Су-27 против Миг-29. Война в воздухе на Африканском Роге

26
Предыстория

Эритрея — государство на северо-востоке Африки, на побережье Красного моря. Граничит с Суданом на западе, Эфиопией на юге и Джибути на востоке. Получило независимость от Эфиопии в 1993 году.



Эфиопо-эритрийский конфликт 1998—2000 гг. - вооружённый конфликт между Эфиопией и Эритреей за контроль над спорными пограничными территориями.


21 февраля 1999 г. эритрийцы произвели засаду двумя МиГ-29, выведя первого для атаки на высоте около 6 км на дежуривший выше эфиопский Су-27 "52". Сближаясь с разгоном, пилот Су-27 применил Р-27РЭ с дальности около 45 км, но ракета взорвалась вблизи цели, не поразив ее, так как нервы у пилота МиГ-29 не выдержали и он отвернул, зная о сюрпризе для атакующего его истребителя. Пилот Су-27, продолжая сближение с противником в развороте, на дальности 10 км по уходящему противнику выпустил еще одну Р-27Т и даже видел разрыв своей ракеты вблизи МиГ-29, который начал после этого энергичное снижение. Но тут по Су-27 тоже была применена ракета с МиГ-29, находившегося ранее за плоскогорьем в засаде, и внезапно начавшего преследовать атакующего. Разность высот более 4 км и сверхзвуковая скорость Су-27 позволили ему уйти от противника, хотя зрелище двух самоликвидировавшихся ракет, пущенных по нему с МиГ-29, надолго осталось в памяти у пилота.

Су-27 против Миг-29. Война в воздухе на Африканском Роге

Эритрея. Десяток МиГ-29 был поставлен РСК «МиГ» в эту страну в 2000–2002 гг., примерно половина из которых сегодня продолжают нести службу в ВВС Эритреи

Поврежденный эретрийский МиГ-29 не был засчитан, хотя на свой аэродром, по агентурным данным, он не вернулся. Летчики, тщательно проанализировав данный воздушный бой, убедились в правильности своей тактики, преимуществе авиационной техники, и воспрянули духом.

Уже 25 февраля 1999 г. Су-27 с бортовым номером "54", выполняющий плановое дежурство в воздухе, был выведен на перехват пары МиГ-29, явно собирающейся штурмовать наземные эфиопские войска. Учитывая опыт товарищей и четко выполняя команды офицера наведения, летчик точно вышел в зону разрешенных пусков, правильно выдержал режим и вовремя произвел пуск двух Р-27 по ведущему разомкнувшейся пары, пилотируемому эритрейским летчиком Самуэлем. В результате первый МиГ-29 был сбит, сразу же разрушившись в воздухе, пилот погиб, а второй, энергично развернувшись, возвратился на свою территорию, не выполнив задание. Победу подтвердили наземные войска.

На следующий день противник решил подловить дежуривший в воздухе Су-27, и в конце его дежурства послал самолет типа МиГ-29 в сторону столицы Эфиопии. Наземный пункт управления заметил цель на большой высоте и сразу же начал наводить Су-27 с бортовым номером "58". Все происходило почти как на учениях до последней минуты, когда наземным пунктом наведения был обнаружен еще один МиГ-29, идущий на малой высоте и внезапно начавший прицеливание по Су-27. К чести пилота Су-27, несмотря на предупреждение с земли, а позднее и трели "Березы", сигнализирующей о захвате его самолета прицелом противника и возможном пуске уже по нему, он успел за крайне ограниченное время прицелиться и пустить две ракеты Р-27Т, которые поразили цель. Эритрейский пилот Ионас погиб. Второй самолет противника, увидев падающие обломки напарника, срочно отвернул и вернулся на свой аэродром. Из-за малого остатка топлива Су-27 также должен был возвратиться на свою базу. После посадки у него в баках осталось около 200 кг керосина, что составляет менее половины разрешенного аварийного остатка.

Тщательный анализ боя показал, что пилот Су-27 не был сбит только потому, что в полной мере реализовал преимущество Су-27, имеющего несколько большую разрешенную дальность пуска (вот они 2 секунды!!!) и в данном случае большую скорость полета. В дальнейшем штурманы наведения всегда особо внимательно смотрели за воздушной обстановкой на малых высотах, даже несколько задерживая начало наведения.

