Бронемашина Frot-Laffly (Франция)

4
Начальный период Первой мировой войны имел характерную особенность. Все армии-участницы конфликта столкнулись с новыми проблемами и нуждались в новой технике, а промышленность всех стран еще не имела большого опыта в деле создания боевых машин. Как следствие, появлялись самые смелые и необычные проекты. Одной из методик создания перспективных боевых машин была переработка существующих образцов гражданского назначения. На звание самого оригинального способа такой переделки может претендовать французский проект Char Frot-Laffly.

Уже через несколько месяцев после начала Первой мировой войны стало ясно, что армия нуждается в самоходной защищенной технике, несущей то или иное вооружение. К концу 1914 года военное ведомство Франции получило несколько предложений на этот счет. Одним из первых свой вариант перспективной бронемашины предложил инженер Поль Фро. Этот специалист работал в компании Compagnie Nationale du Nord, занимавшейся строительством ирригационных систем. П. Фро имел определенный опыт работы со специальной техникой, который и был использован при разработке нового проекта. Так, в качестве основы для бронемашины было предложено использовать серийный каток фирмы Laffly.




Ретушированный снимок бронемашины Char Frot-Laffly с "усиленным" вооружением. Фото Wikimedia Commons


Название фирмы-производителя базовой машины и фамилия конструктора вскоре стали официальным обозначением проекта. В истории оригинальная бронемашина осталась под названием Char Frot-Laffly: «Танк Фро-Лаффли». В англоязычных материалах в отношении этого проекта вместо французского термина «Char» нередко используется обозначение Landship («Сухопутный корабль»), что тоже неплохо отражает суть разработки.

Основные положения проекта были сформулированы изобретателем к концу осени 1914 года. 1 декабря военное ведомство получило письмо с подробным описанием основных идей, предлагаемой конструкции и способа применения техники. Кроме того, в своем письме П. Фро раскрывал возможные последствия строительства и применения бронемашин его конструкции. Он отмечал, что подвижная крепость, остановить которую сможет только артиллерия, заставит противника искать новые тактики боя, а это даст французской армии заметное преимущество, как минимум, на некоторое время.

Военные заинтересовались предложением и дали добро на продолжение работ. Поль Фро получил возможность завершить разработку технической документации и привлечь к проекту несколько компаний-подрядчиков. Компания, сотрудником которой был инженер, не имела производственных мощностей для строительства бронетехники, из-за чего в работах должны были участвовать несколько субподрядчиков. Так, модернизированный каток должна была строить компания Laffly, а постройка броневого корпуса и окончательная сборка опытной машины возлагались на фирму Corpet & Louvet.

Проект Char Frot-Laffly подразумевал использование некоторых готовых узлов и агрегатов, в первую очередь в составе базового шасси. Одновременно с этим шасси катка должно было претерпеть некоторые изменения. Наконец, поверх готовых агрегатов планировалось монтировать броневой корпус с вооружением, разработанный конструктором с нуля. Подобный подход к конструированию позволял выполнить предъявляемые требования, а также упростить и ускорить работы.

В то время компания Laffly выпускала несколько моделей катков с различными характеристиками и возможностями. При этом вся подобная техника имела схожую архитектуру и компоновку. Так, машины комплектовались сравнительно широкими передними вальцами, а также задними металлическими колесами увеличенного диаметра и малой ширины. Техника имела тракторную компоновку. В передней части корпуса могли устанавливаться двигатели различных типов. Именно такая машина одной из моделей семейства LT должна была стать основой для перспективного «сухопутного корабля».

Бронемашина Frot-Laffly (Франция)
Каток Laffly LT10 - подобная машина была основой танка конструкции П. Фро. Фото Travellerdave.co.uk


По имеющимся данным, для использования в составе бронемашины Char Frot-Laffly каток должен был претерпеть некоторые изменения. Он лишался крыши кабины и некоторых других деталей, мешавших установке бронекорпуса. Кроме того, появлялись некоторые новые детали, необходимые для установки тех или иных элементов нового типа. Кроме того, были изменены системы управления. П. Фро предложил оснастить боевую машину двумя постами управления в носовой и кормовой частях корпуса. Оба поста управления оснащались набором соответствующего оборудования, соединенного с агрегатами базового шасси.

В качестве силовой установки предлагалось использовать бензиновый двигатель мощностью 20 л.с. Он монтировался на существующем шасси и при помощи несложной трансмиссии связывался с крупными задними ведущими колесами. При расчетной массе бронемашины около 10 т удельная мощность должна была составлять всего 2 л.с. на тонну. Как следствие, проект не позволял рассчитывать на высокие характеристики подвижности.

В рамках нового проекта был разработан броневой корпус оригинальной конструкции. В основе корпуса имелась рама, состоящая из большого числа силовых элементов. На раму предлагалось устанавливать броневые листы нужных форм и размеров. Защита экипажа, двигателя и других агрегатов возлагалась на листы броневой стали толщиной 7 мм. Все элементы корпуса имели схожие параметры, обеспечивая одинаковый уровень защиты. Компоновка корпуса соответствовала подходу к конструированию. В центральной его части размещался базовый каток, а все остальные объемы выделялись под установку оружия и рабочих мест экипажа, а также под топливные баки большого объема. Обводы корпуса учитывали необходимость перемещения по пересеченной местности.

Корпус бронемашины Фро-Лаффли имел симметричную форму с некоторыми незначительными отличиями некоторых агрегатов. Лобовая часть корпуса образовывалась несколькими бронелистами разных форм и размеров. Верхний лист был прямоугольным и устанавливался вертикально. По другим данным, он имел выгнутую форму, в его центральной части предусматривалась щель для размещения пулемета. Выгнутый лист был немного утоплен внутрь относительно деталей. Под ним имелась небольшая горизонтальная деталь, через которую он сопрягался с узким вертикальным листом. Нижний лист помещался с наклоном, образуя характерную форму корпуса, в определенной мере улучшающую проходимость. Имелись вертикальные бортовые листы, верхняя часть которых прикрывала сбоку лист с пулеметной установкой. В задней части вертикальных бортов предусматривались еще две щелевые амбразуры пулеметных установок.

Примечательно, что носовая и кормовая части корпуса имели одинаковую конструкцию. Это позволяло упростить производство техники, а также давало некоторые преимущества с точки зрения передвижения по сложным ландшафтам. Одинаковая форма двух свесов давала возможность движения вперед или назад без заметных различий в ограничениях.


Схема машины. Рисунок Aviarmor.net


Центральная часть корпуса должна была устанавливаться непосредственно на базовое шасси, из-за чего отличалась увеличенной шириной. Непосредственно за носовым агрегатом с вертикальными бортами помещалась расширяющаяся часть корпуса, вертикальные листы которой располагались под углом к оси машины. Большая часть борта представляла собой набор вертикальных бронелистов, размещенных параллельно продольной оси корпуса. В задней части борта так же имелся скошенный участок. В центральной части бортов предусматривались две установки для вооружения.

Центральная часть корпуса, ширина которой равнялась переднему и заднему агрегатам, сверху прикрывалась выгнутой крышей. По бокам от нее помещались прямые листы четырехугольной формы, прикрывавшие бортовые агрегаты. За счет меньшей высоты борта и скошенной верхней части скуловых листов крыша этих элементов корпуса помещалась с наклоном наружу.

Для доступа внутрь танка в корпусе имелось две крупные двери. Одна из них помещалась на левом борту, в переднем скуловом листе. Еще один проем находился в задней части центральной секции борта. Использование двух дверей позволяло экипажу попадать на свои места без необходимости прохода через центральную часть корпуса, занятую катком.

