Броня Вильгельма

В отличие от броневиков – яркого воплощения маневренной войны, танки явились оружием войны позиционной.

Образцом для танка послужил использовавшийся для сельскохозяйственных работ американский трактор, с которым в Германии в год войны уже были знакомы, но самого образца трактора не имели. Гусеничная передача давала этим машинам большие технические преимущества – как в отношении веса, так и при перемещении.

Интересно, что идея использовать гусеничную передачу (но для бронеавтомобилей) принадлежала немцам, появившись в декабре 1913 года. Мысль принадлежала немецкой фирме, предложившей торпедообразный бронеавтомобиль с 2-мя гусеничными передачами. Очевидно, что если бы на это предложение своевременно было обращено должное внимание, тогда бы Германия лидировала в деле применения боевых гусеничных машин, и немецкую армию вместо 4-летнего сидения в окопах ожидало бы участие в мощных мобильных ударах – блицкриг мог быть реализован на 25 лет раньше.


Уже в ходе войны летом 1915 года другой германской фирмой был предложен пулеметный бронеавтомобиль на гусеничном ходу - но так как фирма предъявила большие требования, а конструкция нуждалась в переработке, то и в этом случае результат отсутствовал.

15 сентября 1916 года британская армия впервые применила танки, а менее чем через месяц - 11-го октября Начальник Полевого Генерального Штаба предложил немедленно приступить к работам по созданию своего танка.

Была оказана необходимая финансовая и материальная поддержка, приглашены опытные конструктора - и в короткое время были разработаны чертежи танка А7V. Впоследствии выяснилось, что эта конструкция несовершенна - и ее недостатки пришлось устранять. Проявились и экономические проблемы. Комиссия по созданию танка в декабре 1916 года указывала, что германские фирмы переполнены военными заказами, ощущают сильный недостаток в необходимых материалах и первый танк может быть выпущен только к весне 1917 года. Большую роль сыграли угольный голод и затруднения в транспортной сфере.

В это время все внимание Германии было сосредоточено на выполнении программы П. Гинденбурга - на первом месте стояло изготовление авиационных моторов, подводных лодок и автомобилей. Наконец, в мае 1917 года, со значительными трудностями, первый танк был готов, а постройка остальных, из-за недостатка необходимых материалов, затянулась до весны 1918 года.

Сдерживающее влияние на развитие производства танков оказало и отсутствие единого мнения относительно оптимального типа гусеничной машины. Различные требования противоречили друг другу: танк должен был иметь сильную броню, хорошее вооружение, маневренность, легкость, представлять собой возможно меньшую цель для артиллерии. Первым двум условиям отвечал тяжелый (большой) танк, в то время как остальным - легкий (малый) танк. С марта 1917 года разрабатывался «большой танк» - первый образец должен был быть готов в декабре 1917 года. Даже к концу войны он не был закончен. Тип так называемого «маленького» танка также был проработан, но к производству смогли приступить только с лета 1918 года – а первая тысяча танков могла быть готова лишь в ноябре 1919 года.

Фактически в боях Первой мировой с германской стороны участвовали 20 единиц отечественных А7V и полсотни трофейных (преимущественно британских) танков.

Броня Вильгельма

Илл. 1. Танк А7V. White B. T., Wood J. Tanks and other Armoured Fighting Vehicles 1900 to 1918. - London, 1968.

В деле тактического применения танков, вследствие их малочисленности, немцы не смогли пойти по пути союзников. Так, английские танки объединялись в танковые батальоны (каждый из 3 рот по 16 танков в роте), а французы объединяли 4 танка в батарею (4 батареи - группа). Во время наступления танки разворачивались в линию и двигались на расстоянии 50 метров друг от друга. Преодолев искусственные препятствия, они начинали двигаться вправо или влево, сравнивая вражеские окопы с землей. За танками наступала пехота.

К осени 1917 года англичане имели 3 бригады танков (каждая в 3 батальона по 48 боевых машин). Бригады в июле 1917 года были объединены в танковый корпус. В это же время французы имели 11 танковых групп по 16 малых (легких) танков и 5 групп по 16 больших (пехотных) танков в каждой группе.

