Military Review

"Grandma" of the Cuban revolution. Sixty years of landing from the yacht "Granma"

5
Exactly sixty years ago, 2 December 1956, a detachment of Cuban revolutionaries under the command of Fidel Castro landed from the Granma yacht on the coast of Cuba. Thus began the next, victorious stage of the armed struggle, ending in the victory of the revolutionary forces.
In the 1956 year, before the start of the expedition to Cuba, Fidel Castro and other Cuban revolutionaries were in Mexico. Here they took refuge after they were forced to leave Cuba, after being amnestied by the Batista court. It was in Mexico that Fidel Castro met with Argentinian Ernesto Che Guevara. A young Argentine doctor at that time was in Mexico, fleeing here from neighboring Guatemala, where he participated in the revolutionary movement. Juan Manuel Marquez came to Mexico - he was older than his other comrades, he had already exceeded forty years, but Marquez's everyday and political experience turned out to be very useful.


A little later, Camilo Cienfuegos (1932-1959) arrived from the USA - a hereditary revolutionary who came from a family of Spanish anarchists who migrated after the victory of Franco to Cuba. From 1954, Cienfuegos participated in the student movement in Cuba, was in opposition to the dictator Batista, and then was forced to move to the United States, where he became acquainted with the ideas of Fidel Castro. Subsequently, Camilo Cienfuegos became a real legend of the Cuban revolution, at a certain time no less popular than Fidel and Che Guevara. Suffice it to say that it was Camilo Cienfuegos that Ernesto Che Guevara dedicated his book Guerrilla War.

Back in August, 1956, Fidel Castro met in the US town of McAllen with former Cuban President Carlos Prio Socarras (pictured), negatively tuned to the Batista regime and promised to help the leader of the revolutionary movement financially. Sokarras promised to give 50 thousand dollars to Fidel. This money, according to Castro, should have been enough to purchase a yacht that would deliver revolutionaries to Cuba, and to purchase weapons. In September, in Miami, Carlos Prio Socarras met again with the revolutionary representative Juan Marquez. The ex-president gave Marquez twenty thousand dollars. Soon Fidel, passing in the area of ​​the Mexican town Tuxpan, saw a small yacht. She had a very touching name - “Granma”, that is, “Grandma”. Although the yacht was in poor condition, Fidel decided to buy it - apparently, the name played a role. With such a peaceful name of the yacht, you could fearlessly make the long-awaited raid on Cuba.

Of course, from the point of view of common sense, "Granma" was in no way suitable for a landing operation. The length of the yacht was thirteen meters, width - five meters. She was launched back in 1943 year. Ten years later, in 1953, she hit a hurricane and sank. Then she was raised, slightly repaired, but on the whole the Granma remained completely unsightly yacht. This explains its abandonment - it is unlikely a reasonable person would buy it from the owner. But Fidel Castro once again followed the call of the heart. He realized that it was Granma that would lead his squad to a long-awaited victory over Batista.



It was possible to establish who is the owner of "Granma". He was an American entrepreneur Werner Green. He agreed to sell the yacht for a small amount of money, but he made a condition that the buyer bought a small house in the Tuxpan area along with the yacht. The buyer was a Mexican businessman Antonio del Conde, who in the middle of 1950-s owned a gun shop and sympathized with the revolutionaries. Del Conde gave Green fifteen thousand dollars for a yacht, and several thousand dollars were given as a deposit for a house, which in reality no one was going to buy. The deal took place on October 10 1956 of the year - so the revolutionaries got their own ship. The big problem was that “Granma” had already experienced a crash and was quite consistent with its name “Grandma”. On board the yacht could take on the strength of twenty people, and the detachment consisted of more than eighty fighters.

