

Действия П.П. Ухтомского следует считать верными: но следует признать и то, что поворот «Ретвизана» и «Пересвета» в Порт-Артур вызвал известную сумятицу среди командиров кораблей и флагманов эскадры. Они оказались в чрезвычайно сложном положении. С одной стороны, Государь Император приказал идти во Владивосток, а приказы нужно выполнять. С другой стороны, видно было, что эскадра не может сейчас продолжить сражение, а значит, ей следует возвратиться в Артур. Но выйдет ли она из Артура повторно? Будет ли еще одна попытка прорыва? Командиры оказались перед чрезвычайно неприятным выбором. Выполнить приказ Государя и идти во Владивосток? И тем ослабить эскадру, когда она, собравшись с силами и починившись, вновь пойдет на прорыв? Не попахивает ли такой поступок позорным бегством? Или вернуться вместе со всеми в Артур? И погибнуть там, если «всепресветлейшие» не санкционируют еще одну попытку прорыва? А ведь прямо сейчас есть возможность повести свой корабль на прорыв, избежать бессмысленной гибели и выполнить волю Государя?

Продолжение следует…
Автор: Андрей из Челябинска


Статьи из этой серии:

Бой в Желтом море 28 июля 1904 г. Часть 1: Вильгельм Карлович Витгефт и Хэйхатиро Того
Бой в Жёлтом море 28 июля 1904 г. Часть 2. Эскадра, которую получил В. К. Витгефт
Бой в Желтом море 28 июля 1904 г. Часть 3: В.К. Витгефт принимает командование
Бой в Жёлтом море 28 июля 1904 г. Часть 4. Броненосцы в строю, или Препирательства о дальнейшей судьбе эскадры
Бой в Жёлтом море 28 июля 1904 г. Часть 5. Последние приготовления
Бой в Желтом море 28 июля 1904 г. Часть 6: Начало сраженияБой в Желтом море 28 июля 1904 г. Часть 6: Начало сражения
Бой в Желтом море 28 июля 1904 г. Часть 7: Удивительные маневры японского адмирала
Бой в Жёлтом море 28 июля 1904 г. Часть 8. Завершение 1-ой фазы
Бой в Жёлтом море 28 июля 1904 г. Часть 9. Передышка и возобновление боя
Бой в Жёлтом море 28 июля 1904 г. Часть 10. Гибель В. К. Витгефта
Бой в Жёлтом море 28 июля 1904 г. Часть 11. А была ли паника?

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 55

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. рюрикович 30 ноября 2016 07:02
    Браво,Андрей! good
    В плане принятия решений нам сейчас легко рассуждать, зная реальное положение дел. А реально в бою(или после) из-за недостатка информации бывает сложно принять правильное решение. Потому лично мне кажется ,что по совокупности всех факторов русским кроме возвращения действительно ничего не светило.
    Вообе ,если посмотреть на общую картину, то над русскими висел в РЯВ какой-то рок, который вел именно к проигрышу. Даже в мелочах, но отмечалось какое-то фатальное невезение буквально во всём yes request Даже будь то желание Ухтомского и поступить не так,как командир "Ретвизана", то ему препятствовала банальная мелочь - невозможность передать сигналы...Хотя это и не молочь, но факт, который в какой то степени подтверждает общую картину фатальности winked
    Времени нет, на работу нужно бежать request
    Статье огромный плюс за общую картину после боя и анализ повреждений good
    С уважением hi drinks
    1. Сильвио 1 декабря 2016 06:53
      Хороший материал, а то в Википедии пишут, что бой в ЖМ закончился если не победой 1ТЭ, то вничью. Мне видится, что дело не в злом роке, а в том, что японцы морская нация и их флот умел стрелять эффективнее, т.е. чаще и лучше. Российский имперский флот не мог тягаться в открытом бою с ведущими морскими державами по качеству броненосного флота и выучке экипажей. Цусимский синдром потом еще довлел над русскими командирами кораблей в 1МВ. Опасались крупные корабли вступать в артиллерийские дуэли с германцами на море. Россия сухопутная держава и владычицей морей ей не быть, а РЯВ имела вполне закономерный результат.

      Бой в ЖМ чем-то напоминает Трафальгарское сражение 100 лет ранее, где англичане палили втрое чаще и попадали чаще. Уже Новиков-Прибой писал, что фугасные японские снаряды броню не пробивали, но эффективней русских болванок уничтожали надстройки броненосцев, дырявили их трубы, лишая ходовых качеств. О нанесенных русским повреждениях в ЖМ Того знал и пришел к верному решению о том, что если, используя преимущество в скорости, вести огонь с выгодной для себя дистанции и сосредотачивать огонь своих кораблей по флагману противника, то его можно запросто утопить. У российского флота не было шансов против японцев в РЯВ, а история, справедливо, не знает сослагательного наклонения.
      1. рюрикович 1 декабря 2016 07:00
        Цитата: Сильвио
        Мне видится, что дело не в злом роке, а в том, что японцы морская нация и их флот умел стрелять чаще и лучше.

        Увы, но это результат именно сидения в Артуре, когда боевая подготовка была на нуле. request
        Цусимцы стреляли гораздо лучше артурцев, но там уже уже вступили в силу другие факторы - низкая скорость, в следствии чего тактические преимущества были полностью на стороне японцев и пресловутые снаряды...
        1. Сильвио 1 декабря 2016 07:19
          Нечем было побеждать японцев на море. Это похоже на нашу футбольную сборную, которая не имеет ярких талантов, с однообразной тактикой и плохой физ формой надеется выиграть чемпионат мира. Не было козырей у русских моряков против японцев, за которых играла еще геополитическая мотивация и стратегическая обстановка на морском театре войны.
          1. Андрей из Челябинска 1 декабря 2016 16:19
            Цитата: Сильвио
            Нечем было побеждать японцев на море

            Ну почему - нечем... даже после вооруженного резерва в январе эскадра отстрелялась неплохо, японцы стреляли лучше, но не так уж принципиально. Если бы броненосцы гоняли, как Макаров завещал, так 28 июля могло бы стать для японцев крайне неприятным днем
            1. Сильвио 1 декабря 2016 17:57
              Не так уж принципиально это 12 попаданий главным калибром против 57 у японцев? Ну если б две эскадры почаще выходили из своих баз упражняться в обмене ударами и потом расходились зализывать раны, то наверно русские комендоры имели шанс выйти на один уровень с японцами. Надо заметить, что и Балтийский дредноутный флот в 1МВ ничего впечатляющего против немцев не только не произвел,но и не планировал. Самая крупная победа советского ВМФ над вражеским боевым кораблем - потопление британского эсминца "Виттория" в 1919г. Е. Гришковец был отчасти прав, сказав в одном из своих спектаклей: "Что хорошо умели наши моряки, так это топить свои корабли". Надо сказать, что в клубе военно-морских держав, претендующих на мировое господство в начале 20в., российский императорский флот был случайным претендентом. Для этого у гос-ва не было ни достаточной научно-технической базы, ни производственных мощностей, ни финансов. Свихнувшаяся от безделия матросня учиняла расправы над своими офицерами и замутила революцию - это и есть закономерный итог деградации.
              1. рюрикович 1 декабря 2016 20:14
                Цитата: Сильвио
                Надо заметить, что и Балтийский дредноутный флот в 1МВ ничего впечатляющего против немцев не только не произвел,но и не планировал.

                Ну так называемый "Балтийский дредноутный флот" состоял только из 4 кораблей,задача которых была не пропустить более мощный германский флот в Финский залив через минные поля. Всяк на момент начала войны немцы были мощнее по количеству. Потому разумная стратегия -оборона.Дредноуты ходили патрулировать свои позиции. Что им,надо было выйти на просторы Балтики и гонять более мощных немцев??? request
                Цитата: Сильвио
                Е. Гришковец был отчасти прав, сказав в одном из своих спектаклей: "Что хорошо умели наши моряки, так это топить свои корабли"

                Ну что сделаешь, если был срез эпох со всеми вытекающими негативами request
                Цитата: Сильвио
                Надо сказать, что в клубе военно-морских держав, претендующих на мировое господство в начале 20в., российский императорский флот был случайным претендентом.

                Не факт. Не забывайте, что РИФ был размазан на три театра и сведите(гипотетически ,конечно) три в один, то получите то, что на начало века(не будь РЯВ) РИФ был именно одним из мощнейших
                Цитата: Сильвио
                Для этого у гос-ва не было ни достаточной научно-технической базы, ни производственных мощностей, ни финансов.

                Ну у каждого государства свои достоинства и недостатки как в географии, так и в экономике winked Размеры - маленьким всяк проще управлять, чем большим. Ну а просчёты в управлении - так это "заслуги" правителей request Сиди на троне не Николашка№2,а толковый управленец, то и головотяпства в стране не было бы ни в управлении финансами, ни в военной сфере, ни в политике(кризисы разные типа дальневосточного),но история не знает сослагательного наклонения wink
                1. Сильвио 1 декабря 2016 21:04
                  Цитата: рюрикович
                  Ну у каждого государства свои достоинства и недостатки как в географии, так и в экономике Размеры - маленьким всяк проще управлять, чем большим.

                  Дело не в размерах, а в экономической немощи. Не могла страна с экономикой в 9 раз меньше американской претендовать на роль владычицы морей. Империи приходил кирдык и никакие управленцы её бы в том виде не спасли. Даже если бы дотянула до конца 1МВ, то получила бы ответку от бывших союзников и врагов. Все остальное это хрустобулочные песни (уже порядком надоевшие).
                  1. рюрикович 1 декабря 2016 21:11
                    Цитата: Сильвио
                    Не могла страна с экономикой в 9 раз меньше американской претендовать на роль владычицы морей

                    Я рассматривал именно начало века и и возможности до 1905 года yes Потому что после 1905 года уже пошла раскатка государственности,а это совсем другая история request
                  2. Андрей из Челябинска 2 декабря 2016 16:16
                    Цитата: Сильвио
                    Дело не в размерах, а в экономической немощи.

                    На секундочку, Россия перед ПМВ - пятая в мире страна по мощи промышленности. Чего бы ей не иметь достойный ее флот?
                    1. Сильвио 3 декабря 2016 19:22
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      На секундочку, Россия перед ПМВ - пятая в мире страна по мощи промышленности. Чего бы ей не иметь достойный ее флот?

                      Она и сейчас пятая (была до кризиса) и где её достойный флот?
                      1. Андрей из Челябинска 3 декабря 2016 19:53
                        Цитата: Сильвио
                        Она и сейчас пятая (была до кризиса) и где её достойный флот?

                        В портах и в море. Вообще-то говоря, РФ сейчас имеет 2-ой (после США) военный флот мира
              2. Андрей из Челябинска 2 декабря 2016 16:15
                Цитата: Сильвио
                Не так уж принципиально это 12 попаданий главным калибром против 57 у японцев?

                В начале цикла данных статей я приводил статистику попаданий в бою 27 января 1904 г, на следующий день после начала войны. Там русские, выпустив 65 305-мм снарядов добились 6 попаданий, а японцы, выпустив 79 снарядов того же калибра - 8 попаданий, т.е. в процентном отношении (процент попаданий) превосходили русских в 1,1 раза, по снарядам 6-8 дм этот показатель был равен 1,5 раз. И это в условиях того, что русская эскадра потеряла множество опытных комендоров (дембель вышел в конце 1903 г) и долгое время стояла в вооруженном резерве.
                Т.е. если бы столкновение произошло летом 1903 г обе эскадры добились бы примерно равного количества попаданий
                Цитата: Сильвио
                Надо заметить, что и Балтийский дредноутный флот в 1МВ ничего впечатляющего против немцев не только не произвел,но и не планировал

                фон Эссен планировал, до умер не вовремя
                При этом Вы почему-то упускаете блестящую работу флота на ЧМ - блокировали турецкое судоходство, воспрепятствовали снабжению турецкой армии по морю, отлично поддерживали фланг армии, единственные за всю историю ПМВ успешные десанты крупных масштабов и т.д.
                Цитата: Сильвио
                Самая крупная победа советского ВМФ над вражеским боевым кораблем - потопление британского эсминца "Виттория" в 1919г

                Увы, флот это не та вещь, которую можно создать с нуля и сходу. Революция уничтожила флот в кадровом смысле этого слова, а создать новые кадры до войны не успели.
                Цитата: Сильвио
                Надо сказать, что в клубе военно-морских держав, претендующих на мировое господство в начале 20в., российский императорский флот был случайным претендентом

                Не был. Уже хотя бы потому, что не претендовал на мировой господство:)))
                Цитата: Сильвио
                Для этого у гос-ва не было ни достаточной научно-технической базы, ни производственных мощностей, ни финансов

                Откуда только флот взялся?:)))
                Цитата: Сильвио
                Свихнувшаяся от безделия матросня учиняла расправы над своими офицерами и замутила революцию - это и есть закономерный итог деградации.

