Свой среди чужих. Бравый чешский солдат. Часть 4, заключительная

Проект полностью закрытой машины с противоснарядным бронированием был разработан фирмой BMM еще в августе-сентябре 1943 года. Управление вооружения САУ не заинтересовала. Но “заинтересовала” командование бомбардировочной авиации союзников, которые “для продвижения” данной машины просто-напросто разбомбили осенью 1943 года цеха главного поставщика штурмовых орудий фирмы «Alkett».

Если в октябре 1943 г. завод поставил Вермахту рекордное количество штурмовых орудий StuG III (Sd.Kfz. 142/1), 255 машин, то после налета, в ноябре — всего 23 самоходные установки. А январе 1944 года очередной налет принес дополнительные проблемы.

На прежний уровень «Alkett» вышла только в мае 1944. На фоне всех этих событий 6-го декабря 1943 года в Берлине был представлен доклад о производстве штурмовых орудий. StuG III явно не хватало, а шасси Pz IV, которое использовали для Stug IV, было куда как нужнее для собственно производства танков! До этого, еще в ноябре 1943 года, фирма ВММ получила официальный заказ на завершение разработки "штурмового орудия нового типа" (Sturmgeschutz n.A. или StuG n.A.). Срок работ — 1 месяц. Но окончательный вариант был одобрен только 27 января 1944 года.


Свой среди чужих. Бравый чешский солдат. Часть 4, заключительная


Опыт создания противотанковой установки “Marder” и САУ “Grille” показал, что задел для модернизации и улучшений есть немалый.

Техническое задание предусматривало вооружение самоходки 75-мм противотанковой пушкой PaK 39 L/48 с длиной ствола 48 калибров и боекомплектом 41 выстрел. Ствол не оснащался дульным тормозом.

Требуемая скорость движения по шоссе — 50-60 км/ч. Бронирование лба и маски пушки 60 мм; толщина брони бортов, кормы и днища и крыши составляла 10-20 мм для экономии массы. Корпус сварной, в его форме угадывалось влияние САУ Jagdpanzer IV, не так давно запущенной в серию.

Непосредственно разработкой руководил основатель чешской танковой школы главный конструктор фирмы ВММ Александр Сурин (мы упоминали о нем в первой статье). Сам Сурин отнюдь не горел желанием интенсивно работать на благо Германии и большую часть времени старался проводить вне КБ, симулируя тяжелую болезнь.



Еще до окончания испытаний САУ приняли на вооружение под аббревиатурой Sturmgeschutz n.A., но по инициативе Г. Гудериана машину вернули в объятья танкистов, и она получила обозначение Panzerjager fur 7,5 cm PaK 39 L/48, а с 11 сентября 1944 года Jagdpanzer 38 (t) со сквозным обозначением Sd.Kfz. 138/2.

Часто применяемого к САУ названия «Hetzer», по словам Алексея Калинина, самоходка никогда не носила. Это не подтверждается как немецкими, так и советскими документами (трофейными разумеется).

Есть мнение, что “Хетцером” машину нарекли сами немецкие солдаты, но уже на фронте, так звучало немецкое название одной из пород борзых собак. Одним из существенных недостатков САУ являлось смещенное к правому борту орудие, что нарушало центровку. Но несмотря на это в боях машина проявила себя хорошо.

Для ускорения массового выпуска САУ немцы решили подключить фирму «Шкода» из Пльзени. Всего две фирмы («Шкода» и BMM) до конца войны выпустили порядка 2827 (цифры не точные) САУ Jagdpanzer 38 (t).

Стоимость одной установки была определена в 54 000 рейхсмарок — примерно половину от стоимости немецкой самоходки Jagdpanzer IV.

Первые 23 серийные машины были собраны в апреле 1944 года. Приказом Гитлера от 19 июля 1944 г. выпуску истребителей танков Jagdpanzer-38(t) присвоили высший приоритет.



4 октября 1944 года была принята так называемая “кризисная” программа производства танков. Основная цель — сокращение номенклатуры выпускаемой бронетехники и вооружения, а также возможное удешевление выпускаемой продукции. Было принято решение оставить в производстве три типа машин: танки “Пантера” и Королевский тигр”, и САУ Jagdpanzer-38(t) ausf. D (Deutschland — машину предполагалось выпускать в Германии).

Выпуск шасси Pz. III и Pz. IV планировалось прекратить. А всем производственные мощности пустить на три вышеуказанные машины.

Выполнить программу по известным причинам не удалось.

В войска новые истребители танков стали поступать в середине лета 1944 года. Первым 45 САУ получил 731-й отдельный противотанковый батальон (Panzer Jager Abteilung), второй частью стал 743-й отдельный противотанковый батальон. По штату в батальоне было три роты по 14 машин, еще одна была приписана к штабу батальона. Также должно было быть четыре БРЭМ Bergepanzer-38, но есть основания полагать что части получали их с большим опозданием. Машины штаба батальона и штабов рот оснащались двумя радиостанциями — стандартной Fu-5 и более мощной Fu-8.



Panzer Jager Abteilung № 731 был придан группе армий «Север», Panzer Jager Abteilung № 743 — группе армий «Центр». Первое боевое применение состоялось в августе. Отдельные батальоны как правило, являлись резервом корпуса или армии и придавались частям, действовавшим на наиболее угрожаемых направлениях.

Известно, что САУ появились в Варшаве, для подавления восстания. Но как это часто бывает, произошла типичная и старая как мир ошибка: недооценка противника.

Самоходные установки применялись без поддержки пехоты, благодаря чему восставшие сумели поджечь при помощи “коктейля Молотова”, по крайней мере, одну машину, а еще одну — захватить. Трофейный истребитель танков принимал участие в боях на стороне восставших с 14 августа.

Самое удивительное, что эта машина уцелела во время войны и после была выставлена в экспозиции Варшавском военном музее. Но в итоге была сдана на металлолом.

731 батальон до конца войны уничтожил сотни танков, автомобилей и орудий. В ноябре 1944 года получает пополнение — 10 машин, в декабре еще 20.

В начале апреля 1945 г. роты батальона поддерживали оборону окруженных на Курляндском полуострове немецких дивизий; на 5 апреля в батальоне числилось 27 истребителей танков, из которых только четыре машины были боеспособными. Потери были достаточно существенными. Например, упоминавшийся выше 743-й батальон получил 31 машину для восполнения потерь только в феврале 1945 года.





Также Jagdpanzer 38(t) были на вооружении 741-го батальона (1-я рота), 510 (2-я и 3-я роты), 561, 708, 744 и отдельных подразделениях «Juterborg» и «Schlesien».

После роста производства САУ немцы получил возможность формировать роты истребителей танков в составе пехотных дивизий. Первыми по 14-танковой роте получили 15-я, 76-я и 335-я дивизии на Восточном фронте. К середине осени поставки машин стали расти. Были сформированы тренировочные роты, по одной на Западном и Восточном фронтах.

Венгрия получила от немцев 50 САУ для пополнения своих частей. В феврале 1945 года появились серьезные признаки дезинтеграции германской военной промышленности — различные импровизированные части и подразделения получили с заводов 277 самоходок. Чтобы вооружить как можно большее число рот, штатная численность САУ в роте была уменьшена с 14 до 10.

В апреле 1945 г. на фронте и в тылу наступил хаос, и все же заводам фирм BMM и «Шкода» удалось выпустить еще 200 машин.

Последним соединением, получившим «Jagdpanzer 38 (t)» стала 85-я пехотная дивизия.

Частям Панцерваффе и танковых частям СС придавались подразделения истребителей Jagdpanzer IV, имевших лучшее, чем Jagdpanzer-38 (t) вооружение и более толстую броню.



Но выпуск этих машин в реальности не мог покрыть требования армии, поэтому иногда их место занимали САУ Jagdpanzer-38 (t).

Так, 10-я панцергренадерская дивизия «Рейхсфюрер СС» в сентябре 1944 г. получила 10 истребителей танков, еще 25 — в декабре и четыре — в начале 1945 г. В январе месяце 1945 года дивизию перебросили в Венгрию для отражения наступления частей Красной Армии.

Одним из самых мощных соединений, укомплектованных установками Jagdpanzer-38 (t), была 104-я бригада истребителей танков (104 Panzer Jagd Brigade).

Состояла из шести батальонов двух ротного состава. Чтобы сформировать данное подразделение, в январе 1945-го то года, немцы прибегли к самому верному и проверенному способу: просто взяли и забрали машины из пехотных и фольксгренадерских частей. Но все равно на всех не хватило. И 1-й батальон бригады получил штурмовые орудия Sturmgeschutz IV.

По имеющейся информации бригада действовала в полосе наступления 2-го Белорусского фронта, в группе Армий “Висла” с февраля 1945 года.

Предполагалось её использовать как единый кулак, но реалии были куда прозаичней, немцам пришлось дробить бригаду, и использования для латания дыр в линии фронта.



