Опасные воды: за три года на Балтике три корабля вышли из строя после столкновений

32
Неприятности, постигшие новейший фрегат Черноморского флота "Адмирал Эссен", заставили вспомнить, что это, увы, уже не первый корабль ВМФ, который получает на Балтике повреждения, что называется, на ровном месте и вынужден отправиться на ремонт, срывая связанные с ним планы командования флота. Центральный Военно-Морской Портал вспомнил "навигационные происшествия", произошедшие на Балтике за последние неполные три года.

В мае 2014 года еще не заработали в полную силу антироссийские санкции из-за присоединения Крыма, поэтому российский ВМФ активно готовился принять в состав французские десантные вертолетоносцы типа "Мистраль". Экипажи двух кораблей ждали отправки во Францию. Доставить моряков к 1 июня собирались на борту учебного корабля Балтийского флота "Смольный", но эти планы пришлось корректировать.



Опасные воды: за три года на Балтике три корабля вышли из строя после столкновений

"Смольный" покидает Сен-Назер

"Смольный" как раз вернулся из похода в Средиземное море, но во время швартовки навалился кормой на причал. Этот инцидент первое время старались всячески скрыть. Когда уже никак нельзя было утаить, что корабль стоит на "Кронштадтском судоремонтном заводе", пресс-служба Западного военного округа озвучила версию про плановое техническое обслуживание. "Это связано с необходимостью провести доковый осмотр корпуса корабля после месячного похода и подготовить к выполнению задач боевой службы, которые ему предстоят в этом году. Подобные мероприятия послепоходового технического обслуживания проходят все без исключения корабли ВМФ России после возвращения в пункт постоянного базирования", - сообщили тогда Фонтанке в ведомстве.

Впрочем, в Сеть все равно утекли фотографии "Смольного" с заметными повреждениями корпуса в районе кормы. Ремонт задержал отправку экипажей "Мистралей" примерно на месяц, а официальных заявлений об обстоятельствах происшествия с учебным кораблем так и не последовало.

Журналистам ЦВМП удалось узнать через свои источники, знакомые с ситуацией на Балтийском флоте, что оргвыводы все же последовали: командира "Смольного" сняли с должности, а вместо него назначили капитана II ранга Евгения Тишкевича, который и повел корабль к французским берегам.

Спустя два года "навигационное происшествие" на Балтике поджидало новую подлодку "Краснодар". Четвертую по счету "Варшавянку", предназначенную для Черноморского флота, приняли в состав ВМФ в ноябре 2015 года. В апреле 2016 года экипаж завершил подготовку в полигонах Северного флота и должен был отправиться к месту несения службы в Новороссийск. Но не успел: 28 апреля с подачи Интерфакса и телеканала РЕН ТВ пресса подхватила "жареную" новость про столкновение в водах Балтики "Краснодара" и польской подлодки "Ожел". Якобы удар был незначительным, и после этого субмарины разошлись по своим базам. Официальные представители ВМФ категорически опровергали всякую вероятность столкновения подлодок. Правда, позднее признали, что некое "навигационное происшествие" все-таки имело место, хотя причастность к нему именно названной польской подлодки вызывает большие сомнения.


Подводная лодка проекта 636.3 "Краснодар" на "Адмиралтейских верфях"

Зато уже 4 мая в Санкт-Петербурге был замечен "Краснодар", который в сопровождении двух буксиров следовал на "Адмиралтейские верфи". Ремонт подлодки продолжался больше двух месяцев - территорию завода она покинула только 9 июля.

А теперь коллекцию "навигационных происшествий" пополнил случай с новейшим фрегатом "Адмирал Эссен", который повредил винты и гребной вал при постановке на бочки. Параллели напрашиваются сами собой. Во-первых, корабль получил повреждения при выполнении довольно рутинной операции. Во-вторых, командование флота вновь старательно скрывает информацию об инциденте и даже довольно успешно - по всей видимости, больше месяца СМИ ничего не знали о произошедшем ЧП. И в-третьих, у Минобороны были вполне конкретные и важные планы, связанные, как со "Смольным", так и с "Краснодаром" и "Адмиралом Эссеном", пока в них не вмешался то ли человеческий фактор, то ли случай.

Нельзя не отметить, что все инциденты произошли, к счастью, в мирное время. Но возникает закономерный вопрос: а что же будет, если вдруг настанет время немирное?

