Дротик номер 408

37


65 лет назад, 26 ноября 1951 года впервые поднялся в воздух первый прототип английского тяжелого двухместного истребителя Глостер "Джавелин" (Javelin - дротик). Самолет предназначался для перехвата советских бомбардировщиков в любое время суток и в любых погодных условиях с наведением на цель при помощи бортового радара. На тот момент это была весьма передовая и перспективная машина, а еще более совершенной она стала в 1956 году, когда ее, помимо пушек, оснастили четырьмя самонаводящимися ракетами "Фрайстрик" класса "воздух-воздух".



В 1955 году "Джавелин" приняли на вооружение и запустили в серию, собрав в общем счете 505 экземпляров, из них 265 - в "ракетных" модификациях. Несмотря на такой успех, "Джавелин" стал последним изделием некогда знаменитой фирмы "Глостер Эйркрафт Компани", построившей первый турбореактивный самолет и первый серийный реактивный истребитель стран антигитлеровской коалиции. В 1963 году она разорилась и вошла в состав авиастроительного концерна "Хаукер Сиддли Эвиэйшн", который в свою очередь прекратил существование в 1992 году.

"Джавелины" базировались на территориях Великобритании и Западной Германии. Дивизионы этих перехватчиков стояли на боевом дежурстве до 1969 года, когда "Дротик" сняли с вооружения в связи с появлением новых машин с более высокими летными характеристиками. Слава Богу, холодная война так и не переросла в горячую, а потому вступать в реальные бои им не довелось.





Первый прототип "Джавелина" в полете. Радар и вооружение еще не установлены.



Первая серийная модификация FAW Mk.I



Модификация FAW Mk.7 - самая крупносерийная версия "Джавелина", тиражированная в 142 экземплярах.



FAW Mk.7 на аэродромной стоянке.

В дополнение к сказанному замечу, что с "Джавелином" я впервые познакомился еще в 1979 году, но лишь через пару лет я выяснил, что это таки был "Джавелин". Дело в том, что в тот год на прилавках советских магазинов игрушек вдруг появилось большое количество разнообразных сборных моделей самолетов, совершенно не похожих на нашу авиатехнику. Самолеты эти имели очень странные названия: "Индекс 157", "Индекс 170", "Индекс 204", "Индекс 363" и т.д. Никакой другой информации о них ни на коробках, ни на инструкциях по сборке не было.

Тогда я купил, склеил и поставил на полку модель довольно большого реактивного самолета с треугольным крылом, на коробке которого значилось, что это "Индекс 408". Потом, сравнивая очертания модели с фотографиями в изданном под грифом ДСП справочнике по зарубежной авиации, который мне дали почитать на пару дней, я опознал машину, а заодно и многие другие "индексы". А еще позже, уже во времена "гласности", выяснилась причина "маскарада". И она оказалась столь же идиотской, как и почти всё, что происходило в брежневском СССР.

В 1978 году советская экспортно-импортная контора "Новоэкспорт" закупила у английской фирмы "Фрог" большую партию оборудования для производства пластмассовых сборных моделей, в том числе - прессформы для отливки наборов заготовок более сотни различных моделей самолетов и примерно десятка кораблей. В те времена коллекционирование таких моделей было очень популярным хобби, но в СССР они пребывали в постоянном дефиците. Массовым выбросом на прилавки "экс-фроговских" моделей проблему дефицита, хотя бы в этом сегменте рынка, надеялись решить.

Однако тут же всплыл "щекотливый" нюанс: почти все модели "Фрога" воспроизводили западную технику, прежде всего - английскую и американскую. И кто-то из высокопоставленных капээсэсовских функционеров, с запозданием узнав о сделке, возмутился: "Как же так?! Советские дети будут собирать модели самолетов и боевых кораблей агрессивного блока НАТО! Это неслыханно! Это идеологическая диверсия! Нельзя пропагандировать вражескую военную технику, а тем более - среди молодежи!" Как ни странно, это возмущение нашло поддержку в партийных верхах. Очевидно, там всерьез считали, что подросток, склеивший модель английского, американского или французского самолета, тут же превратится в антисоветчика.

Между тем, деньги за прессформы были уплачены, и деньги немалые, в валюте, отменять сделку было поздно. Тогда нашли "соломоново" решение: модели все-таки пустить в продажу, но "анонимно", без указания их прототипов, размещая на невзрачных коробках просто некие абстрактные индексы, либо указывая функциональное назначение машины - "истребитель", "бомбардировщик", "разведчик" и т.п. И надо сказать, что в условиях "железного занавеса" и контроля над информацией это отчасти сработало. Большинство людей, покупавших и собиравших модели в СССР на закате брежневской эпохи, не знали, что они собирают!

Самое потрясающее, что в "безымянном" оформлении выпускались даже модели пассажирских лайнеров и самолетов 20-30 годов прошлого века, а также - времен Второй мировой войны. Можно только гадать, какую "идеологическую диверсию" углядели советские чиновные дебилы в старинных "Спитфайрах", "Мустангах". "Хэллкетах" или в самолете "Бристоль-138", который в 1936 году установил мировой рекорд высоты.

При этом часть моделей выпускалась в экспортном исполнении, для продажи за рубеж. Они оформлялись совсем по-другому: их паковали в яркие, красочные коробки с надписями на английском и непременным указанием - какой именно самолет воспроизводит данная модель. Вдобавок, в коробки помещали наборы декалей (переводных картинок) с опознавательными знаками и другими эмблемами, которые должны были наноситься на модель после сборки. В моделях "для внутреннего потребления" их не было. А на нижней стороне коробок, которые в "советском" варианте представляли собой простую картонку, у экспортных моделей печатали красивые цветные инструкции по окраске и размещению декалей.

Любопытно, что модели для внутреннего и внешнего рынка делали и упаковывали на одних и тех же заводах и в одних и тех же цехах. Разумеется, экспортные модели активно разворовывались, а потом "всплывали" на черном рынке, где их продавали из-под полы по ценам, в 5-10 раз превышавшим магазинные цены их "советских" аналогов. Порой воровали и продавали только корбки и декали, так как саму "пластмассу" можно было купить в любом "Детском мире".

По-моему, в этой абсурдистской истории с моделями, продолжавшейся вплоть до конца 80-х, как в маленькой капле воды отразился большой маразм и лицемерие позднесоветской идеологической системы. Такая система рано или поздно должна была рухнуть.



Модель "Джавелина" в изначальной английской упаковке фирмы "Фрог".



В таком виде она продавалась в Советском Союзе.



А это экспортная коробка, почувствуйте разницу.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    3 декабря 2016 06:05
    По-моему, в этой абсурдистской истории с моделями, продолжавшейся вплоть до конца 80-х, как в маленькой капле воды отразился большой маразм и лицемерие позднесоветской идеологической системы.


    Сам увлекался такими модельками...особенно времен ВОВ...запах дихлорэтана на всю жизнь запомнил.

    Я хорошо помню это время...так вот скажу...
    идеи всеобщего равенства ,братства и интернационализма сами по себе благородны и хороши...но проблема была в том что реальность на местах
    резко отличалась от провозглашаемых уцелей.
    Интернационализм покупался миллиардными вливаниями в чужие страны которым абсолютно начхать было на граждан СССР...
    равенство и братсво smile ...вообще было как анекдот про членовозов (членов ЦК КПСС).
    НУ ладно БОГ с этим...закостенелая экономика ...вот главная причина развала СССР...невозможно было впарить мозги простому человеку видящему разницу между доходами рабочего и крестьянина в загнивающем ЗАПАДЕ и развивающем социализме...народ стал задавать себе вопросы почему так и КПСС не смогла найти ответа на это.
    1. +7
      3 декабря 2016 16:45
      Дорогой Леха!

      Мой Вам совет: на сайте «ВО» в разделе « вооружение» старайтесь быть в теме. Статья про конкретный английский самолет,а Вы несете какую-то ерунду про закостенелую экономику СССР, «покупной» интернационализм, фальшивое равенство и братство народов и т.д. Эту х….ю пишите в разделах сайта «мнение», «история», «аналитика», где тусуются «современные гуманитарии».
    2. AUL
      +6
      3 декабря 2016 18:53
      ...вообще было как анекдот про членовозов (членов ЦК КПСС).
      Маленькое уточнение: "Членовоз" - не член ЦК КПСС, а автомобиль, перевозящий эти члены - "Чайка", ЗИЛ-111, - 117 и др.
    3. +5
      3 декабря 2016 21:07
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      НУ ладно БОГ с этим...закостенелая экономика ...вот главная причина развала СССР...невозможно было впарить мозги простому человеку видящему разницу между доходами рабочего и крестьянина в загнивающем ЗАПАДЕ и развивающем социализме...народ стал задавать себе вопросы почему так и КПСС не смогла найти ответа на это.


