ВВС РККА против польской авиации

В 1920 году ВВС РККА находились на стадии становления.

Учитывая недостаточное количество боевых машин, пришлось даже часть истребителей передать в разведывательную авиацию. И это в преддверии войны с Польшей, которая располагала сильной, в том числе истребительной, авиацией. Наиболее остро нехватка авиации чувствовалась в 1-й Конной армии, особенно сильно страдавшей от воздушных налетов противника. Широта фронтов, отсутствие транспорта в авиаотрядах, тяжелая ситуация в сфере железнодорожного транспорта - создали трудные условия для боевой деятельности советской авиации.

Красное командование успевало сосредоточивать авиацию в нужное время в нужном месте, но с развитием операций авиация сильно отставала от своей пехоты. Так, красная пехота при наступлении на Варшаву, как это ни парадоксально, была быстрее своей авиации. В данных условиях истребители, как обладающие меньшим радиусом действия, были, конечно, в еще более худшем положении, чем разведчики.

Тем не менее, боевая страда ВВС РККА на советско-польском фронте с февраля по август 1920 года явилась ярчайшей иллюстрацией высокой боевой активности поляков и эффективности советских пилотов даже в сложившихся для последних тяжелых условиях.

Так, 19 февраля на бобруйском направлении 2 самолета противника, проводя разведку близ позиций 8-й стрелковой дивизии, сбросили 7 бомб на железнодорожное полотно у станции Телуши и повредили железнодорожный путь. Артиллерийским огнем бронепоезда они были отогнаны.

17 марта на фронте 13-й армии Юго-Западного фронта у Ново-Алексеевки появившийся самолет противника был атакован двумя красными самолетами и ретировался.

Активность противников в воздухе нарастала.
23 марта на борисовском направлении 2 самолета противника атаковали красный аэростат у ст. Приямино. Пулеметным огнем с земли и из гондолы аэростата самолеты были отогнаны, и аэростат уцелел. На следующий день атаке подвергся еще один аэростат – на фронте 7-й армий Западного фронта. Пулеметным огнем с земли и из гондолы аэростата польский самолет также был отогнан.

Причем данная ситуация являлась правилом, а не исключением. Так, 30 марта на фронте 16-й армии Западного фронта у ст. Крупки вновь красный аэростат был атакован самолетом противника, и отогнан пулеметным огнем с земли и из его гондолы.

В апреле польская авиация приступила к штурмовке советских войск. Так, 12 апреля на речицком направлении 3 самолета противника, препятствуя наступлению красной пехоты на дер. Шацилки, сбросили несколько бомб и обстреляли пулеметным огнем стрелковые цепи. А на следующий день на бобруйском направлении 3 самолета противника, проводя разведку ближнего тыла 8-й стрелковой дивизии, обстреляли пулеметным огнем дер. Лисковскую.

13 апреля был днем усиленных штурмовок польской авиации. Так, на речицком направлении несколько самолетов противника, летая над наступающими на дер. Шацилки красными частями, препятствовали их наступлению, сбрасывая бомбы и обстреливая стрелковые цепи пулеметным огнем. В том же районе польские самолеты нанесли бомбовый удар по штабу 50-й бригады, деревне Чарнейки и мосту через реку Сведь.

14 апреля активные действия польской авиации на речицком направлении продолжились. Несколько самолетов противника препятствовали наступлению частей 17-й стрелковой дивизии, обстреливая их пулеметным огнем и сбрасывая бомбы.

17 апреля противник подверг удару позиции 4-го истребительного дивизиона, находившиеся на борисовском направлении. 4 самолета противника сбросили 7 бомб, которыми был убит 1 и ранено 4 красноармейца. Был ими атакован и аэростат. В тот же день на речицком направлении самолеты противника содействовали наступлению своих частей на участке 508-го полка 57-й стрелковой дивизии, обстреливая красные части пулеметным огнем.

Именно в это время усилила активность красная истребительная авиация.
19 и 28 апреля на борисовском направлении два польских разведчика были атакованы красными истребителями. И с конца апреля истребители РККА активно отгоняли разведывательные самолеты противника.

1 мая пришли первые победы советских истребителей.
Во-первых, на фронте 16-й армии Западного фронта у Приямино красный истребитель атаковал самолет противника на дистанции 20 метров - последний, видимо сильно поврежденный, падал до высоты 50 метров, а затем, выровнявшись, неуверенно потянул на Борисов; во-вторых, на борисовском направлении 2 самолета противника, проводившие разведку, были встречены советскими истребителями - и один польский самолет был сбит.

8 мая 2 самолета противника атаковали красный аэростат у станции Приямино на борисовском направлении, обстреливая его пулеметным огнем и сбрасывая на лебедку бомбы. После ответного пулеметного огня с земли и из гондолы аэростата, они скрылись в направлении на Борисов, не причинив аэростату вреда.

А 10 мая на Бобруйском направлении 3 самолета противника появились над аэродромом 1-го истребительного дивизиона, обстреливая зажигательными пулями палатки с самолетами. Поднявшимися в воздух истребителями один из самолетов противника был сбит и упал в районе Жлобина. Летчик был взят в плен.

Май был результативным месяцем для красных военлетов.
14 мая на борисовском направлении 3 польских самолета, осуществлявшие разведку, были перехвачены советскими истребителями. Один польский самолет был сбит и упал в районе дер. Лошницы.

Вторая половина мая была ознаменована потерей аэростатов. Так, 18 мая на фронте 16-й армии Западного фронта (Борисов) польский самолет, внезапно атаковав, сжег аэростат. А 20 мая на фронте той же армии, внезапно появившись из-за леса, самолет противника атаковал другой аэростат и также сжег его.

Охота на аэростаты продолжилась. 20 мая на фронте 16-й армии Западного фронта у Приямино очередной красный аэростат был сожжен самолетом противника. Но 26 мая на фронте 16-й армии Западного фронта у Шацилки красный аэростат 6 раз был атакован самолетом противника и вынужден снизиться. После снижения он был атакован еще раз, но безрезультатно.

Также и 10 июня на борисовском направлении 2 самолета противника атаковали красный аэростат у ст. Стайки, но, атакованные истребителями, ушли, не причинив вреда объекту атаки. В тот же день на бобруйском направлении также 2 самолета противника атаковали аэростат в районе ст. Прибор, сбросив 6 бомб на лебедку и обстреляв аэростат из пулемета - встреченные интенсивным пулеметным огнем из гондолы аэростата и с земли, они также скрылись, не причинив вреда. Безрезультатную атаку на аэростат польский самолет осуществил 14 июня на фронте 16-й армии у Щербинки и 15 июня на 621-й версте Александровской железной дороги.

3 июля на фронте 13-й армии Юго-Западного фронта красные истребители встретили 4 самолета противника, из которых один был сбит, а другой, сниженный до 50-ти метров, ушел к своим позициям, в то время как два остальных, не приняв боя, ретировались. В этот день вновь отличились летчики 13-й армии. У Шпаррау они вынудили выходившие на бомбежку 3 самолета противника сбросить свои бомбы в поле и скрыться.

Вновь сорвали бомбометание противника пилоты Юго-Западного фронта 28 июля на фронте 13-й армии у Александровки. 4 самолета противника, производившие бомбометание и атакованные красными истребителями, ушли с большим снижением.

15 августа на фронте 13-й армии Юго-Западного фронта у Черной Домны красный самолет, обстреливая пехоту противника из пулемета, заметил над собой 7 вражеских самолетов и вступил в бой с двумя из них. Аналогичный поступок совершил и истребитель у Хут Сысоева, атаковавший группу из шести польских самолетов.

28 августа советский истребитель также атаковал группу из четырех самолетов противника и преследовал ее до тех пор, пока не расстрелял боекомплект.

Характеризуя борьбу в воздухе в 1920 году, необходимо отметить, что польские летчики широко применяли групповую тактику – по французскому образцу. Но, несмотря на это, а также на проблемы в советской авиации, его боевая деятельность была подавлена работой красных истребителей.

В мае в воздухе наступил перелом. 5 самолетов противника было сбито - и это произвело на поляков чрезвычайно удручающее впечатление. Пленный летчик с самолета, сбитого военлетом Ширинкиным, от изумления не мог прийти в себя, когда ему пришлось познакомиться со своим победителем, и когда он увидел его небольшую скромную фигуру. Польские летчики, по словам этого пленного, представляли его себе рослым, бородатым, кровожадным большевиком, увешенным бомбами и пулеметными лентами.

Морально противник был настолько подавлен постоянными атаками красных истребителей, что сдал свои воздушные позиции. В июле поляки на Западном фронте уже не летали. Лишь когда части Красной Армии подходили к Висле, 3 польских самолета атаковали над Варшавой военлета Иванова, да еще было отмечено два полета противника на Волковыск - с разведывательной целью.

От общего количества встреч в воздухе 80% - это атаки со стороны красных военлетов. Противник утратил инициативу. Причем советские истребители дерзали в одиночку атаковать целые группы польских самолетов.

Противник переключился, главным образом, на привязные аэростаты. Было зафиксировано 22 атаки польских самолетов на советские аэростаты.

На Юго-Западном фронте противник начал свои действия с деятельности небольших авиагрупп и, хотя такого разительного превосходства красных летчиков как это было на Западном фронте, здесь не было, все же его активность была подавлена, и к августу поляки были вынужден перейти к полетам в более сильных группах, соответственно сократив и число самолетовылетов.

Причем результаты были достигнуты красной авиацией при скудных ресурсах и организационно-технических проблемах – и достигнуты достаточно быстро. Под ударами красных истребителей противник быстро сбавил свой «панский гонор» и в конце кампании если и атаковал советские самолеты, то лишь при значительном превосходстве в силах.

ВВС РККА против польской авиации

Личный состав 4-го истребительного дивизиона. Пятый слева в первом ряду – командир дивизиона А. Д. Ширинкин.
Кондратьев В., Хайрулин М. Авиация Гражданской войны. – М., 2000.
Автор: Олейников Алексей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Комментарий был удален.
  2. hohol95 7 декабря 2016 17:04

    СПАД S. VIII 19-й истребительной эскадрильи ВВС Польши (зав. №11543), аэродром Жодино. май 1920 г.
  3. hohol95 7 декабря 2016 17:04

    Оэффаг D.III ВВС Польши (7-й истребительной эскадры им. Тадеуша Кос- тюшко), аэродром Бердичев. май 1920г.
  4. hohol95 7 декабря 2016 17:05

    Ньюпор-24бис из состава 13-го истребительного отряда Славненской авиагруппы. май 1920 г.
  5. hohol95 7 декабря 2016 17:06

    СПАД S. VII постройки московского завода "Дукс" 10-го истребительного отряда Славненской авиагруппы, апрель- июль 1920 г.
  6. faiver 7 декабря 2016 17:48
    Чудны дела твои господи....
  7. Dekabrist 7 декабря 2016 18:05
    История польских ВВС началась в 1918 году, в конце Первой мировой войны, когда в некоторых странах союзников были созданы польские эскадрильи самолётов. В России одна эскадрилья была создана в польском корпусе генерала Юзефа Довбора-Мусницкого, затем расформирована вместе с пехотными частями в мае 1918 года. Во Франции 5 бомбардировочных эскадрилий входили в состав армии генерала Юзефа Халлера. Они вернулись в Польшу в 1919 году.

    Военная авиация в Польше возникла в ноябре 1918 года, когда Польша вновь обрела независимость. Она первоначально состояла из немецких и австрийских самолётов, захваченных как трофеи. Они были впервые использованы в конфликте с Украиной в районе Львова в 1918 году, а также участвовали в бомбардировке аэродрома во Франкфурте 9 января 1919 года. С 1919 года Польша принимала участие в войне с Советской Россией и начала закупать самолёты за границей.

    В итоге, в 1920 году ВВС Польши состояли из различных типов самолётов британской, французской, немецкой, австрийской и итальянской постройки, в количестве от нескольких единиц до нескольких десятков самолётов каждого типа. Основные типы истребителей были следующими: SPAD XIII, Fokker D.VII, Oeffag D.III, Ansaldo Balilla, SPAD VII, Albatros D.III, Sopwith Dolphin, Fokker E.V (D.VIII). Самым многочисленным стал двухместный истребитель Bristol F2B (105 штук), использовавшийся в качестве самолёта-разведчика. Основными бомбардировщиками и самолётами-разведчиками были: Breguet 14, SVA-9, Salmson 2A2, DH-9, различные модификации Albatros C, DFW C, LVG С.
    1. svp67 7 декабря 2016 20:32
      Цитата: Dekabrist
      История польских ВВС началась в 1918 году

      Спасибо, потому что реально не очень понятно почему точка отсчета у ВВС РККА и ВВС Войска Польского почти одинаковая, но..
      В 1920 году ВВС РККА находились на стадии становления.
      Учитывая недостаточное количество боевых машин, пришлось даже часть истребителей передать в разведывательную авиацию. И это в преддверии войны с Польшей, которая располагала сильной, в том числе истребительной, авиацией.
  8. Mamka pula 7 декабря 2016 18:17
    Это точно - чудны дела Господа. Красные летчики, большинство которых были старой императорской выучки, били теперь нового супостата. Россия одна - меняются лишь вороги. Спасибо автору за лаконичную и в то же время содержательную и интересную статью
  9. voyaka uh 7 декабря 2016 18:18
    А летали вот на таких (для иллюстрации статьи)

    1. Mamka pula 7 декабря 2016 18:20
      Класс,
      самолеты конечно были летающие швейные машинки:-)
      Наверное особенно трудно таким управлять
      1. Авиатор_ 8 декабря 2016 08:55
        Естественно, управлять было очень трудно - теория профиля крыла только разрабатывалась, о динамике полёта (устойчивость, управляемость) знания были чисто эмпирические, добытые большой кровью. Так даже знаменитый "Илья Муромец" был статически неустойчивым, одно его спасало - его характерное время переворота вокруг поперечной оси было около 14 секунд, поэтому пилот всё время ручкой парировал моменты на пикирование и кабрирование. И парашютов ещё не было. Нынешние реплики старых самолётов времён I МВ летают на современных моторах и на современных профилях.
        1. Mamka pula 8 декабря 2016 09:08
          Спасибо Вам за коммент
  10. Reptiloid 7 декабря 2016 18:35
    Очень доволен новой для меня информацией .
  11. polkovnik manuch 7 декабря 2016 18:46
    Русские пилоты , императорской армии , были достаточно сильны в своем деле , о чем говорят факты истории 1-й мировой войны ." Костяк" Красной Авиации как раз они и составляли , поэтому не мудрено , что несмотря на довольно слабую материальную часть все произошедшее было просто закономерным .
  12. JääKorppi 22 декабря 2016 10:11
    Очень хорошо. Но оценивая действия авиации хорошо бы указывать типы машин, ФИО лётчиков, описание действующих частей и общей оперативной обстановки. И, обязательно, сопоставление с данными противоположной стороны. А то будет как у Хартмана 100500 побед.
Картина дня