"А тот, который во мне сидит…"

"А тот, который во мне сидит…"После создания летательных аппаратов пятого поколения наши и американские ученые и авиационные врачи столкнулись с рядом прежде не отмечавшихся факторов воздействия на организм пилотов: так называемые боковые перегрузки, десятки новых зрительно-вестибулярных иллюзий, общая дезориентация в результате мгновенной смены векторов перегрузки, ощущения перехода из одного пространства в другое, проявление головокружения и тошноты на режимах угла атаки в районе 90± и энергичном торможении. Было отмечено, что длительность перегрузки величиной в 10–12+ Gz более минуты практически вводит мозговую деятельность в состояние «отсутствия». И в одно время катастрофы F-22, когда пилоты теряли сознание и наступала пространственная дезориентация, привели ученых США в замешательство. Стало понятно, что это для многих режимов энергичного маневрирования – это основные причины срывов летных заданий.

ЭРГОНОМИКА ВОЗДУШНОГО БОЯ

А теперь представьте, в какой обстановке работают пилоты самолетов пятого поколения: нашлемные дисплеи, на которые выводится пилотажно-навигационная и тактическая информация, цветные дисплеи взамен обычных приборных досок... Причем в дисплеях используется принцип сенсорного управления, широко применяются речевое управление, аудиосистемы, принцип «портального кодирования». Тактические задачи решаются с помощью компьютера. В кабине пренебрегают принципом преемственности. Каждый элемент кабины подвергается летным составом эргономической оценке систем отображения информации и сопряжения человеко-машинного интерфейса в области автоматизации. На создание самолетов пятого поколения нацелены более 100 научных программ, в первую очередь именно по разработке человеко-машинного интерфейса. Выделяется на эти цели более 1,5 млрд долл. Но все, что сегодня делается для оптимизации деятельности экипажей, даже на стендовых испытаниях по эргономическим, психофизиологическим показателям едва ли удовлетворяет более чем на 40%.

Кроме того, как уже отмечалось, в ходе испытаний летательных аппаратов пятого поколения был выявлен ряд серьезных психофизиологических проблем:

– различные формы затруднения в психической деятельности при воздействии маневренных перегрузок – в частности, возникновение более пяти новых форм иллюзий;

– необходимость в разработке содержания психофизиологических тренировок, тренажеров и формировании интеллектуальных способностей при решении тактических задач одним членом экипажа;

– распределение функций между человеко-машинным интерфейсом;

– обоснование требований к здоровью, средствам защиты от воздействий физических факторов, мультисенсорным системам поддержки функционального состояния психики, организация противодезориентационной поддержки;

– разработка эргономических требований к созданию полноценной экспериментальной базы в интересах формирования эргономических программ для летных испытаний.

НОВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Надо полагать, что усиление контроля за выполнением государственного оборонного заказа в части касающегося учета человеческого фактора приведет к увеличению эффективности использования новых летательных аппаратов по сравнению с самолетами четвертого поколения как минимум на 30–50%. Но техника, позволяющая высокоманевренные режимы в воздушном бою, это еще не все. Есть сложности, возникшие при эксплуатации самолетов пятого поколения, решение которых под силу разве что авиационной медицине. Вот их перечень:

– полет на больших углах атаки при скольжении или большом торможении вызывает новые виды иллюзий, создающих выраженный дискомфорт, а также тошноту;

– полет с перегрузкой +10Gz вызывает физический дискомфорт, потерю пространственной ориентировки, ухудшение зрения, травмы мышц спины, позвонков и связок шеи;

– высокоскоростное маневрирование вызывает ощущение ускоренного потока информации, требующего не рефлекторных навыков, а опережающего прогностического мышления, особенно в условиях, связанных с дефицитом времени.

Кроме того, появился новый психофизиологический феномен мгновенного перехода из одного пространства в другое. И вот к какому выводу пришли летчики США. Приведем их наблюдения в кратком изложении: «В условиях высокоманевренного полета успеваешь использовать только РУС и РУД. Сенсорные, тактильные пульты, голосовые подсказки не решают проблему. Для снятия информации одновременно о противнике, выборе оружия и безопасности полета времени не хватает. Летчик скорее «чувствует», чем понимает, происходящее. Обобщенная информация на индикаторах далеко не всегда совпадает с текущим образом полета. Приоритетным ограничением человеческих возможностей выступает скорость изменения ситуации».

Почему так важны научные исследования в области авиационной медицины и психофизиологии? Во-первых, потому, что человек более определенно, чем когда-либо раньше, является «ограничивающим фактором». Во-вторых, летное время станет столь дорогим, что потребуются новые принципы обучения на тренажерах и спортивных самолетах. В-третьих, доминантность тактических задач упрется в проблему дезориентации, поэтому потребуется сформировать у пилотов новые психические качества.

При этом стратегия не только в том, чтобы облегчить пилотирование. Самое главное – переиграть противника. А для этого потребуются развитое рефлексивное сознание, интеллект, альтернативный выбор, выход в сферу нестандартного поведения. И за этим всем стоят науки о человеке.

Какие профессиональные качества нужны для воздушного боя? Перечислим: агрессивность, сила воли, установка на победу, энтузиазм, инициатива, хитрость, жизнестойкость, физическая выносливость. А что необходимо для обеспечения работоспособности в бою? Перечислим эти профессиональные качества: стрессоустойчивость, образность мышления, устойчивость к дезориентации, гибкость ума, выраженный интеллект, помехоустойчивость, профессионализм, критичность к себе.

ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕТНОГО ЗДОРОВЬЯ

Для обеспечения здоровья требуется серьезное переоснащение диагностической аппаратуры, нагрузочных проб в интересах исследования мозговых функций, системного функционирования анализаторов, в том числе и двигательного, кинестетического. Особенно функциональных возможностей устойчивости к пространственной дезориентации, помехоустойчивости.

Клиническая медицина авиационных госпиталей – это тоже научная база для врачебно-летной экспертизы. Уже сегодня следует усилить профессиональную подготовку авиационных клиницистов в области знаний по авиационной медицине, касающихся функционирования зрительных и вестибулярных анализаторов, функционирования мозговой и психической деятельности.

Опыт разрозненности методологии клинической, экспертной, научной деятельности врачей в авиации МВД, ФСБ, МЧС сегодня нежелателен, поскольку от этого страдает организация защиты профессионального здоровья летных экипажей. Стало быть, речь идет об интеграции на федеральном уровне.

В 1985 году мы провели новый особый эксперимент для создания функциональных органов. Это был один из примеров в области научных исследований по этой проблеме. Интересным был также эксперимент по формированию функциональных органов, то есть новообразований в регуляции двух разных систем психологической и физиологической (эксперименты В. Пономаренко, В. Лапы, А. Обознова, А. Архангельского, В. Зорилэ, 1989 год).

