Живая история флота, легендарная «Коммуна»

Живая история флота, легендарная «Коммуна»


Вопросам аварийно - спасательной работы при авариях военных кораблей и подводных лодок уделяли большое значение советские военные ученые. В середине 30-х годов XX столетия была разработана теория, а затем к концу десятилетия были изобретены аппараты для спасения экипажей затонувших надводных кораблей и подводных лодок

Но мало кто знает, что этим вопросом занимались еще моряки русского, тогда еще царского флота.


После провала русско - японской военной компании 1905 года униженная Россия пыталась создать себе задел для будущего ответного удара по военно-морским силам микадо. Подготовка шла по всем направлениям, слишком свежи были еще кровоточащие раны от потерь, понесенных русским флотом из-за атак японских военных кораблей. Тогда в недрах царского военно-морского ведомства и зародился этот проект- создание корабля- спасателя судов.

Живая история флота, легендарная «Коммуна»


Морской генеральный штаб ухватился за эту идею, которая нашла свою реализацию в проекте инженеров Путиловского завода (1911 год), хотя были еще неплохие работы, представленные на конкурс, организованный военными моряками. Спасательное судно «Волхов» было заложено в ноябре 1912 г. в С.-Петербурге на Путиловском заводе, спущено на воду в ноябре 1913 г. и в июне 1915 г. поступило в штат Балтийского флота, находясь в классе транспортов. Примечательным остается тот факт, что при спуске этого судна-катамарана на воду княжна Романова в 1915 году разбила шампанское о корпус этого судна.

Необходимо также отметить, что при изготовлении корпусных частей использовалась уникальная по своей ковкости и вязкости сталь, рабочая формула производства которой канула в Лету. Нынешние кондиции корпуса этого корабля, собранного на верфях из «путиловской» стали еще задолго до Февральской революции, и сейчас остаются боеспособными – приходят в негодность железные сооружения гораздо более позднего изготовления, которые установлены на спасателе. После сдачи морских обязательных тестов в июле 1914 года на корабле подняли Андреевский флаг, который означал, что корабль находится в боевом строю дивизии подлодок Балтийского флота, где он использовался как плавательная база. Его нарекли «Волховом». По своим характеристикам корабль водоизмещением 3100 тонн был 96 метров длиной, 18,57 метра шириной, с высотой борта 8,40 метра, осадка при этом составляла до 3,65 метра. Корпус исполнен по типу «катамаран», 4 главных гиня имели силу подъема до 1000 тонн.

Живая история флота, легендарная «Коммуна»


Первый раз корабль-спасатель был задействован по боевому расчету летом 1917 года, когда в Аландских шхерах осуществил подъем подводной лодки АГ-15 , которая затонула на учебных тренировках с открытым люком. Первый боевой подъем затонувшей лодки «Единорогъ» состоялся 24 сентября 1917 года спасательным кораблем с глубины 13,5 метра.

«Волхов» принимал участие в революции и гражданской войне, говорят, что палуба этого военного корабля омыта в крови царских морских офицеров, которые были преданы смерти на борту этого катамарана. В своей повседневной боевой работе корабль продолжал обслуживать суда РККФ, только название получил другое, соответствующее – «Коммуна». Уже с обновленным названием спасатель принимал участие в тушении пожара на подводной лодке "Змея", организовывал подъем посыльного судна "Кобчик" и лодки № 4 "Красноармеец", которые затонули при сложных погодных условиях.

С осени 1924 года, после того, как плавсостав на корабле-спасателе был увеличен до 110 человек, и до начала финской компании корабль занимался повседневной боевой работой, оказывая помощь надводным и подводным судам, у которых случались аварийные ситуации и катастрофы. К результатам их трудовых военных будней относится подъем английской подводной лодки L-55. Подводное судно была поднята с глубины более 60 метров ступенчатым способом. В дальнейшем были проведение аварийного спасательных операций, таких как подъем затонувшего морского катера погранохраны и буксира КП-7, обеспечение тестирования новых подлодок и проведение ремонтных работ на кораблях Балтийского Флота. Ближе к началу финской войны "Коммуна" подняла со дна затонувшие подлодки "Большевик", М-90, катер- торпедоносец и упавший в воду истребитель.

Живая история флота, легендарная «Коммуна»


С началом Великой Отечественной войны «Коммуна» перебазируется в Кронштадт, а с марта 1942 года 32 водолаза с корабля - спасателя обслуживают «Дорогу жизни» на Ладоге, поднимая затонувшие грузы, автомобили и боевую технику. Всего за годы войны спасатель поднял более 100 затонувших объектов Военно – Морского Флота и 300 объектов из народного хозяйства. Все члены экипажа корабля - труженика были удостоены различных правительственных наград, все получили медали "За оборону Ленинграда".

