Почему мы перестали быть самой читающей страной

Увы, но факт. Современная жизнь то ли с ее темпами, то ли с всеобще безграмотностью (еще раз спасибо министерству образования за ЕГЭ) окончательно приговорили книгу как источник информации.




Причем это касается как бумажных, так и электронных версий.

Я предлагаю вашему вниманию интервью, которое вышло в результате моей беседы с заместителем главного редактора издательства «Яуза» Алексеем Махровым.

Почему именно «Яуза»? Все просто. Я принадлежу к племени извращенцев советского розлива, все еще предпочитающих бумажные книги всему остальному. Привычка, знаете ли. Ну а «Яуза» издает тех авторов, которых мне приятно читать. Это и Мухин, и Исаев, и Драбкин, и Широкорад. Плюс еще Алексей — наш человек, "обозренец", с которым мы давно знакомы.

А с 2014 года, с момента известных событий, я вообще «Яузу» не просто зауважал. Именно в этом году, ставшим некоей лакмусовой бумажкой в нашем обществе, редакция издательства в одностороннем порядке распрощалась со всеми авторами, кому ТЕ события встали поперек горла.

В наше время доминирования прибыли над всем остальным — исключительный поступок.

Так что сегодня «Яуза» — этакая заводь для тех, кто не дает оболгать нашу историю. И теперь лично я голосую рублем с удвоенным удовольствием. Наших надо поддерживать хотя бы так.

Но наша беседа шла в основном о сегодняшнем положении дел в среде книгопечатников. И начал я с общих вопросов на эту тему.

— Алексей, как вообще сегодня выглядит книжный рынок? Если зайти в магазин (которых осталось не так много), то выбор весьма велик. Но как с реализацией?

— Продажи бумажных книг упали повсеместно. У всех издательств, независимо от жанра. Бумажные книги продаются крайне плохо, исторические ли это расследования или иронические детективы.

Но выжить можно. Чем мы с переменным успехом и занимаемся — в том числе уходим от издания только бумажных книг. Например, дублируем выпуск бумажных книг электронными.

— Электронная книга — это выход из положения?

— Абсолютно не выход. Обычно настоящие деньги (свыше 1000 рублей) приносят первые месяцы продаж электронки. Можно получить в среднем 3-4 тысячи. Дальше продажи падают до совсем смешных сумм. Иной автор в квартал получает 30 рублей...

— Пиратские выкладки на ресурсах?

— Естественно.

— А не кажется тебе, что цена на книги как бы высоковата?

Высокая цена на книги зависит от повышения себестоимости. Авторы как получали свои роялти, так и получают. Издательства (за редким исключением) тоже сверхдоходы не получают. Если брать доходы авторов и издательств в процентах, то они не изменились.

А себестоимость складывается из стоимости бумаги (она выросла в разы) и стоимости полиграфических услуг (выросла в среднем в два раза). Еще надо учитывать, что, чем меньше тираж, тем выше цена каждой книги — это как стоимость какого-то изделия в крупносерийном производстве и мелкой серией.

Ну и, кроме того, сколько сегодня стоит билет в кино? Сопоставимо. Но фильм просмотрел, восхитился или плюнул, а книга остается. Ее можно и второй раз в руки взять, при желании. И третий...

— Тут не поспоришь. Я, конечно, не стану сравнивать вещи несравнимые, но в 2006 году «Яуза» издала книгу Драбкина «Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941-1942». Первый тираж был 10 000, я приобрел книгу из дополнительного тиража в 7 000…

— Это был, можно сказать, успех…

— В тот же год издательством «РОСМЭН» была издана первая часть «Гарри Поттера». Тираж в 70 000 экземпляров… А в 2007-м тираж последней части выражался цифрой 1 200 000…

— Драбкина и Ролинг все-таки сравнивать некорректно. Разные произведения, для разных аудиторий.

— Ну да, можно сказать, что Россия — самая читающая «Гарри Поттера» страна. С Ролинг тоже все понятно, а как с нашими авторами? Я просмотрел все, что выходило у вас в этом году, тиражи, мягко говоря, не «гаррипоттерные». От 1,5 до 4 тысяч. Это выгодно авторам? И издательствам?

— При тиражах в 2-3 тысячи (и том же самом роялти) автор на доходы от своих книг жить не может. Отличие "толковых" произведений от "бестолковых" составляет 1-2 тысячи тиража (4-5 тысяч против 2-3 тысяч). Тут существует только один выход — писать быстрее, чтобы выходило по 1 книге каждый месяц (раньше средняя норма была — 4 книги в год).

— То есть реально на доходы от своей творческой работы писатель не проживет?

— К счастью, большинство наших авторов, кроме доходов от своей литературной деятельности, имеют твердый доход от своей основной работы.

В общем, любой автор, желающий заработать собственным трудом… пролетает! В нынешних реалиях литературное творчество — чистое хобби.

— Признаюсь, ошарашен слегка… То есть, другими словами, сегодня писать может каждый, кто хочет, а главное, может себе позволить?

— Именно так. Писателей-профессионалов крайне мало.

Понятно, что при таком подходе качество книг резко падает. И получается замкнутый круг: читатели перестают покупать "жвачку для глаз", а писатели, в силу вышеописанных обстоятельств, не могут выдать ничего, кроме "жвачки".

Ремарка: к чисто историческим произведениям проблема скорости написания не относится. Такие книги пишутся годами, со скрупулезным подбором материалов.

А издательство выходит из положения путем резкого увеличения ассортимента. К примеру: те, кто раньше выпускал 15-20 книг в месяц, ныне выпускают по 40-50.

— Соответственно, все более чем печально? «Беда, коль пироги начнет нам печь сапожник, а сапоги тачать пирожник», так что ли? Если дело обстоит так, что откуда взяться нормальным авторам?

— Ну, не так все плохо! Есть у нас энтузиасты, готовые писать за идею! Только на них все и держится.

Как раз наоборот: те, кто писал за деньги, ушли из нашего "бизьнеса". Остались идейные товарищи, готовые просвещать народ. И хрен с ним, что они не профессиональные историки.

Тот же Исаев — давно ли получил звание кандидата в доктора исторических наук? По образованию он инженер!

— Раз речь зашла об издательстве, поставившем себя как историко-патриотическое, то хотелось бы список авторов, на которых можно обратить внимание читателей. (Хуже точно никому из них не будет.) Ведь когда мы идем на фильм, оставляя в кассе кинотеатра сумму, сопоставимую со стоимостью книги, то мы обычно знаем, на что идем.

Но когда заходишь в книжный, то редко из аннотации можно понять, что перед тобой, вещь или «жвачка». Понятно, что Широкорада, Исаева и остальных это не касается, но все-таки?


— Из писателей-историков рекомендую:
Исаев А.В.
Коломиец М.В.
Мосунов В.А.
Иринчеев Б.
Ленчевский Ю.
Латкин А.Д.
Врублевский Р.
Переслегин С.Б.
Нуждин О.

Из пишущих историко-художественные произведения (исторические романы):
Веков Д.
Бузин М.Л.
Сарычев А.Я.
Першанин В.Н.
Кузнецов А.
Филичкин А.Т.
Костевич В.
Киселев В.
Кожухаров Р.Р.
Кошкин И.

И отдельно могу рекомендовать двух авторов, пишущих про штрафбаты (штрафроты):
Пыльцын А.
Погребов Е.
Первый — сам офицер постоянного состава штрафбата, пишет о том, что знает. Второй — сын бойца переменного состава штрафной роты, писал со слов отца.

Далее наш разговор ушел в направлении, которое может заинтересовать наших читателей. Вообще, мы говорили о том, что да, неплохо было бы, «как в старые времена», устроить что-то вроде творческих вечеров с писателями.

И договорились до того, что, если это будет интересно нашей аудитории, то мы могли бы организовать на канале «Ютуба» что-то вроде диалога с некоторыми авторами. Конкретно: Алексей Исаев и Юрий Мухин могли бы стать первыми, они выразили предварительно свое согласие.

С этими авторами можно было бы обсудить не только их творческие планы, но и задать вопросы на интересующие нас темы в истории Великой Отечественной, например. Или более того, самим сформировать тему для разговора.

Но это уже зависит от того, насколько такие трансляции (или стримы) будут интересны нашей аудитории. Выбор за вами, уважаемые читатели.

Что касается самой темы… Ну, все в наших руках, конечно. Жаль, что сегодня сама идея книги несколько деградировала, но это в принципе, не наша вина. Над этим слишком старательно трудились, не могу сказать, что наши друзья.

Вот и имеем результат тот, который имеем.

Хорошо, что есть те, кто не собирается сдаваться.
Автор:
Роман Скоморохов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

72 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти