Проекты сочлененных танков Boirault Train Blindé (Франция)

В 1914-16 годах французский инженер Луи Буаро работал над проектами оригинальных инженерных машин, способных проделывать проходы в невзрывных заграждениях противника. Результатом этих проектов стало строительство двух опытных образцов техники, использовавшихся в испытаниях. Из-за низких характеристик и ряда специфических черт обе инженерные машины не смогли заинтересовать заказчика в лице армии Франции. Оригинальная идея не получила развития. Тем не менее, Л. Буаро не отказался от дальнейших работ в сфере перспективной военной техники. В 1917 году он представил несколько проектов танков с повышенными характеристиками проходимости. В связи с главными особенностями конструкции получили общее название Boirault Train Blindé.

В предыдущих проектах Л. Буаро пытался повысить проходимость техники за счет использования гусеницы, состоящей из нескольких секций-рам большого размера. Теперь планировалось улучшать параметры подвижности при помощи изменения общей архитектуры бронетехники. Машина Boirault Train Blindé («Бронепоезд Буаро») должна была состоять из нескольких секций с собственными шасси, соединенными при помощи специальных шарниров. Не без иронии стоит заметить, что появление подобного проекта было ожидаемым: до начала работ в области военной техники мсье Буаро занимался созданием различных узлов и агрегатов для железнодорожного транспорта.

Проекты сочлененных танков Boirault Train Blindé (Франция)
Макет "Бронепоезда Буаро" первой модели



Формируя общий облик «танка-бронепоезда», французский конструктор справедливо рассудил, что повышение характеристик проходимости не может быть достигнуто одним только увеличением опорной поверхности гусениц. К тому времени уже было известно, что рост размеров гусеничного движителя способен даже ухудшить характеристики техники. Для решения имеющейся проблемы следовало использовать несколько наборов гусениц, размещенных на отдельных корпусах. Между собой последние следовало соединять шарнирами специальной конструкции.

Главной особенностью предложенной архитектуры бронетехники была возможность взаимного перемещения корпусов в пределах некоторого сектора. За счет этого, как предполагалось, танк мог бы преодолевать различные подъемы и спуски, а также без значительных проблем пересекать траншеи, воронки и другие препятствия. В целом, ожидалось серьезное повышение проходимости по сильно пересеченной местности, характерной для полей боя Первой мировой войны.

Первый проект семейства Boirault Train Blindé планировалось упростить за счет применения ряда готовых комплектующих, источником которых должна была служить существующая серийная бронетехника. Более того, в составе «танка-бронепоезда» следовало использовать два серийных танка одной модели. После ряда незначительных доработок и установки некоторых новых комплектующих эти машины должны были соединяться с дополнительной секцией-корпусом, результатом чего становился полноценный танк сочлененной конструкции.


Схема машины, указано размещение основных агрегатов


Предложенный танк состоял из трех секций разной конструкции, соединенных специальными шарнирами. Передняя и задняя секции бронемашины должны были представлять собой переделанные средние танки Saint Chamond. Центральная секция была разработана Л. Буаро с нуля, но с широким применением деталей от существующей бронетехники. В частности, она должна была оснащаться ходовой частью уже использованного танка, измененной в соответствии с имеющимися требованиями.

Передняя секция танка Boirault Train Blindé первой модели должна была сохранять узнаваемый внешний вид танка «Сен-Шамон». Предусматривалось использование нескольких лобовых листов, устанавливаемых под разными углами к горизонтали и вертикали. Центральная часть корпуса имела коробчатую конструкцию прямоугольного сечения. Корму предлагалось доработать в связи с необходимостью использования шарнира. Задняя часть корпуса лишилась свеса, вместо которого теперь имелась вертикальная стенка с узлами крепления деталей шарнира. Использовалась ходовая часть с большим количеством сблокированных опорных катков с винтовыми пружинами.


Макет танка на "пересеченной местности"


Центральная секция танка представляла собой агрегат с коробчатым корпусом, передняя и задняя стенки которого получали устройства для соединения с другими корпусами. По всей длине днища проходили гусеницы. От других секций центральная отличалась уменьшенной длиной. Такая особенность ее конструкции была связана с размещением минимально необходимого количества оборудования.

Кормовая секция, как и передняя, основывалась на конструкции существующего танка, однако имела значительные отличия. На этот раз корпус базового танка лишался переднего свеса с орудийной установкой. Вместо него предлагалось использовать вертикальный лобовой лист с элементами шарнира. Одновременно с этим секция сохраняла корму с вертикальным верхним и наклонным нижним листами.

В исходной версии средний танк «Сен-Шамон» оснащался лобовым бронированием толщиной 17 мм, бортами из стали толщиной 8,5 мм и 8-мм кормой. Крыша и днище изготовлялись из листов толщиной 5 мм. Подробные сведения о защите сочлененного танка Л. Буаро отсутствуют, но есть все основания полагать, что конструкция бронекорпусов должна была претерпевать минимальные изменения и, как следствие, сохранять имеющийся уровень защиты.


Преодоление траншеи


Важнейшей особенностью танка Saint Chamond было использование электрической трансмиссии. По-видимому, именно эта черта проекта привела к выбору такой техники в качестве основных элементов «танка-бронепоезда». Проект Boirault Train Blindé подразумевал демонтаж бензиновых двигателей Panhard мощностью 90 л.с., имевшихся на базовых танках. Вместе с ними удалялись и собственные электрогенераторы. При этом в секциях сохранялось по два тяговых электромотора, соединенных с ведущими колесами гусениц. В каждой из трех секций бронемашины следовало разместить по паре собственных двигателей.

В качестве средства энергоснабжения шести электрических двигателей трех секций предлагалось использовать общую генераторную установку, размещенную в центральном корпусе. Имеющийся корпус сравнительно большого объема позволял разместить в центральной секции бензиновый двигатель мощностью 350 л.с. и генератор с требуемыми параметрами. Соединение генератора и тяговых двигателей производилось при помощи кабелей, проходящих через шарниры корпусов. Использование электрического оборудования позволяло значительно упростить конструкцию трансмиссии, исключив необходимость проведения валов через шарнир, а также дать бронемашине требуемую мощность. Кроме того, достигалась высокая степень унификации по тяговым двигателям и системам управления ими.


Модель сочлененного танка Boirault Train Blindé второй версии


Секции перспективного танка должны были соединяться друг с другом при помощи двух шарниров, основанных на идеях карданной передачи. На корпусах секций предлагалось крепить опоры с захватами-вилками, способные вращаться вокруг своих продольных осей. Соединение двух опор обеспечивалось при помощи крестовины с набором креплений. Такая конструкция шарнира позволяла секциям перемещаться друг относительно друга в пределах некоторых горизонтальных и вертикальных секторов. Детали шарнира предлагалось помещать в нижней части корпусов, примерно на одном уровне с ходовой частью.

Использованный шарнир обеспечивал свободное перемещение секций в пределах допустимых углов, однако в ряде ситуаций это оказывалось недостатком. По этой причине в конструкцию механизма сочленения были введены амортизаторы с функциями ограничителей. По бокам от карданного шарнира под углом к горизонтали следовало помещать пружинные или иные амортизаторы с подвижным штоком. Последний крепился к стенке передней или задней секции, а упругие элементы должны были находиться в центральной.

В более поздних версиях проекта шарнир был дополнен системами управления перемещением секций. Для этого предлагалось использовать набор маломощных электромоторов с барабанами, расположенных в центральной секции и отвечающих за намотку тросов управления. Изменяя длину тросов, соединенных с другими секциями, можно было корректировать положение агрегатов машины. Такой механизм, в частности, облегчал маневрирование.


Схема возможных перемещений секции в горизонтальной плоскости


Предложенный шарнир и некоторые другие механизмы могли справляться с возложенными на них задачами, однако размещались открыто, что в боевой обстановке могло привести к поломке тех или иных деталей с потерей маневренности или подвижности. Для защиты шарнира и устройств управления было предложено использовать броневые кожухи оригинальной формы. Л. Буаро разработал систему из двух выгнутых броневых деталей, форма которых была близка к полусферической. Одна из деталей крепилась на задней стенке первой секции, вторая – на передней стенке корпуса центральной. Один полусферический кожух входил внутрь другого, и вместе они обеспечивали защиту шарнира. Благодаря своей полусферической форме и набору вырезов броневые кожухи позволяли секциям танка свободно перемещаться в пределах допустимых секторов.

Широкое использование агрегатов существующего танка привело к формированию соответствующего комплекса вооружения. В лобовой части переднего корпуса планировалось устанавливать 75-мм пушку с возможностью горизонтального наведения в пределах сектора шириной 16° и с вертикальной наводкой от -4° до +10°. Также в передней и кормовой секциях следовало поместить несколько установок для пулеметов калибра 8 мм.

Расчеты показывали, что длина перспективного танка будет достигать 18-20 м. Прочие габариты могли остаться на прежнем уровне. Сохранение некоторых агрегатов корпуса позволяло получить ширину машины 2,67 м и высоту не более 2,4 м. Расчетная боевая масса танка Boirault Train Blindé достигала 75 т. Это не позволяло рассчитывать на высокую удельную мощность, однако главным средством повышения подвижности и проходимости была сочлененная архитектура машины. Согласно известным данным, конструкция шарнира, соединяющего секции бронемашины, позволяла им перемещаться на угол до 30°. Благодаря этому танк в теории мог преодолевать различные препятствия, показывая превосходство над другой бронетехникой того времени.


Преодоление препятствия при помощи перемещения секций в вертикальной плоскости


Первый вариант «танка-бронепоезда» мог представлять определенный интерес с точки зрения техники и возможного боевого применения. Тем не менее, из-за широкого использования готовых комплектующих бронемашина должна была иметь некоторые заметные недостатки. Так, сохранение существующей орудийной установки танка Saint Chamond накладывало серьезные ограничения на ведение огня. При помощи приводов наведения орудие перемещалось в пределах не слишком широкого сектора, а для переноса огня на большие углы требовался поворот всей машины. Кроме того, использование доработанного танка серийного типа могло привести к проявлению новых проблем.

Для исправления существующих недостатков Л. Буаро создал новый проект, основывавшийся на тех же идеях. Вторая версия бронемашины Boirault Train Blindé так же должна была состоять из трех секций с различным оснащением, однако отличалась от первой конструкцией крайних секций, составом силовой установки, вооружением и т.д. Примечательно, что при создании улучшенного проекта французский конструктор сохранил имеющиеся шарниры и их защиту. Кроме того, именно в этом проекте были предложены средства управления положением секций.

Во втором проекте «танка-бронепоезда» предлагалось использовать первую и третью секции схожей конструкции. За счет этого появлялась возможность упростить серийное производство техники при достижении максимально высоких характеристик. Между двумя секциями с экипажем и вооружением следовало помещать центральную, вмещающую основные агрегаты силовой установки. Две секции новой версии танка должны были оснащаться броневыми корпусами улучшенной конструкции. В составе корпусов использовались детали толщиной от 16 до 32 мм, что позволяло заметно повысить характеристики защиты в сравнении с предыдущим проектом.


Схема танка Л. Буаро второй версии


Защита лобовой проекции улучшенного корпуса передней секции обеспечивалась изогнутым наклонным нижним листом и крупной плитой, размещенной под углом к горизонтали. По бокам от них помещались борта, состоящие из двух частей. Нижний лист предлагалось располагать вертикально, верхний – с наклоном внутрь. В кормовой части корпуса имелся агрегат увеличенной высоты, перед которым располагался погон башни. Последняя находилась в центре корпуса и могла поворачиваться в пределах достаточно широкого сектора. Башню планировалось собирать из цилиндрической детали-борта и конической крыши.

Корпус кормовой секции имел иную форму. Его погон башни был сдвинут в направлении кормы в сравнении с передней секцией. Перед башней находился агрегат корпуса увеличенной высоты, схожий с соответствующими частями передней секции. Кормовая секция, как и два других элемента бронемашины, должны были получать бортовые экраны для защиты ходовой части.

Внутри передней и кормовой секций должны были помещаться тяговые электродвигатели, по два в каждой. Двигатели соединялись с ведущими колесами, помещенными в лобовой части корпуса. На сохранившихся чертежах указана конструкция ходовой части. В ее составе имелись крупные переднее ведущее и заднее направляющее колеса. Также предлагалось использовать крупные опорные катки, ограничивающие опорную поверхность гусеницы, лежащую на грунте. Между ведущим колесом и крупным катком, между направляющим и задним катком, а также между крупными катками планировалось расположить девять катков малого диаметра, распределяющих массу секции на гусеницу. Опорные катки соединялись при помощи тележек, комплектовавшихся пружинной подвеской.


Компоновка передней секции


В башне секции предлагалось поместить пушку калибра 75 мм или иное подобное вооружение. В лобовом и бортовых листах корпуса также должны были находиться 8-мм пулеметы. В случае продолжения работ по проекту состав вооружения мог измениться в соответствии с пожеланиями заказчика в лице французской армии.

Центральная секция «танка-бронепоезда» вновь предназначалась для размещения силовой установки. Подобно предыдущему проекту, она получила прямоугольный корпус с собственной силовой установкой и ходовой частью, прикрытой бортовыми экранами. Внутри центральной секции должен был находиться бензиновый двигатель мощностью 700 л.с., связанный с электрогенератором. По кабелям, через системы управления, ток должен был поступать на тяговые электродвигатели всех секций машины. Ходовая часть центральной секции была аналогична агрегатам других частей танка.

Во втором проекте Boirault Train Blindé снова использовался шарнир карданного типа. Опорные устройства двух шарниров находились в нижней части корпусов техники. Выше шарниров, под углом к горизонтали, помещались два набора амортизаторов и систем управления перемещением секций, по две для каждого шарнира. Вновь были использованы полусферические кожухи шарниров, состоящие из двух деталей. В связи с новой конструкцией корпусов Л. Буаро решил расположить нижние (внутренние) кожухи на стенках передней и кормовой секции. Верхние кожухи, в свою очередь, предлагалось крепить на центральной секции. Такое размещение бронирования в некоторой мере улучшало взаимодействие деталей при взаимном перемещении секций танка. Шарниры сохранили существующие возможности. Секции могли перемещаться друг относительно друга на углы до 30° в любом направлении.


Устройство центральной секции, видны амортизаторы и приводы управления положением корпусов


Увеличение толщины брони и усиление вооружения привело к закономерному результату. Расчетная боевая масса «танка-бронепоезда» второй версии вышла на уровень 125-130 т. Нетрудно догадаться, какой могла бы быть подвижность бронемашины с удельной мощностью основного двигателя чуть более 5 л.с. на тонну и электрической трансмиссией, дополнительно снижающей характеристики.

Предлагались ли проекты семейства Boirault Train Blindé французской армии – неизвестно. В то же время, отсутствие каких-либо сведений о попытке реализации этих проектов может быть свидетельством, как минимум, отсутствия интереса к таким разработкам. Оба «танка-бронепоезда» сочлененной конструкции так и не смогли сойти с чертежей. Причины этого просты и понятны. Даже по современным меркам трехсекционный танк с шарнирами между корпусами, имеющий боевую массу около 75 т, является крайне сложной машиной с сомнительными перспективами. Вторая версия танка Л. Буаро, отличающаяся более мощным бронированием и вооружением, полностью сохраняла все основные недостатки предшественника, а также рисковала получить новые.

Таким образом, оригинальные проекты танков французской разработки имели лишь некоторые незначительные преимущества, дополнением которым служила масса самых серьезных недостатков. Вероятность того, что военные проявят интерес к такой технике, стремилась к нулю. На строительство и испытания опытных образцов вообще не следовало рассчитывать. Оба проекта Boirault Train Blindé так и остались на стадии проектирования. Позже они были воплощены на практике, однако речь шла только о масштабных макетах бронетехники.


Схема объединения трех танков Somua S35 в сочлененную машину


По разным данным, Луи Буаро прекратил работу по тематике сочлененных танков уже в 1917-18 годах. Его разработки в этой области не заинтересовали военных, из-за чего изобретатель переключился на иные проекты. Тем не менее, идея сочлененного танка не была забыта навсегда. В середине тридцатых годов Л. Буаро предложил два новых варианта использования «танков-бронепоездов». При этом, однако, теперь планировалось использовать шарниры только в качестве вспомогательного средства, улучшающего проходимость техники существующих типов.