Поступающая из военного ведомства обрывочная информация все же позволяет сделать вывод, что в Минобороны проблемы Балтийского флота не остаются незамеченными. Министр обороны Сергей Шойгу 29 ноября заявил, что все нарушения, выявленные летом 2016 года и повлиявшие на решение об отстранении командующего Виктора Кравчука, моряками-балтийцами исправлены.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    2 декабря 2016 15:23
    А автор знает как обезопасить корабли от ТАКИХ ошибок. Если Да, то пусть поделиться опытом.
    1. +10
      2 декабря 2016 15:29
      Цитата: svp67
      А автор знает как обезопасить корабли от ТАКИХ ошибок.

      Не знает он. Во-первых, Балтика сама по себе тяжелый для плавания район, банки, шхеры, интенсивное движение, куча металлолома на дне и общие небольшие глубины. Во-вторых, с усилением активности флота такие происшествия всегда были и будут. Пока у причала стояли, ничего не случалось. smile
      1. +4
        2 декабря 2016 15:35
        Цитата: Владимирец
        Пока у причала стояли, ничего не случалось.

        Ну судя по "Смоленску" и возле причала можно "начудачить"...
        1. +3
          2 декабря 2016 20:57
          Не "Смоленск"-а "Смольный" , к тому-же швартовка кормой гораздо сложнее чем бортом к пирсу, командиру на мостике не видно пирса, за швартовку отвечает офицер на корме ,передающий команды на мостик а это сами понимаете увеличивает шансы налететь кормой на пирс! Старые линкоры часами швартовались .
      2. +9
        2 декабря 2016 15:40
        Цитата: Владимирец

        Не знает он. Во-первых, Балтика сама по себе тяжелый для плавания район, банки, шхеры, интенсивное движение, куча металлолома на дне и общие небольшие глубины.

        Женя, мне тоже однажды столб дорогу перебежал, когда я сдавал задним ходом...
        1. +3
          2 декабря 2016 15:51
          Цитата: sabakina
          однажды столб дорогу перебежал

          Столбы они такие. smile
          "случай с новейшим фрегатом "Адмирал Эссен", который повредил винты и гребной вал при постановке на бочки"

          ИМХО, намотал цепь на винт.
      3. +1
        2 декабря 2016 17:45
        Согласен. Пусть поднимут статистику навигационных происшествий когда флот у "стенки" стоял из-за отсутствия соляры, мазута и выбитого моторесурса.
    2. +2
      2 декабря 2016 17:12
      Цитата: svp67
      А автор знает как обезопасить корабли от ТАКИХ ошибок. Если Да, то пусть поделиться опытом.

      Дык... есть один надёжный способ - приварить корабли к причалу и вести всю подготовку на берегу - "условно". smile
      А так... чем больше корабли ходят в море - тем выше (в абсолютных цифрах) аварийность. Проверено адмиралом Эссеном - в бытность его командиром 1-й Минной дивизией. Его подчинённые в ходе боевой подготовки куда только не загоняли свои корабли.
    3. 0
      2 декабря 2016 18:33
      Так ить не поняли вы ничего коллега......снимают не за навигационные происшествия как таковые (действительно от них никто не застрахован), а за попытки скрыть факт их случая, за участившиеся по причине не должной подготовки команддиров, штурманов, БИП и т.д.
    4. 0
      3 декабря 2016 11:49
      По моему у "авторов" этой статьи совсем другая задача , засветиться на всех возможных сайтах (я уже на 5-и ее видел) и донести " всю правду" до народа....
  2. +1
    2 декабря 2016 15:49
    Ошибки происходят от незнания и неумения, являющихся прямыми следствиями низкой выучки, отсутствия должного опыта и необходимых знаний, а также разгильдяйства личного состава ( по принципу "успею сделать", " изучить", или "да чего с ним будет")
  3. +5
    2 декабря 2016 15:53
    Честно говоря - заипало это ваше российское (я белорус) рас... два-тряйство. Я очень на вашей стороне, но мой "энтузязизм" тает после этих новостей.
    Даже новые корабли не можете довести до места дислокации.
    Я понимаю,что "зумвалтик" то ещё корыто, но,б..., новый российский (какой-никакой) фрегат можно было бы ввести в строй без приключений!!! Это же не новое слово в кораблестроении!
    Я очень опечален!
    1. +9
      2 декабря 2016 16:03
      Новые не только фрегаты,но и командиры.Преемственность поколений нарушена?нарушена.Опыта у старших товарищей мало?Мало,вот и тупят.Это не только проблема флота,эта проблема всего государства.Кстати в архитектурном проектировании(гражданская отрасль)всё тоже самое.Нет старшего поколения на которое можно ровняться.Советские люди уши уже почти,а поколение перестройки и 90х это пшик.Вот и приходится нам (поколению нулевых) считай методом проб и ошибок действовать.Командир то у фрегата вообще молодой был(был потому что сняли его)
    2. +4
      2 декабря 2016 17:23
      Цитата: Vittt
      Я понимаю,что "зумвалтик" то ещё корыто, но,б..., новый российский (какой-никакой) фрегат можно было бы ввести в строй без приключений!!! Это же не новое слово в кораблестроении!

      Просто раньше об этом не писали.
      Кто знает, например, про то, что в аккурат перед визитом Хрущёва на СФ новейший БРК "Гремящий" умудрился врубиться в борт ЭМ "Стремительный". В результате столкновения погиб матрос Дмитриев, находившийся в момент удара в котельном отделении №4, был разрушен котёл № 4 и деформирован вал первой машины, на корабле начался пожар.
      Причём, всё могло обернуться ещё хуже - если бы не инициатива л/с:
      За минуту до столкновения торпедист старший матрос Емельянчик по собственной инициативе успел развернуть торпедный аппарат с пятью боевыми торпедами, оказавшийся как раз на линии удара, в безопасное положение, чем спас корабль от взрыва и гибели.
    3. 0
      2 декабря 2016 17:59
      Цитата: Vittt
      Я очень опечален!

      Соболезнуем Вам.
    4. +1
      2 декабря 2016 18:35
      Цитата: Vittt
      Честно говоря - заипало это ваше российское (я белорус) рас... два-тряйство. Я очень на вашей стороне, но мой "энтузязизм" тает после этих новостей.
      Даже новые корабли не можете довести до места дислокации.
      Я понимаю,что "зумвалтик" то ещё корыто, но,б..., новый российский (какой-никакой) фрегат можно было бы ввести в строй без приключений!!! Это же не новое слово в кораблестроении!
      Я очень опечален!

      Горюем вместе с вами.... Но хуже, если перестраховываться начнут и не отходить от стенки как в 90-е...
    5. +1
      2 декабря 2016 18:37
      Я очень опечален!


      На самом деле эти происшествия носят положительный оттенок и не стоит огорчатся из-за мелочей.

      Если корабли ломают, значит они есть и на них плавают и это хорошо!
  4. +9
    2 декабря 2016 16:23
    С одной стороны, Балтика всегда отличалась сложной навигационной обстановкой.
    С другой, чтобы не было происшествий, нужна практика. Не случайно в Российском императорском флоте существовал морской ценз - порядок прохождения службы офицерами дореволюционного русского флота. Был введен в 1885 существовал до 1913. Морской ценз предусматривал продвижение офицеров по службе только при условии определенного срока плавания на кораблях.
    А не ошибается тот, кто ничего не делает.
    1. 0
      3 декабря 2016 02:23
      В морских романах В. Пикуля хорошо описано кто сколько должен наплавать. Если правильно помню на капитана 2 ранга надо было реально проплавать около 9 лет и половину в лейтенантском чине.И чтоб не старше 50 лет. ГГ "трех возрастов" посадил на мель броненосец (или канонерку, не помню)
      1. 0
        6 декабря 2016 15:09
        Цитата: WildOwl
        ГГ "трех возрастов" посадил на мель броненосец (или канонерку, не помню)

        Миноноску (даже не миноносец),причём адмирал(не помню фамилии)ставил В.Коковцева (ГГ) в пример: Вот так надо разбивать миноноски!
        1. 0
          6 декабря 2016 17:32
          Все может быть. Я Три возраста последний раз лет 15 назад читал. Но броненосец там все-же кто-то кокнул. На Балтике (роковое место?).
    2. -1
      18 апреля 2017 17:10
      Не ошибается тот, кто ничего не делает - это девиз хирургов! Это точно! Как для сапёров, ПВО и "ядрёна мать"!
  5. +10
    2 декабря 2016 16:41
    Все эти навигационные "ЧПухи" не спроста...это результат "кабы чёго не вышло" в 90-х с нулевыми впридачу,когда действовал идиотический приказ главкома, запрещающий выход корабля(со штатным и допущенным командиром) без старшего на борту( НШ или командира соединения).
    Даже перешвартовка от причала к причалу без старшего на борту была невозможна!
    А это всё равно,что всю жизнь ездить на авто с водиделем-инструктором...хрен чему научишься!
    Сам за 4 года такого "старшинства", в должности НШ и комдива, отходил в море не намного меньше,чем за 5 лет командирства и без каких-либо старших на борту.
    Кораблей настроить "по-быстрому" всегда можно (правда,только не при нынешнем режиме), а вот где взять грамотных спецов и командиров,когда фактически кастрирована "до нельзя" система подготовки кадров( учебные отряды,школы мичманов и сами ВВМУЗы) и нет приемственности поколений.
    Те кто в советские времена ещё самостоятельно ходил,стрелял,нёс БС и БД уже все на пенсии...сейчас "правят бал на флотах" те,кому они в 90-е "штанишки поддерживали"...результат налицо!
    1. +1
      2 декабря 2016 17:24
      Абсолютно правильно. Кадры решают всё! Великий человек сказал. Если воин не тренируется реально воевать, успеха можно и не ждать.
      1. +3
        4 декабря 2016 17:29
        Кадры решают все - это правильно! Вот только кадры тренировать нужно, ведь как натренируешь, так они и решать будут. Почему-то во времена моей юности, пока кормой к бочке швартоваться не научишься, ни о какой самостоятельной постановке кормой к стенке с отдачей якоря и речи быть не могло. А Тут, "Адмирал Эссен". 4000 тонн, и двухвальный движетельный комплекс. Да это не корабль - это вилосипед! На ГКП командир и старший на переходе. И, вдруг, наезжают на заднем ходу прямохонько на рейдовую бочку! И машинам "стоп" никто не дает, до тех пор, пока эта бочка не уходит под корпус и собой оба винта не заклинивает! Ну как такое назвать!?
        Говорят государству солярки на тренировки жалко. Однако, заводской ремонт, он несколько дороже, чем три десятка тонн солярки!?
  6. +1
    2 декабря 2016 17:07
    Придворный флот, если там будут править дети адмиралов и генералов, столкновения будут только увеличиваться в количестве и качестве.
    1. 0
      2 декабря 2016 20:02
      Это в советские времена дети адмиралов и генералов продолжали "семейные традиции" в войсках и на флотах (при том более чем успешно), а сейчас все более в банках или на "сладких чиновничьих должностях" в госструктурах...времена другие,нравы и мораль другая!
      Сейчас не об защите отечества душа болит, а об банковском счёте....
  7. +3
    2 декабря 2016 20:13
    Сидя с пивом на набережной, наблюдал швартовку четырехпалубного речного красавца. Мат-перемат с мостика никак не помогал швартовочной команде - грохот и скрежет корпуса о причал разносился по окрестностям. Капитан отводил теплоход на пару метров и снова пытался причалить. С третьего захода получилось. Это в Саратове в позапрошлом году.
    А в 1983 Суворов , аналогичный, вообще плыл по понятиям. Какой такой мост? Я четырехпалубный гигант!
  8. 0
    3 декабря 2016 11:56
    Ясно что в течение последних нескольких десятков лет значительно прибавилось количество... ''простых людей''. Шойгу должен сделать поправки на обучение личного состава сверху донизу.
  9. +1
    4 декабря 2016 09:44
    Раньше стояли на приколе. Стали ходить по морям и океанам, видать навыки управления и командования утрачиваются со временем. Ничего удивительного если корабли были недвижимостью все 90-е и половина 00-х.
  10. 0
    4 декабря 2016 13:23
    Случайные столкновения подлодок вероятного противника с подлодками РФ и СССР случались и прежде ,когда подлодки следили друг за другом в условиях приближенных к боевым. А вот так называемыми ,,случайными'' пожарами и столкновениями в базах и на судоремонтных заводах РФ должно заняться ФСБ и проверить, как следует,нет ли тут диверсий и действий умышленного характера,со стороны всяких ,,дождливых'' патриотов НАТО ,,заблудившихся'' в России. Одно дело не любить Путина,это политика и свобода слова и совсем иное желание сдать Россию под внешнее управление иностранных государств и умышленные диверсии на территории РФ,это государственная измена и терроризм,а не демократия.
  11. 0
    4 декабря 2016 16:48
    так для чего же их учат, дают большие звёзды (одну, две)чтоб они народные деньги в воду бросали ?????