But there was no way out for Fidel Castro - funds were limited, and the operation was planned for the near future. Therefore, it was decided to go to Cuba on the "Granma". Meanwhile, Frank Pais García arrived in Mexico (in the photo). About this person must be said separately. Twenty-two-year-old school teacher Frank Pais (1934-1957) was a student leader in the past who created the National Revolutionary Action organization, and in the July 26 Movement he was responsible for organizing the city’s underground. He was distinguished by his courage and devotion to revolutionary ideals, for which Fidel Castro himself greatly respected him. Frank Pais brought his comrades eight thousand dollars for the purchase of weapons. Frank Pais also said that his comrades in Cuba are ready to come forward at the first signal in order to divert the attention of government troops and the police.

Fidel Castro faced a difficult task - to place all potential participants in the planned operation and organize their combat training. Indeed, besides the willingness to sacrifice themselves in the name of the ideals of freedom, the revolutionaries also needed to possess the necessary skills in battle. Few of them had combat experience, so an accelerated training course was superfluous. At the same time, it was worthwhile to take care of proper conspiracy. In different areas of the Mexican capital were removed a few apartments, which placed the fighters. Each apartment was rented for seven to ten people, turning into a kind of dormitory of revolutionaries. Realization of all the everyday needs of the fighters was carried out at the expense of the 26 Movement of July - they were fed, provided with laundry, paper, medicines, and also money for personal expenses. In apartment dormitories, a fairly rigid day regimen was established with regulated lifting, eating and hauling, and school hours. Naturally, the fighters undergoing training should not have had extra contacts with strangers and, moreover, brought them to the apartment. Contacts between members of various battle groups were also forbidden. In the squadron Castro was established military discipline. Fidel himself wore the title "Comandante" - "Major." For many years, this title was the highest in the rebel army, and then in the armed forces of revolutionary Cuba. In addition to Commander Castro, there were six captains and three lieutenants in the detachment.

Preparations for organizing an expedition to Cuba began in advance. It was originally planned that a human 84 will take part in the landing operation. However, two revolutionaries, Pedro Miret and Enno Leyva, were arrested by Mexican police in the capital, Mexico City. During a search, a weapon was found in their home - 4 rifles with optical sights, 3 submachine guns, 17 pistols. The arrested men, Leyva and Miret, did not extradite their comrades, but the number of the detachment was thus reduced by two people. Castro himself was puzzled by the question of who could betray the people of the Mexican police. Suspicion fell on Raphael del Pino. (genus. 1938) - one of the closest associates of Fidel, who served as his bodyguard. Subsequently, these suspicions were dropped, and Rafael del Pino managed to make a great career in the revolutionary Cuban army. He was promoted to the post of commander-in-chief of the country's air force, but in 1987 he fled to the United States and turned into a sharp critic of Communist Cuba’s policies.



Meanwhile, in Cuba, revolutionaries were also preparing for the planned operation. October 28 The 1956 of the year in Havana, in the Montmartre cabaret, was killed by Colonel A. Blanco Riho, who led the military intelligence service of the Cuban armed forces. The assassination of the chief of intelligence of the Batista regime set as its goal to disorganize the control system of the special services and facilitate the conduct of the landing operation.

22 November 1956, Fidel Castro gave orders to all groups of fighters to arrive on the morning of November 24 on the pier of the town of Tuxpan. Subsequently, Ernesto Che Guevara recalled that this order came unexpectedly - apparently, Fidel was afraid of failure and sought to land a ship and go out to sea as soon as possible. A telegram was sent to Cuba stating that the "circulation of the book is sold out." This was a signal to the group of Frank Pais García, which exactly five days after its receipt was to launch an armed uprising against the Batista regime. By the morning of November 24, all participants of the revolutionary detachment arrived in Tuxpan on buses and passing cars.

Fidel Castro appointed the navigator of the yacht Roberto Roque (pictured) - former naval lieutenant fleet Cuba, who could hold the ship to the island. However, Roque, who had not seen the yacht before, was very disappointed - he told Fidel that the ship would arrive on the island no earlier than five days later. It turns out that Castro’s detachment did not have time to land by the time the Frank Pais uprising began. However, it was decided to act.

