Многофункциональный трицикл FN Tricar (Бельгия)

Сейчас бельгийская компания Fabrique Nationale d'Herstal (FN) широко известна в качестве производителя стрелкового оружия. В прошлом эта фирма также занималась выпуском различной техники, в том числе мотоциклов. В середине тридцатых годов началась разработка перспективных тяжелых мотоциклов с повышенными характеристиками проходимости. В рамках дальнейшего развития идей, заложенных в первых проектах, вскоре был создан многоцелевой трицикл FN Tricar. Эта машина сыграла важную роль в деле моторизации бельгийской армии, хотя и не смогла оказать заметное влияние на боевой потенциал войск.

В середине тридцатых годов компания FN представила весьма удачный мотоцикл M12a SM, имевший ряд положительных особенностей. Удостоверившись в высоких технических и эксплуатационных характеристиках такой техники, армия Бельгии приняла решение о ее принятии на вооружение. С 1938 года мотоциклы M12a SM поставлялись в войска, что вскоре позволило серьезным образом повысить степень их моторизации. Тем не менее, появление нового мотоцикла не позволило решить все актуальные вопросы. В частности, у армии все еще отсутствовало транспортное средство, способное перевозить грузы малой и средней массы.

Многофункциональный трицикл FN Tricar (Бельгия)
Два трицикла FN Tricar. Фото Users.telenet.be/FN.oldtimers


Бельгийские вооруженные силы в то время располагали грузовыми автомобилями с достаточно высокими характеристиками, однако в некоторых ситуациях возможности такой техники были избыточными. Перевозка грузовиками полезной нагрузки массой до 700 кг была не слишком удобной с точки зрения расхода топлива и ресурса. По этой причине было принято решение о разработке перспективного образца легкой техники, способной перевозить грузы или людей. В качестве основы для такого транспортного средства был выбран существующий тяжелый мотоцикл.

В проекте M12a SM были использованы некоторые технические решения, направленные на повышение основных характеристик. К примеру, для обеспечения возможности перемещения по бездорожью и пересечения водоемов вброд силовая установка оснащалась герметизированным корпусом, который к тому же упрощал мойку техники. Кроме того, мотоцикл отличался удобством технического обслуживания, упрощавшегося за счет правильной компоновки некоторых узлов и агрегатов.

Многофункциональный трицикл FN Tricar (Бельгия)
Трицикл в базовой грузопассажирской конфигруации. Фото World-war-2.wikia.com


Тяжелый мотоцикл хорошо показал себя во время испытаний и эксплуатации, из-за чего было решено использовать его в качестве основы для перспективного трицикла. Работы над новым проектом стартовали вскоре после развертывания серийного производства существующего мотоцикла. Перспективный проект получил обозначение FN Tricar. Кроме того, использовалось альтернативное название Tricar T3 или FN 12 T3. Тем не менее, несмотря на наличие нескольких обозначений, широкую известность машина получила под именем «Трикар».

С целью упрощения и ускорения разработки специалисты компании FN решили самым широким образом использовать существующие узлы и агрегаты. Более того, передняя часть перспективного трицикла должна была представлять собой незначительно доработанную «половину» базового мотоцикла. При этом требовалось с нуля создать обновленную раму, платформу для перевозки полезной нагрузки, задний мост и некоторые другие устройства.

Многофункциональный трицикл FN Tricar (Бельгия)
Машина из российского музея, вид сбоку. Фото Motos-of-war.ru


У базового мотоцикла M12a SM заимствовалась передняя часть рамы, имевшая крепления для установки переднего колеса с дополнительными агрегатами и двигателя. Она представляла собой пространственную конструкцию, при помощи сварки изготовлявшуюся из нескольких труб. Имелась передняя стойка близкой к треугольной формы, на которой помещались устройства для крепления рулевой колонки и подвески переднего колеса. Позади нее находился прямоугольный участок рамы с креплениями для двигателя и части агрегатов трансмиссии. Над двигателем помещалась изогнутая труба увеличенного диаметра, выполнявшая функции опоры топливного бака и сиденья водителя. Задняя часть рамы получила крепления для соединения с соответствующими устройствами задней части машины.

Специально для трицикла FN Tricar была разработана новая рама, предназначавшаяся для монтажа заднего моста и грузовой платформы. Как и в случае с заимствуемой частью машины, рама изготавливалась из труб, соединяемых сваркой. Для упрощения ремонта силовые агрегаты трицикла были выполнены разъемными. Под сиденьем водителя имелся набор из пяти соединительных устройств, при помощи которых две рамы скреплялись в единый агрегат. При необходимости ремонта тех или иных деталей механик мог разобрать машину, упростив свою работу.

Многофункциональный трицикл FN Tricar (Бельгия)
Двухцилиндровый оппозитный двигатель и коробка передач. Фото Motos-of-war.ru


Переднее колесо размера 12х45 сохранило подвеску, использовавшуюся в предыдущем проекте. Использовалась подвеска параллелограммного типа с фрикционным демпфером. На колонке крепился руль традиционной конструкции, при помощи которого обеспечивался поворот колеса вокруг вертикальной оси. Из исходного проекта также без изменений заимствовались крупное крыло с небольшим брызговиком, единственная фара, крепления для номерной таблички и т.д.

В новом проекте вновь использовали двухцилиндровый двигатель оппозитной схемы, размещенный внутри герметичного корпуса. Двигатель имел рабочий объем 992 куб.см и поршни диаметром 90 мм с ходом 78 мм. При 3200 оборотах в минуту двигатель развивал мощность 22 л.с. Выхлопные патрубки обоих цилиндров переходили в общую выхлопную трубу. Последняя проходила вдоль рамы трицикла, глушитель находился под грузовой платформой. Через сухое однодисковое сцепление с двигателем соединялась четырехступенчатая механическая коробка передач с одной скоростью заднего хода и понижающим рядом. Управление двигателем и коробкой передач осуществлялось при помощи традиционных рукояток на руле. Для запуска двигателя предлагалось использовать кикстартер, выведенный на левую сторону. Над двигателем помещался каплевидный топливный бак емкостью 19 литров.

Многофункциональный трицикл FN Tricar (Бельгия)
Грузовая платформа с сиденьями для пассажиров. Фото Motos-of-war.ru


На задней раме машины FN Tricar предлагалось устанавливать колесный мост автомобильного типа. В его составе имелись две полуоси для колес 14х45. Задний мост трицикла получил подвеску на основе полуэллиптических листовых рессор. Колеса заднего моста выполняли функции ведущих. Привод ведущей оси осуществлялся за счет карданного вала, проходящего под сиденьем водителя и грузовой платформой.

В базовой конфигурации «Трикар» предлагалось оснащать платформой с бортами небольшой высоты. В исходной версии платформа комплектовалась четырьмя сиденьями для перевозки людей. Сиденья имели металлический каркас и кожаную обивку. Также они комплектовались своеобразными подлокотниками в виде изогнутых тонких труб. Два кресла помещались непосредственно на переднем срезе платформы, из-за чего пришлось использовать дополнительные подножки. Два других устанавливались в задней части платформы. При размещении четырех пассажиров в кузове трицикла оставалось достаточно места для перевозки тех или иных грузов.

Общая длина перспективной транспортной машины составляла 3,3 м, ширина – 1,6 м. Высота, в зависимости от комплектации, могла превышать 1,5 м. Высокая проходимость на пересеченной местности должна была обеспечиваться клиренсом около 250 мм и колесной базой 2,2 м. Снаряженная масса трицикла FN Tricar в грузопассажирской версии составляла 425 кг, грузоподъемность – до 550 кг. Максимальная скорость на шоссе определялась в 75 км/ч.

Многофункциональный трицикл FN Tricar (Бельгия)
Рама и трансмиссия. Фото Motorkari.cz


В 1939 году специалисты компании Fabrique Nationale d'Herstal завершили разработку нового проекта, по которому вскоре был построен опытный образец многоцелевой машины Tricar. В ходе испытаний были подтверждены высокие расчетные характеристики машины. Также было установлено, что предлагаемая техника отличается от других представителей своего класса уникально высокой проходимостью. Так, при грузе массой 550 кг «Трикар» мог подниматься на уклон 40% (22°). Для повышения характеристик преодоления подъема водитель мог подключить редуктор. В таком случае крутизна преодолеваемого склона фактически зависела от состояния трассы и ограничивалась только сцеплением колес. Иными словами, машина начинала буксовать раньше, чем у нее заканчивался запас мощности.

По результатам испытаний, армия Бельгии сочла предложенный образец техники пригодным для принятия на вооружение. В том же 1939 году появился первый заказ на серийное производство и поставку некоторого количества трициклов. Первые серийные машины нового типа были переданы заказчику в течение нескольких недель после подписания контракта.

Многофункциональный трицикл FN Tricar (Бельгия)
"Трикар" (справа) и мотоциклы бельгийской армии. Фото Overvalwagen.com


Важнейшей особенностью проекта FN Tricar T3 была универсальность получившегося трицикла. Изначально его предполагалось использовать для перевозки солдат и грузов, но позже появились новые предложения, касавшиеся установки того или иного оборудования либо вооружения. За время серийного производства «стандартных» машин компания-разработчик успела построить несколько прототипов специализированной техники. Некоторым из этих проектов удалось дойти до серийного производства.

Базовой конфигурацией машины «Трикар» считалась грузопассажирская. Такая машина могла перевозить водителя на переднем мотоциклетном сиденье и четверых пассажиров на сиденьях грузовой платформы. В зависимости от разных факторов, при такой загрузке машина могла сохранять часть грузоподъемности, которую можно было использовать для перевозки дополнительного груза, укладываемого между пассажирскими сиденьями. В грузопассажирской версии FN Tricar могла использоваться в качестве транспорта для солдат, связной машины и т.д.

Недостатком базовой версии трицикла можно было считать открытое размещение водителя, пассажиров и груза, из-за которого они не были защищены от осадков или ветра. Известно о попытках компании FN решить эту проблему. Так, существовал проект дополнительного тента, защищающего людей. На машине предлагалось устанавливать дополнительную легкую раму выгнутой формы. Рама должна была удерживать тент, полностью закрывающий спереди водителя и образующий крышу над местами экипажа. Над рулем тент имел три окна с креплениями для остекления.

Многофункциональный трицикл FN Tricar (Бельгия)
Опытная машина с тентом. Фото Network54.com


Даже после установки тента солдаты, едущие на трицикле, оставались беззащитными перед стрелковым оружием или осколками снарядов противника. По некоторым данным, компанией FN разрабатывался вариант машины Tricar T3 с дополнительным бронированием. К сожалению, подробные сведения о защите этого образца не сохранились. В некоторых источниках упоминается, что такой проект дошел до стадии сборки и испытаний опытного образца. В серию бронированный трицикл не пошел.

По желанию заказчика, «Трикар» мог лишаться сидений в кузове, становясь сугубо транспортной машиной. Размеры грузовой площадки позволяли разместить требуемую нагрузку с оптимальным распределением ее веса по раме. В таком виде трицикл мог быть грузовиком общего назначения или транспортером боеприпасов – конкретная роль машины зависела от пожеланий и нужд эксплуатанта. Уже после окончания Второй мировой войны, в 1947 году, появился один из самых интересных вариантов грузового трицикла. На имеющуюся машину силами одного из эксплуатантов была установлена полноценная кабина водителя с бортовыми дверями и крупными лобовыми стеклами. Бортовой кузов был дополнен полужестким корпусом, превратившим его в фургон. В настоящее время такой трехколесный «грузовик» является экспонатом бельгийского музея Autorworld.

Многофункциональный трицикл FN Tricar (Бельгия)
Зенитная самоходка с крупнокалиберным пулеметом. Фото Network54.com


В составе подразделений, эксплуатирующих машины FN Tricar должны были работать механики и ремонтники, которым тоже полагалась своя техника. Для полевого ремонта серийных трициклов была разработана передвижная мастерская, отличавшаяся от базовой модификации конструкцией кузова. Грузовая площадка лишилась всех сидений экипажа за исключением переднего левого. За оставшимся сиденьем разместили крупный ящик для перевозки инструментов и мелких запчастей. Доступ к ящику осуществлялся при помощи откидной верхней крышки. В заднем борту кузова появился люк для загрузки ящиков, помещаемых в объем под верхним коробом. Справа от таких устройств находился еще один крупный объем с откидной верхней крышкой.

По задумке авторов проекта, экипаж ремонтной машины должен был иметь возможность замены самых разных агрегатов поврежденной техники. Для этого около половины объема кузова отдавалось под транспортировку крупных запчастей. Там предлагалось перевозить колеса, колесные вилки, рулевые колонки, детали моста и т.д. Крепление для еще одного запасного колеса помещалось на заднем борту кузова. Экипаж ремонтной машины состоял из двух человек. Набор перевозимых запчастей и инструментов позволял проводить мелкий и средний ремонт прямо в полевых условиях. Известно, что ремонтные трициклы строились серийно и поставлялись бельгийской армии.

Многофункциональный трицикл FN Tricar (Бельгия)
Пожарный трицикл на заводе FN. Фото Network54.com


В начале 1940 года компания FN предложила новый вариант трехколесной машины, оснащенный собственным вооружением. В такой конфигурации трицикл становился зенитной самоходкой. На усиленной грузовой платформе помещалась существующая установка с 13,2-мм крупнокалиберным пулеметом FN-Hotchkiss. Управлять оружием должен был наводчик, располагающийся на одной платформе с ним. Имелись ручные приводы горизонтальной и вертикальной наводки, прицельные приспособления и водяная система охлаждения ствола. Зенитный вариант FN Tricar мог использоваться для защиты от воздушного нападения, одновременно с этим имея определенный потенциал с точки зрения борьбы с наземными целями.

В первых месяцах 1940 года бельгийская армия ознакомилась с зенитным трициклом и приняла решение о его принятии на вооружение. В феврале появился контракт на изготовление и поставку 88 машин. Последнюю партию техники требовалось передать в июле того же года.

Как минимум, одна машина FN Tricar T3 осталась на заводе-изготовителе. Удобную многофункциональную платформу оснастили необходимым оборудованием, превратив в пожарную машину. В кузове остались два передних сиденья, а задняя часть платформы отдавалась под установку раздвижной лестницы и барабана с рукавом. По разным данным, подобная пожарная машина использовалась предприятием в течение многих лет.

Многофункциональный трицикл FN Tricar (Бельгия)
FN Tricar на испытаниях в Португалии. Фото Network54.com


Основным заказчиком необычных многофункциональных машин была Бельгия. Тем не менее, некоторые другие государства тоже проявили интерес к подобной технике, хотя объем экспортных поставок был минимальным. Всего три транспортных трицикла были отправлены за рубеж в соответствии с контрактами на закупку. Эта техника предназначалась для одной из южноамериканских стран (предположительно, Бразилии) и Нидерландов. В последнем случае военные сразу отправили полученную технику в Голландскую Ост-Индию. Еще одна машина была передана для испытаний Португалии, но в силу разных причин контракт на дальнейшие поставки серийной продукции так и не появился.

Последний известный заказ на поставку техники семейства FN Tricar был подписан в феврале 1940 года. Его предметом были зенитные самоходки с крупнокалиберными пулеметами, которые следовало собрать и передать военным к середине лета. Тем не менее, этот заказ так и не был выполнен. По разным данным, компания Fabrique Nationale d'Herstal либо успела изготовить лишь несколько зенитных самоходных установок, либо так и не завершила сборку хоть какого-то количества такой техники. Так или иначе, бельгийская армия не получила желаемые боевые машины.

Многофункциональный трицикл FN Tricar (Бельгия)
Трицикл с кабиной и фургоном из бельгийского музея Autoworld. Фото Wikimedia Commons


Причиной прекращения изготовления техники стало вступление Бельгии во Вторую мировую войну и достаточно быстрое завершение боевых действий с негативным результатом. С начала конфликта Брюссель поддерживал нейтралитет, но 10 мая 1940 года нацистская Германия начала наступление. Уже 28 мая Бельгия капитулировала. Оккупационные власти свернули производство трициклов, ранее заказанных побежденной армией. К моменту завершения производства компанией FN был построен всего 331 экземпляр машины Tricar. По-видимому, в это число входят как серийные машины, так и опытные образцы различных модификаций, а также заводская пожарная машина.

В отличие от сравнительно слабой бельгийской армии, немецкие вооруженные силы к тому времени располагали многочисленным парком мотоциклов, полугусеничных вездеходов схожей компоновки и другой легкой многоцелевой техники. Как следствие, Вермахт и другие структуры Германии могли обойтись без продолжения строительства бельгийских «Трикаров». В то же время, некоторая часть такой техники все же нашла применение и эксплуатировалась параллельно с мотоциклами немецкого производства.

Многофункциональный трицикл FN Tricar (Бельгия)
Трициклы одной из частных коллекций. На переднем плане не менее интересная машина - FN AS 24. Фото Mojetrikolky.webnode.cz


Сравнительно малое число построенной техники привело к неприятным последствиям. Часть трехколесных машин в ходе эксплуатации вышла из строя, после чего отправилась в утиль. Другая техника честно выработала свой ресурс с теми же последствиями. По имеющимся данным, до нашего времени дожило не более десяти экземпляров необычной многофункциональной машины. Примечательно, что в одной из частных коллекций, находящейся в Чехии, имеется сразу три образца FN Tricar. Еще один образец трицикла в грузопассажирской версии можно увидеть в музее «Мотомир Вячеслава Шеянова» (пос. Петра Дубрава, Самарская область). Уникальный образец, подвергшийся послевоенной модернизации и получивший закрытую кабину с фургоном, находится в брюссельском музее Autoworld.

Начало Второй мировой войны и оккупация не позволили Бельгии получить требуемое количество многоцелевых машин FN Tricar во всех желаемых модификациях. Тем не менее, и три с лишним сотни единиц такой техники положительным образом сказались на возможностях и потенциале армии. Поставка трициклов стала важнейшим шагом в деле моторизации бельгийской армии. По ряду причин, последняя так и не смогла реализовать все преимущества от приобретения подобной техники, однако при этом получила возможность проверить на практике ряд необычных идей, которые можно было использовать в будущем. Через два десятилетия компания Fabrique Nationale d'Herstal вернулась к разработке армейских трициклов. Результатом этих работ стало новое переоснащение армии.


По материалам сайтов:
https://motos-of-war.ru/
http://overvalwagen.com/
http://mojetrikolky.webnode.cz/
http://network54.com/

Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Комментарий был удален.
  2. Homo 5 декабря 2016 07:38
    Где то я подобное уже видел.


    1. Котище 5 декабря 2016 18:07
      Тоже самое на базе ИМЗ "Урал".
  3. baudolino 5 декабря 2016 09:10
    Тачанка замечательная. Но к чему вооружать армию, которая не желает воевать. Разве что в Африке, где бельгийцы показали себя настоящими "героями".
  4. Микадо 5 декабря 2016 10:17
    интересный способ повысить моторизацию армии - дешево и сердито laughing
    1. капрал 5 декабря 2016 11:22
      Цитата: Микадо
      интересный способ повысить моторизацию армии

      Концептуальный предок современных квадроциклов и багги.
  5. Alexey RA 5 декабря 2016 11:19
    При виде трицикла с кабиной и фургоном сразу вспомнилась серия Top Gear про Reliant Robin. Бедный Кларксон, как он там переворачивался, в этом гробу... smile
  6. Юденич 31 марта 2017 02:19
    Тоже похоже из этой серии.
Картина дня