Не лучший день для броненосцев

Не лучший день для броненосцев


26 ноября 1914 года в порту Ширнесс внезапно взлетел на воздух английский эскадренный броненосец "Булварк". Мощнейший взрыв, точнее - серия взрывов, произошедших почти мгновенно друг за другом, буквально разорвала 130-метровый корпус броненосца на несколько частей, которые затонули за несколько секунд. Из 750 человек команды спаслись только 12 матросов, находившихся в момент взрыва на верхней палубе и сброшенных в воду взрывной волной. Один из них впоследствии рассказывал: "мне показалось, что меня подкинуло вверх на десятки ярдов, выше мачт".

Расследование катастрофы не смогло установить ее точной причины. Наиболее вероятной сочли самовоспламенение из-за высокой температуры метательных зарядов для 152-миллиметровых орудий, складированных в неположенном месте, в опасной близости от котельного отделения. Взрыв пороховых картузов вызвал почти мгновенную детонацию остального боекомплекта, которым корабль был загружен "под завязку", так как ему предстоял выход в море на боевую операцию.


А через два года, 26 ноября 1916-го, то есть, ровно 100 лет назад, печальную судьбу "Булварка" разделил французский эскадренный броненосец "Сюффрен". Взрыв уничтожил корабль, шедший у берегов Португалии из Гибралтара в Лорьен. Но в этом случае причина его гибели не вызывала сомнений: броненосец был торпедирован немецкой подводной лодкой U-52. Торпеда, попавшая в борт в районе артиллерийских погребов, спровоцировала детонацию хранившихся там боеприпасов.

Подобно "Булварку" "Сюффрен" затонул почти мгновенно, из 648 членов экипажа не выжил никто. После гибели броненосца U-52 всплыла на поверхность и долго ходила зигзагом, а ее моряки, поднявшись на палубу, пытались отыскать в воде хоть одного живого, но вокруг плавали только изуродованные взрывом трупы.

К сказанному можно добавить, что U-52 была одной из наиболее наиболее удачливых и результативных подводных лодок кайзеровского флота. Вступив в строй в 1916 году, она до конца войны успела потопить 32 английских, французских, итальянских, норвежских, португальских, греческих и американских корабля, включая уничтоженный 19 августа того же года британский крейсер "Ноттинхэм", и торпедированную в 1917 году английскую субмарину С34. 11 сентября 1917-го она отправила на дно Северного моря российский транспорт "Тобол", шедший из Англии с военными грузами. Но "Сюффрен" был ее самой крупной добычей.

На заставке - первая полоса газеты "Дейли Миррор" с сообщением о взрыве "Булварка".





Броненосец "Булварк".



Броненосец "Сюффрен" в декоративной довоенной окраске.



"Сюффрен" в Средиземном море, фото 1912 года.



В 1914 году броненосец был перекрашен в маскировочный серый цвет.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/565890.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Котище 3 декабря 2016 06:51
    "Сюрпризы" технологии при развитии военно-морского флота!
    И сколько было этих "мы не ждали!!!" в истории. К примеру взять массовое увличение оборудования кораблей последней четверти 19 века тараном (шпиньеном)? От дружеских таранов потонуло больше кораблей чем в военных конфликтах.
    Инновация конца 18 века - нарезная артеллерия с бездымным порохом. Я затрудняюсь даже назвать количество кораблей погибших от взрывов своих артеллрийских погребов. Только на Черном море мы потеряли 2 линкора "Екатерина Великая" и "Новороссийск".
    "Сюрприз" Первой мировой войны - подводные лодки.
    Второй - авиация.
    60-х годов прошлого - поотивокорабельные ракеты.
    Образно говоря "Вечная борьба брони и снаряда".
    1. Александр Грин 3 декабря 2016 17:13
      Цитата: Котище
      К примеру взять массовое увличение оборудования кораблей последней четверти 19 века тараном (шпиньеном)? От дружеских таранов потонуло больше кораблей чем в военных конфликтах.


      Таран был не так уже бесполезен. Он несколько увеличивал скорость корабля. Не зря теперь на всех современных судах нос делают с бульбом, который можно назвать модифицированным тараном.
      1. kytx 3 декабря 2016 20:05
        вобще-то емнип буль, а не "бульб"
      2. Александр Грин 3 декабря 2016 22:02
        Коллега, уточняю. Буль - это более широкое название бортовых, днищевых и носовых. выпуклостей в подводной части корпуса судна. Носовые чаще всего называют "бульб".
    2. рюрикович 3 декабря 2016 17:37
      Цитата: Котище
      "Екатерина Великая"

      Ну ,не "Екатерина Великая", А "Императрица Мария" wink
      Цитата: Котище
      "Сюрприз" Первой мировой войны - подводные лодки.

      Эх ,кабы их, да в Порт-Артур winked
      Цитата: Котище
      Второй - авиация.

      Ну тут уже ко Второй Мировой сие угроза подоспела yes

      Цитата: Котище
      60-х годов прошлого - поотивокорабельные ракеты.

      Так линкоров уж и не стало... request
      Цитата: Котище
      Образно говоря "Вечная борьба брони и снаряда".

      Ну сегодня больше борьба технологий: не "пробьёшь-не пробьёшь", а "найдёшь-не найдёшь"," заметишь раньше -тебя раньше заметят" и т.д. в этом духе hi
      1. Улан 3 декабря 2016 18:04
        Почему линкоров не стало? Американские еще служили.
        1. рюрикович 3 декабря 2016 18:24
          Цитата: Улан
          Почему линкоров не стало? Американские еще служили.

          Американская четвёрка "Айов" ещё не значат, что эра линкоров не закончилась. request Это уже были фактически плавучие батареи для обстрела побережья. И американцы их держали ввиду наличия деньга в силу отказа от золотого обеспечения доллара. Напечатал бюджет и держи в составе флота что хочешь,только с умом докажи целесообразность winked
    3. Монархист 3 декабря 2016 17:41
      Котище,Вы очевидно перепутали: у нас на Черном море при "туманных"обстоятельствах погибли линкор"Императрица Мария"(вероятно,нимецка диверси)и линкор"Нового с ийск"(диверсия?)
    4. 97110 3 декабря 2016 23:13
      Цитата: Котище
      Инновация конца 18 века - нарезная артеллерия с бездымным порохом.

      Конец 18 века - это Великая французская революция, 1793 год. Так у кого была нарезная артиллерия с бездымным порохом? У Нельсона или у французов? Или у испанцев? Или наши шхерный флот против шведов вооружали? Или артеллЕрия - это что то другое, не пушки на кораблях? До "Екатерины Великой" ещё более 100 лет. Да и взорвалась "Императрица Мария". Что за альтернативщину Вы проповедуете?
    5. Альф 3 декабря 2016 23:20
      Цитата: Котище
      (шпиньеном)?

      Шпироном.
  2. kvs207 3 декабря 2016 10:01
    Цитата: Котище
    Только на Черном море мы потеряли 2 линкора "Екатерина Великая" и "Новороссийск".

    Про "Екатерину" вы уверены? Всегда думал, что линкор назывался "Императрица Мария")))
    1. Котище 3 декабря 2016 11:13
      Каюсь, зарапортовался.
      1. Mavrikiy 3 декабря 2016 11:52
        Цитата: Котище
        Каюсь, зарапортовался.

        Увы, да разве только в этом. Человеку свойственно ухватить свежую мысль за хвост и тут же скидать доказательную базу, глядь, а уже теория.
        (шпиньеном) - это по французки, зачем так вычурно? (итал. sреrоnе)
        Я затрудняюсь даже назвать количество кораблей погибших от взрывов своих артеллрийских погребов. я Вам сочувствую и понимаю Ваши затруднения. Трудно искать черную кошку в темной комнате, когда ее там нет.
        "Новороссийск" погиб от взрыва своих погребов.... Пишите книгу и Вы обессмертите свое имя. (а глубцы пишут о детанации погребов, как последсвии первоначального подрыва)
        1. рюрикович 3 декабря 2016 17:46
          Цитата: Mavrikiy
          Я затрудняюсь даже назвать количество кораблей погибших от взрывов своих артеллрийских погребов. я Вам сочувствую и понимаю Ваши затруднения. Трудно искать черную кошку в темной комнате, когда ее там нет.

          Ну не надо так скептически negative Корабли первой линии гибли от внутренних взрывом боезапаса как в военное время, так и в мирное yes "Бенедитто Брин" и "Леонардо да Винчи" в Италии, "Вэнгард" в Англии, "Императрица Мария" в России,"Кавачи" и "Муцу" в Японии,"Либертэ" во Франции yes hi
          1. Улан 3 декабря 2016 18:05
            Было такое.Так что Россия не единственная кого постигло такое несчастье.
          2. Mavrikiy 4 декабря 2016 14:33
            Цитата: рюрикович
            Цитата: Mavrikiy
            Я затрудняюсь даже назвать количество кораблей погибших от взрывов своих артеллрийских погребов. я Вам сочувствую и понимаю Ваши затруднения. Трудно искать черную кошку в темной комнате, когда ее там нет.

            Ну не надо так скептически negative Корабли первой линии гибли от внутренних взрывом боезапаса как в военное время, так и в мирное yes "Бенедитто Брин" и "Леонардо да Винчи" в Италии, "Вэнгард" в Англии, "Императрица Мария" в России,"Кавачи" и "Муцу" в Японии,"Либертэ" во Франции yes hi

            Но и для оптимизма "маловато будет".
            В силу такой политики служба «Бенедетто Брина» не изобиловала событиями. В довесок к столь осторожной политике «Бенедетто Брин» вместе с однотипной «Реджиной Маргеритой», к тому времени безнадёжно устаревшие, были переклассифицированы в учебные корабли в составе 3-го дивизиона[18].
            27 сентября 1915 года «Бенедетто Брин», находившийся в гавани Бриндизи, был уничтожен внутренним взрывом — результатом австро-венгерской диверсии[2].
            и это жалкая ВИКИ. Если честно, другие кораблики даже не смотрел. Корабли первой линии?
            Самое серьезное, я считаю это "Микаса". По одной простой причине: неужели у Англии или США такое "дальновидение" (что само сабой предполагает длинные руки). Но опять же, причем тут порох и взрывчатка, если ребята снаряд бросили в костер? Японцы просто увлеклись (извините, я не спец, просто здравый смысл подсказывает) энергетическими возможностями и пролетели со стабильностью боеприпасов. А остальное... вода и вилы. Вот такой оптимизм.
            1. рюрикович 4 декабря 2016 18:56
              Цитата: Mavrikiy
              Если честно, другие кораблики даже не смотрел. Корабли первой линии?

              Применительно к терминологии. Наши то тоже переклалифицировали броненосцы в линкоры wink
              но если уж по вашему, то да, "Бенедитто Брин" относился к броненосцам, как и упомянутый в статье "Булварк".Им же был и французский "Либертэ" yes
              Японский "Кавачи" был типа первым японским дредноутом,но имел разнокалиберную артиллерию ГК (все 12 орудий были в 12" ,но 4 пушки в оконечных башнях в 50 калибров, а остальные 8 в 4-х бортовых башнях были длиной в 45 калибров, следовательно это уже проблемы в управлении огнём ввиду разной баллистики). Потому отнесём его к переходному типу.
              Но английский "Вэнгард",итальянский "Леонардо да Винчи" были дредноутами первого поколения с 305мм артиллерией, а японский "Муцу" взлетевший на воздух во время ВМВ в результате взрыва кормовых погребов был полноценным линкором с 16" артиллерией ГК. Если уж эта троица не корабли линии для своего времени в классическом понимании, то тогда что? wink
              Стабильность порохов и других ВВ это скорее вопросы к химикам,хотя и безлаберность экипажа или банальные диверсии тоже не исключение hi
              1. Mavrikiy 4 декабря 2016 20:51
                рюрикович Сегодня, 18:56
                Применительно к терминологии. Наши то тоже переклалифицировали броненосцы в линкоры но если уж по вашему, то да, "Бенедитто Брин" относился к броненосцам, как и упомянутый в статье "Булварк".Им же был и французский "Либертэ"
                1. Давайте по взрослому. Проблема не в том что броненосец перевели в линкор, а в том , что "Бенедитто Брин" это не корабль "первой линии", а учебный корабль, со всеми вытекающими возможностями аварий.
                2. Следственная комиссия высказала несколько предположений, каждое из которых аргументировалось соответствующими фактами. Однако в ноябре 1916 года на причины гибели “Леонардо да Винчи” был пролит свет. Органы контрразведки раскрыли разветвленную шпионскую германскую организацию во главе с видным служащим папской канцелярии, которая занималась проведением диверсий на кораблях итальянского флота. Во время войны самовозгорание. Ну, ну. За 4 года столько линкоров влетело на воздух, что у всех матросов во всех флотах рученки тряслись? Бред. И дело не в военной выделке порохов и нарушении технологии. И не в разложении порохов довоенной выделки (арсеналы не взлетали) Война-с.
                1. рюрикович 4 декабря 2016 21:56
                  Цитата: Mavrikiy
                  Давайте по взрослому. Проблема не в том что броненосец перевели в линкор, а в том , что "Бенедитто Брин" это не корабль "первой линии", а учебный корабль, со всеми вытекающими возможностями аварий.

                  Давайте по взрослому request На момент вступления в строй этот корабль классифицируется как эскадренный броненосец, а потому является кораблем линии. То, что он к ПМВ устарел, так это с 1906 года относится ко всем броненосцам(формально). Всё таки броненосец сильнее и больше(формально) крейсера, потому и является кораблём линии(идеально,конечно). То, что время движется, а не стоит на месте, а вместе с ним и технологии, делающие корабли устаревшими со временем, это не значит,что для своего времени они не являлись тем,чем проектировались request Потому, если "Бенедитто Брин" строился как броненосец, а значит корабль линии, то в свое время это так и было и классификация со временем не меняется. Если он стал учебным кораблём, это не значит, что он превратился в во что-то меньшее, чем ЭБР. так же можно сказать и о "Булварке". В ПМВ он тоже потерял всякое значение. Формально. Но остался ЭБР по своим качествам на момент вступления в строй, а значит и кораблём линии(для своего времени)
                  Цитата: Mavrikiy
                  Следственная комиссия высказала несколько предположений, каждое из которых аргументировалось соответствующими фактами. Однако в ноябре 1916 года на причины гибели “Леонардо да Винчи” был пролит свет. Органы контрразведки раскрыли разветвленную шпионскую германскую организацию во главе с видным служащим папской канцелярии, которая занималась проведением диверсий на кораблях итальянского флота. Во время войны самовозгорание. Ну, ну. За 4 года столько линкоров влетело на воздух, что у всех матросов во всех флотах рученки тряслись? Бред. И дело не в военной выделке порохов и нарушении технологии. И не в разложении порохов довоенной выделки (арсеналы не взлетали) Война-с.

                  А что, если корабль взлетел на воздух в результате диверсии, то он уже не погиб от внутреннего взрыва??? belay Мы говорим о кораблях линии, в разное время погибших от внутренних взрывов. И каковы были причины этих взрывов не столь важно, Важно , что они погибли не в бою. Потому погиб "Леонардо да Винчи" в результате диверсии или от разлржения кордита уже не важно. "Погибла "Императрица Мария" в результате диверсии или курения рабочих - тоже не важно. Так и все остальные. Они погибли не в бою, погибли от внутренних взрывов hi
                  1. Mavrikiy 5 декабря 2016 17:13
                    Посмотрите "проблему" сначало:
                    Котище 3 декабря 2016 06:51
                    "Сюрпризы" технологии при развитии военно-морского флота!
                    И сколько было этих "мы не ждали!!!" в истории. К примеру взять массовое увличение оборудования кораблей последней четверти 19 века тараном (шпиньеном)? От дружеских таранов потонуло больше кораблей чем в военных конфликтах.
                    Инновация конца 18 века - нарезная артеллерия с бездымным порохом. Я затрудняюсь даже назвать количество кораблей погибших от взрывов своих артеллрийских погребов. Только на Черном море мы потеряли 2 линкора "Екатерина Великая" и "Новороссийск".

                    Посмотрите свои доказательства правоты. Не смешно? Проблема инноваций (бред) и попытка доказать что факт внутренного взрыва погребов (не важно от какой причины) это доказательство!.... чего? ... ну помогите на конец! lol
                    1. рюрикович 5 декабря 2016 17:34
                      Цитата: Mavrikiy
                      Посмотрите свои доказательства правоты.

                      Вы в чём то правы hi
Картина дня