Как в России делают самолеты. Репортаж из Ульяновска


Цеха «Авиастара» по площади можно сравнить с небольшим провинциальным городом.

Раньше ИЛ-76 делали в Узбекистане, на Ташкентском авиазаводе. Но за 25 лет, прошедших с развала Союза, предприятие ухитрилось растерять весь свой потенциал. Кончилось тем, что производство лишилось возможности делать новые самолеты — не осталось ни нужного оборудования, ни людей.

Наши военные попали в трудное положение. ИЛ-76 — это главный тяжелый транспортник российской армии. И без новых машин оборонке просто никак. Да и старые надо где-то модернизировать, обслуживать.


Слава богу, власти двух стран смогли договориться. Производство самолетов из Ташкента перенесли в Ульяновск, на предприятие «Авиастар-СП». Узбеки передали нам всю документацию на базовый ИЛ-76. К сожалению, чертежи модификаций остались в бывшей союзной республике.

Сейчас Ил-76МД-90А проектируют с помощью безбумажных технологий, в 3D-программе. Российским инженерам пришлось частично разобрать один из новых транспортных самолетов, чтобы сделать 3D-модели всех усовершенствованных узлов. Зато теперь на отечественном заводе есть все необходимое для работы.


АэроКомпозит-Ульяновск. Автоматизированная установка для выкладки сухого углеродного наполнителя.

САМОЛЕТ-КОНСТРУКТОР

Цеха «Авиастара» по площади можно сравнить с небольшим провинциальным городом. Заводские помещения тянутся на несколько километров. Мне кажется, новичок тут легко может заблудиться — искать его будут еще несколько дней.

Очередной ИЛ-76МД-90А стоит в большом сборочном зале — предприятие сейчас выполняет большой заказ для Минобороны. Огромный самолет, в который влезает три грузовика или целый танк, кажется малышом, по сравнению с окружающим зданием.

- Мы сейчас делаем самолет-заправщик, - рассказал «КП» замдиректора по производству ИЛ-76 Николай Дьяченко. - Машина доработана так, чтобы при необходимости дополнительные баки (на 20 тонн горючего каждый) можно было легко вынуть. Буквально за два-три часа заправщик превращается в обычный транспортный или десантный самолет, предназначенный для перевозки людей.

Сейчас самолет выкрашен в светло-зеленый цвет. Это технологическое покрытие. Потом корпус сделают таким, какой нужен армии.

Строящийся ИЛ-76МД-90А облеплен рабочими. Все они что-то сверлят, прикручивают, приклепывают. Уму не постижимо, сколько сил уходит на изготовление одного самолета. По нормативу, один такой летающий заправщик делают полтора года. Зато потом машина будет служить еще лет 40 — первые борты, построенные в 1971 году, до сих пор в строю.

На «Авиастаре» серьезный отдел технического контроля. То есть, каждый винтик или заклепку потом проверят на надежность и правильность установки.

Экипаж нового ИЛ-76МД-90А состоит из пяти человек: штурман, бортинженер, два пилота, погрузчик. Многовато. Вот западные самолеты управляются всего двумя людьми.

- А нельзя все процессы автоматизировать и передать компьютеру? - спрашиваю Дьяченко. - Тогда и людей надо меньше готовить.

- Все-таки у военных самолетов своя специфика. Им приходится летать в условиях боя, когда обычные вещи работать перестают (к примеру, навигация глушится). Тогда штурману нужно самому все высчитывать. Бортинженер способен бороться за живучесть самолета, если машина была атакована. Гражданским пилотам, летающим в мирное время, не надо все это делать, поэтому управление можно доверить всего двум людям.


АэроКомпозит-Ульяновск. Станция сборки консоли крыла самолета.

МОЛОДЫМ ВЕЗДЕ У НАС ДОРОГА

Модернизация, освоение нового для себя самолета, заказы от армии вдохнули в ульяновский авиазавод новую жизнь. В кой-то веки, на предприятие потянулась молодежь.

- Сейчас у нас 35% рабочих в возрасте до 30 лет, - рассказал «КП» директор по персоналу «Авиастара» Вадим Овейчук. - Пришлось пойти на разные хитрости, чтобы сделать завод интересным для молодежи.

Первые три года начинающим специалистам в дополнение к зарплате выдают денежную надбавку. При этом, каждые 12 месяцев рабочий должен подтверждать квалификацию — лоботрясов просто так кормить не будут.

Кроме этого, предприятие помогает специалистам из других городов и даже стран, которые хотят переехать в Ульяновск.

- К нам из Ташкента за последние годы перебралось 300 человек, - рассказал Овейчук. - У всех богатый опыт сборки самолетов Ил-76. Каждый получил от нас подъемные деньги. Завод вместе с областными властями оплатил переселенцам первоначальный взнос за квартиру по ипотеке. Теперь рабочим есть где жить.

Сейчас на «Авиастаре» трудится 10,5 тысяч человек. Неплохо — особенно, если учесть, что в 90-е и 2000-е годы предприятие сидело практически без работы. У старых сотрудников есть возможность передать опыт молодым до ухода на пенсию.

БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА

Несколько лет назад — как раз, когда началось возрождение предприятия — ульяновский авиазавод столкнулся с проблемой обучения новых кадров. Оказалось, большинство выпускников местных техникумов просто не готово к работе на современном оборудовании. На «Авиастаре» вовсю используют 3D-печать, виртуальное моделирование, 5-осевые станки с компьютерным управлением. За пол дня все это не освоишь.


АэроКомпозит-Ульяновск. Помещение «чистая комната». Выкладка композитного лонжерона.

- Нам и местному авиационному колледжу пришлось заняться настоящей реформой образования, - рассказал Овейчук. - Теперь половину учебного времени студенты проводят на нашем заводе. Они реально учатся пользоваться современными станками. Так мы уверены, что после выпуска, рабочие смогут сразу приступить к делу.

И это еще не все. В Ульяновском авиационном колледже по госпрограмме открывается Межрегиональный центр компетенций. Проект реализуется совместно Объединенной авиастроительной корпорацией, Министерством образования, правительством Ульяновской области и «Авиастаром». Тут с начала 2017 года начинают готовить специалистов новой формации для высокотехнологичных отраслей промышленности.

- Возьмем, к примеру, металлообработку, - говорит Овейчук. - Сейчас производством одной алюминиевой детали занимается сразу несколько человек. Один думает, на каком оборудовании и как сделать деталь. Другой настраивает станок. Третий пишет программу для станка. Четвертый стоит в цеху, нажимает кнопки и запускает ту самую автоматическую программу изготовления. А надо, чтобы все это делал один человек!

Кроме того, в колледже стали готовить специалистов по композитным материалам. Раньше такой учебной программы в Ульяновске не было вообще.

Главное, что Международный центр компетенций на базе колледжа будет готовить специалистов по международной методике и стандартам WorldSkills. (WorldSkills - это международное движение, основанное более 60-ти лет назад с целью повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования. В движение входит 76 стран, Россия присоединилась к нему в 2012 году. По поручению президента Владимира Путина был создан Союз «Вордскиллс Россия»).

Фактически WorldSkills – это такая система, которая позволяет молодым рабочим учиться и перенимать лучшие навыки и практики, как у своих, так и у зарубежных коллег. Главная фишка WorldSkills — периодические соревнования. Условно говоря, например, лучшие токари (их выбирают в стране на отборочных отраслевых и национальных чемпионатах) из 50 стран мира приезжают в одно место и начинают выполнять проверочное задание. Побеждает тот, кто качественнее все сделает.

- Чемпионаты WorldSkills дают нам толчок, посыл к изменению существующей устаревшей системе среднего профессионального образования, к переходу на новые формы обучения. Чемпионаты являются как бы паровозом, который может вывести нашу систему профобразования на современный уровень. Участие в международных чемпионатах позволяет определить, как и в каком направлении надо изменять систему подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании. Ведь международные стандарты специальностей часто задают более широкие компетенции для специалистов, - поясняет Овейчук.

Первый раз команда из России поехала на соревнование WorldSkills три года назад и заняла там чуть ли не последнее место. Оказалось, рабочие специальности за рубежом ушли далеко вперед по сравнению с нашим уровнем. Взять ту же металлообработку, о которой говорил Овейчук. Один японский технарь может сделать то же, что и четверо наших узких специалистов.

