Крутится-вертится «Шарль де Голль»

Авианосцы Великобритании, Италии и Японии («Кто против «королевы») рассматривались в сравнении друг с другом, поскольку оснащены (или будут оснащены) самолетами вертикального взлета и посадки. Ранее были сопоставлены американский «Нимитц», китайский «Ляонин» и «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» («Битва авианосцев»). Теперь по логике надо оценить авианосцы других стран. В соответствии с методикой первым шагом после выбора кораблей, а сегодня это французский «Шарль де Голль», индийский «Викрамадитья» (экс-«Адмирал Горшков») и бразильский «Сан-Паулу», является анализ задач, для решения которых предназначаются авианосцы.

Корабли такого класса в различных государствах, несмотря на свою универсальность, имеют специфику. То есть номенклатура задач примерно одинакова, однако значение каждой из них существенно отличается. Оно оценивается весовым коэффициентом.

Опыт после Второй мировой показал, что авианосцы активно применяются в вооруженных конфликтах и локальных войнах различного масштаба. И будут одной из главных компонент группировок противостоящих флотов с началом крупномасштабных боевых действий. Соответственно необходимо рассматривать оба варианта условий боевого применения.


Основные задачи, по которым будем сопоставлять, следующие: уничтожение авианосных ударных и многоцелевых групп, крупных групп надводных кораблей (КУГ, КПУГ), подводных лодок, отражение воздушного нападения, удары по наземным объектам противника.

Надо заметить, что уничтожение авианосных ударных и многоцелевых групп не будет для рассматриваемых кораблей характерной задачей, поскольку их предназначением она не предусмотрена. Однако единство методического аппарата требует ее учета. Кроме того, вероятность, что оперативная обстановка в ходе реального конфликта заставит все-таки применить самолеты, например, французского «Шарля де Голля» против российской или китайской авианосной группы, совсем не нулевая.

В локальной войне против слабого в военно-морском отношении противника весовые коэффициенты значимости задач применительно к рассматриваемым авианосцам можно оценить следующим образом: уничтожение групп надводных кораблей и катеров – 0,1, уничтожение подводных лодок – 0,05, отражение ударов средств воздушного нападения противника – 0,3, нанесение ударов по наземным объектам противника – 0,55. Эти коэффициенты получены из анализа опыта применения подобных кораблей в войнах конца ХХ и начала XXI века и относятся в равной мере ко всем рассматриваемым кораблям. Задача уничтожения авианосных сил противника в этом случае, очевидно, стоять не будет.

В войне против высокотехнологичных и мощных ВМС сравниваемые корабли станут решать различные задачи, соответственно весовые коэффициенты будут отличаться. Они выведены с учетом особенностей боевого предназначения и характера военных конфликтов.

Отличительные особенности

«Викрамадитья» передан Индии в 2013 году. Его полное водоизмещение – 45 500 тонн. Четыре паротурбинные установки обеспечивают максимальную скорость 32 узла. Дальность хода экономической скоростью – около семи тысяч морских миль.

В составе авиагруппы предусмотрены 18–20 МиГ-29К/КУБ, четыре – шесть Ка-28 и «Дхрув», два вертолета ДРЛО Ка-31. Здесь следует оговориться. «Дхрув» – легкая универсальная машина (максимальная взлетная масса всего 4500 кг) германо-индийской разработки. В варианте для ВМС имеет на вооружении две малогабаритные противолодочные торпеды или четыре ПКР. Данных о наличии средств поиска подводных лодок не имеется, что дает основания предполагать: его основным назначением будет борьба с легкими силами флота. Весьма актуально, если учесть боевой состав ВМС Пакистана, основного противника Индии в регионе. Но рассматривая многоцелевой вариант авиагруппы как основной, будем полагать, что корабль укомплектован вертолетами Ка-28 и Ка-31. «Индиец» оборудован носовым трамплином и имеет 14 позиций для подготовки МиГов к полету. То есть максимальный состав групп для выполнения боевых задач – 14 единиц. Известные характеристики корабля (по аналогии с российским авианосцем) дают основания оценить предельную суточную напряженность в 48 вылетов. Вероятная продолжительность интенсивных боевых действий по запасам авиатоплива и боеприпасов – до семи суток с общим числом вылетов 300–310. Ударного вооружения корабль не имеет. Средства ПВО – четыре ЗРК «Штиль-1» с УВП на 12 ячеек каждый (дальность стрельбы – до 50 километров), два ЗРАК «Каштан» и два ЗАК АК-630.