Помимо вышеуказанных подразделений и частей самоходки естественно использовались и другими частями, особенно учитывая количество выпущенных машин. Но упоминать всех их не имеет смысла. Стоит отметить лишь то что несмотря на все свои недостатки, САУ получилось достаточно хорошей. Машину продолжили использовать некоторое время и после войны. Она отличалась технологичностью производства, сама ходовая часть была знакома техникам и механикам, а также водителям. Поэтому не пришлось переучивать сотни и тысячи солдат и техперсонала. И машина, безусловно, сыграла свою роли в сдерживании наступления Красной Армии на Восточном фронте. И слава богу, не удалось выполнить план по более массовому производству (планировалось построить 11 000 единиц).

На этом мы заканчиваем столь длительное повествование о чешском танке LT38 и его вариациях.

Действительно, машина получилась очень удачной, просто попала не в те руки.

Источники:
Калинин А. PANZERKAMPFWAGEN 38 (t). Конструирование и производство. Тактикал Пресс, 2013.
Барятинский М. Славянская броня Гитлера. Pz35t, Pz38t, Хетцер, Мардер. 2009.
Коломиец М. Е-100 и другие немецкие танки 1945 года. Последняя надежда Панцерваффе. 2013.
Торнадо. Военно-техническая серия. 127. Panzer 38(t) и машины на его базе. Часть IV.
Торнадо. Военно-техническая серия. 128. Panzer 38(t) и машины на его базе. Часть V.
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/hetzer.htm.
http://tankfront.ru/.
http://waralbum.ru/.
Автор: Александр Прокурат


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 67

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Mavrikiy 28 ноября 2016 06:19
    Да. Нагадили чешкие солдаты на нашей земле крепко. Вывод. Если будет заварушка, первые ядерные удары по Шкоде, уж не взыщите.
    1. svp67 28 ноября 2016 07:29
      Цитата: Mavrikiy
      Если будет заварушка, первые ядерные удары по Шкоде, уж не взыщите.

      Экий Вы Батенька какой щедрый. Ядерный заряд туда, ядерный заряд сюда... Сейчас заводы "Шкода" танки выпускают? Если нет, то с какой стати Вы собираетесь их ЯДЕРНЫМ ЗАРЯДОМ уничтожать?
      1. ДэнСабака 28 ноября 2016 08:10
        заводы "Шкода" танки выпускают? Если нет, то с какой стати Вы собираетесь их ЯДЕРНЫМ ЗАРЯДОМ уничтожать?

        Логично....
        Особенно если учесть, что "Шкода" имеет завод и под Калугой.
        1. стас57 28 ноября 2016 09:00
          в Калуге и Нижнем Новгороде
          1. Гончар 28 ноября 2016 16:11
            Автозаводы шкода это не машиностроительные заводы шкода. Автозаводы собстывенность немцев. Машиностроительные (производят ядерную технику) российская собственность, входят в состав компании Объединённые машиностроительные заводы (ОМЗ, группа «Уралмаш-Ижора»)
      2. Mavrikiy 28 ноября 2016 17:22
        Цитата: svp67
        Цитата: Mavrikiy
        Если будет заварушка, первые ядерные удары по Шкоде, уж не взыщите.

        Экий Вы Батенька какой щедрый. Ядерный заряд туда, ядерный заряд сюда... Сейчас заводы "Шкода" танки выпускают? Если нет, то с какой стати Вы собираетесь их ЯДЕРНЫМ ЗАРЯДОМ уничтожать?

        "Добрый ты, боярин!" Для справки:
        В настоящее время многие национальные военные предприятия обладают достаточным потенциалом для выпуска продукции на уровне мировых стандартов, в частности самолетов, стрелкового оружия и колесных шасси, а также средств радиоэлектроники ПВО и связи. Имеются мощности по ремонту бронетанковой техники и производству стрелковых боеприпасов.
        И вспоминается мне: "Магазины Рио-да-Жанейро не уступают по роскоши витрин, первым городам мира" А если серьезно то гасить нужно в первую очередь именно такие "мировые мастерские". Сложная техника очень сильно зависит от массы комплектующих, где нибудь то подставится. А налаженное производство стрелкового оружия, боеприпасов это вышибать в первую очередь. При глобольном конфликте все армады спутников, самолетов, танков, ракет растают в пару месяцев. И победит тот у кого будут эти кузнецы, для изготовления "стрел и копий."
      3. perm23 4 декабря 2016 16:42
        А что ждать когда они начнут клепать оружие . Тогда уже поздно будет.
        1. svp67 4 декабря 2016 16:53
          Цитата: perm23
          А что ждать когда они начнут клепать оружие . Тогда уже поздно будет.

          Вы считаете?Я думаю, что когда там будут веять радиоактивные ветра, не многие из рабочих захотят прибежать на завод и что то там делать. Не успеет ни кто ничего там выпустить нового, такая возможность пока останется у нас и у США. У нас, из-за больших размеров территории, а у США из-за удаленности от основного места борьбы - Европы.
      4. Руссо Туристо 5 декабря 2016 19:20
        таки он неумный человек
  2. hohol95 28 ноября 2016 07:16
    Не дописал о Швейцарских G-13 - послевоенные чешских Хетцерах!
    1. svp67 28 ноября 2016 07:33
      Цитата: hohol95
      Не дописал о Швейцарских G-13 - послевоенные чешских Хетцерах!


      Спасибо за Вашу работу.
      О т себя скажу, что свое мнение, об этой машине, сильно поменял после просмотра вот этих передач, так как понял, что машинка то более чем средненькая. И большой мере его "героизация" произошла из-за высокой подготовки экипажей и конечно их массовости...

      1. hohol95 28 ноября 2016 08:33
        Мне чужих лавровых венков не надо! Это моё замечание! Не описан заказ Швейцарией!
        [quote][/quote] Итак, к концу войны на сборочных линиях Skoda оставалось около 150 Jagdpanzer 38(t). Как выяснилось из советских документов, уже тогда эти машины носили внутренний заводской индекс G-13. Предприимчивые чехи предлагали G-13 советскому командованию, но там от предложения отказались. Свято место пусто не бывает - самоходками заинтересовались швейцарцы. Похожую по характеристикам самоходную установку Nahkampfkanone II они в это время как раз доводили до стадии опытного образца. Что в итоге получится, до конца было непонятно, а тут гораздо более легкая самоходка, с такой же по эффективности пушкой, да к тому же уже в товарных количествах. Правда, с поставками получилась загвоздка, поскольку чешское правительство не сразу согласилось на сделку. В итоге в декабре 1946 года были поставлены первые 8 G-13. Далее последовала основная партия из 100 самоходов, поступившая в 1947 году. Крайняя партия из 50 G-13 прибыла в 1949-50 годах. В швейцарской армии машины носили идентификационные номера с M+78000 по M+78157.
        С самого начала G-13 отличались от Jagdpanzer 38(t) вооружением. Поскольку 75-мм пушек Pak 39 у Skoda не было в наличии, вместо них поставили 7,5 cm StuK 40 L/48, которые ставились на StuG 40. Позднее на 86 машин вместо бензиновых моторов поставили швейцарские дизельные двигатели Saurer CH2DRM. Последние G-13 сняли с вооружения швейцарской армии в 1973 году, при этом пережливые швейцарцы оставили машины на консервации. В итоге как минимум половина G-13 вполне дожила до наших дней. Ныне швейцарско-чешские самоходы в большинстве случаев изображают "типа Хетцеры". В нескольких местах, впрочем, у музейщиков есть совесть (или национальная гордость), поэтому там G-13 стоят в своем исходном вид. Одно из этих мест - Panzermuseum Thun.
        1. Banshee 28 ноября 2016 10:20
          Цитата: hohol95
          Мне чужих лавровых венков не надо! Это моё замечание! Не описан заказ Швейцарией!


          Вам лавровый венок не положен. Вы просто не въехали в суть цикла, к сожалению.

          Автор ведет речь о тех танках и САУ, которые воевали ПРОТИВ нас на стороне немцев.

          Причем тут ваш Швейцарский заказ? Просто поумничать и ткнуть автора?
      2. avt 28 ноября 2016 09:48
        Цитата: svp67
        машинка то более чем средненькая. И большой мере его "героизация" произошла из-за высокой подготовки экипажей и конечно их массовости...

        request Ну так по жизни эрзац. Машина военного времени , собственно автор косвенно указал в статье , главное что по критерию стоимость -эффективность был сделан упор.
        avt
        1. svp67 28 ноября 2016 09:53
          Цитата: avt
          Ну так по жизни эрзац.

          Да. И очень рад, что немцам попались в руки именно эти "эрзацы", а не что то более эффективное и совершенное. История этого "эрзаца" - наглядный пример того, что подготовка экипажа имеет ПЕРВОСТЕПЕННОЕ значение.
          1. Magua-001 28 ноября 2016 16:27
            Сноровка и мастерство советских танкистов с 1943 было выше.
            1. svp67 28 ноября 2016 17:03
              Цитата: Magua-001
              Сноровка и мастерство советских танкистов с 1943 было выше.