Сведения о предполагавшемся вооружении бронемашины Char Frot-Laffly различных источниках отличаются друг от друга. Одной из причин подобной путаницы являются сохранившиеся фотографии опытного образца. По тем или иным причинам эти снимки были отретушированы: художник добавил отсутствующее вооружение. Как следствие, боевая машина на фотографиях не в полной мере соответствует имеющимся сведениям. При этом нельзя не отметить, что в ходе дальнейшего развития и совершенствования проекта состав вооружения мог бы изменяться в соответствии с пожеланиями заказчика.

Согласно сохранившимся сведениям о проекте, танк конструкции П. Фро должен был нести четыре 8-мм пулемета. Они должны были помещаться в бортовых установках, размещенных по периметру корпуса. Автор проекта предполагал, что бронемашина будет бороться только с пехотой противника, и поэтому не нуждается в артиллерийском вооружении. Внутри корпуса рядом с пулеметами, по-видимому, должны были помещаться стеллажи для транспортировки боекомплекта.


Бронемашина на испытаниях. Фото Wikimedia Commons


Ретушированное фото показывает другой состав вооружения. К четырем имеющимся пулеметным установкам художник добавил два пулемета в лобовом и кормовом листах корпуса. Кроме того, в центре бортов появились две амбразуры для малокалиберных пушек. Внимательное ознакомление с проектом показывает, что такой состав вооружения был попросту невозможным. Лобовой и кормовой вертикальные листы корпуса должны были вмещать смотровые люки двух постов управления. Использование центральных бортовых артиллерийских установок, как минимум, затруднялось по причине специфического размещения силовой установки и других элементов шасси типа Laffly LT.

Управлять перспективной бронемашиной должен был экипаж из пяти или девяти человек. В состав экипажа планировалось включить командира, двух механиков-водителей и нескольких стрелков – по числу пулеметов. Использование артиллерийского вооружения требовало введения в состав экипажа нескольких заряжающих, однако пушечный вариант бронемашины не строился и существовал только на ретушированной фотографии.

Общая длина боевой машины Фро-Лаффли достигала 7 м, ширина составляла 2 м, высота – 2,3 м. Боевая масса определялась на уровне 10 т. Расчетная скорость не превышала 4-5 км/ч. Предлагалось использование топливных баков емкостью 30 л, что позволяло экипажу работать на поле боя в течение нескольких часов.

В начале 1915 года Поль Фро завершил проектирование перспективного образца бронетехники, после чего началось строительство опытной машины. Сборку модернизированной и доработанной версии серийного катка поручили компании Laffly. Завод Corpet & Louvet должен был собрать корпус и позже установить его на полученное шасси. Работы по строительству прототипа продолжались до конца марта. После завершения всех требуемых работ машину представили на испытания.

Первые проверки танка Char Frot-Laffly состоялись 28 марта 1915 года прямо на территории завода-изготовителя. Машина успешно сдвинулась с места, показала скорость движения до 5 км/ч, а также преодолела некоторые препятствия. Используя имеющиеся катки, опытный образец без особого труда смял и уничтожил проволочное заграждение. Мощности двигателя хватило для подъема на склон крутизной 14°. При этом, однако, общую подвижность машины посчитали недостаточной для использования в войсках.

Вскоре прошли еще несколько испытаний, по результатам которых представители потенциального заказчика в лице французской армии вынесли свой вердикт. При незначительных преимуществах предложенная бронемашина имела массу недостатков, прежде всего связанных с недостаточной подвижностью. 10 апреля 1915 года руководитель отдела Section technique du Genie полковник Мурраль отправил П. Фро письмо, в котором раскрыл официальную позицию армии. Офицер отметил, что испытания опытной бронемашины продемонстрировали один серьезный недостаток проекта. Было выявлено, что никакие доработки не позволят вывести характеристики предложенной техники на приемлемый уровень.


Современная модель машины Frot-Laffly в камуфляжной окраске. Реальный прототип был одноцветным. Фото Ecardmodels.com


Как следствие, продолжение работ по проекту посчитали бессмысленным. Вскоре единственный построенный прототип машины Фро-Лаффли отправили на хранение. Судьба этого уникального изделия должна была решиться в ближайшем будущем. При этом, что важно, о доводке и будущем серийном производстве речи уже не шло.

Сведения о дальнейшей судьбе единственного построенного прототипа разнятся. Согласно одной из версий, ненужная машина в течение некоторого времени стояла без дела, после чего лишилась корпуса, который был отправлен в переплавку. Шасси серийного катка могло быть восстановлено в соответствии с базовым проектом и возвращено в эксплуатацию в исходной роли. По-видимому, все подобные события произошли еще до конца Первой мировой войны.

По другим данным, Франция смогла извлечь из бесперспективного проекта некоторую выгоду. В некоторых источниках утверждается, что опытный образец Char Frot-Laffly был продан Великобритании, которая в это время тоже вела работу над перспективными образцами бронетехники. По этой версии, британские специалисты ознакомились с купленным прототипом и учли зарубежный опыт при создании собственных проектов бронетанковой техники.

Интересно происхождение версии о продаже прототипа танка. В начале 1918 года Поль Фро отправил конструктору Жюлю-Луи Бретону письмо, в котором упоминал продажу опытной бронемашины зарубежной стране. Кроме того, конструктор утверждал, что форма недавно появившихся британских танков может быть поводом для судебного разбирательства. Необходимо отметить, что первые танки Великобритании вряд ли могут считаться похожими на французский Char Frot-Laffly. Единственным поводом для подозрений в использовании чужих наработок можно считать бортовые спонсоны, необходимые для размещения вооружения. Однако на этом сходство техники разных типов заканчивается. Примечательно, что П. Фро в итоге не стал ни с кем судиться.

Проект Char Frot-Laffly был одной из первых попыток французской промышленности создать боевую машину нового класса, впоследствии получившего название «танк». Отсутствие опыта в этом деле привело к формированию оригинального облика техники и использованию необычных узлов и агрегатов. Недолгие испытания показали несостоятельность использованных идей и решений, определив дальнейшую судьбу проекта. Единственный прототип бронемашины на базе катка был отправлен на хранение и позже разобран. Таким образом, главным результатом этого проекта стало пополнение списка бесперспективных идей, которые не следовало использовать при создании новых боевых машин. В условиях отсутствия большого опыта в этой сфере такой исход проекта тоже можно было считать удачным.


По материалам сайтов:
https://aviarmor.net/
http://landships.activeboard.com/
http://chars-francais.net/
https://makersley.com/
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    5 декабря 2016 15:13
    Вездехот???
    1. +7
      5 декабря 2016 15:34
      Цитата: мих-ай
      Вездехот???

      Ага. laughing А на втором фото бронекаток. Это оказывается французы придумали всех в асфальт закатывать. winked
      1. +2
        5 декабря 2016 17:13
        придумали может и они, но вот закатывали уже их :)
  2. +4
    5 декабря 2016 15:52
    По имеющимся данным, для использования в составе бронемашины Char Frot-Laffly каток должен был претерпеть некоторые изменения. Он лишался крыши кабины и некоторых других деталей, мешавших установке бронекорпуса. Кроме того, появлялись некоторые новые детали, необходимые для установки тех или иных элементов нового типа. Кроме того, были изменены системы управления. П. Фро предложил оснастить боевую машину двумя постами управления в носовой и кормовой частях корпуса. Оба поста управления оснащались набором соответствующего оборудования, соединенного с агрегатами базового шасси.

    Такого я ещё не встречал. Создавать танк на базе трактора, ещё куда не шло, но создавать танк на базе укаточного катка, это сверхоригинально. Не потому что на колёсах, хотя был такой танк Лебеденко,

    А потому что каток не предназначен для движения по бездорожью, его задача уплотнять почву. Отсюда и высокое удельное давление на грунт и низкая проходимость.