Речь шла о подготовке летчика к выполнению сложных действий при работе с прицелом в условиях воздействия динамических перегрузок, характерных для высокоманевренного полета. Опыт полетов показал, что выработанные на статоэргометре навыки к мышечной защите, переходе на брюшной тип дыхания, статического давления на педали в момент воздействия больших величин и длительности перегрузок уверенно повышали устойчивость на режимах пилотирования. Однако в условиях воздушного боя переносимость этого фактора резко снижалась, и эффективность выполнения задач падала. Причина – параллельность двух задач по сосредоточению внимания на физиологической функциональной системе, определяющие защитные реакции в психической системе, определяющей управляющее действие по удержанию цели в сетке прицела.

Остановимся на некоторых проблемах, возникших в связи с модернизацией техники четвертого «+» поколения и самолетов пятого поколения. Возникли совершенно новые проблемы, ранее не встречающиеся в практике медицинского и психологического обеспечения полетов. В качестве примера остановимся лишь на одной проблеме – проблеме высокоманевренного полета и проявления новых видов систем информации.

Важнейшей проблемой стала дезориентация, потеря пространственной ориентировки, новые виды иллюзий. Как удалось установить, эти новшества обусловлены:

– сверхманевренностью, которая сопряжена с воздействием длительных маневренных перегрузок до 12 единиц;

– управлением непосредственно боковой и подъемными силами, вектором тяги двигателя;

– раздельным управлением векторами перегрузок и собственной угловой скоростью летательного аппарата;

– пилотированием на углах атаки до 90%;

– сокращенным пространством, в котором разворачивается дуэльная ситуация. За этим следует резкое увеличение угловых скоростей относительно углового перемещения объекта наблюдения;

– введением очков ночного видения и нашлемных систем прицеливания в сочетании с приборной информацией на защитном шлеме.

Конкретно при пилотировании в маневренном самолете возникают и новые специфические иллюзии – добавочная иллюзия пикирования (кабрирования или крена). По данным наших ученых Бухтиярова, Хоменко, Воробьева, эти иллюзии связаны с раздражением отолитов из-за появления в плоскости утрикулярных отолитов тангенциальных составляющих вектора перегрузки +Gz и гироскопического момента. Опасность их в том, что эти иллюзии возникают в простых метеоусловиях. Особенно часто они появляются при повороте головы.

Исследования выполнялись на центрифуге. Методом определения субъективной гаптической вертикали были установлены количественные выражения появления видов иллюзий в зависимости от поворота головы в рабочих диапазонах обзора внекабинной сферы и в кабине. Голова вперед – иллюзия пикирования, назад – иллюзия кабрирования. Здесь играют свою роль тонические шейные рефлексы. При повороте головы вправо при воздействии +Gz сопровождается иллюзией кабрирования и левого крена в положении головы вправо/вертикально и вправо/назад – иллюзией пикирования.

Использование нашлемных систем целеуказания и прицеливания востребовало более высоких и глубоких фундаментальных исследований. Вынесение информационного поля на голову, которая находится постоянно в движении – то есть линии визирования не совпадают с осью самолета – движение головы расширяет вероятность появления иллюзий кориолисового толка. Идет разрушение не только оперативного пространства, но и эволюционной схемы тела (Эрколайн, Превик, 2002). Возникают более сложные психологические коллизии о смене бытия. Такое впечатление, что у человека отняли свободу управлять собой и окружающим пространством. Пространство как бы пересадили из кабины на голову, причем не в качестве некоего «разума», а в качестве инструмента для исполнения действий в квазипространстве.

Должен отметить, что при создании F-22 проблем у пилотов было еще больше. И если они не справятся с новшествами летательного аппарата пятого поколения – все претензии и вопросы к пресловутому человеческому фактору.

Иначе говоря, авиационной медицине придется еще немало потрудиться, чтобы оптимизировать интерфейс машины с человеком.
Автор: Владимир Пономаренко, Сергей Айвазян
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/armament/2016-12-02/9_928_pilots.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 81

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Pete Mitchell 4 декабря 2016 06:16
    Недаром Отделения Высотных Иследований (ОВИ) в наших госпиталях назывались "гестапо" и ОртСтатические пробы казались изощрённой пыткой, Бог миловал и я не был на ОртДинамике. Для летчиков 5го поколения это покажется детской шуткой, удачи вам ребята.
    Терпения и финансирования нашим ученым медикам, иначе смысла вкладываться в самолеты 5го поколения не будет.
    Господи, пошли понимания проблемы власть придержащим, чтоб не жмотничали.
    1. Titsen 4 декабря 2016 15:27
      Цитата: Pete Mitchell
      Господи, пошли понимания проблемы власть придержащим, чтоб не жмотничали.


      Вот это как раз вряд ли...
    2. люся 5 декабря 2016 22:00
      Отстал от жизни. Раньше в госпитале называлось ОВЛЭ.
      Про гестопо и пытки первый раз слышу, а вот подтверждение поговорки " здоровых людей нет, есть не обследованные " можно отнести к этому отделению.
      Обычно лет до 25 крутили на Барани " скручивающим баранчиком", а потом только б/камера. В общем почти 2 недели отдыха.
  2. Атеист 13 4 декабря 2016 06:20
    А я думал что бой самолетов 5 поколения,это обнаружил противника раньше и послал приветствие в виде ракеты,а тут специалисты говорят о высокоманевренном бое,это чё типа свалки самолетов как в ВОВ что ли? Или я чё то не понял?
    1. Sura 4 декабря 2016 07:05
      Сопки и горы на Земле не кто не отменял, там далеко не видно, ракету пустил, промазал, взрыв на склоне горы, через секунду-две сам рядом пролетаешь и камешек от взрыва в воздухозаборник, так, что по старинке, только пушка...
      1. Комментарий был удален.
    2. mav1971 4 декабря 2016 12:51
      Цитата: Атеист 13
      А я думал что бой самолетов 5 поколения,это обнаружил противника раньше и послал приветствие в виде ракеты,а тут специалисты говорят о высокоманевренном бое,это чё типа свалки самолетов как в ВОВ что ли? Или я чё то не понял?


      Тут просто в кучу свалили.
      5 поколение по электронике и сверхманевры.

      Смысл один: техника может творить чудеса, а человеческий организм - нет!
      Вот и все.

      Всегда, в многокомпонентных системах есть "слабое звено"/"игольное ушко" - по которому в итоге и определяется работоспособность всей системы и ее производительность.
      Независимо от того, какие сверхмощные или сверхсовременные компоненты - всегда расчет на слабое звено.
      Здесь это - пилот!
      1. Юрий из Волгограда 4 декабря 2016 14:42
        Цитата: mav1971
        Цитата: Атеист 13


        всегда расчет на слабое звено.
        Здесь это - пилот!

        Вот поэтому, скорее всего боевая авиация будет все более беспилотной.
    3. _Slavs 4 декабря 2016 16:47
      РЭБ похоронит большую часть ракет, остальные - промах, а задачу выполнать надо, надо. Нам нужно пративника хоть и пустого не упусктить. Тут и пушки сгодятся. Но маневринный бой не на 2000 будет, а где-то на 600-850. И чем вы мне скажите данный бой будет отличатся по перегрузкам от боя на Миге или Су, пожалуй даже легче - умнее борт, гидравлики меньше - более откликаемая машина. А доманеврироваться до границ здоровья в лёгкую можно и на предыдущих. Или шибко умный шлем голову скрутит, ы вроди б ограничивали мин. вес пиллота - шея у легкого чутли не ламается. Вот и с кислородом у штатовцев проблемы не детские были на F22 привод. к потере сознания и всяческим голюнам, решили хоть они, аль нет?
      1. mav1971 4 декабря 2016 18:51
        Цитата: _Slavs
        РЭБ похоронит большую часть ракет


        РЭБ - это основная фикция современности.
        Что бы РЭБ работало так, как про нее пишут пропагандисты из "голубого ящика" - надо иметь мощности соизмеримые с мегаваттами.
        А такие на самолетах не стоят.
        Не идеализируйте РЭБ.
        Сверманевром на уже 20 лет кормят, думаю. что и РЭБ - та же сверхраздутая фикция.Которая к реальному отношению дел не имеет ничего общего.

        Как пример.
        Тот же Рычаг, заполняет весь объем Ми-8 и всю его нагрузку, и защищает только себя одного.
        Соответственно такой вертолет воевать не может в принципе. ввиду невозможности подвесок.
        Это как солдат, со щитом. но без меча или копья.
        И какой в нем смысл?

        Зато про Рычаг пишут. "неимеющееаналоговвмире". Кому он такой нужен?
        1. AID.S 5 декабря 2016 00:32
          Цитата: mav1971
          Не идеализируйте РЭБ.
          Сверманевром на уже 20 лет кормят, думаю. что и РЭБ - та же сверхраздутая фикция.Которая к реальному отношению дел не имеет ничего общего.
          Как пример.
          Тот же Рычаг, заполняет весь объем Ми-8 и всю его нагрузку, и защищает только себя одного.
          Соответственно такой вертолет воевать не может в принципе. ввиду невозможности подвесок.
          Это как солдат, со щитом. но без меча или копья.
          И какой в нем смысл?

          Из открытых источников -полезная нагрузка Ми-8 от 4 тн.
          Рычаг (РЭБ) — Википедия
          ru.wikipedia.org›Рычаг (РЭБ)
          Рычаг (Рычаг-АВ) — система радиоэлектронной борьбы класса «воздух-земля» и «воздух-воздух», станция активных помех. Производитель — КРЭТ. Назначение: «ослепление» электроники противника. .....Вес оборудования: 1500 кг.
          Ваш комментарий абсолютно некомпетентен с любой стороны.
          1. mav1971 5 декабря 2016 06:39
            Цитата: AID.S
            Цитата: mav1971
            Не идеализируйте РЭБ.
            Сверманевром на уже 20 лет кормят, думаю. что и РЭБ - та же сверхраздутая фикция.Которая к реальному отношению дел не имеет ничего общего.
            Как пример.
            Тот же Рычаг, заполняет весь объем Ми-8 и всю его нагрузку, и защищает только себя одного.
            Соответственно такой вертолет воевать не может в принципе. ввиду невозможности подвесок.
            Это как солдат, со щитом. но без меча или копья.
            И какой в нем смысл?

            Из открытых источников -полезная нагрузка Ми-8 от 4 тн.
            Рычаг (РЭБ) — Википедия
            ru.wikipedia.org›Рычаг (РЭБ)
            Рычаг (Рычаг-АВ) — система радиоэлектронной борьбы класса «воздух-земля» и «воздух-воздух», станция активных помех. Производитель — КРЭТ. Назначение: «ослепление» электроники противника. .....Вес оборудования: 1500 кг.
            Ваш комментарий абсолютно некомпетентен с любой стороны.


            Гениям Википедии.
            Найдите фото МИ-8 с Рычагом изнутри.
            Оно в сети есть.
          2. ProkletyiPirat 7 декабря 2016 21:43
            про вес вспомнил, а про объём забыл? или решил опустить подробности?
    4. Fast_mutant 10 декабря 2016 14:21
      Мне кажется, что американцы не просто так приостановили 5 поколение. И говорят о 6 (вероятно беспилотник). Человека ВНУТРИ самолета нет - хоть 100 Ж перегруз делай, Вместо ОДНОГО пилота хоть роту сажай за АРМы (пилот + оператор рэб + оператор вооружения+ кто то еще)... А вслучае чего обученный персонал в креслах сидит, а не от врагов по земле бегает. Так что, думаю, будущее за беспилотными аппаратами. При всем глубочайшем уважении к летчикам!
  3. demiurg 4 декабря 2016 06:27
    Слишком сложно для обычного читателя Топвара.
    Понятно что проблема из за перегрузок есть, вернее она и был раньше. Так же понятно что в данный момент нет уверенной передачи массы информации между пилотом и машиной.
    А где пути решения проблем?
    1. мыслитель 4 декабря 2016 08:05
      Так как человеческий организм все-таки имеет определенные пределы по физическим нагрузкам, то беспилотный истребитель сможет развивать большую скорость, выполнять более сложные маневры в плане перегрузок и даже выходить в космос. Идет речь и о гиперзвуковой скорости.
      https://topwar.ru/98233-istrebitel-6-pokoleniya-z
      avtra-dlya-rossii-i-ssha.html
    2. активатор 4 декабря 2016 10:29
      Цитата: demiurg
      Слишком сложно для обычного читателя Топвара.

      Это не то ,что сложно ,а если из текста убрать" самолеты 5 го поколения" то может показаться что речь идет о звездолетах которые преодолевают пространство с помощью кротовых нор и описываются проблемы которые возникают у людей,В часности после прочтения подобного
      в частности, возникновение более пяти новых форм иллюзий;
      и вот этого
      Кроме того, появился новый психофизиологический феномен мгновенного перехода из одного пространства в другое.
      то у меня прорисходит вот это
      Возникают более сложные психологические коллизии о смене бытия.
      1. lis-ik 5 декабря 2016 10:42
        Честно говоря, как любителю околонаучной фантастики представилось тоже самое, особенно пассаж про мгновенный переход из одного пространства в другое. Неевклидовая геометрия?
        1. 3x3zsave 5 декабря 2016 19:58
          Да-да, область нелинейности и сферы Шварцшильда
    3. Вояджер 4 декабря 2016 12:12
      Именно такими и должны быть статьи на ВО: чтобы узнавать новое и хоть немного напрягать мозги читателям, увеличивать кругозор, а не мусолить попкорном политические статьи о дурных противниках и бравых наших войсках.

      Странно что в статье все эти проблемы отводят к 5 поколению, хотя они начались еще намного раньше. Над решением уже работают - "разгрузка" для летчика с увеличением интеллекта автоматики.
      1. demiurg 4 декабря 2016 12:28
        Цитата: Вояджер
        Именно такими и должны быть статьи на ВО: чтобы узнавать новое и хоть немного напрягать мозги читателям, увеличивать кругозор, а не мусолить попкорном политические статьи о дурных противниках и бравых наших войсках.

        Странно что в статье все эти проблемы отводят к 5 поколению, хотя они начались еще намного раньше. Над решением уже работают - "разгрузка" для летчика с увеличением интеллекта автоматики.


        Статья неполная. Не показаны пути решения проблем. А так еще МиГ-29 превосходил по летным данным возможности пилота.
    4. Лопатов 4 декабря 2016 12:27
      Цитата: demiurg
      Понятно что проблема из за перегрузок есть, вернее она и был раньше. Так же понятно что в данный момент нет уверенной передачи массы информации между пилотом и машиной.

      Скорее здесь проблема сенсорной перегрузки. Осложнённая всё увеличивающимся количеством иллюзий, которые подбрасывает нам наш мозг.

      И кстати, это проблема не только для лётчиков. Просто у них она наиболее выражена.

      Пути решения? Электронные системы всё больше функций должны брать на себя. А лётчики.... Им надо больше тренироваться. Причём не на тренажёрах.
      1. demiurg 4 декабря 2016 12:33
        Цитата: Лопатов

        Скорее здесь проблема сенсорной перегрузки. Осложнённая всё увеличивающимся количеством иллюзий, которые подбрасывает нам наш мозг.
        И кстати, это проблема не только для лётчиков. Просто у них она наиболее выражена.
        Пути решения? Электронные системы всё больше функций должны брать на себя. А лётчики.... Им надо больше тренироваться. Причём не на тренажёрах.

        Уже 9же пилот может выдерживать буквально 3-4 секунды. Потом восприятие стремительно ухудшается, и никакие тренировки не помогают. Предел физических возможностей организма.
        Остается только автоматизация, дроны и БПЛА. Смысл таскать человека?
        Даже сейчас сомневаюсь что истребители вылетают на свободную охоту. Время пилотов к сожалению проходит.
        1. Лопатов 4 декабря 2016 12:50
          Цитата: demiurg
          Уже 9же пилот может выдерживать буквально 3-4 секунды. Потом восприятие стремительно ухудшается, и никакие тренировки не помогают. Предел физических возможностей организма.

          Вы невнимательно прочитали. Проблема не в перегрузках как таковых, проблема в иллюзиях, которые они вызывают. Как Вы думаете. почему в танках появились огромные указатели положения башни?
          Как погиб сын Кеннеди? Простенький самолёт, совсем не гиперзвуковой, слепой полёт, неопытный лётчик, иллюзия вращения, которая противоречила показаниям приборов. Он доверился своим ощущениям и утопил самолёт, себя самого, свою жену и её сестру. Даже небольшая перегрузка, создав иллюзию, убила трёх человек.

          А новейшие самолёты с их "сверхманевренностью" создали эффект того, что количество иллюзий, вводящих лётчика в заблуждение, выросло лавинообразно. Перегрузка теперь может иметь любой вектор, и как на это реагирует вестибулярный аппарат пока не совсем ясно.
          И при этом заставить лётчика полностью отказаться от "лишних чувств" тоже нельзя, это снизит его эффективность именно в том самом "прогностическом мышлении", которое требует современный бой.

          Цитата: demiurg
          Остается только автоматизация, дроны и БПЛА. Смысл таскать человека?
          Даже сейчас сомневаюсь что истребители вылетают на свободную охоту. Время пилотов к сожалению проходит.

          До создания полноценного ИИ как до Пекина задним ходом. Посему "пилотный" самолёт всегда будет бить беспилотный.
          1. voyaka uh 4 декабря 2016 18:28
            "Посему "пилотный" самолёт всегда будет бить беспилотный"////

            Недавно опытному американскому асу истребителю со стажем дали "пободаться" с программой. При равных характеристиках самолетов (кажется были Ф-15).
            Он проиграл 100% - комп. не дал ему ни единого шанса. Человек не добился ни одной условной воздушной победы.
            Сам он был ошеломлен, так как знал много "трюков", "ловушек" и т. д. "Комп" успел избежать их всех, благодаря более быстрой реакции, мгновенно "выучил их"(программа самообучающаяся), и применил
            против "учителя".
            1. Лопатов 4 декабря 2016 21:02
              Дайте угадаю... Лётчик был на тренажёре? Это был не реальный полёт?

              Игра в поддавки.

              Что надо сделать, чтобы слепой фехтовальщик победил зрячего? Правильно, завязать последнему глаза.
          2. антивирус 4 декабря 2016 18:52
            как управлять дроном в доли сек за 3 000 тм?
            1. lis-ik 5 декабря 2016 10:53
              Применить "Принцип неопределённости Гейзенберга" это шутка конечно, но всё к тому идёт.
    5. Юрий из Волгограда 4 декабря 2016 15:13
      Цитата: demiurg
      Слишком сложно для обычного читателя Топвара.

      С точки зрения банальной эрудиции, сквозь призму абстракции, не каждый индивидуум способен к адекватной интерпретации реальной действительности.
      1. антивирус 4 декабря 2016 18:53
        Оно конечно потому что когда бы ежели чего ни что иное как вообще
    6. антивирус 4 декабря 2016 18:49
      свернуть мозги до боя, а не во время войны мозги разбрызгать
    7. opus 4 декабря 2016 18:58
      Цитата: demiurg
      Слишком сложно для обычного читателя Топвара.

      Действительно.. wassat

      Цитата: авторЫ
      – полет с перегрузкой +10Gz вызывает физический дискомфорт

      я хоть не летал с "перегрузкой в + аж 10Gz""

      шо за Gz? мб Hz?
      с частотой аж 10 раз в секунду" мне как то дискомфортно
      Цитата: авторЫ
      проявление головокружения и тошноты на режимах угла атаки в районе 90± и энергичном торможении.

      Что-то меня тут смущает



      Цитата: авторЫ
      При повороте головы вправо при воздействии +Gz

      Да уж...повернуть голову на +Gz точно будет плоховато пилоту


      впрочем...
      Если глянуть авторов...
      Все понятно

      Председатель Всероссийской партии «За справедливость!» Владимир Пономаренко

      Одесское артиллерийское училище, 1967г.
      Военно-политическая Академия им. В. И. Ленина, 1979 г.
      Академия общественных наук при ЦК КПСС (в настоящее время — Академия государственной службы при Президенте РФ), 1989 г.
      Институт МИРБИС при Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова по программе «Менеджмент в коммерческой деятельности», 2001 г.
      Опыт работы:

      С 1964 по 1994 г.г. — служба в рядах Вооруженных Сил СССР и Российской Федерации.
      Последние занимаемые должности в рядах ВС:
      1988 год. Заместитель начальника политического управления Главкомата войск Дальнего Востока (г. Улан-Удэ)
      1989 год. Заместитель начальника политического управления Центральной группы войск.
      1990 год. Заместитель начальника политического управления Западной группы войск.
      В 1994 году в связи с сокращением штата и выводом группы войск уволен в запас.
  4. Изгоняющий либероидов 4 декабря 2016 08:01
    Честно скажу -интересно, но,как делетанту непонятно.Точнее,понятно что новое поколение техники создает новые проблемы связанные психикой и биологией современного человека.
  5. служивый. 4 декабря 2016 08:55
    Видимо поэтому следующее поколение самолётов и будет беспилотным...
    1. novobranets 4 декабря 2016 09:41
      Цитата: служивый.
      Видимо поэтому следующее поколение самолётов и будет беспилотным...

      Еще при испытаниях Су-47 учеными было сказано, что возможности техники превзошли возможности человека. Беспилотный скоростной самолет, это не тихоходный разведывательный БЛА, управление намного сложнее. А если еще в условиях воздушного боя... ИИ еще не создан, а дистанционное управление не потянет, не сможет оператор увидеть и оценить всю воздушную обстановку так, как пилот из кабины.
  6. andrewkor 4 декабря 2016 09:26
    Цитата: служивый.
    Видимо поэтому следующее поколение самолётов и будет беспилотным...

    Так ведь заявлено,что Т-50 будет и в беспилотном варианте,как и "Армата"!
  7. voyaka uh 4 декабря 2016 11:30
    Все верно. На 5-м поколении летчиков переучивают почти заново.
    Особенно на Ф-35 с шлемом "виртуальной реальности".
    Летчик должен часами пребывать как-бы внутри мультика, будучи его
    "персонажем". Это сходно с ощущениями заядлого геймера.
    Чтобы облегчить жизнь пилота, в Ф-35 значительно увеличена роль
    автопилота. А летчик сосредоточен на поиске целей, на стрельбе и взаимодействии
    - обмену информацией - с землей и другими самолетами, в том числе, БПЛА в общей сети.
    Результат может быть ошеломляющим по эффективности, но переучиваться должны
    и пилоты и все звенья сети.
    1. Вояджер 4 декабря 2016 12:19
      Наверняка будет придуман термин подобному состоянию - чуть ли не слиянию машины и человека в одно целое, когда не существует ничего лишнего, личного и прочего, только обстановка внутри этого мира, информационное поле и поступающие ЦУ. Если уже не придумали и не написали методички.
      1. Архонт 4 декабря 2016 13:14
        в мире вархаммера есть аналог - слияние разума пилота титана с искусственным разумом этого титана, состоящим из слепков разумов предыдущих пилотов.
    2. demiurg 4 декабря 2016 12:44
      Вопрос перегрузок всё равно остается нерешенным. А на 1.5-2 звуках даже в развороте с радиусом в десяток другой км можно выхвать 8-9 же. А это критично.
    3. антивирус 4 декабря 2016 18:57
      четко понимать пределы совершенства мозга? или конкретного человека?
      или разделение ролей до выхода информации к человеку?
      А проще 10 ракет "отпустить" из шахты, чем все это разрабатывать?
      1. 1Markus 4 декабря 2016 22:13
        Цитата: антивирус
        А проще 10 ракет "отпустить" из шахты, чем все это разрабатывать

        Не проще, так как стационарное пво без прикрытия не более чем мишени.
  8. avia1991 4 декабря 2016 11:36
    Ооох... тяжеловата статья для восприятия what
    Но если резюмировать, поневоле вспоминается фантастический роман "Игра Эндера":
    Летчик скорее «чувствует», чем понимает, происходящее. Обобщенная информация на индикаторах далеко не всегда совпадает с текущим образом полета.
    Это из наблюдений пилотов, и одним из вариантов решения, похоже, может стать описанный в романе принцип "выращивания" пилотов будущих ЛА из детей детсадовского возраста, с созданием соответствующих условий и принципов тренировок..
    belay Мама дорогая!..
    1. voyaka uh 4 декабря 2016 11:54
      "с созданием соответствующих условий и принципов тренировок.."////

      Не знаю, с детсадика ли, но без навыков геймера, без способности быстро
      следить за мелькающим экраном с массой информации и мгновенно реагировать джойстиком на многие
      профессии скоро дорога будет закрыта.
      Не только в армии. На профессию хирурга, например.
      1. Вояджер 4 декабря 2016 12:15
        А
        Цитата: avia1991
        Ооох... тяжеловата статья для восприятия what
        Но если резюмировать, поневоле вспоминается фантастический роман "Игра Эндера":
        Летчик скорее «чувствует», чем понимает, происходящее. Обобщенная информация на индикаторах далеко не всегда совпадает с текущим образом полета.
        Это из наблюдений пилотов, и одним из вариантов решения, похоже, может стать описанный в романе принцип "выращивания" пилотов будущих ЛА из детей детсадовского возраста, с созданием соответствующих условий и принципов тренировок..
        belay Мама дорогая!..

        Важно уметь комбинировать понимание и чувства. Видимо это и есть одно из самых сложных для летчика.
    2. iouris 4 декабря 2016 13:37
      Цитата: avia1991
      Ооох... тяжеловата статья для восприятия

      В 1970-ых в учебные программы подготовки инженеров были включены вопросы инженерной психологии и эргономики. В ходе "оптимизации" эти вопросы исключили, в вузах специалистов практически не осталось, поэтому проблематика "человеческого фактора" не воспринимается, а ведь это ключевой вопрос эффективности систем класса "человек-техника".
  9. M0xHaTka 4 декабря 2016 12:28
    То, что приведено в качестве основных требований к летчику 5-го поколения - типичный прогеймер. Осталось только решить проблему перегрузок и галлюцинаций.
  10. Архонт 4 декабря 2016 13:02
    возможно, в будущем пилоты станут первыми носителями кибернетических аугментаций
  11. mav1971 4 декабря 2016 13:03
    Ну наконец то хоть кто то обобщил то, о чем ранее приходилось говорить только в спорах.
    А то основные тезисы комментаторов Топвара сверхманевры - мы всех победим!

    Один пиар на этом всем.
    Телевидение уже пару десятков лет нам промывает мозги. какие классные у нас самолеты. Показывая только показательные выступления на аэрошоу.

    Но это мне напоминает цирковые выступления.
    Там и сальто крутят по сотне раз,
    И тиграм в пасть головы суют.
    И на бегемотах катаются.
    И жонглируют работающими бензопилами или десятками шаров и булав.
    Показывают чудеса акробатики стоя на высоте в 3-5 метров на десятке разных кусков труб.
    и т.д и т.п.
    И мы понимаем, что это "чудеса".
    И это удел одного из миллиона.
    Попробуйте в живой природе подойдите к бегемоту или тигру? проживете секунд 30, пока мозг не остынет :)

    Попробуйте сделать десять сальто подряд?
    Попробуйте пожонглировать хотя бы пятью шарами. не говоря уже о работающей бензопиле?


    А наши "урякалки" и рептилоиды из параллельных вселенных - почему то те же самые цирковые номера в исполнении "фокусников-испытателей" на цирковом представлении-аэрошоу" - воспринимают это как возможности обычного строевого пилота. А такого нет и не будет.

    Нельзя по цирку - считать что так может каждый.

    Я уже раз пять писал ранее о том, что в уже в четвертом плюс и пятом поколении - слабое звено - пилот.
    Что неспособен пилот в бою сохранять боевую концентрацию при перегрузке в 7-8G.
    Самолет может - пилот нет.
    Все.
    Хотите воевать не теряя самолетов в бою и пилотов - забудьте про цирковые сверхманевры.
    1. Лопатов 4 декабря 2016 13:09
      Проблема иллюзий впервые проявилась ещё тогда, когда лётчиков "слепому полёту" учить начали. Где-то в Первую Мировую.
      Вы таки считаете, что уже тогда надо было отказаться от развития авиации, так как "пилот не может"?

      Проблема определения положения башни танка наводчиком впервые появилась с появлением оных башен.
      Есть два пути её решения- тренировать танкиста и отказаться от башен. Насколько я Вас понял, вы считаете второй путь более адекватным?
      1. mav1971 4 декабря 2016 14:10
        Цитата: Лопатов

        Есть два пути её решения- тренировать танкиста и отказаться от башен. Насколько я Вас понял, вы считаете второй путь более адекватным?


        Давайте разделять "те" года, от настоящих лет.
        Науки тогда в том виде, в котором она сейчас - не было.
        Сейчас наука может четко дать пределы человеческого организма.

        И единицы "циркачей" из миллонов людей - это те самые "отклонения", подтверждающие "правила".

        В контексте авиации и космонавтики.
        Если наука (путем уже 70 лет непрерывного изучения организма человека в предельных режимах) говорит: "все, достигнуты пределы человеческого организма" - значит надо с этим согласиться.
        И либо делать упор на беспилотники, либо затрачивая запредельные ресурсы. выявлять и тренировать циркачей.
        Второй вариант - это знаете ли ближе к фильмам про супергероев.
        в том смысле. что их будут от силы пара десятков на всю страну. и каждый из них обойдется в олимпиард.
        Когда пределы организма - это пределы организма.
        На 9 метров без чудес биохимии и биофизики никто не прыгнет.
        На 9G человеческий мозг взять пределы не может.

        И правильно говорят, что на пилотов Пак-ФА, F-22, F-35 по хорошему надо учить с нуля, а не переучивать имеющихся.
        Ибо из имеющихся смогут просто летать на нем только 60%, и из этих 60% только 20% смогут показывать хотя бы половинный его потенциал.
        Соответственно методика подготовки должны коренным образом поменяться.
        Так как это не "самолет с компьютером", а "компьютер с крыльями".
        И в пилоты брать уже не "любящих небо с отличным здоровьем", "а геймеров с отличным здоровьем".
        Т.е. не учить пилота пользоваться компьютером - а учить геймера не мешать летать самолету.

        ЗЫ.
        Я не 15 летний геймер-красноглазик.:)
        В игры последние 10 лет не играю.
        Но считаю. что именно они за последние 25 лет полностью изменили концепцию вооруженных сил на Западе.
        Все эти сетецентричности, их примеры реализаций - все из игр.
        Все люди принимающие решения - выросли на играх и воленс-ноленс, игры поучаствовали в формировании их образа мышления и восприятия.
        И надо научиться думать так как они, их категориями, и их правилами.
        И если вы не отыграли на качественном уровне в нормальных компьютерных стратегических играх и одновременно в играх-симуляторах несколько лет
        (все эти современные "танчики, самолетики, кораблики" не считаю за стратегические игры) - вам будет тяжело воспринимать их мышление..
        1. Лопатов 4 декабря 2016 16:31
          Как много воды.... И как мало информации
          Честно говоря, так и не понял, почему, говоря фигурально, необходимо отказаться от башни вместо обучения наводчика.

          Игры? 8))))))))))))))))
          Будете смеяться, но военные их "юзают" уже столетиями. Вы попросту не разобрались, что первично, а что вторично. 8))))) Это военные игры демобилизовались. А не гражданские пришли в военную сферу.
          1. mav1971 4 декабря 2016 19:12
            Цитата: Лопатов
            Как много воды.... И как мало информации
            Честно говоря, так и не понял, почему, говоря фигурально, необходимо отказаться от башни вместо обучения наводчика.

            Игры? 8))))))))))))))))
            Будете смеяться, но военные их "юзают" уже столетиями. Вы попросту не разобрались, что первично, а что вторично. 8))))) Это военные игры демобилизовались. А не гражданские пришли в военную сферу.


            Военные игры пришли, а военные остались...
            как про цирк. что уехал, но без клоунов.

            И эти военные игры создавали гражданские люди, а не военные.

            Назовите мне военную игру. которая в режиме реального времени дает понимание "системы" взаимодействия разноплановых вооружений в атаке или защите, так как это делает например "Старкрафт2" ?
            Причем. когда идет командная игра, играет они в команде против неизвестного (или известного) противника по сети, который так же не глуп.
            Когда уже 15-летний пацан умеет взаимодействовать своими родами войск...
            И взаимодействовать с другими членами своей команды.
            А не в академии генштаба в 45 лет, двигая модельки...
            Используя Сивковские критерии.
            Самое главное здесь слово "системно" !!!

            А насчет танков - думаю. когда вы увидите. как мало танкистов будут способны работать на Армате хотя бы на 60-70% ее возможностей, тогда вы поймете, почему та ситуация, что сейчас с пилотами 5 поколения, и сложилась.
            1. Лопатов 4 декабря 2016 20:58
              Винтовочные артиллерийские полигоны. ВАП. Самый совершенный по сей день эмулятор пристрелки. Не требующий при этого никакого компутера.

              Ну а 15-летний пацан в реале не умеет ни-че-го. Ибо эмуляция никогда не приблизится к реальности достаточно для того, чтобы её полностью заменить. И Ваш "15-летний" скорее учится использовать несовершенство эмулятора, нежели становится отличным тактиком.
              1. mav1971 4 декабря 2016 23:16
                Цитата: Лопатов
                И Ваш "15-летний" скорее учится использовать несовершенство эмулятора, нежели становится отличным тактиком.


                Он учится системному подходу.
                Мыслить категориями и компонентами целого и общего.
                И попав в правильное место уже будет вести себя "сетецентрично".
                И его не потребуется учить думать глобально в течении 5-6 лет в военном училище и потом еще десяток лет.

                Готовый материал для обучения военному делу.
                А не бревно.
    2. pimen 4 декабря 2016 14:40
      Цитата: mav1971
      А то основные тезисы комментаторов Топвара сверхманевры - мы всех победим!
      Один пиар на этом всем.

      сверхманёвренность - это не только сверхперегрузки, но и возможность избегать сверхперегрузок. Главная составляющая в перегрузках - скорость
      1. mav1971 4 декабря 2016 16:32
        Цитата: pimen
        Главная составляющая в перегрузках - скорость


        Не 100% зависимость.
        Спортивные самолеты для высшего пилотажа.
        Перегрузки огромные при небольшой скорости.
        1. pimen 4 декабря 2016 16:56
          и я о том же. Сверхманёвренность просто возвращает современным истребителям утраченные возможности. Желудок к горлу - да, это было, лечилось отбором и тренировками - ничего нового (добавился антиперегрузочный костюм). Кроме того, всё это актуально для истребителей, которых, с учётом дороговизны машин, потребуется не так уж и много.
          1. mav1971 4 декабря 2016 17:22
            Цитата: pimen
            и я о том же. Сверхманёвренность просто возвращает современным истребителям утраченные возможности. Желудок к горлу - да, это было, лечилось отбором и тренировками - ничего нового (добавился антиперегрузочный костюм). Кроме того, всё это актуально для истребителей, которых, с учётом дороговизны машин, потребуется не так уж и много.