Авианосец «Шарль де Голль» несколько меньше индийского, имеет полное водоизмещение 42 тысячи тонн. Ядерная энергетическая установка при двух реакторах типа К15 обеспечивает скорость хода до 27 узлов. Практическая автономность корабля – 45 суток.

Авиагруппа насчитывает до 40 летательных аппаратов. В чисто ударном варианте она может включать до 36 истребителей «Рафаль-М» и истребителей-бомбардировщиков «Супер Этандар», два самолета ДРЛО Е-2С «Хокай» и два поисково-спасательных вертолета. Особенность – отсутствие противолодочных вертолетов. Тем не менее в случае действий в крупномасштабных конфликтах «де Голлю» придется решать задачи хотя бы собственной ПЛО. Поэтому как минимум шесть противолодочных вертолетов вместо соответствующей части ударных самолетов в авиагруппу включить придется. Соответственно при анализе будем рассматривать ее состав в 28–30 «Рафалей-М», два Е-2С «Хокай», шесть – восемь противолодочных и два поисково-спасательных вертолета. «Француз» имеет две паровые катапульты, обеспечивающие взлет по одному самолету весом до 25 тонн ежеминутно. Размеры палубы дают основания полагать, что количество позиций для подготовки к взлету не может быть более 16, что и определяет предельный состав авиагруппы. Запасы авиатоплива в 3400 тонн и боеприпасов в 550 тонн обусловливают количество боевых вылетов в пределах 400, это позволяет вести интенсивные боевые действия в течение семи суток.

Авианосец располагает мощными средствами ПВО: четыре восьмиконтейнерные УВП ЗРК «Астер-15», столько же шестиконтейнерных ПУ ЗРК «Садрал» и восемь одноствольных 20-мм АУ Giat 20F2.

Бразильский «Сан-Паулу», бывший французский «Фош», спущен на воду аж в 1960 году. Но в 1992-м еще под прежним флагом прошел глубокую модернизацию, так что по техническому оснащению это вполне современный корабль. Его полное водоизмещение составляет 32 тысячи тонн. Паротурбинная двухвальная установка общей мощностью 126 тысяч лошадиных сил обеспечивает проектную скорость 30 узлов. Дальность хода – до семи тысяч миль на экономической скорости 18 узлов. Авиагруппа корабля включает 14 штурмовиков А-4UK «Скайхок», вертолеты: шесть противолодочных SH-3A/В «Си Кинг», два поисково-спасательных, три транспортных («Супер Пума»), а также по три транспортника С-1А «Трейдер» и самолета ДРЛО собственной разработки на базе С-1А. Всего – 31 летательный аппарат. Количество позиций подготовки – 12. Опыт боевого применения корабля в составе французского флота позволяет оценить предельное число вылетов с авианосца по запасам топлива и боеприпасов в пределах 200–220, что обеспечивает интенсивные боевые действия в течение пяти – семи суток (предельная интенсивность – 50–55 вылетов в сутки). «Сан-Паулу» располагает двумя паровыми катапультами, обеспечивающими применение с авианосца самолетов весом до 20 тонн. Вооружение корабля представлено средствами ПВО – две ПУ ЗРК «Альбатрос» для ЗУР «Аспид» и две 40-мм АУ фирмы «Бофорс».

Подводя итог анализу тактико-технических данных, констатируем, что боевые возможности сопоставляемых почти полностью определяются составом их авиагрупп. Средства ПВО кораблей предназначены для самообороны и существенного влияния на интегральную оценку не оказывают.