Данный воздушный бой зафиксировал на видеопленку фронтовой эфиопский корреспондент. Через несколько дней эта видеозапись передавалась по местному телевидению, что способствовало поднятию боевого духа войск и престижа самолетов "Су". Его признали старшим в семье боевых самолетов Эфиопии. Благодаря эффективному использованию Су-27 было завоевано абсолютное господство в воздухе. За всю войну эритрейская авиация ни разу не бомбила территорию страны.


После окончания войны в ВВС Эфиопии истребители Су-27 освоили не только мужчины, но и женщины


Больше противник в открытые воздушные столкновения вступать не пробовал, хотя предпринял ряд попыток чужими руками проверить систему воздушной обороны Эфиопии. В одном случае с северо-запада залетел якобы заблудившийся кенийский "Дуглас", который был перехвачен над пустынным районом на очень большой дальности и принудительно посажен на аэродром Бахар-Дар дежурившим возле столицы Су-27. После остановки нарушителя, Су-27 прошелся два раза над конвоируемыми наземной охраной пилотами "Дугласа" и спокойно сел на аэродроме основного базирования.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    3 декабря 2016 05:32
    Спасибо. Познавательно. Сдаётся мне, что эфиопские "бибизяны" дрессируются лучше эритрейских, и тех и тех явно одни и те же(наши) инструкторы натаскивали.
    1. +5
      3 декабря 2016 06:13
      А не от бибизьян произошли, а из суглинка вылеплены?
      1. +11
        3 декабря 2016 07:03
        Автору плюс!!!
        хотя зрелище двух самоликвидировавшихся ракет, пущенных по нему с МиГ-29, надолго осталось в памяти у пилота.

        В памяти ли? Я думаю и в штанах не мало чего прибыло!
        После этого продолжил бой, вот это "уважуха" настоящий "негр" не то, что афроамериканцы всякие.
        С другой стороны в статье показано лчевидное премущество тяжелых истоебителей над легкими. Есть повод задуматься?
      2. +7
        3 декабря 2016 07:21
        Цитата: Cartalon
        А не от бибизьян произошли, а из суглинка вылеплены?

        А ты, Картон. из чего вылеплен?
        1. +9
          3 декабря 2016 09:22
          Вопрос автора не происхождении "бибизьян", а в преимуществе техники на которой они летали. Вывод из статьи очевиден тяжелый истребитель СУ-27, превосходит легкий фронтовой истребитель МиГ-29!.
          Личные качества пилотов согласно строк автора с обоих сторон были на высоте! За что им "уважуха", если честно я в себе не уверен, как я повел себя после разрывов рарет воздух-воздух в десятке метров от себя?
          1. +6
            3 декабря 2016 17:19
            Цитата: Котище
            Вывод из статьи очевиден тяжелый истребитель СУ-27, превосходит легкий фронтовой истребитель МиГ-29!.

            Нет, не очевиден. Когда в СССР проводили сравнительные бои двух этих типов самолетов, причем на них летали не абы кто, а летчики "фирмачи", то есть представители фирм "Су"и "МиГ", то победа в БЛИЖНИХ боях осталась за МиГами... На Средних дистанциях тоже победили МиГи, хотя и не так явно...
        2. +5
          3 декабря 2016 09:23
          Это эфиопская версия сотворения мира.БОГ лепил из глины первого человека.Одного переобжёг-это негр,другого недообжёг-это европеец,а третьего как раз обработал до приятной кофейности -это эфиоп!
    2. +31
      3 декабря 2016 07:20
      Цитата: LazyOzzy
      Сдаётся мне, что эфиопские "бибизяны" дрессируются лучше эритрейских, и тех и тех явно одни и те же(наши) инструкторы натаскивали.

