Взять Готланд за пару суток. Шведский оборонный потенциал

Взять Готланд за пару суток. Шведский оборонный потенциал


Шведы изобрели спички, динамит, корабельный винт, примус, разводной ключ, метод ультразвуковой эхографии и кардиостимулятор, спасший миллионы жизней. Ежедневно мы пользуемся температурной шкалой Андерса Цельсия, упаковкой молока «тетрапак» и ремнем безопасности от компании «Вольво».


Шведские оборонные технологии — это отдельная невеселая история. В отличие от потешных прибалтийских русофобов, Швеция обладает просто звериной военной мощью. И при этом предельно жестким и предвзятым отношением к России. Подобных антирусских настроений не встретишь больше нигде.

Шведы отказались вступить в НАТО, но цену их нейтралитета мы знаем по опыту ВОВ. Все последние полвека там остервенело готовились к войне. По поводу и без повода швыряли в балтийское мелководье бомбы, ставили мины на боевом взводе в надежде однажды потопить «русскую подлодку». Делали это открыто и говорили об том в лицо. Такого не позволял себе никто, даже главный «вероятный противник».

В отличие от заокеанского «вероятного врага», Швеция была врагом весьма вероятным. Нападать первой не решалась, но, если пришлось бы драться, могла доставить массу проблем. Начисто уничтожив Балтийский флот и серьезно проредив наши авиационные и сухопутные части. Лёгкой победы на «скандинавском фронте» не предвиделось.

Атака роботов

Потопление ракетными катерами израильского эсминца (1967 г.) стало настоящим шоком для флотов западных государств. Для всех, кроме Швеции. Там с 1958-го года стояла на вооружении противокорабельная ракета «Rb 04».

Справедливо полагая, что война с Советским Союзом начнется на море и у них не хватит кораблей для отпора, шведские военные сделали выбор в пользу высокоточного оружия.



Компания SAAB работала над ПКР с конца 40-х гг. и добилась неплохих результатов. Робот-04 получился меньше и легче отечественных «Комет» в несколько раз (масса 600 кг). Его применение не требовало усилий тяжелых ракетоносцев: он запускался из-под крыла любого реактивного истребителя. Лёгкое и мощное оружие с твердотопливным РД, выхватил — стреляй!

Двухрежимная радиолокационная ГСН — для атаки одиночных кораблей и плотных построений эскадр. Масса боевой части — 300 кг, достаточно, чтоб нанести смертельные увечья любому кораблю КБФ. Проблемой была малая дальность стрельбы (32 км), которая, в значительной мере, нивелировалась слабостью зенитных систем 1960-х гг.

«Роботы» производились сериями в сотни штук. При таком раскладе в случае войны балтийские эсминцы и КРЛ послевоенной постройки едва ли имели шансы добраться до устья Финского залива.


Новое поколение «Роботов» (Rbs-15) под крылом истребителя «Грипен»


Гроза Балтики


Встречать Балтийский флот планировали не только с небесных высот. Шведы с особой внимательностью относились к подводным силам, уважая лодки за их относительную дешевизну и несоизмеримые их размерам возможности.



В середине 1990-х гг. шведам в очередной раз удалось опередить весь мир, создав неатомную лодку с воздухонезависимой силовой установкой. В отличие от традиционных ДЭПЛ, которые вынуждены всплывать каждые пару дней для подзарядки батарей, «Готланд» может не показываться на поверхности на протяжении двух-трёх недель!

Смертоносной малюткой заинтересовался Пентагон. В 2005 году «Готланд» был арендован и торжественно доставлен к берегам Калифорнии, где на учениях JTFE 6-02 сумел «потопить» авианосец «Р. Рейган».

Малая масса корпуса и 27 компенсирующих электромагнитов полностью исключали обнаружение лодки детекторами магнитных аномалий. Благодаря малым размерам и виброизоляции всех механизмов лодка сливалась с тепловым и шумовым фоном океана. По словам американцев, «Готланд» с трудом обнаруживался даже в непосредственной близости от кораблей США.

В настоящее время в составе шведских ВМС числятся три лодки типа "Готланд". Еще пара «дизелюх» родом из 80-х гг. были модернизированы и доведены до уровня «Готланда» в 2000-х гг. Ведутся работы по созданию неатомных ПЛ следующего поколения — «Проект А26».

Балтийский призрак

Очередной шведский хай-тек, гибрид «Вольво» и «Электролюкс».


Стелс-корвет «Висбю» в окрасе "серый грозовой"


Традиционно малые размеры с рациональным использованием отведенных объемов. Это хорошая шведская черта — отметать заведомо недостижимые цели, сосредоточившись на реальных задачах и возможностях. Как правило, вскоре выяснится, что избранный путь совпадает с основным вектором угрозы. Маленький корабль максимально точно соответствует потребностям ТВД. Все остальное сделают подлодки и авиация.

Малый противолодочный корабль-катер с развитым ракетно-артиллерийским вооружением. Выделенного водоизмещения (600 тонн) хватило для установки малогабаритной РЛС, трёх гидролокационных станций, легкого ракетно-пушечного вооружения, качественных средств РЭБ и противолодочных торпед. Оборудовано место для посадки и обслуживания вертолета. Для обследования балтийского ила и проделывания проходов в минных полях имеется пара беспилотных подводных аппаратов. Газовые турбины обеспечивают скорость в 35 узлов.