Тогда-то власти и задумались о реформировании системы среднего профессионального образования в техникумах и колледжах. Сейчас Минобразования создает в стране семь первых Межрегиональных центров компетенций. Дальше их станет больше.

Причем в функции этих центров входит не просто подготовка кадров по международным стандартам и с учетом передовых технологий, но обязательная их подготовка к национальным и международным соревнованиям WorldSkills. Ведь после присоединения к движению WorldSkills у нас в стране начали ежегодно проводить отраслевые и национальные чемпионаты, используя их как основной инструмент повышения профессионального уровня молодых рабочих. И даже по поручению правительства запустили собственный чемпионат WordSkills Hi Tech, где соревнуются специалисты высокотехнологичных специальностей. Третий такой национальный чемпионат в начале ноября этого года проходил в Екатеринбурге. Все наши крупные промышленные корпорации являются партнерами или спонсорами этого чемпионата и выставляют на соревнования свои сборные команды. Команда Объединенной авиастроительной корпорации на нынешнем чемпионате вошла в тройку призеров, взяв 5 золотых, 2 серебряных и 4 бронзовые медали.

Кстати, международный чемпионат WorldSkills 2019 пройдет в России, в Казани. Это право наша страна выиграла в прошлом году.

ГУЛЯЮ ПО ВИРТУАЛЬНОМУ САМОЛЕТУ

Сейчас почти все производители самолетов, морских судов и космических кораблей начали использовать у себя виртуальное проектирование. Плюс этой технологии в том, что можно на компьютере собрать все детали вместе и посмотреть, как они будут состыковываться.

- Когда раньше узлы по-отдельности рисовали на бумаге, невозможно было избежать каких-то просчетов, - рассказал специалист по виртуальному проектированию Антон Буяндуков. - Самое плохое — если детали просто не сходились как надо. Тогда приходилось все перечерчивать. Но и эргономические ошибки встречались. К примеру, какой-то кран могли поставить так, что подобраться к нему оказывалось просто невозможно.

С компьютерным моделированием все проще. Человек может заранее посмотреть, не будет ли каких-то запертых вентилей или других узких мест.

В рабочей лаборатории «Авиастара» проектор выводит на стену объемную модель перспективного российского самолета МС-21. Специалисты в 3D-очках следят за возможными ошибками.

- Я могу отдельно рассмотреть каждую деталь, - говорит Буяндуков. - В систему заложены даже физические усилия, которые придется прикладывать рабочему, чтобы обслуживать тот или иной узел. Разработчики стараются избегать всяких гаек, которые станут слишком изматывать обслуживающий персонал.

МЫ ЛЕТИМ НА КОМПОЗИТНОМ КРЫЛЕ

Буквально за оградой «Авиастара» находится завод, где делают композитные крылья для будущего МС-21. «АэроКомпозит — Ульяновск» - одно из оснащенных предприятий в мире.

Сейчас все ведущие авиапроизводители планеты вместо алюминия начинают использовать композиты. Деталь, сделанная из переплетения углеродных лент, весит меньше алюминевой, а служит столько же. По надежности углепластик ничем не уступает традиционным сплавам для самолетов.

Топовый Boeing-787 больше, чем на половину состоит из композитных деталей. В Аirbus-350 около четверти углепластиковых узлов. В перспективном российском МС-21 на композиты придется треть самолета.

Особенность западных моделей в том, что они используют относительно небольшие углепластиковые детали, сделанные по традиционной технологии. То же крыло Boeing-787 состоит из значительного количества композитных панелей — из-за того, что они соединены металлом, выигрыш в весе получается не таким заметным.

У МС-21 крыло будет сделано из цельного куска углепластика, выполненного по уникальной российской технологии. Самолет будет экономить 6-7% топлива, по сравнению с классическими алюминиевыми аналогами, за счет лучшей геометрии.

ЛЕНТОЧКА К ЛЕНТОЧКЕ

На первый взгляд, композитные детали изготавливаются довольно просто. Автомат круглыми сутками наносит углеродные ленточки на основу — слои, как дранка в старых домах, ложатся под углом друг к другу. Лазер все это скрепляет.

Следующий шаг: будущее крыло или любое другое композитное изделие отправляется в специальную камеру. Там под действием вакуума углеродные ленты пропитываются эпоксидной смолой. На выходе получается уже крепкая деталь.

В самом конце, края заготовки обрезаются специальной фрезой. Дальше композитные панели отправляются на сборку, где из них делают уже целое крыло.

Сложности, как обычно, кроются в деталях. Крыло формируется, а не в автоклаве, как это принято на большинстве других предприятий. За счет использования большого количества промышленных роботов доля ручного труда сократилась в несколько раз. Роботы контролируют безопасность агрегатов. Других таких в мире нет. То же касается и печи, в которой идет пропитка эпоксидной смолой.

Толщина панелей в разных местах разная. Где нагрузка сильнее, там автомат укладывает больше углеродных лент. Все это просчитывается еще на этапе проектирования.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

К сожалению, пока мы сильно проигрываем западу по количеству построенных самолетов. В 2015 году только один Boeing собрал 762 машины, Airbus — 635. Все российские предприятия, вместе взятые, выпустили 157 самолетов. Из них гражданских (не истребители и транспортники) всего около 30.

Подавляющая часть отечественных самолетов делается исключительно для армии. А на международном рынке гражданской авиации мы занимаем относительно небольшую нишу — в 2015 году сделали всего 18 «Sukhoi-Superjet-100».
Первоисточник: http://altyn73.livejournal.com/1048565.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 39

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. alekc73 27 ноября 2016 15:24
    100 тысяч новых современных заводов - вот новая Россия.А уродов 25 лет борящихся с инфляцией на свалку истории.
    1. APASUS 27 ноября 2016 15:50
      Для этого надо поменять экономическую политику государства, Димон пока только планшет поменял на новый.Мы все по старой схеме лучшего министра финансов мира Кудрина, гоним доходы государства в американские Treasuries,а вложением в экономику России призываем мировой бизнес.
      Как только государство повернется лицом к производителю ,вот тогда
      Цитата: alekc73
      100 тысяч новых современных заводов
      1. Старый очень 27 ноября 2016 17:37
        Гоним,гоним... Выгнанных не видно
    2. 210окв 27 ноября 2016 16:13
      А они есть,эти 100000?Когда будут-будет и НОВАЯ ВОЗРОЖДЕННАЯ РОССИЯ.Молодцы конечно в Ульяновске.На моей малой родине в Смоленске тоже авиазавод бедствовал долгое время,закрыли техникум и свернули производство.Сейчас по сообщениям завод передали в корпорацию"Тактическое ракетное вооружение",кажется работа кипит.
    3. g1v2 27 ноября 2016 16:50
      100 тыс новых заводов закроются через пару лет с оглушительным грохотом , как закрылось большинство советских заводов. Основа капиталистического мира - рынки сбыта. Не проданный товар не считается произведенным. Если ты просто построил миллион тракторов , а продал всего тысячу , то по сути ты построил только тысячу , а все остальное - твой чистый убыток. request Соответственно, чтобы что-то строить , надо знать что строить, сколько производить и кому и за сколько это продавать. Можно произвести тысячу самолетов , а потом пилить их . Нужны заказы , а не просто производство. Госзаказ все покрыть не сможет . Поэтому и возникла потребность в импортозамещении. Это уже то, что уже покупается, но за границей. Соответственно есть смысл строить заводы по производству того, что мы там закупаем. Это уже гарантированный сбыт и рабочие места . За последние 5 лет построено более 1200 новых крупных производств в разных отраслях. И процесс по прежнему идет . Но смысл в том, чтобы строить то что принесет стране прибыль и рабочие места , а не развалиться через пару лет и не будет висеть грузом на бюджете. hi Ну а дальше надо осваивать новые рынки сбыта нашей продукции - Иран , Ирак, Египет, Сирия и тд это как раз из этой оперы во многом. request
      1. APASUS 27 ноября 2016 17:27
        Цитата: g1v2
        100 тыс новых заводов закроются через пару лет с оглушительным грохотом , как закрылось большинство советских заводов. Основа капиталистического мира - рынки сбыта. Не проданный товар не считается произведенным. Если ты просто построил миллион тракторов , а продал всего тысячу , то по сути ты построил только тысячу , а все остальное - твой чистый убыток.