              Увы, но не всегда. Тут уже сказывалось лучшее мастерство нашего командования и наведенный порядок в войсках, в вопросах снабжения и технического обслуживания.
        2. BAI 29 ноября 2016 14:43
          Хорош "эрзац" если каждый уничтожил по несколько наших танков! Наши СУ-100 таких результатов не имели. Не понял только одного, почему КВ-85 поражался на более дальней дистанции, чем Т-34?
          BAI
          1. Snakebyte 29 ноября 2016 21:18
            Лоб КВ-85 - 75мм почти вертикально, лоб Т-34 - 45мм под углом 60 = 90мм приведенной брони.
            1. Zaurbek 30 ноября 2016 08:00
              Но и 85мм пушка Т-34 не подарок...!
              1. svp67 4 декабря 2016 16:55
                Цитата: Zaurbek
                Но и 85мм пушка Т-34 не подарок...!

                Можно подумать, что пушка КВ-85 в этом отношении хуже...
      3. Magua-001 28 ноября 2016 15:59
        Героизация их экипажей тут не при чем... Просто машинка получилась маленькой и незаметной.
        1. svp67 28 ноября 2016 17:08
          Цитата: Magua-001
          Героизация их экипажей тут не при чем...

          А кто их героизирует? Я это делать не намерен, но и отказывать противнику в мастерстве тоже. Судя по предложенным мною видео, машины получились тесными, очень неудобными в боевой работе, мало того имеющие массу мертвых зон и откровенно подслеповатые. Что бы на ней побеждать, надо было иметь очень хорошо подготовленные экипажи.
          1. Magua-001 28 ноября 2016 17:49
            "Увы", всегда... опытных в вермахте после Курска поубавилось.
            1. svp67 28 ноября 2016 18:46
              Цитата: Magua-001
              "Увы", всегда... опытных в вермахте после Курска поубавилось.

              Да, но вы не путайте танковые войска и самоходную артиллерию вермахта. "Херцы" это самоходки, они к танковым войскам отношения не имели. У них было иное подчинение. Их экипажи даже форму иную носили...
              Вот немецкий танкист той поры:

              А это самоходчик:
              1. Magua-001 28 ноября 2016 18:52
                Наверное не в ней было дело.
    2. стас57 28 ноября 2016 09:07
      Эфиопию ah-iv и Швецию tnhp-sv, ну и сама чехия
      1. Комментарий был удален.
        1. стас57 28 ноября 2016 09:44
          калинин пишет как я указал
      2. hohol95 28 ноября 2016 09:29
        Статья о Хетцере, а G-13 - послевоенный Хетцер! По этому я и указал, что о нём нет информации в статье!
    3. ARA90rN 28 ноября 2016 10:05
      А смысл,если суть статьи другая? Если вы не заметили, и про Западный фронт тут упоминаний мало.
      1. hohol95 28 ноября 2016 13:26
        И смысл статьи и то, что вы не описываете технику Африканского, Итальянского, Западного фронтов я помню! Но машина интересная и небольшую информацию о её послевоенной судьбе вполне можно было вставить в статью!
      2. hohol95 28 ноября 2016 13:39
        Многие эту машину считаю вынужденным эрзацем! Но в боях с ними нашим танкистам и самоходчика приходилось прилагать максимум сил, как и в борьбе с более тяжёлой техникой врага! И можно было бы привести пример то, что победа над ними была не лёгкой -
        "Из рассказа о первой встрече с немецким истребителем танков "Хетцер" гвардии капитана Масленникова Сергея Егоровича:

        "Это было уже за Тиссой. Наш батальон, только что пополненный матчастью и личным составом, спешил догнать отступавших немцев и мадьяр. До переднего края было около десяти километров и мы, честно говоря, развесили уши, проезжая через какую-то деревеньку. Вдоль дороги параллельно нашей колонне бодро шагали пехотинцы в свежем обмундировании, пытавшиеся песней перекричать грохот гусениц. Мы уже почти обогнали головную роту этого батальона, когда танк командира нашей роты вдруг вспыхнул, как засорившийся примус. Следовавшая за ним вторая машина должна была отвалить в сторону, чтобы избежать столкновения, и в тот же миг ее башня окуталась облаком черного дыма. Пехотинцы разбежались после первого же разрыва, а мы, оставшиеся наедине с неведомым врагом, начали медленно отползать за дома, вращая башнями, как слепые котята.

