Учебный проект: в Таганроге идет работа над новым самолетом-амфибией

Учебный проект: в Таганроге идет работа над новым самолетом-амфибией


В Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе (ТАНТК) им. Г. М. Бериева разработан проект четырехместного самолета-амфибии Бе-101. Проект рассматривался как учебный для подготовки кадров при проведении научно-исследовательских и конструкторских работ по проектированию самолета с планером из композиционных материалов, строительстве опытных образцов, испытаниях, сертификации и серийном производстве самолета в ТАНТК им. Г. М. Бериева, создания структуры реализации самолета и его послепродажного обслуживания.

ТАНТК им. Г. М. Бериева – одна из крупнейших и единственная фирма России, имеющая опыт проектирования и строительства летающих лодок и самолетов-амфибий. С 1934 года комплекс разработал, построил и испытал более 20 типов самолетов, большинство из которых строилось серийно, находилось и находится до настоящего времени на вооружении ВВС России и других стран.

Одними из последних разработок ТАНТК им. Г. М. Бериева являются самолет-амфибия А-40 «Альбатрос», многоцелевой самолет-амфибия нового поколения Бе-200, легкий многоцелевой самолет-амфибия Бе-103.

В разные периоды времени на предприятии работал итальянский инженер и коммунист Роберто Бартини. Возглавляемое им КБ разработало проект вертикально взлетающего самолета-амфибии. Были построены опытные экземпляры и начаты их испытания.

Одним из последних крупных проектов выполненных ТАНТК им. Г. М. Бериева является перенос производства самолета-амфибии Бе-200 из Иркутска в Таганрог. Выкатка первого самолета собранного в Таганроге состоялась 30 мая. При переносе производства в конструкцию самолета внесены существенные изменения, связанные установками оборудования и внедрения цифровых технологий проектирования и изготовления агрегатов и систем самолета.

«В последние годы в авиастроении стремительно меняются и методы проектирования и материалы применяемые для изготовления планера самолетов. Для получения опыта проектирования силовых конструкций на основе полимерных композиционных материалов руководство предприятия в 2005 году решило спроектировать новый самолет и использовать его для обучения конструкторов и инженеров ОКБ и производства. В выполнении работ по проекту приняло участие более 100 специалистов предприятия», – говорит ведущий конструктор проекта Валерий Принцыпар.

ТАНТК им. Г. М. Бериева практически завершили выпуск КД, на 50% проведена подготовка производства включающая проектирование и изготовление оснастки и начато изготовление деталей и агрегатов планера.

На основании проведенных маркетинговых исследований и проведенных технико-экономических анализов Принцыпар считает, что в случае запуска самолета в серийное производство может получиться самолет-амфибия лучшая в своем классе.

Четырехместная машина способна поднять в воздух пилота и трех пассажиров, ее можно использовать и для обучения, при этом на правом месте размещается инструктор. У нашего самолета полностью «стеклянная кабина» – вся информация пилоту выдается на два ЖК-монитора. Самолет-амфибия может эксплуатироваться как в существующей инфраструктуре, так и вне сети аэродромов, базируясь на небольших водоемах, содержащих простейший выход на берег.

Учебный проект: в Таганроге идет работа над новым самолетом-амфибией

На фото: аксонометрическая проекция, вид сверху и вертикальный разрез Бе-101.

Личное дело: Бе-101
Максимальная дальность полета на высоте до 3000 м – 1000 км.
Бе-101 может садиться и взлетать при высоте волны в 0,4 м.
Максимальная скорость – 270 км/час.

Бе-101 может использоваться:
- в коммерческой эксплуатации:
- пассажирские перевозки;
- перевозка мелких грузов;
- в качестве частного самолета;
- специального применения:
- патрулирование;
- экологический мониторинг;
- санитарные перевозки;
- поиск и спасение на воде.
Первоисточник: http://uacrussia.livejournal.com/55414.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 34

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. svp67 4 декабря 2016 07:22
    Очень интересно. Очень бы хотелось, что бы этот самолетик оказался востребованным. А для этого на наших бескрайних просторах Сибири, Дальнего Востока и Севера возможность есть. Может быть с него и начнется у нас настоящее второе рождение малой авиации.
    1. Котище 4 декабря 2016 08:12
      Ваши слова да богу в ушии! Присоединяюсь!
    2. Bongo 4 декабря 2016 11:23
      Цитата: svp67
      Очень интересно. Очень бы хотелось, что бы этот самолетик оказался востребованным. А для этого на наших бескрайних просторах Сибири, Дальнего Востока и Севера возможность есть. Может быть с него и начнется у нас настоящее второе рождение малой авиации.

      А чем был плох Бе-103 который пытались строить на КнААПО? На базе Бе-103 создали однодвигательный вариант СА-20П (на фото).

      Но заниматься самолётом не сулящим миллиардных контрактов "эффективные менеджеры" не захотели.
      1. болот 4 декабря 2016 11:48
        Цитата: Bongo
        Но заниматься самолётом не сулящим миллиардных контрактов "эффективные менеджеры" не захотели.

        По логике,зачем заниматься чем то на что спроса нет, нет миллиардных контрактов.
        У вас отменная линейка вертолетов,даже в очереди стоят.Правда не слышно про МИ-14,не плохой вертолет.Малыми партиями он будет востребован.Тот же АНСАТ по пытайтесь на поплавки поставит если нужно приводнение..Вертолеты Камова.
        1. Bongo 4 декабря 2016 11:55
          Цитата: болот
          По логике,зачем заниматься чем то на что спроса нет, нет миллиардных контрактов.

          Спрос бы был, коль машину довели до ума. Вы думаете самолёты амфибии в условиях Сибири и Дальнего Востока не востребованы?
          Цитата: болот
          У вас отменная линейка вертолетов,даже в очереди стоят.

          Вертолёты действительно неплохие, но сравните топливную эффективность Ми-8 и Бе-103. В настоящее время из-за отсутствия экономичных лёгких самолётов практически умерла малая авиация. У каждого аппарата своя ниша, противопоставлять вертолёты лёгким и экономичным самолётам некорректно.
          Цитата: болот
          Правда не слышно про МИ-14,не плохой вертолет.

          Эта противолодочная машина в МО РФ уже не эксплуатируется.
          Цитата: болот
          Тот же АНСАТ по пытайтесь на поплавки поставит если нужно приводнение.

          Задумайтесь, а насколько при этом упадут лётные данные. Мода на поплавки на вертолётах себя не оправдала.
          1. болот 4 декабря 2016 12:11
            Цитата: Bongo
            Спрос бы бы был, коль машину довели до ума. Вы думаете самолёты амфибии в условиях Сибири и Дальнего Востока не востребованы?

            Зимой,осенью и весной как будете пользоваться?Машина на сезон?Или как бывает лед на воде не стал,тот себя "омыл брызгами" а на высоте все примерзло.
            Цитата: Bongo
            Вертолёты действительно неплохие, но сравните топливную эффективность Ми-8 и Бе-103. В настоящее время из-за отсутствия экономичных лёгких самолётов практически умерла малая авиация. У каждого аппарата своя ниша, противопоставлять вертолёты лёгким и экономичным самолётам некорректно

            Реанемируйте программу по АН-2...С любыми движками.Спрос будет огромный,не только по стране но и за рубежом.Его хоть на колесах,лыжах и поплавках можно использовать.
            И про вертолеты не забывайте,здесь государству надо после многочисленных проверок начать субсидировать,малую авиацию,покупка навых машин,обучение ремонт..Часть расходов распределить на компании которые ,к примеру занимаются добычей углеводородов.А то похоже на колониальную политику.
            Цитата: Bongo
            Эта противолодочная машина в МО РФ уже не эксплуатируется.

            Жаль,для нефтяников работающих на шельфах,пригодился.
            Цитата: Bongo
            Задумайтесь, а насколько при этом упадут лётные данные. Мода на поплавки на вертолётах себя не оправдала.

            Ну если нужно кому то приводнение,по чему и нет.Надувные же существуют.
            1. svp67 4 декабря 2016 14:58
              Цитата: болот
              Зимой,осенью и весной как будете пользоваться?

              С аэродромов. Сухопутное шасси то у него есть. Мало того, можно и ледовые аэродромы делать, на реках и озерах, благо лед там стоит чуть ли не полгода. Так, что можно. Тут же главное, что бы это было возможно и нужно. Хватит основные усилия прикладывать во внешний контур, цент усилий необходимо теперь плавно переносить во внутрь страны, надо ее развивать, иначе нас постигнет судьба СССР. Россия будет еще более великой и сможет лучше и громче себя заявлять на международной арене, когда и внутри страны мы покажем, как эффективно и хорошо решаем проблемы.
              1. болот 4 декабря 2016 15:09
                Цитата: svp67
                С аэродромов. Сухопутное шасси то у него есть.

                Чуть ниже описал.
                Цитата: svp67
                Мало того, можно и ледовые аэродромы делать, на реках и озерах, благо лед там стоит чуть ли не полгода. Так, что можно.

                Кто за ними следить то будет,ладно смотрители имеются.А если надо приземлится где этих смотрителей нет.
                Цитата: svp67
                Хватит основные усилия прикладывать во внешний контур, цент усилий необходимо теперь плавно переносить во внутрь страны, надо ее развивать, иначе нас постигнет судьба СССР. Россия будет еще более великой и сможет лучше и громче себя заявлять на международной арене, когда и внутри страны мы покажем, как эффективно и хорошо решаем проблемы.

                Ладно, я то же пивком обрадовал свой организм smile
                Не будут его ни кто покупать.ЧС вертолеты купят,частники тот же Робинсон.
                Вот Таганровцы с БЕ-132 на контакт с нашем правительством вышли,дайте денег...Мол через полгода летающий образец предоставим и обязуемся сборку в Казахстане наладить.Наши думают а то в Караганде целый завод сборочный отгрохали а Фермеров-1,2 с Казани так и нет,фигуранты с нашей стороны уже сидят.
                А есть Еврокоптер Астана,как запланировано 12 вертолетов в год собирают,уже более 6 лет.
          2. парящий 4 декабря 2016 12:20
            Поддерживаю Вас, Bongo! ТТХ почти в двое упадут у вертолета, если его на поплавки поставить и какой толк от "золотого яйца"!? А вот малую авиацию возрождать необходимо, у нас очень много мест, куда может присесть небольшой самолетик. Как санитарная авиация, в частности.... Контроль лесов и рек и пр...
      2. avt 4 декабря 2016 14:14
        Цитата: Bongo
        А чем был плох Бе-103 который пытались строить на КнААПО?

        Как то сложная машина оказалась в управлении - строгая, особенно на взлёте и посадке , что для подобного класса вообще то недопустимо,в Жуковском перед МАКСом даже погиб летчик , а между прочим был испытатель.О чём кстати свидетельствует картинка нового аэроплана - практически моноплан парасоль,Принципиально разные схема от низкоплана..
        avt
        1. болот 4 декабря 2016 16:11
          Цитата: avt
          Как то сложная машина оказалась в управлении - строгая, особенно на взлёте и посадке , что для подобного класса вообще то недопустимо,в Жуковском перед МАКСом даже погиб летчик , а между прочим был испытатель.О чём кстати свидетельствует картинка нового аэроплана - практически моноплан парасоль,Принципиально разные схема от низкоплана..

          Ваше мнение,как думаете использовать в межсезонный период.
          Мало того движки должны быть мощными,что бы часть энергии отдать антиобледенительной системе,без использования ВСУ.
          Это самолет не для Сибири или Севера а для...
          1. avt 4 декабря 2016 16:46
            Цитата: болот
            Это самолет не для Сибири или Севера а для...

            no Гляньте как перед войной на шавровской одномоторной рассекали и после войны кстати тоже до полного износа.
            Цитата: болот
            Ваше мнение,как думаете использовать в межсезонный период.