      Такое впечатление, что человек живет в конце 80-х и не знает, что творится вокруг. Проспал где-то лет 25. Давным-давно все насмотрелись на "загнивающий" запад и сравнили с "развивающимся" социализмом. И не так все однозначно. Уже 25 лет живем по указанному западом пути и не видно пока манны небесной.
      1. 0
        3 декабря 2016 23:42
        Цитата: VIT101
        и не видно пока манны небесной.

        так и не увидите, потому что на манну нужно заработать, а не ждать её как пришествие коммунизма, которым 70 лет "кормили" советских людей и вели как осла за морковкой в "светлое будущее"
        1. +5
          4 декабря 2016 00:24
          Цитата: veteran66
          так и не увидите, потому что на манну нужно заработать, а не ждать её как пришествие коммунизма, которым 70 лет "кормили" советских людей и вели как осла за морковкой в "светлое будущее"

          Тогда почему рабочие получают , мягко говоря, не ахти, а разные дерипаски-прохоровы "с жира бесятся" ? Может, манну перераспределили себе ? И где это они так зарабатывают ?
          1. +1
            4 декабря 2016 08:44
            Цитата: Альф
            Тогда почему рабочие получают , мягко говоря, не ахти

            не ахти это сколько? У нас на заводе "Алмаз-Антей" оператор ЧПУ получает от 50 тыр в месяц, на Питерском "Металлисте" токарь-карусельщик 110-130 тыр, а если сверхурочно, то ещё больше, там средняя з/п у рабочих (без руксостава и АХП) 52 тыр. Это то, что я знаю наверняка. Мало?
            Цитата: Альф
            а разные дерипаски-прохоровы "с жира бесятся"

            а Вы не заглядывайте в чужой карман и будет Вам счастье.
            1. +1
              4 декабря 2016 20:57
              Цитата: veteran66
              Цитата: Альф
              Тогда почему рабочие получают , мягко говоря, не ахти

              не ахти это сколько? У нас на заводе "Алмаз-Антей" оператор ЧПУ получает от 50 тыр в месяц, на Питерском "Металлисте" токарь-карусельщик 110-130 тыр, а если сверхурочно, то ещё больше, там средняя з/п у рабочих (без руксостава и АХП) 52 тыр. Это то, что я знаю наверняка. Мало?
              Цитата: Альф
              а разные дерипаски-прохоровы "с жира бесятся"


              Выражение "средняя температура по больнице" ни о чем не говорит ?
              У нас на заводе тоже есть операторы, которые по 60-70 штук получают, да вот незадача, входят они как говорится в рабочую мафию, которая или кум-брат-сват или те, кто языком хорошо пользуются.
              А уровень цен в Питере каков ?
              А по поводу кармана, так Вы, видимо, из "этих" происходите, которые примиряться убеждают.
              1. 0
                5 декабря 2016 06:31
                Цитата: Альф
                Выражение "средняя температура по больнице" ни о чем не говорит

                я специально написал, что это средняя зарплата среди рабочих.
                Цитата: Альф
                входят они как говорится в рабочую мафию

                так это не власть виновата, корни этой мафии уходят в далёкое прошлое, ещё когда я работал на заводе у нас были лица особо приближённые к буграм и мастакам. Так что этот Ваш пост "ниачом"
                Цитата: Альф
                А уровень цен в Питере каков ?
                так это смотря на что, если в педикюрные-маникюрные салоны, то цены высокие, а так, для жизни, ЖКХ дешевле, продукты дешевле, шмотки на рынках тоже недорогие. Так что в Москве и Питере жить неплохо.
            2. +3
              9 декабря 2016 20:09
              а Вы не заглядывайте в чужой карман и будет Вам счастье.

              +100500
    4. +5
      3 декабря 2016 22:51
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      .народ стал задавать себе вопросы почему так и КПСС не смогла найти ответа на это.

      Просто КПСС не догадался сказать о разнице в расходах и социальных гарантиях между капитализмом и социализмом.
      По поводу коробок.
      То, что в СССР не продавались модели в синих коробках как идеологически опасные-откровенная брехня и абсолютное незнание автором поста темы. Просто дело в том, что по контракту с фирмой ФРОГ оплата советской стороной шла не в валюте, а натурой, т.е. моделями, что было выгодно обеим сторонам.
      Сам неоднократно покупал и мне покупали модели в НОВО-вских синих и красных коробках в МАГАЗИНАХ. Однажды попался даже дикий раритет даже среди коллекционеров-БЕЛАЯ коробка на Джипси Мот, у которой на боковинах были изображения Зеро, Фиата Г-55, Фоккера Д-21, Мустанга-А.
  2. +5
    3 декабря 2016 07:39
    По-моему, в этой абсурдистской истории с моделями, продолжавшейся вплоть до конца 80-х, как в маленькой капле воды отразился большой маразм и лицемерие позднесоветской идеологической системы. Такая система рано или поздно должна была рухнуть.
    Да только ли в этой модели. В конце 60-х, начале 70-х закупалось много техники для леспромхозов, а так же оборудование по ремонту и запчасти. Так вот большая часть документации была ДСП, то что необходимо любому работнику, обслуживающему эту технику. Вот маразм,так маразм. Приеров подоного я могу привести много.
  3. +6
    3 декабря 2016 09:00
    Английский тяжелый двухместный истребитель Глостер "Джавелин" (Javelin - дротик) стал первым в НАТО истребителем –перехватчиком с радаром для обнаружения и поражения воздушных целей. Несмотря на треугольное крыло, кабину с хорошим обзором, наличие двух двигателей, для 50-х годов самолет выдающимися летными данными не обладал. Он оставался дозвуковым. Максимальная скорость составляла 1170 км/час, крейсерская – 950 км/час, практический потолок -18 тыс.метров, дальность полета 2500 км., взлетный вес -15 тонн. На протяжении примерно 15 лет машина совершенствовалась и модифицировалась пока безнадежно не устарела. В первоначальном варианте "Джавелин" нес 4 30-мм пушки «Дефа» - аналог трофейной немецкой Мк-108. С 1956 года планировалось перевооружение на управляемую ракету «Файрстрик» с инфракрасной головкой самонаведения, но испытания образца затянулись до 1959 года и ракета поступила на вооружение с наведением по лучу РЛС. Дальность стрельбы составляла 8 км Самолет нес 4 такие ракеты и был способен атаковать дели на высоте до 14 тыс.метров. За рубеж "Джавелин" не продавлся. Всего выпущено примерно около 600 машин.
  4. +3
    3 декабря 2016 09:33
    каким удовольствием было най2ти было найти в коробке замечательную модель "торнадо" или вертолет"линкс"
    1. +3
      3 декабря 2016 10:27
      На счёт "Линкса" не спорю,а вот Торнадо у Фрог мы не закупали.Канбера,была,Глостер Метеор-были.Даже Фантом К и М(ангииские модефикации были...В своё время у меня весь Фрог закупленный во времена СССР стоял на полке.Сейчас я правда на 48-й перешёл,но модели НОВО вспоминаю с теплотой,особенно ташкентские В-17Е и Велленгтон с Ланкастером...
      1. +2
        3 декабря 2016 14:37
        Был не Торнадо , а Ягуар
        1. +2
          3 декабря 2016 22:57
          точно, дружище, забыл,за давностью лет
          1. +2
            3 декабря 2016 23:07
            и, кажется, ягуар можно было собрать в двух вариантах - одно или двухместный
      2. +2
        3 декабря 2016 14:53
        "Линкс" был, "Хантер" был. И "Мустанг"- тоже был. Сам, помню, лет 30 назад клеил.
        1. +2
          4 декабря 2016 03:19
          Был Твин Мустанг.Я помню как в Искитиме в "Детский МиР"(тогда там был такой магазин в центре)завезли Твин Мустанги,да ещё в финских коробках,и при цене в 1р10коп.Ягуар можно было собрать как одноместным так и двухместным,а ещё можно было сделать или француза,или англичанина.Одно время этот пластик под логотипом Восточный экспресс выпускался.хотя могу и ошибаться.всё таки уже 20лет как перешёл на 48-й...
    2. +1
      3 декабря 2016 14:35
      s-hobby.ru
      Линкс есть, даже два в родной коробке из ДМ
  5. +1
    3 декабря 2016 09:41
    Спасибо за статью, прям на машине времени вернулся в 80-е, когда увлекался сборкой масштабных моделей. Достать их в Новосибирске, фактически, можно было лишь на "чёрном рынке", оный располагался у нас в парке культуры и отдыха "Берёзовая роща". И вот пацанами, по воскресеньям мы туда захаживали, приобретая из сэкономленных на обедах денег, масштабные модели.
    С "Джавелином" у меня связана следующая история: его приобрёл мой товарищ, поскольку полистирол был непрезентабельного "глистастого" белого цвета, мы впервые решили его окрасить. Камуфляж присмотрели от какого-то другого самолёта, кажется в цвете самолёты печатались в журнале "Техника молодёжи" и была ещё у одноклассников книга о истории авиации, также с цветными иллюстрациями, там и определили тип и название самолёта Узнали что окрашиваются модели нитрокраской. Но где брать краску?
    В школе нас отправляли на учебно-производственную практику(УПК) на различные предприятия. А я работал, в цехе товаров народного потребления, на деревоперерабатывающем комбинате. Мы делали заготовки фанеры для будущих хоккейных клюшек. Краску попросил в малярном цехе, женщины, правда улыбнулись сказав, что я пришёл к ним с какой-то мензуркой...Дали мне кусочек фанерки, и макая во фляги я налил три пузырька краски: синего, жёлтого и зелёного цветов.
    Поскольку аэрографа у нас не было, мы решили покрасить модель кисточкой... После того как модель высохла, разочарованию нашему не было предела! Мы, фактически изуродовали супостата! Мало того, что везде были некачественные следы окраски с подтёками, так ещё и по выражению товарища, камуфляж получился каким-то "ПОПУГАЙСКИ" кричащим... wassat ПЕРВЫЙ БЛИН,-КОМОМ!
    В дальнейшем, уже с привлечением отцов, мы освоили премудрости моделирования, алхимию подбора цветов и пользовались самодельными краскопультами. Мамам правда, никогда не нравился запах...
    Полностью согласен с автором и комментами выше, о политической и пропагандисткой подоплёке данной ситуации в СССР,-АБСУРД, граничащий с МАРАЗМОМ!
    1. 0
      6 декабря 2016 10:55
      Я – «старый стендовик». Первые модели самолетов появились не в продаже, а у военных и использовались в классах для обучения летчиков примерно с 1956 года.
      В Москве первые авиамодели для склеивания появились примерно в 1963 году и качество их было достаточно низким, не говоря уж о декалях. С 1965 года в Москве появились модели «Пластикарт» из ГДР в масштабе 1:100 и 1:72.Они и сейчас пользуются спросом у коллекционеров..
      Модели «Ново» продавались в коробках и пакетах с 1968 года. Декалей к ним не было. В Москве у «Детского мира» со стороны ресторана «Берлин» была «точка» для спекулянтов и коллекционеров. Милиция «гоняла», но люди появлялись вновь. Там было все: фирменные декали, коробки, клеи, краски, журналы Цены были по тем временам «ого-го», но спрос рождал предложение.
      Подобно Вам, я тоже имел множество баночек с разной отечественной краской и растворителями, альбом колеров, пигменты, кисти, аэрограф и многое другое. Я и сейчас нет-нет. да и сделаю что-нибудь для пополнения или ремонта своей авиаколлекции. «Джавелин» у меня тоже был, но недолго. Я сменял его на Ил-2 от «Звезды», а Ил-2 – на «Нововскую» модель самолета «Хорнет», кстати очень хорошего качества.
  6. +4
    3 декабря 2016 09:43
    Очередные откровения клеятеля танчиков. Желание и рыбку съесть и на политику сесть портит все впечатление от статьи. На западе нашим самолетам вообще свои названия присваивают и праведного гнева по этому поводу что-то не видно.
  7. +4
    3 декабря 2016 10:16
    Цитата: Хтононагибатор
    Очередные откровения клеятеля танчиков. Желание и рыбку съесть и на политику сесть портит все впечатление от статьи. На западе нашим самолетам вообще свои названия присваивают и праведного гнева по этому поводу что-то не видно.