25 November 1956, about two o'clock in the morning, the yacht "Granma" left the port of Tuxpan. On board were the 82 people, including such famous revolutionaries as the brothers Fidel and Raul Castro, Ernesto Che Guevara, Camilo Cienfuegos. Of the fighters of the 21 unit, the man had combat experience by participating in the famous assault on the barracks of Moncada. The age of revolutionaries differed. Basically, these were young people 20-30 years. Among the most senior was 53-year-old Francisco Chikola, among the younger ones - 19-year-old Guillen Celaya, a native of Mexico.

November 28 “Granma” entered the Caribbean Sea. The journey was difficult. Most of the fighters of the detachment did not have experience of sea voyages, almost all suffered from seasickness, and Che Guevara had a serious asthma attack. In addition, in the Caribbean, it was just these days that a storm began, and Granma lost its course. Water began to flow into the cabins. Granma's passengers dumped it in buckets. In the end, Fidel ordered to throw overboard all extra loads, leaving only weapons, ammunition and the very minimum of food. Later it turned out that it was not a leak, but a problem with the bathroom system of the yacht.

In Cuba, comrades were already waiting for the arrival of a detachment of revolutionaries. In order to provide the necessary conditions for the landing, local revolutionaries revolted in Santiago de Cuba, Holguin and Guantanamo. At the head of the rebels stood Frank Pais. The group Pais was tasked to divert the attention of government troops. Meanwhile, the squadron Castro and Che Guevara was to calmly land on the Cuban coast. Frank Pais and his associates seized the police headquarters in Santiago de Cuba. A detachment of four hundred poorly armed fighters was able to establish control over the second most important city of Cuba. But Frank Pais was in vain waiting for reinforcements - Castro's detachment lingered. Police and army units of Batista broke into Santiago. In street battles, many fighters of Frank Pais died, and the remnants of the rebels were forced to retreat to the mountains. Subsequently, Fidel Castro repeatedly reproached himself for the uncoordinated organization of the operation, as a result of which the detachment from Granma did not have time to help the rebels of Frank Pais in Santiago de Cuba.

Despite careful conspiracy, the Cuban secret services still learned about the upcoming landing of revolutionaries. But since the provocateur did not have information about exactly which ship and where the squadron Castro would land, the coast guard command was ordered to patrol all coastal waters. It was a more difficult task. And here luck also smiled at Fidel and his companions. At some point, the patrol boat passed alongside the Granma yacht. Seeing his approach in the distance, all the fighters hid in the hold. Only a lone navigator, Roberto Roque, remained on the deck, which, apparently, reassured the border guards - the boat passed by the yacht. A little later, Roque climbed onto the mast of the yacht to get a better view of the horizon. At that moment a wave washed away him. Fidel Castro ordered Granma to be stopped and his comrades searched the Roque for several hours. In the end, the navigator was rescued from the water alive and unharmed. It was another unforeseen stop in the long journey of Granma.



When the yacht was already approaching the coast, she was noticed from a coaster. The captain of the vessel reported to the police, in connection with which Castro ordered to change course and disembark elsewhere. In the end, Granma ran aground. About hundred meters remained to the coast. The boat launched into the water sank, after which the fighters were forced to parachute and ship to the shore, under the throat in the water, carrying a weapon in their arms raised above themselves.

By this time, the yacht found aircraft of the Cuban Air Force. But the squadron Castro has already managed to leave the "Granma". From the approached military boats the fighters opened fire, but they were able to hide in the mangrove swamp. Thus began the landing on Cuba, which ultimately led to the victory of the revolution. The first fight took place on December 5 in the Alegria del Pio area. The revolutionaries retreated to the Sierra Maestra Mountains in eastern Cuba, where they began a guerrilla war that lasted just over two years.

"Grandma" of the Cuban revolution. Sixty years of landing from the yacht "Granma"


It's been sixty years. Exactly on the sixtieth anniversary of the departure of the yacht "Granma" from the Mexican coast, 25 November 2016, the Cuban leader Fidel Castro passed away. The Aurora of the Cuban Revolution itself is exhibited today in Havana - at the Museum of the Revolution. The official newspaper of the Communist Party of Cuba is named after Granma, one of the Cuban provinces bears the name of the renowned yacht, and Desembarco del Granma National Park is broken at the landing site of the revolutionaries.
Author:
5 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Polkanov
    Polkanov 2 December 2016 07: 26
    +5
    ... a noble story. Viva Cuba! ...
  2. parusnik
    parusnik 2 December 2016 08: 09
    +4
    Granma- "Aurora of the Cuban Revolution", that's right ...
  3. GEV67
    GEV67 2 December 2016 09: 31
    +5
    It is unfortunate that because of the shit and liberals in power, we lost such a partner and a country like Cuba.
  4. Altona
    Altona 3 December 2016 23: 33
    +3
    On the fragile little ship to go into the unknown is strong. I can’t imagine how such a ship transported 80 people.
  5. Standard
    Standard 15 February 2017 16: 33
    0
    Thanks for the stuff!

«Бабушка» кубинской революции. Шестьдесят лет высадке с яхты «Гранма»

Ровно шестьдесят лет назад, 2 декабря 1956 года, отряд кубинских революционеров под командованием Фиделя Кастро высадился с яхты «Гранма» на побережье Кубы. Так начался очередной, победоносный на этот раз, этап вооруженной борьбы, закончившийся победой революционных сил.
В 1956 году, перед началом экспедиции на Кубу, Фидель Кастро и другие кубинские революционеры находились в Мексике. Здесь они нашли убежище после того, как были вынуждены покинуть Кубу, будучи амнистированными батистовским судом. Именно в Мексике произошла встреча Фиделя Кастро с аргентинцем Эрнесто Че Геварой. Молодой аргентинский врач в это время находился в Мексике, бежав сюда из соседней Гватемалы, где он принимал участие в революционном движении. В Мексику приехал Хуан Мануэль Маркес — он был постарше других товарищей, ему перевалило уже за сорок лет, но житейский и политический опыт Маркеса оказался очень полезным.

Чуть позже прибыл из США Камило Сьенфуэгос (1932-1959) — потомственный революционер, выходец из семьи испанских анархистов, переселившихся после победы Франко на Кубу. С 1954 года Сьенфуэгос принимал участие в студенческом движении на Кубе, находился в оппозиции к диктатору Батисте, а затем был вынужден перебраться в США, где и познакомился с идеями Фиделя Кастро. Впоследствии Камило Сьенфуэгос стал настоящей легендой кубинской революции, в определенное время не менее популярной, чем Фидель и Че Гевара. Достаточно сказать, что именно Камило Сьенфуэгосу Эрнесто Че Гевара посвятил свою книгу «Партизанская война».

Еще в августе 1956 года Фидель Кастро встретился в американском городке Макаллене с бывшим президентом Кубы Карлосом Прио Сокаррасом (на фото), негативно настроенным к режиму Батисты и обещавшим помочь лидеру революционного движения материально. Сокаррас пообещал передать Фиделю 50 тысяч долларов. Этих денег, по мнению Кастро, должно было хватить и на приобретение яхты, которая доставила бы революционеров на Кубу, и на закупку оружия. В сентябре в Майами произошла повторная встреча Карлоса Прио Сокарраса с представителем революционеров Хуаном Маркесом. Экс-президент передал Маркесу двадцать тысяч долларов. Вскоре Фидель, проезжая в районе мексиканского городка Тукспан, увидел небольшую яхту. Она имела весьма трогательное название — «Гранма», то есть «Бабушка». Хотя яхта была в плохом состоянии, Фидель решил приобрести именно ее — судя по всему, сыграло роль название. С таким мирным названием яхты можно было безбоязненно совершить долгожданный рейд на Кубу.


Конечно, с точки зрения здравого смысла «Гранма» никоим образом не годилась для десантной операции. Длина яхты составляла тринадцать метров, ширина — пять метров. Она была спущена на воду еще в 1943 году. Спустя десять лет, в 1953 году, она попала в ураган и затонула. Затем ее подняли, немного отремонтировали, но в целом «Гранма» оставалась совершенно неказистой яхтой. Этим и объяснялась ее заброшенность — вряд ли разумный человек стал бы ее приобретать у владельца. Но Фидель Кастро в очередной раз последовал зову сердца. Он понял, что именно «Гранма» приведет его отряд к долгожданной победе над Батистой.



Удалось установить, кто является собственником «Гранмы». Им был американский предприниматель Вернер Грин. Он согласился продать яхту за небольшие деньги, но поставил условие — чтобы вместе с яхтой покупатель приобрел и небольшой домик в районе Тукспана. В роли покупателя выступил мексиканский предприниматель Антонио дель Конде, в середине 1950-х годов владевший магазином по продаже оружия и сочувствовавший революционерам. Дель Конде передал Грину пятнадцать тысяч долларов за яхту, а еще несколько тысяч долларов были даны в качестве задатка за домик, который в действительности никто и не собирался покупать. Сделка состоялась 10 октября 1956 года — так революционеры обзавелись собственным судном. Большой проблемой было то, что «Гранма» уже пережила крушение и вполне соответствовала своему названию «Бабушка». На борт яхта могла принять от силы двадцать человек, а отряд насчитывал более восьмидесяти бойцов.

Но выхода у Фиделя Кастро не было — финансовые средства были ограниченными, а операция планировалась на ближайшее время. Поэтому было решено следовать на Кубу на «Гранме». Тем временем, в Мексику прибыл Франк Паис Гарсия (на фото). Об этом человеке надо сказать особо. Двадцатидвухлетний школьный учитель Франк Паис (1934-1957) в прошлом был студенческим лидером, создавшим организацию «Национальное революционное действие», а в Движении 26 июля отвечал за организацию городского подполья. Он отличался смелостью и преданностью революционным идеалам, за что его очень уважал и сам Фидель Кастро. Франк Паис привез товарищам восемь тысяч долларов — на закупку оружия. Также Франк Паис сообщил, что его соратники на Кубе по первому сигналу готовы выступить, чтобы отвлечь на себя внимание правительственных войск и полиции.

Перед Фиделем Кастро встала нелегкая задача — разместить всех потенциальных участников планируемой операции и организовать их боевую учебу. Ведь, помимо готовности пожертвовать собой во имя идеалов свободы, от революционеров требовалось еще и владение необходимыми в бою навыками. Редко кто из них имел боевой опыт, поэтому ускоренный курс подготовки был нелишним. Одновременно стоило позаботиться и о надлежащей конспирации. В разных районах мексиканской столицы были сняты несколько квартир, в которых разместили бойцов. Каждая квартира арендовалась для семи — десяти человек, превращаясь в своеобразное общежитие революционеров. Реализация всех бытовых потребностей бойцов осуществлялась за счет Движения 26 июля — их кормили, обеспечивали услугами прачечной, бумагой, лекарствами, а также денежными средствами на личные расходы. В квартирах — общежитиях устанавливался достаточно жесткий режим дня с регламентированными подъемом, принятием пищи и отбоем, учебными часами. Естественно, что проходившие подготовку бойцы не должны были вступать в лишние контакты с посторонними людьми и, тем более, приводить их в квартиру. Запрещались и контакты между членами различных боевых групп. В отряде Кастро была установлена военная дисциплина. Сам Фидель носил звание «команданте» — «майор». На долгие годы это звание стало высшим в повстанческой армии, а затем и в вооруженных силах революционной Кубы. Кроме команданте Кастро, в отряде были шесть капитанов и три лейтенанта.

Подготовка к организации экспедиции на Кубу началась заблаговременно. Изначально планировалось, что в десантной операции примут участие 84 человека. Однако два революционера — Педро Мирет и Энно Лейва — были арестованы мексиканской полицией в столице страны Мехико. При обыске в их доме обнаружили оружие — 4 винтовки с оптическими прицелами, 3 пистолета-пулемета, 17 пистолетов. Своих товарищей арестованные Лейва и Мирет не выдали, но численность отряда сократилась, таким образом, на два человека. Сам Кастро озадачился вопросом, кто мог выдать людей мексиканской полиции. Подозрение пало на Рафаэля дель Пино. (род. 1938) — одного из ближайших соратников Фиделя, выполнявших функции его телохранителя. Впоследствии эти подозрения были сняты, и Рафаэлю дель Пино удалось сделать большую карьеру в революционной кубинской армии. Он дослужился до должности главнокомандующего военно-воздушных сил страны, но в 1987 году бежал в США и превратился в резкого критика политики коммунистической Кубы.



Тем временем, на Кубе революционеры также готовились к планируемой операции. 28 октября 1956 года в Гаване, в кабаре «Монмартр», был убит полковник А. Бланко Рихо, возглавлявший службу военной разведки кубинских вооруженных сил. Убийство начальника разведки режима Батисты ставило своей целью дезорганизовать систему управления спецслужбами и облегчить проведение десантной операции.

22 ноября 1956 года Фидель Кастро отдал приказ всем группам бойцов прибыть утром 24 ноября на пристань городка Тукспан. Впоследствии Эрнесто Че Гевара вспоминал, что этот приказ пришел неожиданно — судя по всему, Фидель боялся провала и стремился провести посадку на судно и выйти в море как можно скорее. На Кубу была отправлена телеграмма о том, что «тираж книги распродан». Это был сигнал для группы Франка Паиса Гарсия, которая ровно через пять дней после его получения должна была начать вооруженное восстание против режима Батисты. В Тукспан к утру 24 ноября на автобусах и попутных автомобилях прибыли все участники революционного отряда.

Фидель Кастро назначил штурманом яхты Роберто Роке (на фото) — бывшего лейтенанта военно-морского флота Кубы, который мог провести судно к острову. Однако Роке, который до этого не видел яхту, был весьма разочарован — он сообщил Фиделю, что судно придет на остров не ранее, чем через пять дней. Получается, что отряд Кастро не успевал высадиться ко времени начала восстания Франка Паиса. Тем не менее, было решено действовать.

25 ноября 1956 года, около двух часов ночи, яхта «Гранма» вышла из порта Тукспан. На ее борту находились 82 человека, в том числе такие известные революционеры как братья Фидель и Рауль Кастро, Эрнесто Че Гевара, Камило Сьенфуэгос. Из бойцов отряда 21 человек имел боевой опыт, участвуя в знаменитом штурме казарм Монкада. Возраст революционеров разнился. В основном, это были молодые люди 20-30 лет. Среди самых старших был 53-летний Франсиско Чикола, среди младших — 19-летний Гильен Селайя, уроженец Мексики.

28 ноября «Гранма» вышла в Карибское море. Путешествие было трудным. Большинство бойцов отряда не имели опыта морских плаваний, почти все страдали морской болезнью, а у Че Гевары начался серьезный приступ астмы. К тому же, в Карибском море как раз в эти дни начинался шторм, а «Гранма» сбилась с курса. В каюты стала поступать вода. Пассажиры «Гранмы» вычерпывали ее ведрами. В конце концов, Фидель приказал выбросить за борт судна все лишние грузы, оставив только оружие, боеприпасы и самый минимум продовольствия. Позже оказалось, что это была не течь, а неполадки с системой санузла яхты.

На Кубе прибытие отряда революционеров уже ждали товарищи. Для того, чтобы обеспечить необходимые условия для высадки, в Сантьяго-де-Куба, Ольгине и Гуантанамо местные революционеры подняли восстание. Во главе восставших стоял Франк Паис. Перед группой Паиса была поставлена задача отвлечь на себя внимание правительственных войск. Тем временем, отряд Кастро и Че Гевары должен был спокойно высадиться на кубинском побережье. Франк Паис со своими соратниками захватили управление полиции в Сантьяго-де-Куба. Отряд в четыреста плохо вооруженных бойцов смог установить контроль над вторым по значимости городом Кубы. Но Франк Паис зря ожидал подкрепление — отряд Кастро задерживался. В Сантьяго ворвались полицейские и армейские подразделения Батисты. В уличных боях многие бойцы Франка Паиса погибли, а остатки восставших были вынуждены отступить в горы. Впоследствии Фидель Кастро не раз корил сам себя за несогласованную организацию операции, в результате которой отряд с «Гранмы» так и не успел на помощь повстанцам Франка Паиса в Сантьяго-де-Куба.

Несмотря на тщательную конспирацию, спецслужбы Кубы все же узнали о готовящейся высадке революционеров. Но поскольку провокатор не располагал сведениями о том, с какого именно судна и в каком месте высадится отряд Кастро, командование береговой охраны получило приказ патрулировать все прибрежные воды. Это было более сложной задачей. И здесь удача тоже улыбнулась Фиделю и его спутникам. В какой-то момент патрульный катер прошел рядом с яхтой «Гранма». Завидев вдали его приближение, все бойцы попрятались в трюм. На палубе остался лишь одинокий штурман Роберто Роке, что, судя по всему, и успокоило пограничников — катер прошел мимо яхты. Чуть позже Роке забрался на мачту яхты, чтобы получше рассмотреть горизонт. В этот момент его смыла волна. Фидель Кастро приказал остановить «Гранму» и несколько часов товарищи искали Роке в воде. В конце концов, штурман был спасен из воды живым и невредимым. Это была еще одна непредвиденная остановка в долгом пути «Гранмы».



Когда яхта уже подходила к побережью, ее заметили с каботажного судна. Капитан судна сообщил в полицию, в связи с чем Кастро приказал изменить курс и высаживаться в другом месте. В конце концов, «Гранма» села на мель. До берега оставалось около ста метров. Спущенная на воду шлюпка затонула, после чего бойцы были вынуждены десантироваться и переправляться на берег по горло в воде, неся оружие в поднятых над собой руках.

К этому времени яхту обнаружили самолеты ВВС Кубы. Но отряд Кастро уже успел покинуть «Гранму». С подошедших военных катеров по бойцам открыли огонь, но они смогли скрыться в мангровом болоте. Так началась высадка на Кубу, приведшая в конечном итоге к победе революции. Первый бой произошел 5 декабря в районе Алегрия-дель-Пио. Революционеры отступили в горы Сьерра-Маэстра на востоке Кубы, где и начали партизанскую войну, продолжавшуюся чуть более двух лет.

«Бабушка» кубинской революции. Шестьдесят лет высадке с яхты «Гранма»


Прошло шестьдесят лет. Ровно в день шестидесятилетия отправки яхты «Гранма» с мексиканского побережья, 25 ноября 2016 года, скончался кубинский лидер Фидель Кастро. Сама «Аврора Кубинской революции» сегодня выставлена в Гаване — в Музее революции. В честь «Гранмы» названа официальная газета Коммунистической партии Кубы, имя прославленной яхты носит одна из кубинских провинций, а на месте высадки революционеров разбит национальный парк Десембарко-дель-Гранма.
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. ПолканОВ 2 декабря 2016 07:26
    ... знатная история. Вива Куба!...
  2. parusnik 2 декабря 2016 08:09
    Гранма-«Аврора Кубинской революции» , это верно...
  3. GEV67 2 декабря 2016 09:31
    Очень жаль,что из за дерьмократов и либерастов у власти мы потеряли такого партнера и страну как Куба.
  4. Altona 3 декабря 2016 23:33
    На утлом суденышке отправиться в неизвестность-это сильно. Не могу представить, как такое судно перевезло 80 человек.
  5. Norma 15 февраля 2017 16:33
    Спасибо за материал!
Картина дня