В ноябрьских боях 1917 года у Камбрэ на фронте 2-й армии немцы захватили 64 британских танка, из них 26 «самцов» (то есть с орудиями) и 38 «самок» (с пулеметами). Трофейные танки отправили в Шарлеруа, где организовали танковый парк. Ремонт этих машин шел очень медленно - не хватало материалов и рабочей силы. Но главное затруднение было связано с изготовлением моторов – все мощности были задействованы для постройки авиадвигателей и двигателей для артиллерийских тягачей.

Зимой 1917/18 годов в строй вошли первые танки А7V, принявшие участие в весеннем наступлении во Франции.

Вследствие малочисленности своего танкового парка немцы были вынуждены формировать танковые отделения. Это повлияло и на тактику – использовать танки массированно было невозможно, и отделения придавали общевойсковым соединениям и частям. Так, когда в январе 1918 года было сформировано 1-е танковое отделение (5 танков типа А7V), оно было придано штурмовому батальону.

В первом бою германских танков, 21 марта 1918 года у Сент-Кантена, приняли участие 1-е (4 танка А7V) и 2-е (5 трофейных танков) танковые отделения. Из этих 9-ти танков у 2-х вышли из строя моторы, еще 2 сильно пострадали от артиллерийского огня союзников.


Илл. 2. Танки А7V №№ 501 и 506 – участники боя 21-го марта во время ремонта в Шарлеруа. Фото: Deutsche Kampfwagen Im 1. Weltkrieg, - Dorheim, 1988.

В начале апреле эти подразделения были готовы к новым боям - и к ним присоединились вновь сформированные танковые отделения. Наступление 9-го апреля на фронте 6-й армии 11-го и 12-го танковых отделений (сформированы из захваченных машин) не дало результата - танки не могли двигаться по сильно размокшему грунту.

Наступление 24-го апреля сопровождалось блестящим успехом. В бою приняли участие 1-е, 2-е и 3-е танковые отделения. У Каши произошел танковый бой - причем 1 германский танк отбился от 7 танков противника и 3 из них уничтожил. 2 немецких танка остались на поле боя, и попали в руки противника.


Илл. 3. Танк А7V № 506 «Мефистофель» (германские танки имели имена собственные) – трофей британцев (на машину нанесена английская эмблематика). 25 апреля 1918 г. Фото: Deutsche Kampfwagen Im 1. Weltkrieg, - Dorheim, 1988.

В течение мая из трофейных танков были сформированы 13-е и 14-е танковые отделения, и 28-го мая они, совместно с 11-м и 12-м отделениями, приняли участие в бою 7-й армии юго-восточнее Реймса - причем 11-е и 12-е отделения вернулись из боя только с двумя боеспособными танками.

31-го мая и 1-го июня 1-е, 2-е, 3-е, 11-е, 12-е, 13-е и 14-е отделения принимали участие в наступлении 1-й армии на Реймс. В этих боях танковые отделения, сформированные из трофейных танков, сильно пострадали от артиллерийского огня противника.

8-го июня 1-е и 3-е отделения принимали участие в наступлении 18-й армии на Орвиль-Мерв.

15-го июля 11-е, 12-е, 13-е и 14-е отделения принимали участие в боях в Шампани - у Сент-Суплет - Сент-Хиллер. В этих боях 4 танка сгорели, 4 подорвались на минах и 1 застрял в искусственных препятствиях передовой линии обороны противника.
В июльских боях отличились 1-е и 2-е отделения, участвовавшие в наступлении 22-й и 123-й пехотных дивизии на Ла-Нювиль и Паради.

В августе немцы сформировали из трофейных танков 15-е и 16-е отделения.
31-го августа 2-е отделение поддерживало наступление 16-й Баварской пехотной дивизии на Фремикур, а 11-е, 15-е и 16-е отделения сражались южнее Камбрэ.

11-го октября 1-е и 3-е отделения приняли участие в оборонительном бою к западу от Иви. Причем боевые заслуги этих подразделений были отмечены командованием, сообщавшим, что танки оказали большую помощь во время отчаянной, но неудачной попытки противника прорваться на 12-километровом фронте немецкой обороны.

Последний бой в начале ноября провели 12-е, 13-е и 14-е отделения - на фронте 17-й армии они поддерживали контратаку 28-й резервной дивизии у Зебурга.

Даже немногочисленные танковые части принесли немцам много пользы. Но они были слишком слабы, чтобы оказать влияние на исход войны. Танк показал себя прекрасным тактическим средством, но оперативное влияние германских танковых частей (опять же вследствие их малочисленности) не ощущалось.

Сама типология танков (тяжелые машины отечественного и британского производства) превратила первые германские танковые части, прежде всего, в тактический инструмент поддержки пехоты на поле боя.

Огромную роль сыграл факт недооценки военно-политическим руководством Германии значения танка, а также просчеты, связанные с опозданием в деле производства боевых гусеничных машин. Большое влияние оказала и загруженность германского производства другими заказами - для быстрой перестройки предприятий необходимо было не только иметь сырье, но и освободить часть автомобильных заводов от морских, авиационных и артиллерийских заказов. Кроме того, для танковых частей требовались запасные части, автомобили и другое имущество, а также обученные экипажи.

Только массовое (маловероятное в сложившихся в конце войны условиях) производство танков могло оказать оперативно-стратегическое воздействие на ход и исход войны. Недооценив новое оружие в наиболее благоприятный для его производства период, германское военное руководство лишило себя мощного и перспективного оружия.
Автор: Олейников Алексей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец 30 ноября 2016 16:23
    Фактически в боях Первой мировой с германской стороны участвовали 20 единиц отечественных А7V и полсотни трофейных (преимущественно британских) танков.

    Помимо этих танков,автор упоминает большие танки. << Первым двум условиям отвечал тяжелый (большой) танк, в то время как остальным - легкий (малый) танк.>>. Таких танков было построено аж два.
    остойным ответом в германской армии посчитали внедрение в войска бронированного монстра «К-Ваген». Спроектировал этот первый немецкий танк инженер Йозеф Фолльмер, сотрудник «Феркерстехнише Прюфунгс Коммиссион» (комитета технических испытаний). Ему помогал германский капитан Вегер. Они задумали сделать тяжелую машину -- 168 тонн. Но такой монстр с трудом переползал по полю боя -- танк похудел до 122 тонн. Это был настоящий линкор -- 4 артиллерийских орудия на борту (калибр в 77 миллиметров), да еще 6 пулеметов, прикрывавших подступы к танку со всех сторон.
    Источник: http://armflot.ru/index.php/vooruzhenie/433-pervy
    e-nemetskie-tanki-pervoj-mirovoj-vojny

    Военное ведомство кайзера хотело заказать для начала 10 монстров. Но 1918 года собрали всего только два. Эти машины были потом ликвидированы по условиям Версальского договора, ставшего символом национального позора для немцев.
    Источник: http://armflot.ru/index.php/vooruzhenie/433-pervy
    e-nemetskie-tanki-pervoj-mirovoj-vojny
  2. sub307 30 ноября 2016 17:14
    В то время (апрель 1917 года), когда собирали первый прототип танка Первой мировой войны A7V в Германии всесторонне испытали трофейные английские танки Mk IV. В итоге руководство потребовало спроектировать танк по английскому образцу, проект обозначили, как A7VU.

    Танк A7VU имел ряд преимуществ по сравнению с английскими тяжелыми "ромбовидными" машинами: упругую подвеску, лучшую бронезащиту и обзор для экипажа. Но вес оказался через чур большим, а это увеличило сопротивление движению на 40% по сравнению с A7V.
  3. parusnik 30 ноября 2016 17:53
    "Гадкие утята" - зари танкостроения...
  4. Олежек 30 ноября 2016 20:14
    Недооценив новое оружие в наиболее благоприятный для его производства период, германское военное руководство лишило себя мощного и перспективного оружия.


    Так то оно так... но наштампуй таких вот "танков" Германская империя (за счёт других заказов) имело бы это какой-то особый смысл и повышенную отдачу?

    Штурмовые части, которые успешно наступали (ломая долговременную оборону противника) без всяких танков придумали именно немцы.
    1. zoolu300 3 декабря 2016 01:31
      Скорее Германское командование не недооценило, а вполне расчетливо присматривалось к данной "вундервафле" (стоит ли вещь затраченных ресурсов) и только после Камбрэ, где танки себя реально проявили было форсировано их производство. Однако не избежали ошибочной "гигантомании" (впрочем ее не избежали ни Англия, ни Франция),что сковало и без того скудные ресурсы. А так бы сочетание легких танков и штурмовых групп давало бы Германии идеальный механизм для взлома позиционной обороны.
Картина дня