Наиболее мощной авиагруппой располагает «Шарль де Голль». При этом она ориентирована на решение ударных задач – борьбу с надводными кораблями противника и его наземными объектами. Два других более универсальны: они помимо ударных самолетов включают по эскадрилье противолодочных вертолетов. Слабое место «Викрамадитья» (как и «Кузнецова» с «Ляонином») – отсутствие в составе авиагруппы самолета ДРЛО. Правда, и у «Сан-Паулу» в этом отношении весьма ограниченные возможности.

С точки зрения средств ПВО выделяется «индиец» – он располагает наиболее мощным комплексом этого оружия. Незначительно отстает «Шарль де Голль». Уступая в дальности средств ПВО, он обладает примерно равноценным поражающим потенциалом. Оба способны отражать групповые удары СВН до четырех – шести единиц в налете. «Бразилец» значительно отстает в возможностях средств ПВО, будучи способным защититься лишь от одиночных СВН типа ПКР.

Боевые возможности

Задача борьбы с авианосцами противника, как правило, решается в ходе морского сражения продолжительностью до суток. Стороны в этом случае задействуют весь имеющийся потенциал, поскольку имеют дело с чрезвычайно мощным и хорошо защищенным противником.

Крутится-вертится «Шарль де Голль»


Начнем с «француза». Вплоть до среднесрочной перспективы его противником может стать только «Кузнецов», в крайнем случае «Ляонин». Для решения задачи «Шарль де Голль» располагает лишь самолетами «Рафаль-М» и «Супер Этандар». Их боевые возможности позволяют нанести удар по российской авианесущей группе, не входя в зону досягаемости ее ПКР большой дальности. За сутки можно выполнить до 60 самолетовылетов, но не менее 16 из них – на обеспечение патрулирования истребителей в воздухе в системе ПВО соединения и шесть – восемь – на отражение ответного российского удара. За вычетом хотя бы четырех позиций для использования вертолетов и истребителей ПВО одновременно в атаке может быть задействовано максимум 12 машин. Из них не менее четырех – в составе группы расчистки воздушного пространства. Остается восемь «Рафалей», на каждом из которых подвешено по четыре ПКР АМ-39, итого – 32. И таких ударов французский авианосец сможет нанести от силы три. Наш авианосец окажет противодействие двумя – четырьмя машинами из положения дежурства в воздухе и еще четырьмя – из положения дежурства на палубе. Из них три-четыре будут связаны боем истребителями расчистки воздушного пространства. Остальные атакуют ударную группу. В результате один-два французских самолета могут быть уничтожены. Прочие, маневрируя и уклоняясь от наших истребителей, будут подходить к рубежу удара одиночно или парами с залпом по четыре – восемь ПКР АМ-39. Надо заметить, что дальность пуска АМ-39 – 50 километров с малых высот и 70 километров с больших – заставит самолеты входить в зону досягаемости ЗРК большой и средней дальности российского корабельного соединения, если в нем окажутся новейшие и модернизированные корабли класса ракетный крейсер, фрегат и эсминец. Да и боевая часть АМ-39 – всего 150 килограммов. Сделанная на основе этих данных расчетная оценка вероятности вывода из строя российского авианосца – 0,12–0,16.

С учетом вероятного характера развития военно-политической ситуации имеет смысл рассматривать возможности «Викрамадитья» по борьбе с авианосными силами противника лишь в отношении китайского «Ляонина». «Индиец» за сутки сможет выполнить до 40 самолетовылетов истребителями Ми-29К/КУБ. Из них не менее 18–24 потребуется для обеспечения ПВО соединения. За вычетом четырех позиций для использования вертолетов и истребителей ПВО одновременно в ударе может быть задействовано максимум 10 машин. Из них не менее четырех задействуются в группе расчистки воздушного пространства. Остается шесть МиГ-29К/КУБ, на каждом из которых может быть подвешено не более чем по четыре ПКР Х-35 (на остальных узлах размещаются ракеты «воздух-воздух»). Итого – 24 ПКР. Таких ударов индийский авианосец сможет нанести максимум два. Возможности китайского «Ляонина» по отражению воздушного удара примерно как у «Кузнецова».

Единственный потенциальный противник бразильского «Сан-Паулу» – американский авианосец. Максимальный боевой радиус «Скайхока» – около 500 километров. Из числа наиболее современного вооружения, пригодного для ударов по надводным целям, только ракеты «Мейверик» с дальностью стрельбы около 10 километров и боевой частью весом 65 килограммов. При глубине системы ПВО американской АУГ даже без поддержки самолетов AWACS берегового базирования более чем в 700 километрах у бразильского авианосца нет никаких шансов. Отчасти успешный опыт использования «Скайхоков» в ходе англо-аргентинского конфликта за Фолклендские острова в данном случае неприменим, поскольку система ПВО британского соединения была несопоставимо слабее, чем типовой американской АУГ.

Задача борьбы с группами надводных кораблей будет одной из основных при завоевании превосходства на море в заданном оперативном районе. Ее продолжительность может колебаться в пределах от трех-четырех до шести – восьми суток. В локальных военных конфликтах объектами ударов корабельной авиации будут легкие силы, в первую очередь группы ракетных катеров. В крупномасштабной войне против современных флотов развитых в военно-морском отношении государств основные усилия сосредоточатся на разгроме КУГ из крейсеров, эсминцев, фрегатов и корветов УРО, десантных отрядов (ДЕСО), конвоев (КОН) и КПУГ.

В локальных конфликтах, судя по опыту, важной может стать задача противодействия двум – пяти КУГ по два-три ракетных катера в каждой. Для разгрома любой такой группы достаточно выделение двух-трех пар ударных самолетов или вертолетов с ПКР и НУРС. Вероятность уничтожения катеров противника в группе будет близка к гарантированной – 0,9 и более. Всего для решения этой задачи потребуется до 30 вылетов. Что вполне достижимо в течение пяти-шести суток для всех рассмотренных авианосцев, у которых это составит 7–8 процентов у «де Голля», 9–10 процентов у «Викрамадитья», 13–14 процентов у «Сан-Паулу».

В зоне Средиземного моря «французу» предположительно придется решать задачи поражения ограниченных сил российской эскадры в составе одной-двух КУГ, а также трех – пяти различных корабельных групп флотов наших союзников, в частности Сирии. Восемь «Рафалей-М» способны разгромить с вероятностью 0,3–0,38 российскую КУГ во главе с крейсером (0,9 или более – любые другие). Группы по восемь «Супер Этандар» с вероятностью 0,7–0,85 выводят из строя корабельные группы стран, союзных РФ. Располагаемый ресурс авиакрыла «Шарля де Голля» позволит выделить для решения этой задачи в течение пяти-шести суток семь-восемь ударных групп различного состава. Ожидаемую эффективность решения данной задачи «французом» оцениваем в 0,6–0,7.

Основным противником индийского авианосца будет флот Пакистана. Корабельный состав последнего позволяет сформировать до пяти КУГ по два-три фрегата, две-три КУГ по два-три ракетных катера и еще три-четыре группы различного назначения. С учетом особенностей ТВД надо полагать, что уничтожение этих сил будет для «Викрамадитья» одной из важнейших задач. Группа из четырех МиГ-29К/КУБ с вероятностью 0,8–0,9 разгромит любую из названных корабельных групп. Что с учетом ресурса авиации, который может быть выделен для решения задачи, позволяет оценить эффективность таких действий в 0,65–0,7. Надо отметить, что самолетам обоих рассмотренных авианосцев не придется входить в зону эффективного огня корабельных ЗОС.

У «Сан-Паулу» иная ситуация. Наиболее реальными условиями привлечения его к уничтожению надводных кораблей может быть военный конфликт с сопредельными государствами. В этом случае возможными объектами удара для его авиации могут стать две – четыре КУГ по два фрегата или эсминца и три-четыре группы легких сил – ракетных катеров и иных катеров и кораблей. Самолетам «Скайхок» для применения своего оружия придется входить в зону эффективного огня. В результате при действиях группами по шесть – восемь самолетов потери возможны 20 процентов и более. В итоге уже при 20–25 самолетовылетах потери могут стать неприемлемыми. Таким образом «бразилец» успеет нанести лишь три-четыре удара. Вероятность разгрома КУГ составляет от 0,2 до 0,6 в зависимости от применяемого оружия, погодных условий («Мейверик» имеет ГСН, действующую в оптическом диапазоне, поэтому неэффективную в сложных метеоусловиях или при постановке дымовой завесы, а при невозможности применения этих ракет придется использовать бомбы свободного падения) и состава группы кораблей противника. Ожидаемая эффективность по решению задачи – в пределах 0,2–0,3.

Анализ состава авиакрыла всех рассматриваемых образцов дает основание заключить, что борьбу с подводными лодками они будут вести в рамках обеспечения боевой устойчивости своего корабельного соединения. Соответственно оценку целесообразно давать по критерию вероятности уничтожения ПЛ до выхода ее в позицию залпа ПКР малой дальности по кораблям ордера. Этот показатель зависит от многих факторов, но главнейшим из них является количество вертолетов и самолетов ПЛО, одновременно находящихся в зонах дежурства, а также возможности их поисковых систем. Во всех рассматриваемых авиагруппах – шесть – восемь противолодочных вертолетов примерно с равными потенциалами. Это означает, что в зоне дежурства на постоянной основе обеспечивается присутствие только одного вертолета с возможностью усиления до двух при возникновении явной подводной угрозы. По этому показателю эффективность решения задач ПЛО можно оценить в 0,05–0,07 для всех трех.

Эффективность решения задач ПВО высчитывается по доле сорванных ударов авиации противника по кораблям своего соединения и другим прикрываемым объектам. В локальной войне «Шарль де Голль» по располагаемому ресурсу истребительной авиации обеспечит перехват парами истребителей за пять суток до 14–15 воздушных целей, «Викрамадитья» – 10–12, «Сан-Паулу» – 6–8. Опыт прошедших локальных конфликтов дает основания предполагать, что в зоне ответственности ПВО таких авианосцев может появиться в течение пяти суток порядка 15–18 воздушных целей. При этом вероятность их перехвата авиагруппами «Викрамадитья» и «Сан-Паулу» существенно ниже, чем «Шарля де Голля»», так как они не имеют современных самолетов ДРЛО. С учетом боевых возможностей «Рафалей-М», МиГ-29К и «Скайхоков» в воздушном бою с вероятным противником эффективность «француза» оценим в 0,6–0,8, «индийца» – в 0,2–0,3, «бразильца» – в 0,05–0,08.

В крупномасштабной войне в вероятной зоне ответственности ПВО «де Голля» в Средиземном море исходя из его оперативного предназначения интенсивность действий авиации противника будет сопоставимой с той, которая рассматривалась применительно к итальянскому «Джузеппе Гарибальди» – порядка пяти – восьми групп и одиночных самолетов, преимущественно стран арабского мира, решающих задачи в центральной и восточной части акватории. Почти все их реально перехватить парами истребителей «Рафаль-М».

«Викрамадитья» в части решения задач ПВО в качестве главного противника, вероятнее всего, будет иметь тактическую авиацию Пакистана. В течение пяти суток в зоне ответственности индийского авианосца могут оказаться до 20 и более групп воздушных целей различного состава. Из них «Викрамадитья» с учетом возможностей по обнаружению воздушных целей и наведению на них истребителей способен перехватить парами МиГ-29К/КУБ до шести – восьми.

«Сан-Паулу» в войне с государствами региона (по опыту англо-аргентинского конфликта) в течение пяти суток придется решать задачу противодействия 15–18 группам самолетов составом от эскадрильи до пары и даже одиночной машины. С учетом возможностей по их обнаружению, а также располагаемого ресурса «бразилец» перехватит парой или звеном своих «Скайхоков» не более трех-четырех. При этом вероятность уничтожения или принуждения к отказу от выполнения боевой задачи будет существенно ниже, чем у ранее рассмотренных кораблей.

Остается сравнить действия авианосцев против наземных объектов. «Шарль де Голль» может поразить в крупномасштабной войне с учетом выделяемого ресурса четыре-пять точечных объектов на глубину до 800 километров от побережья, что соответствует примерно 0,10–0,12 от общих оперативных потребностей. В локальной войне за счет значительно большего ресурса для решения задачи шансы повышаются до 0,3–0,35. «Индиец» в войне с Пакистаном в состоянии поразить два-три важных объекта на удалении до 600 километров от побережья, что составит примерно 0,08–0,1 от потребного в ограниченном оперативно-важном районе. В локальной войне этот показатель вырастает до 0,2–0,25. Бразильский «Сан-Паулу» с учетом приоритетности данной задачи и располагаемого ресурса способен уничтожить один-два важных наземных объекта на удалении до 350 километров от побережья в войне с равноценным противником, что соответствует эффективности 0,05–0,08. В локальной войне этот показатель повысится до 0,12–0,18.

Как и следовало ожидать, в наибольшей мере соответствует условиям боевого применения «Шарль де Голль», в этом плане он опережает ближайшего конкурента – «Викрамадитья» на 54 процента применительно к ограниченным конфликтам и на 42 процента – к крупномасштабным. При почти равноценном по качеству составе авиагруппы «Викрамадитья» имеет примерно в полтора раза меньше ударных машин. Заметим, что вклад задачи «борьба с подводными лодками» в интегральный показатель у этих кораблей невелик в силу маловажности ее решения. Поэтому надо полагать, что приводимый в открытых СМИ состав авиагруппы «Шарля де Голля» из истребителей, истребителей-бомбардировщиков и самолетов обеспечения дал бы большие значения этого показателя. Однако приходится учитывать, что задача боевой устойчивости корабля является важнейшей. Субмарины и слабого в военно-морском отношении противника, и тем более сильного будут представлять серьезную угрозу для «Шарля де Голля», поэтому хотя бы пару звеньев вертолетов ПЛО (шесть – восемь машин) на его борту разместят. Аналогичный вывод можно сделать применительно к авиагруппе «Викрамадитья». Главный противник Индии Пакистан располагает шестью ДЭПЛ. Борьба с ними будет вестись преимущественно силами надводных кораблей зональной ПЛО. Индийские фрегаты и эсминцы обладают хорошими возможностями по поиску и уничтожению таких подлодок, поэтому для «Викрамадитья» эта задача второстепенна, но для ее решения он располагает двумя звеньями вертолетов ПЛО.

Существенно более низкие показатели «Викрамадитья» по решению задач ПВО в сравнении с «французом» обусловлены не столько меньшим числом истребителей в авиагруппе, сколько отсутствием в ней самолетов ДРЛО. Пара Ка-31 – неадекватная замена Е-2С «Шарля де Голля» ни по качеству, ни по количеству.

Основа авиагруппы «бразильца», составленная из устаревших «Скайхоков», не отвечает современным требованиям фактически по всему кругу задач авианосца. Особенно в части ПВО. Существенно повысить возможности может оснащение корабля самолетами и вертолетами, способными применять ПКР, с дальностью стрельбы, не требующей входа в зону досягаемости средств ПВО противника, а также современными истребителями с достаточно мощными РЛС и ракетами «воздух-воздух».
Автор: Константин Сивков
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/33938


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. demiurg 4 декабря 2016 06:47
    Опять цыферки:((
    Ради развития личной эрудиции, расскажите откуда берутся коэффициенты. Откуда у автора знания, как будут использовать авианосец индусы или бразильцы, и вообще, в каком состоянии сейчас скайхоки?
    Почему нет такого интересного параметра, как подготовка экипажа и пилотов (как по мне, он решает гораздо больше чем количество истребителей)?
    Где красивые картинки с траекториями полета авиации в типовых задачах ( отвлекающая группа, атакующая, группа прикрытия, самолет РЭБ) различных авиакрыльев, нашего, французского, индийского?
    Почему не рассмотрены средства РЭБ самих авианосцев и кораблей сопровождения?
    Вопросов больше чем ответов.

    Ну и по мелочам. Майверик давным давно летает дальше чем на 10 км. И системы наведения у него разные, в зависимости от модификаций. И БЧ на любой вкус и цвет.
    1. Андрей Скоковский 10 декабря 2016 15:36
      Цитата: demiurg
      Опять цыферки:((Ради развития личной эрудиции, расскажите откуда берутся коэффициенты. Откуда у автора знания, как будут использовать авианосец индусы или бразильцы, и вообще, в каком состоянии сейчас скайхоки?
      Почему нет такого интересного параметра, как подготовка экипажа и пилотов (как по мне, он решает гораздо больше чем количество истребителей)?
      Где красивые картинки с траекториями полета авиации в типовых задачах ( отвлекающая группа, атакующая, группа прикрытия, самолет РЭБ) различных авиакрыльев, нашего, французского, индийского?
      Почему не рассмотрены средства РЭБ самих авианосцев и кораблей сопровождения?
      Вопросов больше чем ответов..........

      ха-ха три раза
      это же костя сивков!!! что пока не встречали?
      этот чувак вообще не парится с цифрами, по мне так они ему во сне снятся
      вот можете полюбоватся что он говорил ПОСЛЕ того как Россия ввела контингент в Сирию и ПОСЛЕ выступления Путина в ООН, феерический иксперт
      (на ВО его статьи почему то любят.....)
  2. Изгоняющий либероидов 4 декабря 2016 07:51
    Все это теории -практика чаще бывает совсем иной,и,я не думаю чтобы к примеру индусы или бразильцы воевали против нас или французов.
  3. Atlant-1164 4 декабря 2016 08:06
    если бы у бабушки...были дедушкины причиндалы..то она естеснно была бы дедушкой..тут я с вами согласен.
  4. bbtcs 4 декабря 2016 10:02
    Да сказанного вроде бы достаточно. Единственное - это "скайхоки" в 2016 году. Нечто... Но, видимо больше другого не было. Хотя слышал о каких-то проработках палубного "Гриппена".
  5. arkadiyssk 4 декабря 2016 13:15
    Что то бред про 4 Рафаля которые не смогут прорваться к РК "Москва". Там вроде вероятность не 0.2, а все 0.9 если не 100%.
    У Москвы же РЛС СУО 3Р41 (радар наведения Волна) всего 1 шт., в отличии от крейсеров пр. 1144, потому наведение ракет одновременно может работать только в одну из сторон, так что думаю скоординированная атака с двух сторон сделает крейсер гарантированно беззащитным.
    Помогут тут Штили с соседних фрегатов 11356 большой вопрос.
  6. mvg 5 декабря 2016 19:05
    Опять Бурундучок в гости наведывался? Соболезнование. Вы уж еще раз простите, но не надо Вам рисовать на эту тематику.. На ВО же не курсанты 18 летние сидят... Здесь хоть "диванные", но генералы... Такой бред пишите, что только ради Вас восстановил пароль..
    P.S.: Лучше еще стаканчик и спать.. Спасибо, не благодарите..
    mvg
  7. Радченко Валентин 6 декабря 2016 22:28
    Не в тему. Что то нет новой информации об очередных успехах суперавианосца "Адмирал Кузнецов", который, оставляя за собой дымный след угольного парохода, таки догреб до берегов Сирии. Сколько уже потеряно самолетов из авиакрыла - всего два или уже больше? Причем это при полнейшем отсутствии какого либо противника в воздухе и на море. Интересно, какая была бы картина потерь в условиях противодействия реальному противнику. Зато его пытались сравнивать с "Нимитцом"...
    1. kuznec 7 декабря 2016 07:45
      Ваш сарказм понятен, учитывая флажок. Но заметьте, это единственный авианосец, который в данный момент делает реальную боевую работу по борьбе с террористами. Не французский, не американский, а русский.
      А вы вспомните про свой единственный, который вам достался нахаляву, и то теперь китайский, и скачите дальше.
  8. Радченко Валентин 7 декабря 2016 20:21
    Да, "Кузнецов" выполняет реальную боевую работу, но против кого? Против повстанцев, у которых нет ни авиации, ни средств ПВО, да и на море они АБСОЛЮТНО ничего противопоставить ему не могут. Т.е. работает в полигонных условиях. И уже есть потери. А его пытаются сравнивать с одних из самых мощных кораблей страны, имеющей огромный опыт как в эксплуатации, так и в боевом применении именно авианосцев. Как Вы думаете, какие шансы у "Кузнецова" против "Нимитца", только честно? А скакать мне или нет, это я решу сам, без Ваших советов. Со своими проблемами разбирайтесь лучше.
    1. kuznec 8 декабря 2016 19:11
      Здравствуй, брат. На ты - потому что я сам украинец на 3 четверти, по паспорту и по душе русский и не почувствовал в твоем ответе агрессии. Надеюсь, ты такого же мнения.
      Я не сравнивал Кузнецова с Нимитцем. Так что вопрос не в мой адрес. Я понимаю, что это корабли разного класса, и что США имеют самый большой опыт эксплутации АУГ. Шансов у Кузнецова против Нимитца нет. Но у РФ есть Антеи с хорошими такими ракетками. Вроде как асимметричный ответ.
      По поводу крушения самолетов на Кузнецове. Потери есть у всех, и у них тоже. Просто у наших летунов опыта маловато, а США подобные инциденты не афишируют. Тоже падают, ёпрст, просто не говорят и не снимают на камеру)). Вот наши лётчики и моряки опыта наберутся - и аварии реже будут.
      А вообще давай дружить домами, а не ругаться. Тем более ты на этом сайте вроде как в гостях.
      Я когда про ваши беды слышу, у меня душа болит, и я не злорадствую. И тебе того же желаю.
      И тоже - разбирайтесь,наконец то, со своими проблемами.
      P.S. За "скачки" извиняюсь, но и от вас жду адеквата.
      1. Комментарий был удален.
    2. user1212 10 декабря 2016 14:36
      Цитата: Радченко Валентин
      Да, "Кузнецов" выполняет реальную боевую работу, но против кого? Против повстанцев, у которых нет ни авиации, ни средств ПВО, да и на море они АБСОЛЮТНО ничего противопоставить ему не могут