        Что вы такое говорите,что за бред?
        Мы не производим всю номенклатуру изделий которые производил СССР,мы не обеспечиваем свои нужды про какой такой экспорт,а сравнивать с современным уровнем развития технологического государства вообще смешно.Взять хоть медицину порядка 70% импортного оборудования,возьмите энергетическое оборудование.Siemens объявил о снижении прибыли на 4 миллиарда евро после разрыва с Россией .Взять электронику,производство оборудования для нефтедобычи,да мы даже от Украины зависим потому что не производим турбинные установки для ВМС .Да элементарно в строительстве :во всем мире уже перешли на мокрую технологию производства цемента,более технологичную и менее вредную для природы.
        Я могу судить о химической промышленности, где работаю.Мы вообще не имеем технологий производства полимеров,все технологии куплены за рубежом и адаптированы .Говорить что мы производим оборудование в этой сфере промышленности не приходиться.
        Тут вкладывать и вкладывать.
        1. g1v2 27 ноября 2016 20:16
          Если вы пролистаете новости на "сделано у нас " за последний год хотя бы , то как раз и увидите , что все что вы перечислили и замещается. Новости про оборудование для нефтедобычи , энергетическое оборудование , фармацевтику, нефтехимию идут сплошным потоком. Про медицинское оборудование или станкостроение реже, но тоже идут . Процесс импортозамещения - на годы и годы, но он идет. yes
          А смысл моего предыдущего поста вы не поняли , но по сути подтвердили своим. Строить надо не просто завод, а именно то производство , которое может производить требуемую стране и необходимую продукцию, которая будет куплена гарантировано. То есть то , которое будет иметь спрос и приносить прибыль. А не построить ради самой стройки hi
          1. APASUS 27 ноября 2016 22:08
            Цитата: g1v2
            Если вы пролистаете новости на "сделано у нас " за последний год хотя бы , то как раз и увидите , что все что вы перечислили и замещается. Новости про оборудование для нефтедобычи , энергетическое оборудование , фармацевтику, нефтехимию идут сплошным потоком

            Оборудование для нефтедобычи стали производить не более 10 номенклатурных единиц,а их тысячи,а как можно выпускать оборудование если у нас в принципе нет технологии глубоководного бурения,технологии автоматических глубоководных станций..Я не говорю что все надо выпускать в России но больше половины должно выпускаться именно у нас .Что бы не сталкиваться с подобными эмбарго.Я могу написать практически по каждой позиции.
            Цитата: g1v2
            Процесс импортозамещения - на годы и годы, но он идет.

            Очень ,очень медленно,при этом часть оборудования наверно будет запущено в производство лет через 300.Про оборудование для хим промышленности дойдет еще не скоро
      2. амурец 28 ноября 2016 00:35
        Цитата: g1v2
        И процесс по прежнему идет . Но смысл в том, чтобы строить то что принесет стране прибыль и рабочие места , а не развалиться через пару лет и не будет висеть грузом на бюджете.

        Вот этим и должны заниматься экономисты, а не считать сколько можно забрать у рабочих и на сколько можно повысить "Зряплаты эффективных менеджеров".
      3. Zaurbek 29 ноября 2016 19:09
        Госзаказ (Аэрофлот) способен дать старт МС-21 и ССЖ, это не маленькая компания и страна у нас не маленькая. Пусть с западными комплектующими, но выпускать нужно у нас. А потом борьба за рынки сбыта и за влияние...
    4. s11417 27 ноября 2016 20:53
      Почитайте в интернете "Сделано у нас, нам есть чем гордиться".
      1. APASUS 27 ноября 2016 22:17
        Цитата: s11417
        Почитайте в интернете "Сделано у нас, нам есть чем гордиться".

        Прочтите на досуге для самоудовлетворения,а пока мы закупаем все зарубежное,кроме перчаток пожалуй ( наша фирма) Если прогресс в военной сфере еще заметен ,то гражданский сектор далеко запущен .А ведь производство это только пик айсберга,а еще есть наука (которая разрабатывает нам технологии и проектирует оборудование),образование( тут вообще полная жо...) перечислять и перечислять.
  2. Utlan 27 ноября 2016 15:36
    Да уж,авиастроение надо развивать и совершенствовать .Хотя, у нас в стране, сейчас все надо развивать и совершенствовать.
  3. lexseyOGK 27 ноября 2016 15:42

    А какая зарплата сейчас допустим у инженера технолога в цехе окончательной сборки (не ЛИС)?