            Отбор и тренировки не помогут.
            Ибо предел возможностей..
            ну наберем мы за 100 олимпиардов - 100 человек пилотов-суперменов.
            Ну смогут они летать с перегрузками в 10G.
            Но недолго.

            Ибо сверманевренных ракет с перегрузками под 25 на терминальном режиме все больше и больше.
            А лет через 10, они все будут с перегрузками под 40.
            И спасения от них, в виде противоракетного маневра, самолету с пилотом, не будет вообще.
            Беспилотник имеет теоретические шансы увеличить свои перегрузки до 20-25.
            1. pimen 4 декабря 2016 18:04
              в общем, вы, конечно, правы, хотя подслеповатый глаз у ракет, наверное, останется
            2. voyaka uh 6 декабря 2016 00:46
              "Ибо сверманевренных ракет с перегрузками под 25 на терминальном режиме все больше и больше."/////

              Есть ракеты, как израильская Питон-5, которые просто умеют делать разворот на
              месте на 180 градусов. Зашли в хвост? Нет проблем - пускаешь ракету обычно. Она разворачивается и летит назад.
  12. iouris 4 декабря 2016 13:42
    Цитата: "все претензии и вопросы к пресловутому человеческому фактору".
    В данном случае, «человеческий фактор» - это уровень понимания проблемы заказчиком и разработчиком.
    Человек - компонент системы, поэтому эффективность боевого авиационного комплекса определяется (ограничивается) экипажем и другими человеческими компонентами "большой системы".
    Вот недавно из-за нехватки топлива в Колумбии упал самолёт с футболистами. Причина - ошибка принятия решения руководителем посадки, который неверно выбрал приоритеты.
  13. Башибузук 4 декабря 2016 14:35
    Хорошая статья. Вполне понятная. Хотя и ни разу не сидел в кабине самолета. Хоть первого, хоть пятого поколения.
    Столкнулась медицина с очередной проблемой, когда информационные системы человека не успевают за ситуацией. Не могут совместить несовместимое. Впихнуть, так сказать, невпихуемое.
    А выход один - сел в кабину, надел шлем виртуальной реальности - отключись от мира, к которому привык. Глаза отключить, уши. Обратная ситуация по отношению к сурдокамерным исследованиям и испытанием на тактильный голод.
    Кстати, у нариков очень похожие проблемы. Только они химией догоняются. А в этом случае - техникой. Да и на наркош наплевать и растереть, а вот пилотов надо приучать к работе, с 200 - 300-500 процентной интенсивностью.
    Надо расширять и ускорять способности мозга! Ох и тяжелая же проблема. Как приучать? Превращать вполне здорового человека в ненормального, на определенное время? А потом обратно в чувство приводить. Не позавидуешь. Никому.
    Отличная статья.
    1. антивирус 4 декабря 2016 19:04
      Шестое чувство создать? ЛЕГКО!!
  14. byxarik1 4 декабря 2016 15:02
    А в стройбате постоянно на сверхзвуке летали и ниче маневрировали - в санчасть гаситься fellow
  15. Громобой 4 декабря 2016 15:29
    Может грибочки какие перед вылетом давать,шучу конечно,но фармакология глубоко продвинулась в воздействии на мозг и мышцы человека.Фронтовые 100 грамм мельдония вообщем.Всей проблемы не снимет,но боец сможет более адекватно реагировать на перипетии боя.
  16. Оператор 4 декабря 2016 17:46
    Само собой напрашивается 6-е поколение самолетов - беспилотных.

    Планер самолета уже сейчас выдерживает ускорение 12g, а подготовленный человек с отличными физическими данными - только 10g.
  17. антивирус 4 декабря 2016 18:45
    высокоскоростное маневрирование вызывает ощущение ускоренного потока информации, требующего не рефлекторных навыков, а опережающего прогностического мышления, особенно в условиях, связанных с дефицитом времени.
    "Массандра" должного кач-ва заливается?
    Каманин и Королев( условно) мало провели опытов в отряде космонавтов?
  18. zibo1668 4 декабря 2016 19:38
  19. Falcon5555 4 декабря 2016 20:21
    – необходимость в разработке содержания психофизиологических тренировок, тренажеров и формировании интеллектуальных способностей при решении тактических задач одним членом экипажа;

    Необходимость в ... формировании интеллектуальных способностей ?.. при решении тактических задач?.. одним членом экипажа? Т. е. у пилотов надо формировать "интеллектуальные способности"?.. Вообще, или только при решении тактических задач? Их надо формировать при решении, т. е. во время рещения, или эти способности должны проявлятся при решении, а "формировать" их можно отдельно?

    – разработка эргономических требований к созданию полноценной экспериментальной базы в интересах формирования эргономических программ для летных испытаний.
    - а это что означает? Что такое "эргономические программы для летных испытаний" ? Что такое "интересы формирования эргономических программ для летных испытаний"? Что такое "экспериментальная база в интересах формирования эргономических программ для летных испытаний"? Что такое "эргономические требования" к "экспериментальная базе"? Чем они отличаются от эргономических требований просто для летных испытаний? Зачем весь этот словесный понос? Вся статья - словесный понос.
  20. N100 5 декабря 2016 19:16
    Кроме того, появился новый психофизиологический феномен мгновенного перехода из одного пространства в другое. И вот к какому выводу пришли летчики США. Приведем их наблюдения в кратком изложении: «В условиях высокоманевренного полета успеваешь использовать только РУС и РУД. Сенсорные, тактильные пульты, голосовые подсказки не решают проблему. Для снятия информации одновременно о противнике, выборе оружия и безопасности полета времени не хватает.