            Ну помимо перевозок в рамках малой авиации , которая у нас вообще убита , это огромное подспорье, естественно при соответствующем оборудовании, для санитарной авиации за Уральским Камнем.Что собственно сейчас и запланировано на базе еврокоптеров, ну так я уже писал об этой эпопее Лома в России.
            Цитата: болот
            Мало того движки должны быть мощными,

            request Ну а движки для малой авиации - беда в России.Кстати - я бы не зацикливался на тропических картинках акваторий . Вообще то в нашем , российском случае амфибийность - дополнительная и весьма полезная опция , а по факту - аэроплан малой авиации - внедорожник .Ну собственно так видится из этого эскизного проекта - основной упор на взлётно-посадочные характеристики , а тут парасоль выгоду даёт . Вот насчёт толкающего - не уверен, скорее выбор из за компоновки фюзеляжа и получения максимума при минимуме расходов . Как то если навесить винт тянущим , то конструкция аэроплана явно усложнится в части размерений и веса.Ну это так - прикидка по рисунку.
            avt
            1. болот 4 декабря 2016 17:06
              Цитата: avt
              Гляньте как перед войной на шавровской одномоторной рассекали и после войны кстати тоже до полного износа.

              Так почитал,за не имением вертолетов,достойный образец.Правда не известно сколько перебилось.Что уважаю,в то время летали на свой страх и риск.Выдающиеся люди были,в кожаном реглане.
              Цитата: avt
              Ну помимо перевозок в рамках малой авиации , которая у нас вообще убита

              Восстанавливать надо.Частники у нас по гос.заказу летают.Мед. помощь..Правда в прошлом году не приятность вышла,вертолет -межсезонье-горы-обледенение-разбился,частная компания.Странно по чему Еврокоптер МЧС не использовали,у того метеорадар и мощная облединиловка.
              Цитата: avt
              Вообще то в нашем , российском случае амфибийность - дополнительная и весьма полезная опция , а по факту - аэроплан малой авиации - внедорожник

              Да не везде сядешь,только на изученных акваториях.И то ее чистят.То же самое как ВПП.
              Сибирские реки,уверен,натыканы бревнами,от сплавов.Озера,сетями.
              Вертолет что ,что предпочтителен.
              1. avt 4 декабря 2016 17:22
                Цитата: болот
                Восстанавливать надо.

                Старший вон уже прям в послании приказал bully Для этого и чтобы движки получить, свои раньше чем через 4 года не будут,пустили хеликоптераэрбас даже летные часы продавать.
                Цитата: болот
                Вертолет что ,что предпочтителен.

                what no Вот так слёту - дальность у аэроплана при прочих равных будет больше ну как минимум 1,5 раза, стал быть стоимость лётного часа меньше. USы у себя как то не торопятся сплошь на той же Аляске с аэропланов на вертушки пересаживаться. Так что одно другому ну никак не мешает.
                avt
                1. болот 4 декабря 2016 17:37
                  Цитата: avt
                  Старший вон уже прям в послании приказал Для этого и чтобы движки получить, свои раньше чем через 4 года не будут,пустили хеликоптераэрбас даже летные часы продавать.

                  У вас возможность есть,не давно узнал что на Сатурне есть ТВД одновальные движки с мощностью от 1300 л/с.http://www.npo-saturn.ru/?sat=105
                  Часы,вещь.Брендовые дороги.Может серьезные котлы у вас куплю. smile Командирские те что с 1985,двоюродному деду юбелейные еще ходят.А что братан и я после училища получили сдохли.Дедовские корманые Павел Буре,серебряные с двух главым еще ходят. smile Редко заводим.
                  Цитата: avt
                  Вот так слёту - дальность у аэроплана при прочих равных будет больше ну как минимум 1,5 раза, стал быть стоимость лётного часа меньше. USы у себя как то не торопятся сплошь на той же Аляске с аэропланов на вертушки пересаживаться. Так что одно другому ну никак не мешает.

                  Над Аляской сполшные частники летают,за озерами следят.Мне свояк предлагал туда махнуть но у меня виза "короткая "была 15 дней,на Обратке в Германию надо было заехать.
                  Ни кто на не знакомой местности не отважется сесть.
                  1. avt 4 декабря 2016 18:33
                    Цитата: болот
                    У вас возможность есть,

                    yes Уже дали заказ и на выходе должен быть через 4 года.
                    avt
  2. Изгоняющий либероидов 4 декабря 2016 07:54
    Они с Бе200 никак не разосрутся - Все им чего то не хватает, чтобы выпускать самолет который очень ждут и военные и спасатели,и не только у нас.Зря из Иркутска перевели производство в Таганрог.
    1. Стирбьорн 4 декабря 2016 10:56
      Иркутску надо производственные мощности под МС-21 освобождать - там заказы на сотни будут, так что все логично
      1. indusenok 4 декабря 2016 10:58
        Давно уже освободили
  3. болот 4 декабря 2016 09:10
    Самолетик интересный но кому он нужен.Может и дешевле вертолета но не везде его посадишь,приводнишься.Надо иметь более мение подготовленную грунтовое ВПП или очищенную от плавающих предметов акваторию,кто то за этим должен следить.
    1. svp67 4 декабря 2016 09:23
      Цитата: болот
      Надо иметь более мение подготовленную грунтовое ВПП или очищенную от плавающих предметов акваторию,кто то за этим должен следить.

      Открою Вам маленький секрет полишинеля, у нас ВСЕ аэродромы в собственности государства, и они есть в каждом райцентре, так что они есть и за ними смотрят. И рек у нас ПРЕДОСТАТОЧНО., как и озер.
      1. болот 4 декабря 2016 09:25
        Цитата: svp67
        Открою Вам маленький секрет полишинеля, у нас ВСЕ аэродромы в собственности государства, и они есть в каждом райцентре, так что они есть и за ними смотрят. И рек у нас ПРЕДОСТАТОЧНО., как и озер.

        А на вертолете проще,можно самим выбрать место посадки.
        1. парящий 4 декабря 2016 10:55
          болот
          А на вертолете проще,можно самим выбрать место посадки.
          Посчитайте час полета самолета и вертолета.... Даже в среднем.... И у этого малыша скорость взлета и посадки вряд ли большая, поэтому и сесть сможет почти в любом месте. А рек и озер в России ну очень много.
          1. болот 4 декабря 2016 11:03
            Цитата: парящий
            Посчитайте час полета самолета и вертолета.... Даже в среднем.... И у этого малыша скорость взлета и посадки вряд ли большая, поэтому и сесть сможет почти в любом месте. А рек и озер в России ну очень много.

            Конечно дешевле но кто с деньгами они не скупятся.
            А вот реки и озера кто даст гарантию что не замусорены.Сети,вбитые и забытые сваи,бревна и тд...
            Поплавковая,многокамерная,схема гидросамолетов более безопасна.
            1. парящий 4 декабря 2016 11:13
              болот
              Конечно дешевле но кто с деньгами они не скупятся.
              А вот реки и озера кто даст гарантию что не замусорены.Сети,вбитые и забытые сваи,бревна и тд...
              Поплавковая,многокамерная,схема гидросамолетов более безопасна.

              Согласен, мусор может присутствовать, но думаю, что у него осадка чуть больше " казанки" и гребного винта нет, априори не запутаешься... А все остальное с воздуха, при выстраивании "коробочки" будет видно, если только вода не настолько сильно мутная... И еще раз повторюсь- скорость взлета и посадки небольшая, поэтому всегда остается время обнаружить опасность и принять нужное решение и совершить маневр. С уважением! hi
      2. ver_ 4 декабря 2016 12:27
        ...достаточно вспомнить как несколько лет назад тушку посадили на заброшенный аэродром, где только сторож базировался..
  4. novobranets 4 декабря 2016 09:24
    Эх, такой бы самолетик. На рыбалку мотаться. good
  5. da Vinci 4 декабря 2016 10:46
    Самое главное - двигатель! wink
    1. Владимир Постников 4 декабря 2016 11:29
      Цитата: da Vinci
      Самое главное - двигатель! wink

