Российская бронетехника получит новые пульты оперативного управления

11 726 32
Современные комплекты многофункционального пульта оперативного управления (КМПОУ), разработанные предприятием «Авиаавтоматика», заменят используемые сегодня наводчиками штурвалы, прозванные за характерную форму «чебурашками» (созданы в конце 1950-х), сообщают Известия.

Российская бронетехника получит новые пульты оперативного управления




«В настоящее время мы заканчиваем опытно-конструкторские работы над нашими многофункциональными пультами управления. Уже в следующем году изделия будут поставлены Минобороны для дальнейших испытаний непосредственно на бронетехнике», – рассказали газете в пресс-службе «Автоматики».

КМПОУ «представляют собой два джойстика, похожих на те, что применяются на вертолетах. Их форма адаптирована под строение кисти человека с углублениями для пальцев. Каждый из джойстиков оснащается специальными упорами под запястье, регулируемыми по высоте, что позволит наводчику настроить пульты под себя», говорится в статье.

Джойстики имеют набор кнопок, отвечающий за те или иные функции комплекса управления огнем. «Правый отвечает за прицельные приспособления: на нем расположены кнопки, позволяющие наводчику выбрать цель и навести на нее орудие», – пишет газета. Кнопки левого пульта связаны с орудием бронемашины – они позволяют осуществлять поворот башни боевой машины и подъем пушки, выбрать тип боеприпасов, а также произвести выстрел.

Военный эксперт Влад Белогруд: «В армиях НАТО пульты управления такого типа начали устанавливать еще с середины 80-х годов прошлого века, что позволило решить сразу несколько проблем. В первую очередь вывод кнопок управления комплексом ведения огня на два раздельных джойстика значительно облегчает работу наводчика и позволяет сэкономить в бою драгоценные секунды. Другое преимущество, которые дают такие пульты, – лучшая эргономика. Современные танки и бронетранспортеры перенасыщены сложной электроникой – приборы ночного зрения, система распознавания и сопровождения цели. Управление всеми этими элементами одновременно может отвлекать экипаж во время боя».
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    29 ноября 2016 10:40
    Больше такой техники,надежной качественной.
    Экономит время в бою,это очень важно,учитывая скоротечность современного боя.
    Такие новости не могут не радовать.
    1. +2
      29 ноября 2016 10:48
      Этот пульт ещё и конструктивно не совсем готов, ещё не прошёл и испытаний, ещё не известно, как он поведёт себя в условиях, приближённых к боевым, но уже восторженно рассказывают о нём так, как будто автор уже его видел и сидел за этим пультом, ну что ж, главное прокукарекать, а там хоть солнце не всходи.
    2. +1
      29 ноября 2016 11:27
      перед тем как уехать в командировку пил пиво с рыбой. и естественно сидел за компом. Приехал через 15 дней, дома завелись мыши и сгрызли колесико! request laughing
      1. 0
        29 ноября 2016 11:28
        Цитата: Sterlya
        перед тем как уехать в командировку пил пиво с рыбой. и естественно сидел за компом. Приехал через 15 дней, дома завелись мыши и сгрызли колесико на мышке! request laughing
  2. +2
    29 ноября 2016 10:41
    Вот так джойстик выглядит.
  3. +4
    29 ноября 2016 10:47
    Джойстик, даже если он появится в нашем танке, должен:
    1. Быть железным. Не буквально, конечно, но очень прочным. Потому что это танк. Потому что залезая на своё место солдат может на него и ногой наступить или во время марша влететь в него. И уж пусть лучше синяк набьет, чем пульт сломается.
    2. Эргономика пульта должна позволять работать с ним не только голыми руками, но и в перчатках, если не в варежках. А то ведь у нас бури бывают не только пыльные, но и снежные.

    Так что больше кнопок это хорошо, конечно, но и забывать что танк это таки танк, а не танковый симулятор тоже не стоит. Как-то так....
    1. +2
      29 ноября 2016 11:05
      Зачем в варежках?так кнопки чувствовать не будешь.может сразу джойстий с подогревом?)))
  4. +5
    29 ноября 2016 10:48
    У " чебурашки " есть одно преимущество - ей можно управлять одной рукой или даже ногой. Но что будет с наводчиком и танком( БТР) когда наводчик получит ранение или контузию конечности от удара снаряда? Как управляться одной рукой с двумя джойстиками? Какие то детские игры в стрелялки....
    1. +2
      29 ноября 2016 10:56
      Цитата: коноправ
      Но что будет с наводчиком и танком( БТР) когда наводчик получит ранение или контузию конечности от удара снаряда?

      Как правило, если наводчик получил ранение от кумулятивной струи, или ещё хуже - от "ломика", то, вероятно, экипаж уже срочно покидает горящую машину.
      1. +1
        29 ноября 2016 11:08
        А вам никогда пальчики люком не кромсало?
        Цитата: Паровоз
        Как правило,
        1. +1
          29 ноября 2016 11:22
          Цитата: коноправ
          вам никогда пальчики люком не кромсало?

          - Вам лично часто "кромсало пальчики" люком? Полагаю, что нет...
          - а бойцам Вашим? Сколько случаев припомните, и за сколько лет? Только реально wink
          - а сдуру (наречие такое) можно и стержень сломать... нефритовый, да laughing
          1. 0
            29 ноября 2016 11:33
            Цитата: Cat Man Null
            Полагаю, что нет...

            Поделюсь увиденным. Когда лючек парает на ручку, а ручка в перчатке, то вынимая ручку видишь такие беленькие косточки, а крови нет. Кровь потом начинает течь. Почитай в Выкиньпенделем, там наверное есть и про люки ,и про компрессионный перелом с парализацией, и про ушиб или контузию от наезда на мину. Почитай, почитай, раз вживую жизни не видел.
            1. +3
              29 ноября 2016 11:40
              Цитата: коноправ
              Почитай в Выкиньпенделем

              - гм... оно уже хамит или мне только кажется?
              - пока спишем на "кажется" yes

              Цитата: коноправ
              Почитай, почитай, раз вживую жизни не видел

              - чтобы именно люком, да так сильно серьезно, действительно, не видел. И не слышал даже, что характерно
              - Д-лы, на такое способные, отфильтровывались еще в учебке, насколько я понял

              На вопрос Вы так и не ответили. А задан он был к тому, что повреждение кисти люком - вовсе не самая частая травма. Что Вы косвенно и подтвердили wink
              1. Комментарий был удален.
                1. +1
                  29 ноября 2016 12:15
                  Цитата: коноправ
                  Мне жаль тебя ущербный. Мне прискучило тыкать нагадившего в его собственное гуано, и я выкидываю его за дверь. Мяукай сколько угодно

                  - не, оно точно хамит request
                  - эу, в доску военный... так сколько там раз Вам пальцы люком отрывало-та?
                  - то, что голову задело, походу - то понятно... на вопрос-то ответьте уже... или заслабило? wink
    2. 0
      29 ноября 2016 11:00
      Вопрос закономерный. Но на него наверное должны отвечать разработчики.
    3. 0
      29 ноября 2016 11:01
      Цитата: коноправ
      У " чебурашки " есть одно преимущество - ей можно управлять одной рукой или даже ногой

      - стрелять тоже ногой будете? laughing
      - прочие домыслы просто лень комментировать request
      1. 0
        29 ноября 2016 11:12
        Отвечу так уж и быть... будучи взводным стрелял из 2А28 ром и ПКТ сидя на башне, не разуваясь. И не я один такой выдумщик.
        1. 0
          29 ноября 2016 12:50
          Цитата: коноправ
          стрелял из 2А28 ром и ПКТ сидя на башне, не разуваясь

          - "в белый свет, как в копейку", ага...
          - из танка так "постреляйте" laughing

          Цитата: коноправ
          И не я один такой выдумщик

          - "выдумка" стара, как мамонт. Практического применения не имеет request
    4. +3
      29 ноября 2016 11:33
      Цитата: коноправ
      У " чебурашки " есть одно преимущество - ей можно управлять одной рукой или даже ногой.

      Это так. Конечно дело вкуса и привычки, но лично по мне, так "чебурашка" в танке удобнее- она интуитивно понятна, двумя руками держать удобнее и точнее как мне кажется. Танк все же не самолет - нагрузки разные и во время тряски двумя руками более комфортно.
      1. +2
        29 ноября 2016 11:37
        Согласен. Но приходится постоянно мысленно твердить - "большой палец дальномер, указательный спуск". По запарке иногда бойцы путают кнопки электроспусков пушки и пулемета. А что будет , если кнопок будет 6 штук?
        1. +1
          29 ноября 2016 11:52
          С этими самолётными джойсиками - бред это для танка.
          Представьте: наводчик-правша. И вот он указательным пальцем правой руки жмёт "пуск".
          В этот момент мехвод наехжает на препятствие. Наводчик инстинктивно хватается правой рукой за что нибудь твёрдое.
        2. +3
          29 ноября 2016 12:26
          Цитата: коноправ
          Согласен. Но приходится постоянно мысленно твердить - "большой палец дальномер, указательный спуск". По запарке иногда бойцы путают кнопки электроспусков пушки и пулемета. А что будет , если кнопок будет 6 штук?

          День добрый.
          Да есть такое - вбиваешь бойцу мантру:
          Большие пальцы - дальномер. Правый - замер, левый - сброс.
          Указательные пальцы - стреляют. Правый - пушка, левый - ПКТ.

          Большие - дальномер !!!
          Указательные - стреляют !!!
          И так раз сто...)))
          Эхех, Ляпота.
          ......

          Если и добавлять новые кнопки, то они должны быть в "иной плоскости", чтоб, действительно - не запутаться.
          Думать за пультов (где-что-нажимать) нельзя, и вообще думать за пультом вредно - работать надо.
          wink
          1. 0
            29 ноября 2016 12:48
            Цитата: Aleks тв
            Если и добавлять новые кнопки, то они должны быть в "иной плоскости", чтоб, действительно - не запутаться.

            Чем сложнее машина, тем примитивней должен быть мозг управляющего ею. Он ни в коем случае не должен знать ничего о теории рассеивания, устройстве пушки и сенсорных навыках! Только цвета и назначение кнопок, как собака Павлова.
          2. 0
            29 ноября 2016 13:10
            Цитата: Aleks тв
            Если и добавлять новые кнопки, то они должны быть в "иной плоскости", чтоб, действительно - не запутаться.
            Думать за пультов (где-что-нажимать) нельзя, и вообще думать за пультом вредно - работать надо.

            Тренажёры решают эту проблему.
            Гонять экипаж часа по два в день, и рефлексы уже через недельку появятся.
          3. +3
            30 ноября 2016 01:18
            Цитата: Aleks тв
            Большие - дальномер !!!
            Указательные - стреляют !!!

            Весь день об этом вспоминал на работе...)))
            Вспомнилось из службы... (Урякрякалки в эту тему уже на забредут, у них корм на других конюш...кхм, темах), да и их интересуют только "свежие" статьи...
            Так что для улыбки:

            - Боец Пупкин !
            - Я !
            - Как ты стреляешь из автомата, каким пальцем нажимаешь спусковой крючок ?
            - Этим.
            - Ты просто гигант мысли.
            - А как он называется ?
            - Указательный.
            - Замполит, отправить в школу этого бойца на Родину Благодарственное Письмо !!!
            - А как ты стреляешь из ПМ ?
            - Им же...
            - ?!?!?!
            - Указательным.
            - А дома из ружья палишь по уткам ?
            - Указательным.
            - А почему не большим пальцем ?
            - Ну я же не "дельта-д" , большим пальцем стрелять...
            - Ну а почему ты в Танке "дельта-д" ? Почему ?!?!?!
            Конструкторское бюро танка всем своим личным составом не спало месяц и думало - где же сделать кнопки выстрела из пушки и пулемета на"Чеберашке" прицела для бойца Пупкина...Думали, думали профессора и доценты и поняли - раз у Пупкина при команде "Огонь" лихорадочно сжимается указательный палец, то и кнопки электроспуска нужно ставить под указательными пальцами !
            Так и сдалали. Во всех танках. Для всей Страны. Понимаешь, Пупкин - для всей Страны !!!
            Указательные пальцы - стрельбовые !!!
            Большие пальцы - дальномер !!!
            .........
            Вот так и учили, вбивая ЗНАНИЯ.
            А на тренажерах вырабатывали НАВЫК.
            И ко второму году наводчики приобретали УМЕНИЕ и становились нормальной, махровой МАЗУТОЙ.
            Бойцами с большой буквы.
            Эхех, Память..........
            .........
            А на джойстиках нужно будет выдумывать новый алгоритм обучения.
            wink
            1. Комментарий был удален.
            2. 0
              30 ноября 2016 01:44
              Когда я залез в первый (и последний) раз в Т-72 ( было это в 1988году), то ложа руки на срез люка первым делом опасливо покосился на крышку люка. smile

              Сел я слева или по центру (не помню уже)- первое ощущение- чувство уютности (хотя и было на улице минус 20) и чистота. Я раньше думал, что в нутри танка как внизу КАМАЗа laughing
  5. +1
    29 ноября 2016 11:00
    Кстати, на фоточке солдат на месте командира предположительно танка T-72 предположительно за пультом ТНК-3. А "чебурашкой" называется именно пульт ТПД (танковый прицел-дальномер) - на рисунке отмечен цифрой "9":


    И не дай бог получить вот такое пластмассовое "г":

    У них, конечно места дофига, но залезают в танк всё же не через боковую дверь, а через люк в крыше.
    1. +3
      29 ноября 2016 11:57
      Цитата: Shuttle
      Кстати, на фоточке солдат на месте командира предположительно танка T-72 предположительно за пультом ТНК-3. А "чебурашкой" называется именно пульт ТПД (танковый прицел-дальномер)

      День добрый, Дмитрий.
      Совершенно верно, на фото рабочее место командира Т-72.
      Чуть поправлю:
      Руками он держиться за знаменитые "рога" ТКН-3.
      ТПД на вашем рисунке старый ветеран ТПД-2-49. У него был оптический дальномер и для установки дальности в прицел приходилось крутить ребристое колесико над чебурашкой.
      Отсюда и пошло выражение "крутить чебурашке голову".)))
      Это та еще веселуха, особенно когда в движении.)))))))))))))))
      Сейчас давно уже на Т-72Б стоят ТПД-к1 с лазерным дальномером, но "колесико" осталось.
      laughing
      Чебурашка всем удобна -отличный инструмент.
      good
      Руки постоянно на ней. Именно через чебурашку наводчик и "чувствует" Танк.
      Недостатки:
      - приходиться убираешь левую руку с чебурашки чтоб большим пальцем ткнуть в кнопку АЗ или переключить тип боеприпаса.
      - сложно вести изменение ВН и ГН ОДНОВРЕМЕННО, это все равно что сгибать две пружины в двух плоскостях вместе.
      Тут нужен отточенный навык. К стволу крепиться карандаш и он через пружину прижимается к листку бумаги, а наводчик через прицел видит мишень в виде...почтового конверта.
      Задача - нарисовать конверт центральным угольником.
      Если вертикальные и горизонтальные линии получаются, то диагональные - только у опытных наводчиков.
      wink
      Насчет джойстиков...незнаю, я наверно уже не привыкну, а вот молодежи может оно и сподручней будет.
      Хз.

      Для примера было бы интересно услышать мнение пилотов Ту-154, пересевших от штурвалов на джойстики Арбузов.)))
  6. 0
    29 ноября 2016 11:15
    Фото не в тему! Если это по мнению автора чебурашка, то я испанский летчик wassat
    Наш чебуратор самый чебураторный чебуратор. Зачем изобретать велосипед? Я бы единственное добавил на нем кнопок по больше, что бы от экрана наводчик меньше отвлекался. Типа как у немцев на леопарде.
  7. +3
    29 ноября 2016 11:16
    Военный эксперт Влад Белогруд: «В армиях НАТО пульты управления такого типа начали устанавливать еще с середины 80-х годов прошлого века, что позволило решить сразу несколько проблем.

    Новая американская "чебурашка":

    По мнению военного эксперта, не существующая. "И я не вижу. Но он есть" (с)
    http://www.miltechmag.com/2016/10/ausa-2016-us-ar
    my-gunners-receive-new.html
  8. 0
    29 ноября 2016 11:28
    Если у наводчика обеи руки заняты джойсиками, то наводчик должен быть пристёгнут ремнями безопасности.

    Так думаю.
  9. +1
    29 ноября 2016 13:37
    А вообще если абстрагироваться от того, что есть, и подумать на тему, "как надо", то что-то вроде этих "джойстиков" всё же придётся делать.

    Управлять ТУС, ставить цель на сопровождение, "помечать" несколько целей с последующим поражением- всё это лучше делать не дёргая башню и орудие.
    Однако лично я не уверен, что, к примеру, левой рукой джойстиком, да ещё и в движении это будет удобно делать.
    Крепить запястье или целиком предплечье тоже не особо умное решение

    Как по мне, тут лучше применить жёстко закреплённую рукоятку и кнюппель, как это на "Конкурсе" сделали.