Задача «Висбю» — противолодочная оборона побережья, где его всегда могут прикрыть наземные ЗРК и авиация. Плюс малые размеры и элементы малозаметности, затрудняющие слежение за катером и наведение на него ударных групп противника.



Всего в составе шведских ВМС имеются пять корветов типа «Висбю». Несмотря на свою фантастическую внешность, «Висбю» — один из заурядных шведских проектов. Другие участники сегодняшнего смотра имеют гораздо более богатую историю.

Грифон

Из морских глубин — в небеса. Шведы уже в который раз удивили мир, построив и запустив в серию свой национальный истребитель поколения 4+. Притом весьма успешный. Принят на вооружение в семи странах мира.


Saab JAS-39 Gripen военно-воздушных сил ЮАР. В индексе JAS закодирован спектр задач: истребитель/штурмовик/разведчик


Инженеры Saab выдвинули одну интересную и, если присмотреться, воистину справедливую мысль. Для выполнения любой задачи сперва нужно выжить в боевой обстановке. «Выживаемость» — вот главный параметр современной боевой авиации. Комплексная величина, зависящая от качества радиоэлектронных средств и способности самолета своевременно обнаружить и избежать угрозы. Полет на сверхмалых высотах по самому выгодному и безопасному маршруту, постановка помех, высокоточное оружие. Молниеносный удар, и — уходим, уходим! Геройствовать бессмысленно.

Лётные качества важны, но не являются приоритетом в вопросах преодоления рубежей современной ПВО. К услугам летчика — комплекс буксируемых и отстреливаемых ловушек, станции подавления и постановки помех, современный радар и датчики сигнализирующие о всевозможных угрозах.

К малозаметности отношение адекватное. Конструкции «Грипена» (первый полет состоялся в 1988 г.) изначально не соответствовала требованиям технологии "стелс". Нет значит нет. Шведы работают над комплексной «выживаемостью».

«Грипен» — самый маленький и легкий из истребителей 4-го поколения, он на три тонны легче Ф-16. Несмотря на единственный двигатель, по статистике аварий — один из самых надежных. Он не угробил ни одного пилота.



В новой модификации JAS-39E шведы обещают добавить радар с активной ФАР и «уронить» стоимость летного часа до $4000 (вместо нынешних $7000). Что в пять-десять раз дешевле, чем у других истребителей! Малые эксплуатационные расходы — это не только экспортные перспективы. Это прекрасные условия для налета дополнительных часов и получения практических знаний строевыми летчиками, без которых самый крутой самолет — лишь груда металла.

Железный лоурайдер

С небес — на грешную землю. Здесь очередное доказательство того, что шведы не дураки.

Стридсвагн-103. Самый необычный из серийных танков и в целом удивительная модель боевой гусеничной машины. Несмотря на свою парадоксальную сущность, Strv.103 нес в себе задатки здравого смысла и гениальности его создателей.



Шведы отказались от танковой башни, намертво соединив пушку с лобовым бронелистом. В отличие от традиционных САУ, наводчик не имел возможности качнуть стволом даже в вертикальной плоскости.

Как целиться и наводить пушку? По горизонту — разворотом корпуса машины. В вертикальной плоскости — путем изменения угла наклона танка с помощью управляемой гидроподвески.

Слишком сложно и невероятно просто. По, крайней мере, у шведов все получилось. Танк Strv.103 производился серийно, месил гусеницами полигоны, стрелял и даже попадал в цель.





Схема имела массу преимуществ: минимальные габариты и стоимость при защищенности на уровне лучших танков 1960-х гг. И даже лучше: башни нет, двигатель впереди, наклон лобового бронелиста — 78 град.! При этом «Стридсвагн» после короткой подготовки мог преодолевать вплавь водные преграды.

Низкий силуэт отлично подходил для организации засад. Специалисты наверняка напомнят, что Strv.103 был всего на пару сантиметров ниже советского Т-62. Однако советское достижение не обошлось без серьезных жертв, шведский танк не имел тех суровых ограничений на размер боевого отделения.

В общем, танк честно прослужил 30 лет, а его революционная концепция при решении определенного круга задач может пережить возрождение.

Резюме

Маленькая скандинавская нация генерирует неожиданно много здравых идей. К сожалению, какое-либо тесное военно-техническое сотрудничество России со Швецией по историческим и политическим причинам исключено. Остается надеяться на изменение данной тенденции в будущем, ведь всегда приятно иметь рядом столь умного и грамотного союзника.

А пока российским разработчикам стоило бы обратить внимание на шведских коллег. И, творчески переосмыслив некоторые идеи, применить их в конструкции отечественной военной техники.


Saab 340 Argus из состава 7-го авиакрыла шведских ВВС, выполняющий задачи дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО/АВАКС). За неказистой внешностью скрывается серьезная техника, один из самых современных в мире самолетов данного назначения. Шведский АВАКС оснащён радаром Erieye с активной фазированной антенной (АФАР). Длина антенны 9 метров, масса около одной тонны, угол обзора по азимуту 300°, макс. дальность обнаружения цели типа “истребитель” 450 км. Сообщается, что эти самолёты регулярно патрулируют вдоль границ России
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

123 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти