Российский авиационный "гиперболоид" обретает вторую молодость

Российский авиационный "гиперболоид" обретает вторую молодостьНачиная с середины 1950-х годов головной болью советской ПВО были зарубежные разведывательные автоматические дрейфующие аэростаты (АДА). Для борьбы с этими «вольными странниками» привлекались самолеты-истребители, но эффективность последних оставалась крайне низкой. Затем появились проекты специализированных противоаэростатных самолетов на базе биплана Ан-2 и высотного самолета-цели Як-25РВ.

ДЛЯ БОРЬБЫ С АЭРОСТАТАМИ

Первый из них в соответствии с июньским 1958 года постановлением правительства СССР предназначался для поражения АДА на высотах 10–12 тыс. метров в любых метеоусловиях днем и ночью. Однако реализовать замыслы в полной мере так и не довелось. Удалось лишь установить на серийный самолет Ан-2 систему вооружения ПВ-61 с двуствольной пушкой АО-9 (ГШ-23) калибра 23 мм. Артиллерийская установка самолета допускала замену пушки пулеметом А-12,7 калибра 12,7 мм. При этом для орудия и пулемета разрабатывались специальные противоаэростатные патроны. Модифицированный таким образом самолет, получивший обозначение Ан-2А и ставший фактически летающей лабораторией, в 1963 году успешно выдержал заводские испытания со стрельбой из бортового оружия и был предъявлен на государственные испытания.

Одновременно разрабатывался специализированный противоаэростатный самолет Ан-3 с силовой установкой от самолета Ан-6 (метеоразведчик на базе Ан-2), предназначавшегося для метеорологических исследований на высотах, близких к стратосфере, и системой вооружения ПВ-61, уже отработанной на самолете Ан-2А. В те же годы в ОКБ О.К. Антонова проектировался самолет Ан-25 аналогичного назначения, но с турбореактивным двигателем АИ-25, позволявшим подниматься на высоту до 20 км. Однако в процессе создания обеих машин отечественные конструкторы столкнулись с рядом технических трудностей, которые не позволили завершить начатую работу, и они так и остались на бумаге.

Тем не менее военные нашли выход, приспособив в 1964 году для борьбы с АДА учебно-тренировочный вариант истребителя МиГ-21У, оснащенного подвесной установкой с 12,7-мм пулеметом, и работа по дооборудованию Ан-2 потеряла актуальность.

Помимо этого с самого начала проектирования высотного самолета-цели Як-25РВ конструкторы предусмотрели возможность его использования для борьбы с аэростатами, смонтировав артиллерийскую установку. Более того, для этой цели они предлагали поднять потолок машины почти до 28 тыс. метров, но военные отказались.

Затем в ОКБ А.С. Яковлева в ответ на просьбу руководства Министерства авиационной промышленности СССР предложили на базе все того же Як-25РВ построить противостратостатный самолет Як-25ПА с пушкой ГШ-23. Но и это предложение осталось без движения.

В итоге построить удалось лишь одну специализированную машину М-17, оснащенную подвижной пушкой. Но и она осталась в разряде опытных, поскольку ее рождение совпало с распадом Советского Союза.

ЛАЗЕРНАЯ «ВОЗДУШНАЯ КАНОНЕРКА»

В конечном итоге более перспективным оказалось сделанное в середине 1972 года предложение министерств авиационной и радиотехнической промышленности о создании летающей лаборатории на базе новейшего тогда тяжелого транспортного самолета Ил-76 с установкой быстропроточного газового лазера «Дрейф». Правительство Советского Союза поддержало предложение. При этом разработку лазера поручили специалистам НПО «Алмаз», а мощного источника электропитания – заводу «Дзержинец».

Проведение летных испытаний летающей лаборатории запланировали на 1979–1980 годы, а всего комплекса – на 1981 год. Однако сложности, вставшие на пути промышленности, не позволили уложиться в заданные сроки, и начало испытаний комплекса перенесли на следующий год.

Работали над этой проблемой и в Соединенных Штатах, только цели у них были иные – ракеты и их боеголовки. Но, согласитесь, для поражения оболочки аэростата достаточно использовать менее мощный лазер, а прожечь корпус ракеты на ее активном участке, а тем более хорошо защищенную боеголовку чрезвычайно трудно.

Российский авиационный "гиперболоид" обретает вторую молодостьЛетающая лаборатория с лазерной пушкой получила обозначение А-60 (также встречается обозначение как изделие 1А). На борту носителя кроме лазерной стации, размещенной почти в середине грузового отсека, имелся мощный радиолокатор, установленный на месте метеорадара и способный обнаруживать аэростаты-шпионы и наводить на них лазерный луч. По бокам фюзеляжа смонтировали два турбоэлектрогенератора, убрав штатную вспомогательную силовую установку.

Впервые в воздух летающую лабораторию «1А» поднял 19 августа 1981 года экипаж летчика-испытателя Евгения Александровича Лахмостова, но прослужила она недолго. В конце 1980-х самолет сгорел на аэродроме Чкаловская. Согласно наиболее достоверной версии, на самолете, а произошло это в субботний день, один авиамехаников ОКБ Г.М. Бериева решил слить водно-спиртовую смесь из системы охлаждения экспериментального оборудования. Этому не стоит удивляться, поскольку поймать за руку любителей выпить, особенно на военном аэродроме, было практически невозможно. А «недостача» всегда легко покрывалась. Все бы ничего, но «технарь» занимался этим с зажженной сигаретой во рту, что и послужило причиной возгорания с последовавшим за этим взрывом топливных баков, чему автор был свидетелем.

Исследования продолжили на второй машине RA–86879 (изделие 1А2) с новым оборудованием. Похоже, что советские специалисты зря времени не теряли и за прошедшие годы сумели создать более мощную лазерную пушку. А потому так и хочется вспомнить лозунг: «Слава советской науке».

Испытания второй машины 29 августа 1991 года начал экипаж летчика-испытателя Владимира Павловича Демьяновского. Было выполнено несколько десятков полетов c применением основного комплекса по целям, включая аэростат, находящийся на высоте около 30 км, а также по низковысотным радиоуправляемым мишеням, вероятно, Ла-17.

В отечественных СМИ сообщалось, что задачей этой машины (изделие 1ЛК2) была борьба не только с аэростатами, но и с другими летальными аппаратами и с различными оптическими системами, установленными на них, а также на искусственных спутниках Земли (ИСЗ). Впрочем, после развала Советского Союза не стало разведывательных аэростатов, но машину, тем не менее, сохранили, имея, видимо, намерение в будущем продолжить исследования по данной теме.

НОВЫЙ ЭТАП

В 2000 году Соединенные Штаты возобновили работы по оснащению самолета «Боинг-747-400» кислородно-йодной лазерной пушкой COIL (Chemical Oxygen Iodine Laser). Работа в этом направлении проводится корпорациями «Боинг» и «Нортроп Грумман» совместно с Агентством по противоракетной обороне США (U.S. Missile Defense Agency).

За океаном первое испытание лазера воздушного базирования состоялось в феврале 2010 года. При этом сообщалось, что была уничтожена баллистическая ракета малой дальности, имитирующая старую советскую ракету «Скад», причем на расстоянии 50 км. Насколько достоверно это сообщение, трудно судить.

Спустя семь месяцев прошла информация о запланированном втором испытании боевого лазера, однако из-за проблем с системой охлаждения следящей камеры или из-за сбоя программного обеспечения в системе контроля работы лазера его отложили. Об испытаниях американского лазерного комплекса поступают довольно противоречивые данные. То сообщается о развертывании программы испытаний, то об их приостановке. Так из информации, появившейся в прессе в конце 2011 года, следует: программа, в рамках которой был создан экспериментальный боевой самолет Boeing YAL-1, была свернута. Впрочем, время покажет.

В феврале 2010 года прошло сообщение о возобновлении в России работ по лазерному оружию, но уже на новой платформе – самолете Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А-76. Большая грузоподъемность машины определила и более широкие возможности ее применения. При этом сообщалось, что Концерн ПВО, а в настоящее время Концерн ВКО «Алмаз-Антей», Таганрогский АНТК имени Г.М. Бериева и предприятие «Химпромавтоматика» в Воронеже получили задание на создание авиационного комплекса с «лазером, способным прожигать корпуса самолетов, спутников и баллистических ракет». Только для этого самолет с лазерной «пушкой» должен оказаться в нужное время и в нужном месте, причем при отсутствии облачности. А как это обеспечить? Не следует забывать о стоимости данного проекта, да и затраты на поражение воздушной цели, вероятно, превысят стоимость самонаводящихся ракет.

Самолет Ил-76МД-90А, переоборудованный для этой цели, в октябре 2014 года совершил первый полет и 24 ноября прибыл в Таганрог. Доработка машины и ее наземная отработка продолжались два года, и 4 октября 2016 года в российских СМИ прошло сообщение о начале летных испытаний преемника А-60. Как следует из слов заместителя министра обороны Российской Федерации Юрия Борисова, «продолжаются летные эксперименты, результаты которых подтверждают правильность принятых решений». Остается надеяться, что эта работа завершится с положительным результатом.
Автор: Николай Якубович
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/armament/2016-11-25/9_927_hyperboloid.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 55

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. dmikras 27 ноября 2016 06:25
    Как бы мы далеко зашли в лазерной техники ( да и не только) если бы СССР не развалили всевозможные Горбачевы Ельцены
    1. 210окв 27 ноября 2016 06:44
      Как бы мы далеко зашли вообще по всем направлениям..Если бы не эти два удода..
      1. Aquarius 27 ноября 2016 08:09
        не два, а три. Третий - тот который спирт сливал.
        Первый А-60 базировался на Чкаловском, где и сгорел. Новый пока в воздухе не замечен...
        1. Кубик123 27 ноября 2016 09:39
          Цитата: Aquarius
          не два, а три. Третий - тот который спирт сливал.

          Не третий. Там была целая группа. Погибло, кажется, двое. Нескольких потом судили. Судя по всему они залезли в самолет уже датые, хотели добавить. Потому что столько глупостей натворить трезвыми - невозможно.
    2. Sevastiec 27 ноября 2016 12:25
      Я вот чего не пойму: в 50-х, борьба с аэростатами, была актуальной, но в 80-х? Автор точно уверен, что программа создания авиалазера, имела своей целью именно это?
      1. Bongo 27 ноября 2016 14:05
        Цитата: Sevastiec
        Автор точно уверен, что программа создания авиалазера, имела своей целью именно это?

        На мой взгляд, автор местами не понимает, что он пишет. request Например:
        и высотного самолета-цели Як-25РВ
        Что автор имел ввиду под термином "самолёт-цель" не ясно, но Як-25РВ - это высотный разведчик с двигателями Р-11Ф-300 на базе перехватчика Як-25 .
      2. Кубик123 27 ноября 2016 15:46
        Цитата: Sevastiec
        Я вот чего не пойму: в 50-х, борьба с аэростатами, была актуальной, но в 80-х? Автор точно уверен, что программа создания авиалазера, имела своей целью именно это?

        Вы не понимаете просто потому, что не владеете информацией. Реального разведывательного эффекта эти аэростаты не имели. Роза ветров такова, что аэростаты запускались в Скандинавии и далее дрейфовали в сторону Сибири, где нужно было найти упавший аэростат и изъять пленки. Представляете насколько это было сложной задачей для иностранной разведки. Зона возможного падения - тысячи квадратных километров. Реально же основные опасения вызывала возможность использования аэростата в качестве биологического оружия. Представьте, что к нему подвешивается глиняная колба с паучками, комарами, клещами... , зараженными бактериями, вирусами, представляющими эпидемиологическую опасность. Где-то аэростат падает, колба разбивается и вся эта живность начинает расползаться, разлетаться... заражая все, что встретит по пути. Эта проблема была актуальной и в 80-х.
      3. avdkrd 30 ноября 2016 01:26
        Цитата: Sevastiec
        Я вот чего не пойму: в 50-х, борьба с аэростатами, была актуальной, но в 80-х? Автор точно уверен, что программа создания авиалазера, имела своей целью именно это?

        Скорее это одно из прикладных направлений. Как средство ПВО его наверняка рассматривали, именно в то время появились действующие советские наземные лазеры Стилет и Сжатие . Склоняюсь к мысли, что основной целью могли быть спутники. Вывод оптических приборов и прочего оборудования орбитальных шпионов с помощью лазера очень даже перспективное направление. В 1984 наши облучили для замеров параметров полета (без злого умысла) Челленджер с наземной установки (на минимальной мощности) и помимо выхода из строя приборов было отмечено даже недомогание экипажа. Так то со стационарной установки с наклонной дальностью 400 -800 км., самолет в этом плане перспективнее, так как в теории может прикрывать нужный район в момент пролета спутников разведки. Соответственно идея вполне себе жизнеспособная.http://ussr-kruto.ru/2014/02/03/la
        zernoe-oruzhie-sssr-pod-grifom-sovershenno-sekret
        no/
    3. Sevastiec 27 ноября 2016 12:32
      Цитата: dmikras
      Как бы мы далеко зашли в лазерной техники ( да и не только) если бы СССР не развалили всевозможные Горбачевы Ельцены

      В общем, да, а конкретно по данному проекту-не факт. Есть и тупиковые программы.
    4. Лопатов 27 ноября 2016 13:24
      Горбачёвы и Ельцины разваливали, Газпром поддерживал. Без шуток, им нужны системы для срезания всего лишнего с горящих скважин.
      1. mav1971 28 ноября 2016 21:43
        Цитата: Лопатов
        Горбачёвы и Ельцины разваливали, Газпром поддерживал. Без шуток, им нужны системы для срезания всего лишнего с горящих скважин.


        Ну так это уже реализовано уже силами РосАтома.
        Со 100 метров, 10-15см стали режут.
  2. Котище 27 ноября 2016 06:36
    Интересно, где расположенно лазерное орудие? По логике вещей в верхней части самолета.
  3. demiurg 27 ноября 2016 06:57
    Ждем видео с прожженными жестянками? Над американской программой смеемся, свою хвалим.
    1. avg-mgn 27 ноября 2016 07:53
      Не знаю, где Вы видели, что б смеялись. Напротив, материалы изучаются, анализируются, учитывается все, вплоть до мелочей. А о результатах говорим мало. И вовсе не потому что их нет, а потому, что и там анализировать умеют
      1. mav1971 28 ноября 2016 21:45
        Цитата: avg-mgn
        Не знаю, где Вы видели, что б смеялись. Напротив, материалы изучаются, анализируются, учитывается все, вплоть до мелочей. А о результатах говорим мало. И вовсе не потому что их нет, а потому, что и там анализировать умеют


        Да этом же сайте - тысячи постов с обсеранием американского YAL
    2. Sura 27 ноября 2016 08:16
      Ждем видео с прожженными жестянками? Над американской программой смеемся, свою хвалим.
      Всё бы оно конечно так если бы не мы в космос возили, Р-180 у нас покупают(сами так и не смогли сделать), скоростная кавитационная торпеда и ещё много чего.
  4. служивый. 27 ноября 2016 08:02
    американцы наверное глупые...они от своих эксперементов то отказались...
    1. avdkrd 30 ноября 2016 01:32
      Цитата: служивый.
      американцы наверное глупые...они от своих эксперИментов то отказались...

      ну в этом плане американцы не показатель. Если они действительно создавали свой проект для борьбы с баллистическими ракетами, то ничего удивительного в сворачивании программы нет,к тому же технически наши проекты отличаются как небо и земля и вряд ли в пользу полосатых.
  5. фа2998 27 ноября 2016 08:47
    Цитата: служивый.
    американцы наверное глупые...они от своих эксперементов то отказались...

    Да даже сегодня подобный самолет США уже высмеивается в статье-самые дорогостоящие проекты которые в серию не пошли.Значит физические принципы для наших ученых действуют как то иначе.Либой лазер в условиях земной атмосферы быстро теряет свои свойства. Расстояние,пары воды,запыление сам воздух и пр.-что бы получить мощный действенный луч-ему наверно нужна ядерная" накачка".Ну у нас денег куры не клюют-пусть забавляются,экспериментируют.Может опустимся на землю,и на эти деньги построим несколько Т-50 и "Армат"?! yes hi
    1. служивый. 27 ноября 2016 09:00
      американцы богатые,деньги потому что считать умеют....
      1. Ст.пропорщик 27 ноября 2016 09:27
        Американцы богатые , потому, что на них пол мира работает, а счетоводы они так себе.
        1. служивый. 27 ноября 2016 10:31
          Цитата: Ст.пропорщик
          Американцы богатые , потому, что на них пол мира работает, а счетоводы они так себе.

          но от лазерной пушки на самолёте ума у них в отличии от нас отказаться хватило))
          1. Vadivak 27 ноября 2016 11:56
            Цитата: служивый.
            но от лазерной пушки на самолёте ума у них в отличии от нас отказаться хватило

            Отказались? А вы уверены что это не деза? ВВС жаждет заполучить к 2020 году лазер мощностью 150 киловатт на самолетах AC-130, чтобы прожигать в целях «дыры размером с пивную банку», а потом начать устанавливать лазеры и на самолетах B-1 и B-2. В «Локхид Мартин» в 2015 году объявили, что на F-35 могут быть установлены лазерные пушки. Есть идея устанавливать лазеры ближнего действия на вертолетах прикрытия, которые обеспечивают безопасность десантирования солдат.
    2. Ст.пропорщик 27 ноября 2016 09:24
      Концепция боевых действий изменилась, танки нужны, но не приоритет. А то может трёхлинеек настрогать?
      1. dauria 27 ноября 2016 12:48
        Концепция боевых действий изменилась, танки нужны, но не приоритет.


        Танк и экипаж в нем сохраняет боеспособность в эпицентре ядерного взрыва мощностью 20 кт при подрыве на высоте 200 м . Как может измениться концепция настоящей войны ? Либо она есть и она ядерная, либо ноты недовольства на уровне МИДов. Именно большое число танков плюс ЯО и держало Европу и США на привязи.
    3. voyaka uh 27 ноября 2016 11:37
      "Значит физические принципы для наших ученых действуют как то иначе"////

      Физика одна на всех. А вот инженеры разные. Американцы догадались не увеличивать
      мощность одного луча, а форусировать на точку много лучей. Вот дело и пошло.
      Но они замахнулись сразу на максимум - сбить МБР, причем с большого расстояния.
      Не получилось.
      Но в ближнем ПВО лазер - самое-то.
      1. служивый. 27 ноября 2016 11:47
        в ближнем бою на ИЛ-76? Или на руслан? Интересное противостояние данных аппаратов в ближнем бою с любым даже самым убогим истребителем!))
        1. voyaka uh 27 ноября 2016 11:52
          Можно по-разному комбинировать, но на дистанциях 1-5 км лазер уверенно выигрывает у
          ракет ВВ, скорострельных пушек, наплечных зенитных комплексов.
          Главное: прямая видимость и небронированная цель.
      2. demiurg 27 ноября 2016 15:09
        Цитата: voyaka uh
        "Значит физические принципы для наших ученых действуют как то иначе"////

        Физика одна на всех. А вот инженеры разные. Американцы догадались не увеличивать
        мощность одного луча, а форусировать на точку много лучей. Вот дело и пошло.
        Но они замахнулись сразу на максимум - сбить МБР, причем с большого расстояния.
        Не получилось.
        Но в ближнем ПВО лазер - самое-то.

        Самое то:))) 30-40 тонн для сбивания цели на 1-5 км. Шилка + Оса на внешней подвеске Ил 76 (по весу сопоставимы) lol Можно конечно на подвески зацепить три-четыре Мига 21 , но не так красиво выглядеть будет))
        1. voyaka uh 27 ноября 2016 19:39
          "30-40 тонн для сбивания цели на 1-5 км"///

          Какие 30 тонн? Все оборудование включая энергетику помещается
          в короткий морской контейнер. Перевозится на одном грузовике.
    4. Лопатов 27 ноября 2016 13:41
      У нашего лазерного оружия ещё со времён СССР основной враг- оптические и электронно оптические системы противника. Причём тему с распадом Союза не оставили.

      Может быть у нас попросту мало информации? Такой лазер с больших высот вполне может поражать оптические, УФ и ИК сенсоры спутников- шпионов
  6. Кубик123 27 ноября 2016 08:57


    Захарьев Лев Николаевич. Главный конструктор этого комплекса. Доктор технических наук, профессор, Лауреат Ленинской и Государственной премии СССР.

    sm.evg-rumjantsev.ru/desingers/zakharyev.htm
  7. igordok 27 ноября 2016 10:09
    А здесь полностью согласен. Мощности лазера хватит чтобы уничтожить оболочку аэростата или выжечь оптику. Но для расплавления метала в воздухе на большом расстоянии пока слабоват.
    1. сибиралт 27 ноября 2016 11:09
      Ну, да. Пропылесосить небо, да разогнать облака и туман.
  8. lablizn 27 ноября 2016 11:02
    Опять двадцать пять!
    Ну очень кому-то хочется получить бабло на реализацию очередного мифа. Тема боевых лазеров, способных сбивать баллистические ракета, обмусолена со всех сторон и не дилетантами, а спецами в области квантовой механики, геофизики и физики высоких энергий. Максимум на что способен лазер-это вывести из строя электронно-оптические системы противника. Да и то при условии хорошей погоды и однородности среды (воздушных масс). Если встречаются перепады температуры, т.н. термобарьеры, а они есть почти всегда даже на небольших расстояниях, лазерный луч меняет параметры. Про облачность и вовсе говорить нечего. Все! Остальное - от лукавого!
    1. mav1971 28 ноября 2016 21:57
      Цитата: lablizn
      Опять двадцать пять!
      Ну очень кому-то хочется получить бабло на реализацию очередного мифа. Тема боевых лазеров, способных сбивать баллистические ракета, обмусолена со всех сторон и не дилетантами, а спецами в области квантовой механики, геофизики и физики высоких энергий. Максимум на что способен лазер-это вывести из строя электронно-оптические системы противника. Да и то при условии хорошей погоды и однородности среды (воздушных масс). Если встречаются перепады температуры, т.н. термобарьеры, а они есть почти всегда даже на небольших расстояниях, лазерный луч меняет параметры. Про облачность и вовсе говорить нечего. Все! Остальное - от лукавого!


      Все ясно. Теории. Лучшие умы.
      От лукавого.
      Перепады. термобарьеры.

      Только вот как с такими ограничениями совсем недавно научились делать лазеры. обнаруживающие с самолета типа Посейдона, подводные лодки на глубине до 60 метров? И с высоты 200-300 метров?

      Кто то же пошел дальше таких "100% ограничений", придумал какой то "другой" лазер, с "другой" длиной волны, "другим" рабочим телом ?
  9. da Vinci 27 ноября 2016 13:16
    Сколько было аргументированных доказательств, что лазер на борту самолета - дорогая безделица, которая эффективна только в идеальных условиях. А у нас что - облаков меньше? Давайте немного трезво смотреть на вещи! Или это воистину революционное оружие - Нобелевка, или распил бюджета - Шнобелевка! drinks
    1. Лопатов 27 ноября 2016 13:44
      Большие высоты, где облака- редкость. Низкие орбиты- там облаков нет вовсе. Спутники с заранее известными траекториями. Очень нежные системы оптического наблюдения этих спутников....

      Это похоже на "идеальные условия"?
      1. demiurg 27 ноября 2016 15:05
        Цитата: Лопатов
        Большие высоты, где облака- редкость. Низкие орбиты- там облаков нет вовсе. Спутники с заранее известными траекториями. Очень нежные системы оптического наблюдения этих спутников....

        Это похоже на "идеальные условия"?


        Мегаваттные генераторы на орбите. Три-четыре протона и готов орбитальный истребитель))
        Это я исхожу из того, что Ил-76 забит под завязку. Плюс запас топлива для маневрирования.
    2. abrakadabre 27 ноября 2016 22:34
      Вся фишка в правильном выборе целей. Для сбивания МБР и их боеголовок, да на расстоянии в тысячи км - утопия. Ослепление сенсоров - вполне возможно. Но опять же, с ограничениями. Вот в выборе целей вся загвоздка у американского и советского подходов.
  10. da Vinci 27 ноября 2016 13:40
    "Boeing YAL-1. $5 млрд. Лазерная система для уничтожения ракет в полете была установлена на Boeing 747−400F. Химический кислородно-йодный лазер успешно прошел испытания, но ни разу не участвовал в бою из-за непрактичности системы. Для эффективного использования лазера пришлось бы многократно повысить его дальность, что непомерно раздуло бы бюджет и без того дорогого проекта." - из новостей ВО. А у нас денег немерено? what
    1. служивый. 27 ноября 2016 14:23
      Цитата: da Vinci
      ". А у нас денег немерено? what

      у нас желающих распилить эти деньги немерено...
  11. Влад5307 27 ноября 2016 15:46
    Цитата: служивый.
    но от лазерной пушки на самолёте ума у них в отличии от нас отказаться хватило))

    Не факт, что отказались - работы идут и не только по применению в ПВО и ВВС, но и на море! А что не говорят, так это не продажа за счет рекламы, да и результатов приемлимых пока нет, как у них, так и у нас. Когда-то СССР был впереди по этой теме, а как сейчас ... hi
    1. da Vinci 28 ноября 2016 00:19
      Лазер морского или сухопутного базирования - вещь вполне реальная. Данный вопрос - размещение на самолете.
  12. jonht 28 ноября 2016 04:00
    Насколько я помню, была тема по применению мощных лазеров для разгона частиц... Вот это уже пучковое оружие, и его вполне достаточно уже не только вывести из строя оборудование, но и человека. (Для пучкового оружия облака и другие более материальные преграды не помеха, вот только сколько надо энергии на все это....)
  13. kytx 28 ноября 2016 13:58
    как мне понимается никто всерьез не собирается применять лазеры в авиации и пво, на самом деле это разработки оружия для применения в космосе (там лазеру самое место), а россказни про лазеры для установки на корабли и самолеты это деза.
    1. voyaka uh 28 ноября 2016 14:03
      Лазер ПВО/ПРО на боевом дежурстве на корабле США (десантном вертолетоносце корпуса
      морской пехоты). Уже два года в Персидском заливе.
    2. voyaka uh 28 ноября 2016 14:10
      Вот Вам еще фотка: корабельный лазер в раздвижной "башне".
      1. kytx 29 ноября 2016 07:57
        и как оно работает?
        1. voyaka uh 29 ноября 2016 15:34
          Работает. Проводят учения. Прожгли БПЛА. Прожгли на ходу скоростной беспилотный катер.
          Пустячок, а приятно.
          1. kytx 29 ноября 2016 17:13
            надувную лодку прожгли на спокойной воде с расстояния 150м при ясной погоде? это я уже читал. ты про пво против ракеты корабль-корабль расскажи.
            1. voyaka uh 29 ноября 2016 18:41
              Лазер на USS Ponce небольшой мощности 30 кв и рассчитан на соответствующие цели. "Первая ласточка" wink .
              Следующий лазер, который установят будет 150 квт.
              The Office of Naval Research “will perform a shipboard test of a 150-killowatt laser weapon
              system in the near future,” said [vice chief of naval operations] Adm. Bill Moran during a speech... (june 2016)
              1. kytx 30 ноября 2016 15:56
                так ты ничего и не рассказал про пво.
                150квт не принципиально мощней 30квт и не понятно что он там сможет поражать кроме воздушных шариков, да еще и на море у поверхности воды, а габариты и энергопотребление будет конскими. короче это или ниокр с прицелом на применение в космосе или баловство.
                1. НэТ 23 мая 2017 16:24
                  На "Горшкове" (тот,что китайцам со всеми потрохами сплавили) стоял однако мегаваттный лазер. Резиновые лодки на 5 км и более топил без проблем. Беспилотников тогда еще не было.
  14. Юбиляр 1 декабря 2016 13:24
    Только вот у матрасников все закисло.
Картина дня