        Самым неприятным было то, что бронебойные снаряды вылетали, казалось бы из ниоткуда, и прежде, чем мы заметили противника, еще две наши "тридцатьчетверки" замерли среди поселка. Я заметил немцев только после того, как по башне моей машины, словно кувалдой, громыхнула рикошетировавшая болванка. Это были три маленькие самоходки, похожие на гробики, которые шустро вылетали из-за высокого каменного забора, и, плюнув в нас болванкой, так же быстро вновь скрывались за ним. Казалось, семь оставшихся в строю "тридцатьчетверок" быстро расколют своими восьмидесятипяти-миллиметровками броню этих махоньких каракатиц, но те вновь и вновь выскакивали из-за прикрытия и, послав в нас очередной снаряд, так же быстро скрывались за ним.

        После получасовой дуэли на окраине деревеньки остались четыре сожженных остова наших танков, в полукилометре от которых застыл один подбитый "гробик" с раскрытыми люками. Так я впервые встретился с новой немецкой, боевой машиной, которую мы называли "оса" и которую считаю лучшей среди немецких самоходок. Как хорошо, что появилась она только в самом конце войны и не успела натворить много бед..."
        1. Andy 28 ноября 2016 23:34
          извините,но это бой не характеризует машину. только опыт их экипажей. в ответ напомню вам как т34-85 Оськина подбил тигра2 под сандомиром. в обоих случаях одна сторона подготовилась к бою,а вторую подвела самоуверенность.
          1. hohol95 29 ноября 2016 08:29
            Грамотно устроенные засады! Хетцер - машина не для поддержки пехоты на поле боя! К тому же 60 мм лба при наклоне 60 градусов придавали уверенность! А вот так действовали из-за сады советские танкисты летом 1941 году на БТ-7!
            "Ещё более поразительный результат в этих боях показал экипаж БТ-7 взвода танков командования в составе старшего сержанта Г. Н. Найдина и красноармейца Копытова из той же 5-й танковой дивизии. Обнаружив движение противника, они со своей машиной замаскировались в лесу. Подпустив немецкие танки поближе, огнём орудия подбили головную машину, а затем последнюю. Пользуясь замешательством противника, экипаж подбил и остальные 10 танков!"
            "9 сентября 1942 года танковый взвод лейтенанта Павкина, воевавший на лёгких американских танках М3л (Закавказский фронт), из засады атаковал 16 танков противника и уничтожил 11 (возможно Pz.II) из них."
      3. hohol95 28 ноября 2016 15:31
        По танку Pz.35(t) ответ от вас я получил! А вот по поводу испанских ААС-1937 ответа не было! Планируется ли статья о их судьбе на Восточном фронте?
  3. Gun70 28 ноября 2016 07:35
    Кстати, еще по теме:
    http://www.ormvd.ru/pubs/101/diligent-work-for-th
    e-benefit-of-the-occupiers-/
    а то слишком уж частенько чехи стали изображать себя жертвами Гитлера.

    Еще я читал(не смог найти ссылку, давно было) что одной из причин так резко усиливших Германию после расчленения Чехословакии(ЧС) было то, что в ЧС, как бывшей относительно недавно частью Австро-Венгрии, были почти точно такие же инженерно-конструкторская и технологическая школы, не требовавшие перекладывания и адаптации под немецкие стандарты. Оказывается это тоже очень важно.
  4. parusnik 28 ноября 2016 08:10
    Исправно чехи ковали оружие для германского рейха..Интересно, сейчас для НАТО куют...
    1. стас57 28 ноября 2016 09:03
      Исправно чехи ковали оружие для германского рейха.

      да ладно, после войны они так же успешно его и нам ковали.
      1. parusnik 28 ноября 2016 10:08
        Да как бы больше для себя на продажу..Учебно-спортивные поставляли самолеты.. А что разрабатывали модели танков для войск стран ВД?..Что касается да ладно..Не ладно..работали хорошо, выпускали качественную продукцию...В.Кожевников в одной из своих повестей, как бы оправдывает..работу на рейх..дескать не могли своей рабочей совестью поступиться..делали качественно..
        1. стас57 28 ноября 2016 10:27
          т34-85 собирали
          1. parusnik 28 ноября 2016 15:06
            Охренеть..просто Уральская кузница... и все поставки чай в СССР?...А на вторую часть вопроса для НАТО сейчас куют? Спрашиваю, потому как давно Чехией не интересовался..с времен Бархатной революции...
            1. Magua-001 28 ноября 2016 16:15
              Чешский Ханомаг видели там?
            2. Zweihander 29 ноября 2016 11:09
              В армии кстати много боевой техники советских времен имеет чешские комплектующие, например дизельные двигатели, всякое электрооборудование и т.д.
            3. LastPS 5 января 2017 23:22
              Ну, насколько я знаю, они кроме стрелкового оружия сейчас ничего не выпускают.
      2. Zaurbek 30 ноября 2016 08:03
        А нам, они что ковали? Себя вооружали-Да. А так от трофейных немцев пользы больше было.
  5. Комментарий был удален.
  6. igordok 28 ноября 2016 08:39
    Подскажите (t) в названии техники- это трофейный или территориальный индекс Чехии? Ведь Чехия была захвачена, но продолжала выпускать технику с этим индексом всю войну.
    1. SerB60 28 ноября 2016 08:55
      Национальный)) (f) - трофей из Франции, (r) - СССР.
    2. svp67 28 ноября 2016 10:20
      Цитата: igordok
      Подскажите (t) в названии техники- это трофейный или территориальный индекс Чехии?

      И то и иное...Вся трофейная техника получала немецкий индекс, в конце которого был указана страна изготовитель. Наша техника шла с литерой "R"
      1. igordok 28 ноября 2016 16:33
        Я о том, что к моменту появления "Хетцера", формально Чехии не существовало. Был протекторат Богемии и Моравии в составе Германии (3 Рейха). Так зачем ставить индекс если формально Чехии уже нет?
  7. Velizariy 28 ноября 2016 09:30
    Судя по таблице броня Хетцера крепче брони Тигра)
    1. yehat 28 ноября 2016 13:56
      у тигра броня была разная. тигры-1 первой серии, шедшие с лобовой броней, взятой со строительства крейсера, были наверное более стойкими. В конце войны хетцер превосходил тигры по приведенной лобовой броне (хотя абсолютная ) была толще. А вот тигр-2 по лобовой защите уже наголову лучше хетцера.
    2. hohol95 28 ноября 2016 15:10
      Тигр - лоб (верхний лист) 100 мм но угол наклона всего 8 град., а у Хетцера 60 мм при наклонах 60 градусах верхнего и 40 градусов нижнего.
  8. Yakut 28 ноября 2016 09:44
    Хороший аппарат сделали Чехи. Много крови он нам попил в войну. По совокупности характеристик одна из лучших противотанковых САУ времен войны. В легком классе так наверное и лучшая.
    Наши кстати очень ценили их как трофей и всегда старались использовать в боях.
  9. ARA90rN 28 ноября 2016 11:55
    Цитата: igordok
    Подскажите (t) в названии техники- это трофейный или территориальный индекс Чехии? Ведь Чехия была захвачена, но продолжала выпускать технику с этим индексом всю войну.

    Буква «t» означает «трофейный из Чехии», по немецки чешский пишется как tschechisch.
  10. Predator-74 28 ноября 2016 12:51
    Весьма сомнительно, что к концу войны орудие можно подогнать под категорию "...хорошо себя проявило...", разве что только против старых 34-ок и против большей части американских танков. Ну я конечно не спорю, что подготовленный экипаж способен на многое, но подготовленный экипаж на более совершенных самоходках (которых кстати имелось тоже достаточно) способен куда больше чем "многое" ...
    1. yehat 28 ноября 2016 14:36
      по факту хетцер оказался одной из лучших легких противотанковых самоходок
      само понятие легкий исключает сбалансированные характеристики - чем-то надо было жертвовать
      конечно, он не ровня штугу-3 или ягдпанцеру-4, но все-таки для борьбы с кучей т34-85, шерманов, валентайнов, вольверинов, разного рода колесной техники, су-76 и проч. он вполне годился.
      Кстати, пеняют в сторону хетцера, что он был малоподвижный и потому бесполезный.
      Ну так американцы недавно на своем полигоне на реконструкции доказали, что хетцер нес серьезную опасность всей бронетехнике, кроме тяжелобронированной. А потому был отличным средством для борьбы с механизированными прорывами.
      да, и еще - хетцера делали чехи, но проектировали его немцы. На базе большого опыта создания и эксплуатации других САУ - штугов, ягдпанцера4 и ряда проектов не пошедших в производство
      Именно благодаря этому опыту удалось в таких габаритах сделать что-то вменяемое.
  11. demiurg 28 ноября 2016 14:10
    Дальность пробития не попутали в табличке?

    60мм брони, даже с большим углом наклона для 85мм пушки только с 400м? А уж Су-122 вообще в пределах видимости должна пробивать.
    И черчиллей чтой то с километра пробивать начали. Хотя у этого танка была одна радость, толстый лоб.

    И снова, каждые 14 самоходок жгут сотни танков. Осетра урежте, ради приличия. Хотя бы по статистике, 1 к 3.
  12. hohol95 28 ноября 2016 15:17
    САМОХОДКИ СТАЛИНА
    Свирин Михаил Николаевич
    "Только вот дурака они сваляли со своими «Фердинандами» и «Пантерами» разными… Каждое такое чудо отнимало у них 3-4 машины вроде артштурма, или 5-6 вроде «осы», - рассказывал Л. И. Торлицкий.
    Также многие ветераны, вспоминая немецкие боевые машины последнего года войны, неизменно с уважением вспоминали одну и ту же самоходную установку, формой корпуса весьма схожую с Т-34. И имя ей по какой-то причине давали одно и то же - «Оса». Однако это был не хорошо известный любителям «Веспе», но истребитель танков «Хетцер».
    1. avt 28 ноября 2016 20:12
      Цитата: hohol95
      рассказывал Л. И. Торлицкий.

      Вроде всё таки Горлицкий , а так - да .
      avt
  13. Гончар 28 ноября 2016 16:04
    Цитата: Mavrikiy
    Да. Нагадили чешкие солдаты на нашей земле крепко. Вывод. Если будет заварушка, первые ядерные удары по Шкоде, уж не взыщите.

    Владелец машиностроительных заводов Шкода (не путать с автозаводом) - Объединённые машиностроительные заводы (ОМЗ, группа «Уралмаш-Ижора»). Это русская собственность.
  14. Вождь краснокожих 28 ноября 2016 20:35
    Данная машина - образец недорогого и єфективного оружия. Я считаю, что именно такого сейчас и не хватает в локальных конфликтах. Нишу таких вот "хетцеров" заполняют или ОБТ, или "шушпанцерами". Которые, в свою очередь", как и БМП, уступают п оогневой мощи.
    1. LastPS 5 января 2017 23:49
      Мммм... для каких целей? Хетцер это ПТ САУ, сейчас для противотанковой борьбы используются ПТУРы и РПГ значительно превосходящие по эффективности что-то подобное хетцеру. Если же хочется чего-то более мощного, справляющееся с более широким спектром задач, и при этом недорогого, существуют машины поддержки на базе БТР и БМП. Французы вон вообще их с 30-х годов клепают и себе и на экспорт, да и другие тоже.
  15. Yakut 28 ноября 2016 21:11
    Хетцер ведь не штурмовая САУ, а ПТО. Для этих целей он создавался, и все там было заточено под эти цели. Небольшие размеры, достаточно мощное орудие, простота управления, небольшая цена. У него задача действовать из засады и быстро менять позицию, что немцы и делали в конце войны. И там подготовленный экипаж вполне себе с десяток Т34 или Шерманов настрелять за раз мог. За что ее наши и ненавидели. Такая вот мелкая, но кусачая была.
  16. Юбиляр 29 ноября 2016 08:48
    Да уж, хорошо гейропушка на адика поработала.
  17. WildOwl 29 ноября 2016 19:42
    Век живи - век учись! Всегда считал что Хетцер переводится как Егерь. Видимо из-за незнания языка. Еще путаюсь между Jagdpanzer и Panzerjager, объясните на пальцах кто нибудь.
    1. Башибузук 4 декабря 2016 14:11
      Во многом. это просто устоявшиеся, или общепринятые понятия.
      Jagdpazer -...охотник на.., истребитель танков.
      Panzer jager - танк охотник, танк истребитель. Хотя та же самая самоходка. Просто подчеркивается некое различие, в происхождении ли, в годах, еще в чем.
      В публикациях сама машина, сама техника называется ягдпанцером. А вот организационная структура - чаще панцерягер абтайлунг.
      Вот например - "...В январе 1944 года первые серийные Jagdpanzer IV поступили в дивизию «Герман Геринг», воевавшую в Италии. Весной 1944 года «ягдпанцерами» были перевооружены два батальона истребителей танков, воевавшие в Италии – 3. Panzerjager Abteilung и 33. Panzerjager Abteilung из 3-й и 15-й моторизованных дивизий соответственно. "
      Это, вроде как наши Ла-5 можно назвать истребителем, а Ла-7 ..- ястребком. Мы-то въезжаем, в чем тут разница. А немцы - въедут? Так и мы.....один истребитель. другой танк...но тоже истребитель.
      Условность.
      1. WildOwl 4 декабря 2016 15:45
        Иногда от этих условностей мозги дымятся. Благодарю за науку, знание лишним не бывает.
  18. Крым26 21 октября 2017 13:50
    Наши называли "Хетцер" почему-то "Свисток" ( это одно из нескольких названий). Вот почему!?!?!
Картина дня