В 1936 году конструктор предложил набор средств, при помощи которых можно было соединить три средних танка Somua S35 в единую боевую машину. Шарниры позволяли преодолевать более крупные препятствия и улучшали проходимость техники. После перехода через траншею, воронку, противотанковый ров или иное сложное препятствие экипажи могли рассоединить свои бронемашины и продолжить боевую работу самостоятельно. Также предлагалось соединять два танка при помощи дополнительной секции с собственной силовой установкой. В таком случае два танка S35 должны были получать кормовые крепления для сцепки с дополнительной секцией. Собственный двигатель последней мог дополнительно улучшить подвижность танков.


Использование двух танков S35 и дополнительной секции. Внизу - устройство шарнира


Тем не менее, и новый проект Л. Буаро не был реализован в металле. Идея использования сочлененных танков даже через два десятилетия не смогла заинтересовать потенциальных ее пользователей. Не помогло ей и оригинальное предложение о временном соединении самостоятельных бронемашин. Идеи изобретателя-энтузиаста были слишком сложны для использования на практике и вряд ли могли заинтересовать военных.

Пожалуй, не следует обвинять Луи Буаро в некомпетентности или прожектерстве. Ему приходилось работать в весьма сложных условиях своего времени, когда никто еще не знал, какой именно должна быть боевая машина будущего. Поиски жизнеспособных концепций и отработка новых идей в течение 1914-17 годов сначала привели к появлению двух оригинальных инженерных машин, способных буквально давить проволочные заграждения, а также двух проектов сочлененных танков с повышенной проходимостью. Все эти проекты не позволили Франции начать перевооружение своей армии, но показали, какие идеи не следует развивать ввиду отсутствия у них каких-либо заметных перспектив.


По материалам сайтов:
http://landships.activeboard.com/
http://ftr.wot-news.com/
http://landships.info/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Landships.activeboard.com, Ftr.wot-news.com

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец 2 декабря 2016 07:13
    Спасибо! Действительно интересно. По крайней мере, для меня это любопытный и новый материал.
  2. Taygerus 2 декабря 2016 07:17
    поезд какой то, да и радиус разворота дикий будет
  3. pimen 2 декабря 2016 09:17
    по-моему, идею сочленённой машины всегда будут держать в уме. Потому что в ней есть несомненные плюсы.
  4. 0255 2 декабря 2016 11:26
    Да, каких концепций танков не придумывали в начале 20 века...
    И как приятно читать такие статьи после политических лозунгов, в которые скатился данный сайт fellow
  5. Canecat 2 декабря 2016 11:34
    Интересно, как первым конструкторам танков не пришла в голову идея буксируемой бронекапсулы для пехотного подразделения... ))
    1. pimen 2 декабря 2016 12:16
      интереснее, почему современным не приходит в голову делать не семейство т14-т15-терминатор, а "затачивать" танк только под танк. Сочленённая же машина словно предназначена быть универсалом, способным подцепить нужный или имеющийся модуль: артиллерийский, десантный, ПВО-РЭБ и т.д.
  6. Семенов 2 декабря 2016 12:24
    Идея сочлененного двухзвенного танка остается. В 1998 - 2000 гг. по заказу Генштаба проф. Теплов проводил разработки (шифр "Концепция"). Из достоинств машины - помещение взрыво - и пожароопасных материалов во второй модуль, повышение запасов горючего и боезапаса, новые ходовые качества, возможность размещения полноценного ЗРК на втором модуле. Расчеты показали перспективность машины. Ввиду новизны инженерных решений и их дороговизны, работы по "Концепции" были свернуты (как я понимаю). Один электрический двигатель и ЯСУ как на спутнике в силовом блоке чего стоили!
  7. Incvizitor 2 декабря 2016 22:58
    В СССР то же танки объединить пытались
    1. Комментарий был удален.
    2. t7310 3 декабря 2016 17:54


      танк вездесущий
  8. kumaxa 8 декабря 2016 17:02
    вот откуда ноги нашего витязя растут!
Картина дня