Е.В. Семёнова. Созидатель. К портрету Светлейшего князя М.С. Воронцова. Ч. 3. (к 160-летию памяти)

Е.В. Семёнова. Созидатель. К портрету Светлейшего князя М.С. Воронцова. Ч. 3. (к 160-летию памяти)


Сколько раз я имел случай убедиться в жизни, что официальная недоступность, напускная важность и театральность форм скрывают в начальнике истинную неуверенность собственного достоинства и желание наружными формами прикрыть скудость нравственного содержания своего Воронцов так высоко стоял своим прошедшим и настоящим, что он не опасался никогда показать себя человеком во всех случаях сношений своих с подчиненными и управляемыми.
А. М. Дондуков-Корсаков[
/i]

В 1823 году граф Воронцов был назначен генерал-губернатором Новороссии и Бессарабии. В истории этого края период правления Михаила Семёновича составляет не просто эпоху. По сути именно им и был создан тот прекрасный облик наших южных владений, что известен нам теперь. Вот лишь краткое изложение сделанного графом на новом поприще.

К началу 30-х годов 19 века большая часть населения Новороссийского края занималась животноводством: прежде всего, разведением овец, дававших грубую шерсть. Для скорейшего развития тонкорунного овцеводства Воронцов за свой счёт выписал из Испании и Саксонии овец соответствующей породы. Вскоре высокосортная тонкорунная шерсть стала теснить в российском экспорте грубую шерсть.

Кроме этого генерал-губернатор развивал коневодство (у него был и свой конный завод), шелководство, виноградарство и садоводств. Михаил Семёнович приобретал в европейских странах и Армении виноградные лозы и черенки фруктовых деревьев лучших сортов, а затем размножал их в своих питомниках и раздавал бесплатно всем желающим. Из Китая для него доставили даже несколько чайных кустов.

Четверть века спустя в Новороссии насчитывалось уже около 50 тысяч фруктовых садов, более 30 тысяч виноградников, до 70 тысяч огородов и бахч. Было посажено около 12 миллионов лесных деревьев, 81 миллион виноградных лоз, 11 миллионов фруктовых деревьев, более 7 миллионов тутовых деревьев.
В Крыму Воронцов покупал участки земли (вместе они составили около 2 тысяч гектаров) и высаживал на них тысячи виноградных лоз и саженцев фруктовых деревьев. Он завел у себя отличные винные погреба и начал производить шипучее вино. Была у него своя оливковая роща и свое оливковое масло. Граф призывал состоятельных людей следовать его примеру. В итоге плантации виноградников и садов стали расти в Крыму как грибы после дождя.

В 1828 году в Одессе было учреждено Императорское Общество сельского хозяйства Южной России, первым председателем которого стал Воронцов. Общество поощряло отличившихся в садоводстве и лесоводстве, награждая их деньгами и медалями. К примеру, одесский купец Иван Рубо посадил за три года на своём участке земли 250 тысяч кустов винограда и создал школу из 120 тысяч кустов, посадил 10 тысяч фруктовых деревьев, 79 тысяч лесных деревьев, засеял 40 десятин земли семенами фруктовых и диких деревьев. За это он был награжден золотой медалью на Анненской ленте для ношения на шее.

Зная, что Англия закупает за границей в большом количестве льняное семя, Михаил Семёнович предложил местным торговцам отправить в Англию на продажу российское семя. Уже в 1832 году англичане купили у россиян 45 тысяч четвертей семени. Отметим, что четверть льняного семени стоила на 2 рубля серебром дороже четверти пшеницы.

Благодаря столь бурному развитию сельского хозяйства и садоводства десятина земли в Новороссии подорожала с 10 копеек до 10–20 рублей!
Увеличение сельскохозяйственной продукции, само собой, спровоцировало развитие перерабатывающей промышленности. В Новороссии и Бессарабии появились шерстомойные, салотопенные, мукомольные и винокуренные предприятия. Появился завод искусственных минеральных вод и завод на паях для рафинирования американского сахарного песка.

Поскольку Новороссия и Крым страдали малолесием, а, следовательно, недостатком дров для отопления жилищ, Воронцов организовал широкую разведку угольных месторождений в крае, а затем и их разработку. Уголь требовался также для новых паровых судов и металлургических предприятий. Одно из месторождений граф разработал на собственные средства, а потом передал его безвозмездно предприимчивому купцу. К 1851 году новороссийские шахты выдавали ежегодно более миллиона пудов угля, в том числе около 200 тысяч пудов антрацита, лучшего сорта. Добыча угля стала даже опережать потребность в нем, что дало Новороссии независимость от привозного английского каменного угля.

Кроме угольных месторождений Воронцов инициировал разведку месторождений железной руды, благодаря чему начала развиваться металлургия. На верфях в Николаеве, Одессе и Херсоне стали строиться пароходы.

Для поощрения текстильной промышленности в Бессарабии Михаил Семенович добился от Петербурга льгот для фабрикантов — снижения казенных податей и послабления при отбывании повинностей.

Немало внимания было уделено генерал-губернатором проблеме дорожного и водного сообщений. В начале его правления дорог в Новороссии и Бессарабии явно не хватало, да и те оставляли желать лучшего. Благодаря настойчивости Воронцова, Петербург выделил деньги на строительство дороги от Кишинева до Сорок, связавшей центр области с пристанью на Днестре. В Крыму после прокладки хорошей шоссейной дороги стали возводиться летние резиденции знатных и богатых россиян, в том числе и представителей царской фамилии. На дороге из Евпатории в Керчь через Симферополь и Феодосию в 1832 году было открыто движение дилижансов, развитием которых граф занимался ещё до своего генерал-губернаторства. Ещё в 1819 году почт-директор К.Я. Булгаков инициировал пустить между Москвой и Петербургом пассажирские дилижансы. Благодаря им, поездки из одной столицы в другую стали бы занимать меньше времени и обходились бы дешевле, чем на перекладных. Воронцов тотчас откликнулся на эту идею и внёс на её реализацию значительную сумму денег. Год спустя первые дилижансы отправились из Петербурга в Москву…

Михаил Семёнович с детства питал любовь к морскому делу. Неслучайно, в тяжёлый период в Англии отец намеревался отдать его именно в моряки. Один из первых русских пароходов «Надежда» был построен в середине 1823 года в имении Воронцова Мошна, и граф плавал на нём по Днепру, привлекая внимание многочисленных зевак. В 1825 году «Надежда» была переправлена через днепровские пороги и прибыла в Херсон. Здесь ее стали использовать для буксировки барж в Николаев. А в 1827 году «Надежда» отправилась в первый рейс с пассажирами. На пароходе были комнаты для женщин — на четырех и для мужчин — на семерых.

Верного единомышленника в деле развития пароходостроения Воронцов обрёл в командующем Черноморским флотом вице-адмирале А.С. Грейге. Когда в 1815 году тот получил это назначение, флот находился в полностью заброшенном состоянии, а адмиралтейство в Николаеве было в том же виде, в каком оно существовало еще во времена Г. А. Потемкина-Таврического. Догнивали стапеля и другие строения, суда давно отслужили положенный срок, новые корабли не строились.

Стараниями Грейга была принята программа строительства пароходов, катеров, шлюпов и мелких судов, предназначенных для ведения разведки и перевозки грузов. В 1820 году в Николаеве был построен первый на Черноморском побережье России пароход «Везувий».

Воронцов мечтал о строительстве большого парохода для Одессы, который мог бы перевозить и грузы, и пассажиров. В 1828 году в Николаеве был построен пароход, который получил название «Одесса». Первый рейс он совершил из Одессы в Евпаторию.

Параллельно с гражданскими строились и военные корабли. В 1825 году был построен первый в России военный 14-пушечный пароход «Метеор», а в 1826 году — пароход «Молния». В мирное время эти пароходы использовались для буксировки плашкоутов с грузами. В дальнейшем было построено несколько 60-пушечных кораблей и 120-пушечный корабль «Варшава», а транспортные суда переделывались в бомбардирские, необходимые для штурма приморских крепостей.

В 1834 году в Англии был построен для Одессы пароход «Петр Великий». В марте 1840 году в Аккерман приплыл построенный в Англии пароход «Граф Воронцов» и начал совершать рейсы между Аккерманом и Овидеополем, перевозя пассажиров и грузы. Эта линия обеспечивала сбыт соли, добываемой в озерах Бессарабии.

В 1831 году в Петербурге был построен пароход «Нева». Обогнув всю Европу, он прибыл 4 марта в Одессу. 7 мая «Нева» отправилась в первый рейс, открыв линию между Одессой и Константинополем. В дальнейшем на этой линии плавали пароходы «Император Николай» и «Императрица Александра», построенные в Николаеве, и другие суда.

В 1841 году Николай I велел заказать в Англии четыре пароходофрегата «с тем, чтобы в военное время можно было их обратить на полезное употребление при флоте»3. Эти суда, спущенные на воду в 1843 году, получили названия «Одесса», «Крым», «Керчь» и «Бессарабия». В 1846 году было установлено сообщение с портами Измаил, Рени и Галац, в 1847 году — с Редут-Кале на восточном побережье Черного моря.

Расширение судоходства требовало увеличения числа портов. По инициативе и при активном содействии Воронцова был построен морской порт в Ялте. В 1828 году около 50 крепостных крестьян Михаила Семеновича приступили к заготовке и обтесыванию каменных блоков из серого крымского известняка для ялтинского мола. Другая группа крестьян заготовляла лес и пилила бревна. 1 августа 1833 года в присутствии четы Воронцовых и сопровождающих их лиц священник освятил закладку первого каменного блока в мол.

В 1835 году граф высадился на берег Азовского моря у Бердянской косы, где увидел лишь несколько землянок рыбаков. Он посчитал это место очень удобным для порта, и вскоре здесь появилась пристань, ставшая впоследствии портовым городом Бердянск.

Особую страницу в истории генерал-губернаторства Воронцова занимает Одесса. К моменту заступления графа в должность этот город лишь строился. Ознакомившись с состоянием дел, Михаил Семёнович предложил ряд мер для ускорения застройки города. Парадным фасадом города должен был стать Приморский бульвар. Граф заказал местному архитектору Ф. К. Боффо проект собственного дома-дворца, который предполагалось разместить в северной части бульвара на самом краю обрыва. Этот участок земли был им куплен в начале 1823 года. Строительством дворца Воронцов хотел подать пример другим состоятельным одесситам. Он стал выделять всем желающим участки земли для строительства жилых зданий. Но ставил непременное условие — не позднее чем через пять лет на полученном участке должен быть построен многоэтажный дом приличного вида. И уже в 1828 году на Приморском бульваре красовались дома состоятельных лиц, а к середине 1830-х годов весь бульвар был застроен. С тех пор Приморский бульвар является украшением Одессы.
Поскольку средств на строительство казённых зданий не хватало, Михаил Семёнович предложил, чтобы эти здания возводились на деньги частных лиц. А потом город станет арендовать их у владельцев. Предложение было принято, и строительство пошло быстрыми темпами.

Другими украшения Одессы, выстроенными при Воронцове, стало здание биржи, напоминающее Александровский дворец в Царском Селе, памятник Э.О. Ришелье и знаменитая лестница, соединяющая Приморский бульвар с портом. Эта лестница, ставшая символом Одессы, состоит из 10 площадок и 10 маршей. В ней 192 ступени. При взгляде снизу лестница кажется особенно величественной. Этот зрительный эффект достигнут благодаря разнице в ширине верхнего и нижнего маршей. С обеих сторон лестница ограждена двухметровыми парапетами, представляющими собой гигантские ступени. Первоначально лестницу покрыли плитами зеленоватого триестского песчаника, а в дальнейшем эти плиты заменили розовато-серым гранитом. Высота лестницы 27 метров, а длина — 136,5 метров.

Не обойдены были заботой генерал-губернатора и другие города. В Алупке английским архитектором Блором была возведена ещё одна резиденция графа. На строительстве этого величественного дворца трудились, в основном крестьяне, из воронцовских имений Московской и Владимирской губерний. Трудились на договорных началах, получая за работу определенную плату. Лучшие работники получали вольную для себя и своих семей. Они продолжали работать уже как вольнонаёмные.

На 40 гектарах вокруг дворца раскинулся живописный парк. В его создании принимали участие не только специалисты-садоводы, но и чета Воронцовых. В парке росло 250 видов деревьев и более 2 тысяч роз. Выведенные в Никитском ботаническом саду сорта роз «Алупка» и «Графиня Елизавета Воронцова» вошли в мировой каталог роз. Слава Богу, несмотря на все войны ХХ века Алупкинский дворцово-парковый заповедник и ныне остаётся жемчужиной Крыма.

Ещё одним важным аспектом деятельности Михаила Семёновича было просвещение. Им было открыто большое число учебных заведений, музеев и библиотек. В 1827 году в Бессарабии появилось ланкастерское училище. В 1828 году в Одессе — училище восточных языков, которое готовило переводчиков с турецкого и персидского языков. В 1833 году в Керчи открылся Институт для девиц; в 1834 году в Херсоне — училище торговых моряков, в Николаеве — матросское приходское училище; в 1843 году в Одессе — училище для глухонемых. В 1829 году в Одессе была основана первая Публичная библиотека.

Всецело понимая важность изучения истории Новороссии, граф поощрял археологические раскопки в Крыму и исследования старинных рукописей и других архивных материалов. В 1839 году было основано общество Истории и Древностей, почетным председателем которого стал Михаил Семенович. Благодаря его ходатайству с 1 января 1840 года на нужды Общества отпускалось ежегодно по 5 тысяч рублей и было позволено производить археологические раскопки по всей Южной России.

Находки археологов пополняли коллекции открываемых музеев. По ходатайству М. С. Воронцова в 1825 году в Одессе открылся Городской музей древностей. В 1826 году такой же музей появился в Керчи. В 1840 году свой музей открыло Одесское общество Истории и Древностей, куда Михаил Семенович передал собрание подаренных ему монет.

По инициативе граф в Одессе была создана своя типография. В 1828 году здесь начал печататься «Одесский вестник» на русском и французском языках. С 1831 года оба «Вестника» стали издаваться независимо друг от друга. С этого же года стал выходить Новороссийский календарь. Немало собственных денег Воронцов тратил на содержание итальянской оперы в Одессе. В дальнейшем ему удалось добиться от государя разрешения отпускать на содержание оперы по 60 тысяч рублей в год из городских средств. В 1846 году в Одессе был основан постоянный русский театр.

Чтобы все желающие могли любоваться красотами Крыма, Михаил Семенович пригласил в генерал-губернаторство известных художников. Их рисунки с видами Крыма были отпечатаны литографским способом и поступили в продажу. Распространением рисунков граф надеялся привлечь в Крым новых жителей, особенно людей со средствами.

Вся эта огромная работа, весь государственный масштаб деятельности граф сочетался в нём с неизменной скромностью и простотой в отношениях с людьми, с совершенной чуждостью формалистике. «Князь совершенно не обращал внимания на форму, лишь бы была суть дела, - вспоминал А. М. Дондуков-Корсаков. - Так, совершенно безразлично было написать ему рапорт по возложенному поручению на белой или серой бумаге, явиться за приказаниями или с докладом в мундире или в сюртуке без эполетов и т. п. Вообще, в службе он держался духу и смыслу, а не наружной формы. Для окружающей его молодежи и приближенных нельзя было вообразить себе более снисходительного, внимательного и доброго начальника. Все шалости молодежи, разумеется не имеющие характера ни буйства, ни явного неприличия, встречали скорее в нем симпатичный интерес к проявлениям молодости, чем взыскательное отношение начальника к своим подчиненным».

Как и в сражениях, на службе гражданской Воронцов всегда был на переднем крае, во всё вникая сам, не жалея ни личных средств, ни здоровья. В 1829 году его любимая 9-летняя дочь Александрина умирала от неизлечимой, страшно мучавшей её болезни. К тому времени он потерял уже двоих детей. Российские врачи ничем не могли помочь страждущей и советовали срочно отвезти её в Австрию. Всё уже было готово к отъезду, когда в Севастополе вспыхнул чумной бунт, жертвой которого пал военный губернатор Н.А. Столыпин. От одра умирающей дочери граф поспешил в Севастополь…

Город Михаил Семёнович застал в состоянии хаоса. Выведенная из себя непродуманными мерами толпа, растерзав губернатора и нескольких официальных лиц, ринулась избивать врачей и карантинных чиновников. Порядок Воронцов восстановил довольно быстро. Он лично бесстрашно объехал весь город и… не услышал в свой адрес ни одного оскорбительного слова. Но нужно было ещё расследовать обстоятельства бунта, восстановить карантин… Государь предоставил графу самые широкие полномочия.

В итоге жена повезла дочь в Вену одна, имея на руках ещё троих малолетних детей. Завершив следствие и с тяжёлым сердцем подписав смертный приговор семерым осуждённым, Михаил Семёнович бросился догонять семью. Но было уже поздно… С дочерью он не успел даже проститься. О её кончине он узнал в дороге.

После этой утраты Воронцов с женой и детьми отправились в Англию навестить Семёна Романовича. Здесь судьба нанесла им ещё один удар. Скончался младший сын Миша…

Однако, потери не могли сломить Михаила Семёновича и, возвратившись в Россию, он продолжил своё служение с той непостижимой энергией, вездесущестью, примеры которой весьма редко можно встретить в истории.

Стараниями Воронцова в считанные годы малолюдная и далёкая от цивилизации гигантская окраина обратился в процветающий край Империи – торговую Мекку для купцов всего мира, желанный курорт для знатных вельмож, обетованную землю для археологов и учёных, рай для землепашцев…
Казалось бы, возможно ли человеку сделать больше? Между тем, Воронцова ожидало ещё более важное поприще.

[i]Продолжение следует...

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. виктор н 3 декабря 2016 06:55
    Огромнейшая территория быстро осваивалась энтузиазмом исключительных людей - увлекательнейшая история Новороссии!
  2. parusnik 3 декабря 2016 08:09
    Много чего нужного делал, причем во многих сферах..Спасибо. ждем продолжения..
  3. Гардамир 3 декабря 2016 12:23
    Читал про этого человека давно и данная статья только подтвердила моё мнение, что во все времена были великие люди. И если уж нынешняя власть так рвётся ставить памятники царским генералам, то Михаил Семёнович достоин такого почитания.
Картина дня