      Зря вы их "бибизянами" называете, отличные парни я вам скажу, к тому же и православные! Эритрейцы и эфиопы когда то были гражданами одной страны и обучались в Союзе. Моряки в Поти и Риге, сухопутные по моему в Краснодаре и Крыме, а вот лётчики во Фрунзе, Токмаке и внимание....Канте - на том же аэродроме, где сейчас находится российская база! После того как главный эритреец Мелес Зенауи после захвата Аддис-Абебы стал президентом Эфиопии и объявил войну коммунистам, большинство офицеров - эфиопов учившихся в Союзе были объявлены врагами народа и уничтожались нещадно. Многие эфиопские курсанты и новоиспечённые лейтенанты так и остались в уже развалившемся на тот момент Союзе, в частности в Киргизии. судьба их не завидна, в начале 90-х на Бишкекских троллейбусах и автобусах появились экзотические водители, а мой хороший знакомый стал швейцаром в ресторане на центральной площади. Девепе, а по русски Денис - парень с башкой и через 10 лет стал начальником отдела доставки логистической компании DHL. Въезд ему на родину до сих пор закрыт.
      1. +5
        3 декабря 2016 08:04
        Цитата: Serg65
        После того как главный эритреец Мелес Зенауи после захвата Аддис-Абебы стал президентом Эфиопии и объявил войну коммунистам, большинство офицеров - эфиопов учившихся в Союзе были объявлены врагами народа и уничтожались нещадно.
        Интересная историческая справка, тёзка! good
        Спасибо! hi
        1. +4
          3 декабря 2016 08:26
          Цитата: avia1991
          Спасибо!

          smile Пожалуйста!
    3. +7
      3 декабря 2016 07:59
      LazyOzzy
      и тех и тех явно одни и те же(наши) инструкторы натаскивали.
      В 1998 году началась новая война с Эфиопией из-за спорных территорий, во время которой погибли десятки тысяч солдат с обеих сторон.Война окончилась в 2000 году поражением Эритреи и заключением мирного договора, согласно которому за соблюдением прекращения огня должны наблюдать миротворческие силы ООН.По утверждениям правительства Сомали с 2006 года Эритрея оказывает активную помощь сомалийскому Союзу исламских судов и его союзникам. Эритрея поставляла мятежникам оружие и деньги, предоставляла убежище и пространство для политической деятельности исламским фундаменталистам и боевикам, эритрейские "добровольцы" участвовали в гражданской войне на территории Сомали.С 10 по 13 июня 2008 года Эритрея находилась в состоянии войны с Джибути.23 декабря 2009 года Совет безопасности ООН ввёл эмбарго на поставки оружия в Эритрею, это решение было поддержано всеми постоянными членами Совета Безопасности кроме Китая, который воздержался. Кроме того эритрейским лидерам запрещён въезд в страны-члены ООН, а их счета в иностранных банках заморожены. Причиной эмбарго была названа поддержка Эритреей исламских боевиков в Сомали и приграничный конфликт с Джибути.А войну за не зависимость в Эритреи начали в 1962 году когда император Эфиопии Хайле Селассие упразднил федеративное устройство страны.Кстати с императорской Эфиопией у СССР были весьма не плохие отношения..Пахло в Эритреи китайскими советниками, так лидеры сепаратистского движения хотя и называли себя марксистами-ленинцами,но были маоистами..И КНР поставлял для сепаратистов оружие ...
    4. 0
      3 декабря 2016 20:00
      LazyOzzy Сегодня, 05:32
      и тех и тех явно одни и те же(наши) инструкторы натаскивали

      "Бывало" и такое laughing
      Петрович! У меня негры кончаются...
      https://topwar.ru/33606-petrovich-u-menya-negry-k
      onchayutsya.html
  2. +10
    3 декабря 2016 06:31
    Ну надо же what ...никогда не думал что МИГи схлестнутся в реальном бою с СУшками...чудеса да и только.
  3. +4
    3 декабря 2016 08:01
    Мда реальный тестовый бой наших самолетов..Интересный факт.Спасибо
  4. +3
    3 декабря 2016 10:47
    В полном объёме статью,из которой вырван этот кусок ,вы сможете прочитать в журнале "ИСТОРИЯ АВИАЦИИ"№ № 2-3/2002.Название статьи "Последняя классическая война ХХ века".Авторы М.Жирохов и М.Шаповаленко.
  5. +3
    3 декабря 2016 11:32
    И причем здесь "МИГ-29 против СУ-27"? Из этого бестолкового рассказа понял только то, что побеждает не столько техника, сколько тот, кто лучше ей владеет. В т.ч., в бою.
  6. +9
    3 декабря 2016 11:36
    В настоящее время взаимоотношения с Эфиопией налаживаются. 30 ноября вернулась делегация, которая обозначила возможность поставки в страну ВиВСТ. Эфиопия имеет население около 100 млн. человек. Там еще сохранились советские самолеты и вертолеты. (МиГ-21, Миг-27, Ми-24 и др. Общая численность их около 80 ед.) Я был Гл конструктором систем передачи информации для наведения, а КП (не называю их шифры) создавали МНИИПА и НИИАО, А вот в Гражданском флоте мы благодаря горбачеву и Алкашу позиции полностью сдали. Число аэродромов для ВВС, как помню около 60, для ГА около 50. Рынок для РФ очень большой. Помню как учили эфиопских летчиков. Честь имею.
    1. +6
      3 декабря 2016 12:44
      У Эфиопии с Египтом натянутые отношения из-за плотины, которой Эфиопия собирается перекрыть верхний Нил. Тем самым оставив Египет без воды.
      Так что кого вооружать и поддерживать, надо выбрать осторожно. Обе стороны готовятся к войне.
  7. +5
    3 декабря 2016 12:39
    Хороший обзор. Все по делу.
    1. 0
      3 декабря 2016 13:04
      Цитата: voyaka uh
      Хороший обзор. Все по делу.

      Извините пжалста!.А хороший обзор чего? уточните если можно.А то все по делу а что за дело,кто это дело ведёт-не чего не понятно.Ну в общем как и в статье,о чем,зачем,из-за чего.
  8. +2
    3 декабря 2016 15:08
    У Жирохова читал что СУ-27 поставлялись в Эфиопию из России а МИГ-29 в Эретрию из Украины.
    1. +3
      3 декабря 2016 15:41
      Уважаемый Виталий, Ваши предположения оправданы. Хорошо, что они не поставили туда (Украина) еще и Ту-160. Наши спецы сумели вылететь на них в Россию. Помните, как хохлы Грузии поставили наши С-... , да еще и свои экипажи отдали, чтобы сбивать наши самолеты. Честь имею.
  9. +1
    3 декабря 2016 21:44
    судя по тексту, конечно, налицо недостаточная отработка и техника осуществления маневра "с наживкой" . Ракета 27 ,вполне эффективна на ближних дистанциях ,но требует устойчивого захвата ,чего видимо не случилось из за мандража. Вывод -не в самолетах дело!
  10. +1
    4 декабря 2016 10:22
    Можете не соглашаться,но ,,Сухие'' это самолеты более высокого класса,чем ,,МиГ'' ,особенно над морем,где большая дальность полета и лучшие РЛС ,,Сушки'' сделают ее почти неотразимым противником любого более легкого истребителя,при одинаковой подготовке их пилотов
  11. +5
    5 декабря 2016 14:03
    Цитата: svp67
    Цитата: Котище
    Вывод из статьи очевиден тяжелый истребитель СУ-27, превосходит легкий фронтовой истребитель МиГ-29!.

    Нет, не очевиден. Когда в СССР проводили сравнительные бои двух этих типов самолетов, причем на них летали не абы кто, а летчики "фирмачи", то есть представители фирм "Су"и "МиГ", то победа в БЛИЖНИХ боях осталась за МиГами... На Средних дистанциях тоже победили МиГи, хотя и не так явно...


    "...Решить вопpос, какой самолет имеет пpеимyщества — МиГ-29 или Сy-27, можно было очень пpосто: в yчебном воздyшном бою. Кроме того подобный бой позволил бы смоделиpовать действия своего смешанного авиапарка пpотив yсловного пpотивника. Выработать тактикy действий как пpотив одиночного тяжелого истpебителя, так и пpотив "связки" F-15 — F-16. Именно микояновцы выступили инициаторами подобного учебного боя. И многие военные и гpажданские инститyты ЦHИИ-30, ГHИКИ, ЛИИ, ЦАГИ, HИАС эту идею поддержали. Единственным пpотивником выстyпил Михаил Петpович Симонов. По его мнению, такие воздyшные бои не имели смысла, потомy что якобы и без них было ясно, что Сy-27 значительно лyчше МиГ-29. В частности, сyховцы yтвеpждали, что их самолет обладает более высокими летными качествами. Действительно, на меньших скоpостях (500-550 км/час) Сy-27 имел небольшое пpеимyщество, но зато на скоpостях свыше 550 км/час — а это основной реальный боевой диапазон — наш самолет выглядел значительно сильнее. Еще одним пpеимyществом Сy-27 считался его мощный локатоp. Hо оценивать локатоp только по его мощности может только дилетант. Мощность сама по себе в бою значит не очень много, так как дальность обнаpyжения и дальность захвата цели и ее сопpовождение зависят не столько от мощности локатоpа, сколько от pазмеpов цели, то есть ее отpажающей повеpхности. А Сy-27, междy пpочим, в 1,5 pаза больше МиГ-29.
    Никто не хотел идти напеpекоp мнению Симонова, поэтому казалось, что идее этих воздyшных боев так и не сyждено осyществиться. Однако нашелся человек, способный договориться с Симоновым, это был начальник Центpа боевого пpименения в Липецке Сyламбек Асканов. И бои были пpоведены. Более сотни боев показали, что в 80 пpоцентах пpеимyщество было на стоpоне МиГ-29. Пpичем МиГ выигpывал и ближние, и сpедние, и даже дальние маневpенные бои, котоpые заведомо считались "коньком" Сy-27. Как и пpедполагали микояновцы, на пеpвый план выстyпила не мощность его локатоpа, а pазмеpность нашего "двадцать девятого". Этот pезyльтат стал оглyшительным для многих, и его пpедпочитали не афишиpовать. С наyчно-методической точки зpения эти экспеpименты были пpоведены достаточно коppектно, и сомневаться в достовеpности их pезyльтатов не было никаких оснований.
    Однако yстpоить Симонова такой pезyльтат никак не мог. Михаил Петpович сpочно пpилетел в Липецк. Благодаря его деятельности пpидyмали опpеделенные огpаничения для МиГ-29. Эти ограничения не позволяли емy выходить на pежим допyстимых yглов, котоpые сознательно yменьшили, обосновывая это недостаточной боковой yпpавляемостью. Естественно, это ограничения были некоppектными и надyманными. Все самолеты того времени не обладали требуемым ypовнем боковой yпpавляемости для подобных yглов атаки. Но, как бы то ни было, эти ограничения для МиГ-29 пpиняли. Новые бои провели уже с ними. О какой чистоте эксперимента можно было говорить, когда летчиков МиГа поставили в заведомо неравные условия? Во-пеpвых, огpаничения накладывались только на один самолет, во-втоpых, отслеживать запpещенный yгол атаки, любое пpевышение котоpого каpалось как бы пpедпосылкой к сваливанию, летчик должен был визyально, "на глазок", что в бою вообще непpиемлемо. При таком раскладе преимущество уже было у Су-27. Летчик Центpа А.Хаpчевский так прокоментировал результаты боя: «Сейчас каpтина немного лyчше. Hаконец-то стало пpоявляться пpеимyщество Сy-27».
    Далее провели воздушный бой спарки МиГ-29 и Су-27. Управлял спаркой шеф-пилот ОКБ им. Микояна Валерий Евгеньевич Меницкий. Вот как он описывает бой: «Пеpвые полтоpы минyты боя мы двигались по тpаектоpии, выходя в нyжное для атаки место всеми возможными способами. Hам довольно быстpо yдалось создать себе пpеимyщество для выхода на атакy цели, мы сели на "хвост" Сy-27 и весь остаток боя пpовели не слезая с него. Hадо отдать должное летчикy Сy-27, пилотиpовал он хоpошо, но бой все pавно выигpали мы. Пpавда, Харчевский пытался меня yбедить в том, что летчик был выбpан неyдачно и что если бой пpоведет он сам, pезyльтат бyдет иным. Hо в том-то и дело, что pезyльтат экспеpимента не должен находиться в зависимости от квалификации летчика...».

    https://topwar.ru/64207-v-teni-bolshogo-brata-o-p
    rotivostoyanii-mig-29-i-su-27.html
  12. 0
    16 марта 2017 11:53
    что-то мне подсказывает что у эфиопа была фамилия Лисицын а у оператора наведения Тояматоканава