  4. Iline 27 ноября 2016 15:49
    Рад что догадались перестроить подготовку специалистов под новые потребности и новые реалии промышленности, а не пошли по пути многих других - "требуется с опытом работы". И даже не задумываются что и специалистов нужных никто не готовит, а уж про опыт работы вообще молчу.
    Денег, конечно, вложено очень даже немало в обновление производства, но это как раз тот случай, когда овчинка стоит выделки. Осталось остальные предприятия подтянуть до этого же уровня и конструкторским бюро разработать конкурентоспособные самолёты.
    Пора сокращать отставание в гражданской авиации.
  5. lexseyOGK 27 ноября 2016 16:01
    Не удержался
    "- Возьмем, к примеру, металлообработку, - говорит Овейчук. - Сейчас производством одной алюминиевой детали занимается сразу несколько человек. Один думает, на каком оборудовании и как сделать деталь. Другой настраивает станок. Третий пишет программу для станка. Четвертый стоит в цеху, нажимает кнопки и запускает ту самую автоматическую программу изготовления. А надо, чтобы все это делал один человек"
    Сказочный .
    Первый это администрация цеха, который планируется загрузку станков на месяц ( т.е. на каком оборудовании выполнить план).
    Втрой не настраивает станок а готовит его к работе. По логике заявителя рабочий сам должен делать тех. обслуживание станка.
    Причем он готовит несколько станков...
    Третий - это инженер технолог программист который пишет программу, это что тоже должен делать рабочий!?
    Рабочий на станке с ЧПУ не только жмёт кнопки...
    Сказочный сидит в Ульяновске. Ну или его так описали.
    1. Простой 27 ноября 2016 18:17
      У нас по другому.
      В целом, как правильно сказал форумчанин выше- производство ориентированно в первую очередь на сбыт.
      Итак- наше бюро подсуетилось с заказом. Далее- если заказ совсем у нас не был-технолог собирает мастеров цехов и выстраивается рабочая карта для заказа (рабочая карта может бытьне одна, т.к. заказ(конструкция) состоит из отдельных частей).
      Далее мастера цехов идут к опытным людям непосредственно на обрабатывающие машины.
      Показывают чертежи и спрашивают что надо для выполнения дополнительно.
    2. dauria 27 ноября 2016 19:09
      Сказочный сидит в Ульяновске. Ну или его так описали.


      надобно , что б ещё был слесарем, гидравликом , электриком, обмотчиком двигателей, ну и по мелочи- кладовщиком ШИХ, инструментальщиком, сантехником, крановщиком и стропальщиком . Статью писал человек, впервые увидевший металлообрабатывающий цех . Такие люди обычно считают, что электрик на производстве вкручивает лампочки, а сантехник чинит унитазы. Чтобы подготовить электрика 6 разряда, понадобится лет 6 его работы в скотских условиях плановой гонки. И это после ПТУ. Неверующих можно попросить недельку отработать на участке с житомирскими шестишпиндельными автоматами. laughing
  6. akudr48 27 ноября 2016 16:01
    К сожалению, пока мы сильно проигрываем западу по количеству построенных самолетов. В 2015 году только один Boeing собрал 762 машины, Airbus — 635. Все российские предприятия, вместе взятые, выпустили 157 самолетов. Из них гражданских (не истребители и транспортники) всего около 30.

    К сожалению, автор этой интересной статьи ничего не рассказал, почему он сожалеет. И как из авиадержавы №2 (после США), когда весь мировой авиапарк состоял примерно на 20% из советских лайнеров, Россия стала почти нулем в гражданском самолетостроении.

    И кто в этом виноват, как гробили российский авиапром. И как продолжают гнобить эту ключевую для огромной страны отрасль самолетостроения.

    Бодрые рапорты о Cуперджет-100 (годовой выпуск - 15-20 машин), о долгожданном прорыве с МС-21, об Ил-114 и т.д. - во многом только греют душу и не дают умереть надежде на возрождение.
    Но до побед еще очень далеко, а жуликов, воров и предателей слишком много на магистральном пути возрождения авиации России.
    Будем надеяться на лучшее...
    1. Авиатор_ 27 ноября 2016 17:10
      Суперджет, который называют "Супербюджет" - провальный самолёт, Погосяна уже скоро год как выгнали со всех постов и пристроили ректором МАИ, МС-21, который усиленно делается, во многом самолёт аналогичного семейства. Дальнемагистральные машины нам просто запрещено делать согласно протоколу Гор-Черномырдин (ну, делать-то можно, но на международные трассы никто не пустит). Одна надежда на совместный российско-китайский дальнемагистральный лайнер, протокол о намерении создания которого был подписан год назад. А узбеки не дали объединить Ташкентский авиазавод в одну корпорацию с российскими авиазаводами несколько лет назад (ещё при Каримове), вот заказ на Ил-476 и пришлось в Ульяновске размещать. А надеяться на лучшее надо, тут я солидарен.
      1. Zaurbek 29 ноября 2016 19:16
        Ни кто нам ничего не запрещал. Просто в во время СССР никто не продвигал стандарты связи, а США это делали. По двигателям и весовым показателям мы отстали на поколение...концепция наших пассажирских самолетов несколько отличалась от западных... Будущего у Ташкентского завода изначально не было, т.к. нет ранка сбыта и специалисты уехали (пример Антонов, ну сохранили завод....)
    2. vik669 28 ноября 2016 14:15
      А надо, чтобы все это делал один человек!
      Да и когда пишешь сегодня о самолётах а вчера писал о крупном рогатом скоте трудно вообще "думать"!
      1. Zaurbek 30 ноября 2016 07:51
        Это, что за мальчик или девочка из дурдома?
    3. Юстас 17 апреля 2017 16:42
      Композитное крыло МС-21 на ресурсных испытаниях лопнуло.
  7. sub307 27 ноября 2016 16:04
    Цитата: alekc73
    100 тысяч новых современных заводов - вот новая Россия.А уродов 25 лет борящихся с инфляцией на свалку истории.

    Ага..., конечно. Но пока это лишь "благие намерения" с неопределённым результатом. Глава "только цифры" безусловно "впечатляет", как и перечень многочисленых советов в "комментах", что нужно сделать, чтобы стало "хорошо". Можете "спокоиться", судя по всему "борющиеся " никуда не собираються уходить, так что продолжим бороться с инфляцией пока, судя по планам на 17-й год. Ну, а в 18-м выборы..., угадайте с трёх раз: "повернётся госуарство лицом к производителю" или как?
  8. лесопарк 86 27 ноября 2016 16:31
    мне видится так: " Как? В России делают самолёты?"
  9. 16112014nk 27 ноября 2016 17:11
    Цитата: sub307
    борющиеся "

    Команда "питерских" борцов и примкнувшая к ним Наебулина....рассчитывают ТАРГЕТИРОВАТЬ инфляцию и после 2018 года. По просьбе трудящихся, конечно. yes Хотя по ним поганая метла плачет.
    1. aviator65 27 ноября 2016 21:08
      Цитата: 16112014nk
      Команда "питерских" борцов и примкнувшая к ним Наебулина....рассчитывают ТАРГЕТИРОВАТЬ инфляцию

      Простите, ТАРГЕ.....что? belay
      1. Krabik 27 ноября 2016 22:43
        "Взять в цель инфляцию" или по русски "следить за инфляцией".
        Т.к. эти черти учились непонятно где и у кого, то такие высеры из них выпадают.

        Хотя я сам могу за 100 раз меньшую зарплату следить за инфляцией ;)
        1. aviator65 28 ноября 2016 20:03
          Ну, да. Следить за инфляцией за такие деньги- оно народу, конечно, не будет понятно. А вот., если тарге-что-то-там...То, да! Тоже непонятно, но зато, как звучит! fellow Во общем, дармоеды - одним словом.
  10. БАБА ШУРА 28 ноября 2016 10:18
    "используют 3D-печать, виртуальное моделирование, 5-осевые станки с компьютерным управлением" . Нужно создавать свою базу, без роботов и станков положение уязвимо и не полноценно.
    1. uskrabut 28 ноября 2016 15:28
      Должно работать производство средств производства - группа А в СССР. Это и дает промышленную независимость страны.
  11. uskrabut 28 ноября 2016 15:26
    Да, уж! Прокакали много за 25 лет независимости. Как-то виртуально проехал по городишке своему с целью определить ущерб от дерьмократизации и либерастизации, и вот что получилось. Из 22 предприятий осталось всего 7. Во успехи! А сколько таких городков по стране? А в крупных городах не такое ли творилось? Аж жуть берет.
  12. Evgenijus 28 ноября 2016 21:30
    Был я недавно в Германии, "заглянул" на микрозаводик - маленький ангар с тремя автоматами, типа 3D принтерами. Но это принтеры в полтора роста человека. Хозяин принимает заказы по интернету, программист готовит программу на заказанную деталь, а мастер загоняет в станок болванку. Нажимается кнопка и поехало ...
    Если все идет нормально, то цех закрывается, хозяин идет (едет) пить пиво домой в соседний городок (от ангара 15 км). А из станка в корзинку падают детальки. С утречка хозяин забирает контейнер в багажник и поехал к заказчику (или в службу рассылки). Обработка деталей идеальная, размер от пол сантиметра до полуметра. А недавно купил он еще один станок, так теперь метровые детали будет "точить". По характеру обработки детали идут скорее всего в авиастроение или куда повыше. И не надо гигантских корпусов, все делает мелкий предприниматель.
    Есть фото болванки и готовой детали из нее, все сделал робот:

    1. ЗубореЗ 3 декабря 2016 09:29
      На фотке 3хосевой фрезерный обрабатывающий центр с ПУ.
      Стойка ЧПУ Хайденхайн.Где 3Д печать?
      Робот его налаживает?И стружку убирает?
      Дилетантский ГОН:)))
  13. Zaurbek 29 ноября 2016 19:18
    За этим настоящее и будущее....
  14. кедр 10 марта 2017 16:43
    Основа производства -станки. Станкостроение на пузе лежит. Сегодня дают купить за бугром, завтра нет, санкции...
    Плановую экономику надо развивать, Россия не Буркина -Фасо. Способна на масштабные свершения, но их надо планировать и обеспечивать , как следствие будет загрузка на годы всех причастных и как следствие ,уверенность в завтрашнем дне, что тоже дорогого стоит. Ну и наконец главное. Пока не будет суверенного рубля и кредита, командовать, что, где, как, кому и сколько выпускать будут наглосаксы, которым по факту пренадлежит вся "наша" банковская система , вместе с ЦБ и печатным, денежны станочком. Конкуренты Боингу, Аэрбасу и прочим не надоть...
    Зрим в корень.
    1. Cat Man Null 10 марта 2017 17:00
      Цитата: кедр
      Плановую экономику надо развивать...

      - гм... то, что за счет бюджета и по госзаказу - оно и так "плановое", так, да? Та-а-ак yes
      - трусы, ботинки, телевизоры - планировать не нужно, более того, планировать их вредно. Так? Тоже так request
      - дык что вы, кована медь, планировать-то собрались, поясните на примерах уже fool

      Цитата: кедр
      Пока не будет суверенного рубля и кредита, командовать, что, где, как, кому и сколько выпускать будут наглосаксы

      - механизм командования "что, где, как, кому и сколько" поясните, если не затруднит
      - не поясните, тямы не хватит... ибо бред.

      Цитата: кедр
      ... которым (наглосаксам, да) по факту пренадлежит вся "наша" банковская система , вместе с ЦБ...

      - а почему не анунахам с Нибиру ЦБ принадлежит?
      - заучили две фразы, и тыкаете их повсюду. Не надоело еще? wink

      Цитата: кедр
      Зрим в корень

      - да хоть обозритесь
      - палисандр, блин.
  15. Юстас 17 апреля 2017 16:40
    ТАПО им. В.П. Чкалова выпускало по 6-8 самолетов Ил-76 в месяц!!! Серийно!!! Работало 55 000 человек. На Авиастаре за 2 года не могут построить 4 самолета Ил-76МД-90А. Сменили очередного Гендиректора. Отрасль разваливается. ВВС Минобороны РФ летает на самолетах 30-летней давности. Если Авиастар будет и дальше работать такими темпами, военно-транспортная авиация останется без самолетов. Я в теме, знаю, что пишу.
Картина дня