      Собственно так и работают американские авианосцы последние 70 лет. Это, так сказать, мировая практика. А уж сколько самолетов потеряли американцы на авианосцах... не в каждой войне столько теряют, сколько они потеряли вне зоны боевых действий. Тот же Нимиц "отличился" в 81, 88 и 91 годах, 94 Линкольн, в 98 Энерпрайс, в 11 Стеннис. Список далеко не полный. И это при огромном опыте эксплуатации авианосцев
      Цитата: Радченко Валентин
      Со своими проблемами разбирайтесь лучше.

      Вот и последуйте своему совету
      1. стас57 10 декабря 2016 19:20
        А уж сколько самолетов потеряли американцы на авианосцах... не в каждой войне столько теряют, сколько они потеряли вне зоны боевых действий.
        Цитата: user1212
        А уж сколько самолетов потеряли американцы на авианосцах... не в каждой войне столько теряют, сколько они потеряли вне зоны боевых действий.

        а сколько?
  9. Радченко Валентин 9 декабря 2016 20:16
    Очень приятно слышать адекватные слова от хорошего человека. Спасибо. Проблем у нас много и дай Бог чтобы решились... Дружить согласен. А по поводу сравнения "Кузнецова"и "Нимитца" - да знаю я, что это не Вы их сравнивали. Просто очень смущают такие статьи, когда гипотетическим образом пытаются сравнить несравнимое. По поводу "Антеев", да и вообще всего подводного флота - согласен. Причем это реально и есть в наличии, также есть опыт их строительства и использования, экипажи и места технического обслуживания.
  10. КОМандирДИВана 10 декабря 2016 09:31
    Весьма спорный анализ
  11. AKuzenka 13 декабря 2016 20:15
    О чём это он?!
Картина дня