                Вот уж не знал, что февральскую революцию совершили матросы laughing
                1. Сильвио 3 декабря 2016 08:01
                  [
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  Откуда только флот взялся?:)))

                  Лучшие корабли (Ретвизан, Цесаревич, Баян, Аскольд и др.)строились на зарубежных верфях, там же заказывали пушки и котлы для своих кораблей. Не могло военное ведомство своими силами обеспечить современное качество и необходимое количество боевых кораблей. Не было в царской России целых отраслей, необходимых для создания современного вооружения. Дорогое удовольствие флот, а потерять его при неумелом использовании раз плюнуть. Поэтому инициативой наши флотоводцы пренебрегали, а загнать под шконку турецких каботажников при ограниченных возможностях их ВМФ не такая уж значимая победа.

                  Демобилизация военных моряков слабое оправдание хреновой стрельбы ибо в царские времена служили на флоте не год-полтора, как сейчас, а достаточно, чтобы обрести необходимые навыки за 2 года службы. У Того матросы на кораблях тоже не крепостные были. Там скорее командование флота, состоявшее из августейших придурков и бездельников голубых кровей, оставляло желать лучшего.
                  1. Андрей из Челябинска 3 декабря 2016 08:59
                    Цитата: Сильвио
                    Лучшие корабли (Ретвизан, Цесаревич, Баян, Аскольд и др.)строились на зарубежных верфях

                    Я, пардон, не вижу подавляющего превосходства "Ретвизана" над тем же "Потемкиным". Серия "Петропавловск" на момент закладки могла считаться одной из лучших в мире. "Три Святителя" на момент ввода в строй мог считаться лучшим в мире. И такое можно сказать по многим кораблям русского флота, так что повода низкопоклонствовать не вижу:) Аскольд, кстати, крейсер не слишком удачный.
                    Цитата: Сильвио
                    Демобилизация военных моряков слабое оправдание хреновой стрельбы ибо в царские времена служили на флоте не год-полтора, как сейчас, а достаточно, чтобы обрести необходимые навыки за 2 года службы.

                    На том же Варяге ушло больше половины комендоров, их место заняли новички. Если это - слабое оправдание, тогда не знаю, что по Вашему будет сильным оправданием:)
                    Цитата: Сильвио
                    У Того матросы на кораблях тоже не крепостные были.

                    "Не крепостные" знали, когда они собираются начать войну и готовились к этому. Повторяю, если бы не дембель накануне войны и не вооруженный резерв, корабли 1ТОЭ стреляли бы ничуть не хуже японцев
                    Цитата: Сильвио
                    Там скорее командование флота, состоявшее из августейших придурков и бездельников голубых крове

                    Старк не был плохим адмиралом, но его задавил Алексеев. Макаров делал все как надо, только вот погиб из за глупой ошибки. Витгефт на роль командующего не годился - ни опыта, ничего, и тем не менее в бою командовал достойно. Окажись на его месте кто-то из лучших - Чухнин, Дубасов, Рожественский - японцам могло бы не поздоровиться...
                    1. Сильвио 3 декабря 2016 10:48
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      На том же Варяге ушло больше половины комендоров, их место заняли новички. Если это - слабое оправдание, тогда не знаю, что по Вашему будет сильным оправданием:)


                      Ну трудно поверить, что прям все комендоры главных калибров уволились, а научить ранее призванных, которые тоже вроде осваивали 5 лет(!) свою специальность, было некому. А офицеры орудийных башен просто, видать, были "пиджаками", призванными с гуманитарных университетов, которые умели только гулять по кабакам и хрустеть фр. булками.

                      А может во флоте нашем, как водится, занимались всякой хернёй, только не боевой учебой? По воспоминаниям одного из кадровых офицеров, его полк заблудился гаоляне и тогда пришло осознание того, что на местности по компасу ему приходится ориентироваться второй раз в жизни. В некоторых советских военных училищах курсанты за 4 года могли не выкопать ни одного окопа, не провести ни одно занятия по военно-медицинской подготовке. А война, как и зима с посевной, в Россию приходит внезапно. Кто срочную служил о показухе знает, а эти глубокие традиции устоялись еще до РЯВ.

                      Когда обмен ударами в соотношении 12:57, то рефери прекращает бой боксеров за явным преимуществом стороны, чтобы спорт не превратился в избиение младенцев. Не было, к сожалению, при Цусиме рефери, чего уж оправдываться.
                      1. Андрей из Челябинска 3 декабря 2016 13:10
                        Цитата: Сильвио
                        Ну трудно поверить, что прям все комендоры главных калибров уволились

                        Почему - все? Не все, но подготовленные расчеты были разбавлены новичками, а артиллерийское дело такое - надо, чтобы всякий свою работу делал грамотно, иначе толку не будет
                        Цитата: Сильвио
                        а научить ранее призванных, которые тоже вроде осваивали 5 лет(!) свою специальность, было некому.

                        5 лет перед зачислением на корабли специальности никто не осваивал, не было такого. А учить... когда учить-то? Дембель вышел - корабли встали в вооруженный резерв, тренировок ноль. Только вывели из резерва - через неделю война, а с ее началом как вошли на внутренний рейд, так только при Макарове с него и вылазили. В том-то и дело, что научить-то могли, только вот кроме как при Макарове этим никто не озаботился. А стоя на якоре многому не научишь.
                        Цитата: Сильвио
                        А офицеры орудийных башен просто, видать, были "пиджаками", призванными с гуманитарных университетов, которые умели только гулять по кабакам и хрустеть фр. булками.

                        А офицеров категорически не хватало, отчего башнями зачастую командовали кондукторы.
                        Цитата: Сильвио
                        А может во флоте нашем, как водится, занимались всякой хернёй, только не боевой учебой?

                        Может и занимались. Осталось только удивляться тому, как это русские артиллеристы, после простоя в вооруженном резерве и при отсутствии наиболее опытных кадров стреляют всего в 1,1 раз хуже главным и в 1,5 раз хуже средним калибром, чем их тренированные японские коллеги.
                        Я уже приводил пример крейсера "Очаков" - после трехнедельного простоя в резерве точность его стрельбы упала в 1,58 раз, и это без всякой демобилизации. А русские корабли до войны простояли 2,5 месяца
                        Просто нужно понимать, что качество стрельбы достигается только регулярными тренировками - прекратил их - все, точность сразу пойдет вниз. А 1-ая Тихоокеанская ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ простояла без движения, только 40 дней при Макарове из этих 9 мес в море ходили и тренировались как надо.
                        Так что готовили комендоров в России прилично, только вот простой, учиненный Алексеевым в Артуре пустил все насмарку.
                      2. borot1976 16 декабря 2016 01:18
                        Финансирование флота постаянно снижалось. Алексеев полагаю по этому поводу все волосы в известном месте вырвал. Снаряды стоят дорого, орудия (расстрел стволов) и по давно. Вот и стреляли в основном из стволиков. А про такие технические проблемы как разный вес снарядов и картузов даже в одной партии... Удивительно то что вообще умудрялись попадать. И зря вы так на Алексеева. Он то как раз и воевал за отмену резерва и нормальное обучения, но денег не дали.
                      3. Комментарий был удален.
                    2. D.Silver 16 декабря 2016 02:52
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      Я, пардон, не вижу подавляющего превосходства "Ретвизана" над тем же "Потемкиным"

                      И я почему-то этому не удивляюсь.
                      На самом деле все просто, вы не разбираетесь в кораблях (т.е. глобально, в широком смысле этого понятия). Но почему-то очень хотите писать (и пишите) на эту тему. Вот поэтому у вас и получается черт знает что.
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      Серия "Петропавловск" на момент закладки могла считаться одной из лучших в мире.

                      Российская серия кораблей - лучшая в мире? Вы очень неординарно шутите. Прямо, тонко-тонко.
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      "Три Святителя" на момент ввода в строй мог считаться лучшим в мире.

                      Или не шутите, а просто издеваетесь?
                      Вы откуда такие "сведения" черпаете? Из глубин чего?
                      Вы хотя бы в состоянии понять, что из себя представляла Россия в те времена? Откуда там могли взяться не то, что самые лучшие, а просто хорошие изделия собственного производства? ППЦ.
                      В России тех времен даже скопировать изделие развитой страны не могли. Олег вам в пример. Бородинцы. Камешки.
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      Аскольд, кстати, крейсер не слишком удачный.

                      Это, да. Но назовите российский, чтобы был хотя бы такой же?
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      На том же Варяге ушло больше половины комендоров, их место заняли новички.

                      Так в армии не бывает. НИКОГДА. И особенно при 7-ми летнем сроке службы. Понятно это вам? И нечего рассуждать о том, о чем вы не имете никакого представления.
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      "Не крепостные" знали, когда они собираются начать войну

                      Не мелите чушь. Узнали они об этом максимум за пару дней до начала войны.
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      и готовились к этому

                      А вот это святая обязанность всех военнослужащих. Готовиться к войне. Каждый день. Работа у них такая.
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      если бы не дембель накануне войны и не вооруженный резерв, корабли 1ТОЭ стреляли бы ничуть не хуже японцев

                      Ага. Что-нибудь поубедительнее придумайте.
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      Макаров делал все как надо, только вот погиб из за глупой ошибки.

                      Конкретно, что Макаров "делал, как надо"? Как надо понтовался, перед Верещагиным?
                      И погиб он не из-за глупой ошибки, а из-за блестяще проведенной японцами минной операции. Это разные вещи.
                      Кстати, ваш "один из лучших в мире" Петропавловск крякнул буквально из-за одной мины, причем капитально, с детонацией. А вот Победа (промасштабированный французский Наварин), вполне себе после подобного подрыва сам пришел в ПА. Разницу почувствовали?
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      Витгефт на роль командующего не годился - ни опыта, ничего, и тем не менее в бою командовал достойно.

                      Т.е. Макаров, которого японцы подловили, как мальчишку-мичмана (и больше ничем в ПА вообще не отметился), он "все делал, как надо". А Витгефт, который провел блестящую минную операцию, которая закончилась уничтожение 1/3 японского линейного флота и "в бою командовал достойно", он "на роль командующего не годился".
                      У вас как с логикой? Не находите, что с этим у вас большие проблемы?
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      Окажись на его месте кто-то из лучших - Чухнин, Дубасов, Рожественский

                      Т.е. Рожественский. Тот странный мужичок, который даже не понял, что натворил, перегрузив свои корабли углем? И тем самым уничтожив часть из них? Он лучше Витгефта?
                      Нет, с вами спорить бесполезно. Вы не исправимы.
                      К тому же я не понял, чем так велики были Дубасов или Чухнин.
                      1. Оператор 16 декабря 2016 03:09
                        Откуда вы все это знаете?
                      2. D.Silver 16 декабря 2016 03:14
                        Цитата: Оператор
                        Откуда вы все это знаете?

                        Что именно?
                      3. D.Silver 16 декабря 2016 03:30
                        Цитата: D.Silver
                        и больше ничем в ПА вообще не отметился

                        Здесь я обязан уточнить, не отметился, как флотоводец, как командующий. Потому что Макаров сделал большое дело, он рассчитал фактическую максимальную загрузку кораблей 1 ТОЭ с учетом реального качества их проектирования и строительства. И запретил грузить их больше этого тоннажа.
                        Это он сделал большое дело. Но это функция не командующего, а флагмеха. Не исключено, что как раз флагмех это все и считал. А Макаров только лишь утвердил. Но это тоже немало, понять в чем там была суть дела и поддержать совершенно правильное предложение.
                        Во 2 и 3 эскадрах такого "флагмеха" не нашлось. Поэтому корабли пришли к Цусиме в частично небоеспособном состоянии.
                      4. Сильвио 17 декабря 2016 09:32
                        Цитата: D.Silver
                        Вы хотя бы в состоянии понять, что из себя представляла Россия в те времена? Откуда там могли взяться не то, что самые лучшие, а просто хорошие изделия собственного производства? ППЦ.

                        Вот это конгениально. Не хочется лишний раз о наследственных особенностях родной промышленности, но видится, что и фр. булки, для тех, кто их едал, оставляли желать лучшего против оригинала.
    2. Андрей из Челябинска 1 декабря 2016 16:05
      Цитата: рюрикович
      Статье огромный плюс за общую картину после боя и анализ повреждений

      Спасибо! drinks
      Цитата: рюрикович
      В плане принятия решений нам сейчас легко рассуждать, зная реальное положение дел. А реально в бою(или после) из-за недостатка информации бывает сложно принять правильное решение.

      Это, безусловно, так. В сущности, в данном конкретном случае Ухтомского совершенно зря обвиняют в малодушии - у него не было других вариантов. Ну, не считая за таковой атаку "Пересветом", "Победой" и "Полтавой" 1-го боевого отряда японцев с вполне понятными последствиями
      Цитата: рюрикович
      Даже будь то желание Ухтомского и поступить не так,как командир "Ретвизана", то ему препятствовала банальная мелочь - невозможность передать сигналы...Хотя это и не молочь, но факт, который в какой то степени подтверждает общую картину фатальности

      Да как сказать... японцы долбили Пересвет вполне целенаправленно, и это было правильно с их стороны - как-никак корабль младшего флагмана
  2. Сахалинец 30 ноября 2016 07:33
    Автору большое спасибо за цикл весьма интересных и познавательных статей, даже для тех кто знаком с историей РЯВ не только по беллетристике Степанова, Новикова и Ильина.
    Надеюсь на интересное продолжение циклов по истории морских сражений.
    1. avt 30 ноября 2016 10:21
      Цитата: Сахалинец
      Автору большое спасибо за цикл весьма интересных и познавательных статей, даже для тех кто знаком с историей РЯВ не только по беллетристике Степанова, Новикова и Ильина.

      Ну как то да good Андрей серьёзный труд выложил.Это не подсчёты коэффициэнтиков от Сивкова laughingВот это не стыдно назвать печатной публикацией научной работы - монографией по конкретному историческому событию .
      avt
      1. рюрикович 30 ноября 2016 20:47
        Цитата: avt
        Это не подсчёты коэффициэнтиков от Сивкова

        Ну дык Сивков же глобально мыслит, в рамках планеты -ниже мелочится ему звёзды не позволяют wassat А Андрей Николаевич рассуждает приземлённо,конкретно и в рамках темы и если уж что-то не знает, так и говорит, что информацией не владею....Но,по моему, в отличие от сухостатистичных энцикпедеииий тема описывается живо и интересно yes
    2. Андрей из Челябинска 1 декабря 2016 16:19
      Всегда пожалуйста, рад, что понравилось!
  3. Cartalon 30 ноября 2016 09:52
    Создалось впечатление по всем статьям цикла, что главной задачей русских было выполнить приказ, а японцев выиграть войну.
    1. Котище 30 ноября 2016 18:57
      С.О.Макарова уже в живых к сожалению небыло. В свзи с чем выигрывать войну было кому но небыло того кто мог взять на себя ответственность!
      Как говорится "танцору яйки мешают".
      Андрей за цикл статей большое спасибо, жду окончания.
      1. рюрикович 30 ноября 2016 20:07
        Цитата: Котище
        Андрей за цикл статей большое спасибо, жду окончания.

        Ну,не окончания, а только продолжения wink Ещё много вопросов нужно обсудить, как указанные в конце этой статьи, так и общие выводы...А в одной статье это не вместится what
        1. Котище 30 ноября 2016 20:30
          Если Андрей развернет заключение цикла на несколько статей, то я буду только рад.
          Не знаю как намекнуть Андрею на еще один противоречивый пласт Русско-Японской войны - Цусиму. Я думаю, что меня многие поддержат, получить в таком качестве цикл статей, дорого стоит.
          1. рюрикович 30 ноября 2016 20:34
            Цитата: Котище
            Не знаю как намекнуть Андрею на еще один противоречивый пласт Русско-Японской войны - Цусиму.

            А ему не надо намекать - Цусимский цикл уже есть в его авторстве на этом сайте smile .Почитайте,довольно интересно yes
            Заходите на его профиль и в публикациях ищете. Там всего 5 или 6 статей, в основном касающихся основных моментов. Это этот бой что-то пошёл на "ура" -уже 11 штук и конца не видно good
            1. рюрикович 30 ноября 2016 20:39
              Называется "Мифы Цусимы", 5 статей hi
      2. Андрей из Челябинска 1 декабря 2016 16:21
        Цитата: Котище
        Андрей за цикл статей большое спасибо, жду окончания.

        Пожалуйста, а насчет окончания описания боя - оно будет выложено на следующей неделе, после чего останется последняя статья - о нереализованных возможностях
  4. Товарищ 1 декабря 2016 02:41
    Что касается запасов угля, то достоверных данных о его расходе у автора нет, но можно предполагать, что все 4 японских броненосца обладали достаточными запасами для погони за русскими кораблями, попытайся они прорываться во Владивосток.

    С Вашего позволения, Андрей, теперь у меня есть возможность внести ясность в этот вопрос. Согласно директивы Того, запас угля на броненосцах Первого боевого отряда никогда не должен был уменьшаться более чем на 400-500 т. от полного запаса. Когда этот момент наступал, японцы сразу приступали к погрузке угля. Следовательно, если мы посмотрим на "Асахи", там никогда не было меньше 900-1000 т. Утром 28 июля на этом броненосце, теоретически, должен был быть полный запас угля. В пользу такого предположения говорит следующий факт. За три часа с угольщика на борт броненосца обычно принимали около четырёхсот тонн угля. Т. е., дойдя до допустимого минимального запаса, японцам требовалось всего четыре часа, чтобы опять довести его до полного запаса, составлявшего на "Асахи" 1 400 т.
    Следовательно, броненосцам Того не было необходимости пополнять запас угля после боя 28 июля.
    1. Андрей из Челябинска 1 декабря 2016 16:21
      Спасибо, уважаемый Валентин! Я был в этом уверен, а теперь буду знать.
  5. Денимакс 1 декабря 2016 10:50
    Идти на прорыв в штормовую погоду как вариант не рассматривался?
    1. Сильвио 1 декабря 2016 11:28
      А тогда не было надежных прогнозов погоды на неделю вперед. Собрать эскадру за 2 часа и выйти в штормовое море не получится.
      1. Денимакс 1 декабря 2016 11:40
        Каких нибудь муссонов там не бывает?)
        1. Сильвио 1 декабря 2016 11:54
          Может и бывает, только японцы фору дадут любому по части хождения в штормовом океане. Это как русских пугать морозной погодой.
          1. Денимакс 1 декабря 2016 12:06
            Ходить в шторм конечно можно. Вот только не встречал, чтобы в шторм бой давали.)
    2. Андрей из Челябинска 1 декабря 2016 16:23
      Цитата: Денимакс
      Идти на прорыв в штормовую погоду как вариант не рассматривался?

      Рассматривался, но это было принципиально невозможно.
      Внешний рейд стараниями японцев был заминирован крайне основательно, настоящий "суп с клецками". Выходить можно было только за тралящим караваном, а какой корован в шторм? Да и нету там летом особых штормов.
  6. СИТХ 1 декабря 2016 21:40
    Хороший цикл ,но если возможно ,автор ,ответьте на 2а мучающих вопроса:после первой фазы если бы Витгефт приказал двум последним ,как понимается, самым тихоходным брон-ам, выйти из строя и уходить в Китай, а далее навстречу Зиновию ,то мог бы ли Вит-фт увеличить скорость оставшихся кораблей до 15 узлов и сделать невозможным для Того догнать эскадру до темноты, а может и более,что возможно привело бы эс-ру во Владик,даже если бы цена за это была бы гибель двух,но была бы эта гибель ,кто бы их топил ;и второе -почему в нынешней статье рассматривается возможность идти либо во Владик либо в Артур?Можно ли было эскадре ночью повторить путь Дианы, либо опять таки в Китай ,а далее, навстечу Зиновию?И последнее,если бы объеденились 1
    1. Сильвио 2 декабря 2016 06:08
      Цитата: СИТХ
      если бы Витгефт приказал двум последним ,как понимается, самым тихоходным брон-ам, выйти из строя и уходить в Китай, а далее навстречу Зиновию ,то мог бы ли Вит-фт увеличить скорость оставшихся кораблей до 15 узлов и сделать невозможным для Того догнать эскадру до темноты,

      Чтобы так креативно мыслить и нарушать приказы его величества, Витгефту надо было быть русским Нельсоном. Это мы сейчас все знаем как обстояли дела у сторон на поле боя, а у командующего 1ТЭ не было уверенности, что он оторвется от Того. И уж точно незаметным через Корейский пролив ему было не проскочить.
    2. Андрей из Челябинска 2 декабря 2016 16:21
      Цитата: СИТХ
      после первой фазы если бы Витгефт приказал двум последним ,как понимается, самым тихоходным брон-ам, выйти из строя и уходить в Китай

      Как сказать... Понимаете, эти 2 броненосца были бы обречены. Кроме того Витгефт не мог знать, выдержат ли переборки "Ретвизана" 15-узловый ход, тем более - продолжительное время. Более того. Он не мог быть уверен даже в том, что "Пересвет", "Победа" и "Цесаревич" смогут выдерживать продолжительно этот самый 15 узловый ход. Т.е. был вполне реальный шанс сперва бросить на расправу Того Севастополь и Полтаву, потом - Ретвизан, а потом все равно принять решительный бой 3 оставшимися ЭБР.
      Впрочем, ВКВ такой вариант даже не рассмтаривал - он получил приказ прорываться во Владивосток и точка. Незадолго до выхода ему предлагали отправить Севастополь и Полтаву с рейдом в Бицзыво, а чтобы остальная эскадра шла на прорыв. Отказался...
      Цитата: СИТХ
      Можно ли было эскадре ночью повторить путь Дианы, либо опять таки в Китай ,а далее, навстечу Зиновию?

      Из нейтральных портов эскадра бы не ушла - там в любом случае надо было интернироваться. амый правильный вариант - возвращение в артур, латание дыр и выход на повторный прорыв
      1. СИТХ 3 декабря 2016 00:26
        " интернироваться"... Хм, как видется, но для того, чтобы интернировать целую эскадру нужно как минимум иметь силу способную заставить эту эскадру разоружится, а кто в то время и в тех районах, например китай, имел такую силу? или все же как максимум отказ в топливе и ремонте, но думается фирмы однодневки были и в те времена ,что то можно было придумать. цит. возвращение в артур, латание дыр и выход на повторный прорыв .. -но там ведь гавань накрывалась артой ,какой уж тут ремонт без гарантий на ремонт?и почему на Диане считали возвращение в Артур гибелью ,а Ухт-ий счел обратное ?,.и не прав ли Зиновий, когда высказывался об умственных способностях князя,вроде как не очень. Что до первого , то : увидел ли бы вообще Того, с того рас-я ,момент отделения и ухода тех двоих и что бы он подумал видя это?какова бы для него была приоритетная цель-ловить тех двух всей эскадрой ,если бы опознал(сколько времени на догнать и утопить,сколько до темноты и на какое рас-е удрал бы Вит-т),либо отправить за ними крейсера но все таки пушки 305 и пришлось бы усиливать бр-м,но тогда 3 против 4х на основном напр-нии ,и те 4ре нужно еще догнать, а с разницей в 1 ул(доп-м 16 у того)во сколько это произойдет ,сколько останется до темноты и хватит ли времени у Того что б утопить эскадру днем? а что до : "Пересвет", "Победа" и "Цесаревич" смогут выдерживать продолжительно этот самый 15 узловый ход и ретвизан- то неужели между 13 и 15 большая разница в давлении на переборки . а прод-ть хода нужно держать до темноты ,ведь Государь Император не приказывал идти корейским проливом, ,вырвавшись можно было идти и в обход япов,хоть,через охотское море и татарский пролив(время прибытия ведь Николай не указывал)..P.S как Вы понимаете, это всего лишь дис-я ,о возможном
        1. Андрей из Челябинска 3 декабря 2016 08:20
          Цитата: СИТХ
          Хм, как видется, но для того, чтобы интернировать целую эскадру нужно как минимум иметь силу способную заставить эту эскадру разоружится

          Не нужно. Все китайские порты на поверку были либо германскими, либо французскими. И да, сил они там не имели, только вот создавать казус белли для войны с той или иной европейской державой России никак нельзя было.
          Цитата: СИТХ
          или все же как максимум отказ в топливе и ремонте, но думается фирмы однодневки были и в те времена

          Да не было там никаких фирм, тем более - однодневок. Есть указание французского/германского представителя власти - и точка. Ну вот много фирм-однодневок Вы в Артуре найдете, если наместник не разрешит? Там примерно то же самое
          Цитата: СИТХ
          но там ведь гавань накрывалась артой ,какой уж тут ремонт без гарантий на ремонт?

          Тем не менее к 20 августа все корабли, вернувшиеся в Артур были починены и боеспособны
          Цитата: СИТХ
          и почему на Диане считали возвращение в Артур гибелью ,а Ухт-ий счел обратное ?

          Вроде бы написал об этом аж 12 статей:)))) У Ухтомского во Владивосток 100% могла идти только Победа, возможно - Ретвизан и Полтава, причем последняя - крайне сомнительно. А Ухтомский вообще не знал ничего о кораблях эскадры, кроме того что его броненосец точно к такому переходу неспособен и что ретвизан его не слушается. И запросить не мог
          Цитата: СИТХ
          и не прав ли Зиновий, когда высказывался об умственных способностях князя,вроде как не очень

          Прав в том смысле, что способности действительно не очень, только вот в данном случае Ухтомский принял единственно-верное решение
          Цитата: СИТХ
          Что до первого , то : увидел ли бы вообще Того, с того рас-я ,момент отделения и ухода тех двоих и что бы он подумал видя это?

          Естественно, увидел. А что подумал... что русский командующй сошел с ума? laughing
          Неизвестно, какое решение принял бы Того. Я бы на его месте отправил бы броненосные крейсера прикрывать Бицзыво, а сам пошел бы в погоню за четверкой русских броненосцев. Утром 29 июля соединился бы с четверкой БРКР Камимуры и имея двойное превосходство по числу броненосных кораблей сразился бы с 4 быстроходными ЭБР русских.
          В первую очередь проблема в том, что такое решение для ВИтгефта должно было выглядеть крайне сомнительно.
          Цитата: СИТХ
          неужели между 13 и 15 большая разница в давлении на переборки

          Вы не забывайте, что Ретвизан, когда поднялась зыбь, и на 13 узлах начал садиться носом (хотя тому виной было другое повреждение)
          Цитата: СИТХ
          а прод-ть хода нужно держать до темноты

          С тем чтобы Того и Камимура объединились у входа в Корейский пролив и спокойно вместе дожидались русских?
          Цитата: СИТХ
          Государь Император не приказывал идти корейским проливом, ,вырвавшись можно было идти и в обход япов,хоть,через охотское море и татарский пролив(время прибытия ведь Николай не указывал

          Уголь.
          1. СИТХ 3 декабря 2016 16:26
            Вобщем, коротко подводя, Ухтомский повернул в Артур ибо во Владик дойти не мог (кор-ли плохие),а в Шанхае либо других портах Азии ему бы угля не продали (почему он так решил -это науке неизвесно),поэтому он пошел в артур где по кор-м в гавани тут же начнет стрелять японская армия ,а все выходы тут же закидают минами.Ну что ж, теперь все понятно, все яснее ясного. А вот за это "Естественно, увидел. А что подумал... что русский командующй сошел с ума?"огромное спасибо ,улыбнуло.Что до тех двух, то всеж, крейсера бы их утопили или та парочка утопила бы крейсера?Спасибо было интересно.
            1. Андрей из Челябинска 3 декабря 2016 16:41
              Цитата: СИТХ
              Вобщем, коротко подводя, Ухтомский повернул в Артур ибо во Владик дойти не мог (кор-ли плохие)

              Не то, чтобы плохие, но знатно побитые
              Цитата: СИТХ
              ,а в Шанхае либо других портах Азии ему бы угля не продали (почему он так решил -это науке неизвесно)

              Ну, посмотрите как "продали" угля "Диане" и "Цесаревичу":)
              Цитата: СИТХ
              поэтому он пошел в артур где по кор-м в гавани тут же начнет стрелять японская армия ,а все выходы тут же закидают минами

              Тем не менее к 20 августа все ЭБР починились и могли выйти в море, а Севастополь в конце-концов и вышел и даже ни на чем не подорвался:))
              Цитата: СИТХ
              Что до тех двух, то всеж, крейсера бы их утопили или та парочка утопила бы крейсера?

              У Вас по корме - 1-ый боевой отряд Того. Вы бросаете Полтаву и Севастополь и уходите на прорыв. Того догоняя 4 пошедших на прорыв ЭБР русских проходит мимо и расстреливает 2 отставших ЭБР в упор, может, они после этого и не потонут, но повреждений огребут таких, что за счастье будет до Артура дойти. А 4 БРКР в данном случае более чем достаточно для прикрытия Бицзыво - искалеченные Полтава и Севастополь с ними очевидно не справятся. В принципе, там даже двух БРКР будет достаточно.
              Цитата: СИТХ
              Спасибо было интересно

              Пожалуйста, еще заходите:)
  7. Сильвио 3 декабря 2016 18:00
    Андрей из Челябинска,

    Цитата: Андрей из Челябинска
    Просто нужно понимать, что качество стрельбы достигается только регулярными тренировками - прекратил их - все, точность сразу пойдет вниз.


    Так война уже полгода шла, пора бы пристреляться. Все проще - японский ВМФ был не по зубам российским эскадрам. Россия первоклассная сухопутная военная держава, а по части морских побед не было у её флота особо великих событий. Это обусловлено и географией морских театров ВД и континентальными интересами империи. Турок вот побежали на море на излете могущества Осм. империи. Японцы быстро обучались, их ВМФ был на подъеме и стремительно становился на один уровень с первыми морскими державами. В начале прошлого века никто в это не верил, а европейцы глядели свысока на восточных островных обезьян. За всю РЯВ на морском театре военных действий трудно найти эпизод, когда бы наши моряки в открытом бою показали свое техническое превосходство над японскими. И обе ТЭ, и крейсера и варяжцы и операции эсминцев, увы, побед русского оружия не продемонстрировали. Вывод: японцы были, как минимум, не хуже русских на море, а по факту превосходили их по некоторым качествам.
    1. Андрей из Челябинска 3 декабря 2016 19:51
      Цитата: Сильвио
      Так война уже полгода шла, пора бы пристреляться

      :)))) Прочитайте все же мой цикл статей, а нет - так изучите этот период самостоятельно. Эскадре не давали тренироваться, выходы в море были категорически запрещены - "беречь и не рисковать". А виной всему - ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ человек, наместник Алексеев. Один Макаров имел возможность плевать на его точку зрения, а больше - никто.
      Цитата: Сильвио
      Все проще - японский ВМФ был не по зубам российским эскадрам.

      Поэтому у Вас принципиальная ошибка - Вы полагаете, что в гибели 1ТОЭ виновата система, и что при существовавших порядках русский флот не мог победить в принципе. Ну а я на основании многолетнего изучения темы вижу, что система-то как раз могла сработать, если бы не ошибки наместника Алексеева, своею волей парализовавшего флот. Проблема была не в системе (хотя она не была идеальной), а в персоналиях.
      Цитата: Сильвио
      За всю РЯВ на морском театре военных действий трудно найти эпизод, когда бы наши моряки в открытом бою показали свое техническое превосходство над японскими.

      не знаю, что Вы понимаете под техническим превосходством. Но замечу, что прорыв Аскольда мимо Якумо и 3 крейсеров типа Такасаго не считая 6-го отряда как бы не является достижением японцев. Равно как и последний бой Дмитрия Донского. Равно как и драка Олега и Авроры против крейсеров Уриу (порядка 12-15, лень считать)
      1. Сильвио 3 декабря 2016 20:30
        Цитата: Андрей из Челябинска
        не знаю, что Вы понимаете под техническим превосходством. Но замечу, что прорыв Аскольда мимо Якумо и 3 крейсеров типа Такасаго не считая 6-го отряда как бы не является достижением японцев. Равно как и последний бой Дмитрия Донского. Равно как и драка Олега и Авроры против крейсеров Уриу (порядка 12-15, лень считать)


        Техническое превосходство это превосходство в тактике, боевых навыках, в классе. Не победили немцы в Ютландском сражении, но доказали, что при достаточном количестве у них линейных сил поставили бы англичан на место. Неудачно рейдерствовал Бисмарк, но как лихо он утопил британца первым выстрелом. Вот он класс немецкой артиллерийской школы. В военно-морской немецкой истории были выдающиеся достижения в оспаривании британского доминирования на море. И почти всегда их моряки выглядели достойными профессионалами в самых тяжелых ситуациях. Ничего этого в РЯВ я не нахожу. Был героизм как плата за головотяпство и разгильдяйство и так бездарно терялись корабли.
        1. Андрей из Челябинска 3 декабря 2016 22:30
          Цитата: Сильвио
          Техническое превосходство это превосходство в тактике, боевых навыках, в классе

          ОК, принимается.
          Цитата: Сильвио
          Не победили немцы в Ютландском сражении, но доказали, что при достаточном количестве у них линейных сил поставили бы англичан на место.

          Извините, но Вы сами себе противоречите. Тактически англичане вчистую переиграли немцев. Это английские линейные крейсера обнаружили Шпее, а Хиппер английский Ройал Нэви так и не увидел. Это Шеер дважды тыкался головой в линию британских дредноутов.
          Цитата: Сильвио
          Неудачно рейдерствовал Бисмарк, но как лихо он утопил британца первым выстрелом.

          Это в какой альтернативной реальности такое произошло?:))) Вообще говоря, англичане продемонстрировали неплохую стрельбу - для Худа, который только что вышел из ремонта и для Принс оф Уэллс, который не прошел боевой подготовки после вступления в строй. Тем не менее, Принс стрелял весьма хорошо, мало чем хуже Бисмарка.
          Цитата: Сильвио
          В военно-морской немецкой истории были выдающиеся достижения в оспаривании британского доминирования на море

          Ну да - например, грохнули эскадру Крэдока, которая состояла сплошь из резервистов, в то время как Шарнхорст и Гнезенау регулярно брали призы кайзера по точности стрельбы. С тем чтобы вчистую слить линейным крейсерам... В остальном... В Ютланде немцы на самом деле отстрелялись не особо лучше британцев.
          А что еще?
          Цитата: Сильвио
          И почти всегда их моряки выглядели достойными профессионалами в самых тяжелых ситуациях

          Гибель Бисмарка. Ни одного попадания в британские линкоры. Новогодний бой... Драка Дюк оф Йорк с Шарнхорстом... сколько снарядов попало в Дюк? Какой победки достигли германские эсминцы в Нарвике? Уй, список можно продолжать бесконечно.
          Цитата: Сильвио
          Ничего этого в РЯВ я не нахожу.

          Так Вы и не ищите. А вот например бой Дмитрия Донского против 4 крейсеров, закончившийся тем, что японцы отступили? А дюжина крейсеров Уриу, которые так и не смогли добраться до русских транспортов, потому что им мешали Аврора и Олег?
          1. Сильвио 4 декабря 2016 07:56
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Техническое превосходство это превосходство в тактике, боевых навыках, в классе
            ОК, принимается.

            Японцы корабли имели не хуже, которые ходили быстрее, стреляли они лучше, умереть за императора японцам было счастьем и мозгами наши флотоводцы не похоже, чтобы превосходили японских. И чем там можно было победить на море? Единственно, только если взять измором - ресурсов у РИ было больше. Но даже в этом случае флот японский, без такового у РИ, остался бы неуязвим.

            Все разговоры о том, что вот были эпизоды, когда бой заканчивался со счетом 2:3 не в нашу пользу, а при везении и несколько иных обстоятельствах могло быть даже лучше для нас. Ну так везет сильнейшим. Деникин писал, что после РЯВ много было сделано по улучшению дел в военном ведомстве, иначе 3 года 1МВ нам было бы не выдержать. В мировой войне тоже особых достижений у флота и армии не было, но все ж получше, чем в РЯВ. Надо себе представить, что неудачи флота в РЯВ имели причины системного характера и очень мало определяются фактором везения и увольнением и в запас отслуживших свое.
            1. Андрей из Челябинска 4 декабря 2016 12:25
              Цитата: Сильвио
              Надо себе представить, что неудачи флота в РЯВ имели причины системного характера и очень мало определяются фактором везения и увольнением и в запас отслуживших свое.

              Как я уже говорил выше, в этом наши точки зрения не совпадают. При этом я привожу аргументацию своей точки зрения, Вы, к сожалению, нет.
  8. DimerVladimer 24 мая 2017 10:53
    Можно предположить, что одна или две японские двенадцатидюймовки все же были выведены из строя русскими: прямое попадание в ствол и разрыв в нем собственного снаряда дают весьма схожие повреждения

    Не дают - на фото повреждения от внутреннего взрыва, броневые плиты вспучены наружу, следов внешних повреждений нет - только от разрыва снаряда.
    Видно, что разрывы снарядов происходили в каморе (до выстрела). Следовательно причина в тонкостенном снаряде и нагреве ствола от интенсивной стрельбы.
Картина дня