    Комментировать статью по теме в которой не разбираешся и имеешь слишком поверхностное знания не очень хочется но, но, всё таки попробую, мысль пришла в голову читая статью о переделке американцами F-16 в робот.
    А именно, если Т-50 добавить роботизированного штурмана, например пара Т-50, а над ними на не досягаемом для ракет противника расстоянии и высоте, за сотни километров один Миг-31 переделанный из самолёта перехватчика ПВО, в самолёт Авакс-штурман для сопровождения пары Т-50, и автоматизации штурманских задач, дабы максимально снизить нагрузки пилотов. То есть до уровня, когда штурман пары Т-50 сидящий в Миг-31 принимает решение даже о пуске ракет и запускает их самостоятельно; к примеру в виду того, что из за перегрузки пилот не успел среагировать на угрозу, а ЭРЛС Миг-31 зафиксировал её приближение, и так как радиус действия ракет позволяет захватить цель и уничтожить, Миг-31 принимает решение о пуске ракеты вместо пилота ведомого Т-50 или ведущего Т-50, ибо имеет оборудование большего радиуса обнаружения, и психика штурмана Миг-31 не деформирована большими перегрузками. То есть дублирование пуска оружия Т-50 из Миг-31.
    Получится звено из трёх самолётов одного сверх высотного и сверх скоростного Миг-31, и обычной пары истребителей.
    В случае необходимости Миг-31 сможет даже посадить дистанционно управляемый Т-50 в случае травмы пилота.
  21. михаил3 6 декабря 2016 19:34
    Не, ну вы только гляньте! От самолетов подошли! А я все ждал, откуда ж грянет...
    Да, для самолетов пятого поколения нужен вот такой вот пилот. Ах ребята... Еще в начале 60х встал вопрос, что вообще то можно создать воина, и нужно его создать, вот таким. Широко и стремительно думающим. С мощным, устойчивым разумом, великолепными рефлексами. С тренированным контролем над психоэмоциональной сферой. И далее по списку. Условия и техники были. Уже тогда. Позволяющие массово продвинуть обучение воинов в этом вот направлении. Но... Есть один крошечный вопрос. Ну вот мелочь одна. В теме про пирамиды я пытался донести нечто похожее.
    Нельзя ограничить технические достижения исключительно масштабным строительством. Нельзя ограничить такого рода обучение вождением самолетов.

    "Дворянки" в капотах широких
    Навагу едали с ножа,
    Но староста знал, что оброка
    Не даст воровать госпожа.

    В случае, если допустить сколь нибуть массовое обучение солдат Державы в подобном ключе, чем это кончится? Гвардия сменит власть. Неизбежно. Причем это произойдет не из обычной причины - не от неуемного властолюбия непригодных. Эти люди будут ой как пригодны! (вы только гляньте, что Путин натворил. обученный в чем то схоже) И глядеть на своеобычные игры во власть попросту не смогут. Такие люди чрезвычайно лояльны... покуда есть кому сохранять лояльность. Но тупым ворам командовать ими не удастся! Никогда! Ни за что!
    СССР предпочел самораспад, лишь бы не развивать своих людей до этого уровня. Все подобные идеи были заботливо уничтожены, часто вместе с их носителями. К чему пришли? Хе-хе...
  22. Никола3 6 декабря 2016 20:29
    Мда,прокладку надо менять.
    В смысле,между креслом и штурвалом.
    Человек здесь самое слабое звено,
    так что беспилотник и искуственный интеллект вам в помощь.
    1. михаил3 7 декабря 2016 11:52
      Да-да. Нечего человеку эволюционировать. Заменим его железом. А то страшновато как то...
  23. iouris 10 декабря 2016 13:40
    К сожалению, на "широкую аудиторию" транслировать проблемы авиационной медицины, инженерной психологии и эргономики поздно - за 25 лет замещения отечественного производства "общественность" сильно деградировала и превратилась в толпу профанов. Это показывают некоторые комментарии, авторы которых "прикалываются". Такие проблемы должны решать специалисты. Вообще, для начала в программу обучения инженеров разработчиков и "эксплуатационников" нужно включить курс по проблематике систем класса «человек — техника». Специалист должен понимать, что многие проблемы, воспринимаемые как следствие отказа техники, являются следствием недостатков приспособленности техники к человеку или недоученности человека.
    1. N100 10 декабря 2016 21:09
      Специалист должен понимать, что многие проблемы, воспринимаемые как следствие отказа техники, являются следствием недостатков приспособленности техники к человеку или недоученности человека.


      Совершенно верно, изучение проблемы (человек-монитор) или ((человек-мини_монитор на один глаз пилота)) либо ещё ближе, когда нибудь научатся проецировать информацию прямо на сетчатку глаза.
      Реакция на стимул знакомой информации, принятие решения о запуске в соответствии с поступившей информацией, и временной интервал между принятием решения и нажатием на кнопку, во время разных перегрузок, эти знания физиологии очень важны для конструирования приборов, тем более тренинги по быстрому пониманию отказа устройства.

      Вообще, для начала в программу обучения инженеров разработчиков и "эксплуатационников" нужно включить курс по проблематике систем класса «человек — техника».
      hi
  24. Amper 10 декабря 2016 20:56
    Цитата: Fast_mutant
    Мне кажется, что американцы не просто так приостановили 5 поколение. И говорят о 6 (вероятно беспилотник). Человека ВНУТРИ самолета нет - хоть 100 Ж перегруз делай, Вместо ОДНОГО пилота хоть роту сажай за АРМы (пилот + оператор рэб + оператор вооружения+ кто то еще)... А вслучае чего обученный персонал в креслах сидит, а не от врагов по земле бегает. Так что, думаю, будущее за беспилотными аппаратами. При всем глубочайшем уважении к летчикам!

    Да, мгновенные реакции, ускорения на уровне прочности материалов, скорости... поле битвы за роботами.
    Но пока территория не занята сухопутными войсками и полицейскими силами контроля, территория ничья!
    А тут уже характер и принципы - а мне это надо ? Не забываем химию....
    Современному Народу Россию ,мне кажется, уже по х.. , под кем он будет. Под Китаем или Сша, свои гнобят со всех сторон и края не видно.
  25. ДядяПаша 12 декабря 2016 15:24
    Было отмечено, что длительность перегрузки величиной в 10–12+ Gz более минуты
    это что должен делать самолет, чтобы такие перегрузки продолжались более минуты?
  26. Синьор Помидор 27 декабря 2016 07:41
    По моему, статью писали три человека. Или взяли три реферата на одну тему и тупо склеили без редактирования. На большее не тянет.
    Но тема интересная.
  27. kig 23 января 2017 14:17
    В общем, возможности техники и возможности человека окончательно разошлись. Следующий шаг - киборги.
    kig
  28. Dali 16 марта 2017 22:25
    1) На счёт киборгов пока обождём`с так сказать ...
    2) Примеры про дезориентацию в танковых башнях ... ну решили же проблему - Армата, необитаемая башня ...
    3) п.2 на что намекает граждане-товарищи-господа? - ... а как говориться что нам мешает, что и поможет - всевозрастающие возможности техники не осваиваются человеческими возможностями, так это с какой стороны посмотреть ...

    зы
    Ну чего все так к шлему привязались ... блин, шлем это уже устаревшая техника по сути для сверхманевренных самолётов ... поясняю, следите за логикой ... появились перегрузки, появился антиперегрузочный костюм ... появились сверх перегрузки, которые отключают мозг - появиться антиперегрузочная кабина, где не нужен будет шлем, грубо говоря успевай только крутить головой и никаких перегрузок

    Потому как мозг человека пока не прерплюнуть в реале ... а тот бой между роботом и лётчиком в общем то не показатель, слишком много допущений ... нестандартно, на уровне по качеству с человеком, мыслить робот в ближайшие "нанадцать" лет не сможет ...
  29. serg2108 6 апреля 2017 00:02
    медленно но верно будем двигаться к http://SSMaker.ru/16879bfb/
    laughing
Картина дня