      Тоже искал эту информацию. Чтобы другие не тратили время: "Самолет-амфибия Бе-101 оснащен поршневым двигателем IO-550-N (Teledyne Continental Motors, США), взлётной мощностью 310 л.с., с винтом MTV-9 (MT-Propeller, Германия). "
  6. hannibal lecter 4 декабря 2016 11:04
    Да, на севере и в Сибири много водоёмов я "удачного" приводнения. Особенно зимой, а зима длинная.
    1. парящий 4 декабря 2016 11:18
      hannibal lecter
      Да, на севере и в Сибири много водоёмов я "удачного" приводнения. Особенно зимой, а зима длинная.

      И как раньше кукурузник в такие длинные зимы на лыжах "приводнялся!? Наверное в КБ не самые глупые люди сидят!? wink
  7. mav1971 4 декабря 2016 12:34
    Такие гидросамолеты (на 2-4 места) в конце 90-х, начале 2000-х самоучки делали десятками.
    И стояли они чуть ли не в каждой второй протоке или затоне на Волге.
    Сам только знаю не менее 5 таких гидросамолетов лично и о десятках слышал еще.

    Но есть одно большое "НО".
    Вернее их три.
    Три больших "НО".

    1. Пилоты.
    у нас нет школ пилотов (аэроклубов), где за небольшие деньги, можно научиться летать и получить сертификат.
    В той же малюсенькой Ирландии, их не менее 5.
    И стоимость обучения по их меркам - очень доступная.
    По крайней мере час полета у них стоит порядка 50 евро, при покупке всего курса обучения.
    Пробный полет 80-100 евро с предварительным инструктажем и тебе "дадут порулить", что бы ты понял, надо оно тебе или нет.
    Программа рассчитана всего на 45 часов.летной подготовки. Из них половина уже самостоятельные полеты.
    Учиться можно начинать с 15 лет, но лицензия выдается только с 17 лет.
    Соответственно нужно в наших условиях иметь стоимость обучения меньше чем 150 тысяч рублей. край - 200 тысяч рублей.


    2.
    Обслуживание.
    Те же двигатели - нужно обслуживать, это все же не Вихрь-30 и не ИЖ-Планета, который на любой коленке можно разобрать и собрать.
    Нужны "спецы", доступные по деньгам и расстояниям.
    А это должен делать продавец гидросамолетов.
    Он должен создавать дилерскую и сервисную сеть.
    С качественным обучением сервисников и отлаженной логистикой.

    3.
    Стоимость гидросамолета.
    Она не должна превышать 60-80 тысяч долларов.
    Иначе, никак.
    Что бы сначала могли покупать обеспеченные люди, потом появился вторичный рынок и уже могли покупать и использовать менее обеспеченные, но желающие пользоваться.


    И да.
    Это очень аварийный вид транспорта.
    Бьются по нескольку раз в год.
    И это при условии, что их у нас очень мало.
  8. Antony 4 декабря 2016 15:46
    Цитата: Котище
    Ваши слова да богу в ушии! Присоединяюсь!
  9. Monster_Fat 30 января 2017 12:34
    Эта "новая разработка" (или что-то на нее похожее) под разными названиями принимает участие практически во всех шоу гидроавиации которые устраивают каждый год в Геленджике. Кроме того там таких "новых" разработок существующих в единичном экземпляре и в инициативном порядке изготовленных или на известных авиа-предприятиях или в "гаражах" умельцев, показывают по несколько штук, но дальше опытных образцов дело не двигается с места-нет спроса на эту технику. Дошло до того, что по моему с 2012 года американские и европейские производители перестали вообще привозить свою технику в Геленджик, мотивируя это тем, что ее все равно никто не покупает....
Картина дня