    На западе нашим самолетам не только новые названия присваивают но и сохраняют старые. Например SU-27 Flanker B.
  8. +6
    3 декабря 2016 10:17
    Ну а какой тупизм партноменклатуры при выпуске Фроговской модели "Фоккер Д XXI" был.Один идилогический работник узнав что хотят выпускать модель ФОККЕРА!!!!,вы только вдумайтесь ФОККЕРА-это же явное прославление техники германского нацизма.А самое смешное почему они не купили пресформу модели МиГ-21ф-13,хотя в каталоге она была.когда я про это читал в то время (начало 90-х) я так хохотал!!!!!!!.Так вот причина отсутствия модели этого самолёта,сидите ровно,-Как можно тиражировать и продавать модель секретного (?!) самолёта,СТОЯЩЕГО(!) на вооружении наших ВВС.Поэтому мы и не закупили для моделистов МиГ-21,а про Ла-5 тоже ходила легенда,на коробке которая шла за рубеж,а коробки эти печатались в финляндии и в Союзе стоила просто коробка от 10 до 15рублей,так вот на коробе был рисунок Ла-5 Костылева,кто не знает про этот самолёт поясню вся передняя часть самолёта была разрисована под пасть.Так вот один из партдеятелей заявил вы что хотите чтоб на Западе нам тыкали этой моделькой и говорили вот он зверинный оскал русских(ну типа в этом духе).А!Каков маразм!Сегодня смотря на Украину я понял откуда они пришли и куда вернулись(Н.С.Хрущёв ,Л.И.Брежнев)ведь заявления нынешних властей Украины не так уж сильно и отличаются от заявлений советской партноменклатуры времён "оттепели",застоя и перестройки.
    1. +1
      3 декабря 2016 13:59
      Цитата: Fitter65
      Ну а какой тупизм партноменклатуры

      Без тупизма идеологов мы можем видеть во что например превратился отечественный кинематограф.
      Цитата: Fitter65
      ведь заявления нынешних властей Украины не так уж сильно и отличаются от заявлений советской партноменклатуры

      Феерический бред
      1. 0
        4 декабря 2016 03:22
        Фразы по словесному содержанию разные,а вот смысловое содержание-реально феерический бред.
  9. +1
    4 декабря 2016 00:12
    А ведь согласитесь технари, красивая машина всё таки... hi soldier
    1. +2
      4 декабря 2016 00:29
      Цитата: Zubr
      А ведь согласитесь технари, красивая машина всё таки...

      Мало того, это одна из немногих машин-бесхвосток. Именно британцы сумели поставить "на крыло" бесхвостки, например, Вулкан.
  10. +1
    4 декабря 2016 00:18


    А ещё я собирал эту модель. Тоже, очень элегантная и красивая машина.
    1. 0
      4 декабря 2016 00:30
      Цитата: Zubr
      А ещё я собирал эту модель. Тоже, очень элегантная и красивая машина.

      Чья ? Проделки Фикса ?
      1. 0
        4 декабря 2016 03:23
        Мачбокс был,Аирфикс тоже был,а у МБ к нему в паре и Виктор был.
  11. +1
    4 декабря 2016 00:33
    Цитата: Альф
    Цитата: Zubr
    А ещё я собирал эту модель. Тоже, очень элегантная и красивая машина.

    Чья ? Проделки Фикса ?


    Ну это вы Батенька хватили..))) НА счёт Фикса..)) 1983-1984 год появился журнал "Откуда исходит угроза миру". Наш советский. Там я впервые увидел Вулкан.
    1. +1
      4 декабря 2016 03:27
      Ну в "Альбоме военных самолётов,вертолётов и реактивных снарядов капиталистических стран" издание 1965г.на стр14 он есть
    2. 0
      4 декабря 2016 20:51
      Цитата: Zubr
      Цитата: Альф
      Цитата: Zubr
      А ещё я собирал эту модель. Тоже, очень элегантная и красивая машина.

      Чья ? Проделки Фикса ?


      Ну это вы Батенька хватили..))) НА счёт Фикса..)) 1983-1984 год появился журнал "Откуда исходит угроза миру". Наш советский. Там я впервые увидел Вулкан.

      Так Вы сказали, что собирали Вулкан, вот я и спросил, чьей он фирмы.
  12. 0
    22 августа 2021 12:15
    "А это экспортная коробка, почувствуйте разницу".
    Странно. Покупал "Джавелин" именно с такой картинкой. Только это была не коробка, а картонка, закрывающая полиэтиленовый пакет с деталями. Собственно, она и сейчас у меня есть.
    Вот только в странах, куда экспортные коробки должны бы были идти на экспорт я в то время не бывал. Покупал в московском "Детском Мире", или чём-то подобном, не помню уже.
    Подробности про самолёт узнал из книжки В. Грин и Р. Кросс. Реактивные самолёты мира, М. Издательство иностранной литературы, 1957. Брал почитать у знакомых, а потом нашёл такую себе, путём сплошного прочёсывания букинистических магазинов. Но книга без всякого грифа. 21 р. 56 к. в дореформенных ценах. Собственно, она и сейчас у меня есть.
    В советской действительности было много всякого "весёлого". Но всё же, каждый раз вспоминать её с надрывом в голосе - моветон.