После завершения военных действий судно занималось ремонтно - восстановительными работами, только в 1954 году ветеран ВМФ смог встать на «капиталку», в ходе которого голландские дизельные агрегаты были поставлены взамен старых немецких, которые свое честно отработали.
1967 год ознаменовался переводом спасательного корабля на Черноморский флот, куда спасатель добрался своим ходом, обогнув всю Европу.

На Севастопольском морском заводе судно было переоснащено в корабль-носитель аппаратов для изучения океанических глубин, при этом ему попутно придали функции аварийно – спасательного судна по подъему подводных лодок и в 1973 году переоборудование было завершено.

«Коммуна» могла оснащаться МСА (малыми спасательными аппаратами), которые работали на глубинах от 500 метров, с возможностью спасения экипажей от 16 до 20 человек.

Спасатель был оборудован сверхнормативным оснащением, которое включало два аппарата для глубоководных работ типа Поиск-2, работающих на глубинах более 2 километров. В 1979 году спасатель был поставлен на очередной ремонт на Севморзавод, а в 1984 году «Коммуна» как военный корабль был выведен из состава ВМФ СССР для последующей передачи в АН СССР. Но ученые отказались от взятия судна на баланс, и оно осталось доживать свой век в составе ВМФ СССР.
Автор: Лебедев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 15
  1. and1975 24 января 2012 08:20
    автор а не стыдно чужие статьи ть аааа? wink
    and1975
    1. Смирнов Вадим 24 января 2012 08:37
      Адрес - ссылку назовите где раньше эта статья была размешена, если она ..ная!
      Вряд ли Вы сможете это сделать, так как именно эта статья ранее не размещалась. Есть статьи о этом судне, но это другие статьи!
  2. and1975 24 января 2012 08:44
    в принципе информация везде схожая я видел похожие публикации на различных сайтах где указано именно об этом корабле но точно утверждать не могу по скольку все дополняют разными сведениями smile
    and1975
    1. Смирнов Вадим 24 января 2012 08:46
      Думать надо сперва и проверять, а потом утверждать, что статья ...ная!
  3. Гражданский 24 января 2012 09:03
    лишь бы на металл не сдали, прекрасный кандидат для военно-морского музея
    1. 755962 24 января 2012 13:04
      Присоединяюсь.И полностью согласен.Уникальнейшее судно.Как бы не было как в той поговорке"Что имеем.....тьфу-тьфу-тьфу
      755962
    2. altman 24 января 2012 20:26
      оно еще столько же послужит военно-морскому флоту! позавчера был репортаж о нем ! в отличном состоянии, умели строить русские корабелы! smile
  4. Страбон 24 января 2012 12:54
    Знали, умели, понимали и хотели что то сделать для славы флота. Хотелось бы чтоб эта традиция осталась, а то грусно, что спустя век спасти экипаж Курска не сумкли.
    Страбон
    1. квирит 29 января 2012 00:02
      (а то грусно, что спустя век спасти экипаж Курска не сумкли.);если б в начале девяностых две спасательных субмарины *нырок*не отправили на металлолом то возможно кого нибудь и спасли ведь они не только могли лечь на грунт рядом с затонувшим обьектом но и разгрузить реактор на глубине с помощью приборов узнать какие отсеки затопленны а какие нет и если выжившие и принять меры к их спасению и многое другое .
  5. Kars 24 января 2012 15:43
    После первой мировой,а потом гражданской и затопления флота в Новоросийске для таких судов и Эпрона была масса работы.
  6. севастополец 24 января 2012 19:13
    старейшее судно у нас, 97 лет в строю! даже не верится, что его еще при царе ходило!
  7. fedor 24 января 2012 22:50
    Коммуна (Волхов) построена в 1913 году на базе проектов немецкого "Вулкан" и испанского "Kanguro" из обычной, для того времени, корабельной стали на заклепках, как и все корабли того времени, а корпус хорошо сохранился потому, что на этом судне более полусотни лет не было обмоток размагничивания и электропитание потребителей осуществлялось исключительно постоянным током. Этот корабль поднял со дна балтийского моря более 60 подводных и надводных кораблей. Судно заслужило стать музеем истории ВМФ и аварийно-спасательной службы ВМФ.
    fedor
  8. DrCoks 24 января 2012 23:03
    Хм, а Единорог эта не британская подлодка? которую врое потопили наши эсминцы а потом ее подняли? Или я что-то путаю опять?
    DrCoks
    1. altman 25 января 2012 18:18
      нет, Единорог подводная лодка типа Барс, а подняли английскую L-55
  9. Юра 25 января 2012 19:40
    После провала русско - японской военной компании 1905 года униженная Россия ............Автор Лебедев Сергей. Почему униженная, даже в советское время написали бы просто царская Россия. Когда такие вещи читаю я чувашин зверею просто, и вроде неплохая статья не воспринимается. Аккуратнее писать надо.
    1. Kibb 27 января 2012 13:58
      Да потому что, а как еще назвать это поражение - только позором и унижением
      Kibb

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня