Диссертация по эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Дети и… заключенные

Читаем диссертацию В. Соловьева дальше, и вот что мы там находим:

«Девиз "Всё лучшее детям”, родившийся при жизни В.И. Ленина, стал законом деятельности Коммунистической партии, и составляет одну из основных её программных установок, неустанная борьба партии за сохранение и упрочение мира, разоружение является ярким проявлением заботы и о подрастающем поколении. В период Великой Отечественной войны, потребовавшей привлечения всех сил и средств на оборону страны, проблема охраны жизни, здоровья, обучения, воспитании эвакуированных людей приобрела особое значение, перестраивая жизнь общества на военный лад, ЦК ВШ/б/ указывал: ”Как бы, однако, мы ни были поглощены войной, забота о детях, об их воспитании остаётся одной из главных наших задач."

Диссертация по эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Дети и… заключенные

Старшая группа одного из ленинградских интернатов в эвакуации, 1944 год.

Партия наметила и претворила в жизнь программу по спасению тысяч детей от вражеской агрессии, партийные органы создали на местах размещения эвакуированных детских учреждений необходимые условия для жизни и учёбы детей. К концу 1942 года в тыловых районах расположилось 976 переведённых детдомов с более чем 107 тысячами воспитанников. Это беспримерное по масштабам и организации мероприятие стало возможным благодаря преимуществам социалистической системы хозяйства, при которой широкие трудящиеся массы под руководством коммунистической партии принимают непосредственное участие в делах страны».

На 9 октября 1941 года в Пензенскую область прибыло 6327 детей из Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Смоленской, Орловской областей. В организованном порядке прибыло 10 детдомов, 3 интерната, 3 деткомбината, 12 детсадов, 13 домов ребенка (подсчет автора по ПАПО Ф.148. Оп.1.Д.774, л.12.). Куйбышевская область приняла 690 детей. В детдомах области насчитывалось 1077 детей, в детсадах и санаториях - 925 эвакуированных детей (ПАКО. Ф.656.Оп.33. Д.47.Л.104 – прим. Сегодня эти партийные архивы называются иначе, данные ссылки даны на состояние 1986 г. – В.О.).

В Пензенской области дети из блокадного Ленинграда были размещены в сосновом лесу в Ахунах, на дачах и на Белом озере, где тоже очень красиво и свежий здоровый воздух.

Во вторую волну эвакуации в Куйбышевскую область прибыло 5475 детей, для размещения которых было создано 36 детдомов. В 1943 году дети продолжали прибывать. В Куйбышевскую прибыло 1190 детей, в Пензенскую 790 детей, в Ульяновской на май 1943 года было 14 эвакуированных детдомов и один интернат на 345 ребят. А к 1944 году область приняла 3642 ребенка (ПАУО. Ф.8. Оп.1. Д.7.Л.13).

Нужно отметить, что к концу войны в СССР было около 6 тысяч детдомов или на 4340 больше, чем на 1 октября 1940 года.

Для детдомов Куйбышевской области во втором полугодии 1941 года было выделено 13,6 млн. руб., а в 42-ом – 20,1 млн. В 43-ем – на создание новых детдомов потратили 10,5 млн. руб. В Пензе стоимость питания одного воспитанника составляла в день 3 рубля 60 коп. В суточный рацион входило: 400-500 г хлеба, 50 г мяса, 30 г масла и другие продукты.

Не хватало обуви и теплой одежды, поскольку эвакуация осуществлялась летом и ранней осенью. ОК ВПК(б) Пензенской области для эвакуированных детей заготовили 3000 пар валенок, 8000 пар ботинок и 3000 пальто.

Среди эвакуированных детей отмечались случаи заболевания чесоткой, цингой, дистрофией, но благодаря усилиям медработников дети поправились. 80% ленинградских детей прибавили в весе от 4 до 6 кг, а 13% от 6 до 10 кг, и потому могли включиться в посильную физическую работу. В целом по РСФСР детдома получили семена зерновых для посева на площади 3262 га, овощных – 706 га, а также 3750 коров и множество других животных – свиней, овец, коз, кроликов, кур, уток, гусей (ЦГАОР СССР. Ф.Р.-5462.Оп.20. Д.73.Л.19).

Каждому детучреждению был отведен участок пашни в 6-7 га, сенокос – 3-5 га, что позволяло жить на самообеспечении 3-5 месяцев в году! В Куйбышевской области одним из лучших в 1944 году был признан Чёлна-Вершинский детдом №53, в котором было 17 га под посевами, имелось 3 лошади, 4 коровы, 3 свиньи, 10 пчелосемей.

Рабочие заводов обычно шефствовали над одним-двумя детдомами и также шефами выступали колхозы и воинские части. Например, детдому в Ставрополе, прибывшему из Ленинграда местная воинская часть заготовила 150 кубометров дров. Завод №503 изготовил столовую посуду. Фабрика им. Тинякова – по две пары постельного белья.

В масштабах всей страны на 15 апреля 1942 года для эвакуированных детей собрали около полутора миллионов вещей и 1387431 рубль.
Осуществлялось усыновление детей, потерявших родителей. К 15 апреля 1943 года в Куйбышевской области была учреждена опека над 1119 детьми, патронаж над 1688, усыновлено 464 ребенка. В Ульяновской на патронировании был 1591 ребенок, под опеку взято 956, усыновлено 140 детей. По Пензенской области усыновили 2165 детей. По РСФСР в 1942-43 гг. было усыновлено 13922 ребенка, на патронировании находилось 74658, а под опекой – 29358 детей (ЦГАОР СССР. Ф.Р.- 5462.Оп.31. Д.71. Л.5).

Отдельно шефскую работу вели комсомольцы. Так, комсомольцы ГПЗ-4 подарили детям Тимашевского детдома игрушек на 6 тыс. рублей, изготовили посуду и мебель.

Интересно, что 77,4% директоров детдомов являлись комсомольцами и кандидатами в члены партии.
«В детдомах и в школах в рамках патриотического воспитания заслушивались рассказы о жизни и деятельности В.И. Ленина, о героях-коммунистах, комсомольцах, пионерах. Широкое распространение получили выставки на темы: «Герои Великой Отечественной войны», «Ленинград выстоит и победит», «Помощь фронту». Эффективным средством воспитания патриотизма являлась переписка с фронтовиками, благотворно влиявшая на учёбу и дисциплину. Письма читались вслух на сборах, их берегли как реликвии.

«Партия требовала, чтобы учебный материал школьных дисциплин связывался с жизнью, событиями войны, преподаватели русского языка использовали для упражнений газетные и журнальные статьи, произведения писателей о войне. Темы творческих работ отражали подвиги советских людей на фронте и в тылу, па уроках истории акцентировалось внимание на героическом прошлом нашего народа, его многовековой борьбе с иноземными захватчиками.

Видное место в воспитательном процессе занимало эстетическое воспитание. В большинстве эвакуированных детучреждений работали драматические и хоровые кружки, регулярно проходили концерты худсамодеятельности. Под руководством органов партии было перестроено трудовое воспитание. Дети привлекались к оказанию посильной помощи народному хозяйству, трудовое воспитание стало более целенаправленным, имело практические результаты».

Дети из детдома №1 из Пензы собрали 9364 рубля на постройку истребителя «За счастливое детство». В 30 мастерских Куйбышевской области работали детдомовцы, шили белье, сбивали патронные ящики».

Ну, а вот дальше диссертация В. Соловьева, как оказалась, нуждается в серьезных дополнениях, которые в то время сделать было просто невозможно, но зато возможно сейчас. Когда мы жили в соседних комнатах общежития университета КГУ, то я этого, понятно, не знал, мне даже в голову не приходило, что тема эвакуации заключенных тоже может быть объектом исследования. А ведь кроме детей, рабочих и… того же скота, эвакуации, как оказалось, подлежали еще и содержавшиеся в тюрьмах заключенные, которых тоже надо было вывести на Восток! И это тоже была важная задача партии и правительства, и этим тоже занимались коммунисты.

Только лишь из тюрем Украины предстояло эвакуировать в тыл 34200 заключенных, для которых нужно было 1308 вагонов, из расчета 50–60 человек в один вагон. Но выделить удалось лишь 300 вагонов, и разместить в них не более 14000 заключенных. Всего же за первые же месяцы войны из мест заключения в европейской части СССР на восток нужно было отправить… целую армию численностью 750 тысяч человек, что вызвало просто чудовищную их концентрацию на пересыльных пунктах. Поэтому в 1941 – 1942 гг. в камерах пересыльных тюрем на одного заключенного приходилось менее одного квадратного метра площади. А поскольку вагонов не хватало, их этапировали пешим порядком, под конвоем надзорсостава из местных тюрем. Понятно, что такая «эвакуация» для заключенных была связана с неисчислимыми бедствиями и очень часто представляла собой дорогу в никуда, безотносительно к тому наказанию, которому они должны были подвергнуться по решению суда.

Численность военизированной стрелковой охраны лагерей и колоний перед началом войны составляла 134480 человек, из которых 130794 занимались непосредственно охраной тюремного контингента и 3686 были задействованы на охране различных сооружений народнохозяйственного значения.

Чтобы пополнить численность этих подразделений, приказом НКВД СССР от 11 марта 1941 года за №0127 были созданы дополнительные пункты в ряде восточных областей по вербовке охранников в тюрьмы и лагеря, и одновременно снята бронь на призыв в Красную Армию со значительного количества тюремной и лагерной охраны. В итоге дополнительно в ее состав влилось 64763 человека, т.е. 54% ее довоенной численности. Во многих лагерях и колониях этот показатель составил почти 90%. Не менее 15 тыс. стрелков и командиров военизированной охраны лагерей и колоний, в частности из Карело-Финской, а также Украинской и Белорусской ССР вступили в полевые части Красной Армии в первые же дни войны.

Что же касается бывших военнослужащих Красной Армии, находившиеся в плену либо в окружении на территории, занятой противником, то для них решением ГКО №1066 от 27 декабря 1941 года были созданы спецлагеря, впоследствии получившие наименование проверочно-фильтрационных. И… этот контингент при приближении германских войск также эвакуировался на восток!

При этом заключенные, случалось, массово уничтожались. Вот, например, только одна выписка из докладной записки военного прокурора Витебского гарнизона о результатах проверки оборонной деятельности в гарнизоне от 5 июля 1941 г.: "...Вчера мною арестован и предан суду военного трибунала [бывший] начальник тюрьмы Глубекского района Вилейской области, ныне начальник Витебской тюрьмы, сержант госбезопасности, член ВКП(б) [Приемышев], который 24 июня вывел из Глубекской тюрьмы в Витебск 916 осужденных и следственно-заключенных. По дороге этот начальник тюрьмы в разное время в два приема расстрелял 55 человек, а в местечке около Уллы во время налета самолета [противника] он дал распоряжение конвою, которого было 67 человек, перестрелять остальных. В этих незаконных расстрелах он сам принимал участие с револьвером в руке. Свои действия объясняет [тем], что якобы заключенные хотели бежать и кричали: "Да здравствует Гитлер!" По [Приемышева] заявлению... было перестреляно 714 осужденных. Нами по личным делам установлено, что среди этих заключенных более 500 человек являлись подследственными, а по некоторым вообще не выдвигались обвинения, так как они находились на спецпроверке" (ЦАМО СССР. Ф. 208. Оп. 2524. Д. 2. Л. 8-12). Да, такое тоже было, и именно так погибли люди, которые были не виноваты ни в чем. Просто…их не успели проверить, и уничтожили как потенциальных предателей.

Собственно весь документ, приводится здесь – http://allin777.livejournal.com/286200.html – и его надо читать очень внимательно, так много там весьма печальной информации. Так что такое тоже было. Тогда, оправдываясь одной большой целью, некоторые люди жертвовали жизнями других людей, совершенно к преступлениям не причастных. Им… «просто не повезло», но вот сосчитать их сегодня, отделить «зерна от плевел», увы, невозможно.
Кстати, немцы вошли в Витебск 11 июля…

Продолжение следует…
Автор: Вячеслав Соловьев, Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 39

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Котище 6 декабря 2016 05:41
    Сухие строки научно-исследовательской работы, а сердце щемит до слез.....
    В голове пока рутятся слова класика: "Дети это наше все!".
    С уважением! Ваш Котище.
    1. амурец 6 декабря 2016 06:06
      Цитата: Котище
      Сухие строки научно-исследовательской работы, а сердце щемит до слез.....
      В голове пока рутятся слова класика: "Дети это наше все!".
      С уважением! Ваш Котище.

      Согласен с вами полностью, но хочу добавить вот что. Сейчас поднимется вой: как Резуна здесь цитируют,но именно у него я прочитал, как командующий Дальневосточным фронтом генерал Апанасенко нашёл способ восстановить численность армий ДВ фронта, формируя дивизии под теми же номерами, взамен отправленных на Запад, под Москву, а в1942году под Сталинград. А комплектовались дивизии, из охраны лагерей и заключённых, кто сидел за мелкие преступления, а также старших возрастов,не подлежащих призыву.. Самое интересное, что этим он ввёл в заблуждение и японцев и немцев. Немецкая разведка просила уточнить где данные войсковые части. Японцы проверив доносили что изменений нет. Больше я нигде не читал об этом, но часть книг косвенно это подтверждает, в том числе Головин, автор книги "Тыл-Фронт". Хотя я был пацаном когда он нам пацанам рассказывал о войне с Японией в 1945году, рассказы его до сих пор хорошо помнятся, настолько образно он рассказывал.
      1. kalibr 6 декабря 2016 08:46
        Вы, уважаемый, что-то не то пишите. Здесь нет ни одной ссылки на книги Резуна. Все материалы - номерные приказы НКВД СССР и записки, к ним прилагавшиеся. Затем данные архива ВО, причем данные, выложенные в Сеть, что особенно удобно. Но все они легко проверятся и без обращения к его книгам. Ну, а если это он ссылается на эти документы, то... молодец, правильно делает.
        1. амурец 6 декабря 2016 08:59
          Цитата: kalibr
          Но все они легко проверятся и без обращения к его книгам. Ну, а если это он ссылается на эти документы, то... молодец, правильно делает.

          Значить вы не поняли мою мысль. Я написал о том что что взамен дивизий, отправленных в Подмосковье, на как на ДВ формировались части взамен отправленных, да это не по теме, но впервые об этом я прочитал у Резуна. Почему-то эта тема замалчивалась. А к вашей работе Резун не имеет никакого отношения, вы просто натолкнули на воспоминания когда написали о судьбе заключённых и арестованных в западных регионах страны, а я написал о том что происходило на востоке страны , в это же самое время.
          1. kalibr 6 декабря 2016 12:27
            Извините, не понял. Спешил на работу и не вчитался. Не знал этого момента. Но если так налицо очень умелое управление потоками информации. Вставлю Ваш пример себе в лекцию.
      2. Котище 6 декабря 2016 19:25
        Историографии этот процесс принято называть перманентной мобилизацией, когда процесс формирования новых подразделений происходит непрерывно. Неплохо о нем написано у Исаева "10 мифов Великой Отечественной войны", если я не ошибаюсь.
        В свое время мой дед участвовал в подготовке и обучении личного состава с начала дивизий народного ополчения, а потом военных специалистов. По его словам процесс носил поточный характер подготовки одновременно по нескольким специальностям: деверсанты, снайпера, связисты. Но при всей отлаженности механизма имел незавершенный характер обучения вплоть до 1943 года. Особенно он в своих расказах обращал внимание на ротацию кадров и расширение количества центров подготовки (возможно это касалось только центров войск НКВД). Успел поучаствовать в депортации Немцев-Приволжья, Крымских татар, повоевал с бандами на УССР, в БССР и Польши. Часто вспоминал, что в целях сохранении секретности подымали по тревоге, садили в теплушки с заколоченными окнами и эшелонами выдвигали к месту операции. Например в Крыму по его рассказам участвовало несколько дивизий НКВД которых собрали за неделю со всего СССР. При освобождении территории СССР "как грибы" появлялись новые центры и школы, проводилась мобилизация в интересах РККА и все это без перерыва.
        Про участии в боевых действиях заключенных он не упоминал. Принципиально отличал себя от конвойных войск НКВД. Но вспоминал, что в начале ноября 1941 в расположение ДНО где они с ними занимались боевой подготовкой вышло "из окружения" около двадцати человек "шпаны от 12 до 15 лет" из разбомбленного эшелона колонии несовершеннолетних преступников которые на себе вытащили трех раненых: бойца которого подобрали в лесу, своего товарища и заместителя начальника колонии! Ребят накормили и сдали в местный отдел милиции. Через три дня пять хулиганов сбежали из милиции и прибились к взводу на который они вышли. Прогнать их рука ни у кого не поднилась. Через неделю комиссар ДНО привез справки и ребят поставили на довольствие. В конце ноября дивизия получила младший и средний начсостав, оружие и ушла на фронт.
        В 90-х особо пытал деда про штрафбаты и заградотряды. Он всегда отмахивался, возможно искренне не понимал о чем я говорю. Приводил примеры, что на роту НКВД всегда приходилось меньше пулеметов, чем на строевую роту. Хотя всю войну прошел с ППД. Убеждал, что пулеметы в линию никто ставить не будет, тем более раскрывать себя своим огнем по своим. Хотя не раз рассказывал, что немцы неоднократно прорывали линии обороны и выходили на истребительные батальоны и войска НКВД. Рассказывал про патрулирование и охрану тылов армии, когда он с товарищами нарывался дезертиров, диверсантов и бандитов. Но чтобы штрафные роты и батальоны охраняли смеялся. Говорил зачем, им дали второй шанс за преступления, которые расстреливали и терять его дураков небыло. Усмехался, что некоторые там умудрялись страть полными кавалерами ордена славы за полгода. Цитирую его слова: "Выпил летеха попал, совершил подвиг, вернулся, обмыл возвращение, опять попал, взрвал дот, вернулся и так по кругу......".
        Другая история была в освобожденных районах. Многие жители по его словам дали слабину, проявили малодушие и иное. Почти все они шли в комиссариаты и после проверки шли добровольцами на фронт.
        1. kalibr 6 декабря 2016 20:38
          Вы уникальные вещи рассказываете. Жалко, что Ваш дед не написал мемуаров. Ведь не написал, верно? Потому, что это взгляд изнутри и без особых прикрас, поскольку прикрашивать-то нечего особо. Жаль, очень жаль, что мы навсегда теряем такую информацию.
          1. Котище 6 декабря 2016 22:58
            Спасибо за теплые слова.
            Я сам д..к, причем без ковычек. Мне в лицо говорили, садись пиши, это твоя диссертация. А я думал, что он вечный. Куда-то спешил торопился. А мог выбрать время посидеть поговорить. А сейчас поздно.
            Осознание утраты приходит с возрастом. Это мой урок и мой долг, слушать и выслушивать всех. По возможности помогать.
    2. kalibr 6 декабря 2016 08:51
      Да, я поэтому и не стал ничего переписывать, а взял так, как в тексте. Пришлось только сокращать до самого основного, потому, что в диссертации вопросу руководства эвакуированными детьми отведено около 50 стр. Ну и славословия в адрес партии все выбросить. Их там более 30% текста. Что поделаешь, тогда так было принято... лизать филей "главной руководящей силе советского общества". Но сама работа от этого хуже не стала.
  2. Баурсак 6 декабря 2016 08:57
    Резуна здесь цитируют,но именно у него я прочитал, как командующий Дальневосточным фронтом генерал Апанасенко нашёл способ восстановить численность армий ДВ фронта, формируя дивизии под теми же номерами, взамен отправленных на Запад, под Москву, а в1942году под Сталинград.

    Резун сам это взял у генерала-диссидента Григоренко П.Г. из книги "В подполье можно встретить только крыс". Прелюбопытнейшее чтение, настоятельно рекомендую.
    1. амурец 6 декабря 2016 09:31
      Цитата: Баурсак
      Резун сам это взял у генерала-диссидента Григоренко П.Г. из книги "В подполье можно встретить только крыс"

      Возможно. Спорить не буду. Но что и как происходило в эту пору частях ДВ фронта рассказывали и те кто оборонял ДВ в 1939-1945годах. На предприятии, куда я пришёл после армии в1971 году в нашей бригаде было шесть человек, в том числе и двое которые имели в прошлом, перед войной, судимости, один за драку, второй не помню за что, кажется за растрату.
    2. Андрей Ж 7 декабря 2016 00:08
      Резун - : изменник и !...Попадись он мне на улицах Лондона - пристрелил бы как бешеную собаку!!!
      1. kalibr 7 декабря 2016 07:43
        Андрей, подумайте. Гов... о оно тоже г... но, но... ценное удобрение. Вот Вы его хотите пристрелить и... какая от этого выгода? Предавали и предают. Вон Зои Космодемьянскую кто выдал? Ее же товарищ по отряду! Между тем от Резуна выгода огромная - хоть орденом его награждай за заслуги перед отечеством. И знаете какая? Его книги вызвали НЕБЫВАЛЫЙ ДО ТОГО ИНТЕРЕС рядовых граждан к отечественной истории. Это отмечают ВСЕ СОЦИОЛОГИ И ИСТОРИКИ. Никак до того этого сделать не удавалось, а тут - ра-а-з и квас. И что полезнее? Миллионы самостоятельно читающие книги, анализирующие факты, приходящие к СВОИМ ВЫВОДАМ и какой-то один предатель. Да бог с ним! Ему воздастся!
  3. стер 6 декабря 2016 09:28
    Во время войны о детях заботились больше, чем сейчас. Вон сколько брошенных детей, на которых всем наплевать. Или, наоборот, не наплевать, а очень даже большая заинтересованность, особенно в детской проституции и трансплантации органов.
    А по заключенным. Да, сажали не всегда по закону, были перегибы. Но по сравнению с тем беспределом, что творился с начала 90-х и по сей день, система правосудия в СССР была еще сравнительно справедливой и честной.
    1. Микадо 6 декабря 2016 11:11
      я всегда с прохладцей отношусь к новым фильмам, где главные герои - зэки в Красной Армии, и показываются их героические деяния на фоне остального "бессмысленного стада" бойцов (ну, там, "Последний бронепоезд", например). Как показывает практика, чуть ли не все оставленные на занятой немцами территории уголовники сразу же перешли к немцам на службу.
      Есть легенда, ее даже озвучил Шнуров (тот самый) в какой-то исторической передаче про блокаду, где он был ведущим, и у него хорошо получилось. У нас в Волосовском районе Ленобласти есть деревня Ильеши, и легенда гласит о том, что ее защищали от немцев в первом бою зэки вместе с охраной. Насколько она правдива - думаю, это ложь, сейчас покопался в инете, только пара ссылок на сомнительные статьи.
      А про детей согласен - все-таки огромное дело партия сделала. soldier
    2. kalibr 6 декабря 2016 12:46
      Кстати, а сколько? Цифры беспризорных детей и источник информации. Так просто сказать - ничего не сказать. Рядом со мной находится центр детского творчества. Моя внучка ходила в него... "как ходить начала". Была в кружке лепки из глины - бесплатно, танцы - бесплатно (плата за костюмы, но только для особо оригинальных номеров, а так - гардероб), в русских народных песнях - костюмы от студии. Мальчики - в танцевальном, костюмы от студии. В музыкальной школе платили, но платили "за музыку" и в советское время, бесплатными музыкальные занятия не были. В школе куча кружков, причем все бесплатные.
      1. Котище 6 декабря 2016 23:05
        Я постараюсь поискать сколько запросов в годы войны поступило в паспортные столы СССР о розыске потерявшихся несовершеннолених детей родителями и близкими родственниками. Цифры страшные.
        1. kalibr 7 декабря 2016 07:38
          Поищите. Может быть успеем вставить в следующий материал...
  4. kalibr 6 декабря 2016 12:36
    Цитата: Микадо
    "Последний бронепоезд"

    Это вообще нечто. Я его рекомендую студентам как образец самого некомпетентного и отвратительного фильма о войне. Где некомпетентность режиссера просто вопиет... Но вот снимают. Правда сейчас у нас "неделя американского кино". Они смотрят "Огни большого города" Чарли Чаплина, "Дилижанс" (1939). "Река не течет вспять" (1954), "Офицер и джентльмен" (1982), "Красавица Мемфиса", "Апокалипсис" Мела Гибсона и "Как стать принцессой" (1 и 2). Делают выводы, смотрят на какие целевые аудитории направлен тот или иной фильм, как эти ЦА обслуживают, словом весь культурологический аспект. Наши фильмы 30-ых годов уже просмотрели и очень им удивлялись...
    1. Микадо 6 декабря 2016 12:49
      да, это точно нечто. Мода на то, что "сними крикливое (я бы даже сказал, скандальное) кино о войне и получи деньги". Но мне, кстати, "Битва за Севастополь" тоже не понравилась. При всем уважением к историческим героям, название фильма не соответствует материалу, сама битва не показана от слова "совсем". То есть, тут тоже пример "целевой аудитории", когда под патриотические чувства и "Крымнаш" можно снять фильм с громким названием, но.. "какой-то не такой" (про Бондарчука и Михалкова молчу). Снайпер в фильме - есть, битвы - нет. А про Ваших студентов - тогда, в 30-х годах и аудитория была другая, и жизнь другая, и народ, что ли, "попроще". Правда, и артисты в 30-х годах были не чета сегодняшним "сериальным рожам" (которые кочуют из сериала в сериал про ментов и бандитов, и ты даже не нуждаешься в том, чтобы знать имена этих "дарований" - ты просто переключаешь каналы, когда натыкаешься, чтоб не смотреть эту мерзость), для меня лично фильмы тридцатых - одно удовольствие.
      1. kalibr 6 декабря 2016 20:43
        Кстати, они тоже многим понравились, но "экшена мало". Удивлялись, что в фильме "Горячие денечки" шлемы танкистов "совсем не такие" и все курят страшно, что в "Сердцах четырех" на девушке современный топ, а в "Морском ястребе" очень забавные модельки в аквариуме. Очень хорошим с точки зрения пропаганды посчитали фильм "На дальней заставе" и "Остров сокровищ". И вывод - а морально все были к войне готовы. Таких фильмов насмотришься и... вперед!
        1. Микадо 7 декабря 2016 08:29
          Вывод они правильный сделали, поэтому и удар в 41-м году сильно морально отразился на войсках. Готовились "малой кровью на чужой территории", а получилось.. Но к войне готовились все (даже философствующие французы), и, насколько я понимаю, "шапкозакидательство" тоже было у всех в пропаганде.
          Вы при просмотре "Сердец четырех" расскажите про моральный аспект выхода этого фильма в прокат, был снят в 41-м, а вышел на экраны в 45-м, уже после Победы, и форма старая. Это тоже в чем-то к подаче "нужного материала в нужное время" относится, т.е., к Вашей работе. hi
        2. voyaka uh 8 декабря 2016 19:09
          Проблема в том, что с другой стороны, у нацистов, были режиссеры-пропагандисты
          еще круче, вроде Лени Рифеншталь sad .
          Там через 5 минут хочется маршировать и орать "хайль" wassat
    2. Котище 6 декабря 2016 19:54
      К слову, в рамках морально-психологического воспитания в 2012-2014 имел традицию просмотра перед 4 ноября с л/с старого немого фильма Эзенштейна "Броненосец Потемкин". С аудиторией происходило невероятное, фильм полностью рушил стериотипы и штампы. Взрослые люди с "промытыми" телевизором и интернетом мозгами верили фильму которому скоро сто лет в обед. Задача была проста сплотить коллектив. Доказать, что вместе они сила. Правда в 2015 традиция умерла, кто-то меня слил руководству, за что я был дран "как кот помойный". Но к моему удивлению в части подразделений традиция "не сдохла", а перешла в подполье.
      1. Микадо 6 декабря 2016 20:14
        Котище был драный "как кот помойный"? drinks (простите за юмор, добрый друг!)
        Во время этого восстания еще играл роль алкоголь - восстание произошло в момент выдачи вина экипажу. Захотите еще раз сплотить коллектив - выкатите пару литров и дерзайте laughing
        В 75-м году произошло "восстание" на БПК "Сторожевой". Вроде, перед захватом власти на корабле мятежный замполит Саблин тоже личному составу этот фильм крутил. То есть, как Вы и правильно сказали, великое советское искусство умеет сплачивать! drinks
        всем хорошего вечера!
        1. Котище 6 декабря 2016 22:15
          Два разных момента: образовательный или воспитательный? Одно дело учебный процесс в ВУЗе, совершенно другое формирование морально-психологического климата в подразделении. Те же различия при организации дополнительного профессионального обучения. Студент, курсант это "губка" мотивируемая зачетом или зкзаменом на учебу.
          МПП и ДПО это работа отпротивного с взрослыми уже сформировавшимися и самодостаточными людьми. Вести их в состояние субъекта готового к обучению можно кнутом или пряником. Но кнутом нельзя, а пряников нет. Поэтому остается третий вариант, вывести их из равновесия, заставить потерять основу, сломать тадиционное мышления. Добиться что-бы они не смогли просчитать ситуацию. Когда у человека нет уверенности он ищет возможность объеденить свои ресурсы для разрешения проблемы. После просмотра фильма в ходе дискуссии дать им самим, но сообща сделать выводы. Поверьте вывод "пойти брать штурмом Зимний" я за три года не слышал. В основном итоги дискуссии толковые и взвешенные, но они уже звучат не от индивида, от коллектива. Чего я и добивался. А фильм? Фильм это - фетиш, другими словами символ единения группы.
          К сожалению мое руководство восприняло ситуацию как и вы "призыв к восстанию против себя любимых!".
          Для Вас Микадо!
          Тем более вариант с распитием спиртных напитков на моей памяти также был реализован.
          В 2011 на повышении квалификации в Москве преподавателей-методистов учебных отделов, куда я попал совершенно случайно (задержался на службе, был пойман зам.начальника и отправлен на повышение, со словами отступать некуда позади Москва) причем на деньги самого зам.начальника. ФЭУ было закрыто.
          Командировочные мне прислали переводом.
          Так вот по существу в субботу на вторую неделю подготовки девчата группы стали "ныть" на паре, что неплохо бы их отпустить пораньше. Дедок профессор не понял, а может наоборот понял чего от него хотят. Ушел на кафедру и притащил в группу портфель с двумя бутылками коньяка и стопки. Лично поставил их перед нами, заставил нас разлить коньяк. Сказал тост, проследил чтобы все выпили до дна, собрал стопки и продолжил пару.
          Напоминаю, что в аудитории сидели "церберы из учебных отделов"! До пары это были отдельные личности случайно оказавшиеся в учебной аудитории, после пары - это была "банда". Спаянная поступком на "неполное служебное соответствие" минимум.
      2. kalibr 6 декабря 2016 21:03
        Какая глупость. Это надо было поднять, развивать, старые фильмы показывать. Я говорю у меня "студни" 17-18 лет с удовольствием смотрят "Горячие денечки", "Четвертый перископ", "Небесный тихоход" , "В шесть часов вечера после войны", "Мост Ватерлоо", "Большая прогулка", "Джордж из Динки-джаза" и многие другие. Говорят - поучительно. А фильм "Последний дюйм" вызвал просто восторг у группы пиарщиков - "какие приемы психологического воздействия". "Я даже плакала!", призналась одна девушка. И все это надо использовать... На днях весь класс моей внучки готовится идти на "28 панфиловцев" - будет очень интересно узнать мнение ее и одноклассников.
        1. Котище 6 декабря 2016 22:46
          До "броненосца", что бы заставить аудиторию реагировать пытался показывать "Александра Невского", "В бой идут одни старики", "Зори здесь тихие". Эмоционально и психологически 50% поисутствующих начинало спать, просто просчитывало ситуацию, что ноябрь, праздник, "день народного единства" и т.д. Лучше получалось с "Белым солнцем пустыни", но немного не тот результат.
          Все-таки немое кино это другое отношение к событиям на экране тем более само "неппрадание" в канву людей заставляет думать, включатся и анализировать.
          На апрель в прошлом году просматривали с группами отрывки фильма "Обыкновенный фашизм" эфект бомбы при разборе взрослые тетки под 40 лет ревели как девченки. Зато когда в мае мы пригласили ветерана ВОВ в зале стояла гробовая тишина и осознание того подвига, что их поколение сделало для нас с Вами.
          1. kalibr 7 декабря 2016 07:37
            Вот что плохо? Есть некая потребность и человек, которому что-то нужно. Но он НЕ СПЕЦИАЛИСТ. Ему просто некогда становится специалистом. В другом месте есть и специалисты и все, что ему нужно. Вопрос - как совместить? У человека нет денег заплатить специалистам и в бюджете не предусмотрено. То есть он интуитивно доходит до того, что специалист знает изначально. Хорошо, что есть такие люди. Плохо, что они не имеют возможности пользоваться услугами специалистов.
      3. Андрей Ж 7 декабря 2016 00:24
        Выражение "кот помойный" не слышал - а вот "окунь опомоенный" не раз ! Теперь буду знать.
  5. мичман 6 декабря 2016 17:34
    Ужасные материалы и данные. Честь имею.
    1. Микадо 6 декабря 2016 17:51
      да, война принесла много горя. Вы, наверно, слышали, у нас на Ладоге в 41-м году затонула во время шторма баржа № 725 с эвакуируемыми, больше 1000 человек погибло, спасли только 240. Тоже случай эвакуации..
      Новая статья от Вас будет? hi
      1. kalibr 6 декабря 2016 20:47
        Будет, конечно. Диссертация у Соловьева большая... Хотя главы всего две и объем 258 стр. Правда сам текст 190. Остальное список литературы и ссылки на источники. Много приходится работать...
  6. Хапфри 6 декабря 2016 18:47
    Дети из детдома №1 из Пензы собрали 9364 рубля на постройку истребителя «За счастливое детство»

    Брать у детей деньги это вообще то свинство. Тем более самолетов все равно больше предельно возможного количества построить нельзя. И тут не в деньгах дело
    1. kalibr 6 декабря 2016 20:51
      Ну, тут что скажешь - пензенцы еще собрали деньги на танк "Пензенский комсомолец" и торпедный катер "Пензенский пионер". Это все эмоциональный удар по сознанию. Ты делаешь добро, ты хороший, ты патриот, тебя хвалят, ты и я... все вместе. Это вот все хорошо,да? И одновременно это эксплуатация лучших качеств человека в целых определенных групп. Потом есть, что вспомнить, потом тебя также продолжают... а потом ты понимаешь, что жилья к 2000 году ты не получишь, как не получил бесплатного проезда в 1980 году и все... приходит 91-ый...
      1. Хапфри 6 декабря 2016 21:05
        Ты делаешь добро, ты хороший, ты патриот, тебя хвалят

        Это да. Если в воспитательных целях , то можно. Пропагандисткий ход тоже неплохой. Согласен.
  7. Хапфри 6 декабря 2016 18:53
    При этом заключенные, случалось, массово уничтожались

    Это вместо того чтоб в штрафбаты их и на фронт.
    1. kalibr 6 декабря 2016 20:55
      Тут опять как посмотреть. Представьте психологию начальника конвоя, который боится всего. Всего, причем немцев может быть даже меньше, чем своих. И что ему делать? Лучше уж пострелять этих "врагов", чем куда-то там тащить. И ведь думал, что похвалят - они же кричали "Да здравствует Гитлер!" - это придумать такое надо быть редким дебилом. А получилось... наоборот! Вот и думай как быть - пере или недо!
      1. Хапфри 6 декабря 2016 21:11
        Представьте психологию начальника конвоя, который боится всего

        Вот в этом и беда. Такие начальники у нас были. Не все конечно но были. Система по другому работать не могла.
        Начальство к примеру требует активности, а обстановка к наступлению не располагает. Вот и приходится командиру наступать , заранее зная результат.
        Война все спишет
Картина дня